Дополнительная образовательная программа «Ковроделия»
Оценка 4.9

Дополнительная образовательная программа «Ковроделия»

Оценка 4.9
docx
Все классы
29.06.2021
Дополнительная образовательная программа «Ковроделия»
Дополнительная образовательная программа.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчество»

Табасаранского района

Принята на заседании

 педагогического совета

Протокол № ___

от ___.___________.2020г.

Утверждаю

Директор МБОУДО «ДТ»

Маллакурбанова У.Н.

Приказ №8 от ____._________.2020

 

Дополнительная образовательная программа

«Ковроделия»

  Направленность: Художественная

                                             Уровень программы: Ознакомительная

                                             Возраст учащихся: 8-15 лет

  Срок реализации: 1 год

Автор составитель:

Сефербекова Гулает Рамазановна

Педагог дополнительного образования

 с.Хучни

 

 

2020г.

Рабочая программа кружка

 «Художественное ковроделие»

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Художественное ковроделие» составлена на основе авторской программы . (Программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / , , и др. Под ред. -2е изд. – М.: Просвещение 2010.-111с.)

Цель программы «Художественное ковроделие» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области прикладного вида искусства.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогаю­щие достижению успеха в прикладном творчестве;

- научить основным приёмам работы над изготовлением ковров;

- дать навыки анализа работ мастеров;

- освоение языка декоративно-прикладного искус­ства ковроделия.

Изменения в авторскую программу внесены не были.

Используемый для работы учебно-методический комплект

Программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / , , и др. Под ред. -2е изд. – М.: Просвещение 2010.-111с.

Рабочая программа рассчитана на 140 часов (по 4 часа в неде­лю). Занятия проводятся спаренными. На изучение теоретических вопросов выделяется 0.5 ч, а 1.5 ч. занимают практические работы.

Формы реализации учебного процесса.

Занятия осуществляются в форме индивидуальных и заданий и коллективных работ. По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выстав­ки, мастерские художников, обсуж­дают особенности мастерства профессиона­лов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать предметы, понятия):

- технический рисунок

- ворсовой ковер

- профессии работ­ников, занятых в ткацкой промышленности.

- принципы построения коврового узора

- конструкция простейшего ковроткацкого станка

- приёмы заправки ткацкого станка

- технология окраски шерс­тяной и хлопчатобумажной пряжи

Учащиеся должны уметь:

- выполнять эскизы ковровых изделий

- работать на ткацкой рамке

- подготавливать к работе ткацкий станок

- подбирать материал, ткань и отделку для изготовления изделия

Учебно-тематический план

п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

5

2

3

2

Ручное ковроделие

25

12

13

3

Технический рисунок и шаб­лон для ковра

22

10

12

4

Особенности технологии ручного ткачества ворсовых и безворсовых ковров и го­беленов

24

11

13

5

Технология изготовления войлочных ковров

25

11

14

6

Технология изготовления ворсовых ковров

23

11

12

7

Традиции узорного ткачест­ва народов России

19

9

10

8

Плетение узорных поясов, тесьмы, галстуков. Разра­ботка авторского проекта

12

5

7

9

Подведение итогов. Подго­товка и проведение выстав­ки-ярмарки

5

2

3

Итого

160

73

87

 

 

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела и тем

Часы

учебного времени

Плановые сроки прохождения

 

 

теория

практ

 Художественное ковроделие

1-2

Вводное занятие. Правила безопасности труда на рабочих местах.

1

1

3-5

Краткая история ковроткаче­ства.

1

1

 Ручное ковроделие 25

3-4

Художественное ткачество.

2

2

5-6

История возникновения искусства ковроделия

2

2

7-8

Традиции ручного ковроделия в России.

2

2

9-10

Особенности современного ручного ковроделия.

3

2

11-12

Значение ковра в эстетическом формировании интерьера. Знакомство с профессиями работ­ников, занятых в ткацкой промышленности.

2

2

 Технический рисунок и шаб­лон для ковра 22

13-14

Композиция и колорит в ковровых изделиях.

2

3

15-16

Принципы построения коврового узора.

3

3

17-18

Освоение приёмов ручного изготовление ковров.

3

3

19-20

Выполнение эскиза орнамен­тального войлочного или ворсового ковра.

3

3

 

Особенности технологии ручного ткачества ворсовых и безворсовых ковров и го­беленов 24

21-22

Правила изготовления шаблона

0.5

1.5

23

Изменения масштаба эскиза.

0.5

0.5

24

Выполнение технологического рисунка для ворсового ковра по выбранному эскизу

0.5

0.5

25-26

Конструкция простейшего ковроткацкого станка. Приёмы заправки ткацкого станка основной нитью

0.5

1.5

27-28

Технология окраски шерс­тяной и хлопчатобумажной пряжи.

2

29-30

Технологии ручного ткачества ворсовых ковров.

2

31-32

Технологии ручного ткачества ворсовых ковров

2

   Технология     изготовления войлочных ковров 10(9)

33-34

Виды войлочных ковров. Выполнение эскиза войлочного ковра

0.5

1.5

35-36

Матери­алы для изготовления войлочного ковра. Изготовление шаблона по картону для войлочного ков­ра

0.5

1.5

37-38

Техноло­гия валки ковра. Изготовление накидки на стул или кресло

2

39-40

Техноло­гия валки ковра. Изготовление накидки на стул или кресло

2

41-42

Техноло­гия валки ковра. Изготовление накидки на стул или кресло

2

 Технология изготовления ворсовых ковров 10(9)

43-44

Подготовка пряжи

0.5

1.5

45-46

Способы вязки узла

0.5

1.5

47-48

Изготовление ворсового или махрового коврика

2

49-50

Изготовление ворсового или махрового коврика

2

51-52

Изготовление ворсового или махрового коврика

2

 Традиции узорного ткачест­ва народов России 12(10)

53-54

Узорные мотивы крестьянской одежды. Знакомство с образцами ткаче­ства на выставке работ, во время экскурсии в музей

0.5

1.5

55-56

Инструменты и материалы для ткачества. Устройство настольного ткацкого станка. Требования к нитям основы и утка

0.5

1.5

57

Современное узорное ткачество.

1

-

58

Заправка нитей основы и утка в настольный ткацкий станок.

-

1

59-60

Работа на ткацком станке

2

61-62

Работа на ткацком станке

2

63-64

Работа на ткацком станке

2

 Плетение  узорных поясов, тесьмы, галстуков.4(3)

65-66

Материалы, используемые для плетения узорных поясов, тесьмы, закладки для книг и др. Способы плетения

1

1

67-68

Разра­ботка авторского проекта

-

2

69-70

Подведение итогов. Подго­товка и проведение выстав­ки-ярмарки

2

 

 

 

 

 

 

Содержание программы


1. Вводное занятие

Задачи и структура занятий. Краткая история ковроткаче­ства. Правила безопасности труда на рабочих местах. Демон­страция лучших работ учащихся. Энциклопедические словари и справочники по ковроделию. Терминология искусства ков­роделия.

Практическая работа: определение количества и каче­ства изделий ручного ткачества на современном рынке, опре­деление потребностей в этих изделиях; решение необходимых организационных вопросов.

2. Ручное ковроделие (10)

Композиция и колорит в ковровых изделиях. Понятие о художественном ткачестве. Появление и развитие ручного ткачества. История возникновения искусства ковроделия. Классическая западноевропейская шпалера, традиционные восточные ковры. Роль ковроткачества в развитии духовной и материальной культуры.

Основные изобразительные средства в станковом и деко­ративно-прикладном искусстве. Традиции ручного ковроделия в России. Особенности современного ручного ковроделия. Виды ковров ручной работы. Значение ковра в эстетическом формировании интерьера. Знакомство с профессиями работ­ников, занятых в ткацкой промышленности.

Практическая работа: освоение приёмов ручного изготовления ковров.

3. Технический рисунок и шаблон для ковра (8)

Композиция и колорит в ковровых изделиях. Роль ком­позиции, колорита, фактуры материала как средств художест­венной выразительности в произведениях декоративно-при­кладного искусства.

Принципы построения коврового узора. Симметричное, раппортное и свободное расположение орнаментальных форм. Геометрический и растительный орнаменты. Распределение цвета. Сочетание узоров в общей композиции рисунка ковра. Соответствие узора каймы общему композиционному постро­ению ковра. Понятие о качествах личности, способствующих успеху в ковроделии.

Практическая работа: выполнение эскиза орнамен­тального войлочного или ворсового ковра.

 

4. Особенности технологии ручного ткачества ворсо­вых и безворсовых ковров и гобеленов (12)

Особенности выполнения технологического рисунка для ворсовых и безворсовых ковров. Способы изменения масштаба эскиза и техника его перевода на бумагу в клетку. Правила изготовления шаблона на картоне и шаблона на ткани.

Инструменты и материалы для изготовления ворсового ковра. Конструкция простейшего ковроткацкого станка. Спосо­бы заправки станка основной нитью. Чётные и нечётные ни­ти основы. Уравнительная плетёнка. Назначение ремизок. Инструменты и приспособления для ручного ткачества. Выбор материалов для основы и утка. Использование от­ходов прядильного производства, вторичное использование пряжи при изготовлении ковров. Технология окраски шерс­тяной и хлопчатобумажной пряжи. Использование для окраски пряжи натуральных и химических красителей.

Практическая работа: выполнение технологического рисунка для ворсового ковра по выбранному эскизу; освое­ние приёмов заправки ткацкого станка основной нитью.

5. Технология изготовления войлочных ковров (10)

Виды войлочных ковров (валяный, мозаичный). Матери­алы для изготовления войлочного ковра. Подготовка шерсти (очистка, промывка, окрашивание, расчесывание). Техноло­гия валки ковра из непряденой шерсти.

Мозаичные войлочные ковры. Технология их изготовле­ния.

Практическая работа: выполнение эскиза войлочного ковра; изготовление шаблона по картону для войлочного ков­ра; изготовление накидки на стул или кресло.

6. Технология изготовления ворсовых ковров (10)

Подготовка пряжи для вязки узлов. Обработка концевых частей ковра и боковых сторон. Способы вязки узла ворсо­вых ковров. Последовательность вывязывания рисунка ковра. Особенности изготовления махровых ковров. Снятие ковра со станка и окончательная отделка изделия.

Практическая работаизготовление ворсового или махрового коврика, накидки для кресла и др.

7. Традиции узорного ткачества народов России (12)

Ручное узорное ткачество. Узорные мотивы крестьянской одежды XIX — начала XX в. в России. Особенности узорно­го ткачества в различных регионах России. Современное узорное ткачество. Инструменты и материалы для ткачества. Устройство настольного ткацкого станка. Требования к нитям основы и утка. Подготовка основы и утка к ткачеству.

Практическая работа: знакомство с образцами ткаче­ства на выставке работ, во время экскурсии в музей; заправка нитей основы и утка в настольный ткацкий станок.

8. Плетение узорных поясов, тесьмы, галстуков. (4)

Раз­работка авторского проекта. Материалы, используемые для плетения узорных поясов, тесьмы, закладки для книг и др. Способы плетения. Техно­логия плетения поясов на дощечках и бёрдышке. Отделка пояса кистями, бисером, стеклярусом и т. п.

Практическая работаразработка авторского проекта художественного изделия, сувенира.

9. Подведение итогов. Подготовка и проведение вы­ставки-ярмарки (2)

Подведение творческих итогов работы по программе. Подготовка итоговой выставки-ярмарки.

Формы и средства контроля

Изучение каждого раздела заканчивается выставкой работ учащихся.

Итоги работы за год могут быть подведены в форме отчётной выставки с приглашением родителей детей, друзей, где будут представлены лучшие работы по всем видам деятельности. Поделки используются в качестве подарков для дошкольников, сувениров для выпускников, подарков для родителей

Перечень учебно – методических средств обучения

Программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / , , и др. под ред. -2е изд. – М.: Просвещение 2010.-111с.

Дополнительная литература

1. Дворкина за 10 вечеров / . — М., 1998.

2. Живописный войлок / И. Кокорева. — М., 2009.

3. Рукоделие. Популярная энциклопедия. — М., 1993.

4. Савицкая шпалеры / . — М., 1

Оборудование (Занятия проводятся в мастерской обслуживающего труда)

Руководитель кружка предоставляет:

- ткацкий станок, рамки

швейные машины

- утюг и стол для утюжки, пульверизатор

Родители учащихся, посещающих занятия кружка предоставляют:

- портновские булавочки

- пряжа различных цветов

- лоскутки тканей

- швейные нитки

- ножницы

- швейные иглы

Для реализации программы необходимы образцы работ, примеры выполнения элементов.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчество»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчество»

Рабочая программа кружка «Художественное ковроделие»

Рабочая программа кружка «Художественное ковроделие»

Занятия осуществляются в форме индивидуальных и заданий и коллективных работ

Занятия осуществляются в форме индивидуальных и заданий и коллективных работ

Темы Количество часов

Темы Количество часов

Наименование раздела и тем

Наименование раздела и тем

Освоение приёмов ручного изготовление ковров

Освоение приёмов ручного изготовление ковров

Техноло­гия валки ковра. Изготовление накидки на стул или кресло 2 39-40

Техноло­гия валки ковра. Изготовление накидки на стул или кресло 2 39-40

Работа на ткацком станке 2 61-62

Работа на ткацком станке 2 61-62

Вводное занятие Задачи и структура занятий

Вводное занятие Задачи и структура занятий

Практическая работа: выполнение эскиза орнамен­тального войлочного или ворсового ковра

Практическая работа: выполнение эскиза орнамен­тального войлочного или ворсового ковра

Подготовка пряжи для вязки узлов

Подготовка пряжи для вязки узлов

Итоги работы за год могут быть подведены в форме отчётной выставки с приглашением родителей детей, друзей, где будут представлены лучшие работы по всем видам деятельности

Итоги работы за год могут быть подведены в форме отчётной выставки с приглашением родителей детей, друзей, где будут представлены лучшие работы по всем видам деятельности

Для реализации программы необходимы образцы работ, примеры выполнения элементов

Для реализации программы необходимы образцы работ, примеры выполнения элементов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2021