Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.
Соната посвящена 18-летней Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться. Соната состоит из трех частей:
Adagio sostenuto. Соната начинается тем, что обычно является средней частью сонатного цикла — медленной, сумрачной, довольно скорбной музыкой. Известный музыкальный критик Александр Серов находит в первой части сонаты выражение «смертельного уныния». Эта часть состоит из трех необычайно выразительных и очень ясно различимых музыкальных элементов: спокойное движение как бы хоральных аккордов, определяемое движением басовых октав; гармоническая триольная фигурация, с неумолимостью проходящая через всю часть, — сравнительно редкий у Бетховена пример выдержанного через все сочинение однообразного ритмического движения, так часто встречающегося у Баха, и, наконец, скорбный малоподвижный мелодический голос, ритмически почти совпадающий с линией баса. Соединяясь в одно гармоническое целое, каждый из этих элементов живёт самостоятельной жизнью, образуя непрерывную живую декламационную линию, а не «подыгрывая» только свою партию к ведущему голосу.
Allegretto — вторая часть сонаты. «Утешительное» настроение второй части легко переходит в увеселительное скерцандо, в корне противоречащее смыслу произведения. Я слышал десятки, если не сотни раз такую трактовку. В таких случаях я обычно напоминаю ученику крылатое словцо Листа об этом аллегретто: «Это цветок между двух пропастей», и стараюсь ему доказать, что аллегория эта не случайна, что она удивительно точно передает не только дух, но и форму сочинения, ибо первые такты мелодии напоминают поневоле раскрывающуюся чашечку цветка, а последующие — свисающие на стебле листья. Прошу помнить, что я никогда не «иллюстрирую» музыку, то есть в данном случае я не говорю, что эта музыка есть цветок, — я говорю, что она может вызвать духовное, зрительное впечатление цветка, символизировать его, подсказать воображению образ цветка.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Соната №14 «Лунная»
Ученик 6 Б. Б.Никита
ЛУННАЯ СОНАТА
(текст на музыку первой части сонаты №14
Л. Бетховена, называемой "Лунной")
Возлюбленной, Джульете Гвичарди,
посвящается эта музыка сердца!
Лик земли скрыт во мгле...
Даль звёзд вознеслась!
Эта ночь шлёт земле
Песнь грёз лучшую для нас!
Свет звёзд поёт! Зовёт в полёт!
О, милый друг мой, ты молчишь...
Милый друг, дай ответ!
Как мне быть? Душа моя плачет!
Плачет и имя любимой
Зовет одно...
Грусть мою увенчал
В эту ночь сон сон земли!
Этот мир в чарах сна!
Звенит тишина!
Звёздный свет, дай ответ!
Но всё спит... спит всё в ночи...
Хор звёзд так тих! Гляжу на них
Лишь звук... лишь сердца стук
Здесь в ночи шепчет мне трепетно
Песнь грусти свою...Милый друг,
Где же ты?
Дай ответ!
Жду тебя!..
О жанре
Соната жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма,
называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и
фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Ряд инструментальных пьес, написанных для
многих оркестровых составов, принято называть не сонатой, а большим концертом. Также
словом «соната» может называться собрание пьес в одно целое, потому что некоторые из
этих пьес написаны в сонатной форме.Название «соната» произошло от итальянского
глагола «sonare», что переводится как «звучать». Соната состоит из трех частей. Первая
часть всегда быстрая, стремительная, вторая, наоборот, медленная и размеренная, ей на
смену приходит заключительная часть, которая пишется в духе первой (то есть, быстрая).
От сюиты соната отличается тем, что все части связаны между собой. Между ними нет
сильного контраста, кроме темпа, музыкальный материал дополняет предыдущий
Соната для фортепиано № 14 додиез минор, ор. 27, № 2 («Лунная») — музыкальное
произведение, написанное немецким композитором Людвигом ван Бетховеном в 1800—
1801 годах. «Лунной» первую часть сонаты (Adagio sostenuto) назвал музыкальный критик
Людвиг Рельштаб в 1832 году, уже после смерти автора — он сравнил это произведение с
«лунным
Фирвальдштетским
озером».
светом
над
Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и
романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех
существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям,
хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные
произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для
фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало
значительное
веков.
симфонизм XIX
воздействие
XX
на
и
Соната посвящена 18летней Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал
уроки музыки. Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться.“Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит
меня и любима мною”. Бетховен, из письма Францу Вегелеру 16 ноября 1801 года.
В марте 1802 года соната № 14 — с посвящением Джульетте — была опубликована в
Бонне, хотя с первых месяцев 1802 года Джульетта оказывала явное предпочтение
композитору Венцелю Галенбергу и, в итоге, вышла за него замуж. Через полгода после
написания сонаты, 6 октября 1802 года, Бетховен в отчаянии пишет «Гейлигенштадтское
завещание». Некоторые бетховеноведы считают, что именно графине Гвиччарди
композитор адресовал письмо, известное как письмо «к бессмертной возлюбленной». Оно
было обнаружено после смерти Бетховена в потайном ящике его гардероба. Бетховен
хранил миниатюрный портрет Джульетты вместе с этим письмом и «Гейлигенштадтским
завещанием». Тоска неразделённой любви, мука потери слуха — всё это выразил
композитор
в
Соната состоит из трех частей:
«Лунной»
сонате.
1. Adagio sostenuto. Соната начинается тем, что обычно является средней частью сонатного
цикла — медленной, сумрачной, довольно скорбной музыкой. Известный музыкальный
критик Александр Серов находит в первой части сонаты выражение «смертельного
уныния». Эта часть состоит из трех необычайно выразительных и очень ясно различимых
музыкальных элементов: спокойное движение как бы хоральных аккордов, определяемое
движением басовых октав; гармоническая триольная фигурация, с неумолимостью
проходящая через всю часть, — сравнительно редкий у Бетховена пример выдержанного
через все сочинение однообразного ритмического движения, так часто встречающегося у
Баха, и, наконец, скорбный малоподвижный мелодический голос, ритмически почти
совпадающий с линией баса. Соединяясь в одно гармоническое целое, каждый из этих
элементов живёт самостоятельной жизнью, образуя непрерывную живую декламационную
линию, а не «подыгрывая» только свою партию к ведущему голосу.
2. Allegretto — вторая часть сонаты. «Утешительное» настроение второй части легко
переходит в увеселительное скерцандо, в корне противоречащее смыслу произведения. Я
слышал десятки, если не сотни раз такую трактовку. В таких случаях я обычно напоминаю
ученику крылатое словцо Листа об этом аллегретто: «Это цветок между двух пропастей»,
и стараюсь ему доказать, что аллегория эта не случайна, что она удивительно точно
передает не только дух, но и форму сочинения, ибо первые такты мелодии напоминают
поневоле раскрывающуюся чашечку цветка, а последующие — свисающие на стебле
листья. Прошу помнить, что я никогда не «иллюстрирую» музыку, то есть в данном случаея не говорю, что эта музыка есть цветок, — я говорю, что она может вызвать духовное,
зрительное впечатление цветка, символизировать его, подсказать воображению образ
цветка.
— Генрих Нейгауз, «Об искусстве фортепианной игры»
Позабываю сказать, что в этой сонате есть ещё скерцо. Нельзя не удивляться, как тут
замешалось это скерцо, не имеющее никакого отношения ни к предыдущему, ни к
последующему. «Это цветок между двух пропастей», сказал Лист. Пожалуй! Но такое
место, я полагаю, не слишком эффектно для цветка, так что с этой стороны метафора
господина Листа, может быть, и не лишена верности.
— Александр Серов
3. Presto agitato — третья часть сонаты. Внезапное адажио… пиано… Человек, доведенный
до крайности, умолкает, дыхание пресеклось. И когда через минуту дыхание оживает и
человек поднимается, кончены тщетные усилия, рыдания, буйства. Все сказано, душа
опустошена. В последних тактах остается только величественная сила, покоряющая,
укрощающая, принимающая поток.
— Ромен Роллан
Я считаю это лучшее произведение в истории музыки. Соната раскладывает мысли “по
Итак, соната № 14 очень печальное произведение, пропитанное грустью и тоской
полкам”, и успокаивает.
Вывод