Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчество»
Табасаранского района
Принята на заседании педагогического совета Протокол № ___ от ___.___________.2020г. |
Утверждаю Директор МБОУДО «ДТ» Маллакурбанова У.Н. Приказ №8 от ____._________.2020 |
Дополнительная образовательная программа
«Ковроделия»
Направленность: Художественная
Уровень программы: Ознакомительная
Возраст учащихся: 8-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Сефербекова Гулает Рамазановна
Педагог дополнительного образования
с.Хучни
2020г.
Рабочая программа кружка
«Художественное ковроделие»
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Художественное ковроделие» составлена на основе авторской программы . (Программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / , , и др. Под ред. -2е изд. – М.: Просвещение 2010.-111с.)
Цель программы «Художественное ковроделие» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области прикладного вида искусства.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в прикладном творчестве;
- научить основным приёмам работы над изготовлением ковров;
- дать навыки анализа работ мастеров;
- освоение языка декоративно-прикладного искусства ковроделия.
Изменения в авторскую программу внесены не были.
Используемый для работы учебно-методический комплект
Программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / , , и др. Под ред. -2е изд. – М.: Просвещение 2010.-111с.
Рабочая программа рассчитана на 140 часов (по 4 часа в неделю). Занятия проводятся спаренными. На изучение теоретических вопросов выделяется 0.5 ч, а 1.5 ч. занимают практические работы.
Формы реализации учебного процесса.
Занятия осуществляются в форме индивидуальных и заданий и коллективных работ. По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, обсуждают особенности мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать предметы, понятия):
- технический рисунок
- ворсовой ковер
- профессии работников, занятых в ткацкой промышленности.
- принципы построения коврового узора
- конструкция простейшего ковроткацкого станка
- приёмы заправки ткацкого станка
- технология окраски шерстяной и хлопчатобумажной пряжи
Учащиеся должны уметь:
- выполнять эскизы ковровых изделий
- работать на ткацкой рамке
- подготавливать к работе ткацкий станок
- подбирать материал, ткань и отделку для изготовления изделия
Учебно-тематический план
п/п |
Темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие |
5 |
2 |
3 |
2 |
Ручное ковроделие |
25 |
12 |
13 |
3 |
Технический рисунок и шаблон для ковра |
22 |
10 |
12 |
4 |
Особенности технологии ручного ткачества ворсовых и безворсовых ковров и гобеленов |
24 |
11 |
13 |
5 |
Технология изготовления войлочных ковров |
25 |
11 |
14 |
6 |
Технология изготовления ворсовых ковров |
23 |
11 |
12 |
7 |
Традиции узорного ткачества народов России |
19 |
9 |
10 |
8 |
Плетение узорных поясов, тесьмы, галстуков. Разработка авторского проекта |
12 |
5 |
7 |
9 |
Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки-ярмарки |
5 |
2 |
3 |
Итого |
160 |
73 |
87 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока |
Наименование раздела и тем |
Часы учебного времени |
Плановые сроки прохождения |
|
|
теория |
практ |
Художественное ковроделие |
|||
1-2 |
Вводное занятие. Правила безопасности труда на рабочих местах. |
1 |
1 |
3-5 |
Краткая история ковроткачества. |
1 |
1 |
Ручное ковроделие 25 |
|||
3-4 |
Художественное ткачество. |
2 |
2 |
5-6 |
История возникновения искусства ковроделия |
2 |
2 |
7-8 |
Традиции ручного ковроделия в России. |
2 |
2 |
9-10 |
Особенности современного ручного ковроделия. |
3 |
2 |
11-12 |
Значение ковра в эстетическом формировании интерьера. Знакомство с профессиями работников, занятых в ткацкой промышленности. |
2 |
2 |
Технический рисунок и шаблон для ковра 22 |
|||
13-14 |
Композиция и колорит в ковровых изделиях. |
2 |
3 |
15-16 |
Принципы построения коврового узора. |
3 |
3 |
17-18 |
Освоение приёмов ручного изготовление ковров. |
3 |
3 |
19-20 |
Выполнение эскиза орнаментального войлочного или ворсового ковра. |
3 |
3 |
|
Особенности технологии ручного ткачества ворсовых и безворсовых ковров и гобеленов 24 |
||
21-22 |
Правила изготовления шаблона |
0.5 |
1.5 |
23 |
Изменения масштаба эскиза. |
0.5 |
0.5 |
24 |
Выполнение технологического рисунка для ворсового ковра по выбранному эскизу |
0.5 |
0.5 |
25-26 |
Конструкция простейшего ковроткацкого станка. Приёмы заправки ткацкого станка основной нитью |
0.5 |
1.5 |
27-28 |
Технология окраски шерстяной и хлопчатобумажной пряжи. |
2 |
|
29-30 |
Технологии ручного ткачества ворсовых ковров. |
2 |
|
31-32 |
Технологии ручного ткачества ворсовых ковров |
2 |
|
Технология изготовления войлочных ковров 10(9) |
|||
33-34 |
Виды войлочных ковров. Выполнение эскиза войлочного ковра |
0.5 |
1.5 |
35-36 |
Материалы для изготовления войлочного ковра. Изготовление шаблона по картону для войлочного ковра |
0.5 |
1.5 |
37-38 |
Технология валки ковра. Изготовление накидки на стул или кресло |
2 |
|
39-40 |
Технология валки ковра. Изготовление накидки на стул или кресло |
2 |
|
41-42 |
Технология валки ковра. Изготовление накидки на стул или кресло |
2 |
|
Технология изготовления ворсовых ковров 10(9) |
|||
43-44 |
Подготовка пряжи |
0.5 |
1.5 |
45-46 |
Способы вязки узла |
0.5 |
1.5 |
47-48 |
Изготовление ворсового или махрового коврика |
2 |
|
49-50 |
Изготовление ворсового или махрового коврика |
2 |
|
51-52 |
Изготовление ворсового или махрового коврика |
2 |
|
Традиции узорного ткачества народов России 12(10) |
|||
53-54 |
Узорные мотивы крестьянской одежды. Знакомство с образцами ткачества на выставке работ, во время экскурсии в музей |
0.5 |
1.5 |
55-56 |
Инструменты и материалы для ткачества. Устройство настольного ткацкого станка. Требования к нитям основы и утка |
0.5 |
1.5 |
57 |
Современное узорное ткачество. |
1 |
- |
58 |
Заправка нитей основы и утка в настольный ткацкий станок. |
- |
1 |
59-60 |
Работа на ткацком станке |
2 |
|
61-62 |
Работа на ткацком станке |
2 |
|
63-64 |
Работа на ткацком станке |
2 |
|
Плетение узорных поясов, тесьмы, галстуков.4(3) |
|||
65-66 |
Материалы, используемые для плетения узорных поясов, тесьмы, закладки для книг и др. Способы плетения |
1 |
1 |
67-68 |
Разработка авторского проекта |
- |
2 |
69-70 |
Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки-ярмарки |
2 |
Содержание программы
1. Вводное занятие
Задачи и структура занятий. Краткая история ковроткачества. Правила безопасности труда на рабочих местах. Демонстрация лучших работ учащихся. Энциклопедические словари и справочники по ковроделию. Терминология искусства ковроделия.
Практическая работа: определение количества и качества изделий ручного ткачества на современном рынке, определение потребностей в этих изделиях; решение необходимых организационных вопросов.
2. Ручное ковроделие (10)
Композиция и колорит в ковровых изделиях. Понятие о художественном ткачестве. Появление и развитие ручного ткачества. История возникновения искусства ковроделия. Классическая западноевропейская шпалера, традиционные восточные ковры. Роль ковроткачества в развитии духовной и материальной культуры.
Основные изобразительные средства в станковом и декоративно-прикладном искусстве. Традиции ручного ковроделия в России. Особенности современного ручного ковроделия. Виды ковров ручной работы. Значение ковра в эстетическом формировании интерьера. Знакомство с профессиями работников, занятых в ткацкой промышленности.
Практическая работа: освоение приёмов ручного изготовления ковров.
3. Технический рисунок и шаблон для ковра (8)
Композиция и колорит в ковровых изделиях. Роль композиции, колорита, фактуры материала как средств художественной выразительности в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Принципы построения коврового узора. Симметричное, раппортное и свободное расположение орнаментальных форм. Геометрический и растительный орнаменты. Распределение цвета. Сочетание узоров в общей композиции рисунка ковра. Соответствие узора каймы общему композиционному построению ковра. Понятие о качествах личности, способствующих успеху в ковроделии.
Практическая работа: выполнение эскиза орнаментального войлочного или ворсового ковра.
4. Особенности технологии ручного ткачества ворсовых и безворсовых ковров и гобеленов (12)
Особенности выполнения технологического рисунка для ворсовых и безворсовых ковров. Способы изменения масштаба эскиза и техника его перевода на бумагу в клетку. Правила изготовления шаблона на картоне и шаблона на ткани.
Инструменты и материалы для изготовления ворсового ковра. Конструкция простейшего ковроткацкого станка. Способы заправки станка основной нитью. Чётные и нечётные нити основы. Уравнительная плетёнка. Назначение ремизок. Инструменты и приспособления для ручного ткачества. Выбор материалов для основы и утка. Использование отходов прядильного производства, вторичное использование пряжи при изготовлении ковров. Технология окраски шерстяной и хлопчатобумажной пряжи. Использование для окраски пряжи натуральных и химических красителей.
Практическая работа: выполнение технологического рисунка для ворсового ковра по выбранному эскизу; освоение приёмов заправки ткацкого станка основной нитью.
5. Технология изготовления войлочных ковров (10)
Виды войлочных ковров (валяный, мозаичный). Материалы для изготовления войлочного ковра. Подготовка шерсти (очистка, промывка, окрашивание, расчесывание). Технология валки ковра из непряденой шерсти.
Мозаичные войлочные ковры. Технология их изготовления.
Практическая работа: выполнение эскиза войлочного ковра; изготовление шаблона по картону для войлочного ковра; изготовление накидки на стул или кресло.
6. Технология изготовления ворсовых ковров (10)
Подготовка пряжи для вязки узлов. Обработка концевых частей ковра и боковых сторон. Способы вязки узла ворсовых ковров. Последовательность вывязывания рисунка ковра. Особенности изготовления махровых ковров. Снятие ковра со станка и окончательная отделка изделия.
Практическая работа: изготовление ворсового или махрового коврика, накидки для кресла и др.
7. Традиции узорного ткачества народов России (12)
Ручное узорное ткачество. Узорные мотивы крестьянской одежды XIX — начала XX в. в России. Особенности узорного ткачества в различных регионах России. Современное узорное ткачество. Инструменты и материалы для ткачества. Устройство настольного ткацкого станка. Требования к нитям основы и утка. Подготовка основы и утка к ткачеству.
Практическая работа: знакомство с образцами ткачества на выставке работ, во время экскурсии в музей; заправка нитей основы и утка в настольный ткацкий станок.
8. Плетение узорных поясов, тесьмы, галстуков. (4)
Разработка авторского проекта. Материалы, используемые для плетения узорных поясов, тесьмы, закладки для книг и др. Способы плетения. Технология плетения поясов на дощечках и бёрдышке. Отделка пояса кистями, бисером, стеклярусом и т. п.
Практическая работа: разработка авторского проекта художественного изделия, сувенира.
9. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки-ярмарки (2)
Подведение творческих итогов работы по программе. Подготовка итоговой выставки-ярмарки.
Формы и средства контроля
Изучение каждого раздела заканчивается выставкой работ учащихся.
Итоги работы за год могут быть подведены в форме отчётной выставки с приглашением родителей детей, друзей, где будут представлены лучшие работы по всем видам деятельности. Поделки используются в качестве подарков для дошкольников, сувениров для выпускников, подарков для родителей
Перечень учебно – методических средств обучения
Программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / , , и др. под ред. -2е изд. – М.: Просвещение 2010.-111с.
Дополнительная литература
1. Дворкина за 10 вечеров / . — М., 1998.
2. Живописный войлок / И. Кокорева. — М., 2009.
3. Рукоделие. Популярная энциклопедия. — М., 1993.
4. Савицкая шпалеры / . — М., 1
Оборудование (Занятия проводятся в мастерской обслуживающего труда)
Руководитель кружка предоставляет:
- ткацкий станок, рамки
- швейные машины
- утюг и стол для утюжки, пульверизатор
Родители учащихся, посещающих занятия кружка предоставляют:
- портновские булавочки
- пряжа различных цветов
- лоскутки тканей
- швейные нитки
- ножницы
- швейные иглы
Для реализации программы необходимы образцы работ, примеры выполнения элементов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.