Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 15
456238, Россия, Челябинская область, город Златоуст, ул. им. М.С. Урицкого, № 17В, тел. 79 12 72
e-mail: [email protected], [email protected]; сайт: http://dou15.zlatoust.me
для детей 5 – 7 лет
срок реализации 2 года
Запольских Анна Сергеевна
воспитатель
Златоуст, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
2. Содержание программы дополнительного образования по обучению ткачеству дошкольников (5 – 6 лет) 6
3. Содержание программы дополнительного образования по обучению ткачеству дошкольников (6 – 7 лет) 9
4. Методическое обеспечение 11
5. Список литературы 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Шустрый челночок» (далее - Программа) разработана в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 29.08.2013 Г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Предложенная программа может рассматриваться как «первая ступенька» в овладении детьми дошкольного возраста простейшими приемами ткачества. Полученные на занятиях умения помогают развивать самостоятельное детское творчество. Программа направлена на развитие у детей интереса к освоению такого рукоделия как ткачество.
Направленность. Предлагаемая программа нацелена на развитие у детей творческих способностей. Работа в кружке планируется так, чтобы дети могли расширить и углубить свои знания о применении нетрадиционных техник художественного творчества.
Дети не любят однообразия, вследствие этого у них может пропасть интерес к работе, поэтому программа кружка опирается на знакомство с культурой, традициями и обычаями уральских казаков.
Большое внимание уделено практической работе совместно с педагогом так и самостоятельной. В качестве ведущей деятельности педагога с детьми используется игра и практическая работа.
Актуальность: увлекаясь новыми технологиями и достижениями мы всё дальше отдаляемся от своих исконных корней, своей истории и культуры. Для современного общества актуальной является проблема сохранения образцов народной культуры. Актуализация народной культуры является одним из вариантов сохранить самобытность нации, национальные традиции, содержащих в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия. Занятия народным декоративно-прикладным искусством в детском творческом коллективе – это путь приобщения дошкольников к истокам культуры народа, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.
Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального и творческого потенциала детей, выявление и развитие их лингвистических и специальных способностей с целью их дальнейшего самоопределения в образовательно-познавательном пространстве систем дополнительного образования.
Цель: Приобретение теоретических знаний в области художественного оформления тканых изделий и практических навыков, направленных на освоение технологий ручного ткачества, для самостоятельного творчества в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
• Дать теоретические знания о народной культуре;
• Сформировать представление об особенностях ткачества уральских казаков;
• Обучить практическим навыкам и приемам традиционного русского ткачества;
• Познакомить с основами рисунка и построения композиции;
• Дать понятие об основном виде ткачества, древнейшую символику тканого орнамента, колорите.
Развивающие: развивать мышление, память, внимание, воображение, сообразительность, волю.
Воспитательные: создать условия для полноценного и своевременного психологического развития; воспитание уважения к культуре уральских казаков и ткачеству в целом.
В основу программы положены принципы:
· доступности – темы программы, ее содержание и методы обучения соответствуют возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, уровню их развития и индивидуальным особенностям ребенка. Доступность обеспечивается самим материалом, его организацией и методикой работы с ним.
· коммуникативности – данный принцип предполагает создание условий для речемыслительной активности
· наглядности – наглядность мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к занятиям, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – материал программы может быть предложен детям c 5 до 6 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на 2 года обучения. Объем материала подобран из расчета проведения занятий по 1 занятию 1 раз в неделю.
Формы и режим занятий
В старшей группе для детей 5-6 лет образовательная деятельность «Шустрый челночок» осуществляется в форме НОД во второй половине дня после дневного сна в пределах 25 минут 1 раз в неделю. Занятия начинаются с середины сентября, в январе предусмотрены новогодние каникулы (2 недели) и заканчиваются 3 неделей мая.
В подготовительной к школе группе для детей 6-7 лет – во второй половине дня после дневного сна в пределах 30 минут 1 раз в неделю. Занятия начинаются с середины сентября, в январе предусмотрены новогодние каникулы (2 недели) и заканчиваются в конце мая. По окончании курса английского языка родителям представляют выставку детских работ.
В качестве дополнительного материала привлекаются специальные учебные мультфильмы, видеофильмы, разработанные для дошкольников.
Результаты и способы определения их результативности
Ожидаемые результаты
В конце года дети знают:
Употребляемые термины по темам:
• оборудование, инструменты, приспособления, правила ТБ, ткацкий станок, , челнок
• пояса: виды и приемы изготовления:
• Знает правила ТБ;
Знает устройство ткацкого станка и принцип его работы;
Знает последовательность заправки ткацкого станка;
В конце года дети могут:
Заправлять, изготовлять коврики на рамках
• Оформлять коврики, пояса кистями;
• Пользоваться образцами, различными наглядными пособиями при работе;
• Производить ткацкий расчет для дорожек;
• Владеет первоначальными навыками работы на ткацком станке
В конце года дети знают:
Знает употребляемые термины по темам:
Традиционный народный костюм: понева, сарафан, рубаха, одноуточное браное ткачество.
• Знает материалы и инструменты;
• Правила ТБ;
В конце года дети могут:
Подготовить станок к работе;
• Выполнять изделия с соблюдением технологических приемов
Формы подведения итогов реализации программы: педагогическое наблюдение за воспитанниками. Выставки готовых продуктов деятельности.
Содержание программы дополнительного образования по ткачеству для
дошкольников ( 5– 6 лет)
Месяц |
Дата |
Тема |
Программное содержание |
Цифровые образовательные ресурсы |
Сентябрь |
3 неделя |
Народно-прикладное творчество казаков
|
Развитие национального самосознания детей посредством приобщения к национальному искусству |
CD 01
|
4 неделя |
Роль ткачества в быту казаков |
Приобщение воспитанников к одному из видов традиционного национального искусства – ручному ткачеству |
CD 02
|
|
Октябрь |
1-2 неделя |
Инструменты для ткачества |
Познакомить детей с инструментами для ткачества такими как ткацкий станок, челнок, бёрдышко, шпарутка, гребешок, нож-бральница |
папки с иллюстрациями
|
3-4 неделя |
Этапы выполнения ткачества, уравнительная плетенка |
Формирование социально-психологической готовности к трудовой деятельности. Познакомить детей с этапами выполнения ткачества. Показать основы плетения через одну нить |
|
|
Ноябрь
|
1-2 неделя |
Плетение |
Развитие ручных умений, через аппликацию создать из полосок коврик |
|
3 неделя |
Основа для ткачества |
Формирование умений самостоятельно натянуть нить основы на раму |
|
|
Декабрь |
1-3 неделя |
Коврик из тесьмы |
Формирование эмоционально-познавательной сферы ребенка; продолжать формировать ручные умения детей. Усложнение работы над плетеным ковриком Вплетение тесьмы других цветов |
|
4 неделя |
Как ниточка к ткачихе попала |
Познакомить ребят с тем, как изготавливаются нитки
|
CD 03
|
|
Январь |
3-4 неделя |
Казачий ковер |
Закрепить понятие о ткачестве и порядке его выполнения. Развивать творчество и фантазию. Познакомить с мотивами ковра уральских казаков. Закрепить посредством рисунка. |
|
Февраль |
1 неделя |
Национальные ковры стран мира |
Познакомить с мотивами узора национальных ковров других стран, обсудить чем они отличаются
|
|
2-3 неделя |
Приемы композиции |
Формировать понятие о расположении узора на ковре: угловое, центральное, по кругу, по периметру. Закрепить понятие о ритме и симметрии в узоре ковра. Аппликация. |
|
|
Март |
1 неделя |
Ткачество на Руси |
Приобщение детей к национальному искусству, к истории ткачества на Руси |
CD 04
|
2 неделя |
Ткачество в наши дни |
Как менялось ткачество от древности до наших дней |
CD 05
|
|
|
3-4 неделя |
Ткачество на дощечках |
Знакомство с ткачеством на дощечках, ткачество поясов. Плетение простейшего пояса. |
|
Апрель |
1-2 неделя |
Ткачество на бердо |
Знакомство с ткачеством на бёрдышке, с использованием нитей нескольких цветов |
|
3-4 неделя |
Сувенир |
Изготовление сувенира в виде небольшого панно с орнаментом по предложенным эскизам. Выполнение эскиза. Расчет основы. Подбор нитей для основы. Растяжка основы на раму |
|
|
Май |
1-2 неделя |
Сувенир |
Выполнение панно по эскизам, созданными детьми |
|
3 неделя |
Оформление сувенира |
Изготовление кисточек для украшения панно |
|
Содержание программы дополнительного образования по обучению ткачеству дошкольников (6 – 7 лет)
Месяц |
Дата |
Тема |
Программное содержание |
Цифровые образовательные ресурсы |
Сентябрь |
3 неделя |
Инструменты и материалы для ткачества |
Вспомнить, какие инструменты необходимы для ткачества Проведение викторины «Шустрый челночок» |
Иллюстрации |
4 неделя |
Конь – верный друг казака |
Продолжать формировать у дошкольников интерес к истории уральских казаков, быту казаков посредством художественно-творческой деятельности; изготовление игрушки коня. |
Иллюстрации |
|
Октябрь |
1 неделя |
Ты казак, а я казачка |
Познакомить детей с национальным нарядом казака и казачки |
Иллюстрации
|
2 неделя |
Изготовление эскиза |
|
||
3-4 неделя |
Изготовление на картонной раме казака и казачки |
|
||
Ноябрь
|
1-2 неделя |
Украшение для казачки |
Изготовление тканой подвески |
|
3 неделя |
Оформление и украшение подвески
|
|
||
Декабрь |
1-2 неделя |
Тканая сумка |
Изготовление тканой основы для сумки |
|
3-4 неделя |
Как ниточка к ткачихе попала |
Изготовление ручки для сумки. Сшивание деталей сумки
|
|
|
Январь |
3-4 неделя |
Казачий ковер |
Закрепить понятие о ткачестве и порядке его выполнения. Изготовление ковра на круглой раме |
|
Февраль |
1 неделя |
Проведение праздника «Казачья ярмарка» |
Познакомить детей с развлечениями казаков на ярмарке
|
|
2-3 неделя |
Приемы ковроплетения |
Познакомить дошкольников с новыми приемами ковроплетения Изготовление панно |
|
|
Март |
1 неделя |
Казачья масленица |
Проведение праздника для ребят |
|
2 неделя |
Ткачество в наши дни |
Как менялось ткачество от древности до наших дней Проведение викторины |
|
|
3-4 неделя |
Тканый пояс |
Плетение пояса. Украшение его при помощи кистей. |
|
|
Апрель |
1-2 неделя |
Ткачество на бердо |
Ткачество на бёрдышке, с использованием нитей нескольких цветов |
|
3-4 неделя |
Изготовление сувенира по желанию |
Изготовление сувенира в виде небольшого панно с орнаментом. Выполнение эскиза. Расчет основы. Подбор нитей для основы. Растяжка основы на раму |
|
|
Май |
1-2 неделя |
Изготовление сувенира по желанию |
Выполнение панно по эскизам, созданными детьми |
|
3 неделя |
Оформление выставки |
Оформление выставки детских работ |
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Примерный комплект художественных материалов, пособий, инструментов и оборудования необходимые для реализации программы: ткацкие станки, челноки, нитки и др. материал необходимый для ткачества.
Бумага, основа для композиций: листы белой и тонированной бумаги, альбомы для творчества, белый и цветной картон, наборы цветной бумаги и картона, салфетки бумажные, иллюстрации, художественная литература.
Нитки разных цветов.
Художественные материалы, инструменты и их "заменители": кисти, краски, карандаши, ножницы, клей, скалки, ватные палочки, поролон, фломастеры, нитки, скотч, клеенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бохан М.В. Необычный гобелен: сумки, пояса, игрушки. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 144с.: ил.
2. Уталишвили Н.А. Эксклюзивный гобелен: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 80 с.: ил.
3. Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Что умеют мастера. Детям о традиционной культуре Русского Севера. – Выпуск 5. – Ткачество: учебное пособие по трудовому обучению для учащихся начальной школы. – СПб.: Издательство «СМИО Пресс», 2007. – 40 с.: ил.
4. Зариф М. Ковры: [справочник]/Мехди Зариф; пер. с ит. И. Замойской – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.; ил.
5. Хлопцева Е.В. Гобелен: это модно: сумки, пояса, панно. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 155с.
6. Хромова С.А. Гобелены. – М.: Профиздат, 2008. – 112с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.