Статья "Педагогические условия формирования гражданской идентичности младших школьников"
Оценка 4.9

Статья "Педагогические условия формирования гражданской идентичности младших школьников"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
воспитание
Все классы
24.05.2021
Статья "Педагогические условия формирования гражданской идентичности младших школьников"
В настоящее время система образования призвана создавать условия для становления человека - гражданина, патриота российского общества, человека жизнеспособного в условиях меняющейся действительности. Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей, т.к. патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданина и патриота, укрепления единства и целостности РФ, становления гражданской идентичности личности.
Статья_Карпова М.В..docx

Карпова Марина Викторовна,

Учитель музыки,

МБОУ СОШ с.Галкино

с.Галкино, Хабаровский район, Хабаровский край

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

В настоящее время система образования призвана создавать условия для становления человека - гражданина,  патриота российского общества, человека жизнеспособного в условиях меняющейся действительности. Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей, т.к. патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданина и патриота, укрепления единства и целостности РФ, становления гражданской идентичности личности.  

Основы формирования гражданской идентичности определены в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков). В исследованиях ученых (Г.Г.Богачёва, И.В.Вилкова, Е.Н. Данилова) отмечается необходимость педагогически грамотного подхода при организации данного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их малого социально-нравственного опыта.

Анализ существующей практики обнаруживает недостаточность целенаправленной работы по формированию гражданской идентичности младших школьников, что находит выражение в синонимичности понятий «гражданственность, патриотизм» и «гражданская идентичность», в непоследовательности и несистемности воспитания гражданской идентичности, недостаточной вовлеченности обучающихся в социально активные виды деятельности.

Цель статьи: выявить педагогические условия формирования гражданской идентичности младшего школьника.

Осуществление процесса формирования гражданской идентичности младших школьников в практической деятельности требует осмысления основных понятий исследования: идентичность, гражданская идентичность.

Идентичность изначально рассматривалась как социальное образование: индивид видит себя таким, каким его видят другие. Начиная с 50-х годов ХХ в. идентичность рассматривалась с позиции «что есть человек в социальном плане». Итак, идентичность – это свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком как воплощением присущих этим группам или общностям свойств [5].

В своей работе под гражданской идентичностью мы понимаем осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан опреде­ленного государства на общекультурной основе. Гражданская идентичность имеет личностный смысл, определяющий целостное от­ношение к окружающему  миру. При этом личность имеет право свободного выбора и само­определения в условиях уважения прав других на свой выбор.

Проведенный теоретический анализ позволил выделить структуру гражданской идентичности, включающую следующие компоненты:

– когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);

–ценностно-смысловой(позитивное/негативное отношение к принадлежности);

–эмоциональный(принятие/непринятие своей принадлежности к гражданам определенного государства);

– деятельностный (гражданская активность).

Соответственно выделенной структуре можно определить следующие требования к результатам формирования гражданской идентичности, которые могут рассматриваться как показатели сформированности  гражданской идентичности.

В рамках когнитивного компонента:

– создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

– формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

– знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;

– знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

– освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Отметим, что когнитивный компонент гражданской идентичности в исследуемом процессе необходим, но не может быть доминирующим. В период младшего школьного возраста ведущую роль играют эмоционально-ценностная и деятельностная составляющая гражданской идентичности.

Рекомендации к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают: чувство патриотизма и гордости за свою страну; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; межэтническая толерантность; уважение личности и ее достоинства; уважение ценностей семьи; любовь к природе.

В отношении деятельностного (поведенческого)  компонента:

- участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; толерантное отношение к иным мнениям, взглядам, убеждениям, уважение  мировоззрения и веры другого человека;

- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);

- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.

Формирование российской гражданской идентичности у младших школьников является одним из основных требований ФГОС НОО и призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.

Ребёнок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, воспитанию общечеловеческих ценностей и качеств личности. Психологи отмечают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о жизни общества,  взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Детей младшего школьного возраста отличает жажда познавать окружающий мир, получать новые впечатления, отсюда возникает интерес к общественной жизни, отношениям в ней. У ребенка происходит активное освоение окружающего мира, формируются особенности поведения и закладываются предпосылки для развития патриотических чувств, несформированность которых в дальнейшем может привести к деградации личности, потере ценностей, возникновению межнациональных конфликтов.

Формирование гражданской идентичности младшего школьника основывается на любви к малой Родине, к родному дому, семье, школе, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей [2].

Гражданская идентичность младших школьников формируется в рамках целенаправленного педагогического сопровождения. И здесь огромную роль играют не только такие дисциплины  гуманитарного  цикла, как «История», «Обществознание», «Русский язык», «Литература», предметы образовательной    области    «Искусство»:   «Музыка», «Мировая художественная культура», ИЗО, но и внеурочная деятельность, и дополнительное образование детей.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которых в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации решаются задачи воспитания и социализации, формирования универсальных учебных действий и развития интересов [1]. Специфика внеурочной деятельности определяется тем, что в ее ходе обучающийся не столько должен узнать, сколько научиться принимать решения, чувствовать, действовать.

Согласно ФГОС НОО внеурочная деятельность осуществлялась в МБОУ СОШ с.Галкино Хабаровского муниципального района Хабаровского края во второй половине дня по следующим направлениям: «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное); «Музыкальная гостиная», «Чудеса аппликации» (общекультурное); «Я-гражданин России», «Дорогою добра» (духовно-нравственное); «Клуб юных знатоков» (общнинтеллектуальное), «Мир профессий» (социальное).

Дополнительное образование детей мы рассматриваем как процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки ФГОС НОО.

Сложившийся опыт показал, что система дополнительного образования детей, обладающая большей по сравнению с общим образованием мобильностью, гибкостью, вариативностью, способна создавать новые формы взаимодействия детей, детей и взрослых, основанные  на  диалогичности и ориентированные на развитие межкультурного диалога. Внеурочная деятельность и дополнительное образование направлены на углубление и расширение знаний учащихся, побуждают в них интерес к самосовершенствованию,  имеют широкое содержание, неограниченные временные рамки и вариативность форм и методов, тем самым создавая условия для раскрытия индивидуальных способностей школьников.

В МБОУ СОШ с.Галкино реализуются следующие программы дополнительного образования школьников: «Зелёный огонёк» (юные инспектора дорожного движения); «Перспектива» (дружина юных пожарных); «Русская вышивка»; «Рукоделие»; «Журналистика»; «Мой край». Программа гражданско-патриотического воспитания отряда «Юнармия» реализуется на основе социального партнерства с воинской частью с.Князе-Волконское.

Формы и методы работы по формированию гражданской идентичности у младших школьников различны:

– в учебной деятельности – интеллектуальные ролевые игры, проблемное обучение, проектная деятельность, заочные путешествия, знакомящие с особенностями различных регионов страны, с жизнью населяющих их народов, их обычаями, традициями, культурой, заочные путешествия по местам боевой славы, знакомство с городами-героями и др.;

– во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках – как государственных, так и народных, акции, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.

В практике формирование гражданской идентичности у младших школьников осуществлялось в ходе реализации разработанной воспитательной программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования» с обучающимися 1-4 классов МБОУ СОШ с.Галкино Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Цель программы: создание условий для становления и развития нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Программа реализовалась общеобразовательной организацией посредством УМК «Перспективная начальная школа» и социального партнерства с администрацией Галкинского сельского поселения, домом культуры с.Галкино, советом ветеранов. В содержание  УМК заложен воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей.

Когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности) и ценностно-смысловой (позитивное/негативное отношение к принадлежности) компоненты гражданской идентичности  формировались  средствами разных учебных предметов. У младших школьников формировалось позитивное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, природным, духовными культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Так, программа учебного предмета «Музыка» способствует формированию эстетического сознания учеников через ознакомление с  музыкальной культурой Хабаровского края, осознанного уважительного и доброжелательного отношения к музыкальному наследию. Содержание учебного материала направлено на приобщение к национальной культуре русского народа, изучение историко-культурного единства региона, воспитание интереса и бережного отношения к музыкальной культуре родного края. Музыкальная культура Хабаровского края имеет многовековую историю: это культурное наследие, запечатленное в фольклоре народных мастеров, в народных традициях и обрядах. Современная музыкальная жизнь Хабаровского края и Хабаровского муниципального района достаточно насыщена и разнообразна. Ученики изучают творчество музыкальных коллективов и исполнителей, прославивших своим искусством Хабаровский край и Хабаровский район, таких как ансамбли «Калита», «Дальний Восток», «Русские узоры», «Аюшки».  В качестве песенного материала предлагаются народные и авторские песни Хабаровского края и Хабаровского района: «Пой, Амур» (музыка  Д. Голанда, слова Т. Горбуновой), «Это все – мой Дальний Восток» (музыка Гевиксмана), «Мы любим песни русские» (слова и музыка В. Солохина), «С днем рождения, Хабаровск» (слова и музыка В. Соболевского), «Гимн Хабаровского района» (музыка Д. Савченко).

Учебный предмет «Музыка» имеет практико-ориентированную направленность. На уроках используются беседы, лекции, прослушивание и обсуждение видеозаписей исполнителей и творческих коллективов. Были проведены урок-концерт, урок-путешествие, бинарный урок «Пейзаж в музыке», урок-сказка «Петя и Волк», урок-исследование «Классика мобильных телефонов», урок-спектакль «К нам пришла коляда», «Проводы масленицы», литературно-музыкальная композиция «О подвиге, о доблести, о славе» и др. Например, в качестве основной формы представления результатов работы по теме «Музыка родного края» четвероклассникам предлагалось:

– творческие работы «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве», «Музыка народов мира: красота и гармония», «Мой любимый композитор» в формате презентаций, слайд-шоу;

– самостоятельное музицирование на инструменте, сочинительство несложных песен;

– участие в проведении «Музыкальной гостиной», школьном концерте к 80-летию Хабаровского муниципального района «Живи район, цвети район!».

Традиционным в Хабаровском муниципальном районе стал фестиваль патриотической направленности «Честь и верность во славу Отечества!», в котором принимают участие и школьники МБОУ СОШ с.Галкино. Формирование гражданской идентичности младших школьников осуществлялось в процессе работы над репертуаром к конкурсу патриотической песни. Большая подготовительная работа проводилась с произведениями, посвященными России, родному краю, отчему дому, любви к родителям, дружбе. Необходимо было не только выучить текст и интонационно чисто спеть мелодию. При работе с материалом нужно полностью погрузить ребят в содержание выбранного произведения. Обсудить, о чем эта песня, кто авторы. Если произведение написано о годах Великой отечественной войны, то нужно выяснить, о каком событии, каком периоде, каком герое идет речь в песне. Познакомить ребят с творчеством авторов этой песни. Если взято произведение из художественного фильма, то организуется совместный просмотр фильма, обсуждается сюжет, выясняется, какую роль в фильме играет музыкальный материал. Ребята должны знать творчество наших замечательных композиторов и поэтов: А. Пахмутовой и Н. Добронравова, Е. Евтушенко, Е. Крылатова, Ю. Энтина и других.

Формирование гражданской идентичности целесообразно осуществлять в едином комплексе с нравственным становлением младших школьников. Такой подход реализован в программе внеурочной деятельности «Дорогою добра», в основе которой лежит курс гражданского образования в начальных классах. Целью программы является создание условий для духовно-нравственного развития, становления гражданской идентичности младшего школьника, для социализации растущей личности. Программа строится на основе условно-концентрического принципа. В течение 4 лет изучаются четыре тематических блока, которые в зависимости от года обучения имеют разное содержательное наполнение: Родина (Россия, малая Родина), отечество; познание мира; культура моей страны и других стран, культура разных народов; самопознание, человек и семья.

Первый тематический блок формирует у детей представление о своей малой родине и России. Дети знакомятся с культурой и природой родной страны, символикой и государственным устройством РФ, народными традициями. Второй тематический блок посвящен различным источникам познания мира, в том числе связанным с наукой и культурой: путешествия, книги, посещение театров, музеев. Особое внимание при этом уделяется знакомству с правилами культурного поведения в общественных местах (в театре, библиотеке), формированию культуры общения. Третий тематический блок предполагает знакомство с культурой разных народов, с другими странами, их обычаями и традициями. Через доступные младшим школьникам средства (загадки, сказки, пословицы, песни) происходит осмысление нравственных качеств, общечеловеческих ценностей, традиций добрососедства. Знакомство с другими странами позволяет младшим школьникам лучше узнать свою страну, так как предусмотрено выявление специфических особенностей и взаимосвязей в культурных феноменах, социальных явлениях, традициях. Это создает у детей определенную картину мира во всем ее природном, социальном и культурном разнообразии. Четвертый блок посвящен ближайшему окружению ребенка – его семье, друзьям, школе, родным. Дети учатся понимать важность семейных традиций, осмысливают семейные ценности, включаются в процесс самопознания, пытаясь понять особенности своих чувств, интересов, характера. Для младшего школьника понятие «дом» является изначальным в принятии и осознании понятия «родина». С любви к своему родному дому, привязанности к близким людям, интереса к месту, где ты живешь и родился, с уважения к культуре своего народа начинается любовь к своему Отечеству.

Одна из важных составляющих процесса формирования гражданской идентичности младших школьников – организация и проведение разнообразных событий и праздников патриотической тематики, таких как: акции «Обелиск», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Ветеран живёт рядом», концерт и митинг, посвящённый «Дню Победы», районный конкурс «Сувенир для ветерана Великой отечественной войны». Данные мероприятия направлены на формирование деятельностного и эмоционального компонентов формирования гражданской идентичности школьников, которые побуждают  ребят к гражданской активности.

В рамках социального направления в основу организации внеурочной деятельности положена общественно-полезная деятельность. Формы организации социального направления: работа по озеленению школы, класса, работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории», профориентационные беседы, организация дежурства в классе, встречи с представителями разных профессий, выставки детского творчества и поделок, субботники, трудовые десанты. Ребята МБОУ СОШ с.Галкино второй год принимают активное участие в социальной акции «Зелёная весна».

При создании программ, которые направлены на становление у младших школьников гражданской идентичности, важно выбирать такие методы работы, которые делают сложные понятия эмоционально привлекательными и доступными. На занятиях по внеурочной деятельности педагоги школы применяют форму игровой драматизации. Она включала в себя следующие тематические блоки: «Я, моя семья и школа», «Моя малая Родина, моё село», «Родная страна», «Культура страны». Занятия были организованы как игры-драматизации (театрализованные игры по сюжету сказок или литературных произведений), сюжетные ролевые игры, которые иногда носили импровизированный характер. Ученики получали возможность подготовить себя к подобной ситуации в реальной жизни, проигрывая определённые ситуации.

Итак, педагогическими условиями формирования гражданской идентичности младших школьников выступают:

– создание целостности образовательно-воспитательного пространства определяющего учебную, внеурочную деятельность и систему дополнительного образования;

– выбор форм, методов, способов организации деятельности, позволяющих формировать четыре компонента гражданской идентичности: когнитивный; ценностно-смысловой; эмоциональный  и деятельностный;

– создание и поддержание мотивации учеников к данному процессу: регулярность, систематичность выполнения требуемых действий;

– знание основных факторов, компонентов, содержания процесса формирования гражданской идентичности позволяет учителю видеть и моделировать его целостно, осознанно ставить цели педагогической деятельности, определять ее содержание, изучать возможности своих учащихся, подбирать эффективные формы и методы работы, объективно оценивать ее результаты сформированности гражданской идентичности школьника.

 

Список литературы

1.   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 – 31с.

2.   Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №1493.

3.   Бондаренко Н. А. Формирование гражданской идентичности школьника: возможности общего и дополнительного образования / Н.А.Бондаренко, Н.А.Жирова (из опыта реализации программ ПК в МИОО) // Информационно-методический журнал – 2017. – Т. 67. – С.18-23.

4.   Приятелева М. К. Роль педагога в формировании гражданской идентичности школьников / М.К. Приятелева // Сибирский педагогический журнал – 2015 – №4. – С.60-61.

5.   Фофанова М. И. Формирование гражданской идентичности младших школьников / М.И. Фофанова, Г.И. Симонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 215–217. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56521.htm

 

Карпова Марина Викторовна

МБОУ СОШ с.Галкино

учитель музыки первой квалификационной категории.

с.Галкино, Хабаровский район, Хабаровский край

ул.Мира 18-а, индекс 680512

контактный телефон: 8 914 181 33 65

e-mail: [email protected]

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Карпова Марина Викторовна ,

Карпова Марина Викторовна ,

В своей работе под гражданской идентичностью мы понимаем осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан опреде­ленного государства на общекультурной основе

В своей работе под гражданской идентичностью мы понимаем осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан опреде­ленного государства на общекультурной основе

В отношении деятельностного (поведенческого) компонента: - участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных…

В отношении деятельностного (поведенческого) компонента: - участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных…

Искусство»: «Музыка», «Мировая художественная культура»,

Искусство»: «Музыка», «Мировая художественная культура»,

В практике формирование гражданской идентичности у младших школьников осуществлялось в ходе реализации разработанной воспитательной программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования»…

В практике формирование гражданской идентичности у младших школьников осуществлялось в ходе реализации разработанной воспитательной программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования»…

Гевиксмана), « Мы любим песни русские » (слова и музыка

Гевиксмана), « Мы любим песни русские » (слова и музыка

Родина (Россия, малая Родина), отечество; познание мира; культура моей страны и других стран, культура разных народов; самопознание, человек и семья

Родина (Россия, малая Родина), отечество; познание мира; культура моей страны и других стран, культура разных народов; самопознание, человек и семья

Ребята МБОУ СОШ с.Галкино второй год принимают активное участие в социальной акции «Зелёная весна»

Ребята МБОУ СОШ с.Галкино второй год принимают активное участие в социальной акции «Зелёная весна»

Список литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Список литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2021