Управление образования и молодежной политики Администрации города Смоленска
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр
«Смоленский зоопарк»
города Смоленска
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Школа юных волшебников»
(рабочая программа)
для объединения «Младшие друзья природы»
Возраст обучающихся: 7 -12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Куреленкова Маргарита Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Смоленск, 2021
Пояснительная записка
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», целью образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Младшие школьники любит всё таинственное, загадочное и необычное. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому один из вариантов знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы через свою деятельность. Тогда обязательно нужно проводить вместе с ними нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. Эта цель обучения может быть достигнута только тогда, когда будет сформирован интерес к знаниям через урок и внеурочную деятельность.
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения в целом.
Материал, рекомендованный по данной дополнительной программе, занимает особое место в начальном обучении. Такие предметы, как русский язык, математика, имеют строго очерченные программные требования. Знания и навыки, выделенные в программах по этим предметам, должны быть прочно усвоены в полном объеме. Многие программы дополнительного образования для младших школьников лишь закрепляют знания, полученные на уроках. Проанализировав программы, разработанные по системе Л.В. Занкова, и образовательную систему «Школа 2100», апробированную известными педагогами, становится ясным, что основная цель большинства программ – это формирование исследовательских навыков младших школьников либо расширение информационной грамотности учащихся. При изучении материала в «Школе юных волшебников» школьники должны, главным образом, получить общие представления о некоторых закономерностях развития природы, веществах в природе, расширить свой кругозор и формировать материалистическое мировоззрение на основе научных экспериментов. При этом будут развиваться у учащихся наблюдательность, способность рассуждать и размышлять. Программа тесно связана с предметом «Окружающий мир», который на современном этапе образования в начальной школе является интегрированным, но не всегда содержание данного предмета способно ответить на вопросы детей «почему и как».
Наука – вот где настоящее волшебство! Заставить монетку исчезнуть, раздавить жестяную банку, не тронув ее даже пальцем, написать невидимое письмо, которое внезапно проявится, научить крупу прыгать и танцевать – всему этому научит программа «Школа юного волшебника».
Так это волшебство или наука?! Настоящая магия – это не просто взмах рукой. Данная программа откроет магическую силу разных наук: от химии до биологии, а также, проделав веселые и простые эксперименты, обучающиеся узнают о гравитации, магнетизме и электричестве.
Чтобы стать настоящим волшебником, не понадобятся специальные приспособления, а только то, что всегда есть дома и под рукой.
Содержание программы можно изменять, исходя из вопросов, которые будут интересовать членов кружка.
Основная цель программы «Школы юных волшебников»: формирование убежденности в познаваемости мира и начальных представлений о принципе причинности на основе формирования экспериментальных умений и познавательной активности.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Обучающие:
- освоение знаний о простейших физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира;
-овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы.
Развивающие:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике и химии;
- расширение кругозора, развитие наблюдательности.
Воспитательные:
- зарождение и углубление интереса к окружающему миру;
- воспитание творчески активной личности, живущей по принципу «Я всё смогу».
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок;
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;
- составление плана работы и оценка своей деятельности в соответствии с поставленными задачами и целями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ.
- установление причинно-следственных связей;
В результате занятий по разработанной программе у младшего школьника появится возможность:
- оценивать свои знания об окружающем мире и стремиться познавать новое и неизведанное;
- научиться договариваться с людьми, согласовывая свои интересы и взгляды для успешной деятельности;
- рассуждать и отвечать на вопросы об окружающем мире;
- расширить свой кругозор;
- иметь более высокий уровень познавательного интереса и познавательной активности.
Основные ключевые понятия программы:
- познавательный интерес;
- исследовательская активность;
- индивидуальные способности.
Программа рассчитана на 1 год обучения, в течение которого должно быть проведено 36 занятий (72 часа) по 2 академических часа один раз в неделю. И3 72 учебных часов 68 отведено на практическую деятельность, т.е программа носит сугубо практическую направленность.
Место проведения занятий – кабинет. Некоторые занятия можно провести в теплое время года на улице.
Целевая аудитория – учащиеся 1-4 классов. Количество обучающихся в группах 6 – 15 человек.
Основной формой работы обучения являются учебные занятия, на которых предоставлен познавательный материал в виде занимательных опытов и экспериментов. Задания, упражнения и опыты на занятиях предполагают парную, групповую, самостоятельную работу.
Основные виды деятельности:
- игровая деятельность:
- совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу);
- опытно – экспериментальная деятельность (проведение познавательных опытов)
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, самостоятельные работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: диагностические листы, тесты, беседы
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Итоговый контроль: демонстрация (презентация) опытов (фокусов) для одноклассников.
Самоконтроль: в 3-4 классе, когда дети научатся писать, им предлагаются листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
-развитие познавательных интересов обучающихся;
-создание ситуации успеха для каждого ученика;
-повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
-приобретение навыков саморефлексии.
Раздел |
Тема |
Я знаю |
Я умею |
Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Школа юных волшебников»
для объединения «Младшие друзья природы»
(36 занятий, 72 часа)
№п/п |
Названия разделов и тем |
Количество часов |
Формы аттестации и контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
|
Введение (1 занятие) |
2 |
2 |
|
Беседа |
1 |
Предмет и задачи занятий «Школы юных волшебников» |
2 |
2 |
- |
|
|
Раздел 1. Магия веществ (твердые иллюзии) (4 занятия) |
8 |
- |
8 |
Диагностический лист №1 (методическое обеспечение) Беседа Тестирование Практические работы |
2 |
Волшебство №1 «Чудесное превращение» Волшебство №2 «Волшебный порошок» |
2 |
2 |
Диагностический лист №2 (методическое обеспечение) Беседа Тестирование Творческие задания
Диагностический лист №3 (методическое обеспечение) Беседа Тестирование Творческие задания
Диагностический лист №4 (методическое обеспечение) Беседа Тестирование Творческие задания |
|
3 |
Волшебство №3 «Устранение протечки» Волшебство №4 «Неугомонные зернышки» |
2 |
2 |
||
4 |
Волшебство №5 «Волшебные качели» |
2 |
2 |
||
5 |
Волшебство №6 «Башня плотности» |
2 |
2 |
||
Раздел 2. Магия реакций (трюки со смесями) (3 занятия) |
6 |
- |
6 |
||
6 |
Волшебство №7 «Вода-невидимка» Волшебство №8 «Молочное волшебство» |
2 |
2 |
||
7 |
Волшебство №9 «Колдовские письмена» (вариант 1) Волшебство №10 «Колдовские письмена» (вариант 2) |
2 |
2 |
||
8 |
Волшебство №11 «Розовый лимонад» из воды» Волшебство №12 «Вода из «розового лимонада» |
2 |
2 |
||
Раздел 3. Магия воды (жидкие фокусы) (8 занятий) |
16 |
- |
16 |
||
9 |
Волшебство № 13 «Твердый как камень» Волшебство №14 «Подними, не трогая руками» |
2 |
2 |
||
10 |
Волшебство № 15 «Послушный водолаз» |
2 |
2 |
||
11 |
Волшебство № 16 «Плавающая скрепка» |
2 |
2 |
||
12 |
Волшебство № 17 «Трусливый перец» |
2 |
2 |
||
13 |
Волшебство № 18 «Непроницаемая ткань» |
2 |
2 |
||
14 |
Волшебство № 19 «Горячие руки» |
2 |
2 |
||
15 |
Волшебство № 20 «Торнадо в бутылке» |
2 |
2 |
||
16 |
Волшебство № 21 «Сломанный карандаш» Волшебство № 22 «Исчезающая монетка» |
2 |
2 |
||
Раздел 4. Магия воздуха (работа под давлением) (9 занятий) |
18 |
- |
18 |
||
17 |
Волшебство № 23 «Непромокаемая бумага» Волшебство № 24 «Стакан-непроливайка» |
2 |
2 |
||
18 |
Волшебство № 25 «Толстый воздух» |
2 |
2 |
||
19 |
Волшебство № 26 «Прилипчивый стакан» |
2 |
2 |
||
20 |
Волшебство № 27 «Упрямая воронка» |
2 |
2 |
||
21 |
Волшебство № 28 «Атмосферное давление-разрушитель» |
2 |
2 |
||
22 |
Волшебство №29 «Летающий мячик» |
2 |
2 |
||
23 |
Волшебство № 30 «Упрямая карточка» |
2 |
2 |
||
24 |
Волшебство № 31 «Притягивающиеся банки» |
2 |
2 |
Диагностический лист №5 (методическое обеспечение) Беседа Тестирование Творческие задания |
|
25 |
Волшебство № 32 «Волшебный мотор» |
2 |
2 |
||
Раздел 5. Магия силы и энергии («сильные» забавы) (5 занятий) |
10 |
- |
10 |
||
26 |
Волшебство № 33 «Найди середину» |
2 |
|
2 |
|
27 |
Волшебство № 34 «Волшебная метла» |
2 |
2 |
||
28 |
Волшебство № 35 «Так не бывает» |
2 |
2 |
( |
|
29 |
Волшебство № 36 «Большой прыжок» |
2 |
|
2 |
Диагностический лист №6 (методическое обеспечение) Беседа Тестирование Творческие задания |
30 |
Волшебство № 37 «Магнитная рука» |
2 |
2 |
||
Раздел 6. Магия электричества и магнетизма («ударные» иллюзии) (5 занятий) |
10 |
- |
10 |
||
31 |
Волшебство № 38 «Танцующие хлопья» |
2 |
|
2 |
|
32 |
Волшебство № 39 «Волшебный компас» Волшебство № 40 «Гибкая вода» |
2 |
2 |
|
|
33 |
Волшебство № 41 «Сортировка смеси из соли и перца» |
2 |
2 |
||
34 |
Волшебство № 42 «Магнит висит в воздухе» |
2 |
|
2 |
|
35 |
Волшебство № 43 «Невесомая иголка» |
2 |
|
2 |
|
Заключительное занятие (1 занятие) |
2 |
2 |
- |
|
|
36 |
Подведение итогов. Итоговая аттестация. |
2 |
2 |
Беседа Итоговое тестирование |
|
Всего |
72 |
4 |
68 |
|
Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Школа юных волшебников»
для объединения «Младшие друзья природы»
(36 занятий, 72 часа)
Введение
(1 занятие, 2 часа)
Предмет и задачи занятий «Школы юных волшебников». Краткое ознакомление с проводимыми опытами. Рекомендации, как стать хорошим волшебником. Инструктаж по технике безопасности во время проведения опытов.
Раздел 1. Магия веществ (твердые иллюзии)
(4 занятия, 8 часов)
Волшебство №1 «Чудесное превращение»
Теория:
Три агрегатных состояния веществ: твердое, жидкое, газообразное. Способность веществ смешиваться. Образование растворов, взвесей и коллоидных смесей. Особенности коллоидных смесей. Способности коллоидов менять агрегатное состояние под действием давления.
Практика. Демонстрация опыта, подтверждающего способность коллоидных смесей менять агрегатное состояние под воздействием давления.
Реквизит: ¼ стакана (50 мл) крахмала, пластиковый стаканчик, ¼ стакана (50 мл) водопроводной воды, ложка.
Новые термины и понятия: агрегатное состояние, раствор, взвесь, коллоид.
Волшебство №2 «Волшебный порошок»
Теория:
Способность предметов при определенных условиях плавать и тонуть. Плотность – физическая характеристика материи. Масса тела. Зависимость плотности от массы (веса) тела. Что такое раствор? Плотность растворов. Плотность морской воды, речной и озерной.
Практика:
Демонстрация опыта с плаванием яйца в соленой воде.
Реквизит: банка емкостью 1 литр, водопроводная вода, ножницы, линейка, лейкопластырь, 125 мг поваренной соли, фломастер, сырое яйцо, столовая ложка.
Новые термины и понятия: плотность, раствор, масса, зависимость плотности от массы тела.
Волшебство №3 «Устранение протечки»
Теория:
Производство пластика из полимеров. Особенность строения полимеров. Молекулы этилена. Производство полиэтилена. Плавление полиэтилена. Токсичные вещества. Особенность полиэтилена при разрыве сморщивать молекулы, притягивать их друг к другу. Особенности автомобильных шин.
Практика.
Демонстрация опыта, подтверждающего способность полиэтилена сжимать молекулы при разрыве и закупоривать дыру.
Подобный опыт можно проделать с воздушным шариком.
Реквизит: полиэтиленовый пакет, емкость с водопроводной водой, резинка, острый карандаш, пластмассовая миска. Для опыта с шариками необходимо добавить: 2 шарика, растительное масло, заостренная бамбуковая палочка.
Новые термины и понятия: полимер, молекулы этилена, плавление, производство полиэтилена, смазка, сила трения.
Волшебство №4 «Неугомонные зернышки»
Теория:
Углекислый газ. Содержание углекислого газа в жидкостях. Плотность углекислого газа. «Прилипание» пузырьков углекислого газа к предметам.
Практика.
Демонстрация опыта с движением зерен риса в жидкости, благодаря пузырькам углекислого газа.
Реквизит: охлажденная бутылка с лимонадом, стакан, зернышки риса.
Новые термины и понятия: углекислый газ, плотность углекислого газа.
Волшебство №5 «Волшебные качели»
Теория:
Воск и парафин. Свойство воска и парафина плавиться. Нагревание воска заставляет его частицы двигаться быстрее. Изменения молекул при плавлении. Способность жидкого воска капать.
Практика:
Демонстрация опыта с маятниковым движением восковой свечи.
Реквизит: нож для фруктов, свечка длиной 25 см, линейка, 2 английские булавки, 2 высоких стакана, 2 блюдца, зажигалка.
Новые термины и понятия: воск, парафин, английская булавка, колебательное движение (маятниковое).
Волшебство №6 «Башня плотности»
Теория:
Способность веществ тонуть или плавать в зависимости от плотности. Сравнение плотности жидких и твердых веществ и предметов. Способность предметов плавать в толще жидкости на разном уровне. «Зависание» предметов.
Практика:
Демонстрация опыта о зависании предметов в толще жидкости.
Реквизит: высокий узкий стеклянный сосуд (мензурка), ¼ стакана (65 мл) кукурузного сиропа или меда, пищевой краситель любого цвета, ¼ стакана водопроводной воды, ¼ стакана растительного масла, ¼ медицинского спирта, разные мелкие предметы (пробка, виноградина, орех, кусочек сухой макаронины, резиновый шарик, помидорчик «черри», маленькая пластмассовая игрушка, металлический шуруп.
Новые термины и понятия: плотность жидкостей.
Раздел 2. Магия реакций (трюки со смесями)
(3 занятия, 6 часов)
Волшебство №7 «Вода-невидимка»
Теория:
Гигроскопичность частиц материалов. Способность адсорбировать (впитывать) и удерживать воду. Химическое вещество – акрилат натрия. Химическая реакция акрилата с водой. Образование клейкого клея. Использование в повседневной жизни.
Практика:
Демонстрация опыта с исчезновением воды.
Реквизит: несколько газетных листов, ножницы, памперс, 3 одинаковых бумажных стаканчиков, емкость с водопроводной водой.
Новые термины и понятия: акрилат натрия, гигроскопичность, адсорбция, химическая реакция.
Волшебство №8 «Молочное волшебство»
Теория:
Гомогенезированное молоко – способ получения. Качество молока. Полярные молекулы мыла с положительным и отрицательным зарядом. Притяжение положительно заряженных молекул к отрицательно заряженным. Смешение жидкостей. Плавающие узоры.
Практика:
Демонстрация опыта, основанного на смешении жидкостей с образованием плавающих узоров.
Реквизит: 1 стакан (250 мг) цельного гомогенезированного молока, форма для пирога, синий пищевой краситель (можно использовать другие цвета), 1 столовая ложка (15 мг) жидкости для мытья посуды.
Новые термины и понятия: гомогенезация, полярные молекулы, положительный и отрицательный заряд.
Волшебство №9 «Колдовские письмена» (вариант 1)
Теория
Содержание атомов углерода во фруктовых соках, молоке, газированных напитках. Особенности углеродсодержащих молекул в лимонном соке. Бесцветность этих молекул. Химическая реакция при нагревании: образование элементарного вещества – элементарного углерода или угля. Элементарное вещество. Особенности угля как элементарного вещества.
Образование угля при пригорании пищевых продуктов. Канцерогенные вещества.
Практика:
Демонстрация опыта с проявлением невидимого текста.
Реквизит: ¼ стакана (65 мг) лимонного сока, маленькая баночка, ватная палочка, лист писчей бумаги, светильник с лампочкой накаливания.
Новые термины и понятия: углеродсодержащие молекулы, элементарное вещество, уголь – производное углерода.
Волшебство №10 «Колдовские письмена» (вариант 2)
Теория:
Крахмал – органическое вещество. Особенности крахмала. Источники образования крахмала. Содержание крахмала в растениях и растительной пище. Йод – дезинфицирующее средство. Содержание йода в растительной и животной пище. Особенности поведения крахмала в присутствии йода с образованием сложных молекул.
Практика:
Демонстрация опыта с проявлением невидимого текста.
Реквизит: несколько газетных листов, 2 листа белой писчей бумаги, ножницы, раствор крахмала в распылителе, 2 чайные ложки (10 мл) раствора йода.
Новые термины и понятия: химическая реакция (повторение).
Волшебство №11 «Розовый лимонад» из воды»
Теория:
Фенолфталеин – химический индикатор. Что такое индикатор? Химические соединения: кислоты, щелочи (основания). Взаимодействие кислот со щелочами и щелочей с кислотами. Образование соли и воды. Кислотные осадки. Нейтральный раствор. Нашатырь – это щелочь (основание).
Практика:
Демонстрация опыта с превращением воды в розовый раствор.
Реквизит: ¼ стакана 965 мл) изоприлового спирта, стеклянная банка, 2 слабительные жевательные таблетки («Ех-Lax»), ложка, 2 стакана, 1 стакан водопроводной воды, 5 чайных ложек (25 мл) нашатырного спирта.
Новые термины и понятия: фенолфталеин, химический индикатор, кислота, щелочь (основание), соль, нейтральность, нашатырь.
Волшебство №12 «Вода из «розового лимонада»
Теория:
Способность веществ нейтрализовать друг друга, то есть взаимно уничтожать друг друга. Смешивание кислоты и щелочи – нейтрализация друг друга. При нейтрализации раствор становится бесцветным.
Практика:
Демонстрация опыта с нейтрализацией раствора и обесцвечиванием розовой жидкости.
Реквизит: ¼ стакана (65 мл) изоприлового спирта, стеклянная банка, 2 таблетки «Ех-Lax», Стакан, ½ стакана (125 мл) водопроводной воды, ложка, чистящее средство для труб в порошке (не содержащее хлорки), 1 таблетка «Алка-Зельтцер».
Волшебство № Теория:
Практика:
Реквизит Новые термины и понятия: нейтрализация растворов.
Раздел 3. Магия воды (жидкие фокусы)
(8 занятий, 16 часов)
Волшебство № 13 «Твердый как камень»
Теория:
Поверхность Земли и вода. Водная оболочка Земли. Живые организмы и вода. Вода – жидкий минерал. Вода в жизни человека. Уникальные свойства воды. Испарение воды. Круговорот воды в природе. Водяной пар. Конденсация.
Практика:
Демонстрация опыта о закипании воды в микроволновой печи, лед при этом остается замерзшим.
Реквизит: 2 пластиковые чашки с водой (всего 250 мл), микроволновая печь, прихватки.
Новые термины и понятия: атом водорода, атом кислорода, формула воды (Н2О), Круговорот воды, испарение, конденсация, водяной пар.
Волшебство №14 «Подними, не трогая руками»
Теория:
Замерзание чистой воды. Температура замерзания соленой воды. Практическое использование способности соленой воды замерзать при более низкой температуре. Закипание воды. Повышение температуры закипания воды при добавлении соли. Практическое использование этого свойства в быту и промышленности
Практика:
Демонстрация опыта по поднятию кубика льда, не дотрагиваясь до него руками.
Реквизит: 2 кубика льда, бумажное полотенце, веревка длиной 25-30 см, солонка с солью, вазочка для льда.
Новые термины и понятия: микроволновые волны, колебания волн.
Волшебство № 15 «Послушный водолаз»
Теория:
Движения молекул воды. Давление воды. Как изменить давление воды. Уровень воды. Французский математик 16 века Рене Декарт. Ныряльщик Декарта.
Практика:
Демонстрация опыта о вертикальном движении предмета в толще воды.
Реквизит: глазная пипетка, пластиковый стакан, водопроводная вода, пустая чистая пластиковая бутылка емкостью 2 литра с завинчивающейся пробкой.
Новые термины и понятия: давление воды, Рене Декарт.
Волшебство № 16 «Плавающая скрепка»
Теория:
Полярность молекул воды. Притягивание молекул воды разнополярными концами. Особое свойство воды – поверхностное натяжение. Горизонтальное положение.
Практика:
Демонстрация опыта о способности плавать металлической скрепки.
Реквизит: стакан, водопроводная вода, 2 канцелярские скрепки, бумажное полотенце.
Новые термины и понятия: поверхностное натяжение.
Волшебство № 17 «Трусливый перец»
Теория:
Свойство мыла разрушать поверхностное натяжение. Процесс разрушения молекулярных связей воды под воздействием мыла.
Практика:
Демонстрация опыта о движении частичек перца, не прикасаясь к нему.
Реквизит: 1 стакан холодной воды, неглубокая форма для выпечки, линейка, перечница с молотым перцем, кусок мыла.
Новые термины и понятия: нарушение поверхностного натяжения.
Волшебство № 18 «Непроницаемая ткань»
Теория:
Поверхностное натяжение и способность тканей пропускать или не пропускать воду. Воздух состоит из молекул. Постоянное движение молекул воздуха. Атмосферное давление. Зависимость атмосферного давления от высоты. Земное притяжение. Сила гравитации. Зависимость силы гравитации от массы (веса) тела.
Практика:
Демонстрация опыта о непропускании воды тканью.
Реквизит: квадратный кусок марли 15 на 15 см, стакан, резинка, кувшин воды, пластиковая миска или форма для выпечки.
Новые термины и понятия: атмосферное давление, земное притяжение, сила гравитации.
Волшебство № 19 «Горячие руки»
Теория:
Поверхностное натяжение и атмосферное давление влияют на проницаемость воды тканью.
Практика:
Демонстрация опыта о «закипании» воды при прикосновении пальцем руки.
Реквизит: квадратный кусок марли 15 на 15 см, стакан, резинка, кувшин воды, пластиковая миска или форма для выпечки.
Новые термины и понятия: непроницаемость, закипание.
Волшебство № 20 «Торнадо в бутылке»
Теория:
Действие двух сил. Сила – это то, что может изменить форму и движение предмета. Сила притяжения. Сила давления воздуха. Два вида энергии. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Условия образования каждого вида энергии. Эффект торнадо.
Практика:
Демонстрация опыта по созданию эффекта торнадо в бутылке.
Реквизит: 2 пустые пластиковые бутылки по 2 литра, водопроводная вода, металлическая шайба диаметром 2,5 см, клейкая лента.
Новые термины и понятия: кинетическая энергия, потенциальная энергия.
Волшебство № 21 «Сломанный карандаш»
Теория:
Распространение света по прямой линии. Прохождение светового луча через прозрачные среды. Явление преломления светового луча. Явление рефракции. Распространение с разной скоростью света в веществах разной плотности.
Практика:
Демонстрация опыта о возникновении иллюзии сломанного карандаша.
Реквизит: стакан, водопроводная вода, карандаш.
Новые термины и понятия: преломление светового луча, явление рефракции света.
Волшебство № 22 «Исчезающая монетка»
Теория:
Рефракция при прохождении света в средах разной плотности. Отклонение света к нормали. Нормаль – линия, проходящая под прямым углом к поверхности. Явление отражения. Отражение – отбрасывание света от поверхности и обратно.
Практика:
Демонстрация опыта о невидимой монетке.
Реквизит: Стеклянная банка с крышкой емкостью 1 литр, водопроводная вода, монетка.
Новые термины и понятия: линия нормали, отражение, прямой угол.
Раздел 4. Магия воздуха (работа под давлением)
(9 занятий, 18 часов)
Волшебство № 23 «Непромокаемая бумага»
Теория:
Воздушная оболочка земли – атмосфера. Воздух имеет вес и занимает определенный объем. Физические свойства воздуха. Роль воздуха в жизни человека и природы. Движение воздуха. Ветер. Сила ветра. Атмосферное давление.
Практика:
Демонстрация опыта с непромокаемостью бумаги.
Реквизит: бумажное полотенце, стакан, пластиковая миска или ведерко, в которое можно налить достаточное количество воды, чтобы она полностью покрыла стакан.
Волшебство № 24 «Стакан-непроливайка»
Теория:
Удивительные свойства и возможности воздуха. Использование движения воздуха как источника альтернативной энергии. Использование свойств воздуха в самолетостроении и других отраслях народного хозяйства.
Практика:
Демонстрация опыта об удержании в стакане воды, перевернув его вверх дном.
Реквизит: ножницы, тонкий картон, линейка, стакан, маркер, стеклянная или пластмассовая чашка, кувшин с водой.
Новые термины и понятия: альтернативный вид энергии.
Волшебство № 25 «Толстый воздух»
Теория:
Сила давления воздуха. Зависимость давления воздуха от высоты. Разреженное пространство. Вакуум. Явление невесомости.
Практика:
Демонстрация опыта, как лист газеты помогает сломать дощечку.
Реквизит: защитные очки, сосновая дощечка 0,3 Х 2,5 Х 60 см, газетный лист, линейка.
Новые термины и понятия: разреженное пространство, невесомость, вакуум.
Волшебство № 26 «Прилипчивый стакан»
Теория:
Удивительные свойства и возможности воздуха.
Практика:
Демонстрация опыта, как благодаря воздуху предметы могут прилипать друг к другу.
Реквизит: 2 больших воздушных шарика, 2 пластиковых стакана по 250 мл.
Волшебство № 27 «Упрямая воронка»
Теория:
Примеры действия атмосферного давления. Давление воздуха в запечатанной емкости. Разность давления.
Практика:
Демонстрация опыта, как воронка для наливания воды не будет пропускать воду, наливаемую в бутылку.
Реквизит: 2 воронки, 2 одинаковые сухие пластиковые бутылки объемом в 1 литр, пластилин, кувшин с водой.
Новые термины и понятия: воронка.
Волшебство № 28 «Атмосферное давление-разрушитель»
Теория:
Изменения атмосферного давления. Разность давления. Конденсация водяного пара в воздухе.
Новые термины и понятия: Конденсация водяного пара в воздухе. Демонстрация опыта, как воздух может раздавить предмет (жестяную банку).
Реквизит: форма для выпечки, водопроводная вода, линейка, газовая или электрическая плита, пустая жестяная банка, щипцы.
Новые термины и понятия: конденсация.
Волшебство №29 «Летающий мячик»
Теория:
Сила тяжести. Движение и вес холодного и теплого (горячего) воздуха. Важная способность воздуха – принцип Бернулли. Принцип Бернулли – закон природы. Зависимость давления воздуха от скорости его движения.
Практика:
Демонстрация опыта о зависании шарика (легкого мячика) в воздухе над феном.
Реквизит: фен, 2 толстые книги или два тяжелых предмета, мячик для пинг-понга, линейка.
Новые термины и понятия: принцип Бернулли.
Волшебство № 30 «Упрямая карточка»
Теория:
Давление быстро движущегося воздуха меньше, чем медленно движущегося. Принцип Бернулли.
Практика:
Демонстрация опыта, как карточка будет держаться на катушке и не упадет.
Реквизит: карандаш, линейка, карточка 7,5 х 12,5 см, кнопка, пустая катушка от ниток.
Новые термины и понятия: принцип Бернулли.
Волшебство № 31 «Притягивающиеся банки»
Теория:
Использование принципа Бернулли. Сила трения. Уменьшение силы трения. Технические масла. Подшипники. Роль силы трения в жизни человека.
Практика:
Демонстрация опыта с притягиванием жестяных банок друг к другу, используя принцип Бернулли.
Реквизит: 2 пустые жестяные банки, 24 пластиковые соломинки для напитков.
Новые термины и понятия: сила трения.
Волшебство № 32 «Волшебный мотор»
Теория:
Сила трения и нагревание тел. Температура выше, если сила трения больше. Движение теплого воздуха от теплого места к холодному. Теплый воздух поднимается вверх, так как он легкий. Холодный воздух опускается вниз, так как он более тяжелый. Перемещение холодного и теплого воздуха – конвекция. Технология проветривания помещений.
Практика:
Демонстрация опыта, как лист бумаги будет работать, как мотор, с помощью воздуха.
Реквизит: клей, квадратный кусок дерева, швейная иголка, бумажный квадрат со стороной 7,5 см.
Новые термины и понятия: конвекция.
Раздел 5. Магия силы и энергии («сильные» забавы)
(5 занятий, 10 часов)
Волшебство № 33 «Найди середину»
Теория:
Сила тяжести и середина предмета. Понятие о равновесии. Концентрация действия силы тяжести на предмет. Центр массы. Симметричность предмета. Смещение центра тяжести. Нарушение равновесия. Движение транспорта с резким торможением.
Практика:
Демонстрация опыта о нахождении середины, не используя измерительные приборы.
Реквизит: деревянная палка или ручка от швабры, длинная линейка или рулетка.
Новые термины и понятия: равновесие, симметрия, центр масс.
Волшебство № 34 «Волшебная метла»
Теория:
Свойства предметов сопротивляться изменению характера их движения. Понятие об инерции. Закон инерции. Объект, находящийся в покое, сохраняет это состояние, если на него не действуют никакие внешние силы. Закон инерции.
Практика:
Демонстрация опыта, подтверждающего закон инерции.
Реквизит: металлическое блюдо, пустая картонная катушка от туалетной бумаги, мячик для гольфа, метр, метла.
Новые термины и понятия: инерция, закон инерции.
Волшебство № 35 «Так не бывает»
Теория:
Прямолинейное движение. Состояние покоя. Стремление предмета, движущегося по кругу, к прямолинейному движению. Сила, которая тянет предмет к центру. Центростремительная сила. Ослабление центростремительной силы влечет движение предмета прямолинейно.
Практика:
Демонстрация опыта, как можно победить силу гравитации.
Реквизит: металлическая вешалка, напильник, монетка.
Новые термины и понятия: прямолинейное движение, центростремительная сила.
Волшебство № 36 «Большой прыжок»
Теория:
Движение предметов вниз под действием силы гравитации (сила тяжести). Дополнительный толчок, усиливающий движение предмета вверх.
Практика:
Демонстрация опыта о дополнительном большом толчке, действующем на теннисный мяч.
Реквизит: защитные очки, теннисный мяч, баскетбольный мяч.
Новые термины и понятия: дополнительный толчок.
Волшебство № 37 «Магнитная рука»
Теория:
Кинетическая энергия – энергия движущегося предмета. Потенциальная энергия – энергетический запас предмета. Переход одной энергии в другую. Энергия упругой деформации – форма потенциальной энергии, которая накапливается в объекте при его растяжении или сжатии.
Практика:
Демонстрация опыта о переходе потенциальной энергии в кинетическую, посредством энергии упругой деформации.
Реквизит: молоток, 2 гвоздя, жестяная банка из-под кофе с пластиковой крышкой, резина, немного длиннее банки, прозрачный скотч, несколько гирек (тяжелых болтов, гаек), прочная нитка длиной 7,5 см.
Новые термины и понятия: энергия упругой деформации.
Раздел 6. Магия электричества и магнетизма («ударные» иллюзии)
(5 занятий, 10 часов)
Волшебство № 38 «Танцующие хлопья»
Теория:
Электричество. Направленное движение электронов. Состав материи из атомов. Атомы состоят из протонов, нейтронов и электронов. Вокруг ядра атома двигаются по кругу электроны. Переход электронов от одного атома к другому и порождают электричество. Статическое электричество. Магнетизм – невидимая сила, благодаря которой некоторые вещества могут притягивать или отталкивать другие.
Практика:
Демонстрация опыта с подпрыгиванием и притягиванием рисовых хлопьев к воздушному шарику.
Реквизит: бумажное полотенце, 1 чайная ложка (5 мг) хрустящих рисовых хлопьев, воздушный шарик, шерстяная вещь (свитер или шарф).
Новые термины и понятия: электрон, протон, электрон, статическое электричество, магнетизм.
Волшебство № 39 «Волшебный компас»
Теория:
Статическое электричество. Положительно заряженные частицы. Отрицательно заряженные частицы. Отталкивание и притягивание частиц.
Практика:
Демонстрация опыта о движении бумажной стрелки, наподобие стрелки компаса.
Реквизит: клей, квадратный кусочек дерева размером 2,5 на 2,5 или деревянный кубик, швейная игла, ножницы, кусочек писчей бумаги, стеклянный (не пластиковый!) стакан диаметром не меньше 5 см, шерстяной свитер.
Новые термины и понятия: статическое электричество.
Волшебство № 40 «Гибкая вода»
Теория:
Отрицательно заряженные частицы отталкивают электроны. Положительно заряженные – притягивают электроны. Электрически нейтральные частицы.
Практика:
Демонстрация опыта об отклонении струи воды под влиянием заряженных частиц.
Реквизит: водопроводный кран и раковина, воздушный шарик, шерстяной свитер.
Новые термины и понятия: нейтральность, нейтрализация заряда.
Волшебство № 41 «Сортировка смеси из соли и перца»
Теория:
Движение заряженных электронов. Скорость движения электронов в разных веществах. Зарядка предметов отрицательным или положительным зарядом.
Практика:
Демонстрация опыта по сортировке сухой смеси на составляющие компоненты.
Реквизит: бумажное полотенце, 1 чайная ложка соли, 1 чайная ложка молотого перца, ложка, воздушный шарик, шерстяной свитер.
Новые термины и понятия: заряженный шарик.
Волшебство № 42 «Магнит висит в воздухе»
Теория:
Магнит. Магнитное поле. Невидимое силовое поле. Северный и южный полюс магнита. Притяжение магнитов разными полюсами. Магнитное поле – спиновое. Спиновое поле вокрух электронов, движущихся вокруг ядра атома. Магнитные поля взаимно нейтрализуют друг друга. Электромагнит.
Практика:
Демонстрация опыта о подвешивании магнита в воздухе без помощи веревки.
Реквизит: 2 кольцевых магнита с отверстием чуть больше карандаша, маркер, карандаш.
Новые термины и понятия: магнитное поле, спиновое магнитное поле, электромагнит.
Волшебство № 43 «Невесомая иголка»
Теория:
Явление магнетизма, магнит сохраняет постоянно свои магнитные свойства. Постоянный магнит. Намагничивание металлических предметов.
Практика:
Демонстрация опыта о намагничивании металлического предмета и зависании его в воздухе.
Реквизит: 2 нитки по 30 см каждая, 2 швейные иголки, прозрачный скотч, стеклянная банка с крышкой емкость 1 литр, линейка, маленький плоский магнит.
Новые термины и понятия: намагничивание, постоянный магнит.
Заключительное занятие
(1 занятие, 2 часа)
Подведение итогов Итоговая аттестация.
Методическое обеспечение программы
Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы.
Для проведения занятий необходимо помещение.
Основная форма работы: опытно - экспериментальная.
Основной метод: наблюдение, опыт. Кроме того, в состав программы входят игровая деятельность.
Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ.
Необходимое лабораторное оборудование, набор необходимых веществ (вода, соль, сахар и т.д.), подручный материал, научно-познавательные энциклопедии – все это не требует никаких финансовых затрат.
Программа «Школа юного волшебника» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами.
Список литературы
Литература для учителя
Основная литература
1. Джим Уиз. Занимательная химия, физика, биология. М. АСТРЕЛЬ,2007,- стр. 125.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011.- 25 с.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. -204 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. -41 с.
Дополнительная литература
1. Мои первые научные опыты, - М.: издательская группа «Контент», 2003,-128 с.
2. Сикорук Л.Л. Физика для малышей , -М. : Педагогика, 1983, -165 с.
3. Эрудит. Физика: Справочное издание – М.: «ТД «Мир книги», 2006, -192 с.
Интернет – источники:
http://adalin.mospsy.ru
http://danilova.ru/publication/fizika
http://class-fizika.narod.ru/
http://mults.info
http://simplescience.ru
http://www.afizika.ru/zanimatelnieopyty
Литература для обучающихся
1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
2. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
5. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
6. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
Методическое обеспечение программы
Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы.
Для проведения занятий необходимо помещение.
Основная форма работы: опытно - экспериментальная.
Основной метод: наблюдение, опыт. Кроме того, в состав программы входят игровая деятельность.
Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ.
Необходимое лабораторное оборудование, набор необходимых веществ (вода, соль, сахар и т.д.), подручный материал, научно-познавательные энциклопедии – все это не требует никаких финансовых затрат.
Программа «Школа юного волшебника» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами.
Диагностический лист №1 для обучающихся
Уровень теоретических знаний
Раздел I. Магия веществ
Задание 1. Ответьте на вопросы.
1. Назовите три агрегатных состояния воды.
2. Что такое раствор? Что такое взвесь?
3. Что такое коллоидный раствор?
4. При каком условии коллоид может изменить свое агрегатное состояние?
5. Что такое плотность вещества?
Задание 2. Найдите соответствие между понятиями и их определениями.
1. Полиэтилен |
А). Длинная цепочка молекул, соединенных между собой. |
2. Трение |
Б). Изменение состояния вещества. |
3. углекислый газ |
В). Пластик, состоящий из молекул полимера. |
4. Плавление |
Г). Сила, которая препятствует движению или затормаживает скорость движения. |
5. Полимер |
Д). Вещество в составе воздуха. |
Задание 3. Ответьте на вопросы.
1. Вы свободно, без затруднений отвечали на вопросы задания 1?
(да, нет, затрудняюсь ответить )
2. Вы могли бы дать самостоятельно определения понятиям задания 2?
(да, нет, затрудняюсь ответить).
3. Вы легко выполнили задание 2? (да, нет, затрудняюсь ответить).
Диагностический лист №2 для обучающихся
Уровень теоретических знаний
Раздел II. Магия реакций
Задание 1. Ответьте на вопросы.
1. Что такое гигроскопичность?
2. Что такое химическая реакция?
3. Что такое химический индикатор?
4. Что такое полярность молекул?
5. Что такое адсорбция?
Задание 2. Найдите соответствие между понятиями и их определениями.
1. Кислота |
А). Вещество, которое реагирует со щелочами. |
2. Щелочь |
Б). Адсорбирующий (впитывающий) материал. |
3. Нейтральность |
В). Вещество, образующее тонкую пленку для уменьшения трения. |
4. Акрилат натрия |
Г). Вещество, которое реагирует с кислотами. |
5. Смазка |
Д). При смешивании кислоты и щелочи теряются их свойства. |
Задание 3. Ответьте на вопросы.
1. Вы свободно, без затруднений отвечали на вопросы задания 1?
(да, нет, затрудняюсь ответить )
2. Вы могли бы дать самостоятельно определения понятиям задания 2?
(да, нет, затрудняюсь ответить).
Диагностический лист №3 для обучающихся
Уровень теоретических знаний
Раздел III. Магия воды
Задание 1. Ответьте на вопросы.
1. Что является главной причиной испарения воды?
2. В каком агрегатном состоянии может быть вода в воздухе?
3. Объясните выражение «Вода камень точит»
4. Что такое круговорот воды в природе? Его значение.
5. Как плотность воды влияет на плавучесть предметов?
Задание 2. Найдите соответствие между понятиями и их определениями.
1. Конденсация |
А). Сила притяжения между двумя предметами. |
2. Испарение |
Б). Отскакивание луча света от поверхности (воды). |
3. Поверхностное натяжение |
В). Превращение газа в жидкость. |
4. Отражение |
Г). Превращение жидкости в газ. |
5. Гравитация |
Д). Сила притяжения между молекулами воды с образованием пленки. |
Задание 3. Ответьте на вопросы.
1. Вы свободно, без затруднений отвечали на вопросы задания 1?
(да, нет, затрудняюсь ответить )
2. Вы могли бы дать самостоятельно определения понятиям задания 2?
(да, нет, затрудняюсь ответить).
Диагностический лист №4 для обучающихся
Уровень теоретических знаний
Раздел IV. Магия воздуха
Задание 1. Ответьте на вопросы.
1. Почему воздух легко занимает пространство любой формы?
2. Что такое ветер? Сила ветра.
3. Что должно произойти в воздухе, чтобы пар превратился в воду?
4. Как движется теплый и холодный воздух?
5. Как доказать, что воздух имеет вес? Что тяжелее холодный или теплый воздух?
Задание 2. Найдите соответствие между понятиями и их определениями.
1. Текучесть |
А). Газ, содержание которого в воздухе больше всего. |
2. Углекислый газ |
Б). Потоки теплого воздуха |
3. Конвекция |
В). Сила, образующаяся за счет движения молекул воздуха. |
4. Атмосферное давление |
Г). Газ, содержание которого меньше всего в воздухе. |
5. Азот |
Д). Способность быстро передвигаться и изменять свою форму. |
Задание 3. Ответьте на вопросы.
1. Вы свободно, без затруднений отвечали на вопросы задания 1?
(да, нет, затрудняюсь ответить )
2. Вы могли бы дать самостоятельно определения понятиям задания 2?
(да, нет, затрудняюсь ответить).
Диагностический лист №5 для обучающихся
Уровень теоретических знаний
Раздел V. Магия силы и энергии
Задание 1. Ответьте на вопросы.
1. Роль энергии в нашей жизни.
2. Значение гравитации в жизни человека и жизни планеты.
3. Роль силы трения в жизни человека и Вселенной.
4. Что такое закон энерции?
5. Что такое центростремительная сила?
Задание 2. Найдите соответствие между понятиями и их определениями.
1. Кинетическая энергия |
А). Склонность предметов сопротивляться попыткам изменить движение. |
2. Потенциальная энергия |
Б). Энергия, которая накапливается в предмете при его сжатии или растяжении. |
3. Энергия упругой демормации |
В). Точка, в которой концентрируется сила тяжести, действующая на предмет. |
4. Инерция |
Г). Энергия, хранящаяся в запасе. |
5. Центр тяжести |
Д). Энергия движущегося объекта. |
Задание 3. Ответьте на вопросы.
1. Вы свободно, без затруднений отвечали на вопросы задания 1?
(да, нет, затрудняюсь ответить )
2. Вы могли бы дать самостоятельно определения понятиям задания 2?
(да, нет, затрудняюсь ответить).
Диагностический лист №6 для обучающихся
Уровень теоретических знаний
Раздел VII. Магия электричества и магнетизма
Задание 1. Ответьте на вопросы.
1. Из чего состоят молекулы ? Из чего состоят атомы?
2. Явления магнетизма в природе.
3. Принцип работы компаса.
4. Магнитное поле Земли.
5. Что необходимо для намагничивания предметов?
Задание 2. Найдите соответствие между понятиями и их определениями.
1. Магнетизм |
А). Невидимое силовое поле. |
2. Электричество |
Б). Магнит, обладающий постоянными магнитными свойствами. |
3. Статическое электричество |
В). Невидимая сила, благодаря которой некоторые тела притягиваются или отталкиваются. |
4. Магнитное поле |
Г). Энергия движения электронов. |
5. Постоянный магнит |
Д). Электричество без тока |
Задание 3. Ответьте на вопросы.
1. Вы свободно, без затруднений отвечали на вопросы задания 1?
(да, нет, затрудняюсь ответить )
2. Вы могли бы дать самостоятельно определения понятиям задания 2?
(да, нет, затрудняюсь ответить).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.