Департамент Смоленской области по образованию и науке муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Антоненкова Екатерина Сергеевна, педагог дополнительного образования
г. Смоленск, 2023
Все, что нас окружает в пространстве и существует во времени, принято называть окружающим миром. Человек является частью этого мира и подчиняется закономерностям его развития. Окружающий мир – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления, он познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него интерес и любознательность, что позволяет видеть красоту и неповторимость, формирует бережное отношение к ней.
То, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
В силу этого, актуальность программы заключается в том, что она существенно дополняет и компенсирует недостатки школьного базового образования, предоставляя каждому ребенку возможность погружения в мир живой природы, что, в свою очередь, делает ее целесообразной и своевременной.
Программа «Путешествие в лес» имеет естественнонаучную направленность, предназначена для учащихся 1-4 классов и может быть адаптирована для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программа рассчитана на один год обучения и реализуется посредством проведения теоретических и практических занятий.
Программа является интегрированным курсом для обучающихся младших классов, в содержании которого рассматриваются многообразие проявления взаимосвязей природного мира через его познание и развитие эстетического восприятия. Способствует формированию у обучающихся необходимых знаний о природе и ее явлениях в процессе их самостоятельной, поисково-исследовательской деятельности.
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения обучающихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование умения учиться: ставить цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
При реализации данной программы создаются условия для становления личностных характеристик обучающихся 1-4 классов:
• любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
• овладение основами умения учиться;
• способность к организации собственной деятельности;
• готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляется возможность творческого развития через участие в проектно-исследовательской деятельности, цели и задачи которой определяются как личностными мотивами, так и социальными.
– Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р);
– Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
– Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
– Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02вн);
– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
– Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09).
В реализации данной адаптированной дополнительной общеобразовательной программы участвуют обучающиеся 1-4 классов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В объединение принимаются все желающие, независимо от базовых знаний. Группа должна быть не менее 6 человек и не более 15 человек.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Занятия проводятся в группах один раз в неделю по 2 академических часа (36 занятий, 72 часа) в рамках работы объединения «Младшие друзья природы». По численности группы должны быть не менее 6 и не более 15 человек.
Программа имеет «базовый уровень» сложности и естественнонаучную направленность. Срок реализации программы – 1 год. Форма организации обучения - очная.
Формы организации занятий:
1) викторины о животных и растениях, КВН, тематические выставки, конкурсы, сообщения;
2) рассказ, беседа, диспут, игра, а также экологические рассказы, экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать собственные выводы;
3) наглядный материал: экологические плакаты, рисунки, картинки, карточки, муляжи, макеты;
4) прогулки, экскурсии на природу;
5) учебные задания типа дидактических игр, кроссвордов, ребусов, отгадывания загадок, направленных на формирование потребностей в новых знаниях. Часть занятий проводится в виде игры – путешествий: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Почемучка»; 6) применение мультимедийных презентаций.
Содержание программы соответствует современным образовательным технологиям и строится на следующих принципах:
• гуманизации: создание равных условий для разных детей, психологически комфортной атмосферы, возможности для достижения разного результата;
• систематичности и последовательности обучения;
• доступности: учет индивидуальных, возрастных психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся;
• наглядности: использование широкого спектра средств визуализации, средств мультимедиа;
• экологической направленности: изучение взаимосвязей, существующих в природе, обучение детей прогнозированию последствия хозяйственной деятельности людей и развитие доступных природоохранных умений и навыков;
• практической направленности: изучение посредством проведения наблюдений, постановки опытов, осуществления практической деятельности учащихся в природе;
• социализации и личной значимости: создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе;
• личностной ориентации: создание условий для полной реализации её индивидуальных особенностей, интересов, установки, направленности, создание атмосферы педагогического оптимизма, ориентации на успех и мотивацию успешности.
Цель и задачи программы.
Цель программы: формирование у детей младшего школьного возраста ответственного отношения к природе, развитие его интеллектуально-творческого потенциала.
Задачи:
Обучающие:
• знакомство детей с многообразием животного и растительного мира;
• формирование знаний об основных потребностях живых организмов и соотнесении их с условиями среды;
• знакомство детей с конкретными местами обитания живых организмов; обучение правилам поведения в природе; Развивающие:
• развитие потребности в самостоятельном познании окружающей среды;
• развитие творческих способностей детей;
• развитие наблюдательности, любознательности, фантазии и воображения через познание живой природы;
• совершенствование умений и навыков ухода за животными;
• развитие интереса к познанию и осознанию себя в окружающем мире; Воспитательные:
• воспитание у детей потребности в общении с природой;
• воспитание бережного отношения к окружающей природе;
• воспитание любви к родной природе, понимания ее эстетической ценности;
• формирование умения почувствовать радость полезного труда по защите и охране природы.
Ожидаемые результаты освоения программы Личностными результатами освоения программы являются:
• развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
• развитие творческих способностей обучающихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру;
• воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
• внутренняя позиция обучающегося (положительное отношение к занятиям, учреждению);
• мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому);
• интерес к способу решения и общему способу действия;
• стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
• стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
• сформированность представлений о способах получения информации об окружающем мире;
• сформированность представлений о взаимосвязях и взаимодействии между природой и человеком; об изменениях природной среды под воздействием человека; о взаимосвязях живой и неживой природы; применение полученных знаний для решения практических задач в повседневной жизни;
• овладение навыками ухода за обитателями зоопарка, домашними питомцами;
• освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для обучающихся: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.
Предметными результатами освоения программы являются:
• сформированность умения определять признаки различных объектов окружающего мира, а также умения узнавать в природе изученных растений и животных;
• развитие навыка использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
• развитие умения установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.
Воспитательные результаты:
• приобретение знаний об уходе за растениями и животными;
• применение и выполнение изученных правил охраны природы и безопасного поведения; сформированность умения оценивания воздействия человека на природу.
• усвоение правил охраны природы (общих и региональных), знаний об особо охраняемых растениях и животных края, заповедниках края;
• получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение:
• кабинет для проведения занятий; лаборатория орнитологии и териологии;
• мультимедийное оборудование для работы с электронными образовательными и диагностическими ресурсами, демонстрации мультимедийных презентаций и результатов исследований учащихся;
• схемы, таблицы, рисунки; доска, учебные приборы (компас, микроскоп, колбы, лупа и т.д.).
Средства обучения:
• печатные (учебники и учебные пособия, атласы, раздаточный материал);
• электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии);
• аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях);
• наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные);
• демонстрационные (гербарии растений, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные, коллекции);
• учебные приборы (компас, секундомер, колбы, микроскоп, весы, песочные часы и т.д.).
Широко используется экспозиция животных МБУ ДО «Эколого-биологический центр», наблюдение за его питомцами, выполнение учащимися во время учебных занятий проблемноигровых заданий, включение в образовательный процесс ситуаций, активизирующих эмоциональную сферу обучающихся.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний используются: 1. Устный опрос;
2. Защита проекта (рисунки, поделки, макеты);
3. Тестирование.
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Путешествие в лес»
№ п/ п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
|
Путешествие в лес (36 занятий, 72 часа) |
|
|||
1. |
Раздел I. Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
Устный опрос |
2. |
Раздел II. Путешествие в лес |
6 |
2 |
4 |
Устный опрос |
3. |
Раздел III. Все о воде |
16 |
12 |
4 |
Устный опрос |
4. |
Раздел IV. Зимняя жизнь зверей |
22 |
12 |
10 |
Устный опрос |
5. |
Раздел V. Весенние явления |
12 |
8 |
4 |
Устный опрос |
6. |
Раздел VI. Дары леса |
12 |
4 |
8 |
Устный опрос |
7. |
Раздел VII. Подведение итогов |
2 |
- |
2 |
Итоговое тестирование |
Итого: |
72 |
40 |
32 |
|
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной
направленности «Путешествие в лес»
Раздел I. Вводное занятие Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория: Введение в программу. Правила поведения в зоопарке и учебном заведении. Инструктаж по технике безопасности и правилах дорожного движения.
Раздел II. Путешествие в лес (6 часов).
Тема 2.1. Лес осенью. Знакомство с лесом. Правила поведения при нахождении в лесу.
Теория: Съедобные и ядовитые ягоды и грибы в лесу. Для чего нужны грибы в лесу? Практика: Экскурсия в природу «Кто живет в лесу?» Практика: Конкурс рисунков «Осенний лес».
Раздел III. Все о воде (16 часов).
Тема 3.1. Вечная слава воде!
Теория: Что такое вода и для чего она необходима всему живому на земле?
Тема 3.2. Почему идёт дождь? Почему радуга разноцветная?
Теория: Просмотр познавательного видеофильма про различные природные явления (дождь, радуга). Беседа о природных явлениях.
Тема 3.3. Что такое морская вода? Роль воды в природе.
Теория: Беседа о роли воды в жизни человека. Что такое морская вода?
Тема 3.4. Вода у нас дома. Откуда берётся пресная вода? Теория: Как вода попадает в наш дом, и куда она уходит.
Тема 3.5. Круговорот воды в природе.
Теория: Просмотр познавательного фильма «Круговорот воды в природе». Беседа.
Тема 3.6. Свойства воды. Состояния воды.
Теория: Беседа о состояниях и свойствах воды. Проведение опыта.
Тема 3.7. Викторина «Удивительный мир Волшебницы Воды». Практика: Викторина «Удивительный мир Волшебницы Воды».
Тема 3.8. Обобщение «Царица-водица».
Практика: Подведение итогов. Опрос.
Раздел IV. Зимняя жизнь зверей (22 часа). Тема 4.1. Народные приметы и пословицы о зиме. Теория: Знакомство с народными приметами и пословицами о зиме.
Тема 4.2. Зимние изменения в живой и неживой природе. Теория: Беседа о сезонных изменениях в живой и неживой природе.
Тема 4.3. Звери нашей области, занесённые в Красную книгу. Причины исчезновения.
Теория: Причины исчезновения животных. Животные Смоленской области, занесённые в Красную книгу.
Тема 4.4. Лес и человек.
Теория: Беседа в преддверии новогодних праздников. Берегите лесную красавицу.
Тема 4.5. Жизнь животных зимой.
Теория: Беседа о жизни животных зимой.
Практика: Викторина: «Зимние сюрпризы». Практика: Конкурс рисунков «Зимние узоры».
Тема 4.6. Как подготовиться к прилету птиц.
Теория: Виды кормушек и скворечников для птиц.
Практика: Изготовление скворечников.
Практика: Изготовление скворечников.
Практика: Развешивание скворечников.
Раздел V. Весенние явления (12 часов).
Тема 5.1. Экскурсия в лес «Первые признаки весны».
Практика: Экскурсия в природу по теме «Признаки весны».
Тема 5.2. Прилёт птиц.
Теория: Беседа о перелётных птицах.
Тема 5.3. Конкурс рисунков «Весна пришла!» Практика: Конкурс и выставка рисунков.
Тема 5.4. Про берёзу и берёзовый сок. Сила и слабость дуба. Смелое дерево.
Теория: Знакомство с лиственными деревьями леса. Что такое берёзовый сок, и откуда он берётся? Почему дуб считается одним из самых сильных деревьев.
Тема 5.5. Живые цепочки.
Теория: Рассказ о живых цепочках в лесу, о пищевой зависимости обитателей леса. Просмотр документального фильма.
Тема 5.6. Три жизни божьей коровки.
Теория: Беседа об особенностях насекомых.
Раздел VI. Дары леса (12 часов).
Тема 6.1. Лес весной. Гуманное отношение к лесу. Экскурсия «Что растёт в лесу?» Практика: Знакомство с весенним лесом.
Тема 6.2. Чудо-лес. Лесная ягода. Зачем грибы в лесу?
Теория: Какие дары нам преподносит лес. Летние ягоды. Какие ягоды растут в нашей местности.
Тема 6.3. Экскурсия в природу «Муравьи, которые помнят!» Практика: Наблюдение за жизнью муравьёв и других насекомых.
Тема 6.4. Экскурсия в природу «Первые бабочки».
Практика: Экскурсия в парк.
Тема 6.5. Из жизни одуванчика. Зелёная аптека.
Теория: Беседа о лекарственных растениях Смоленской области. Летние ягоды. Какие ягоды растут в нашей местности.
Тема 6.6. Мир растений. Выставка рисунков «В гостях у Лесовичка». Практика: Выставка рисунков на тему «В гостях у Лесовичка».
Раздел VII. Подведение итогов.
Тема 7.1. Обобщение полученных знаний. Практика: Викторина «Природа вокруг нас».
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности
«Путешествие в лес» для объединения «Младшие друзья природы» на 2023-2024 учебный год
№ п/п |
|
|
|
|
|
Тема занятия |
|
|
1. |
|
|
|
Беседа |
2 |
Вводное занятие. |
МБУ ДО «Экологобиологический центр» |
Устный опрос |
2. |
|
|
Беседа |
2 |
Лес осенью. Знакомство с лесом. Правила поведения при нахождении в лесу. |
|||
3. |
|
|
Экскурсия |
2 |
Лес осенью. Знакомство с лесом. Правила поведения при нахождении в лесу. |
Лесопарковая зона |
Устный опрос |
|
4. |
|
|
П.З. |
2 |
Лес осенью. Знакомство с лесом. Правила поведения при нахождении в лесу. |
МБУ ДО «Экологобиологический центр» |
||
5. |
|
|
|
Беседа |
2 |
Вечная слава воде! |
||
6. |
|
|
Беседа |
2 |
Почему идёт дождь? Почему радуга разноцветная? |
|||
7. |
|
|
Беседа |
2 |
Что такое морская вода? Роль воды в природе. |
|||
8. |
|
|
Беседа |
2 |
Вода у нас дома. Откуда берётся пресная вода? |
|||
9. |
|
|
|
Беседа |
2 |
Круговорот воды в природе. |
||
10. |
|
|
Беседа |
2 |
Свойства воды. Состояния воды. |
|||
11. |
|
|
П.З. |
2 |
Викторина «Удивительный мир Волшебницы Воды». |
МБУ ДО |
12. |
|
|
|
П.З. |
2 |
Обобщение «Царица-водица». |
«Экологобиологически й центр» |
|
13. |
|
|
Беседа |
2 |
Народные приметы и пословицы о зиме. |
|||
14. |
|
|
|
Беседа |
2 |
Зимние изменения в живой и неживой природе. |
Выход на территорию |
|
15. |
|
|
Беседа |
2 |
Звери нашей области, занесённые в Красную книгу. Причины исчезновения. |
МБУ ДО «Экологобиологически й центр» |
Устный опрос |
|
16. |
|
|
Беседа |
2 |
Лес и человек. |
|||
17. |
|
|
Беседа |
2 |
Жизнь животных зимой. |
|||
18. |
|
|
|
П.З. |
2 |
Жизнь животных зимой. |
||
19. |
|
|
П.З. |
2 |
Жизнь животных зимой. |
|||
20. |
|
|
Беседа |
2 |
Как подготовиться к прилету птиц. |
|||
21. |
|
|
П.З. |
2 |
Как подготовиться к прилету птиц. |
Практическое занятие |
||
22. |
|
|
|
П.З. |
2 |
Как подготовиться к прилету птиц. |
||
23. |
|
|
П.З. |
2 |
Как подготовиться к прилету птиц. |
Выход на территорию |
|
|
24. |
|
|
П.З. |
2 |
Экскурсия в лес «Первые признаки весны».
|
Лесопарковая зона |
Устный опрос |
|
25. |
|
|
Беседа |
2 |
Прилет птиц. |
МБУ ДО «Экологобиологический центр» |
||
26. |
|
|
|
П.З. |
2 |
Конкурс рисунков «Весна пришла!» |
||
27. |
|
|
|
Беседа |
2 |
Про березу и березовый сок. Сила и слабость дуба. Смелое дерево. |
МБУ ДО «Экологобиологический центр» |
|
28. |
|
|
Беседа |
2 |
Живые цепочки. |
|||
29. |
|
|
Беседа |
2 |
Три жизни божьей коровки. |
|||
30. |
|
|
|
Экскурсия |
2 |
Лес весной. Гуманное отношение к лесу. Экскурсия «Что растёт в лесу?» |
Лесопарковая зона |
|
31. |
|
|
Беседа |
2 |
Чудо-лес. Лесная ягода. Зачем грибы в лесу? |
МБУ ДО «Экологобиологический центр» |
||
32. |
|
|
Экскурсия |
2 |
Экскурсия в природу «Муравьи, которые помнят!» |
Лесопарковая зона |
Устный опрос |
|
33. |
|
|
Экскурсия |
2 |
Экскурсия в природу «Первые бабочки» |
|||
34. |
|
|
|
Беседа |
2 |
Из жизни одуванчика. Зеленая аптека. |
МБУ ДО «Экологобиологический центр» |
|
35. |
|
|
П.З. |
2 |
Мир растений. Выставка рисунков «В гостях у Лесовичка». |
|||
36. |
|
|
П.З. |
2 |
Обобщение полученных знаний. |
Итоговое тестирование |
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
• простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;
• аудио- и видеозаписи;
• тексты художественных произведений;
• специальные тетради, альбомы;
• таблицы, плакаты;
• видеофильмы;
• разработки занятий;
• сборник познавательных опытов и экспериментов;
• банк презентаций для проведения мини-курсов;
• банк информационно-коммуникационных ресурсов для проведения занятий;
• сборник игр и упражнений для проведения тренингов;
• макет портфолио, обучающегося;
• макет «Папки исследователя»;
• рекомендации для оформления исследовательских работ; памятки для проведения наблюдений и экспериментов.
Методы и формы организации учебно–воспитательного процесса.
В процессе работы с обучающимися используются различные методы и формы обучения.
Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя (а потом и самостоятельно), выполняют практические работы и простые опыты. Проводятся беседы, дидактические и ролевые игры. Эта деятельность дополняется рисованием, конструированием, просмотром видеофрагментов.
Очень большое место отводится экскурсиям и учебным прогулкам, т.е. занятия могут и должны проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.
Беседы, проводимые с детьми, могут быть предварительными и итоговыми. Цель предварительной беседы – уточнение детского опыта. Цель же итоговой беседы – систематизация, закрепление и обобщение полученных фактов.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства ребят. Знакомясь с содержанием книг, дети переживают ход событий, испытывают волнение, радость, страх за живое существо. Это помогает воспитывать любовь и бережное отношение к природе. В работе с обучающимися очень полезно использовать произведения: В. Бианки, К. Паустовского, М. Пришвина, Н. Сладкова, Е. Чарушина, В. Чаплиной, Д. Мамина – Сибиряка, А. Чехова. Всегда разнообразит и оживляет занятие включение в него загадок, потешек, поговорок, изучение народных примет.
Для обучающихся (особенно обучающихся 1 – 2 классов.) очень велика роль игры в процессе обучения.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у детей бережного и внимательного отношения к окружающей среде
Подвижные игры, игры – превращения помогают детям накапливать чувственный опыт, творчески осваивать приобретенные знания. Полезно проведение игровых упражнений, стимулирующих экологическую эмпатию (сопереживание) к различным объектам живой и неживой природы. (Например, упражнение «Обними дерево», дети обнимают дерево, закрывают глаза, гладят кору; изображают различные деревья, показывают их рост, начиная с семени, дают дереву имя, уходя, благодарят дерево, прощаются с ним).
Экскурсии и учебные прогулки – очень важные методы организации учебно – воспитательного процесса
Именно на экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными, с условиями их обитания, что способствует образованию представлений о взаимосвязях в природе.
Этапы проведения экскурсии:
I.Подготовительный. Выбрать и исследовать заранее место экскурсии, проверить его безопасность, наметить объекты изучения. Побеседовать о правилах во время экскурсии.
II. Проведение экскурсии. Не стоит рассказывать детям обо всем увиденном по пути, лучше придерживаться цели, ведь одно и то же место можно посещать многократно, каждый раз, открывая что- то новое.
III. Обсуждение увиденного. Рассказы ребят о том, что им запомнилось, зарисовки увиденного, изготовление поделок и панно из природного материала.
Дополнительным элементом, имеющим особую природоохранную значимость, являются экологические акции, необходимые для формирования экологической культуры и экологического сознания, помогающие обучающимся участвовать в посильной практической работе по охране природы родного края. Тематика экологических акций разнообразна и зависит от времени года.
С целью аттестации/ контроля часто используются тесты.
Тестовая форма контроля стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.
Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 15 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 25 баллов.
Критерии оценок: «Низкий уровень»: ученик набрал менее 10 баллов
«средний уровень»: выполнил 10 любых заданий обязательной части «выше среднего»: 13 + 4 = 17 баллов и более «высокий уровень»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.
Пример тестового контроля:
Внимательно прочтите вопрос и выберите правильный ответ.
Правильных ответов может быть один или несколько. Выбранные ответы подчеркните.
Например: 1. Какие животные являются хищными?
а) заяц
б) лиса
в) олень
2. Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, жарко, холодно? а) осадки
б) ветер
в) облачность
г) температуру воздуха
3. Каких животных называют домашними?
а) всех животных, которые живут рядом с человеком
б) животных, которых человек разводит и использует для своих нужд
в) всех животных, от которых человек получает продукты питания
4. Что сделано руками человека?
а) облака
б) космический корабль
в) стол
г) трава
д) воробей
е) Солнце
5. Как правильно закончить предложение? “Хвойные растения отличаются от лиственных тем, что ...”
а) всегда выше лиственных
б) растут только в лесу
в) не имеют листьев
г) имеют листья-хвоинки
6. Какие птицы Смоленщины оседлые?
а) голубь
б) воробей
в) стриж
г) скворец
7. Какие растения имеют несколько одревесневших стеблей? а) деревья
б) кустарники
в) травы
8. Как правильно расселить растения по этажам леса?
а) рябина - береза - мох - ландыш
б) береза - рябина - ландыш - мох
в) береза - мох - рябина - ландыш
9. Какая цепь питания составлена правильно?
а) сойка - желуди дуба - ястреб
б) желуди дуба - ястреб - сойка
в) желуди дуба - сойка - ястреб
10. Как ты поступишь, если увидишь дерево, из которого вытекает сок? а) пройдешь мимо
б) закроешь ранку глиной
в) попьешь сок и пойдешь дальше.
11. Какое слово лишнее?
а) ледоход
б) погода
в) наводнение
г) река
Тестовые задания:
1. Экология это:
а) Наука о влиянии человека на окружающую среду;
б) Наука, изучающая построение, функции и развитие живых организмов в экосистеме;
в) Наука о влиянии окружающей среды на человека;
г) Наука о рациональном использовании природных ресурсов;
д) Наука, изучающая живые организмы в природе.
2. Каково значение озонового слоя Земли?
а) защищает планету от падения метеоритов;
б) защищает живые организмы от губительного излучения;
в) предохраняет планету от потери тепла.
3. Подчеркни то, что загрязняет воздух:
Сажа, пыль, кислород, дым, выхлопные газы автомобилей, выбросы заводов, водяные
пары.
4. Подчеркни то, что загрязняет воду.
Бытовой мусор, нефть, животные в водоёмах, отходы заводов и фабрик, водные растения.
5. Что такое почва?
а) земля, на которой стоят дома;
б) то, что у нас под ногами;
в) среда обитания растений и животных.
6. Как служат почве дождевые черви?
а) уничтожают вредителей;
б) перерабатывают опавшие листья;
в) роют подземные ходы.
7. Нельзя допускать разрушения и уничтожения плодородного слоя, потому что:
а) в почве обитает много растений и животных;
б) почва даёт пищу растениям и животным;
в) почва сохраняет влагу и тепло для растений и животных;
г) почва очищает воду и воздух.
8. Поджигая сухую траву на лугах мы...
а) даем расти молодым побегам;
б) повышаем плодородие почвы за счет золы;
в) наносим непоправимый вред всему сообществу.
9. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат лис?
а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи;
б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи;
в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой
уменьшение количества мышей.
10. Определи, верны ли высказывания. Отметь правильные выражения знаком «+», неправильные знаком «-».
• Растения способствуют разрушению почвы.
• Деятельность дождевых червей разрушает верхний слой плодородной почвы.
• Зимой на полях нельзя проводить снегозадержание.
• Пахотные поля, имеющие даже небольшой наклон, необходимо распахивать поперёк склона.
• Нельзя вносить в почву в больших количествах химические удобрения.
• Осенью следует сжигать опавшие листья.
• Вокруг полей нельзя сажать лесные полосы.
• Во время прогулок нельзя разрушать слой нападавших листьев, уничтожать насекомых, рвать охапками цветы.
• Добывающие предприятия обязаны, закончив работу, восстановить земли, пригодные для сельскохозяйственных работ.
• Торфяные и болотные почвы следует уничтожать и осушать.
11. Определи, что правильно, а что неправильно.
• Придя в лес, ты видишь много красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме.
• Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности!
• Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, чтобы не портить поляны!
• Не ломай ветви деревьев и кустарников! Не повреждай кору деревьев! Через повреждённую кору легче проникнуть микробам и паразитическим грибам.
• Не собирай берёзовый сок, это вредит дереву!
12. Прочитай рассказ, найди экологические ошибки, подчеркни их. ОСЕНЬ В ЛЕСУ
Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.
(9 ошибок: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, со всех деревьев, ёж, крот, все насекомые.)
13. Реши экологические задачи:
1. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по определенному расписанию. К 8-9 часам утра расправляют лепестки желто-коричневые бархатцы и оранжевые ноготки. А белые цветки душистого табака в это время еще закрыты, а открываются только ночью (и запаха нет). Чем объяснить такую разницу?
(Бархатцы и ноготки опыляются дневными насекомыми, а душистый табакночными.Белые цветки душистого табака хорошо видны в сумраке ночи, а сильный аромат в ночное время направляет насекомых по верному пути.)
2. Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?
(Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пищу ему не найти, а у крота под землей пищи достаточно)
Итоговое тестирование
1. Какие животные являются хищными?
а) заяц
б) лиса
в) олень
2. Какие растения имеют несколько одревесневших стеблей?
а) деревья
б) кустарники
в) травы
3. Как правильно расселить растения по этажам леса?
а) рябина - береза - мох - ландыш
б) береза - рябина - ландыш - мох
в) береза - мох - рябина – ландыш
4. Что сделано руками человека?
а) облака
б) космический корабль
в) стол
г) трава
д) воробей
е) Солнце
5. Каких животных называют домашними?
а) всех животных, которые живут рядом с человеком
б) животных, которых человек разводит и использует для своих нужд
Ответы: б, б, б, б, б.
Творческие задания как форма проведения текущего контроля
Критерии оценки творческих работ (рисунки и плакаты) 1.Техника выполнения работы.
2. Композиция.
3. Полнота освещения темы и образность.
4. Грамотность рисунка или плаката.
5. Цветовое решение работы.
6. Оригинальность. 7. Качество оформления.
Баллы:
0 – творческая работа не удовлетворяет данному критерию
1 – творческая работа частично удовлетворяет данному критерию
2 – творческая работа в полной мере удовлетворяет данному критерию
Критерии оценки защиты творческих работ (рисунки и плакаты) 1. Точное следование регламенту (2-3 мин.).
2. Полнота освещения темы.
3. Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая).
4. Степень владения материалом. 5. Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка).
Критерий |
|
Баллы |
|
0 |
1 |
2 |
|
Точное следование регламенту (2-3 мин.) |
Выступление не удовлетворяет данному критерию |
Выступление частично удовлетворяет данному критерию |
Выступление в полной мере удовлетворяет данному критерию |
Полнота освещения темы |
Тема не раскрыта |
Тема раскрыта частично |
Тема раскрыта полностью |
Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая) |
Речь безграмотна |
В речи встречаются грамматические, лексические и фонетические ошибки |
Речь выступающего с языковой точки зрения плавильная |
Степень владения материалом |
Несвободное – с опорой |
Выступающий при защите наряду со свободным владением материалом, прибегает к опоре. |
Свободное - без опоры |
Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка) |
Внимание аудитории не привлечено в ходе выступления |
Внимание аудитории привлечено во вступлении, или концовке выступления. |
Выступающий смог привлечь внимание аудитории во время своего выступления полностью. |
Критерии оценивания результативности работы – уровни (высокий, средний, низкий).
Выполнение работы |
Уровень результатов |
9 - 10 баллов |
высокий |
5 – 8 баллов |
средний |
<5 баллов |
низкий |
I.Как посадить дерево (кустарник).
1. Выбери место для посадки.
2. Выкопай яму такого размера, что бы корни дерева могли разместиться в ней свободно.
3. В дно ямы забей кол длиной полтора - два метра (для подвязывания дерева).
4. На дно ямы насыпь холмик земли, на нем расположи корни дерева.
5. Один человек держит деревце, а другой осторожно закапывает яму. Место, где корни переходят в стебель, засыпь землей и уплотни.
6. Посаженное дерево сразу же хорошо полей.
7. Подвяжи дерево к колу шпагатом. Под шпагатом на стволе дерева подложи мягкую тряпочку.
II. Как подкармливать птиц.
1. Следи за тем, чтобы корм в кормушке был постоянно.
2. Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых приносишь корм.
3. Следи, чтобы в кормушке не было снега.
4. Не клади в кормушку куски хлеба, макароны, корочки апельсинов и прочее. Этот корм птицы не съедят.
Помни, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза,дыни, тыквы, кусочки несоленого сала, крошки белого хлеба.
Животные и растения природных зон России Крайний север и тундра
Животные: белый медведь, тюлень, волк, песец, морж, северный олень, пеструшка- лемминг, белая сова, белая куропатка, тонкоклювая кайра, полярная крачка, чайка- моевка, тупик.
Растения: лишайники, морошка, брусника, голубика, мох, карликовая береза.
Лесная полоса
Животные: лось, бурый медведь, марал, кабан, пятнистый олень, косуля, бобр, волк, лиса, рысь, куница, соболь, заяц, белка, бурундук, глухарь, утка-мандаринка, зеленый дятел, тетерев, гадюка.
Растения: малина, черника, клюква, земляника, береза, дуб, осина, липа, ясень, сибирский
кедр, пихта, ель, лиственница, сосна.
Степи и полупустыни
Животные: сайгак, камышовый кот, ушастый еж, степная лисица (корсак), сурок, хомяк, тушканчик, суслик, степной орел, дрофа, пеликан, степной жаворонок, черепаха, варан, гюрза, желтобрюхий полоз.
Растения: ковыль перистый, прострел раскрытый, адонис весенний, перекати - поле, черный саксаул, солянка, верблюжья колючка, полынь, тюльпан.
Субтропические леса и области высокой поясности
Животные: косуля, горный козел, горный баран, серна, винторогий козел, снежный барс, рысь, беркут, горный вьюрок, черный гриф, горная куропатка, кеклик, каменушка.
Растения: барбарис, таволга, альпийский мак, эдельвейс, корейский кедр, рододендрон, бархат амурский, платан, каштан, самшит, пицундская сосна, кипарис вечнозеленый, можжевельник, магнолия, эвкалипт, бамбук, бук.
Редкие и исчезающие животные и растения Животные
Млекопитающие: даурский еж, выхухоль, кавказский крот, сурок, бобр, соня, туркменский тушканчик, мышевидный хомячок, красный волк, закавказский бурый медведь, тяньшанский бурый медведь, белогрудый медведь, белый медведь, кавказская выдра, среднеазиатская выдра, амурский лесной кот, туркестанская рысь, снежный барс, гепард, тигр, атлантический морж, балтийский тюлень, ладожская нерпа, белобокий дельфин, черноморская афалина, черная касатка, синий кит.
Птицы: альбатрос, буревестник, качурка, розовый пеликан, хохлатый баклан, черный аист, желтоклювая цапля, фламинго, горный гусь, степной орел, беркут, кречет, сапсан, кавказский тетерев, японский журавль, стерх, черный журавль, дрофа, розовая чайка.
Пресмыкающиеся: дальневосточная черепаха, средиземноморская черепаха, малоазиатская ящерица, туркменский геккон, большеглазый полоз, кавказская гадюка.
Земноводные: карпатский тритон, кавказская саламандра, камышовая жаба.
Рыбы: атлантический осетр, сахалинский осетр, аральский лосось, севанская форель, валховский сиг, лысач.
Насекомые: стрекоза, черноморская поденка щитовидная, древесный богомол, темнокрылый кузнечик, крымская жужелица, жук – олень, ребристый бомбардир, шмель обыкновенный, тонкопряд кавказский, павлиний глаз, бражник «мертвая голова», дубовый шелкопряд, дикий тутовый шелкопряд, пяденица великолепная, черный аполлон, траурница японская, туркменская пестрянка.
Растения
Травянистые: тысячелистник, эдельвейс альпийский, латук удивительный, колокольчик ардонский, бубенчик якутский, родиола розовая (золотой корень), меч – трава, земляничник мелкоплодный, молочай остроконечный, ирис остродольный, лилия, пролеска, лотос, цикламен, ветреница дубравная, гусиный лук, красоднев малый, шпажник болотный, прострел луговой, бородатка японская, первоцвет весенний.
Деревья и кустарники: самшит, тис ягодный, платан восточный, сосна (пицундская, эльдарская), фисташка, магнолия, пихта, жимолость этрусская, калина съедобная, бересклет карликовый, жасмин низкий, лиственница ольгинская, кедр европейский, гранат обыкновенный, крушина крупнолистная.
Главное условие программы – обучение без нанесения вреда здоровью детей. Регулярно используются активные методы: подвижные игры, физкультминутки, игровые переменки.
Для сохранения здоровья учащихся в объединении учебно-воспитательный процесс организован с соблюдением расписания занятий.
Согласно санитарным нормам во время занятий помещение должно иметь естественное освещение и условия воздушной среды в помещении будут соответствовать нормам.
Большое внимание уделяется правилам безопасности.
1) Систематически, два раза в год, проводятся инструктажи по технике пожарной безопасности;
2) Проводятся правила поведения на улице;
3) Текущие инструктажи – на каждом занятии.
В деятельности коллектива применяются методы по здоровьесбережению:
- метод формирования сознания по здоровьесбережению, который включает такие формы работы, как беседа, объяснение, демонстрация, внушение, приведение положительных примеров здорового образа жизни;
- метод разумной организации деятельности с предвидением результатов;
- методы стимулирования должного поведения (поощрение, одобрение, похвала,
осуждение).
Для отслеживания личностных результатов детей используется следующая балльная система:
показатель не проявляется – 0 баллов;
- показатель проявляется редко – 1 балл;
- показатель проявляется периодически – 2 балла;
- показатель проявляется постоянно – 3 балла.
Индивидуальная карта личностного развития учащегося
Ф.И., возраст, группа ______________________
№ п/п |
Показатели |
Начало этапа обучения |
Конец этапа обучения |
|
Творческие способности |
|
|
|
Мотивация достижений |
|
|
|
Творческое воображение |
|
|
|
Коммуникативные и организаторские способности |
|
|
|
Самооценка |
|
|
Приложение 1
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
(методика Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В.)
|
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Возможное кол-во баллов |
Методы диагностики |
1 |
|
|
Теоретическая подготовка ребенка: |
|
|
1.1 |
Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы) |
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям |
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); |
1 |
наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½); |
5 |
||||
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). |
10 |
||||
1.2. |
Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); |
1 |
собеседование |
средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); |
5 |
||||
максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) |
10 |
||||
2 |
|
|
Практическая подготовка ребенка: |
|
|
2.1 |
Практические умения и навыки, предусмотренные программой |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям (по основным разделам учебно-тематического плана программы) |
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); |
1 |
контрольное задание |
средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½); |
5 |
||||
максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). |
10 |
||||
2.2. |
Владение специальным |
Отсутствие затруднений в |
минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с |
1 |
контрольное |
|
оборудованием и оснащением |
использовании специального оборудования и оснащения |
оборудованием); |
|
задание |
средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); |
5 |
||||
максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). |
10 |
||||
2.3. |
Творческие навыки |
Креативность в выполнении практических заданий |
начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); |
1 |
контрольное задание |
репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); |
5 |
||||
творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). |
10 |
||||
3 |
|
|
Общеучебные умения и навыки ребенка: |
|
|
3.1 |
|
|
Учебно-интеллектуальные умения: |
|
|
А |
Умение подбирать и анализировать специальную литературу |
Самостоятельность в подборе и анализе литературы |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1 |
анализ исслед работы |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
5 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
10 |
||||
Б |
Умение пользоваться компьютерными источниками информации |
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1 |
анализ исслед работы |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
5 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
10 |
||||
В |
Умение осуществлять учебноисследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные |
Самостоятельность в учебноисследовательской работе |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1 |
анализ исслед работы |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
5 |
|
исследования) |
|
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
10 |
|
3.2. |
|
|
Учебно-коммуникативные умения: |
|
|
А |
Умение слушать и слышать педагога |
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1 |
наблюдение |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
5 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
10 |
||||
Б |
Умение выступать перед аудиторией |
Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1 |
наблюдение |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
5 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
10 |
||||
В |
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии |
Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1 |
наблюдение |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
5 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
10 |
||||
3.3. |
|
|
Учебно-организационные умения и навыки: |
|
|
А |
Умение организовать свое рабочее (учебное) место |
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1 |
наблюдение |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
5 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
10 |
||||
Б |
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности |
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям |
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); |
1 |
наблюдение |
средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ½); |
5 |
||||
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). |
10 |
||||
В |
Умение аккуратно выполнять работу |
Аккуратность и ответственность в работе |
удовл. – хорошо – отлично |
|
наблюдение |
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) // Министерство образования и науки Российской Федерации, письмо от 18 ноября 2015 г. № 09-324.
4. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / Сост. А.В. Енин. – М.: ВАКО, 2015. – 288 с.
5. Современные тенденции развития региональной системы образования:
интеграция науки и практики: Сборник научно-методических статей / ГАУ ДПО СОИРО; отв. ред. Е. А. Боброва. Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2016. – 188 с.
6. Современное образование. Формирование нового педагогического мышления: сборник материалов Международной межшкольной научно-практической конференции, 23 марта 2018 года / МБОУ «СШ № 17» г. Смоленска; [науч.ред.: В.Д. Балыкина, Н.А. Демидова]. – Смоленск: Маджента, 2018.- 332 с.
7. Сохранение культурного наследия в современном образовательном пространстве:
сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, 21 марта 2019 года / МБОУ «СШ № 17 им. Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» г. Смоленска; [науч. ред.: В.Д. Балыкина, С.В. Асриева]. – Смоленск: Маджента, 2019.- 278 с.
8. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу Мир вокруг нас
2 класс. – М.: Просвещение, 2003.
1. Александров А., Башакина Т. Праздники в Московском зоопарке: Сборник сценариев к 150-летию зоопарка. М.: ГБУ «Московский зоопарк»/ А.Александров, Т. Башакина, Т. Веселова, А. Гаврон, К.Федишина, М. Андреев, Д. Варкентин. - Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2012. - 240 с.
2. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Краткий курс общей экологии. Часть I: Экология видов и популяций: Учебник. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – 206 с.
3. Материалы областной конференции юных исследователей окружающей среды. Сборник. – Смоленск: «Смоленская городская типография», 2011. – 156 с.
4. Сборник познавательно-занимательных занятий с обучающимися. Составитель:
Журавлёва М.А.. – методист СОГБОУ ДОД «Станция юннатов», Смоленск, 2012.
5. 1001 идея нестандартного занятия с детьми. Москва, 2011. – 100 с.
6. Плешаков А.А. «Тесты». – М.: Просвещение, 2010.
7. Плешаков А.А. «От земли до неба»: атлас-определитель.- М.: Просвещение, 2009.
8. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: Природоведение: Популярное пособие для родителей и педагогов. Мои первые уроки. – М.: Академия развития, Академия и Академия Холдинг, 2006.
Список основной литературы для обучающихся
1. Сладков Н. Бюро лесных услуг. С вопросами и ответами для почемучек. ООО «Издательство АСТ», 2016.
2. Иллюстрированная книга занимательных наук / Я.И. Перельман. – М.:
Издательство АСТ, 2015. – 320 с.
3. Бровкина Е. Т. Птицы леса – М.: Эгмонт России, 2001.
4. Бровкина Е. Т. Городские животные. – М.: Эгмонт России, 2001.
5. Робин Керрод. Царство животных. – М.: Оникс, 1999.
6. Федорова В. Д. Необычайные рассказы из жизни животных. – Пангея, 2002.
Список дополнительной литературы для обучающихся
1. Богданов Е.В. Прописаны в Поозерье. – Смоленск: Маджента, 2013. – 512 с.
2. Гурнакова Е.Н. 1000 чудес со всего света. М.: АСТ, 2010. – 780 с.
3. Тихонов А.В. Животные России. Красная книга. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2012. – 240 с. – (Красная книга).
4. Все о болезнях и вредителях растений/Хессайон Д. Г. - М., Кладезь-Букс, 2009.
5. Правила составления и решения ребусов // allforchildren.ru: Сайт «Все для детей!»/ 2006 URL: http://allforchildren.ru/rebus/rebus0.php (дата обращения: 14.06.2020).
6.
1. ru.wikipedia.org›wiki/Биоразнообразие — биологическое разнообразие России.
2. wwf.org — Всемирный фонд дикой природы WWF.
3. edu.seu.ru - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»/Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. forest.ru— интернет-портал Forest.RU - Всё о российских лесах
5. zmmu.msu.ru— кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
6. ecosystema.ru- экологическое образование детей и изучение природы России.
7. etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.RU.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.