Проектная деятельность школьников как метод интеграции урочной и внеурочной деятельности
Во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно…
приобрести навык, который пригодится в будущем,
когда человек вне стен учебного заведения станет
образовывать себя сам.
М.А. Булгаков
В современном мире система образования в любой стране призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Ведь именно школа готовит человека к активной деятельности в разных сферах жизни. Школа должна научить познавать окружающий мир, применять полученные знания на практике, работать, жить в обществе. Очень важно в каждом ученике учитывать его индивидуальные особенности и способности, развивать познавательный интерес. Также стоит отметить, что школа является основной ступенью в образовании, на которой дети учатся самостоятельно думать, ответственно делать выбор.
Современные дети уже рождаются с врожденным поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Но не все дети являются маленькими гениями. У любого ребенка есть свои сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение. Вот на это нам, учителям, стоит обращать внимание, чтобы ребенок не чувствовал себя бездарным и пустым человеком.
В последнее время, многие учителя задаются вопросом: «Почему у детей от класса к классу пропадает интерес к обучению?».
На данный вопрос можно дать различные ответы. Среди них есть и такой: однообразие форм организации учебного процесса «убивает» познавательный интерес у учащегося.
Одной из продуктивных форм организации учебной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является проектная деятельность, т.к. именно она ориентирована на обучение и воспитание, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, учит формулировать проблему, осуществлять поиск и способствует развитию личности.
Для того чтобы повысить творческий потенциал обучающихся, на мой взгляд, эффективным методом является интеграция как урочной, так и внеурочной деятельности.
В современной школе урок был и остается основной формой учебно-воспитательной работы. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию этой работы, но данные занятия имеют ограниченные возможности для творческой организации обучения, воспитания и развития личности обучающегося.
Решить это можно с помощью внеурочной деятельности.
Роль внеурочной деятельности по любому предмету огромна. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало интереснейших вопросов.
Таким образом, урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга.
Но что же такое интеграция в проектной деятельности?
Интеграция (от лат. integer – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимосвязи и взаимодополняемости.
В проектной деятельности интеграция характеризуется как процесс установления связей между информацией, знаниями, науками, обеспечение их целостности, охватывающей все компоненты в их единстве. Интеграция предполагает:
- рассмотрение любых явлений с различных точек зрения;
- развитие умений применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;
- формирование способности проводить творческие исследования.
В своей педагогической практике мне тоже пришлось учиться проектной деятельности. Сперва это было, как тыканье «слепого котенка», поэтому пришлось потратить некоторое время на прохождение одноименных курсов и вебинаров. Время было потрачено не зря, и я для себя разработала несколько шпаргалок, которыми теперь пользуюсь вместе со своими учениками.
Любая работа над проектом у меня определяется по заданному алгоритму, т.е. в виде последовательности определенных действий, которые представлены в следующей схеме:
Так же во время работы приходится придерживаться определенной структуры:
В своей практике я убедилась, что самыми увлекательными проектами являются межпредметными, которые выполняются во внеурочной время и под руководством руководителя по основной дисциплине (а по дополнительным дисциплинам, учителя-предметники являются консультантами, которые тесно сотрудничают как с руководителем проекта, так и с учеником). Такие проекты требуют очень большого погружения и знать конкретную цель выполняемой работы. В моей практике с ребятами выполнялись работы, где использовалась различная интеграция многих областей знаний, но основной предмет – физика, которая тесно была связана с биологией, химией, физкультурой, экологией и даже литературой. Были и такие проекты, где уделялось внимание такому направлению как педагогика и психология.
Например, можно перечислить темы следующих проектов:
1. Сказка, как одна из форм игрового обучения (предметы: математика, обществознание, литература, педагогика и психология; продукт: проведение урока в первом классе через форму придуманной сказки под названием «Репка», составление книжки, где иллюстраторами были сами ученики первого класса);
2. Tutorial, как одна из дополнительных форм проведения урока (предметы: физика, литература, информатика, психология и педагогика; продукт: создание видеоролика по теме «Архимедова сила» с демонстрацией опыта «Волшебное яйцо» и полным алгоритмом создания самого видео);
3. «Реальное» и «нереальное» в романе Жюля Верна «20 000 лет под водой» (предмет: физика, география, химия и литература; предмет: исследование физических явлений, которые были обнаружены при прочтении романа и умения анализировать прочитанное);
4. Обман зрения как оптическая иллюзия (предмет: физика, биология, психология; продукт: создание альбома с примерами оптических иллюзий);
5. Как же гребля без физики? (предмет: физика, биология, физическая культура; продукт: анализ вида спорта через данные школьные предметы; этот проект запомнился тем, что прежде чем начать работу над проектом, ученику была предоставлена возможно взять интервью с Иваном Штылем, который пытался объяснить: какие виды физических явлений и законов используются в физике).
Конечно были и монопроекты во внеурочной деятельности, которые также были оригинальны тем, что ребята сами старались создать продукт: например, работающий водородный двигатель, где при защите демонстрировался его запуск, создание ливетрона, который имел способность летать при помощи так называемой магнитной «подушки», работающая в реальных условиях паровая турбина и двигатель внутреннего строения, где данный макет мог демонстрировать движение четырехтактного вала, электромагнит, который может теперь являться как пособие к уроку для 9-го класса. При этом все работы сопровождались большим теоретическим материалом.
Все проект во внеурочной деятельности были защищены на конференциях. Все защиты строятся от продукта, т.е. стараются отходить от реферативного представления. Особенность такой защиты заключается в том, что они при демонстрации своего продукта излагают теоретический материал, который рассматривался по данной теме.
Все проекты во внеурочной деятельности – это индивидуальные проекты. Большая часть школьников, работая над проектом, уже знали, что хотели бы получить в конечном результате, но иногда приходилось путем проб и ошибок определить вывод самой работы совместно, после чего вырисовывался продукт. Каждая работа индивидуальна, интересна и значима в дальнейшем.
На уроках приходится больше уделять монопроектам, где работа выполняется по группам, когда проходит обобщение и систематизация знаний после прохождения большого раздела. Как правило, такой урок проходит перед или после контрольной работы. Вот здесь я выделяю координатора группы, который со мной советуется в затруднительный момент работы, определяет для каждого функцию и роль в группе.
Можно отметить проект по теме «Виды теплопередач». Работа была групповая. У каждой группы был свой конкретный вопрос: 1. Значение видов теплопередачи в авиации и при полетах в космос; 2. Виды теплопередачи в быту; 3. Теплопередача в атмосфере; 4. Учет и использование видов теплопередачи в сельском хозяйстве. Учащиеся класса всегда стараются креативно подходить к решению данных вопросов. Результатом такой работы является обобщение полученных знаний не только на уроках, но и при поиске дополнительных материалов.
При работе над любым проектом стараюсь придерживаться определенных этапов. Данная таблица является памяткой не только учителю, но и ученику.
Этапы работы над проектами |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1. Подготовка |
Определение темы и целей проекта его исходного положения. Подбор рабочей группы. |
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта. |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. |
2. Планирование |
а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы. |
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действия. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. |
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
3. Исследование |
а) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. б) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и прочее). |
Поэтапно выполняют задачи проекта. |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. |
4. Выводы |
Анализ информации. Формулирование выводов. |
Выполняют исследования и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. |
Наблюдает, советует (по просьбе учащихся). |
5. Представление (защита) проекта и оценка результатов. |
Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причины этого. |
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. |
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта. |
Конечно, проектная деятельность с любым ребенком требует больших усилий, знаний и времени. При выборе темы, я ребенку даю свободу действий, т.к. такие именно проекты им интересны, и они живут ими. Но, когда я утверждаю тему, то при этом ставлю перед учеником два основных вопроса: Какой будет предполагаемый продукт? В чем актуальность темы проекта? Да, я работаю учителем, но я прежде всего человек, и знать всего не могу. Поэтому, когда я работаю с детьми, то не стесняюсь учиться новому вместе с ними. Мне даже нравиться, когда работа построена не только учитель дает знания ученику, но и когда ученик учит чему-то новому учителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.