Урок музыки.
3 класс.
Тема: «Жанры русских народных песен»
Цель урока: познакомить обучающихся с жанрами народной песни.
Учебно - воспитательные задачи:
1. Формирование понятия «жанры народной песни»: колыбельная,
лирическая, частушка, трудовая, хороводная.
2. Формирование эмоционального отношения к народным песням в процессе исполнения, слушания и размышления о них.
3. Вызвать эмоциональный отклик у обучающихся на разнохарактерные народные песни.
4. Достичь осознанного восприятия музыки.
5. Отработка вокально-хоровых навыков (петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни).
6. Развивать познавательные интересы, умение сравнивать, анализировать музыкальные произведения и делать определенные выводы.
7. Формировать навыки эмоционально-эстетического общения с искусством, необходимого для ориентации в мире музыки.
Формирование УУД.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с русской народной песней.
Познавательные:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- научиться основам смыслового восприятия художественных музыкальных произведений, выделять существенную информацию из музыкальных произведений разных жанров;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные:
- активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного;
- способность вести диалог;
- способность встать на позицию другого человека;
- участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- участие в коллективном обсуждении проблем.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Стихи С. Есенина «Песни России» читает учитель.
(Идёт демонстрация слайдов презентации «Россия» Слайд 1 - 5)
Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов!
Столько песен у России,
Сколько во поле цветов.
Кто сложил её, не знаю,
Только песня та добра.
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова её простые
Душу трогают до слёз…
Столько песен у России
Сколько в рощице берёз.
Словно музыка степная,
Золотая рожь встаёт,
В полный голос слышен колос-
Это Родина поёт!
Песни русские такие,
Что охота подпевать...
Сколько песен у России, -
Никому не сосчитать.
2. Формулирование цели и задач урока.
(Слайд 6 стихотворение С. Есенина)
- О какой песне говорит Сергей Есенин? ( О русской народной песне.)
- Найдите ключевые фразы, в которых заключен главный смысл произведения.
- Чем отличаются народные песни от композиторских? ( Ответы учащихся.)
(Слайд 7)
- Да, народные песни слагал народ. Раньше люди, особенно деревенские, в большинстве своём были неграмотные, песни сочиняли и передавали друг другу по памяти, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Народные песни проще композиторских и отличаются своей мелодичностью и певучестью.
Русская народная песня раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский человек пел и поёт почти всегда - в походе и в краткие минуты отдыха, в горе и радости, в будни и праздники, в юности, зрелом возрасте и старости. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор.
- А какая она бывает, русская народная песня? Ответ вы найдёте, собрав слова.
(Слайд 8)
Групповая работа. «Собери слова»
- Что у вас получилось? (жанры народной песни)
- Кто вы думаете, что такое ЖАНР? ( Ответы детей)
- В словаре Ожегова дается следующее определение слова ЖАНР. (Слайд 9)
ЖАНР - вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
Лирический жанр. Вокальные, хоровые жанры. Жанр пейзажа, портрета.
- Сформулируйте тему урока. (Жанры русских народных песен)
(Слайд 10)
- Какие задачи вы поставите перед собой на урок? (Слайд 11)
- Я хочу познакомиться с …
- Я буду учиться отличать …
- Я буду учиться …
- Я хочу узнать…
3. Работа над новым материалом.
(Слайд 12)
- Ребята, вам необходимо разделиться на 2 группы.
Ваша задача прослушать песни и определить к какому жанру они относятся и по каким признакам вы выбирали и доказать это.
( Слайд 13, 14, 15)
- Какая песня по характеру? (Ответы учащихся)
- Какая интонация песни? (Ответы учащихся)
- Какой ритм задает песня?
- Что вы смогли себе представить во время прослушивания песни?
Дети работают в группах.
Выступление каждой группы. Подведение итогов урока и обобщение по теме.
- Хоровод – древний народный круговой массовый обрядовый танец. У восточных славян хороводом называют игры на открытом воздухе, с исполнением танца-хоровода. Чаще играли, водили хороводы весной, в начале лета. И мы с вами водим хоровод под названием «Каравай».
- Кто участвует в хороводе в честь именинника? ( Все.)
- Трудовые песни включались в трудовой процесс. Они организовывали коллективную работу с помощью определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание. Отдельные слова трудовой песни, строки или весь текст были организующей командой, служили сигналом к объединению усилий, началу или завершению трудового процесса.
- А что нужно для того, чтобы узнать и другие жанры народной песни? (Ответы детей)
4. Физминутка
Под русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки» класс инсценирует возвращение солдат в город с войны.
(Звучит видео с песней «Солдатушки, бравы ребятушки»)
(Слайд 21)
- Смогли ли вы определить жанр этой русской народной песни? (Солдатская.)
5. Итог урока.
- С какими жанрами русской народной песни мы сегодня познакомились?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Как вы думаете, почему народная песня быстрей и лучше запоминается?
- Народная песня ближе и родней людям, её поют дети и взрослые, бабушки и дедушки.
6. Рефлексия.
- Подумай, достиг ли ты той цели, которую поставил в начале урока?
Ученики дополняют предложения: (Слайд 22)
- Я понял, что … - Мне удалось … - Мне понравилось …
- Мне было на уроке … - Я узнал, что … - Теперь я знаю, что …
- В будущем я хочу … - Мне было трудно …
7. Домашнее задание. (Слайд 23)
- Придумайте свою шуточную песенку, возможно именно ваша песня сможет со временем стать народной и любимой. (Слайд 24)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.