Подпочва картины – реальное событие о несчастной любви С. М. Варенцова – зажиточного фабриканта, друга Пукирева. Который обручился с бедной юной девушкой С.Н. Рыбниковой. Однако творческая фантазия художника не ограничилась подлинными фактами. Пукирев сознательно изобразил жениха более пожилым, а невесту почти дитям. К тому же, жених у Пукирева не фабрикант, а сухой и чопорный отставной генерал.
Автор красками придает ему неприятного внешнего вида: глубокие морщины на лице, дряблая кожа, туго зажатый воротник – все говорит о том, что чиновник черствый человек. Его не волнуют слезы невесты. Не повернув к ней головы, жених лишь шепотом высказывает свое недовольство.
Молоденькая невеста – полный контраст «новобрачного». У нее миловидное овальное личико, маленькие губки, русые волосы отливают шелковым блеском. В свадебном платье с кружевами, прозрачной фате она выглядит по-особому трепетно и прелестно.Свое уникально произведение живописи В. В. Пукирев посвятил судьбе «бесприданницы». Его полотно «Неравный брак» благодаря своей актуальности было хорошо воспринято публикой.Автор картины умер в крайней бедности, полузабытый. Но картина его не забылась. По словам Ильи Репина, она попортила «много крови… не одному старому генералу», а историк Николай Костомаров признавался друзьям, что под впечатлением от нее «отказался от намерения жениться на молодой девушке». Да и в наше время полотно Пукирева не утратило актуальности, о чем ярко свидетельствуют многочисленные телешоу из категории «Богатые тоже плачут»…
К этой картине, на мой взгляд, подходит ноктюрн Разлука Михаила Ивановича Глинки «Ноктюрн. Разлука». Музыка эта очень нежна я и грустная. Глинка, как и Пукирев, жил в 19 веке. Ноктюрн близок картине по времени и настроениюСинтез музыки изо в домашней работе
«Услышать музыку картины: «Василий Владимирович Пукирёв «Неравный брак»
Подпочва картины – реальное событие о несчастной любви С. М. Варенцова – зажиточного
фабриканта, друга Пукирева. Который обручился с бедной юной девушкой С.Н.
Рыбниковой. Однако творческая фантазия художника не ограничилась подлинными
фактами. Пукирев сознательно изобразил жениха более пожилым, а невесту почти дитям. К
тому же, жених у Пукирева не фабрикант, а сухой и чопорный отставной генерал.
Автор красками придает ему неприятного внешнего вида: глубокие морщины на лице,
дряблая кожа, туго зажатый воротник – все говорит о том, что чиновник черствый человек.
Его не волнуют слезы невесты. Не повернув к ней головы, жених лишь шепотом
высказывает свое недовольство.Молоденькая невеста – полный контраст «новобрачного». У нее миловидное овальное
личико, маленькие губки, русые волосы отливают шелковым блеском. В свадебном платье с
кружевами, прозрачной фате она выглядит поособому трепетно и прелестно.Свое
уникально произведение живописи В.В.Пукирев посвятил судьбе «бесприданницы». Его
полотно «Неравный брак» благодаря своей актуальности было хорошо воспринято
публикой.
На этой картине я вижу несчастную невесты, вынужденную выйти замуж за богатого и
нелюбимого старика. Её разлука со счастливой жизнью неизбежна, вокруг одно
равнодушие. Всю боль души, надрыв сердечной страсти художник воплотил на этом
холсте, на лице невесты. Для того, чтобы в полной мере понять успех картины Василия
Владимировича Пукирева «Неравный брак», следовало бы оказаться в Петербурге начала
1860х годов. Можно поступить иначе: внимательно перечитать впечатление современника
о появлении на академической выставке 1862 года названного полотна. Лучшим же
свидетелем этого события, возможно, является В.В. Стасов, видный деятель отечественной
культуры второй половины XIX века: «Неравный брак» Пукирева — одна из самых
капитальных, но вместе с тем трагических картин русской школы. Что может быть проще
взятого тут сюжета? Продажа и покупка невесты — это ли еще не сцена, которую всякий
видит собственными глазами чуть не каждый день? И, однако, никто раньше Пукирева не
запечатлел ее на веки веков на полотне: так все заняты были греческими героями и
христианскими мучениками, точно будто бы и тут не герои и не мученики. Все русское
общество горячо схватилось за эту картину и сразу глубоко полюбило ее. Академия
принуждена была поскорее присудить Пукиреву профессорский диплом, даром что тут
явилось одно из самых вопиющих дел: изображение ничтожной “домашней сцены” в
размерах самой натуры, в тех размерах, в которых имеют право являться на свет одни
высокие сцены, изображаемые истинным искусством. Это ли не торжество новой школы?..»
Сцену эту Пукирев не только видел, но и пережил лично. Что, впрочем, не удивительно:
деньги и положение всегда имели немалое значение… Бывший крепостной из села
Лужники Каширского уезда Тульской губернии первые уроки рисования получил у
деревенского иконописца, а продолжил учебу в Московском училище живописи, ваяния и
зодчества, добывая средства к существованию частными уроками и продажей своих работ.
Особенно удавались ему портреты. Уже на третьем году в училище Пукирев заслужил
звание неклассного художника, дававшее право на преподавание, а один из педагогов
предложил ему совместно работать с учениками, деля пополам скромную зарплату. Этого,однако, не получилось — есть версия, что Василий Владимирович отказался от
предложения из гордости и продолжал жизнь впроголодь. Материальное положение его
поправилось только после окончания учебы. За картину «Татьяна» Пукирев был удостоен
звания «академика по живописи исторической и портретной», имел довольно много
заказов, преподавал в училище. Был Василий Владимирович человеком дружелюбным и
общительным, поэтому не удивительно, что учившийся у него купеческий сын Сергей
Варенцов поделился с Пукиревым историей своей любви к дочке купца Рыбникова.
Родители девушки предпочли ему более старшего по возрасту «очень богатого и хорошего
человека», вспоминал племянник Варенцова Николай, мемуары которого дошли до нашего
времени. В довершение к этой обиде несостоявшемуся жениху пришлось быть шафером на
свадьбе удачливого соперника, с которым Сергей состоял в родстве. В. В. Пукирев,
«Неравный брак», фрагмент, 1862 г Фото: ru.wikipedia.org Пукирев «воспользовался
рассказом приятеля для сюжета картины „Неравный брак“, изобразив… шафера, стоящего
со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Изза этой картины между
Сергеем Михайловичем и Пукиревым вышла крупная ссора, когда Варенцов увидел
изображение свое на ней. Художник был вынужден приделать маленькую бородку шаферу,
оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович бороды не носил».
Автор полотна и Варенцов были внешне довольно схожи, очевидно, поэтому появилась
версия о том, что в образе шафера Пукирев написал себя. Реальный прототип был и
у «картинной» невесты. Это Прасковья Матвеевна Варенцова — однофамилица Сергея
Михайловича, внучатая племянница княгини ЩепинойРостовской, урожденной
ВаренцовойТарховской. Пукирев был влюблен в нее и хотел жениться, надеясь, что
обретенные им известность и некоторое благосостояние обеспечат согласие родителей на
брак. Однако те отказали, рассчитывая на более выгодную партию. Дальнейшая судьба ее
стала известна в начале 2000х годов, когда в Третьяковскую галерею поступил портрет
женщины с надписью на обороте: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года
назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа
Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне». Личная драма, по существу
предсказанная Пукиревым самому себе, сломала художника. По воспоминаниям
современников, у него испортился характер, он стал выпивать, работа не шла — новые
картины «значительно уступали в достоинстве „Неравному браку“, а некоторые из них
вышли даже очень посредственными. Еще слабее были религиозные картины, писанные
Пукиревым в конце его деятельности», — отмечает словарь Брокгауза и Ефрона.Автор картины умер в крайней бедности, полузабытый. Но картина его не забылась. По
словам Ильи Репина, она попортила «много крови… не одному старому генералу», а
историк Николай Костомаров признавался друзьям, что под впечатлением от нее
«отказался от намерения жениться на молодой девушке». Да и в наше время полотно
Пукирева не утратило актуальности, о чем ярко свидетельствуют многочисленные телешоу
из категории «Богатые тоже плачут»…
К этой картине, на мой взгляд, подходит ноктюрн Разлука Михаила Ивановича Глинки
«Ноктюрн. Разлука». Музыка эта очень нежна я и грустная. Глинка, как и Пукирев, жил в
19 веке. Ноктюрн близок картине по времени и настроению
Источники
https://shkolazhizni.ru/culture/articles/79083/
© Shkolazhizni.ru
https://histetnol.livejournal.com/2299459.html
http://opisaniekartin.com/opisaniekartinyvasiliyapukirevaneravnyjbrak/
http://muzcolor.ru/?s=