Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края»
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края»

Оценка 4.7
pdf
27.10.2024
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края»
Направленность программы– туристско-краеведческая. Разработана на основе программы «Юные экологи-краеведы» (Сборник программ). Программа направлена на формирование экологической культуры школьников. Реализация программы способствует развитию познавательного интереса к природе, развитию личности школьников. Содержание данной программы включает теорию и практику экологического образования и воспитания детей. Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об экологии родного края.
Экология родного края.pdf

 

«Экология родного края»

Детское объединение «Юный натуралист»

Возраст учащихся – 8-14 лет

Вид программы по уровню освоения - разноуровневый

 

 

 

 

 

.

Срок реализации программы – 3 года

Разработчик: Паршукова

Надежда Алексеевна, педагог дополнительного образования

 

 

 

   

 

 

Усть-Кулом

2022 г.

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края» составлена в соответствии с нормативно- правовыми требованиями законодательства в сфере образования:

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Федеральный Закон от 02.12.2019 N 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р).

Приказ Минпросвещения России № 533 от 30.09.2020г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП, утвержденный приказом Минпросвещения России №196 от 09.11.2018г.»                       

Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.  № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (п.3.6);

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Республике Коми от 19.09.2019г. №

07-13/631);

Устав МУДО «Районный Дом детского творчества» с. Усть-Кулом и другие локальные акты.

 

Направленность программы– туристско-краеведческая. Разработана на основе  программы «Юные экологи-краеведы» (Сборник программ).

 

Программа направлена на формирование экологической культуры школьников. Реализация программы способствует развитию познавательного интереса к природе, развитию личности школьников.

Содержание данной программы включает теорию и практику экологического образования и воспитания детей. Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об экологии родного края.

 

Актуальность. Данная программа экологического образования несет важную функцию получения экологических знаний учащимися, воспитания бережного отношения к природе, а также развития практических навыков выполнения исследовательских работ и проектов.

Главное назначение данной программы – помочь понять, как много подсказывает нам сама живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимодействиями природы и общества.

Отличительная особенность программы заключается в том, что учащиеся учатся вести исследовательскую и проектную деятельность, принимают участие в экологических конкурсах, мероприятиях различного уровня, добиваясь определенных результатов.

 

Педагогическая целесообразность.

Работа педагога выстроена по следующим принципам:

1.             использования межпредметных     связей (с биологией, географией,

химией, математикой);

2.             направленности на формирование положительного личностного отношения  школьников к природе родного края;

3.             приобретение конкретных практических навыков, позволяющим школьникам участвовать в различной деятельности (конкурсы, акции, трудовые десанты, экологические уроки и др. различного уровня);

4.             формирования гуманного отношения к природе и человечеству.

 

Адресат программы

 

Год обучения

Возраст обучающихся

Количество обучающихся

1 год

8-10 лет

10-12

2 год

11-12 лет

10-12

3 год

13-14 лет

10-12

 

Прием осуществляется по желанию детей, по заявлению родителей (законных представителей) и согласия на обработку персональных данных. Учащиеся, проявляющие любовь к природе и активному отдыху, желающие заниматься исследовательской работой.

 

Вид программы по уровню освоения – разноуровневый.

 

Объём программы – 216 ч. на 3 года обучения

 

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество недель в учебном году

Всего часов в

                 год

Стартовый уровень

 

Первый

2

36

72

Базовый уровень

 

Второй

2

36

72

Третий

2

36

72

 

Сроки реализации программы – три года.

 

Формы обучения очная с применением дистанционных образовательных технологий

 

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (45 мин.) с перерывом в 10 минут между занятиями.

 

Особенности организации образовательного процесса.

Состав группы постоянный. Виды занятий по организационной структуре могут быть индивидуальные, групповые и коллективные.

Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей, для того чтобы выбрать наиболее доступные, проблемы и методы обучения, отслеживая гигиену учебного труда при организации занятий. А именно: смена видов деятельности, паузы-минутки, учёт утомляемости в течение занятий и др.

Для успешного обучения необходимо знать:

-     психологический статус ребёнка этого возраста;

-     значение побудительных методов для саморазвития учащихся; освоение видов интеллектуальной деятельности:

-     выявление отличий и сходства различных объектов;

-     комбинация информации по разным признакам;

-     способы постановки вопросов – однозначных и многозначных;

-     альтернативные объяснения фактов и явлений.

 

Всё это можно осуществить через педагогические технологии коллективного обучения, совместную проектную деятельность.

В ходе работы детского объединения могут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.

 

Цель программы: формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе родного края.

 

Достижение цели возможно при использовании основных принципов экологического образования: Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;

-                Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

-                Принцип непрерывности, дающий возможность использовать  каждый возрастной период;

-                Принцип        взаимосвязи регионального          и          глобального

                подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;

-                Принцип направленности, способствующий развитию  гармоничных отношений с окружающей средой.

 

Задачи:

Обучающие:

-  сформировать           практические            умения           и          навыки

рационального природопользования;

-  сформировать умение работать со справочниками и определителями; -         научиться создавать исследовательские работы; Развивающие:

-  развивать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия;

-  развивать понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.

-  развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению. Воспитательные:

-  воспитывать бережное отношение к природе;

-  воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма;

-  формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний.

 

 

Содержание программы

 

Учебный план программы первого года обучения

«Введение в экологию»

 

Раздел /Тема

Количество часов

 

Формы

аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

 Вводное занятие

2

1

1

Устный опрос

2.

Введение в экологию.

6

2

4

Устный опрос

3.

Понятие о средах жизни. Экологические факторы.

6

2

4

Экологическ ий турнир

4.

Сезонные изменения в жизни растений и животных осенью и зимой

8

4

4

Экоинформа ция

5.

Состав воздушной среды и его значение для живых организмов

6

4

2

Устный опрос

6.

Природа родного края

18

8

10

Защита творческого

проекта

7.

Весенние явления в природе

20

10

10

Отчет

8.

Заключение и обобщение

6

-

6

Тестировани е, защита проектов

 

Итого:

            72

31

          41

 

 

Содержание учебного плана первого года обучения.

 

Тема 1. Вводное занятие (2 часа) Теория:

1.1. Проведение инструктажа по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, по дорожной безопасности, правила поведения на занятиях.

Знакомство с содержанием программы.

Практика:

1.2. Игры на знакомство.

 

Тема 2. Введение в экологию. (6 часов) Теория:

2.1. Предмет изучения экологии.

2.2. Экологическое краеведение. Практика:

2.3.-2.4. Экскурсия в лес. Правила поведения в лесу (экологические коллективные творческие дела)

2.                      5.-2.6.Оформление тематического стенда (экологические коллективные творческие дела)

 

Тема 3. Понятие о средах жизни. Экологические факторы. (6 часов)

Теория:

3.1.                      Основные среды жизни.

3.2.                      Примеры прямого и косвенного воздействия экологических факторов на живые организмы (Диспуты)

Практика:

3.3.                      - 3.4. Оценка экологических факторов среды на участках учебной

«экологической тропы» (экологические коллективные творческие дела)

3.                      5.-3.6. Оформление отчета по «экологической тропе» (экологические коллективные творческие дела)

 

Тема 4. Сезонные изменения в жизни растений и животных осенью и зимой (8 часов)

Теория:

4.1.   Изменения сезонной направленности действия экологических факторов на объекты живой природы.

4.2.   Правила изготовления кормушек. Правила развешивания кормушек. 4.3. Основной корм, которым можно подкармливать птиц (Диспуты)

4.4. Значение снегового покрова для живых организмов. Практика:

4.                      5.- 4.6. Практическая работа «Изготовления кормушек» (экологические коллективные творческие дела)

4.7. – 4.8.Практическая работа «Развешивание кормушек» (экологические коллективные творческие дела)

 

Тема 5. Состав воздушной среды и его значение для живых организмов (6 часов)

Теория:

5.1. Для каких жизненных процессов необходим воздух. Последствия загрязнения воздуха.

5.2. Производства и способы возможного загрязнения воздуха.

5.3. Способы определения состояния воздуха. 5.4. Факторы, влияющие на качество воздуха. Практика:

             5.5.         – 5.6. Экскурсия в зимний лес. Состояния воздуха.

 

Тема 6. Природа родного края (18 часов) Теория:

6.1.                      Особенности популяций человека как биосоциального вида.

6.2.                      История развития экологических связей.

6.3.                      – 6.6. История возникновения посёлка, основные виды деятельности населения на протяжении времени и на современном этапе.

6.7. – 6.8. Связь между социальными и природными условиями среды и занятостью местного населения.

Практика:

6.9-6.14. Экскурсия на предприятия поселка.

6.15. – 6.16. Оформление отчета по итогам экскурсии на предприятиях.

6.17. – 6.18. Оформление тематического стенда «Природа родного края»

(экологические коллективные творческие дела)

 

Тема 7. Весенние явления в природе (20 часов)

Теория:

7.1. – 7.2. Характерные признаки сезонных изменений в окружающей среде нашей местности.

7.3. 21 марта - Всемирный день Воды (конкурс) 7.4. Правила рационального пользования водой.

7.5. 1 апреля - Международный день птиц.

7.6. Биологические особенности и значение птиц.

7.7. – 7.8. Птицы нашей местности (конкурс)

7.9. – 7.10. 22 апреля - Всемирный день Земли. Практика:

7.11. – 7.12. Экскурсия в весенний лес (работа с живыми объектами, лабораторным оборудованием, иллюстрациями)

7.13 – 7.14. Экскурсия на водоёмы в окрестностях посёлка (река Мылва, ручей).

7.15. – 7.18. Оформление отчета по итогам экскурсии.

7.19.-7.20. Оформление тематического стенда (экологические коллективные творческие  дела)

 

Тема 8. Заключение и обобщение (6 часов) Практика:

8.1. – 8.2. Составление и оформление проектов, исследовательских работ.

8.3. – 8.4. Итоговое тестирование.

8.5. – 8.6. Подведение итогов работы детского объединения. Награждения.

 

Учебный план программы второго года обучения

«Экологические исследования»

 

 

Раздел /Тема

Количество часов

 

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Устный опрос

2.

Введение. Значение экологических знаний

6

4

2

Устный опрос

3.

Методики исследования живых организмов

14

4

10

Мониторинг

4.

Экология почв

6

2

4

Викторина

5.

Экология воздуха

10

2

8

Устный опрос

6.

Экология воды

10

6

4

Экоинформа ция

7.

Экологический мониторинг

14

8

6

Защита творческого проекта

8.

Человек и окружающая среда

4

2

2

Защита творческого проекта

9.

Заключение и обобщение

6

-

6

Тестировани е

 

                                                                        Итого:

             72

29

43

 

 

Содержание второго года обучения

 

Тема 1. Вводное занятие (2 часа) Теория:

1.1.        Проведение инструктажа по технике безопасности, пожарной            безопасности, электробезопасности, по дорожной безопасности, правила поведения на занятиях.

Практика:

1.2. Экологические игры (экологические коллективные творческие дела)

 

Тема 2. Введение. Значение экологических знаний. (6 часов) Теория:

2.1. Знакомство с содержанием программы, с целями и задачами.

2.2. Значение экологических знаний и их применение в практической деятельности человека.

2.3. Основные составляющие природы 2.4. Основы экологического образования Практика:

2.5. Экологические игры (конкурс)

2.6. Оформление тематического стенда (экологические коллективные творческие дела)

 

Тема 3. Методики исследования живых организмов. (14 часов)

Теория:

3.1. – 3.2. Изучение простейших методик исследовательской работы в природе.

3.                      3.- 3.4.             Осенние         явления          в          жизни растений        и             животных,     как      результат приспособленности к изменениям условий среды (Диспуты) Практика:

3.5.                      - 3.8. Выход в природу «Изучение антропогенного влияния на природное окружение»

3.9. – 3.10. Оформление результатов: письменный отчет. Подведение итогов.

3.11 – 3.12. Экскурсия. Сбор коллекций, гербариев «Осенние явления в природе»

(работа с живыми объектами, лабораторным оборудованием, иллюстрациями)

3.13. – 3.14. Оформление результатов экскурсии, составление гербариев.

 

Тема 4. Экология почв. (6 часов)

Теория:

4.1.  «Царство почвы» - уникальный мир природы (Диспуты)

4.2.  Почва и живые организмы Практика:

4.                      3.- 4.4. Практическая работа «Закладка опытов по изучению состава  почвы» (экологические коллективные творческие дела)

4.5.                      - 4.6. Оформление результатов.

 

Тема 5. Экология воздуха. (10 часов)

Теория:

5.1. Воздух, значение его чистоты для живых организмов.

5.2. Микробиологическое исследование состава воздуха. Практика:

5.                      3.- 5.4. Оценка температуры и влажности школьных помещений.

5.5.                      – 5.6. Экологическая оценка чистоты воздуха в школьных помещениях.

5.7. – 5.8. Экологическая оценка цветового оформления школьных помещений.

5.9. – 5.10. Оформление результатов микробиологического исследования воздуха.

 

Тема 6. Экология воды. (10 часов) Теория:

6.1.  Вода - чудо природы.

6.2.  Не засоряйте берега водоема. Природоохранная деятельность водных ресурсов.

6.3.  Пресные воды - наше богатство.

6.4.  Водные ресурсы Республики Коми.

6.5.  - 6.6. Растительный и животный мир водоемов. Практика:

6.7-6.8. Экскурсия на водоём. Проведение простейших исследовательских работ с водой (работа с живыми объектами, лабораторным оборудованием, иллюстрациями)

6.9. - 6.10. Оформление отчета по итогам экскурсии.

 

Тема 7. Экологический мониторинг. (14 часов)

Теория:

7.1. - 7.2.Что такое мониторинг? Виды мониторинга живых организмов.

7.3. - 7.4.Причины сокращения численности растений и животных, необходимые меры их охраны.

7.5 – 7.6. Охраняемые территории России, Республики, района.

7.7. – 7.8. Красная книга (конкурс) Практика:

7.9. – 7.12. Выход на природу. Мониторинг – наблюдение за состоянием окружающей среды с целью контроля и прогноза.

7.13. – 7.14. Оформление отчета по итогам мониторинга.

 

Тема 8. Человек и окружающая среда. (4 часа)

Теория:

8.1. –8.2.Знакомство с основными экологическими проблемами и поиск возможных путей их решения Практика:

8.3. – 8.4. Пресс-бой «Глобальные экологические проблемы и пути их решения».

 

Тема 9. Заключение и обобщение (6 часов) Практика:

8.1. – 8.2. Составление и оформление проектов, исследовательских работ.

8.3. – 8.4. Итоговое тестирование.

8.5. – 8.6. Подведение итогов работы детского объединения. Награждения.

 

Учебный план программы третьего года обучения

«Экология и здоровье человека»

 

Раздел /Тема

Количество часов

 

Формы

аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практи ка

1.

Вводное занятие

2

1

1

Письменный опрос

2.

Общее представление о здоровье человека.

8

3

5

Дискуссия

3.

Методы сохранения и укрепления здоровья

22

4

18

Устный опрос

4.

Отказ от вредных привычек

10

6

4

Сообщение учащихся

5.

Гигиена жилых помещений

8

4

4

Дискуссия

6.

Глобальные экологические проблемы – «Бомбы замедленного действия на нашей планете»

16

14

2

Сообщение учащихся

7.

Заключение и обобщение

6

-

6

Тестировани е

 

Итого:

       72

32

40

  

 

Содержание третьего года обучения

 Тема 1. Вводное занятие (2 часа) Теория:

1.2.        Проведение инструктажа по технике безопасности, пожарной  безопасности, электробезопасности, по дорожной безопасности, правила поведения на занятиях. Практика:

1.2. Входящий контроль. Тест «Моё здоровье»

 

Тема 2.Общее представление о здоровье человека. (8 часов) Теория:

2.1. Знакомство с содержанием программы, с целями и задачами.

2.2. Введение. Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья.

Здоровье человека (Диспуты)

2.3. Учись быть здоровым. Простейшие уроки жизни (конкурс) Практика:

2.4. Экологическая игра «Сохраним здоровье».

2.5. - 2.8.Практическая работа. Соматометрические измерения человека

 

Тема 3. Методы сохранения и укрепления здоровья. (22 часа)

Теория:

3.1. Физическая культура в жизни человека.

3.2. Активный отдых. Движение и красота человека.

3.3. Закаливание и его роль в укреплении здоровья (Диспуты) 3.4. Простудные заболевания и их предупреждения. Практика:

3.5. - 3.8. Встреча со спортсменами, учителем физической культуры, тренером спортивной подготовки.

3.9. – 3.12. Экскурсия в участковую больницу. Встреча с медицинскими работниками. Беседа.

3.13. – 3. 16. Подвижные игры на свежем воздухе.

3.17 – 3.18. Устный журнал «Растения - наш доктор Айболит». 3.19.- 3.22. Оформление тематических стендов и буклетов.

 

Тема 4. Отказ от вредных привычек. (10 часов) Теория:

4.    1.«Владыка мира» - никотин. Растения-убийцы. 4.2.Лучше вдыхать аромат розы, чем пары ацетона. 4.3.Передай в наследство трезвость.

4.4. Опасность наркомании, токсикомании. 4.5.-4.6. СПИД и ВИЧ. Практика:

4.7.  - 4.10. Оформление тематических стендов и буклетов.

 

Тема 5. Гигиена жилых помещений. (8 часов)

Теория:

5.1. Гигиена жилища. Чистота в доме и квартире.

5.2. Экомир моей семьи.

5.3. Путешествие с комнатными растениями (конкурс)

5.4. Растения лечат и калечат. Практика:

5.    5.-5.6. Практическая работа «Экологическая оценка школьных помещений».

5.7.  – 5.8. Обработка результатов. Оформление отчета по итогам практической

работы.

 

Тема 6. Глобальные экологические проблемы – «Бомбы замедленного действия на нашей планете»  (16 часов) Теория:

6.    1.-6.2.«Бомба замедленного действия» - вода. Её гибель - наша гибель.

6.3.-6.4. «Бомба замедленного действия»- мусор. Единственный выход - вторичное использование.

6.5.-6.6. «Бомба замедленного действия»- воздух. Изменения в глобальном масштабе. 6.7.-6.8. «Бомба замедленного действия»- шум. С ним можно бороться.

6.9.-6.10. «Бомба замедленного действия»- химикаты-яд цивилизации. 6.11.-6.12. Пугающий призрак АЭС.

6.13.-6.14. Экология и экономика. Практика:

6.15.-6.16. Практическая работа «Составление плана расположения водных источников в окрестностях поселка»

 

Тема 7. Заключение и обобщение (6 часов) Практика:

8.1. – 8.2. Составление и оформление проектов, исследовательских работ.

8.3. – 8.4. Итоговое тестирование.

8.5. – 8.6. Подведение итогов работы детского объединения. Награждения.

 

Планируемые результаты программы.

 

Предметные:

-   сформированы          практические            умения           и          навыки

                рационального природопользования;

-   сформированы умения работать со справочниками и определителями;

-   знают основные особенности природы своей местности;

-   умеют создавать исследовательские работы;

-   знают виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;

-   знают меры   предупреждения       вредных         воздействий

          хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;          знают важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения.

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

-   адекватно оценивать результаты своей деятельности в области изучения родного края;

-   управлять своей познавательной и творческой деятельностью; применять свой творческий потенциал в исследовательской работе;

-   характеризировать, сравнивать различные природные материалы на основе логического и творческого мышления;

-   анализировать и грамотно использовать полученную информацию; применять навыки устного выступления.

Личностные:

У учащихся сформированы:

-   умение работать в команде, слышать и слушать своих сверстников, а также руководителя;

-   личностные   качества:        гуманность,   любознательность,   трудолюбие, целеустремленность, культурный уровень, требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию;

-   интерес к профессиям в области биологии и экологии в соответствии с осознаваемыми собственными способностями.

 

 

Календарный учебный график программы представлен в Приложении 1

Диагностика воспитанности – Приложение 2

Календарный план воспитательной работы – Приложение 3

Программа воспитательной работы Учреждения https://yadi.sk/i/uJslRkcpmSKIlA

 

Условия реализации программы.

 

Занятия проводятся на базе МОУ Тимшерская СОШ.

Для реализации программы необходим учебный кабинет, отвечающий санитарным требованиям и нормам, оборудованный мебелью (столами, стульями, демонстрационной доской). Практические природоохранные, исследовательские работы проводятся в природе – в окрестностях поселка.

Материально-техническое обеспечение программы

Наименование

Количество

1.

Помещение

1

2.

Парта

5 шт.

3.

Стул

10 шт.

4.

Доска магнитная

1 шт.

5.

Доска железная

1 шт.

6.

Ноутбук

1 шт.

7.

Проектор мультимедиа

1 шт.

8.

Стенд для оформления

1 шт.

9.

Канцелярские товары (ватман, бумага офисная, цветная бумага и картон, ножницы, карандаш простой (твёрдый/мягкий), краски и др.)

По мере необходимости

10.

Учебно-методическая литература (книги, журналы)

 

 

Оборудование для проведения экскурсий и исследований в природе:

-аптечка,

-блокноты, карандаши, ручки (приносят сами ученики),

-сантиметровая лента.

 

Формы контроля/аттестации.

 

Критерии оценки результатов Теория:

     соответствие уровню теоретических знаний программных требований

     свобода восприятия теоретической информации осмысленность и свобода использования специальной терминологии Практика:

     соответствие           уровню           развития         практических            умений           и

              навыков

программных требований

     качество выполнения практических заданий Развитие и воспитанность детей

     культура поведения

     творческое отношение к выполнению практических заданий Методы отслеживания результативности:

     педагогическое наблюдение;

     педагогический анализ результатов работы учащихся, участия в мероприятиях (конкурсах, акциях), активности обучающихся на занятиях и самостоятельного выполнения заданий

Формы проведения контроля

     письменный опрос

     устный опрос

     просмотр работ

     защита творческого проекта

В работе используются следующие методы

     словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

     наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

     повторение пройденного материала

     практическая работа

 

Система оценивания детей (десятибалльная)

 

«8-10» - хорошо знает лес родного края; умеет выступать перед сверстниками, отстаивать свое мнение, делать проектные работы. Свободно ориентируется в различных источниках информации. Умеет оказать первую доврачебную помощь, правильно использует правила поведения на природе. Активно участвует в массовых мероприятиях.

«5-7» - знает лес родного края; умеет выступать перед сверстниками, делать проектные работы. Ориентируется в различных источниках информации. Умеет оказать первую доврачебную помощь, правильно использует правила поведения на природе.

«3-4» - слабо знает лес родного края. Ориентируется в различных источниках информации с помощью руководителя. Неуверенно выступает перед сверстниками. Умеет оказать первую доврачебную помощь, знает правила поведения на природе.

 

Оценивание индивидуальной работы (самостоятельное выполнение работы)

 

-          Балльная система: «3-5» - уровень знаний и умений низкий, учащийся плохо знает теоретический курс, термины, а также художественные материалы, их элементарные свойства; не освоил правила организации рабочего места; правила безопасности труда и личной гигиены при работе. Делает много ошибок в работе, не способен выполнить работу до конца самостоятельно;

-          «6-8» - уровень - средний, учащийся знает теоретический курс, термины, а также художественные материалы; знает правила организации рабочего места; правила безопасности труда и личной гигиены при работе. Допускает незначительные ошибки в практической работе;

-          «9-10» - уровень - высокий, учащийся хорошо знает теоретический курс, термины, а также художественные материалы; знает правила организации рабочего места; правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Справляется с работой самостоятельно. Свободно реализует собственные творческие идеи.

Оценочные материалы

 

Характеристика оценочных материалов программы

 

 

Предмет оценивания

Формы и методы оценивания

Критерии оценивания

Показатели оценивания

Виды контроля/ аттестаци и

 

Первый год обучения – «Введение в экологию»

 

Теоретические знания по разделу «Введение в экологию».

Устный опрос, экологический турнир, экологическая викторина, тестирование.

Полнота, системность, прочность знаний программным требованиям

3 балла – полный  ответ, в системе допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые учащимися. 2 балла – полный ответ, в системе допускаются отдельные несущественные ошибки, исправляемые после указания педагога.

1 балл – неполный

ответ, допускаются отдельные существенные ошибки,

исправленные с помощью педагога.

Промежу точный/ итоговой

 

Практические знания по разделу «Введение в экологию».

Практическая деятельность (выступление, защита творческого проекта, участие в конкурсах, самостоятельна я творческая работа)

Степень самостоятельн ости выполнения действия (умения)

3 балла – свободно

применяет умение (выполняет действие) на практике, в различных ситуациях. 2 балла –

применяет умение (выполняет действие) на практике, возможны не значительные ошибки, которые учащийся сам исправляет. 1 балл –

применяет умение (выполняет действие) в знакомой ситуации (по алгоритму, с опорой на подсказки педагога).

Промежу точный/ итоговой

Индивидуальна я (групповая) работа

Наблюдение, анализ деятельности

Применение полученных знаний и

использование их на практике

Самостоятельност ь выполнения работы.

3 балла – работа выполнена самостоятельно с творческим подходом. 2 балла – работа выполнена самостоятельно частично по алгоритму (шаблону).

1 балл – работа выполнена по алгоритму (шаблону), с опорой на подсказки педагога.

Промежуто чный

 

Второй год обучения – «Экологические исследования»

 

Теоретические знания по разделу

«Экологически е исследования».

Устный опрос, экологический турнир,

 экологическая викторина, тестирование.

Полнота, системность, прочность знаний программным требованиям

3 балла – полный ответ, в системе допускаются

единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые учащимися.

2 балла – полный ответ, в системе допускаются отдельные несущественные ошибки, исправляемые после указания педагога.

1 балл – неполный

ответ, допускаются отдельные существенные ошибки,

исправленные с помощью педагога.

 Промежуто чный/ итоговой

 

 

Практические знания по разделу

«Экологически е исследования».

Практическая деятельность

(Экологический  мониторинг,

выступление, защита творческого проекта, участие в конкурсах, самостоятельна я творческая работа)

Степень самостоятельн ости выполнения действия (умения)

3 балла – свободно применяет умение (выполняет

действие) на практике, в различных ситуациях. 2 балла – применяет умение (выполняет

действие) на практике, возможны не значительные ошибки, которые учащийся сам исправляет. 1 балл –

применяет умение (выполняет действие) в знакомой ситуации (по алгоритму, с опорой на подсказки педагога).

Промежуто чный/ итоговой

 

Индивидуальна я (групповая) работа

Наблюдение, анализ деятельности

Применение полученных знаний и

использование их на практике

Самостоятельност ь выполнения работы.

3 балла – работа выполнена самостоятельно с творческим подходом. 2 балла – работа выполнена самостоятельно частично по алгоритму (шаблону). 

1 балл – работа выполнена по алгоритму (шаблону), с опорой на подсказки педагога.

Промежуто чный

 

Третий год обучения – «Экология и здоровье человека»

Теоретические знания по разделу «Экология и здоровье человека».

Устный опрос, экологический турнир, экологическая викторина, письменный опрос, тестирование.

Полнота, системность, прочность знаний программным требованиям

3 балла – полный ответ, в системе допускаются

единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые учащимися.

2 балла – полный ответ, в системе допускаются отдельные несущественные ошибки, исправляемые после указания педагога.

1 балл – неполный

ответ, допускаются отдельные существенные ошибки,

исправленные с помощью педагога.

 Промежуто чный/ итоговой

 

 

Практические знания по разделу «Экология и здоровье человека».

Практическая деятельность (Экологический мониторинг, выступление, защита творческого проекта, участие в конкурсах, самостоятельна я творческая работа, сообщения учащихся)

Степень самостоятельн ости выполнения действия (умения)

3 балла – свободно применяет умение (выполняет

действие) на практике, в различных ситуациях. 2 балла – применяет умение (выполняет

действие) на практике,

возможны не значительные ошибки, которые учащийся сам исправляет. 1 балл –

применяет умение (выполняет действие) в знакомой ситуации (по алгоритму, с опорой на подсказки педагога).

Промежуто чный/ итоговой

Индивидуальна я (групповая) работа

Наблюдение, анализ деятельности

Применение полученных знаний и

использование их на практике

Самостоятельност ь выполнения работы.

3 балла – работа выполнена самостоятельно с творческим подходом. 2 балла – работа выполнена самостоятельно частично по алгоритму (шаблону).

1 балл – работа выполнена по алгоритму (шаблону), с опорой на подсказки педагога.

Промежуто чный

 

 

Методические материалы

 

Формы проведения занятий

Экоинформация используется для обсуждения экологических проблем в мире. Отличительной чертой является использование статистического материала, ярких примеров взаимоотношения человека и природы, дискуссионных фактов, краткость сообщений.

Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей.

Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к детям, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.

Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов конкурса можно приурочить к экологическому празднику.

Игры способствуют расширению знаний о природе, формирует нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту детей.

Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями учащихся, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом ребёнка и требованиями к нему со стороны педагога.

 

Формы организации занятий

Ø  коллективная

Ø  групповая

Ø  индивидуальная

Формы подведения итогов

Ø  выставка Ø оформление стенда

Ø  тест

Ø  письменный отчет

Ø  защита творческого проекта

Для успешной деятельности важно не ограничиваться только одним видом экологической работы, а выбрать несколько направлений, сочетающихся между собой:

Работа ведется по следующим направлениям:

Ø  Экология ресурсов

Ø  Экология родного края

Ø  Окружающая среда и человек

 

Формы познавательной деятельности учащихся: проведение наблюдений и исследований; проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи; познавательные беседы с учащимися в процессе изучения темы; самостоятельная работа с различными источниками информации; создание и просмотр видеофильмов и презентаций по изучаемой теме; развивающие социально-моделирующая и ролевые игры, стимулирующие познавательные процессы; анкетирование, интервьюирование; экскурсии; проведение тематических викторин, праздников.

 

Список литературы

 

Для педагога

1.      Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2010.203 с.

2.      Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы.

3.      Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2012, - 112 с.

 

4.      Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум.- М.: ВЛАДОС, 2010.-112с

5.      Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ,2010.-64с.

6.      Нинбург      Е.А.     Технология    научного        исследования.           Методические рекомендации. Санкт-Петербург: 2012.

7.      Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория // Волгоград: Учитель, 2010.-142 с.

8.      Астафьев   В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992.

9.      БоеваА.И.,Переславцев А.А. «Влияние удобрений на почвенную микрофлору».Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного института-2010.

10.  Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,2007. –

240с.

11.  Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2013

12.  Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 112с.

13.  Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.:Просвещение, 2010. 239с.

14.  Методические       указания         по        организации   научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 2009. – 106с.

15.  Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2010

16.  Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В. Н. Кардашенко. М.: Медицина, 2013. 264 с.  

17.  Для учащихся и родителей:

1.      Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2010 г.

2.      Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 2010 г.

3.      Чернова Н.М. Основы экологии. Учебник для 9-11 класса ОУ. – М.:

Просвещение, 2012 г.

4.      Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2013

5.      Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2010

6.      Копыт Н.Я, Скворцов, Е.С. Алкоголь и подростки. – М.:Медицина,2010 Приложение 1

Календарный учебный график первого года обучения.

 

Месяц

Форма занятия

Количе -ство часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябр

ь

коллектив ная

1

Проведение инструктажа по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, по дорожной безопасности, правила поведения на занятиях. Знакомство с содержанием программы.

Кабинет 13

устный опрос

2

сентябр

ь

коллектив ная

1

Игры на знакомство.

Кабинет 13

наблюден

ие

3

сентябр

ь

коллектив ная

1

Предмет изучения экологии.

Кабинет 13

устный опрос

4

сентябр

ь

коллектив ная

1

Экологическое краеведение.

Кабинет 13

устный опрос

5-6

сентябр

ь

коллектив ная

2

Экскурсия в лес. Правила поведения в лесу.

лес

устный опрос

7-8

сентябр

ь

групповая

2

Оформление тематического стенда.

Кабинет 13

просмотр работы

9

октябрь

групповая

1

Основные среды жизни.

Кабинет 13

устный опрос

10

октябрь

групповая

1

Примеры прямого и косвенного воздействия экологических факторов на живые организмы.

Кабинет 13

устный опрос

11-12

октябрь

групповая

2

Оценка экологических факторов среды на участках учебной «экологической тропы».

окрестность поселка

 письменн

ый отчет

13-14

октябрь

групповая

2

Оформление отчета по «экологической тропе».

Кабинет 13

письменн ый отчет

15

октябрь

коллектив ная

1

Изменения сезонной направленности действия экологических факторов на объекты живой природы

Кабинет 13

устный опрос

16

октябрь

групповая

1

Правила изготовления кормушек.

Правила развешивания кормушек.

Кабинет 13

устный опрос

17

ноябрь

групповая

1

Основной корм, которым можно подкармливать птиц.

Кабинет 13

устный опрос

18

ноябрь

коллектив ная

1

Значение снегового покрова для живых организмов.

Кабинет 13

устный опрос

19-20

ноябрь

групповая

2

Практическая работа

«Изготовления кормушек».

Кабинет 13

просмотр работы

21-22

ноябрь

групповая

2

Практическая работа

«Развешивание кормушек».

окрестность поселка

 просмотр

работы

 

23

ноябрь

коллектив ная

1

Для каких жизненных процессов необходим воздух. Последствия загрязнения воздуха.

Кабинет 13

устный опрос

24

ноябрь

 группова я

1

Производства и способы возможного загрязнения воздуха.

Кабинет 13

устный опрос

25

декабр

ь

группова

я

1

Способы определения состояния воздуха.

Кабинет 13

устный опрос

26

декабр

ь

коллекти вная

1

Факторы, влияющие на качество воздуха.

Кабинет 13

устный опрос

27-28

декабр

ь

коллекти вная

2

Экскурсия в зимний лес. Состояния воздуха.

лес

устный опрос

29

декабр

ь

коллекти вная

1

Особенности популяций человека как биосоциального вида.

Кабинет 13

устный опрос

30

декабр

ь

коллекти вная

1

История развития экологических связей.

Кабинет 13

устный опрос

31-34

декабр

ь,

январь

группова

я

4

История возникновения посёлка, основные виды деятельности населения на протяжении времени и на современном этапе.

Кабинет 13

 

устный опрос

35-36

январь

группова

я

2

Связь между социальными и природными условиями среды и занятостью местного населения.

Кабинет 13

устный опрос

37-42

феврал

ь

коллекти вная

6

Экскурсия на предприятия поселка.

предприят ия поселка

письменн ый отчет

43-44

феврал

ь

группова

я

2

Оформление отчета по итогам экскурсии на предприятиях.

Кабинет 13

письменн ый отчет

45-46

феврал

ь

группова

я

2

Оформление тематического стенда «Природа родного края»

Кабинет 13

просмотр работы

47-48

феврал

ь

группова

я

2

Характерные признаки сезонных изменений в окружающей среде нашей местности.

окрестност ь поселка

устный опрос

49

март

коллекти вная

1

21 марта - Всемирный день Воды.

Кабинет 13

устный опрос

50

март

группова

я

1

Правила рационального пользования водой.

Кабинет 13

устный опрос

51

март

группова

я

1

1 апреля - международный день птиц.

Кабинет 13

устный опрос

52

март

коллекти вная

1

Биологические особенности и значение птиц.

Кабинет 13

устный опрос

53-54

март

группова

я

2

Птицы нашей местности.

Кабинет 13

устный опрос

55-56

март

коллекти вная

2

22 апреля - Всемирный день Земли.

Кабинет 13

устный опрос

57-58

апрель

коллекти вная

2

Экскурсия в весенний лес.

лес

устный опрос

59-60

апрель

коллекти вная

2

Экскурсия на водоёмы в окрестностях посёлка (река Мылва, ручей).

окрестност ь поселка

устный опрос

61-64

апрель

группова

я

4

Оформление отчета по итогам экскурсии.

Кабинет 13

письменн ый отчет

65-66

май

группова

я

2

Оформление тематического стенда.

Кабинет 13

просмотр работы

67-68

май

индивиду

аль ная

2

Составление и оформление проектов, исследовательских работ.

Кабинет 13

защита проектов

69-

70

май

индиви дуаль ная

2

Итоговое тестирование.

Кабинет 13

итоговый тест

71-

72

май

коллекти вная

2

Подведение итогов работы детского объединения.

Награждения.

Кабинет 13

подведен ие итогов

 

Календарный учебный график второго года обучения.

 

Месяц

Форма занятия

Количе -ство часов

Тема занятия

Место проведени

я

Форма контроля

1

сентябрь

 коллектив

ная

1

Проведение инструктажа по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, по дорожной безопасности, правила поведения на занятиях.

Кабинет 13

устный опрос

2

сентябрь

 коллектив

ная

1

Экологические игры

Кабинет 13

наблюден ие

3

сентябрь

 коллектив

ная

1

Знакомство с содержанием программы, с целями и задачами.

Кабинет 13

устный опрос

4

сентябрь

 коллектив

ная

1

Значение экологических знаний и их применение в практической деятельности человека.

Кабинет 13

устный опрос

5

сентябрь

 коллектив

ная

1

Основные составляющие природы

Кабинет 13

устный опрос

6

сентябрь

 групповая

1

Основы экологического образования

Кабинет 13

просмотр работы

7

сентябрь

 коллектив

ная

1

Экологические игры.

Кабинет 13

наблюден ие

8

сентябрь

 групповая

1

Оформление тематического стенда.

Кабинет 13

наблюден ие

9-10

октябрь

групповая

2

Изучение простейших методик исследовательской работы в природе.

Кабинет 13

устный опрос

11-12

октябрь

групповая

2

Осенние явления в жизни растений и животных, как результат приспособленности к изменениям условий среды.

Кабинет 13

устный опрос

13-16

октябрь

коллектив ная

4

Выход в природу «Изучение антропогенного влияния на природное окружение»

Кабинет 13

просмотр работы

 

17-18

ноябрь

групповая

2

Оформление результатов:

письменный отчет. Подведение итогов.

Кабинет 13

письменн ый отчет

19-20

ноябрь

коллектив ная

2

Экскурсия. Сбор коллекций, гербариев «Осенние явления в природе».

окрестност ь поселка

просмотр работы

21-22

ноябрь

индивиду

аль ная

2

Оформление результатов экскурсии, составление гербариев.

Кабинет 13

просмотр работы

23

ноябрь

групповая

         1

«Царство почвы» - уникальный мир природы.

 Кабинет 13

устный опрос

24

ноябрь

групповая

         1

Почва и живые организмы

Кабинет 13

устный опрос

25-26

декабрь

групповая

         2

Практическая работа «Закладка опытов по изучению состава почвы».

окрестно сть поселка

просмот р работы

27-28

декабрь

групповая

         2

Оформление результатов

Кабинет 13

письмен ный отчет

29

декабрь

групповая

         1

Воздух, значение его чистоты для живых организмов.

Кабинет 13

устный опрос

30

декабрь

групповая

         1

Микробиологическое исследование состава воздуха.

Кабинет 13

устный опрос

31-32

декабрь

групповая

         2

Оценка температуры и влажности школьных помещений.

школа

письмен ный отчет

33-34

январь

групповая

         2

Экологическая оценка чистоты воздуха в школьных помещениях.

школа

письмен ный отчет

35-36

январь

групповая

         2

Экологическая оценка цветового оформления школьных помещений.

школа

письмен ный отчет

37-38

январь

групповая

         2

Оформление результатов микробиологическ ого исследования воздуха.

школа

письмен ный отчет

39

январь

групповая

         1

Вода - чудо природы.

Кабинет 13

устный опрос

40

январь

коллектив ная

1

Не засоряйте берега водоема. Природоохранная деятельность водных ресурсов.

Кабинет 13

устный опрос

41

февраль

 групповая

         1

Пресные воды - наше богатство

Кабинет 13

устный опрос

 

42

февраль

 групповая

         1

Водные ресурсы Республики Коми.

Кабинет 13

устный опрос

43-44

февраль

 групповая

         2

Растительный и животный мир водоемов.

Кабинет 13

устный опрос

45-46

февраль

 коллектив

ная

2

Экскурсия на водоём. Проведение простейших исследовательских работ с водой.

окрестно сть поселка

просмот р работы

47-48

февраль

 групповая

         2

Оформление отчета по итогам экскурсии.

Кабинет 13

письмен ный отчет

49-50

март

коллектив ная

2

Что такое мониторинг? Виды мониторинга живых организмов.

Кабинет 13

устный опрос

51-52

март

коллектив ная

2

Причины сокращения численности растений и животных, необходимые меры их охраны.

Кабинет 13

устный опрос

53-54

март

групповая

         2

Охраняемые территории

России, Республики, района.

Кабинет 13

устный опрос

55-56

март

групповая

         2

Красная книга.

Кабинет 13

устны й опрос

57-60

апрель

коллектив ная

4

  Выход            на            природу.

Мониторинг

–        наблюдение   за состоянием окружающей среды с целью контроля и прогноза.

окрестност ь поселка

просмот р работы

61-62

апрель

групповая

         2

Оформление отчета по итогам мониторинга.

Кабинет 13

исьменны й отчет

63-64

апрель

коллектив ная

2

Знакомство с основными экологическими проблемами и поиск возможных путей их решения

абинет 13

устны й опрос

65-66

май

групповая

         2

Пресс-бой «Глобальные экологические проблемы и пути их решения».

абинет 13

устны й опрос

67-68

май

индивид уаль ная

2

Составление и оформление проектов, исследовательских работ.

абинет 13

защит а

проект ов

69-70

май

индивид уаль ная

2

Итоговое тестирование.

Кабинет 13

итоговый тест

71-72

май

коллектив ная

2

Подведение итогов работы детского объединения.

абинет 13

подведен ие итогов

 

 

 

 

Награждения.

 

 

 

Календарный учебный график третьего года обучения.

 

Месяц

Форм а

заняти

я

Количе

-ство часов

         Тема занятия

Место проведен ия

Форма контро

ля

1

сентябр

ь

коллекти вная

1

Проведение инструктажа по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, по дорожной безопасности, правила поведения на занятиях.

Кабинет 13

устны

й опрос

2

сентябр

ь

индиви дуаль ная

1

Входящий контроль. Тест «Моё здоровье»

Кабинет 13

просмо

тр работы

3

сентябр

ь

коллекти вная

1

Знакомство         с

                             содержанием

программы, с целями и задачами.

Кабинет 13

устны

й опрос

4

сентябр

ь

коллекти вная

1

Введение. Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека.

Кабинет 13

устны

й опрос

5

сентябр

ь

коллекти вная

1

Учись быть здоровым. Простейшие уроки жизни.

Кабинет 13

устны

й опрос

6

сентябр

ь

группова

я

1

Экологическая игра «Сохраним здоровье».

Кабинет 13

результ аты игры

7-10

сентябр ь

октябр

ь

индиви дуаль ная

4

Практическая работа. Соматометрические измерения человека.

Кабинет 13

просмо тр работы

11

октябр ь

группова

я

1

Физическая культура в жизни человека.

Кабинет 13

устны й опрос

12

октябрь

группова

я

1

Активный отдых. Движение и красота человека.

Кабинет 13

устный опрос

13

октябрь

группова

я

1

Закаливание и его роль в укреплении здоровья.

Кабинет 13

устный опрос

14

октябрь

группова

я

1

Простудные заболевания и их предупреждения.

Кабинет 13

устный опрос

15-18

октябрь ноябрь

группова

я

4

Встреча со спортсменами, учителем физической культуры, тренером спортивной подготовки

класс,

стрелковы й тир

беседа

 

19-22

ноябрь

коллекти вная

4

Экскурсия в участковую больницу. Встреча с медицинскими работниками.

Беседа.

участковая больница

беседа

23-26

ноябрь декабрь

коллекти вная

4

Подвижные   игры    на             свежем воздухе.

школьный двор

просмотр

27-28

декабрь

группова

я

2

Устный журнал «Растения - наш доктор Айболит».

Кабинет 13

устный опрос

29-32

декабрь

группова

я

4

Оформление тематических стендов и буклетов.

Кабинет 13

просмотр работы

33

январь

группова

я

1

«Владыка мира» - никотин. Растения-убийцы.

Кабинет 13

устный опрос

34

январь

группова

я

1

Лучше вдыхать аромат розы, чем пары ацетона.

Кабинет 13

устный опрос

35

январь

группова

я

1

Передай в наследство трезвость.

Кабинет 13

устный опрос

36

январь

группова

я

1

Опасность наркомании, токсикомании.

Кабинет 13

устный опрос

37-38

январь

группова

я

2

СПИД и ВИЧ.

Кабинет 13

устный опрос

39-42

январь февраль

группова

я

4

Оформление

           тематически х стендов и буклетов.

Кабинет 13

просмотр работы

43

февраль

группова

я

1

Гигиена жилища. Чистота в доме и квартире.

Кабинет 13

устный опрос

44

февраль

индивиду

аль ная

1

Экомир моей семьи.

Кабинет 13

устный опрос

45

февраль

группова

я

1

Путешествие с комнатными растениями.

Кабинет 13

устный опрос

46

февраль

коллекти вная

1

Растения лечат и калечат.

Кабинет 13

устный опрос

47-48

февраль

группова

я

2

Практическая работа «Экологическая оценка школьных помещений».

школа

устный опрос

49-50

март

группова

я

2

Обработка результатов. Оформление отчета по итогам практической работы.

Кабинет 13

устный опрос

51-52

март

группова

я

2

«Бомба замедленного действия»

-

вода. Её гибель - наша гибель.

Кабинет 13

устный опрос

53-54

март

коллекти вная

2

«Бомба замедленного действия» - мусор. Единственный выход - вторичное использование.

Кабинет 13

устный опрос

55-56

март

группова

я

2

«Бомба замедленного действия»

- воздух. Изменения в глобальном масштабе.

Кабинет 13

устный опрос

 

57-58

апрель

коллекти вная

2

«Бомба замедленного действия» - шум. С ним можно бороться.

Кабинет 13

устный опрос

59-60

апрель

коллекти вная

2

«Бомба замедленного действия»

-

химикаты - яд цивилизации.

Кабинет 13

устный опрос

61-62

апрель

группова

я

2

Пугающий призрак АЭС

Кабинет 13

устный опрос

63-64

апрель

группова

я

2

Экология и экономика.

Кабинет 13

устный опрос

65-66

апрель

группова

я

2

Практическая работа «Составление плана расположения водных источников в окрестностях поселка».

Кабинет 13

устный опрос

67-68

май

индивид уаль ная

2

Составление и оформление проектов, исследовательских работ.

Кабинет 13

защита проектов

69-70

май

индивид уаль ная

2

Итоговое тестирование.

Кабинет 13

итоговый тест

71-72

май

коллекти вная

2

Подведение итогов работы детского объединения.

Награждения.

Кабинет 13

подведен ие итогов


 

Приложение 2

 

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика

Н.П. Капустиной) 9-10 лет (3 – 4-е классы)

 

 

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

-                  мне интересно заниматься в кружке

-                  я всегда выполняю домашние задания

-                  я люблю читать

-                  мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

 

 

 

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

-                  я старателен на занятиях

-                  я внимателен

-                  я старателен

-                  я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

-                  мне нравится самообслуживание дома

 

 

 

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

-  я берегу землю

-  я берегу растения

-  я берегу животных

-  я берегу природу

 

 

 

4.Я И ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА:

-      я выполняю правила для учащихся

-      я участвую в делах детского объединения и

Учреждения

-      я добр в отношениях с людьми

-      я справедлив в отношениях с людьми

 

 

 

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

-                  я аккуратен и опрятен

-                  я соблюдаю культуру поведения

-                  я забочусь о здоровье

-                  я умею правильно распределять время учебы и отдыха

-                  у меня нет вредных привычек

 

 

 

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ: - я управляю собой

-                  я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

-                  у меня нет вредных привычек

 

 

 

Оценка результатов:

5 – всегда; 4 – часто; 3 – редко; 2 – никогда; 1 – у меня другая позиция

 

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5.

Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных (1) и моральных (2) норм, по Э. Туриэлю, в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой)

 

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм (Пояснение: 1 Конвенциональные нормы - совокупность общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношения, взаимодействия и общения. Большой юридический словарь. — М., А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева, 2003). 2 Моральные нормы - стандарты обычаев или поведения, принятые в данном обществе. Психология. А - Я. Словарь справочник / Пер. с англ К.С. Ткаченко. - М.). Нарушение моральных норм оценивается как более серьѐзное и недопустимое по сравнению с конвенциальными нормами)

Форма: фронтальное анкетирование

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка

Инструкция: Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает   каждый   балл   Прочитайте   и   оцените   поступки    ребят.    Если    вы считаете, что так делать можно, то поставьте 1 балл. Если вы считаете, что так делать иногда можно — 2 балла. Если вы считаете, что так делать нельзя — 3 балла. Если вы считаете, что так делать нельзя ни в коем случае — 4 балла.

 

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Так делать можно

Так делать

            иногда  можно

Так делать нельзя

Так делать  нельзя ни в    коем случае

 

1.  Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

2.  Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса. 3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде

4.      Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.

5.      Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.

6.      Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

7.      Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.

8.      Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол

9.      Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.

10.  Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком

11.  Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.

12.  Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.

13.  Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.

14.  Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.

15.  Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.

16.  Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.

17.  Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее. 18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.

 

Всего в предложенной анкете представлено:

-        семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2,4, 7,10,12,14,17);

-        семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9,11,13,16);

-        четыре нейтральные ситуации, нe предусматривающие моральной оценки (5,15,

8,18),

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм. Интерпретация:высокий уровень: сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, показывающих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4 балла; базовый уровень: суммы равны (± 4 балла); низкий уровень: сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, показывающих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4 балла.

Нарушение моральных норм оценивается как более серьёзное и недопустимое по сравнению с конвенциальными нормами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Календарный план воспитательной работы.

 

 

Направление воспитательной работы

Наименование мероприятий

Дата выполнен

ия

Планируемый результат

1

Духовнонравственное воспитание

«Чтобы сердце и душа были молоды всегда!»

(поздравление в группе ВК)

1 октября

Выявление творческих способностей учащихся, воспитание уважения старшему поколению

к

2

Социокультурное  воспитание

Всероссийские экологические уроки

В течение года

Выявление интеллектуальных способностей учащихся

 

Конкурс снежинок «Кружево природы»

Декабрь, 2022 г.

Выявление творческих способностей учащихся

 

Культурноразвлекательная программа «Новый год у ворот»

Январь, 2023 г.

Выявление творческих способностей учащихся

 

Своя игра  «Эти удивительные птицы» (посвященная Дню птиц, 1 апреля)

Апрель, 2023 г.

Выявление интеллектуальных способностей учащихся

 

Участие в конкурсах (очных, заочных, дистанционных)

В течение года

Выявление творческих и интеллектуальных способностей учащихся

 

3

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Субботник «Зеленая Россия»

сентябрь

Трудовое воспитание подрастающего поколения

Акция «Поздравь учителя» (поздравление в группе ВК) 

5 октября

Выявление творческих способностей учащихся, повышение значимости педагогов для учащихся

Субботник «Зеленая Весна»

май

Трудовое воспитание подрастающего поколения

4

Гражданскопатриотическое воспитание

Волонтёрская          акция  «Весна Победы»

май

Патриотическое воспитание подрастающего поколения

Всероссийская акция «Час Земли»

Март, 2023

г.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения

Акция  «Кормушка для птиц»

 

Февраль, 2023 г

Гражданское воспитание подрастающего поколения

Поздравительная открытка           «С       Днем

Великой Победы!»

1-9 мая

Знание и понимание огромного значения Победы в жизни каждого россиянина 

5

Воспитание культуры безопасности

Уроки безопасности 

В течение года

Обеспечение безопасности

Беседы с обучающимися:

правила поведения и техника безопасности на занятиях, пожарная

Сентябрь, 2022 г. Январь, 2023 г.

Обеспечение безопасности

 

 

безопасность, электробезопасность, ПДД, по оказанию первой помощи, антитеррористическая безопасность.

 

 

Беседа с обучающимися по профилактике гриппа и ОРЗ

В течение года

Обеспечение безопасности

Беседа с обучающимися по пожарной

безопасности в период новогодних каникул и правила применения пиротехнических изделий

Декабрь, 2022 г.

Обеспечение безопасности

Беседы с обучающимися:  по технике безопасности при чрезвычайных ситуациях, связанных с аномальными погодными условиями (снегопад, мороз, ледяные дожди, гололёд, сход снега и наледи с крыш, паводка)

В течение года

Обеспечение безопасности

Беседы с обучающимися при организации экскурсий, походов, трудовых десантов.

В течение года

Обеспечение безопасности

6

Здоровьесберега ющее воспитание

Экскурсия в лес

Сентябрь, 2022 г.

Укрепление здоровья

Лыжная вылазка

Март,  

2023 г.

Укрепление здоровья

7

Формирование коммуникативной культуры

Оформление тематических стендов

В течение года

Обучение детей командной работе и взаимодействию с другими детьми 

 

Выпуск бюллетеней «Деятельность детского объединения «Юный натуралист»

В течение года

Обучение детей командной работе и взаимодействию с другими детьми

 

Публикация работ учащихся на сайтах

В течение года

Выявление             творческих     и интеллектуальных способностей учащихся

 

 

 

Работа с родителями

 

Программа воспитательной работы Учреждения https://yadi.sk/i/uJslRkcpmSKIlA  

  

Экология родного края» Детское объединение «Юный натуралист»

Экология родного края» Детское объединение «Юный натуралист»

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края» составлена в соответствии с нормативно- правовыми требованиями законодательства в сфере образования: •

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края» составлена в соответствии с нормативно- правовыми требованиями законодательства в сфере образования: •

Отличительная особенность программы заключается в том, что учащиеся учатся вести исследовательскую и проектную деятельность, принимают участие в экологических конкурсах, мероприятиях различного уровня, добиваясь определенных результатов

Отличительная особенность программы заключается в том, что учащиеся учатся вести исследовательскую и проектную деятельность, принимают участие в экологических конкурсах, мероприятиях различного уровня, добиваясь определенных результатов

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (45 мин

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (45 мин

Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе; - воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма; - формировать стремление к активной деятельности по…

Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе; - воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма; - формировать стремление к активной деятельности по…

Игры на знакомство. Тема 2

Игры на знакомство. Тема 2

История возникновения посёлка, основные виды деятельности населения на протяжении времени и на современном этапе

История возникновения посёлка, основные виды деятельности населения на протяжении времени и на современном этапе

Экология воздуха 10 2 8

Экология воздуха 10 2 8

Тема 4. Экология почв. (6 часов)

Тема 4. Экология почв. (6 часов)

Итоговое тестирование. 8.5. – 8

Итоговое тестирование. 8.5. – 8

Встреча со спортсменами, учителем физической культуры, тренером спортивной подготовки

Встреча со спортсменами, учителем физической культуры, тренером спортивной подготовки

Метапредметные : Обучающиеся научатся: - адекватно оценивать результаты своей деятельности в области изучения родного края; - управлять своей познавательной и творческой деятельностью; применять свой творческий…

Метапредметные : Обучающиеся научатся: - адекватно оценивать результаты своей деятельности в области изучения родного края; - управлять своей познавательной и творческой деятельностью; применять свой творческий…

Парта 5 шт. 3

Парта 5 шт. 3

Система оценивания детей (десятибалльная) «8-10» - хорошо знает лес родного края; умеет выступать перед сверстниками, отстаивать свое мнение, делать проектные работы

Система оценивания детей (десятибалльная) «8-10» - хорошо знает лес родного края; умеет выступать перед сверстниками, отстаивать свое мнение, делать проектные работы

Оценочные материалы Характеристика оценочных материалов программы

Оценочные материалы Характеристика оценочных материалов программы

Практические знания по разделу «Введение в экологию»

Практические знания по разделу «Введение в экологию»

Теоретические знания по разделу «Экологически е исследования»

Теоретические знания по разделу «Экологически е исследования»

Индивидуальна я (групповая) работа

Индивидуальна я (групповая) работа

Практические знания по разделу «Экология и здоровье человека»

Практические знания по разделу «Экология и здоровье человека»

Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей

Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей

Для педагога 1. Высоцкая

Для педагога 1. Высоцкая

Проведение инструктажа по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, по дорожной безопасности, правила поведения на занятиях

Проведение инструктажа по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, по дорожной безопасности, правила поведения на занятиях

Способы определения состояния воздуха

Способы определения состояния воздуха

Составление и оформление проектов, исследовательских работ

Составление и оформление проектов, исследовательских работ

Оформление результатов: письменный отчет

Оформление результатов: письменный отчет

Кабинет 13 устный опрос 41 февраль групповая 1

Кабинет 13 устный опрос 41 февраль групповая 1

Составление и оформление проектов, исследовательских работ

Составление и оформление проектов, исследовательских работ

Физическая культура в жизни человека

Физическая культура в жизни человека

Практическая работа «Экологическая оценка школьных помещений»

Практическая работа «Экологическая оценка школьных помещений»

Приложение 2 Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика

Приложение 2 Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка

Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте

Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте

Приложение 3 Календарный план воспитательной работы

Приложение 3 Календарный план воспитательной работы

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Программа воспитательной работы

Программа воспитательной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2024