ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШУСТРЫЙ ЧЕЛНОЧОК»
Оценка 4.7

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШУСТРЫЙ ЧЕЛНОЧОК»

Оценка 4.7
doc
09.04.2020
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШУСТРЫЙ ЧЕЛНОЧОК»
Шустрый челночок.doc

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 15

 

456238, Россия, Челябинская область, город Златоуст, ул. им. М.С. Урицкого, № 17В, тел. 79 12 72

e-mail: [email protected], [email protected]; сайт: http://dou15.zlatoust.me

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШУСТРЫЙ ЧЕЛНОЧОК»

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 15

 

для детей 5 – 7 лет

срок реализации 2 года

 

 

 

 

 

 

 

Запольских Анна Сергеевна

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Златоуст,   2018


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.                  Пояснительная записка                                                                                          3

2.                  Содержание программы дополнительного образования по обучению ткачеству дошкольников (5 – 6 лет)                                                                                              6

3.                  Содержание программы дополнительного образования по обучению ткачеству дошкольников (6 – 7 лет)                                                                                              9

4.                  Методическое обеспечение                                                                                   11

5.                  Список литературы                                                                                                12


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Шустрый челночок» (далее - Программа) разработана в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 29.08.2013 Г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Предложенная программа может рассматриваться как «первая ступенька» в овладении детьми дошкольного возраста простейшими приемами ткачества. Полученные на занятиях умения помогают развивать самостоятельное детское творчество. Программа направлена на развитие у детей интереса к освоению такого рукоделия как ткачество.

Направленность. Предлагаемая программа нацелена на развитие у детей творческих способностей. Работа в кружке планируется так, чтобы дети могли расширить и углубить свои знания о применении нетрадиционных техник художественного творчества.

Дети не любят однообразия, вследствие этого у них может пропасть интерес к работе, поэтому программа кружка опирается на знакомство с культурой, традициями и обычаями уральских казаков.

Большое внимание уделено практической работе совместно с педагогом так и самостоятельной. В качестве ведущей деятельности педагога с детьми используется игра и практическая работа.

Актуальность: увлекаясь новыми технологиями и достижениями мы всё дальше отдаляемся от своих исконных корней, своей истории и культуры. Для современного общества актуальной является проблема сохранения образцов народной культуры. Актуализация народной культуры является одним из вариантов сохранить самобытность нации, национальные традиции, содержащих в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия. Занятия народным декоративно-прикладным искусством в детском творческом коллективе – это путь приобщения дошкольников к истокам культуры народа, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.

Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального и творческого потенциала детей, выявление и развитие их лингвистических и специальных способностей с целью их дальнейшего самоопределения в образовательно-познавательном пространстве систем дополнительного образования.

Цель:        Приобретение теоретических знаний в области художественного оформления тканых изделий и практических навыков, направленных на освоение технологий ручного ткачества, для самостоятельного творчества в области декоративно-прикладного искусства.  

Задачи:

Обучающие:

• Дать теоретические знания о народной культуре;

• Сформировать представление об особенностях ткачества уральских казаков;

• Обучить практическим навыкам и приемам традиционного русского ткачества;

• Познакомить с основами рисунка и построения композиции;

• Дать понятие об основном виде ткачества, древнейшую символику тканого орнамента, колорите.

Развивающие: развивать мышление, память, внимание, воображение, сообразительность, волю.

Воспитательные: создать условия для полноценного и своевременного психологического развития; воспитание уважения к культуре уральских казаков и ткачеству в целом.

В основу программы положены принципы:

·  доступноститемы программы, ее содержание и методы обучения соответствуют возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, уровню их развития и индивидуальным особенностям ребенка. Доступность обеспечивается самим материалом, его организацией и методикой работы с ним.

·  коммуникативности данный принцип предполагает создание условий для речемыслительной активности

·                     наглядности наглядность мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к занятиям, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – материал программы может быть предложен детям c 5 до 6 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на 2 года обучения. Объем материала подобран из расчета проведения занятий по 1 занятию 1 раз в неделю.

Формы и режим занятий

В старшей группе для детей 5-6 лет образовательная деятельность «Шустрый челночок» осуществляется в форме НОД во второй половине дня после дневного сна в пределах 25 минут 1 раз в неделю. Занятия начинаются с середины сентября, в январе предусмотрены новогодние каникулы (2 недели) и заканчиваются 3 неделей мая.

В подготовительной к школе группе для детей 6-7 лет – во второй половине дня после дневного сна в пределах 30 минут 1 раз в неделю. Занятия начинаются с середины сентября, в январе предусмотрены новогодние каникулы (2 недели) и заканчиваются в конце мая. По окончании курса английского языка родителям представляют выставку детских работ.

В качестве дополнительного материала привлекаются специальные учебные мультфильмы, видеофильмы, разработанные для дошкольников.

Результаты и способы определения их результативности

Ожидаемые результаты

В конце года дети знают:

Употребляемые термины по темам: 

• оборудование, инструменты, приспособления, правила ТБ, ткацкий станок, , челнок 

• пояса: виды и приемы изготовления: 

• Знает правила ТБ; 

Знает устройство ткацкого станка и принцип его работы; 

Знает последовательность заправки ткацкого станка;

В конце года дети могут:

Заправлять, изготовлять коврики на рамках 

• Оформлять  коврики, пояса кистями; 

• Пользоваться образцами, различными наглядными пособиями при работе; 

• Производить ткацкий расчет для дорожек; 

•  Владеет первоначальными навыками работы на ткацком станке

В конце года дети знают:

Знает употребляемые термины по темам: 

Традиционный народный костюм: понева, сарафан, рубаха, одноуточное браное ткачество. 

• Знает материалы и инструменты; 

• Правила ТБ;

В конце года дети могут:

Подготовить станок к работе; 

• Выполнять изделия с соблюдением технологических приемов

 

Формы подведения итогов реализации программы: педагогическое наблюдение за воспитанниками. Выставки готовых продуктов деятельности.


Содержание программы дополнительного образования по ткачеству для

дошкольников ( 5– 6 лет)

 

Месяц

Дата

Тема

Программное содержание

Цифровые образовательные ресурсы

Сентябрь

3 неделя

Народно-прикладное творчество казаков

 

Развитие национального самосознания детей посредством

приобщения к национальному искусству

CD 01

 

4 неделя

Роль ткачества в быту казаков

Приобщение воспитанников к одному из видов традиционного национального искусства – ручному ткачеству

CD 02

 

Октябрь

1-2 неделя

Инструменты для ткачества

Познакомить детей с инструментами для ткачества такими как ткацкий станок, челнок, бёрдышко, шпарутка, гребешок, нож-бральница

папки с иллюстрациями

 

3-4 неделя

Этапы выполнения ткачества, уравнительная плетенка

Формирование социально-психологической готовности к трудовой деятельности. Познакомить детей с этапами выполнения ткачества. Показать основы плетения через одну нить

 

Ноябрь

 

1-2 неделя

Плетение

Развитие ручных умений, через аппликацию создать из полосок коврик

 

3 неделя

Основа для ткачества

Формирование умений самостоятельно натянуть нить основы на раму

 

Декабрь

1-3 неделя

Коврик из тесьмы

Формирование эмоционально-познавательной сферы ребенка; продолжать формировать ручные умения детей. Усложнение работы над плетеным ковриком

Вплетение тесьмы других цветов

 

4 неделя

Как ниточка к ткачихе попала

Познакомить ребят с тем, как изготавливаются нитки

 

CD 03

 

Январь

3-4 неделя

Казачий ковер

Закрепить понятие о ткачестве и порядке его выполнения.

Развивать творчество и фантазию.

Познакомить с мотивами ковра уральских казаков. Закрепить посредством рисунка.

 

Февраль

1 неделя

Национальные ковры стран мира

Познакомить с мотивами узора национальных ковров других стран, обсудить чем они отличаются

 

 

2-3 неделя

Приемы композиции

Формировать понятие о расположении узора на ковре: угловое, центральное, по кругу, по периметру. Закрепить понятие о ритме и симметрии в узоре ковра. Аппликация.

 

Март

1 неделя

Ткачество на Руси

Приобщение детей к национальному искусству, к истории ткачества на Руси

CD 04

 

2 неделя

Ткачество в наши дни

Как менялось ткачество от древности до наших дней

CD 05

 

 

3-4 неделя

Ткачество на дощечках

Знакомство с ткачеством на дощечках, ткачество поясов. Плетение простейшего пояса.

 

Апрель

1-2 неделя

Ткачество на бердо

Знакомство с ткачеством на бёрдышке, с использованием нитей нескольких цветов

 

3-4 неделя

Сувенир 

Изготовление сувенира в виде небольшого панно с орнаментом по предложенным эскизам. Выполнение эскиза. Расчет основы. Подбор нитей для основы. Растяжка основы на раму

 

Май

1-2 неделя

Сувенир

Выполнение панно по эскизам, созданными детьми

 

3 неделя

Оформление сувенира

Изготовление кисточек для украшения панно

 

 


Содержание программы дополнительного образования по обучению ткачеству дошкольников (6 – 7 лет)

 

Месяц

Дата

Тема

Программное содержание

Цифровые образовательные ресурсы

Сентябрь

3 неделя

Инструменты и материалы для ткачества

Вспомнить, какие инструменты необходимы для ткачества

Проведение викторины «Шустрый челночок»

Иллюстрации

4 неделя

Конь – верный друг казака

Продолжать формировать у дошкольников интерес к истории уральских казаков, быту казаков посредством художественно-творческой деятельности; изготовление игрушки коня.

Иллюстрации

Октябрь

1 неделя

 

 

Ты казак, а я казачка

Познакомить детей с национальным нарядом казака и казачки

Иллюстрации

 

2 неделя

Изготовление эскиза

 

3-4 неделя

Изготовление на картонной раме казака и казачки

 

Ноябрь

 

1-2 неделя

 

 

Украшение для казачки

Изготовление тканой подвески

 

3 неделя

Оформление и украшение подвески

 

 

Декабрь

1-2 неделя

Тканая сумка

Изготовление тканой основы для сумки

 

3-4 неделя

Как ниточка к ткачихе попала

Изготовление ручки для сумки. Сшивание деталей сумки

 

 

Январь

3-4 неделя

Казачий ковер

Закрепить понятие о ткачестве и порядке его выполнения.

Изготовление ковра на круглой раме

 

Февраль

1 неделя

Проведение праздника «Казачья ярмарка»

Познакомить детей с развлечениями казаков на ярмарке

 

 

2-3 неделя

Приемы ковроплетения

Познакомить дошкольников с новыми приемами ковроплетения

Изготовление панно

 

Март

1 неделя

Казачья масленица

Проведение праздника для ребят

 

 

2 неделя

Ткачество в наши дни

Как менялось ткачество от древности до наших дней

Проведение викторины

 

3-4 неделя

Тканый пояс

Плетение пояса. Украшение его при помощи кистей.

 

Апрель

1-2 неделя

Ткачество на бердо

Ткачество на бёрдышке, с использованием нитей нескольких цветов

 

3-4 неделя

Изготовление сувенира по желанию 

Изготовление сувенира в виде небольшого панно с орнаментом. Выполнение эскиза. Расчет основы. Подбор нитей для основы. Растяжка основы на раму

 

Май

1-2 неделя

Изготовление сувенира по желанию

Выполнение панно по эскизам, созданными детьми

 

3 неделя

Оформление выставки

Оформление выставки детских работ

 


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Примерный комплект художественных материалов, пособий, инструментов и оборудования необходимые для реализации программы: ткацкие станки, челноки, нитки и др. материал необходимый для ткачества.

Бумага, основа для композиций: листы белой и тонированной бумаги, альбомы для творчества, белый и цветной картон, наборы цветной бумаги и картона, салфетки бумажные, иллюстрации, художественная литература.

Нитки разных цветов.

Художественные материалы, инструменты и их "заменители": кисти, краски, карандаши, ножницы, клей, скалки, ватные палочки, поролон, фломастеры, нитки, скотч, клеенка.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Бохан М.В. Необычный гобелен: сумки, пояса, игрушки. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 144с.: ил.

2.      Уталишвили Н.А. Эксклюзивный гобелен: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 80 с.: ил.

3.      Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Что умеют мастера. Детям о традиционной культуре Русского Севера. – Выпуск 5. – Ткачество: учебное пособие по трудовому обучению для учащихся начальной школы. – СПб.: Издательство «СМИО Пресс», 2007. – 40 с.: ил.

4.      Зариф М. Ковры: [справочник]/Мехди Зариф; пер. с ит. И. Замойской – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.; ил.

5.      Хлопцева Е.В. Гобелен: это модно: сумки, пояса, панно. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 155с.

6.      Хромова С.А. Гобелены. – М.: Профиздат, 2008. – 112с.


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

СОДЕРЖАНИЕ 1.

СОДЕРЖАНИЕ 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Шустрый челночок» (далее -

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Шустрый челночок» (далее -

Воспитательные : создать условия для полноценного и своевременного психологического развития; воспитание уважения к культуре уральских казаков и ткачеству в целом

Воспитательные : создать условия для полноценного и своевременного психологического развития; воспитание уважения к культуре уральских казаков и ткачеству в целом

Выполнять изделия с соблюдением технологических приемов

Выполнять изделия с соблюдением технологических приемов

Содержание программы дополнительного образования по ткачеству для дошкольников ( 5– 6 лет)

Содержание программы дополнительного образования по ткачеству для дошкольников ( 5– 6 лет)

Декабрь 1-3 неделя

Декабрь 1-3 неделя

Ткачество на дощечках Знакомство с ткачеством на дощечках, ткачество поясов

Ткачество на дощечках Знакомство с ткачеством на дощечках, ткачество поясов

Содержание программы дополнительного образования по обучению ткачеству дошкольников (6 – 7 лет)

Содержание программы дополнительного образования по обучению ткачеству дошкольников (6 – 7 лет)

Январь 3-4 неделя

Январь 3-4 неделя

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020