О домашних занятиях. Советы логопеда.
Учитель-логопед Калмыкова Е.В.
Невозможно переоценить роль семьи, родителей в развитии каждого ребенка. Чрезвычайно велика роль родителей в развитии ребенка с ОВЗ. Следует понимать, что никакая самая тщательная работа специалистов дошкольного учреждения не исключает необходимости для родителей вести со своим ребенком специальные домашние занятия. Рекомендации для проведения домашних занятий с каждым ребенком родителям дают учитель-дефектолог, логопед и воспитатели.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо говорил. Для того, чтобы произношение звуков речи было правильным, нужны сильные и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Тренируют их специальной гимнастикой - артикуляционной. Основная цель гимнастики артикуляционной - укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность. Это необходимо для того, чтобы занимать и удерживать определенное положение для произнесения звука и своевременного переключения на следующую позицию - такие движения и происходят в потоке нашей речи. Логопед сам проводит артикуляционную гимнастику с ребенком и рекомендует родителям упражнения артикуляционной гимнастики для домашних занятий.
Логопед так же предлагает для домашних занятий игры и упражнения на развитие разных сторон речи: на пополнение словарного запаса, правильное употребление слов, правильное сочетание слов во фразе. Для этого в заданиях развивается внимание, память, мыслительные операции. Как известно, ребенок лучше усваивает материал, если есть опора на наглядные образы и в результате собственной деятельности. Поэтому логопед дает задания раскрасить, наклеить, нарисовать картинки в альбоме и использовать в играх и упражнениях уже плоды своей изобразительной деятельности. Тематику заданий логопеда обязательно используйте для совместных занятий с ребенком изобразительным творчеством (вне альбома) - пусть ребенок лепит, клеит, рисует и говорит: рассказывает, отвечает на ваши вопросы, комментирует.
Чтобы любая деятельность привела к достижению поставленных целей, необходимо выполнение ряда условий.
Первое условие - систематичность. Проводить домашние занятия с ребенком следует регулярно, лучше - в определенное время: например, каждый вечер перед ужином и в выходные дни после завтрака.
Второе условие - правильно подготовленное рабочее место. Ребенку и Вам должно быть удобно - сидя за столом или на ковре. А, быть может, ребенку будет удобнее стоять у стола или вертикальной поверхности (мольберта или стены). Освещение должно быть достаточным. Позаботтесь заранее о необходимых материалах и инструментах - пусть в доме будет достаточно бумаги для рисования разного размера - альбомных листов, листов ватмана, остатков обоев. Еще потребуется гуашь, цветные карандаши - лучше мягкие, мелки, фломастеры, кисти разной толщины и жесткости, клей и тряпочка для удаления его излишков, ножницы, небольшие емкости для воды и разведения красок, картон цветной и белый, цветная бумага, цветные лоскутки, нитки. Для лепки понадобится пластилин или тесто. Набор материалов для совместного творчества может зависеть от Вашей фантазии.
С первого дня приучайте ребенка поддерживать порядок на рабочем месте- покажите, что стол перед рисованием красками надо застелить клеенкой, чтобы он не испачкался. Клеенку после занятий надо протереть, привести в порядок. Приучайте ребенка складывать карандаши в коробку или ставить в специальный стакан.
Не забывайте хвалить ребенка - за успехи, за старание, за повторение попыток сделать лучше. Не скупитесь на награду: поцелуйте, обнимите, приласкайте независимо от результата. Пусть ребенок чувствует Вашу безусловную любовь и поддержку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.