. Произведение Бетховена – увертюра. Увертюра — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям. Людвиг Ван Бетховен— немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы». Бетховен писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.
3. Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году. Увертюра — первый из девяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой в 1576 году. А в 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость части Нидерландов.
4. Увертюра «Эгмонт» — произведение одночастное. В увертюре Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме. Увертюра начинается медленным вступлением . Здесь даны две резко контрастные темы. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную,
зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды: Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба: Зная содержание трагедии Гёте, можно с определенностью говорить о воплощении здесь образов двух враждебных сил: угнетателей-испанцев и страдающего под их властью нидерландского народа. Борьба этих сил составляет основу трагедии Гёте, развитие соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры. Как обычно, увертюра написана в форме сонатного аллегроДокумент Microsoft Office Word (.docx)
Домашняя работа «Людвиг ван Бетховен «Увертюра Эгмонт»
1. Сонатная форма — музыкальная форма, состоящая из трёх основных
разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и
побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем
(репризе) повторяется экспозиция с изменениями. Также иногда в сонатной
форме присутствуют остальные две части – вступление и кода. К
произведениям в сонатной форме относятся симфония, соната, увертюра,
концерт, квартет. Тремя первыми основателями сонатной формы считаются
Гайдн, Бетховен и Моцарт.
2. Произведение Бетховена – увертюра. Увертюра — инструментальное
вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету,
оперетте), а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам
и ораториям. Людвиг Ван Бетховен— немецкий композитор и пианист,
последний представитель «венской классической школы». Бетховен писал во
всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к
драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его
наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные,
скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки,
квартеты, увертюры, симфонии.
3. Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года
спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году. Увертюра — первый из
девяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим
героическим содержанием. События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда
народ Нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев. Борьбу
народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт
гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой
в 1576 году. А в 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания
признала независимость части Нидерландов.
4. Увертюра «Эгмонт» — произведение одночастное. В увертюре Бетховен
сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме.
Увертюра начинается медленным вступлением . Здесь даны две резко
контрастные темы. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно.
Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную,
зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты.
Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь
сарабанды: Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются
другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основемелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает
ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба: Зная
содержание трагедии Гёте, можно с определенностью говорить о воплощении
здесь образов двух враждебных сил: угнетателей-испанцев и страдающего
под их властью нидерландского народа. Борьба этих сил составляет основу
трагедии Гёте, развитие соответствующих музыкальных тем является
содержанием увертюры. Как обычно, увертюра написана в форме сонатного
аллегро. Главная партия имеет волевой, героический характер. Сила и
энергия ее постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у
виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается
всем оркестром fortissimo: Ход на секунду в начале мелодии раскрывает
родство главной партии со второй темой вступления — темой «страданий»
народа. Ее героический характер говорит уже не о покорности, а о
возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей. Побочная
партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе
черты обеих его тем. В первой фразе — аккордовой, тяжеловесной — без
труда можно узнать тему «поработителей». Изложенная в мажоре , она
звучит теперь не только торжественно, но и победно. И здесь эта тема
поручена струнным инструментам. Тихое звучание деревянных духовых
инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой
вступления: Мужественная и решительная заключительная партия завершает
экспозицию. Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается
сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие
«просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ».
Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз
завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами: Но «борьба» на этом
не заканчивается. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно
непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще — тема народа.
Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза заканчивается рядом
выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно,
передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя,
Эгмонта. Увертюра заканчивается большой кодой , в которой показан итог
борьбы. Ее торжественный и ликующий характер говорит о победе
народа: Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который
быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия.
Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты
пикколо. Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке
показать «борьбу» как неизбежный путь к достижению цели и грядущую
победу — основное содержание героических произведений композитора, в
том числе «Патетической сонаты», пятой симфонии, увертюры «Эгмонт».
5. Итак, в своём произведение Бетховен удивительно точно через звучание
музыки передал чувства героев, происходящие события, эмоции.