Домашняя работа "Соната №14 "Лунная»"

  • Домашняя работа
  • docx
  • 10.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков. Соната посвящена 18-летней Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться. Соната состоит из трех частей: Adagio sostenuto. Соната начинается тем, что обычно является средней частью сонатного цикла — медленной, сумрачной, довольно скорбной музыкой. Известный музыкальный критик Александр Серов находит в первой части сонаты выражение «смертельного уныния». Эта часть состоит из трех необычайно выразительных и очень ясно различимых музыкальных элементов: спокойное движение как бы хоральных аккордов, определяемое движением басовых октав; гармоническая триольная фигурация, с неумолимостью проходящая через всю часть, — сравнительно редкий у Бетховена пример выдержанного через все сочинение однообразного ритмического движения, так часто встречающегося у Баха, и, наконец, скорбный малоподвижный мелодический голос, ритмически почти совпадающий с линией баса. Соединяясь в одно гармоническое целое, каждый из этих элементов живёт самостоятельной жизнью, образуя непрерывную живую декламационную линию, а не «подыгрывая» только свою партию к ведущему голосу. Allegretto — вторая часть сонаты. «Утешительное» настроение второй части легко переходит в увеселительное скерцандо, в корне противоречащее смыслу произведения. Я слышал десятки, если не сотни раз такую трактовку. В таких случаях я обычно напоминаю ученику крылатое словцо Листа об этом аллегретто: «Это цветок между двух пропастей», и стараюсь ему доказать, что аллегория эта не случайна, что она удивительно точно передает не только дух, но и форму сочинения, ибо первые такты мелодии напоминают поневоле раскрывающуюся чашечку цветка, а последующие — свисающие на стебле листья. Прошу помнить, что я никогда не «иллюстрирую» музыку, то есть в данном случае я не говорю, что эта музыка есть цветок, — я говорю, что она может вызвать духовное, зрительное впечатление цветка, символизировать его, подсказать воображению образ цветка.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Иконка файла материала Домашня работа Лунная соната.docx
Соната №14 «Лунная»                                           Ученик 6 Б. Б.Никита                          ЛУННАЯ СОНАТА (текст на музыку первой части сонаты №14 Л. Бетховена, называемой "Лунной") Возлюбленной, Джульете Гвичарди, посвящается эта музыка сердца!  Лик земли скрыт во мгле... Даль звёзд вознеслась! Эта ночь шлёт земле Песнь грёз лучшую для нас! Свет звёзд поёт! Зовёт в полёт! О, милый друг мой, ты молчишь... Милый друг, дай ответ! Как мне быть? Душа моя плачет! Плачет и имя любимой Зовет одно... Грусть мою увенчал В эту ночь сон ­ сон земли! Этот мир в чарах сна! Звенит тишина! Звёздный свет, дай ответ! Но всё спит... спит всё в ночи... Хор звёзд так тих! Гляжу на них ­ Лишь звук... лишь сердца стук Здесь в ночи шепчет мне трепетно Песнь грусти свою...Милый друг, Где же ты? Дай ответ! Жду тебя!.. О жанре  Соната ­ жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых составов, принято называть не сонатой, а большим концертом. Также словом «соната» может называться собрание пьес в одно целое, потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме.Название «соната» произошло от итальянского глагола «sonare», что переводится как «звучать». Соната состоит из трех частей. Первая часть всегда быстрая, стремительная, вторая, наоборот, медленная и размеренная, ей на смену приходит заключительная часть, которая пишется в духе первой (то есть, быстрая). От сюиты соната отличается тем, что все части связаны между собой. Между ними нет сильного контраста, кроме темпа, музыкальный материал дополняет предыдущий Соната для фортепиано № 14 до­диез минор, ор. 27, № 2 («Лунная») — музыкальное произведение, написанное немецким композитором Людвигом ван Бетховеном в 1800— 1801 годах. «Лунной» первую часть сонаты (Adagio sostenuto) назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году, уже после смерти автора — он сравнил это произведение с   «лунным Фирвальдштетским озером». светом над               Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом,   один   из   наиболее   исполняемых   композиторов   в   мире.   Он   писал   во   всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые   сочинения.   Самым   значительным   в   его   наследии   считаются   инструментальные произведения:   фортепианные,   скрипичные   и   виолончельные   сонаты,   концерты   для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное веков. симфонизм   XIX   воздействие   XX   на и            Соната посвящена 18­летней Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки   музыки.   Композитор   был   влюблён   в   юную   графиню   и   хотел   на   ней   жениться.“Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня   и   любима   мною”.   Бетховен,   из   письма   Францу   Вегелеру   16   ноября   1801   года.      В марте 1802 года соната № 14 — с посвящением Джульетте — была опубликована в Бонне,   хотя   с   первых   месяцев   1802   года   Джульетта   оказывала   явное   предпочтение композитору Венцелю Галенбергу и, в итоге, вышла за него замуж. Через полгода после написания сонаты, 6 октября 1802 года, Бетховен в отчаянии пишет «Гейлигенштадтское завещание».   Некоторые   бетховеноведы   считают,   что   именно   графине   Гвиччарди композитор адресовал письмо, известное как письмо «к бессмертной возлюбленной». Оно было   обнаружено   после   смерти   Бетховена   в   потайном   ящике   его   гардероба.   Бетховен хранил миниатюрный портрет Джульетты вместе с этим письмом и «Гейлигенштадтским завещанием».   Тоска   неразделённой   любви,   мука   потери   слуха   —   всё   это   выразил композитор в      Соната состоит из трех частей:     «Лунной»   сонате. 1. Adagio sostenuto. Соната начинается тем, что обычно является средней частью сонатного цикла — медленной, сумрачной, довольно скорбной музыкой. Известный музыкальный критик Александр Серов находит в первой части сонаты выражение «смертельного уныния». Эта часть состоит из трех необычайно выразительных и очень ясно различимых музыкальных элементов: спокойное движение как бы хоральных аккордов, определяемое движением басовых октав; гармоническая триольная фигурация, с неумолимостью проходящая через всю часть, — сравнительно редкий у Бетховена пример выдержанного через все сочинение однообразного ритмического движения, так часто встречающегося у Баха, и, наконец, скорбный малоподвижный мелодический голос, ритмически почти совпадающий с линией баса. Соединяясь в одно гармоническое целое, каждый из этих элементов живёт самостоятельной жизнью, образуя непрерывную живую декламационную линию, а не «подыгрывая» только свою партию к ведущему голосу. 2. Allegretto — вторая часть сонаты. «Утешительное» настроение второй части легко переходит в увеселительное скерцандо,  в корне противоречащее смыслу произведения. Я слышал десятки, если не сотни раз такую трактовку. В таких случаях я обычно напоминаю ученику крылатое словцо Листа об этом аллегретто: «Это цветок между двух пропастей», и стараюсь ему доказать, что аллегория эта не случайна, что она удивительно точно передает не только дух, но и форму сочинения, ибо первые такты мелодии напоминают поневоле раскрывающуюся чашечку цветка, а последующие — свисающие на стебле листья. Прошу помнить, что я никогда не «иллюстрирую» музыку, то есть в данном случаея не говорю, что эта музыка есть цветок, — я говорю, что она может вызвать духовное, зрительное впечатление цветка, символизировать его, подсказать воображению образ цветка. — Генрих Нейгауз, «Об искусстве фортепианной игры» Позабываю сказать, что в этой сонате есть ещё скерцо. Нельзя не удивляться, как тут замешалось это скерцо, не имеющее никакого отношения ни к предыдущему, ни к последующему. «Это цветок между двух пропастей», сказал Лист. Пожалуй! Но такое место, я полагаю, не слишком эффектно для цветка, так что с этой стороны метафора господина Листа, может быть, и не лишена верности. — Александр Серов 3. Presto agitato — третья часть сонаты. Внезапное адажио… пиано… Человек, доведенный до крайности, умолкает, дыхание пресеклось. И когда через минуту дыхание оживает и человек поднимается, кончены тщетные усилия, рыдания, буйства. Все сказано, душа опустошена. В последних тактах остается только величественная сила, покоряющая, укрощающая, принимающая поток. — Ромен Роллан Я считаю это лучшее произведение в истории музыки. Соната раскладывает мысли “по Итак, соната № 14 очень печальное произведение, пропитанное грустью и тоской полкам”, и успокаивает. Вывод