Метод проектов как средство формирования и развития функциональной грамотности
|
«Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.» Министр просвещения РФ С.С. Кравцов |
Происходящие изменения в современном обществе предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности и личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты, создавать условия для их достижения и быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Однако, в современной Российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, большой объем учебного материала усваивается учащимися на теоретическом уровне, и не находит практического применения.
В наших современных школах перед каждым учителем стоит вопрос: Чему мы, учителя, должны учить детей? Ответ прост – это знания. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил, фактов, но куда более важным является умение решить реальные жизненные проблемы, самостоятельно работать с информацией. Каждый ребенок должен усвоить базовые компетенции, необходимые для реализации в социуме: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникационную, ценностно-смысловую, социальную, стремление личностного саморазвития и самоопределения. Для достижения таких компетенций необходимо овладеть навыками функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность выделяет следующие отличительные черты:
· направленность на решение бытовых проблем;
· является ситуативной характеристикой личности, т.к. обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
· связь с решением стандартных, стереотипных задач;
· это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
· используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.
Следовательно, функциональная грамотность – это использование умение читать и писать в повседневной жизни, т.е. социальная практика работы с текстом.
Стоит отметить, что естественнонаучная грамотность не ставит перед собой цель в проверке заученного материала по биологии, географии, химии или физике. Поэтому ведущее место для достижения всех компетенций принадлежит методу проектов.
Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную работу над поставленной проблемой, способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения практических задач. В следствии чего формируются навыки функциональной грамотности.
Таким образом, метод проектов приводит к деятельности, т.е. расширяет границы функциональной грамотности различных компетенций.
Итак, проектная деятельность представляется особой формой учебной работы, которая формирует не только умение работать с различными источниками информации, видеть и формулировать проблему, определять задачи для решения поставленной проблемы, найти эффективные методы и способы для достижения цели, но, самое главное, получить результат, т.е. итоговый продукт, который имеет практическое значение или применение.
Организуя проектную деятельность учащихся, мы ставим перед ними следующие задачи:
· формирование функциональной грамотности;
· перестановка акцентов с традиционных образовательных технологий на инновационные;
· приближение обучения к потребностям будущим работодателям;
· освоение технологии проектной деятельности.
Передо мной, как учителя математики и физики, очень остро стоит проблема формирования естественнонаучной грамотности не только вне учебной деятельности, но и на уроках. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия. Своим ученикам я стараюсь давать не только знания, но и учу их применять полученные знания на уроках физики, на практике.
В чем же заключается такой способ обучения? Это, как правило, работы, выполняемые ребятами по желанию и в домашних условиях, т.к. на изучение физики выделяется два часа в неделю и времени на увлекательные работы не хватает времени на уроках. Но, т.к. практические занятия по физике являются неотъемлемой частью изучаемой дисциплины, каждый раз после показа и обсуждения проделанной работы, большая часть класса начинает их выполнять и даже соревноваться друг с другом. Так у ребят вырабатывается коммуникабельность, владению речи, умение работать в группе и не бояться демонстрировать свои достижения перед одноклассниками. Ведь результатом работы всегда является либо в виде презентации фотоотчет или видеофрагмент эксперимента.
К таким работам, например, в-восьмых класса можно отнести следующие темы по разделу «Тепловые явления»:
1. «Изучение конвекции в жидкости», где целью работы является изучение самого явления конвекции на выявлении быстрого охлаждения теплой воды в сосуде: когда лед находится вверху или внизу. Каждый опыт фиксируется в специальной таблице.
Время, мин |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Опыт 1 (охлаждение сверху) t, 0C |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт 1 (охлаждение снизу) t, 0C |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. «Изготовление «баночного» калориметра», где целью было не только сделать прибор из подручных предметов, но и проверить его работу.
3. «Изготовление «баночного» электроскопа», где целью было также проверить работы полученного прибора, а не выполнения самого изделия.
Таких работ за год очень много, но все они были оценены, а самые лучшие продемонстрированы классу. Чем больше таких работ задавалось, тем больше ребят участвовало. У них начал проявляться здоровых дух соперничества, каждому хотелось продемонстрировать свою работу, доказать себе, что «я могу лучше и интереснее».
Очень часто берутся задания для увлечения физикой из группы «применить полученные задания на практике, надо выполнить» из учебника «Физика-8» А.В. Перышкин. Так получилась работа по теме «Изготовление модели ветряной мельницы, где на данной модели объяснялся принцип ее работы». Или, например, «История изобретения паровых турбин», где результатом было изготовление самой паровой турбины и продемонстрирован принцип ее работы при ее запуске.
Среди групповых работ на уроке можно выделить проект по теме «Виды теплопередач». Работа была групповая. У каждой группы был свой конкретный вопрос: 1. Значение видов теплопередачи в авиации и при полетах в космос; 2. Виды теплопередачи в быту; 3. Теплопередача в атмосфере; 4. Учет и использование видов теплопередачи в сельском хозяйстве. Учащиеся класса всегда стараются креативно подходить к решению данных вопросов. Результатом такой работы является обобщение полученных знаний и доказательство этих знаний на практике.
В своей практике я убедилась, что самыми увлекательными проектами являются межпредметными, которые выполняются во внеурочной время и под руководством руководителя по основной дисциплине (а по дополнительным дисциплинам, учителя-предметники являются консультантами, которые тесно сотрудничают как с руководителем проекта, так и с учеником). Такие проекты требуют очень большого погружения и знать конкретную цель выполняемой работы. В моей практике с ребятами выполнялись работы, где использовалась различная интеграция многих областей знаний, но основной предмет – физика, которая тесно была связана с биологией, химией, физкультурой, экологией и даже литературой. Были и такие проекты, где уделялось внимание такому направлению как педагогика и психология.
Например, можно перечислить темы следующих проектов:
1. «Tutorial, как одна из дополнительных форм проведения урока» (предметы: физика, литература, информатика, психология и педагогика; продукт: создание видеоролика по теме «Архимедова сила» с демонстрацией опыта «Волшебное яйцо» и полным алгоритмом создания самого видео);
2. ««Реальное» и «нереальное» в романе Жюля Верна «20 000 лет под водой»» (предмет: физика, география, химия и литература; продукт: исследование физических явлений, которые были обнаружены при прочтении романа и умения анализировать прочитанное);
3. «Обман зрения как оптическая иллюзия» (предмет: физика, биология, психология; продукт: создание альбома с примерами оптических иллюзий);
4. «Как же гребля без физики?» (предмет: физика, биология, физическая культура; продукт: анализ вида спорта через данные школьные предметы; этот проект запомнился тем, что прежде чем начать работу над проектом, ученику была предоставлена возможно взять интервью с Иваном Штылем, который пытался объяснить: какие виды физических явлений и законов используются в физике).
Очень интересные темы проектов с исследовательской деятельностью:
1. «Шум, как влияние звуковых волн на живой организм» (предметы: физика и биология; продукт: исследование шума с точки зрения его вредных и полезных качеств при распространении звуковых волн на цветах, животных и людях);
2. «Неньютоновская жидкость» (предмет: физика; продукт: демонстрация свойств неньютоновской жидкости на примере проведения опытов);
3. «Аморфные вещества» (предмет: физика; продукт: демонстрация свойств аморфных веществ через проведение опытов).
Стоит отметить и такие проекты:
1. «Аварии на АЭС: когда ядерная энергетика становится опасной», где целью являлось сравнение двух самых крупнейших радиационных катастроф за всю историю атомной энергетики: Чернобыльской АЭС и АЭС «Фукусима-1»;
2. «Использование тория в атомной энергетике», где ребенок провел логическое доказательство того, что ториевые реакторы имеют преимущества над урановыми реакторами и почему их используют только в странах третьего мира.
Во внеурочной деятельности ребята сами старались создать продукт: например, работающий водородный двигатель, где при защите на конференции демонстрировался его запуск; создание ливетрона, который имел способность летать при помощи так называемой магнитной «подушки»; двигатель внутреннего строения, где данный макет мог демонстрировать движение четырехтактного вала; электромагнит, который демонстрировал принцип работы дверей с магнитным ключом, т.е. домофоном. При этом все работы сопровождались большим теоретическим материалом. Каждое изделие было отдано ребятами в дар лицее, как наглядное и экспериментальное пособие к урокам физики.
В результате можно сделать следующий вывод: проектная деятельность – это хороший инструмент для развития функциональной грамотности, в том числе и естественнонаучного направления школьников разного возраста, их творческих способностей, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств каждого ребёнка. Стоит отметить, что любое направление функциональной грамотности не может существовать без читательской грамотности, т.к. это является основой всего, к чему ученик стремится.
Конечно, проектная деятельность с любым ребенком требует больших усилий, знаний и времени. При выборе темы, я ребенку даю свободу действий, т.к. такие именно проекты им интересны, и они живут ими. Но, когда я утверждаю тему, то при этом ставлю перед учеником два основных вопроса: Какой будет предполагаемый продукт? В чем актуальность темы проекта? Да, я работаю учителем, но я прежде всего человек, и знать всего не могу. Поэтому, когда я работаю с детьми, то не стесняюсь учиться новому вместе с ними. Мне даже нравиться, когда работа построена не только учитель дает знания ученику, но и когда ученик учит чему-то новому учителя, ведь еще великий Конфуций сказал: «Учитель и ученик растут вместе…».
В заключении, хочу добавить следующее. Весь педагогический коллектив лицея отметил следующую тенденцию: если ученики при выборе в 10-ые классы отдавали предпочтение только социально-экономическому профилю, где преобладали гуманитарные предметы, или универсальному профилю, то благодаря развитию функциональной грамотности через проектную деятельность, выпускникам 9-ых классов стало проще выбирать профили с естественнонаучными предметами: физико-математический профиль (математика, физика, информатика) и медицинский класс (биология, химия), т.к. у большинства учащихся уже наблюдается положительная динамика в формировании мыслительной и поисковой деятельности, а также наблюдаются коммуникативные умения и презентационные.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.