Урок внеклассного чтения "Жизнь дана на добрые дела"
Цель: развитие духовно-нравственной основы личности обучающихся.
Задачи: - образовательная: формировать умение анализировать прочитанное, выявлять сходство и различие героев, делать выводы - развивающая: создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого обучающегося - воспитывающая: способствовать формированию духовно-нравственной позиции школьников - здоровьесберегающая: способствовать сохранению здоровья ребёнка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правил посадки
Оборудование: наглядный и раздаточный материал, магнитофон.
Ход урока
1. Организационный момент. (см. презентацию)(СЛАЙД 1
-
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего занятия.
2. Вводная беседа.
-Ребята, какой темой объединены произведения, которые вы читали дома? Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Да, тема нашего урока звучит так: " Жизнь дана на добрые дела" (слайд 2).
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Мы будем говорить о том, как нужно жить, какие нужно совершать поступки. Мы должны разобраться в сущности слова «жить». Ведь «жить» - это не только дышать, ходить, употреблять пищу, веселиться, играть.У этого слова есть очень важное значение.
Вот например Человек сорвал цветок. Жизнь цветка оборвалась.
- Это добро или зло?
Человек посадил яблоню. Дерево выросло и принесло плоды.
- Это добро или зло?
Вывод. Зло разрушает жизнь. Добрые дела сохраняют жизнь, продолжают её, помогают жить в любви и согласии с людьми, с окружающим миром. У добрых людей много друзей.
- Итак, ребята, мы сегодня порассуждаем и решим, что для каждого из нас значит слово - " жить". Это трудный вопрос. А поможет нам найти на него ответ сказка. Сказка необычная - сказка-притча.
- Как вы понимаете, что значит притча?Где можно найти толкование этого слова?
- Притча - правдивая поучительная история, в которой заключена жизненная мудрость. (слайд 3)
- Готовы ли вы начать размышлять о том, что же значит - жить? - И так слушайте. Притча называется " Чаша жизни", автор Тимофей Григорьевич Григорьев (у каждого текст сказки ).
3. Чтение притчи учителем. ( №1 Звучит тихая музыка . Учитель читает притчу.)
- СкОльким людям раздал мудрец чаши?
- Чем они были наполнены?
- Что вас удивило, когда слушали притчу?
- Как отнеслись люди к дару мудреца?
- О чем заставила задуматься сказка?
- Как надо поступать, как надо жить.
4. Чтение про себя.
- Найдите в тексте слова, как каждый человек распорядился своей чашей и что ответил на это мудрец.
5. Обсуждение притчи.
а) - Как поступил со своей чашей первый человек?
- Он её спрятал.
- Почему?
- Чтобы не потерять ни одной капли, так как содержимое было бесценно.
- Что ответил ему мудрец?
- Всю жизнь ты прожил без любви. Что с того, что чаша твоя полна, если ты не смог подарить никому и капли любви.
Итак: без чего человек прожил жизнь?
- Без любви.
б) - Как поступил со своей чашей второй человек?
- Он показывал её всем, хвалился.
- Что ответил ему мудрец? (прочитать).
(Многим ты похвалялся своей любовью, многие хотели увидеть твою чашу. Всем без разбора ты показывал свою чашу, а люди, посмотрев, как ты не ценишь её, тоже отнеслись к ней небрежно. Насмотревшись, они оставляли в ней сор).
Итак: содержимое чаши было бесценно, а человек этого не ценил. в) Что сделал 3 человек со своей чашей? (прочитать)
- Он весело и беспечно нес свою чашу по жизни, разбрызгивая ее содержимое.
- И что ответил мудрец ему? (Что же с того, что чаша твоя пуста? Ты расплескал её до дна, даже не замечая, куда летят капли.)
Итак: человек расплескал все до дна, и чаша оказалась пустой.
г) Как четвёртый человек поступил со своей чашей?
- Он давал напиться из неё только тем людям, которые ему были нужны, да и то, сожалея об этом.
- Вспомните, как называется человек, который во всем ищет для себя выгоду?
- Корыстный человек.
- Какой любовью была наполнена его чаша?
- Корыстной любовью.
д) - Почему чаша последнего человека была переполнена любовью?
- Он совершил много добрых дел, помогал всем.
- И каков был итог его жизни?
- Он прожил свою жизнь так, будто вырастил сад, который дал плоды.
- Такая любовь называется самоотверженной и благодарной.
Итак: Какой любовью была наполнена чаша пятого человека? (под пятой фигурой появляется табличка "благодарная любовь"), (слайд 4).
Физминутка. Отдохнем. Вспомним пословицу: «За добрые дела всегда похвала». На каждое доброе слово подпрыгиваем, а на злое приседаем. Вежливость, благородство, грубость, щедрость, жестокость, дружелюбие, забота, жадность, внимательность, чуткость, злость, приветливость, добродушие, завистливость, верность, надёжность.Молодцы!
Обобщение:
- Ребята, подумайте, что объединяет этих людей?
- Получили одинаковые чаши.
- Как отнеслись люди к дару мудреца?
- По-разному.
- С каким человеком вам бы хотелось пройти по жизни? Почему?
- С пятым человеком. Он достойно прожил свою жизнь.
- Ну, а теперь настало время вам ответить на столь важный вопрос, а что же для вас значит - жить?
- Давайте вернемся к последнему человеку. Каков был итог его жизни? (прочитать)
- В жизни своей ты сделал много доброго людям. Ты давал напиться из чаши каждому, кто в этом нуждался. Каждая капля твоей любви легла на благородную почву, и ты вырастил свой сад. Этот сад даёт свои плоды, и чаша твоя наполняется всё больше и больше благодарной любовью.
- Думаю, вы согласитесь со мной - если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком своей добротой.
- Что мы можем подарить друг другу на уроке?
- Улыбку.
Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней и хочу, чтобы и вы подружились с улыбкой. Я сейчас подойду к одному из вас и передам ему свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу и гостям. Последний должен передать улыбку мне. ( № 2 музыка В. Шаинского "Улыбка").
- Ребята, что мы подарили друг другу?- Улыбку.
Стихотворение читает ученик.
Добрым
быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит.
Радуются взрослые и дети.
Этикет в пословицах
А теперь попробуем составить сами пословицы из слов. ( № 3 Звучит музыка). Дети составляют пословицы из слов, написанных на отдельных лепестках цветка. Число лепестков – шесть/
Чтение пословиц. 1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Как вы понимаете смысл этой пословицы? / Дети отвечают, учитель корректирует/ и так по каждой пословице.
2. Худо тому, кто добра не делает никому.3. Не красна жизнь днями, а красна делами.
4. Как начнёшь жить –так и жизнь пройдёт.5.Чтобы жить не тужить,надо дружбой дорожить.6. Доброе дело питает и душу и тело.
7. Доброе слово человеку — что дождь в засуху.8. На добрый привет — добрый и ответ. 9. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Ребята, вы знаете, где добро всегда побеждает зло? Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.
- Много славных дел ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.
5. Потрогайте ладошки друг у друга. Какие они?
Я не ошиблась. Такие ладошки бывают только у добрых людей. Так пусть они у вас всегда будут такими, потому что человек с добрыми руками не может причинить зло.
Пусть все, о чем мы говорили, ляжет маленьким зернышком в ваше сердце, а вырастет добрыми делами. Спасибо вам за работу и за добрые ответы. Посмотрите, какое сердце выросло у нас.
(С другой стороны доски открываю большое сердце со словом «милосердие» посередине, объясняю смысл этого замечательного слова.) Пусть ваше сердце будет милосердным
Подведение итогов.
- Наш урок подошел к концу. Вам понравилось? У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу(аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо).
(№ 4 «Песня иди всегда дорогою добра»(Сл и муз Татьяны Мухаметшиной).
Не забывайте, жизнь дана на добрые дела. Каждый день перед сном подумайте, какое доброе дело вы сделали сегодня? Только они помогают нам становиться человеком. Зачитаем вместе еще раз эпиграф к нашему уроку:«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Текст песни "Дорога добра"
1)Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой,
Куда по свету белому Отправиться с утра.Иди за солнцем следом, Хоть этот путь
неведом,
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра.
2)Забудь свои заботы, Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя Ведёт, не как сестра.Но если с другом худо, Не
уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра.
3)Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь, Не детская игра.Ты прочь гони соблазны, Усвой закон
негласный,
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра.
Домашнее задание будет на выбор: 1) нарисуйте то, как вы представляете добро, 2) подберите пословицы о добре или 3) сочините сказку о добре
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.