Содержание
I. |
Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы ОФП «Патриот» |
с. 4 |
1.1. |
Пояснительная записка |
с. 4 |
1.2. |
Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы ОФП «Патриот» |
с. 5 |
1.3. |
Содержание дополнительной общеразвивающей программы ОФП «Патриот» |
с. 6 |
|
Индивидуальный учебный план группы 1-го года обучения |
с. 6 |
|
Содержание индивидуального учебного плана группы 1-го года обучения |
с. 7 |
1.4. |
Планируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы ОФП «Патриот» |
с. 8 |
II. |
Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной общеразвивающей программы ОФП «Патриот» |
с. 9 |
2.1. |
Календарный учебный график |
с. 9 |
2.2. |
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы ОФП «Патриот» |
с. 9 |
2.3. |
Методические материалы |
с. 10 |
2.4. |
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы ОФП «Патриот» (формы аттестации) |
с. 13 |
2.5 |
Оценочные материалы |
с. 15 |
2.6 |
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа |
с. 15 |
2.7 |
Список литературы использованной при разработке дополнительной общеразвивающей программы ОФП «Патриот» |
с. 15 |
2.7.1 |
Нормативные документы и материалы, используемые при разработки программы |
с. 15 |
2.7.2 |
Список литературы для работы педагога с учащимися |
с. 17 |
2.7.3 |
Список литературы для родителей и учащихся |
с. 17 |
Приложение 1. |
Инструкция по технике безопасности |
с. 18 |
Приложение 2. |
Правила поведения на занятиях и соревнованиях |
с. 18 |
Приложение 3. |
План воспитательно – досуговых мероприятий |
с. 18 |
Приложение 4. |
План работы с родителями(законными представителями) учащихся |
с. 19 |
Приложение 5. |
План мероприятий объединения ОФП «Патриот» на учебный год |
с. 20 |
Приложение 6. |
Школа здоровья |
с. 20 |
Приложение 7. |
Форма календарного учебного графика |
с. 24 |
Приложение 8. |
Партнеры по осуществлению образовательного процесса |
с. 24 |
Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность и вид деятельности дополнительной общеразвивающей программы ОФП «Патриот»
Дополнительная общеразвивающая программа «ОФП» для учащихся младшего школьного возраста имеет физкультурно-спортивную направленность. Вид деятельности – стартовый.
1.1.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы ОФП «Патриот»
Актуальность программы В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к ЗОЖ, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы по общей физической подготовке заключается в том, что занятия по ней дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений. Проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой; приобретения умения и навыков самостоятельно заниматься; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических упражнений.
Новизна и отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы «ОФП» для младшего школьного возраста.
Новизна дополнительной программы
Новизна программа заключается в том, что составлена она на основе подвижных игр направленных на развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости). Так же новизна данной программы состоит в том, что в ней прослеживается овладение техникой двигательных действий и тактическими приемами в игровой деятельности.
Важным условием выполнения данной программы является сохранение ее образовательной направленности.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уроков физической культуры, является направленность на формирование учебно-исследовательских навыков, развитие интереса к предмету.
Благодаря использованию нестандартного подхода при организации занятий в рамках образовательной программы учащиеся получают возможность самовыражения, учатся взаимодействовать друг с другом, с уважением относиться к мнению других людей и овладевают искусством дискуссии.
Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы ОФП «Патриот»
1.2
Цель программы: содействие физическому развитию и укреплению здоровья учащихся через занятия по общей физической подготовке.
Задачи программы:
Воспитательные:
содействовать формированию у учащихся:
– силы воли и характера, необходимых для преодоления физических и психологических нагрузок;
– таких черт характера как дисциплинированность, целеустремлённость;
– организаторских навыков, умения вести себя в коллективе;
– потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ведении здорового образа жизни;
– содействовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма и товарищества.
Развивающие:
– содействовать развитию у учащихся:
– памяти, внимания, воображения;
– основных физических качеств, таких как сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость.
Обучающие:
содействие формированию у учащихся знаний, умений и навыков в области физкультуры, спорта, гигиены, медицины.
Общеучебные:
– научить учащегося контролировать свое поведение, его социализация;
– формирование общественной активности, реализация в социуме;
– профилактика асоциального поведения, культура поведения;
– общекультурное и психомоторное развитие;
содействие формированию у учащихся умения:
– определять последовательность учебных действий по выполнению заданий;
– формулировать вопросы, отвечать на заданный вопрос;
– сравнивать, анализировать, находить общие признаки и отличия;
– правильно организовывать свое рабочее место, а именно: использовать спортивное снаряжение и инвентарь и содержать его в порядке.
Здоровьесберегающие:
– формирование устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
– развитие и саморазвитие личности через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни;
– формирование основ здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих;
– формирование потребностьи в положительных привычках;
– воспитывать способности к самосозиданию, к овладению психологической самокоррекцией.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы ОФП «Патриот»
1.3
Раздел 1 Вводное занятие
Теория
Знакомство с учащимися первого года обучения.
Ознакомление с дополнительной общеразвивающей программой.
Ознакомление с правилами техники безопасности.
Ознакомление с общими правилами поведения во время занятий
Раздел 2. Общая физическая подготовка
Практика
Изучение физических упражнений, способствующих развитию выносливости, силовых и скоростно – силовых качеств.
Строевые упражнения на месте, в движении.
Ходьба, бег, бег с ускорением, кроссовый бег, прыжки.
Общие подготовительные и развивающие упражнения.
Отжимание на кулаках, подтягивание на перекладине, пресс.
Упражнения с набивным мячом.
Упражнения для развития гибкости, растяжка ног.
Подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Раздел 3. Зачет по основным показателям подготовки (контрольные нормативы)
Практика
Отжимание, челночный бег, пресс, подтягивание, вис на перекладине в положении согнутых рук, ката.
Примечание: зачет проводится (сентябрь, февраль).
Раздел 4. Итоговое занятие
Практика
Сдача нормативов (май).
Теория
Определение качественных критериев, обсуждение их с учащимися и их родителями, перспективы следующего учебного года, награждения по итогам года.
Индивидуальный учебный план группы 1 года обучения.
№ п/п |
Название темы занятия |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
|
теория |
практика |
|
|||
1. |
Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
Собеседование |
2. |
Общая физическая подготовка |
65 |
2 |
63 |
Наблюдение |
3. |
Зачёт по показателям подготовки |
6 |
- |
6 |
Сдача нормативов |
4. |
Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Открытое занятие |
|
Всего: |
74 |
4 |
|
|
Примечания.
1. Индивидуальный учебный план группы 1-го года обучения рассчитан на 37 учебных недель.
2. Учебный год для групп 1-го года обучения начинается с 1 сентября.
3. На каждом учебном занятии используется материал из разных разделов учебного плана в зависимости от поставленных задач.
Содержание индивидуального учебного плана группы 1-го года обучения
1. Вводное занятие
• Меры обеспечения безопасности, правила поведения в спортивном зале для занятий ОФП.
• Беседа о задачах, стоящих перед учащимися на предстоящий год.
2. Теоретические занятия:
- Соблюдение на тренировках правил техники безопасности;
3. Общая физическая подготовка
Теоретические сведения:
требования к подбору общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики разминки в подготовительной части занятия по ОФП.
Практический материал:
Беговые упражнения
- равномерный бег;
- приставными шагами;
- забеганием ноги за ногу;
- спиной вперед;
- с вращением;
- с ускорением;
- с прыжками;
- с приседаниями;
- с попеременным касанием руками пола;
- с высоким подниманием коленей;
- с захлестом голени;
- с высоким подниманием бедра;
- в полуприседе.
- прыжковые упражнения:
- вверх;
- в сторону;
- крестом;
- со сменой ног;
- с касанием коленями груди;
Упражнения для верхнего плечевого пояса
- отжимания (на кулаках, на пальцах, на запястье, узким хватом, широким хватом, на одной
руке, с хлопком, максимально быстро);
- подтягивания (прямым хватом, обратным хватом, широким хватом, узким хватом, за голову);
- ходьба, прыжки на руках, ноги удерживаются партнером;
Упражнения для мышц ног
Упражнения для мышц брюшного пресса и спины
- поднимание туловища и ног из положения, лежа на животе и на спине;
Упражнения для развития гибкости
- наклоны вперед, назад, в стороны;
- то же из положения, сидя, ноги вместе и ноги в стороны;
- мост;
- различные виды шпагатов.
4. Подвижные игры и эстафеты
- «Кто выше?»
- «Бежал с мячиком»
- «Челночный бег»
- подвижные игры, соответствующие возрасту занимающихся;
- эстафеты.
6. Учебные соревнования и показательные выступления:
- Проведение и организация соревнований.
7. Итоговое занятие:
- начальная диагностика в форме тестирования по ОФП;
- в форме зачетного занятия по овладению программным материалом,
открытого занятия для родителей;
- подведение итогов года
Планируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы
ОФП «Патриот» и способы их проверки
1.4
Ожидаемые результаты и способы их проверки
При определении ожидаемых результатов и способов их проверки при реализации обучающих задач автором был разработан перечень основных знаний умений и навыков учащихся, формируемых при изучении программы на каждом уровне обучения.
Предполагаемый результат обучения по программе ОФП «Патриот»– создание устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и потребности в здоровом и продуктивном стиле жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, достижении максимального уровня физической подготовленности.
Основными показателями усвоения программы являются овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, которые определяются системой контрольных нормативов и участием в спортивных мероприятиях. Объем практических навыков определяется количеством изученных технических действий, которые способен выполнить ученик.
При оценке технической подготовки ученика наряду с количественными показателями учитывается и степень владения техникой.
Степень овладения техникой определяется следующими характеристиками:
– стабильностью технических действий в стандартных условиях;
– устойчивостью результата в меняющихся условиях;
– сохранением двигательного умения при перерывах в тренировке;
– «автоматизм» выполнения движения.
Комплекс контрольных нормативов для каждого года обучения, определяется содержанием технической подготовки. При анализе результатов педагогического контроля они должны сопоставляться с показателями участия в тренировочных семинарах и официальных спортивных мероприятиях. Участие в аттестациях и спортивных мероприятиях позволяет наиболее комплексно определять уровень квалификации и состояние подготовленности учеников.
Для оценки результатов усвоения программы в конце каждого месяца проводятся зачетные занятия.
Основное требование при сдаче зачёта – правильное и точное выполнение изученных элементов.
В качестве контрольного норматива по специальной физической подготовке, используется тестирование по программе квалификационных нормативов, оценивается: координация, скорость, амплитуда, целесообразность и эффективность движений.
Перечень знаний, умений и навыков учащихся:
На ознакомительном уровне учащиеся:
Будут знать:
· правила поведения в спортзале;
· правила участия в соревнованиях по различным спортивным и подвижным играм;
· основные теоретические знания ОФП ;
Будут уметь
– упражнения общефизической подготовки в требуемом объеме;
– квалификационные нормативы по ОФП.
Диагностика уровня обучения, воспитанности и развития учащихся осуществляется с помощью бесед и метода включенного педагогического наблюдения.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года, определяются качественные критерии и обсуждаются с учащимися и их родителями.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график - это составная часть дополнительной общеразвивающей программы ОФП «Патриот» составляется ежегодно на основе рабочего индивидуального учебного плана группы для каждой учебной группы и определяет даты начала и окончания учебных периодов или этапов, наименование тем занятий с указанием количества времени и календарных сроков проведения каждого занятия.
Календарный учебный график включён в состав рабочей дополнительной общеразвивающей программы ОФП «Патриот» на очередной учебный год, оформляется приложением к рабочей дополнительной общеразвивающей программе.
2.2 Условия реализации дополнительной общеразвивающей
ОФП «Патриот»
Обеспечение учебным помещением.
Для реализации данной дополнительной общеразвивающей программы используются спортивный зал и тренажёрный залы находящиеся по адресу ул. Якушева 21. Общая площадь залов составляет около 300м2. Зал соответствует всем техническим и гигиеническим требованиям для проведения занятий с детьми.
Кадровое обеспечение программы.
Реализацию дополнительной общеразвивающей программы осуществляет педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Бырдин Алексей Анатольевич. Образование среде-специальное, окончил в 2006 году Алтайское краевое училище олимпийского резерва по специальности «физическая культура». Специализация – «дзюдо», квалификация - педагог по физической культуре и спорту. Педагогический стаж – десять лет. Спортивная квалификация по дзюдо - КМС
Программно-методическое обеспечение программы:
– разработана и реализуется дополнительной общеразвивающей программа ОФП «Патриот» для детей младшего школьного возраста;
– разрабатываются и используются методические разработки по блокам программы;
– разрабатываются и анализируются диагностические материалы.
Организационно-педагогическое обеспечение программы:
– педагог дополнительного образования обеспечен оптимальной педагогической нагрузкой;
– деятельность педагога курирует методист, отвечающий за качество программно-методического обеспечения образовательного процесса;
– повышается профессиональный уровень внутри Дома творчества (на методических «средниках») и на различных семинарах и спортивных сборах.
Материально-техническое обеспечение программы.
Для более успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы «Дзюдо» на занятиях используются различные средства и снаряжение. Информация об имеющемся оборудовании представлена в таблице.
№ п/п |
Наименование |
1. |
Мат-татами 1х2м |
2. |
Мяч набивной 3,5 кг-5шт. |
3. |
Скакалка – 5шт. |
4. |
Координационная лестница-2шт. |
5. |
Мешочки-утяжелители-10шт. |
6. |
Канат-1 шт. |
Финансовое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «ОФП» осуществляется за счет средств, выделяемых родителями на приобретение необходимого оборудования и снаряжения.
Режим занятий по программе «ОФП» соответствует СанПиН 2.4.4.1251-03.
Таким образом, условия реализации дополнительной общеразвивающей программы «ОФП» в достаточной степени соответствуют поставленным цели и задачам, способствуют их решению, обеспечивают качество учебно-развивающей деятельности учащихся.
2.3 Методические материалы
Принципы, положенные в основу учебно-воспитательного процесса
Учебно-тренировочный процесс в объединении проводится с учётом важнейших педагогических закономерностей, на основе общих дидактических принципов:
– сознательности и активности;
– наглядности;
– доступности и индивидуализации;
– систематичности и последовательности;
– повторности и непрерывности.
При пассивном отношении к занятиям эффект от занятий физическими упражнениями снижается на 50% и больше. Реализация принципа сознательности и активности предполагает выполнение педагогом-тренером следующих требований. Педагог должен содействовать:
– формированию у учащихся осмысленного отношения и интереса к целям физического воспитания и конкретным задачам занятия;
– формированию устойчивой потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями;
– выработке привычки к анализу, самоконтролю и корректировке своих действий при выполнении упражнений;
– воспитанию самостоятельности, инициативности.
Принцип наглядности заключается в необходимости обеспечения надлежащих зрительных, двигательных и других представлений занимающегося об изучаемом движении или действии.
Демонстрировать приёмы необходимо именно так, как они выглядят в поединке. Каждое действие показывают сначала слитно, потом расчленяют на элементы, при этом разъясняя значение каждого из них для качественного целостного выполнения. Для этой цели также используется такие формы наглядного обучения, как просмотр видеозаписей семинаров, школ, выступления лучших спортсменов, посещение соревнований с участием мастеров высокого класса. Просмотр красивых поединков стимулирует и вызывает у учащихся интерес, желание выполнять действия так, как это делают мастера высокого класса.
Принцип доступности учебного материала предусматривает преодоление посильных трудностей. Всякий учебный материал усваивается хорошо, если он доступен для учащихся. Попытки выполнить непосильное упражнение могут привести к искажению техники, а во время напряжённых тренировок - и к функциональным отрицательным сдвигам. Только преодоление посильных трудностей, чередование лёгких упражнений со сложными дают эффект в обучении и тренировке.
Вся система подготовки учащихся строится на систематичности и последовательности овладения техникой выполнения упражнений, развития физических и морально-волевых качеств. Только регулярные занятия дают эффект при обучении. Процесс обучения – это движение от простого к сложному: от изучения стойки и передвижения в ней до изучения элементов базовой техники с последующим усложнением ее элементов.
Спортивные занятия предусматривают постоянное повторение упражнений и действий, способствующих совершенствованию деятельности органов и систем организма, технико-тактических действий, координации всех компонентов тренировочных занятий. Только при соблюдении этого принципа учащиеся приобретают хорошую спортивную форму.
Методы обучения, применяемые при реализации программы ОФП «Патриот»
В работе с учащимися используются:
· словесные методы:
– рассказ – применяется для изучения теории;
– беседа – используется при разборе соревнований, составлении индивидуальных планов тренировок и пр.;
· методы наглядного восприятия:
– демонстрация упражнений, действий;
– изучение и анализ содержания плакатов, пособий;
· практические методы:
– упражнение;
– соревнование.
Основная форма организации и проведения занятий — систематические учебно-тренировочные занятия и соревнования. Также регулярное проводятся:
– зачёты с последующим объявлением результатов и их анализом;
– показательные выступления;
– досуговые мероприятия.
На занятиях ОФП для учащихся применяются следующие специфические для физкультурно-спортивной деятельности методы:
Метод равномерной нагрузки. Упражнения выполняются с постоянной (как правило, средней) интенсивностью на протяжении относительно продолжительного времени.
Метод переменной нагрузки. Один из основных методов обучения упражнениям в динамике. По существу, большинство специальных упражнений выполняется в переменном темпе.
Метод интервальной нагрузки. Сущность этого метода заключается в том, что работа высокой интенсивности чередуется с интервалом отдыха. Применяется при совершенствовании специально-скоростной выносливости. Задания выполняются в парах или на снарядах.
Соревновательный метод. Основан на непосредственном соперничестве учащихся в борьбе за достижение ими высокого результата. Он используется во время проведения занятий в виде соревновательных упражнений на силу, быстроту, ловкость - особенно там, где существует количественная оценка результата.
Приемы и методы организации и осуществления учебно-воспитательного процесса. Соотношение объёмов теоретического и практического материала в течение всего периода обучения складывается 50-50%, при этом теоретические сведения в области психологии, педагогики, анатомии, физиологии, врачебного контроля, гигиены и других знаний, связанных со спецификой дзюдо, подаются равномерно с практическим материалом. Теоретический материал в тесной связи с практикой предусматривает обучение учащихся творческому применению теории в практической деятельности.
Реализация дополнительной образовательной программы происходит в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, показательных выступлений.
В работе объединения предусмотрен также ряд внеурочных мероприятий, таких, как показательные выступления, акции по пропаганде здорового образа жизни, участие в соревнованиях.
Приоритет в работе педагога отдается решению воспитательных задач. Только через воспитание можно добиться выработки таких качеств как сила воли, твёрдость характера, целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность, которые в будущем помогут воспитаннику преодолевать физические и психологические нагрузки, а также приобретать и развивать другие качества и способности, необходимые для гармоничного развития личности.
На занятиях обычно применяют следующие способы отработки базовых движений и приемов:
1) групповое освоение приёма под общую команду тренера, в строю из двух и более шеренг. В этом приёме создаются наиболее благоприятные условия для сосредоточения внимания на координационных особенностях выполняемого движения;
2) групповое освоение приёма с партнёром под общую команду тренера в строю из двух шеренг.
3) самостоятельное освоение приёма по заданию тренера в парах, свободно передвигающихся по залу. Применяется для отработки технических приёмов для более подготовленных учащихся;
4) индивидуальное освоение приёма в работе с тренером и на снарядах. Этот приём применяется как для новичков, так и для хорошо подготовленных учащихся в тех случаях, когда необходима индивидуальная корректировка действий.
Соблюдение строжайшей дисциплины обязательно во время выполнения заданий, внимательность учащихся имеет большое значение при объяснении и показе.
Интерес к занятиям педагог должен поддерживать подробным объяснением, чётким показом, своевременным исправлением ошибок, убеждением, требовательностью, вниманием к каждому занимающемуся, дополнением материалов интересными примерами из практической деятельности, точным выполнением плана, анализом результатов обучения.
Важнейшими требованиями к занятию являются следующие:
– обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учетом их здоровья, физического развития и двигательной подготовленности;
– достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности образовательной и инструктивной направленности учебных занятий;
– формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физической культурой.
Учебно-тренировочное занятие по ОФП может включать в себя материал из следующих разделов: теоретическую, физическую и психологическую подготовку.
Теоретическая подготовка. На учебном занятии рассматриваются вопросы, связанные с основами физической культуры, основами гигиены, режима дня и трудовой деятельности.
Физическая подготовка. Общая физическая подготовка направлена на всестороннее развитие учащегося, на повышение физических и двигательных возможностей организма, улучшение сердечно – сосудистой и дыхательной систем, увеличение основных мышечных групп.
Психологическая подготовка. Целенаправленное воздействие на личность учащегося для воспитания в нём уверенности, умения преодолевать трудности.
После прохождения каждого из разделов учебно-тренировочного занятия проходит проверка полученных знаний и умений в форме тестирования, которые отображены в учебно-квалификационных нормативах.
Нормативы физической подготовленности учащихся
|
Возраст |
Уровень |
|||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|||
Силовые |
Сгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз) |
7-11 |
3 |
6-8 |
10 |
Гибкость |
Наклон вперёд из положения сидя (см) |
7 |
0-2 |
6-9 |
12,5 |
8 |
0-2 |
5-8 |
11,5 |
||
9 |
0-2 |
6-9 |
13 |
||
10 |
0-2 |
7-10 |
14 |
||
Сила |
Поднимание туловища(кол-во раз) |
7-10 |
12 |
13 |
14 |
Координация |
Челночный бег 3х10 (сек) |
7 |
11,7 |
11,3-10,6 |
10,2 |
8 |
11,2 |
10,7-10,1 |
9,7 |
||
9 |
10,8 |
10,3-9,7 |
9,3 |
||
10 |
10,4 |
10,4-9,5 |
9,1 |
Структура наиболее типичного занятия
1. Вводная часть: построение, проверка состава группы, приветствие.
2. Подготовительная часть:
– физиологическая разминка;
– подготовка сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной и опорно-двигательной системы к предстоящим нагрузкам.
3. Основная часть направлена на реализацию цели и задач занятия. Так как в этой части решаются главные задачи в овладении техническими и тактическими навыками и совершенствование их, то нагрузка нарастает по объёму и, особенно, по интенсивности.
4. Заключительная часть:
– построение;
– разбор ошибок, совершённых учащимися во время занятия;
– подведение итогов занятия;
– объявления.
В этой части занятия необходимо привести организм в относительно спокойное состояние. В начале заключительной части можно использовать упражнения для развития гибкости, координации. Затем успокаивающие упражнения, лёгкий бег, ходьба, отвлекающие подвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц конечностей.
2.4 Формы аттестации подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы (формы аттестации)
Результативность дополнительной общеразвивающей программы ОФП «Патриот»
Контроль степени результативности реализации дополнительной общеразвивающей программы может проводиться в различных формах:
– форме аттестации;
– выступление на соревнованиях и показательных выступлениях;
– открытое занятие;
– осуществление диагностических процедур (зачет, сдача контрольных нормативов).
Итоговый контроль проводится в конце учебного года, где определяются качественные критерии и обсуждаются с учащимися и их родителями
Основные методы диагностики – включённое педагогическое наблюдение и тестирование. Результаты педагогического наблюдения позволяют проанализировать уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, увидеть слабые места программы и помочь педагогу скорректировать работу.
На основании анализа итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы объединения вносятся необходимые коррективы в ход, методику и содержание образовательного процесса. При сравнении результатов разрабатывается система действий, необходимых для достижения оптимального результата.
Сдача нормативов позволяет выявить и проследить динамику физического развития учащихся в течение всего периода обучения.
2.5 Оценочные материалы
Ожидаемые результаты и способы их проверки
При определении ожидаемых результатов и способов их проверки при реализации обучающих задач автором был разработан перечень основных знаний умений и навыков учащихся, формируемых при изучении программы на каждом уровне обучения.
Виды аттестации учащихся
Программой предусмотрена аттестация (начальная, промежуточная, итоговая), результаты которой записываются в учебный журнал:
1 этап конец сентября
• в форме тестирования по ОФП;
2 этап – промежуточный в февраль
• в форме зачетного занятия сдача контрольных нормативов по О.Ф.П;
3 этап – итоговый в конце года, апрель-май.
• в форме тестирования по ОФП, зачетного занятия.
Формы подведения итогов реализации программы
• тестирование;
• контрольное занятия;
• учебные соревнования;
Формы подведения итогов.
Программой предусмотрена аттестация (начальная, промежуточная, итоговая), результаты которой записываются в учебный журнал:
1 год обучения:
• в форме тестирования по ОФП.
• в форме зачетного занятия сдача контрольных нормативов.
• в форме тестирования по ОФП, зачетного занятия сдача контрольных нормативов.
•в форме открытого занятия.
2.6. Рабочая дополнительная общеразвивающая программа
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа на текущий учебный год представлена отдельным документом.
2.7. Список литературы, использованной при разработке дополнительной общеразвивающей программы:
2.7.1. Нормативные документы и материалы,
используемые при разработке программы
1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): Письмо Министерства образования и науки РФ от18 ноября 2015г. № 09-3242.
2. Методические рекомендации об организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленные Минобрнауки России письмом от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций»;
3. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ: Письмо директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015г. № 09-3564.
4. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей: Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования науки России от 11.12.2006г. № 06-1844.
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ.
6. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 (ред. от 29.12.2014г.).
7. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014г. № 1726-р.
8. Об утверждении плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р: Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015г. № 729-р.
9. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018г. № 196.
10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013г. № 1155.
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
12. Приказ Министерства образования Новосибирской области от 24 декабря 2019г. № 3260 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ (общественной экспертизы).
13. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014г. № 41.
14. Устав
МБУДО ДТ «Октябрьский».
2.7.2. Список литературы для работы педагога с учащимися:
1. А.К. Быков, И.И. Мельниченко Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе. Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
2. А. Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, Г.Н. Филонов. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы. - М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2007. – 328 с.
3. Методы исследования и оценка физического развития детей и подростков: Методические рекомендации. /Сост. О. И. Черемисина, И. М. Барсукова, В. В. Ерзумашева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996.
4. Винер, И. А. Физическая культура. 1-4 класс. Методическое пособие. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики / И.А. Винер, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова. - М.: Просвещение, 2018. - 200 c.
5. В.М. Качашкин, Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2019. - 304 c
2.7.3. Список литературы для родителей и учащихся:
1. Е.П. Максачук, Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Максачук Екатерина Павловна. - М.: Спутник+, 2016. - 495 c.
2.
С.Б.Тихвинский, Роль
физического воспитания в здоровье подростка / С.Б. Тихвинский. - М.:
Знание, 2016. - 404 c.
Приложение № 1
Инструкция по технике безопасности
Безопасность во время занятий обеспечивается соблюдением следующих правил:
Приложение № 2
Правила поведения на занятиях и соревнованиях.
На занятиях по общей физической подготовкой учащиеся обязаны строго выполнять следующие требования:
1. Не находиться в спортивном зале без педагога.
2. На тренировке быть в спортивном костюме и в обуви с нескользящей подошвой.
3. При поточном выполнении упражнений (один за другим) соблюдать дистанцию, чтобы не было столкновений.
4. Строго выполнять указания педагога.
5. При выполнении упражнений на шведской стенке, турнике не находиться вдвоем на одной секции или друг под другом.
6. Акробатические упражнения выполнять только на татами или на гимнастических матах.
7. При нахождении на улице, при следовании на тренировку, соревнования, учебные сборы и т.д. соблюдать «Правила дорожного движения РФ» в части, относящейся к пешеходам и пассажирам общественного транспорта.
8. Соблюдать культуру поведения в общественных местах.
Приложение № 3
План воспитательно-досуговых мероприятий
Областная профильная смена ВПК в летний период |
Рождественская елка в ДТ Октябрьский |
Областное молодежное гуляние «Широкая Масленица» |
Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» |
Приложение № 4
План работы с родителями (законными представителями) учащихся
№ |
Направление |
Сроки исполнения |
Примечание |
1. Психолого-педагогическая диагностика |
|||
1.1. |
Анкетирование родителей |
||
Изучение семей учащихся, социального статуса семьи |
сентябрь-октябрь |
|
|
Первичное (личностные качества детей, склонности, одаренность, особенности эмоциональной сферы) |
сентябрь-октябрь |
|
|
Вторичное (достижения ребенка, удовлетворенность родителей услугами дополнительного образования) |
декабрь, май |
|
|
Проведение анкетирования для изучения потребностей родителей в образовательных услугах. |
октябрь, январь, май |
|
|
Опросники по проведенным мероприятиям |
в течение учебного года |
|
|
1.2. |
Анкетирование, тестирование, диагностика детей |
||
Входное (собеседование, тестирование, сдача нормативов) |
сентябрь |
|
|
Промежуточное (собеседование, тестирование, сдача нормативов) |
декабрь |
|
|
Итоговое (собеседование, тестирование, сдача нормативов) |
апрель |
|
|
Удовлетворенность образовательным процессом (отношение к деятельности детского объединения, педагогам, пожелания) |
май |
|
|
Проведение анкетирования для изучения потребностей детей в образовательных услугах |
в течение учебного года |
|
|
Опросники по проведенным мероприятиям |
в течение учебного года |
|
|
2. Информационная деятельность |
|||
2.1. |
«День открытых дверей»: - презентация деятельности объединения, - выставка методической литературы в помощь родителям. |
октябрь |
|
2.2. |
Обновление информационного стенда для родителей |
в течение учебного года |
|
2.3. |
Обновление информации на сайте, в группе ВК |
в течение учебного года |
|
2.4. |
Обеспечение родителей учащихся памятками, рекомендациями по различным направлениям воспитания ребенка. |
в течение учебного года |
|
3. Участие родителей в управлении деятельностью ДПО ОФП «Патриот» |
|||
3.1. |
Родительское собрание: Отчет о деятельности родительского комитета за прошедший учебный год. Выбор родительского комитета на текущий учебный год. Ознакомление с планом работы объединения на текущий учебный год. |
сентябрь - октябрь |
|
3.2. |
Работа родительского комитета. |
в течение учебного года |
|
Приложение № 5
План мероприятий объединения на учебный год
(возможны изменения и дополнения).
Приложение № 6
Школа здоровья
Укрепление здоровья – одно из приоритетных направлений в дзюдо. Поддерживать себя на должном уровне необходимо ежедневно, а не от случая к случаю. Здоровый образ жизни – это ежедневный труд и усилия в преодолении своих слабостей, пороков и страхов на протяжении всей жизни.
В Японии говорят: «Дорога в тысячу шагов всегда начинается с первого шага». Самое важное двигаться вперед и никогда не останавливаться.
Здоровый образ жизни очень важен для спортсмена, так как поддерживает хорошее состояние организма, умственные функции, веселое настроение.
Неправильный – не здоровый образ жизни это бессонные ночи, постоянное сидение перед компьютером, сидячий образ жизни, плохое питание, плохое качество продуктов, перекусы в фастфуде, вредные привычки - курение, употребление алкоголя. Отсутствие связи с природой. Отсутствие полноценного отдыха и сна, не правильный распорядок дня, не правильный режим труда и отдыха ведут к значительному ухудшению состояния здоровья человека.
Хорошее здоровье и хорошее физическое состояние могут быть достигнуты только при условии соблюдения определенных условий:
1 рациональный режим дня и объем двигательной активности;
2 личная гигиена;
3 рациональное питание;
4 закаливание;
5 отказ от вредных привычек
Рациональный режим дня и объем двигательной активности
При правильном режиме вырабатывается слаженный ритм деятельности, в организме формируется динамический стереотип нервных процессов, определяемый как уравновешенная система условных рефлексов. Отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.
Рациональный распорядок дня дает возможность лучше планировать свое время, приучает к сознательной дисциплине.
Лучшее время для физических занятий - с 10 до 13 ч и с 16 до 20 ч.
Большое значение имеют правильная организация учебных занятий, рациональное распределение труда и отдыха, объемы нагрузок в различных видах деятельности.
Недостаточная двигательная активность неблагоприятно влияет на многие функции организма, в частности на сердечно-сосудистую и нервную системы.
Оптимальная доза двигательной активности должна определяться как при плановых занятиях спортом, так и при самостоятельных занятиях. Гигиеническая норма двигательной активности учитывает прежде всего требования и закономерности укрепления здоровья и всестороннего гармонического развития всего организма. Для сохранения здоровья и достижения высокого уровня физического развития учащимся необходим довольно большой объем двигательной активности с энерготратами как минимум 2, 5 тыс. ккал/сут.
При рациональном режиме продолжительность ночного сна должна быть не менее 8,5 ч для подростков 15—16 лет и 8 ч для учащихся 17—18 лет. При различных нарушениях режима и переутомлении может наступить бессонница. Перед соревнованиями также нередко отмечается нарушение сна, связанное с излишним волнением перед стартом. От бессонницы поможет избавиться строгое соблюдение всех гигиенических норм. Не рекомендуется пить на ночь крепкий чай, кофе, заниматься до позднего вечера напряженной умственной и физической работой. Перед сном нужно совершить небольшую прогулку, а затем принять теплый душ.
Личная гигиена
Уход за телом начинается с утреннего туалета. Каждый учащийся должен ежедневно утром мыть с мылом лицо, руки и шею, не реже одного раза в неделю посещать баню, мыть руки с мылом после всякого соприкосновения с грязными предметами, посещения туалета и особенно перед едой во избежание желудочно-кишечных заболеваний (дизентерии, брюшного тифа и др.). Для рук нужно иметь отдельное полотенце. Ногти следует коротко стричь, а при мытье рук пользоваться специальной щеточкой.
Волосы необходимо своевременно и коротко подстригать и мыть в мягкой теплой воде с моющими веществами не реже одного раза в неделю. Жирные или сухие волосы нуждаются в специальном уходе. Уход за полостью рта не только способствует сохранению целостности зубов, но и предупреждает многие заболевания, так как больные зубы являются очагом инфекции. Каждый учащийся должен твердо усвоить несложные правила ухода за полостью рта: иметь индивидуальную зубную щетку; ежедневно утром и вечером чистить зубы мягкой щеткой (лучше из натуральной щетины); полоскать рот теплой водой после каждого приема пищи; не удалять остатков пищи с помощью металлических предметов, пользоваться только специальными зубочистками; зубы чистить пастой с наружной и внутренней стороны в течение 1—2 мин только в вертикальном направлении. Начинают чистить зубы с коренных, постепенно перемещая щетку в сторону передних зубов.
Два раза в год обязательно следует проходить профилактические осмотры у зубного врача.
Рациональное питание
Рациональное питание прежде всего подразумевает правильный режим питания. Время приема пищи должно быть строго определено и приходиться на одни и те же часы. Нерегулярный прием ее ухудшает условия пищеварения и способствует развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Нецелесообразно принимать пищу непосредственно перед занятиями физическими упражнениями. Это ведет к плохому ее перевариванию и усвоению, мешает тренировочному процессу, так как наблюдается уменьшение секреции желудочного сока и сока поджелудочной железы, что зависит не только от тормозящего влияния физической нагрузки на деятельность желез, но и от того, что при мышечной работе уменьшается кровоснабжение внутренних органов. Пища дольше остается в желудке, вызывая ощущение тяжести. Наполненный желудок поднимает диафрагму и тем самым затрудняет деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к которым при физических упражнениях предъявляются повышенные требования.
Не рекомендуется принимать пищу сразу же после занятий физическими упражнениями. В это время секреция пищеварительных соков будет еще угнетена, аппетит отсутствует. Если подождать 20—30 мин, то создадутся нормальные условия для секреции соков и пища будет легко усваиваться.
Завтрак должен быть за 1—1,5 ч до занятия физическими упражнениями и за 3 ч до соревнования; обед за 2—3 ч до занятия и за 3,5— 4 ч до соревнования. Ужин за 1,5—2 ч до сна.
Учащемуся-спортсмену следует ежедневно взвешиваться, допустимы лишь небольшие отклонения от нормы (в пределах 200—300 г). Снижение массы тела указывает на перетренированность и приводит к потере работоспособности.
Питание должно быть полноценным, т. е. содержать необходимые питательные вещества и полностью покрывать расходы энергии, связанные с его учебной и спортивной деятельностью.
Важно, чтобы в рационе содержались полноценные в питательном отношении животные белки — не менее 60% всего белка пищи. Для этого в рацион надо включать мясо и мясные продукты, рыбу, а также молоко и молочные продукты. Количество молочных продуктов (сыр, творог), не считая молока, должно составлять не менее 120 г/сут. Помимо животных белков полезны полноценные белковые комбинации, такие, как гречневая каша с молоком, треска и творог, но интервал в приеме этих продуктов не должен превышать 5—6 ч, только тогда они усваиваются как полноценная белковая комбинация.
Учащимся-спортсменам надо повседневно включать в рацион животные и растительные жиры.
Большое значение в питании должно придаваться углеводам, которые нужны для нормального усвоения организмом жиров и для обеспечения организма энергией, необходимой для нормальной жизнедеятельности. Чем интенсивнее физическая нагрузка, тем больше объем мышечной работы, тем выше потребность в углеводах.
Суточная норма сахара в любом виде не более 200—300 г и 100 г единовременно, так как большее количество не успевает усвоиться организмом.
Важное значение в питании имеет также клетчатка, которая содержится в хлебе из муки грубого помола, овощах и улучшает деятельность кишечника.
В жизнедеятельности организма огромную роль играют витамины. В натуральных продуктах (овощи, фрукты) витамины содержатся в виде комплексов и хорошо усваиваются. В зимне-весенний период естественных витаминов недостаточно, поэтому следует принимать дополнительно поливитаминные препараты.
Важно своевременно выявлять первые признаки гиповитаминоза в напряженные периоды тренировки и учебных занятий: утомляемость к концу занятий, ухудшение сна, раздражительность, понижение интереса к учебе и спорту, нежелание работать. Чаще всего гиповитаминозы развиваются ранней весной.
Отметим значение витаминов при занятиях спортом.
Витамин С (аскорбиновая кислота) рекомендуется как при скоростных, так и при длительных нагрузках на выносливость по 150— 200 мг за 30—40 мин до старта. Необходимо перед приемом витаминов проконсультироваться с врачом.
Кроме витаминов учащимся при занятиях спортом дополнительно требуются минеральные соли, особенно в условиях жаркого климата. Организму необходимы фосфор, кальций и магний, принимающие активное участие в химических процессах в организме. Пищевыми источниками этих солей являются сыры, творог, бобовые, мясные и рыбные продукты.
Для поддержания высокой спортивной работоспособности важно соблюдать питьевой режим. Суммарное количество воды в рационе учащегося-спортсмена (включая чай, кофе, жидкие блюда) должно составлять не более 2—2,5 л.
При чувстве жажды следует потреблять слегка подкисленную лимоном, клюквенным соком или аскорбиновой кислотой воду. Рекомендуется некоторое время задерживать воду во рту, пить не торопясь, небольшими глотками. Утолить жажду можно также фруктами, имеющими кисло-сладкий вкус (яблоки, апельсины, лимоны).
Закаливание
Закаливание очень важная процедура здоровья и красоты. Оно одарит вас бодростью, надежно защитит от простуды. Для успешного применения закаливающих процедур не требуется специального инвентаря, дорогостоящего оборудования. Важно лишь соблюдать принципы постепенности, последовательности, систематичности, разнообразия, сочетания общих и местных процедур.
Систематическое закаливание рекомендуется начать с воздушных ванн. Весьма полезны прогулки и занятия спортом на открытом воздухе, сон при открытой форточке. Целесообразно начинать с воздушных ванн продолжительностью 10 – 15 минут при температуре воздуха 15 – 20 0 С. В дальнейшем длительность сеансов закаливания воздухом увеличивать ежедневно на 5 – 10 минут.
При закаливании воздухом нельзя допускать озноба. При первых признаках переохлаждения выполнить энергичные движения.
Более эффективны регулярные водные процедуры. Начинают при температуре воды 30 – 40 0 С в помещении, где температура воздуха 17 – 20 0 С. Через каждые 3 – 4 дня температуру воды снижают на 10 0 С. За 1,5 – 2 месяца доводят до 16 – 20 0 С и ниже. Главное, чем холоднее вода, тем меньше должно быть время процедуры.
При общем закаливании водой рекомендуется последовательность процедур по нарастающей: обтирание, обливание, душ, купание.
Обтирание – начальный этап закаливания. В течении 10 – 15 дней обтирают тело мокрым полотенцем или губкой. Сначала обтираются по пояс. Затем, все тело обтирают в два приема: грудь, руки и спину, после чего обтирают ноги. Длительность процедуры 3 – 4 минуты.
Обливание выполняется при помощи кувшина с водой или шланга в том же порядке, что и после обтирания. После обливания тело интенсивно растирают полотенцем. Длительность процедуры 3 – 4 минуты.
Купание – наилучший способ закаливания. Начинать можно при температуре 18 – 20 0 С. Завершают купание, как правило, в августе – сентябре при температуре воды 11 – 13 0 С. Купаться лучше в утренние и вечерние часы.
Очень полезно перед сном обливать стопы горячей водой, температуру которой постепенно доводят с 26 – 28 0 С до 12 – 15 0 С.
Отказ от вредных привычек
Курение и алкоголь оказывают пагубное влияние на здоровье и работоспособность. Помимо этого вредные привычки замедляют рост спортивных достижений. Спортивный режим несовместим с курением и потреблением алкоголя.
При курении в организм вместе с табачным дымом поступает большое количество ядовитых веществ: никотина, окиси углерода, синильной кислоты, смолистых веществ, являющихся сильными канцерогенами. Курение табака вначале вызывает возбуждение коры головного мозга, затем сменяется ее угнетением.
Помимо различных тяжелых заболеваний дыхательных путей курение является причиной очень опасного заболевания — облитерирующего эндартериита, которое может привести к гангрене ног с последующей ампутацией.
У курильщиков отмечаются головные боли, нарушаются умственная и физическая работоспособность, сон, аппетит. У курильщиков резко ухудшается острота зрения и скорость реакции.
Не менее отрицательное влияние на здоровье оказывает и употребление спиртных напитков. Прием алкогольных напитков ослабляет организм, разрушает нервную систему и приводит к болезням сердца, желудка, печени и других органов. Даже очень малые дозы алкоголя нарушают и тормозят функции клеток организма, значительно ослабляя их жизнедеятельность.
Особенно большой чувствительностью к алкоголю обладает головной мозг. Функции центральной нервной системы нарушаются, даже если ввести в организм всего 7—8 г алкоголя. При этом изменяется психика, работоспособность, физические качества человека. Алкоголь в значительной мере снижает эффективность тренировочных занятий и может привести к несчастным случаям. Под влиянием алкоголя наступают склеротические изменения в сердечной мышце и постепенно сердце становится неспособным переносить напряженные физические упражнения. Результаты спортсменов снижаются. К тому же алкоголь тормозит восстановительные процессы после тренировочных занятий и соревнований. Отрицательно алкоголь влияет и на волевые качества спортсменов, а иногда приводит и к аморальным поступкам.
Таковы основные слагаемые здоровья. Помните: здоровый образ жизни позволяет в значительной мере раскрыть те ценные качества личности, которые столь необходимы в условиях современного динамического развития. Это, прежде всего высокая умственная и физическая работоспособность, социальная активность, творческое долголетие. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей. Повсеместное утверждение здорового образа жизни - дело общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно касается каждого из нас.
Приложение № 7
Форма
Календарный учебный график для групп обучения
Педагог д/о: Бырдин.А.А..
Детское объединение: дзюдо
Группа: №
Занятия в неделю: 1 занятия в неделю: Суббота 2ч.
№ |
Дата |
День недели |
Время проведения |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
Примечание |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 8
Партнеры по осуществлению образовательного процесса
№ п/п |
Наименование партнера |
Суть и содержание партнерских отношений |
1. |
Новосибирские и областные клубы, объединения, школы дзюдо |
Решает организационные и методические вопросы по организации спортивных сборов, семинаров и соревнований |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.