Дополнительная образовательная программа для детей школьного возраста по волейболу. Срок реализации программы 1 год Руководитель: Учитель физической культуры первой квалификационной категории Фадеев Владимир Николаевич

  • doc
  • 27.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа волейбол 2018-19.doc

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 Тогучинского района

«Сурковская средняя  школа»

 

 

 

«Принято»                                             «УТВЕРЖДАЮ»

       на заседании                                             Директор школы:_________

педагогического совета                                  Н.И. Залевская                                     Протокол № ____                                            Приказ №______

«____»_________2018 г.                                 от  «______»_____ _2018 г.    

 

 

 

j0301480

 

 

         

Дополнительная образовательная программа

для детей  школьного возраста по волейболу.

Срок реализации  программы 1 год

 

 

                              Руководитель:                                          

                                                         Учитель физической культуры   

             первой  квалификационной категории

             Фадеев Владимир Николаевич

 

 

 

 

с. Сурково, 2018 г

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа составлена на основе программы «Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ спортивной секции «Волейбол» под редакцией А.В. Долинской; «Пособие для учителей и методистов» / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. -2-е изд.-М: Просвещение, 2014.

     Волейбол – один из более увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.

     Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.

     Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.

     Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками.

     В процессе игровой деятельности занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить.

     Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.

      При обучении основам волейбола учащиеся знакомятся с содержанием и основными правилами игры, овладевают техникой игровых приемов, усваивают простейшие тактические комбинации.

     Занятия по волейболу направлены на физическое развитие учащихся, воспитание у них настойчивости, дисциплины, коллективизма, чувство дружбы и товарищества.

      Физкультуре и спорту придается большое общественно – воспитательное значение. Занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию всех функций организма, укреплению нервной, сердечно –сосудистой, дыхательной систем, опорно–двигательного аппарата, повышают сопротивляемость организма человека к неблагоприятным влияниям внешней среды, содействуют повышению общего культурного уровня.

     Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на 1 год обучения.

     В  круж­ке занимаются учащиеся 14-18 лет.    Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу воспитанниками контрольных нор­мативов, участие в соревнованиях.

Цель:

    Содействие физическому раз­витию воспитанников, воспитанию гармонично развитых, стойких защит­ников Родины, при­витие интереса к систематическим занятиям физической культу­рой и спортом, подготовка к выполнению нормативов.

 За­дачи:

реализации программы:

-  укрепление здоровья и закаливание организма воспитанников;

-  содействие правильному физическому развитию, повышение об­щей физической подготовленности,

-   развитие специальных физи­ческих способностей, необходимых для совершенствования игро­вого навыка;

-   дальнейшее  изучение и совершенствование основ техники и тактики игры;

-  приобретение навыка в организации и проведении  учебно-тренировочных занятий и соревнований;

-   под­готовка и выполнение нормативов по ви­дам подготовки.

     Основной принцип работы кружка по волейболу — выполнение программных требований по физической, технической, тактиче­ской, теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.

     Основой подготовки воспитанников  яв­ляется универсальность в овладении технико-тактическими приемами игры.

     Занятия в кружке проводятся  по 2 часа в неделю по годичной программе (всего 72 ч.). Наполняемость группы 12-15 человек.

    Для успешного овладения программным материалом необходи­мо сочетать занятия в секции с самостоятельной работой, кото­рая предлагается детям в виде заданий, разработанных ру­ководителем кружка совместно с воспитанниками.

     В секцию принимаются дети, допущенные врачом к занятиям физической культурой. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год.

    Два раза в год (декабрь, май) в учебно-тренировочных груп­пах проводятся контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке.

Формы учебно-тренировочной работы

 

Формы организации занятий:

Рассказ, работа с литературой, показ и отработка спортивных упражнений и техники игры; практические занятия – тренировки, игра в волейбол; самостоятельная работа над презентацией, выступления воспитанников.

    Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подго­товке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей урока.

     Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.

     Руководитель кружка должен систематически следить за успе­ваемостью своих воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями, классными ру­ководителями. Он должен привить навыки к общественно полез­ному труду, сознательному отношению к занятиям,  воспитывать такие качества, как чувство товарищества, смелость, воля к по­беде.

      Для более успешного решения задач необходимо иметь четкое планирование учебно-тренировочной работы, которое предусмат­ривает следующую документацию: годовой план, график прохож­дения программного материала, планы на месяц, журнал учета  работы, посещаемости.

 

Основные методы работы.

Методы  и приемы обучения:

Групповые, индивидуальные, демонстрационные.

1. Метод словесного описания упражнений

Это самый универсальный метод. С его помощью решаются различные задачи (постановка задач обучения, описание техники движений, управление ходом обучения, анализ результатов исполнения задания).

2. Метод показа упражнений

Наиболее наглядным является показ самим преподавателем изучаемых элементов. Такое исполнение помогает создать целостную картину упражнения. Для детей этот метод является неотъемлемой частью обучения, т. к. опирается на сохранные психические структуры (рефлекс подражания).

3. Метод целостного разучивания упражнений

Этот метод предполагает выполнение упражнений целиком.

Один из вариантов метода целостного разучивания - метод подводящих упражнений, предполагающий предварительное выполнение более простых, ранее изученных упражнений, структурно сходных с новыми.

4. Метод расчлененного разучивания

Метод заключается в искусственном дроблении изучаемого двигательного
действия на составные части и последовательном их освоении при дальнейшем соединении в целое упражнение.

5. Метод изменения условий обучения

Этот метод подразумевает создание специальных условий для выполнения упражнений (упражнения выполняются не ногой, а головой);

6. Игровой метод

 Данный метод предполагает использование спортивных игр, развивающих необходимые для футбола качества (скорость реакции, координация в пространстве, техника  функционального бега).

 

Содержание

 

Физическая культура и спорт в России.

   Коллектив физической культуры — основное звено физкультурного движения

   Организа­ция, задачи, содержание работы коллективов физкультуры.

Сведения о строении и функциях организма человека.

   Основ­ные сведения о сердечно-сосудистой системе человека и ее функ­циях. Дыхание и газообмен. Значение дыхания для жизнедея­тельности организма.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

    Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на си­стему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.

    Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. Общие гигиени­ческие требования к занимающимся волейболом с учетом его спе­цифических особенностей. Режим дня и питания с учетом заня­тий спортом.      Предупреждение спортивных травм на занятиях во­лейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю.

Правила игры в волейбол. Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии и жеста.

Места занятий, инвентарь. Инвентарь для игры в волейбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий.

Общая и специальная физическая подготовка. Значение общей и специальной физической подготовки для развития спортсмена.   Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства.

Основы техники и тактики игры. Характеристика основных приемов техники: перемещения, стойки, передачи, подачи, напа­дающие удары.    Значение технической подготовки для роста спор­тивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия.

Практические занятия. Физическая подготовка

     Современный волейбол представляет высокие требования к двигательным способностям и функциональным возможностям спортсмена. Для этого необходимо всестороннее развитие физических качеств. Физическую подготовку подразделяют но общую и специальную.

   Общая физическая подготовка.     Задачи общей физической подготовки:

1. Укрепление здоровья, содействие общему развитию организма игрока, приобретению правильной осанки.

2. Развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков.

3. Укрепление систем организма волейболиста, несущих основную нагрузку в игре.

     Средствами общей физической подготовки являются общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажерах, занятия другими видами спорта.

 (Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; со­вершенствование навыков естественных видов движений; подго­товка к сдаче нормативов)

  Строевые упражнения. Команды для управлении группой. По­нятия о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по од­ному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыка­ния. Перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движе­нии: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение ше­ренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Ос­тановка во время движения шагом и бегом.

Гимнастические упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастически­ми палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражне­ния вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы. Упражнения с резиновыми амортизаторами на гимнастических снарядах (подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стен­ки и т. д.). Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с на­бивными мячами, гантелями (бег, прыжки, приседания). Прыжки  в  высоту  с  прямого  разбега   (с  мостика)   углом  или  согнув ноги.

Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад, кувырок вперед из упора присев). Подготовительные уп­ражнения для моста у гимнастической стенки.

Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением до 40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки: через планку с поворотом на 90 °С с прямого разбега. Прыжки в высоту способом «перекидным». Прыжки в длину с места, с разбега способом «согнув ноги».

Метание. Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Метание гранаты с места.

Спортивные игры. Баскетбол — ловля, передачи и ведение мя­ча, броски мяча в корзину. Индивидуальные тактические дейст­вия. Простейшие групповые взаимодействия.

Подвижные игры. «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Не­вод», «Метко — в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч — среднему», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эста­фета».

Ходьба на лыжах. Основные способы передвижения, поворотов, спусков, подъемов и торможений.

Передвижения на скорость до 1 км. Эстафеты на лыжах.

Специальная физическая подготовка.

     Задачи специальной физической подготовки:

1. Развитие физических качеств, специфичных для игровой деятельности.

2. Развитие качеств и способностей, необходимых для овладения техникой и тактикой игры.

     Средствами являются:

1. Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приемов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты переключения от одних действий к другим.

2. Упражнения, сходные с основным видом действия не только по характеру нервно – мышечных усилий, но и по структуре движения.

3. Акробатические упражнения.

4. Подвижные и спортивные игры.

5. Специальные эстафеты и контрольные упражнения.

Упражнения для приви­тия навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преиму­щественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положе­ний: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положени­ях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение при­ставными шагами.

Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20—30 м). Челноч­ный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обрат­но— спиной. По принципу челночного бега передвижение при­ставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой от 2 до 5 кг), с поясом — отягощением.

Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исход­ные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй,  унеси», различные варианты игры «Салки». Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх, то же, с наживным мячом (или двумя) в руках (до 5 кг). Из по­ложения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держать­ся на уровне лица — быстрое разгибание ноги.

  Многократные броски набивного мяча (массой 1—2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления Стоя на расстоянии 1 — 1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д. (выполняются ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены.

  Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же, с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота посте­пенно увеличивается), количество прыжков подряд также увели­чивается постепенно. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высо­та— 40—80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, оттал­киваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешен­ного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но прыжки с разбега в три шага. Прыжки с места и с разбега с доста­ванием теннисных и волейбольных мячей, укрепленных на разной высоте.

  Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные под­скоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, ка­навы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.

  Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев — на месте и в сочетании с различными перемещениями.

  Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгиба­ние в лучезапястных суставах. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками. Многократные передачи баскетболь­ного мяча. Упражнения для кистей рук с гантелями, кистевыми эспандерами. Многократные броски волейбольного мяча в стену.             

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполне­нии подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой. Упражнения с резиновыми амортизато­рами. Упражнения с набивными мячами, волейбольными мячами (совершенствование ударного движения по мячу на резиновых амортизаторах). Подачи с силой у тренировочной сетки (в сетку).

  Упражнения для развития качеств, необходимых при выполне­нии нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз — стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимна­стический мат). Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» в прыжке — в парах и через сетку. Ими­тация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (пра­вой и левой рукой) в цель на стене (высота—1,5—2 м) или на полу (расстояние — от 5 до 10 м). Метание выполняется с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку. Сорев­нование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной сетки. Удары выпол­няются правой и левой рукой с максимальной силой.

   Практические занятия.

Техническая подготовка. Техника игры рассматривается как комплекс специальных приемов и способов, необходимых для решения конкретных тактических задач в различных игровых ситуациях. Для изучения ее используют классификацию – разделение технических приемов и способов на основе  сходных признаков.

     Технику игры делят на технику нападения (стойки и перемещения, подачи, передачи, нападающий удар) и технику защиты (стойки и перемещения, выбор позиции обороны, прием мяча с подачи, блокирование).

     Задачи технической подготовки:

1. Овладение основной техникой игры.

2. Прочное освоение технических приемов.

3. Совершенствование техники с учетом индивидуальных особенностей игрока.

4. Совершенствование техники с учетом игровых функций волейболиста в команде.

5. Обеспечение надежности выполнения технических приемов в тренировках и соревнованиях.

     Средства технической подготовки:

1. Подготовительные упражнения, направленные на развитие способности согласовывать движения, учитывая направление и скорость полета мяча.

2. Подводящие упражнения.

3. Упражнения по технике игры.

4. Двусторонняя игра.

5. Контрольные игры и соревнования.

 Техника нападения. Перемеще­ния и стойки. Стартовая стойка (исходное положение): низкая. Скачок вперед. Сочетание стоек и перемещений.

  Действия с мячом. Передачи мяча: верхняя передача в парах, тройках; передача в стену с изменением высоты передачи или расстояния до стены; передача мяча в стену в сочетании с пере­мещениями; передача на точность с собственного подбрасывания.

  Нападающие удары: прямой нападающий удар сильнейшей рукой (броски теннисного мяча через сетку); удары по мячу в держателе и с собственного подбрасывания, с подбрасывания партнера.

  Техника защиты. Действия без мяча: скачок вперед, останов­ка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.

  Действия с мячом: прием мяча снизу двумя руками (отбива­ние мяча снизу двумя руками в парах, с различными заданиями; многократное подбивание мяча снизу над собой); прием снизу — с подачи; одиночное блокирование (стоя на подставке в зонах 4, 2, 3).

Тактическая подготовка.     Тактика игры представляет собой целесообразное применение средств, способов, действий и форм ведения игр с учетом подготовленности команды и конкретной обстановки. Это организация спортивной борьбы с помощью определенных действий команды.

 Тактическое мастерство основано на конкретных умениях и навыках, которые дают возможность действовать игроку индивидуально и взаимодействовать с партнерами.

 Средствами ведения игры являются все технические приемы и их способы, позволяющие применить  более гибкую тактику.

 Способами ведения игры называются рациональные индивидуальные, групповые и командные действия игроков, применяемые в борьбе с противником.

 Индивидуальные действия – это самостоятельные действия игрока, направленные на решение отдельных тактических задач.

 Групповые действия представляют собой взаимодействие двух или нескольких игроков, выполняющих конкретную задачу.

 Командные – это взаимодействие всех игроков команды, направленные на выполнение определенных задач в нападении и защите.

 Системой игры называется определенная организация взаимодействий игроков команды, основанная на их функциях и расположении на площадке.

 Тактические комбинации – это согласованные действия игроков, направленные на создание условий для эффективного завершения атаки.

Формы ведения игры – это характер проявления действий команды, выражающийся в изменении темпа игры, умения навязывать противнику свою манеру, свой стиль игры, в тактике замен и перерывов, в игровой дисциплине и умении бороться до конца.

     Тактику игры классифицируют на тактику нападения и тактику защиты.

     Задачи тактической подготовки:

1. Развитие у игроков тактического мышления, быстроты сложных реакций, ориентировки на площадке, сообразительности, творческой инициативы и способности прогнозирования при решении различных двигательных задач.

2. Обучение индивидуальным действиям и взаимодействиям с партнерами в нападении и защите, командным действиям, которые характеризуются расположением игроков на площадке и их функциями.

3. Формирование умения наиболее эффективно использовать технические приемы и тактические навыки в зависимости от своих возможностей, особенности игры противника и внешних условий.

4. Развитие способностей гибко и быстро переключаться с одних систем и вариантов командных действий в нападении и защите на другие.

     Средства тактической подготовки:

1. Подготовительные упражнения, направленные на развитие быстроты реакции, ориентировки, скорости переключения с одних движений на другие, с одних действий на другие.

2. Подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты.

3. Упражнения по тактике (индивидуальные, групповые и командные).

4. Двусторонние игры (с заданиями).

5. Контрольные игры и соревнования.

 Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор способа отбивания мяча через сетку (стоя на площадке): передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу. Че­редование нижних подач в дальнюю и ближнюю к сетке полови­ны площадки. Подача (нижняя) на точность в зоны (по зада­нию).

  Групповые действия: взаимодействия игрока зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроком зоны 2 (при второй передаче).

  Командные действия: система игры со второй передачи игрока передней линии.

Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме мяча, посланного противником через сетку. При бло­кировании (выход в зону удара). При страховке партнера, при­нимающего мяч с подачи, передачи. При действиях с мячом: вы­бор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху двумя руками или снизу)

  Групповые действия. Взаимодействия игроков внутри линии при приеме мяча от нижней подачи и передачи. Игроков задней линии: игрока зоны 1 с игроком зоны 6; игрока зоны 5 с игро­ком зоны 6; игрока зоны 6 с игроком зон 5 и 1. Игроков перед­ней линии: игроки зоны 3 с игроком зон 4 и 2. Игроков зон 5, 1 и 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (при обманных действиях).

  Командные действия. Расположение игроков при приеме мяча от противника, «углом вперед».

Контрольные игры и соревнования. Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результата соревнований.

  Практические занятия. Сдача нормативов. Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола. Учебно-тренировочные игры, товарищеские встречи.

  Контрольные испытания. Сдача нормативов по специальной подготовке в конце учебного года.

Экскурсии, посещение соревнований. Экскурсии. Посеще­ние спортивных соревнований по волейболу и другим видам спорта.

 

 

 

 

Учебно - тематический план занятий

 

 

   №

  п/п

 

 Наименование темы

 

Количество часов

всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

2

3

4

5

1

Физическая   культура   и   спорт    в России

 

1

1

 

2

Сведения   о  строении   и  функциях организма

 

1

1

 

3

Влияние    физических    упражнений  на

 организм  занимающихся

1

1

 

4

Гигиена,   врачебный     контроль     и

самоконтроль

1

1

 

5

Правила игры в волейбол

1

1

 

6

Места занятий и инвентарь

1

I

 

7

Общая   и   специальная   физическая

подготовка

16

1

15

8

Основы техники и тактики игры

39

1

38

9

Контрольные игры и соревнования

6

1

5

10

Контрольные испытания

2

2

11

 

Экскурсии   и   посещение    соревнований

3

1

2

 

Итого:

72

10

62

 

 

 

 

 

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ     ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

п/п

 

 

 

РАЗДЕЛ. ТЕМА

Кол-во

часов

 

Требование к уровню подготовки обучающихся

 

 

 

Сроки

План

Факт.

знать

уметь

1

2

3

4

5

6

7

Сентябрь ( 8 ч.)

 

1

1

История развития игры. Инструкутаж по технике безопасности при занятияхспортивными играми. Стойки и перемещения игрока.

1

Основные правила техники безопасности по разделу спортивные игры. Основные стойки игрока. Способы перемещения игрока.

Технически правильно принимать стойки волейболиста и перемещение в стойке.

 

 

 

2

2

Верхняя передача мяча на месте.

1

Технику верхней передачи мяча.

Выполнять верхнюю передачу мяча на месте

 

 

 

3

3

 Верхняя передача мяча после перемещения.

1

Технику верхней передачи мяча.

Выполнять верхнюю передачу мяча на месте и после перемещения.

 

 

 

4

4

Совершенствование техники верхней передачи мяча.

1

Технику верхней передачи мяча.

Неоднократно выполнять верхнюю передачу мяча на месте и после перемещения.

 

 

 

5

5

Прием мяча снизу на месте.

1

Технику приема мяча снизу.

Выполнять прием мяча снизу на месте.

 

 

 

6

6

 Прием мяча снизу после перемещения .

1

Технику приема мяча снизу.

Выполнять прием мяча снизу на месте и после перемещения.

 

 

 

7

7

Совершенствование техники нижней передачи мяча.

1

Технику передачи мяча снизу.

Выполнять прием мяча снизу  на месте и после перемещения.

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

8

 

8

 

Повторение техники передач мяча в парах, тройках, в стену.

1

Технику верхней передачи мяча и технику приема мяча снизу.

Выполнять неоднократные передачи мяча в парах, тройках и в стену

 

 

 

Октябрь  ( 9 ч.)

 

9

1

Индивидуальные действия:

- верхняя передача мяча в стену,

- верхняя передача мяча над собой.

1

Технику верхней передачи мяча.

Выполнять неоднократные передачи мяча в  стену и над собой.

 

 

 

10

2

Индивидуальные действия:

- нижняя передача мяча в стену,

- нижняя передача мяча над собой.

1

Технику приема мяча снизу.

Выполнять неоднократные передачи мяча в  стену и над собой.

 

 

 

 

11

12

3

4

Совершенствование техники индивидуальных действий с мячом.

1

1

Технику верхней передачи мяча и технику приема мяча снизу.

Выполнять неоднократные передачи мяча в  стену и над собой.

 

 

 

13

5

Повторение техники ранее изученных элементов волейбола в сочетаниях.

1

Технику передач мяча.

Выполнять неоднократные передачи мяча в парах, тройках.

 

 

 

14

6

Верхняя передача мяча через сетку.

1

Технику верхней передачи мяча.

Выполнять неоднократные передачи мяча в парах через сетку.

 

 

 

15

7

Нижняя передача мяча через сетку.

1

Технику передачи мяча снизу.

Выполнять неоднократные передачи мяча в парах через сетку.

 

 

 

 

16

17

8

9

Повторение техники передач мяча через сетку  в парах, тройках и со сменой мест.

1

Технику верхней передачи мяча и технику приема мяча снизу.

Выполнять неоднократные передачи мяча в парах и тройках через сетку со сменой мест.

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Ноябрь ( 8 ч.)

 

18

1

Нижняя прямая подача.

1

Технику нижней прямой подачи.

Выполнять нижнюю прямую подачу в стену, через сетку.

 

 

 

19

2

Нижняя боковая подача.

1

Технику нижней боковой подачи.

Выполнять нижнюю боковую подачу в стену и через сетку.

 

 

 

20

3

Повторение техники подач мяча через сетку.

1

 

Технику нижней прямой и нижней боковой подачи.

Выполнять нижнюю прямую и боковые подачи через сетку..

 

 

 

21

4

Верхняя прямая подача

1

Технику выполнения верхней прямой подачи.

Выполнять верхнюю прямую подачу в стену, через сетку

 

 

 

22

5

Повторение техники верхней прямой подачи мяча

1

Технику выполнения верхней прямой подачи.

Выполнять верхнюю прямую подачу  через сетку

 

 

 

23

 

6

 

Повторение техники подач мяча изученными способами через сетку на точность (по зонам).

1

1

Технику выполнения  подач.

Выполнять подачи мяча изученными  способами согласно заданий тренера (по зонам).

 

 

 

24

7

Прямой нападающий удар правой и левой рукой.

1

Технику прямого нападающего удара.

Выполнять нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.

 

 

 

25

8

Прямой нападающий удар из зоны 4

1

Технику прямого нападающего удара.

Выполнять нападающий удар через сетку  после передачи мяча партнером.

 

 

 

Декабрь ( 8ч.)

 

26

1

Прямой нападающий удар из зоны 2

1

Технику прямого нападающего удара.

Выполнять нападающий удар через сетку  после передачи мяча партнером.

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

27

2

Прямой нападающий удар из зоны 3

1

Технику прямого нападающего удара.

Выполнять нападающий удар через сетку  после передачи мяча партнером.

 

 

 

28

3

Перевод мяча правой рукой (влево, вправо).

1

Технику перевода мяча.

Выполнять перевод мяча влево и вправо.

 

 

 

29

 

4

Блокирование (одиночное). Сдача контрольных нормативов.

1

Технику одиночного блокирования мяча.

Применять технические элементы волейбола  в игре. Выполнять блокирование мяча.

 

 

 

30

 

5

Блокирование  (групповое). Сдача контрольных нормативов.

1

Технику группового блокирования мяча.

Применять технические элементы волейбола  в игре. Выполнять блокирование мяча.

 

 

 

31

6

Прямой нападающий удар с передачи из зоны 3 в зоны 2 и 4 – блокирование.

1

Технику прямого нападающего удара.

Выполнять нападающий удар через сетку  после передачи мяча партнером.

 

 

 

 

32

7

Повторение техники: нападающий удар – блокирование.

1

Технику прямого нападающего удара.

Технику  блокирования мяча.

Применять технические элементы волейбола  в игре. Выполнять блокирование мяча.

 

 

 

33

8

Прием мяча с подачи.

1

Технику приема мяча снизу.

Выполнять прием-передачу в зону 3.

 

 

 

Январь ( 7 ч.)

 

34

1

Прием мяча отскочившего от сетки.

1

Технику приема мяча снизу.

Выполнять прием мяча отскочившего от сетки в различных ситуациях.

 

 

 

 

35

36

37

2

3

4

Повторение техники ранее изученных элементов волейбола в сочетаниях.

1

1

Технику элементов волейбола.

Выполнять технические элементы согласно заданиям.

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

38

39

40

 

 

5

6

7

Комбинированные упражнения:

- подача-прием;

- подача-прием, передача в зону 3;

- подача-прием, передача в зону 3 – передача в зоны 2 и 4.

 

1

1

1

Технику элементов волейбола.

Выполнять технические элементы согласно заданиям.

 

 

 

 

Февраль ( 7 ч. )

 

 

41

 

42

 

 

 

43

 

 

 

1

 

2

 

 

 

3

 

 

Комбинированные упражнения:

- подача-прием, передача в зону 3 – передача в зоны 2 и 4 – нападающий удар;

- передача –нападающий удар-прием, передача (игра в защите);

- передача –нападающий удар-блокирование;

- подача-прием, передача в зону 3 – передача в зоны 2 и 4 – нападающий удар- блокирование.

 

1

 

1

 

 

 

1

 

Технику элементов волейбола.

Выполнять технические элементы согласно заданиям.

 

 

 

44

4

Совершенствование техники индивидуальных действий с мячом.

1

Технику элементов волейбола.

Выполнять неоднократные передачи мяча в  стену и над собой.

 

 

 

 

45

5

Совершенствование техники верхней передачи мяча в различных сочетаниях

1

Технику элементов волейбола.

Выполнять неоднократные передачи мяча в парах и тройках через сетку со сменой мест.

 

 

 

46

6

Совершенствование техники нижней передачи мяча в различных сочетаниях

1

Технику элементов волейбола.

Выполнять неоднократные передачи мяча в парах и тройках через сетку со сменой мест.

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

47

7

Совершенствование техники подач.

1

Технику элементов волейбола.

Выполнять подачи мяча изученными  способами согласно заданий тренера (по зонам).

 

 

 

Март ( 8 ч. )

 

48

1

Совершенствование техники нападающего удара, блокирования.

1

Технику  нападающего удара.

Применять технические элементы волейбола  в игре. Выполнять блокирование мяча.

 

 

 

 

49

50

51

 

52

 

53

54

55

 

2

3

4

 

5

 

6

7

8

Тактические действия:

-обучение тактике приема мяча;

-обучение тактике подачи мяча;

-обучение тактике второй передачи мяча в зону разводящего игрока;

- передача за голову в зону выходящего игрока.

-обучение тактике нападающего удара;

-обучение тактике нападающего удара;

-обучение тактике блокирования.

 

1

1

1

 

1

 

1

1

1

Тактические действия игроков в различных игровых ситуациях.

Выполнять технические действия с мячом и без мяча (в т.ч обманные действия) направленные на лучший результат в игровых действиях против соперника.

 

 

 

Апрель ( 9 ч. )

 

56

1

Взаимодействие игроков при приеме подач.

1

Расстановку игроков.

Выполнять первую передачу в зону наиболее благоприятную для нападения.

 

 

 

57

58

2

3

Взаимодействие игроков при нападающих ударах противника.

1

Расстановку игроков.

Грамотно выполнять блокирование.

 

 

 

 

 

 

59

60

 

 

 

4

5

Двусторонни учебные игры с комбинационными заданиями 4х4, 5х5, 6х6.

Комбинации в нападении:

- комбинации через переднего игрока;

-комбинации через выходящего игрока;

 

 

1

1

1

Комбинации в нападении.

Выполнять технические действия с мячом и без мяча (в т.ч обманные действия) направленные на лучший результат в

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

61

62

6

7

-комбинации с первой передачи;

-комбинации со второй передачи из задней части площадки.

1

 

игровых действиях против соперника.

 

 

 

 

63

 

 

64

 

 

8

 

 

9

Защитные построения:

-построения для защиты и приема мяча

(«пятикратный замок», «шестикратный замок»);

-расстановка игроков при блоке (защита с выдвинутым вперед шестым номером);

 

1

 

 

1

 

Защитные построения.

Выполнять защитные построения.

 

 

Май ( 8 ч. )

65

1

- защита с оттянутым назад шестым номером(дальняя страховка блока).

1

Защитные построения.

Выполнять защитные построения.

 

 

66

2

Учебно-тренировочные двусторонни игры.

1

Технические и тактические элементы волейбола.

Выполнять технические и тактические действия с мячом и без мяча (в т.ч обманные действия) направленные на лучший результат в игровых действиях против соперника.

 

 

 

67

3

Учебно-тренировочные двусторонни игры.

1

 

 

 

 

 

68

4

Учебно-тренировочные двусторонни игры.

1

 

 

 

 

 

69

5

Учебно-тренировочные двусторонни игры.

1

 

 

 

 

 

70

6

Учебно-тренировочные двусторонни игры.

1

 

 

 

 

 

71

7

Учебно-тренировочные двусторонни игры. Сдача контрольных нормативов.

1

Технику элементов волейбола и ОФП.

Выполнять упражнения на результат согласно нормативам.

 

 

 

72

8

Учебно-тренировочные двусторонни игры. Сдача контрольных нормативов.

1

Технику элементов волейбола и ОФП.

Выполнять упражнения на результат согласно нормативам.

 

 

 

 


Требования к уровню подготовки

 

ЗНАТЬ:                                                                                                       

- влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

- гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;

- правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;

- основы методики обучения и тренировки по волейболу.

- правила игры;

- технику и тактику игры в волейбол;

- строевые команды;

- методику судейства учебно – тренировочных игр;

УМЕТЬ:

- выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств – быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;

- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;

- выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;

- выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

- осуществлять судейство соревнований по волейболу;

- работать с книгой спортивной направленности;

- самостоятельно составлять выступления и презентацию к ним;

 

Оценка результатов.

 

Оценке подлежит уровень теоретических знаний, технической и физической подготовки. При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал - не сделал" ("получилось - не получилось").  Эффективность   обучения  может   определяться и количественно - "сделал столько-то раз". Оценка результатов может проводиться на контрольном или соревновательном занятии.

Если оценивается минимальный достигнутый уровень физической подготовки, то устанавливается ряд контрольных упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих единицах (секундах, метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня).

Высшим спортивным результатом обучения  детей по данной программе является достижение соревновательного уровня подготовки.

 

Физическое   развитие   и  физическая   подготовленность

 

п/п

Содержание требований (вид испытаний)

Девочки

Мальчики

1

Бег 30 м с высокого старта  (с)

5,9

5,7

2

Бег 30 м, 6X5  (с)

12,5

12,0

3

Бег 92  м, «елочка»  (с)

32,7

31,0

4

Прыжок в длину с места  (см)

140

160

5

 

Прыжок   вверх,  отталкиваясь   двумя   ногами   с разбега   (см)

32

40

6

 

Метание набивного мяча массой 1кг из-за головы двумя  руками, сидя   (м)

4,0

5,0

7

 

Метание  набивного  мяча массой 1кг из-за головы  двумя  руками  в  прыжке с места   (м)

6,0

8,0

 

 

Техническая  подготовленность

 

 

 

п/п

Содержание требований

(виды испытаний)

Количественный показатель

 

1

Верхняя передача на точность из зоны 3(2) в зону 4

4

2

 

Передача мяча сверху двумя реками, стоя и сидя у стены

4

3

Подача верхняя прямая в пределы площадки

3

4

Прием  мяча с подачи и первая  передача в зону 3

3

5

 

Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу  (количество серий)

6

6

 

Нападающий удар по мячу на резиновых амортизаторах

3

 

 

 

Контрольные нормативы по технике владения мячом

 

1.     Индивидуальные упражнения с мячом

 

 

 

Контрольный норматив

 

Оценка и

кол-во повторений

3

4

5

1

Верхняя передача мяча двумя руками над собой

3

5

7

2

Нижняя передача мяча двумя руками перед собой

3

4

5

3

Верхняя передача мяча двумя руками в стену

6

8

10

4

Нижняя передача мяча двумя руками в стену

5

6

8

5

Подача мяча через сетку избранным способом (выполнить 10 подач)

3

4

5

 

 

 

 

 

 

2.     Парные упражнения с мячом

 

 

 

Контрольный норматив

 

Оценка и

кол – во повторений

3

4

5

1

Верхняя передача

4

6

8

2

Нижняя передача (партнер выполняет верхнюю передачу)

3

4

5

 

 

Экскурсии, посещение соревнований. Экскурсии. Посеще­ние спортивных соревнований по волейболу и другим видам спорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    

    1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол : пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. — М. : Просвещение,

2011. — 77 с.

    1.  Волейбол/Под ред. А. Г. Айриянца. М., 1996г.

    2.  Жаров К.  П.  Волевая подготовка спортсменов. М.,  1996 г.

    3.  Железняк  Ю. Д.  Тактическая  подготовка  волейболистов.  Смоленск,  1995г.             

    4.  Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 2000 г.

    5.  Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М., 1998 г.

    6.  Железняк Ю. Д.  и др. О методах и  организации    отбора    в спортивные школы по волейболу. М., 1991 г.

7.     Ивойлов А. В. Волейбол. М.,  2004 г.

8.     Медицинский справочник тренера. М.,  2006 г.

     9. О з о л и н Н. Г. Современная система спортивной тренировки. М., 2002.

Список литературы для воспитанников

    1. Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе/ М.В.Видякин.- Волгоград: Учитель, 2006 г.

    2. Фурманов А   Г. Волейбол на лужайке, в парке, на траве. М., 1992 г.

    3. Фидлер М. Волейбол. М.,  2002 г.