Конспект "Жанры русских народных песен"
Оценка 5

Конспект "Жанры русских народных песен"

Оценка 5
Документация +5
doc
Междисциплинарный 3
14.05.2024
Конспект "Жанры русских народных песен"
Цель урока: познакомить обучающихся с жанрами народной песни. Учебно - воспитательные задачи: 1. Формирование понятия «жанры народной песни»: колыбельная, лирическая, частушка, трудовая, хороводная. 2. Формирование эмоционального отношения к народным песням в процессе исполнения, слушания и размышления о них. 3. Вызвать эмоциональный отклик у обучающихся на разнохарактерные народные песни. 4. Достичь осознанного восприятия музыки. 5. Отработка вокально-хоровых навыков (петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни). 6. Развивать познавательные интересы, умение сравнивать, анализировать музыкальные произведения и делать определенные выводы. 7. Формировать навыки эмоционально-эстетического общения с искусством, необходимого для ориентации в мире музыки.
Тема _Жанры народной песни_.doc

Урок музыки.

3 класс.

Тема: «Жанры русских народных песен»

Цель урока: познакомить обучающихся с жанрами народной песни.

Учебно - воспитательные задачи:

1.    Формирование понятия «жанры народной песни»: колыбельная,   

     лирическая, частушка, трудовая, хороводная.

2.   Формирование эмоционального отношения  к народным песням  в процессе исполнения, слушания и размышления о них.

3.   Вызвать эмоциональный отклик у обучающихся на разнохарактерные народные песни.

4.   Достичь осознанного восприятия музыки.

5.   Отработка вокально-хоровых навыков (петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни).

6.   Развивать познавательные интересы, умение сравнивать, анализировать музыкальные произведения и делать определенные выводы.

7.    Формировать навыки эмоционально-эстетического общения с искусством, необходимого для ориентации в  мире музыки.

Формирование УУД.

 Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осоз­нания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства со­причастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственно­сти человека за общее благополучие;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с русской народной песней.

Познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая элек­тронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контро­лируемом пространстве Интернета;

- научиться основам смыслового восприятия художественных музыкальных произведений, выде­лять существенную информацию из музыкальных произведений разных жанров;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на осно­ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

 Коммуникативные:

- активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного;

- способность вести диалог;

-  способность встать на позицию другого человека;

- участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;

- продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- участие в коллективном обсуждении проблем.

 

Ход урока.

1.                        Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Стихи С. Есенина «Песни России» читает  учитель.

     (Идёт демонстрация слайдов  презентации «Россия» Слайд 1 - 5)                                     

Песня русская в берёзах,

Песня русская в хлебах –

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах…

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов!

Столько песен у России,

Сколько во поле цветов.

Кто  сложил её, не знаю,

Только песня та добра.

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова её простые

Душу трогают до слёз…

Столько песен у России

Сколько в рощице берёз.

Словно музыка степная,

Золотая рожь встаёт,

В полный голос слышен колос-

Это Родина поёт!

Песни русские такие,

Что охота подпевать...

Сколько песен у России, -

Никому не сосчитать.

2. Формулирование цели и задач урока.

(Слайд 6 стихотворение С. Есенина)

- О какой песне говорит Сергей Есенин? ( О русской народной песне.)

- Найдите ключевые фразы, в которых заключен главный смысл произведения.

- Чем отличаются народные песни от композиторских? ( Ответы учащихся.)

(Слайд 7)

- Да, народные песни слагал народ. Раньше люди, особенно деревенские, в большинстве своём были неграмотные, песни сочиняли и передавали друг другу по памя­ти, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Народные песни проще композиторских и отличаются своей мелодичностью и певучестью.

Русская народная песня раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский человек пел и поёт почти всегда - в походе и в краткие минуты отдыха, в горе и радости, в будни и праздники, в юности, зрелом возрасте и старости. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор.

- А какая она бывает, русская народная песня? Ответ вы найдёте, собрав слова.

(Слайд 8)

Групповая работа. «Собери слова»

- Что у вас получилось? (жанры народной песни)

- Кто вы думаете, что такое ЖАНР? ( Ответы детей)

- В словаре Ожегова  дается следующее определение слова ЖАНР. (Слайд 9)

ЖАНР - вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Лирический жанр. Вокальные, хоровые жанры. Жанр пейзажа, портрета.

- Сформулируйте тему урока. (Жанры русских народных песен)

(Слайд 10)

- Какие задачи вы поставите перед собой на урок? (Слайд 11)

- Я хочу познакомиться с …

- Я буду учиться отличать …

- Я буду учиться …

- Я хочу узнать…

3. Работа над новым материалом.

(Слайд 12)

- Ребята, вам необходимо разделиться на 2 группы.

Ваша задача прослушать песни и определить к какому жанру они относятся и по каким признакам вы выбирали и доказать это.

( Слайд 13, 14, 15)

- Какая  песня по характеру? (Ответы учащихся)

- Какая интонация песни? (Ответы учащихся)

- Какой ритм задает песня?

- Что вы смогли себе представить во время прослушивания песни?

Дети работают в группах.

Выступление каждой группы.  Подведение итогов урока и обобщение по теме.

 

- Хоровод – древний народный круговой массовый обрядовый танец. У восточных славян хороводом называют игры на открытом воздухе, с исполнением танца-хоровода. Чаще играли, водили хороводы весной, в начале лета. И мы с вами водим хоровод под названием «Каравай».

- Кто участвует в хороводе в честь именинника? ( Все.)

- Трудовые песни включались в трудовой процесс. Они организовывали коллективную работу с помощью определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание. Отдельные слова трудовой песни, строки или весь текст были организующей командой, служили сигналом к объединению усилий, началу или завершению трудового процесса.

- А что нужно для того, чтобы узнать и другие жанры народной песни? (Ответы детей)

4.  Физминутка

Под русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки» класс инсценирует возвращение солдат в город с войны.

(Звучит видео с песней «Солдатушки, бравы ребятушки»)

(Слайд 21)

- Смогли ли вы определить жанр этой русской народной песни? (Солдатская.)

5.                  Итог урока.

- С какими жанрами русской народной песни мы сегодня познакомились?

- Чем они отлича­ются друг от друга?

- Как вы думаете, почему народная песня быстрей и лучше запомина­ется?

- Народная песня ближе и родней людям, её поют дети и взрослые, ба­бушки и дедушки.

6.                  Рефлексия.

- Подумай, достиг ли ты той цели, которую поставил в начале урока?

Ученики дополняют предложения: (Слайд 22)

- Я понял, что …  - Мне удалось …  - Мне понравилось …

- Мне было на уроке …  - Я узнал, что …  - Теперь я знаю, что …

- В будущем я хочу …  - Мне было трудно …

7.                  Домашнее задание. (Слайд 23)

- Придумайте свою шуточную песенку, возможно именно ваша песня сможет со временем стать народной и любимой. (Слайд 24)

 


Урок музыки. 3 класс. Тема: «Жанры русских народных песен»

Урок музыки. 3 класс. Тема: «Жанры русских народных песен»

Ход урока. 1.

Ход урока. 1.

А какая она бывает, русская народная песня?

А какая она бывает, русская народная песня?

Чем они отлича­ются друг от друга? -

Чем они отлича­ются друг от друга? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2024