ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»
Оценка 4.6

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

Оценка 4.6
docx
18.11.2019
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»
программа Масерская чудес.docx

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 "ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА "ПИРАМИДА"

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

 

 

 

 

Принято  на заседании                         Утверждаю

педагогического совета ЦТ                 Директор  МАУ ДО ЦТ "Пирамида"        от «____»____________201__г.                 ____________     В. А. Страшко                     

Протокол № _______________             «____»_________________201____г.            

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «Мастерская чудес»

 

 

 

 

 

Уровень программы: базовая

Срок реализации программы: 1 год (144 часа)

Возрастная категория: 3-5 лет

Вид программы: модифицированная

 

 

 

 

                                                                   Автор-составитель:

                                                                   Яцук Елена Игоревна,

                                                                   педагог дополнительного образования

 

 

 

 

Тимашевск, 2019

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

 

Пояснительная записка

 

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

Изобразительная деятельность вызывает большой интерес у ребенка дошкольного возраста. В этот период развивается способность наблюдать, всматриваться в предметы и явления окружающего мира, обогащается сенсорный опыт, совершенствуются изобразительные навыки и умения, формируются художественно-творческие способности.

Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем мире. Форма занятий по изобразительной деятельности позволяет видеть взаимосвязь аппликации со всеми сторонами воспитательной работы: чтением, рассказыванием, знакомством с окружающим миром, природой  и др.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская чудес" базового уровня и имеет художественную направленность. Она нацелена на развитие у детей творческого, познавательного и исследовательского потенциала, пространственных представлений, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.

Программа разработана на основании образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 г.         

Программа «Мастерская чудес» носит выраженный деятельностный характер, создающий возможность активного практического погружения детей в удивительный мир творчества.

Актуальность данной программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного.

Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не только обучение аппликации, рисованию, лепке, но и развитие у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская чудес» педагогически целесообразна,  так как в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь.

Отличительной особенностью данной программы от «Образовательной программы дошкольного образования», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, состоит в системе занятий, которые охватывают основные аспекты развития ребёнка, с учётом преобладания игровой деятельности в раннем возрасте.

В ходе реализации программы формируются психические процессы: развивается наглядная и слуховая память, внимание, воображение ребёнка.

Происходит формирование и развитие коммуникативных навыков: общение детей между собой и с педагогом.

Адресат программы. В объединение входят разнополые дети в количестве от 10 до 12 человек, состав группы разновозрастной от 3 до 5 лет (или  одновозрастной). Принимаются все желающие без предварительной подготовки, уровень образования: дошкольный. В объединение входят дети, проявляющие творчество, самостоятельность и инициативу; увлекающиеся рисованием, аппликацией, пластилинографией и т.д. Учащиеся, поступившие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности.

Программа «Мастерская чудес» базового уровня. Занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза по два часа) длительностью по 25 минут с двумя 10 минутными перерывами. Программа рассчитана на 1 учебный год в количестве 144 часов. Форма обучения – очная.

Программой предусмотрена индивидуально-групповая форма организации деятельности учащихся на занятиях. Занятия и виды занятия определяются содержанием программы и могут проводиться в форме игры, практических занятий, выполнения самостоятельной работы, выставки.

 

Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Проводиться стартовая диагностика (входной контроль), с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий). 

Данная программа создает условия для интенсивной социальной адаптации детей и направлена на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность, на создание комфортных условий для продуктивного усвоения учебного материала.

Основные методы обучения: объяснительно - иллюстративные, репродуктивные. Занятия проводятся в форме:  занятие - игра, игра- путешествие, урок - сказка, праздники, соревнования, конкурсы, наблюдения.

 

Цель и задачи программы:

Цель: раскрыть и развить творческие способности и задатки, заложенные в ребенке, через занятия художественным творчеством (декоративно-прикладным искусством).

Задачи:

Образовательные:

ребенок должен уметь:

- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;

- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);

- делать объемную аппликацию из цветной бумаги и картона;

- вырезать геометрические фигуры;

- составлять картинку из нескольких частей;

- рисовать кружочки, овалы, прямоугольники, проводить линии;

- лепить несложные формы;

- группировать предметы по цвету, размеру, форме;

- составлять композицию из природного материала.

ребенок должен знать:

- основы цветоведения;

- композиционные основы;

- сказочных героев;

- времена года.

 

 

 

Личностные:

 - способствовать воспитанию   дружеских    взаимоотношений   между    детьми;

- способствовать воспитанию доброжелательности, отзывчивости, аккуратности, трудолюбия, навыков здорового образа жизни, ответственности.

Метапредметные:

- развитие мотивации к художественному творчеству, потребности в саморазвитии, самостоятельности, развитие умений вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе деятельности.

В данной программе определены основные направления учебной деятельности педагога:

- аппликация;

- лепка;

- рисование.

Содержание программы

Учебный план

 

                             

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов учебных занятий

Формы аттестации\

контроля

Теоретические

Практические

1

Введение

2

2

-

беседа

2

Аппликация

46

-

46

выставка работ

3

Рисование

48

-

48

выставка работ

4

Лепка

46

-

46

выставка работ

5

Итоговое занятие

2

-

2

выставка работ

 

Всего

144

2

142

 

 

Содержание учебного плана.

 

1.Введение (2 часа)

Введение в предмет.

Правила  техники  безопасности  при  работе  с: ножницами, цветными карандашами,  клеем,  красками,  кисточками,  пластилином,  цветной бумагой. Правила ТБ   нахождения в ЦТ «Пирамида».

2. Аппликация (48 часов)

Усвоить основные приемы наклеивания: пользование кистью, клеем, салфеткой.  Умение последовательно наклеивать формы.

-Развить навыки  вырезывания:  разрезание бумаги по прямой,  по сгибам и на глаз;  вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;   вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей;  вырезывание по контуру;  создавать формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.

-Развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм.

-Строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге. Учить  составлять изображение предмета из отдельных частей, располагать предметы в сюжетной аппликации. 

3. Рисование (48 часов)

Познакомить детей с различными техниками рисования.

-Изучить  способы и приемы рисования  различными изобразительными материалами(цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).

-Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать  концом кисти мелкие пятнышки.

-Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).

Сюжетное рисование.

4. Лепка(46 часов)

- Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук, учить соизмерять силу нажима ладонью, создавать простейшие формы (шар, цилиндр, овал) и видоизменять их, создавая при этом выразительные образы; учить лепить пальцами; вытягивать или оттягивать небольшое количество пластилина для формирования деталей; создавать образы из 2-3 деталей.

5.Итоговое занятие «Здравствуй лето» (2 часа)

Планируемые результаты.

Предметные результаты

Образовательные:

ребенок  будет уметь:

- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;

- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);

- делать объемную аппликацию из цветной бумаги и картона;

- вырезать геометрические фигуры;

- составлять картинку из нескольких частей;

- рисовать кружочки, овалы, прямоугольники, проводить линии;

- лепить несложные формы;

- группировать предметы по цвету, размеру, форме;

- составлять композицию из природного материала.

ребенок будет знать:

- основы цветоведения;

- композиционные основы;

- сказочных героев;

- времена года.

Личностные:

 - сформируются   дружеские    взаимоотношения   между    детьми;

- сформируются: доброжелательность, отзывчивость, аккуратность, трудолюбие, навыки здорового образа жизни, ответственность.

Метапредметные:

- разовьется мотивация к художественному творчеству, потребность в саморазвитии, самостоятельности, развитие умений вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе деятельности.

Для определения результатов успешности овладения детьми содержанием программы используются метод педагогического наблюдения и диагностики. Первичная оценка знаний и умений детей производится при поступлении в объединение, когда проводится беседа и тестирование воспитанников, беседа с родителями. Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребёнка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения. В конце учебного года проводится диагностика познавательных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации»

 

Календарный учебный график

 

 

Дата проведения

Тема, программное  содержание

Кол-во часов

Форма проведения

Форма

контроля

план

факт

Всего

Теория

Практика

1

 

 

Введение

2

2

 

Практическое занятие

выставка

2

 

 

  Аппликация :  

выполнение аппликации

 « Букет цветов»              

2

 

2

Практическое занятие

выставка

3

 

 

Рисование :  

 выполнение рисунка

«Красавица-Осень»    

2

 

2

Практическое занятие

выставка

4

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

«Овощи, ягоды»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

5

 

 

Аппликация :   

выполнение аппликации

«Ковёр из осенних листьев»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

6

 

 

Рисование :  

выполнение рисунка

«Осенний лес»  

2

 

2

Практическое занятие

выставка

7

 

 

Лепка:  

выполнение фигурки

«Грибы для белки»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

8

 

 

Аппликация:    

выполнение аппликации

«Грибы в траве»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

9

 

 

Рисование:  

 выполнение рисунка

«Грибы на полянке»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

10

 

 

Лепка:  

выполнение фигурки

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

11

 

 

Аппликация :  

 выполнение аппликации

 «На дне морском»   

2

 

2

Практическое занятие

выставка

12

 

 

Рисование :  

выполнение рисунка

«Волшебные картинки»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

13

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

 «Братья наши меньшие»   

2

 

2

Практическое занятие

выставка

14

 

 

Аппликация  :  

выполнение аппликации

«Золотая осень»  

2

 

2

Практическое занятие

выставка

15

 

 

Рисование :  

выполнение рисунка

 «Воздушные шары»    

2

 

2

Практическое занятие

выставка

16

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

 «Посуда для кукол»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

17

 

 

Аппликация  :  

выполнение аппликации

«На  полянке»(по замыслу)

2

 

2

Практическое занятие

выставка

18

 

 

Рисование :  

выполнение рисунка

 «Помогаем птицам» 

2

 

2

Практическое занятие

выставка

19

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

«Неваляшки танцуют»  

2

 

2

Практическое занятие

выставка

20

 

 

Аппликация :  

выполнение аппликации

«Украсим шарфик узором»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

21

 

 

Рисование :  

выполнение рисунка

«Узорчатый  платок»   

2

 

2

Практическое занятие

выставка

22

 

 

Аппликация:  

 выполнение аппликации

«Рюкзачок с кармашками»  

2

 

2

Практическое занятие

выставка

23

 

 

 Лепка:  

 выполнение фигурки

«Прянички для Ванички»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

24

 

 

Рисование :  

выполнение рисунка

 «Портрет мамы»       

2

 

2

Практическое занятие

выставка

25

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

«Яблоки и груши»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

26

 

 

Аппликация  :  

выполнение аппликации

 «Зимний день»  

2

 

2

Практическое занятие

выставка

27

 

 

Рисование:  

 выполнение рисунка

«Зима пришла»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

28

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

«Новогодняя елочка»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

29

 

 

Аппликация  :  

выполнение аппликации «Украсим варежки»     

2

 

2

Практическое занятие

выставка

30

 

 

Рисование :  

выполнение рисунка

«Узоры на окне»     

2

 

2

Практическое занятие

выставка

31

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

«Лепим снеговиков»   

2

 

2

Практическое занятие

выставка

32

 

 

Аппликация :  

выполнение аппликации

«Гирлянда для елочки»  

2

 

2

Практическое занятие

выставка

33

 

 

Рисование :  

выполнение рисунка

«Зимние  забавы»     

2

 

2

Практическое занятие

выставка

34

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

«Дедушка Мороз»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

35

 

 

Аппликация  :  

выполнение аппликации

«Рождественские подарки»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

36

 

 

Рисование:  

 выполнение рисунка

«Рождество - Христово»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

37

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

«Снег идет»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

38

 

 

Аппликация  :  

выполнение аппликации

«Снеговик из ваты»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

39

 

 

Рисование :  

выполнение рисунка

«Новогодние игрушки»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

40

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

«Узоры на окне»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

41

 

 

Аппликация :  

 выполнение аппликации

«Поздравим Пап»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

42

 

 

Рисование :  

выполнение рисунка

«Портрет папы»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

43

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

«Солдат»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

44

 

 

Аппликация :  

 выполнение аппликации

«Поздравительная открытка для мужчин»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

45

 

 

Рисование :  

выполнение рисунка

«Подводная лодка»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

46

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

«Отважные парашютисты»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

47

 

 

Аппликация :  

выполнение аппликации

«Ящик с инструментами»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

48

 

 

Рисование:  

 выполнение рисунка

«Красная гвоздика»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

49

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

«Цветы для Мам»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

 

50

 

 

Аппликация :  

выполнение аппликации

«Поздравительная открытка для Мам»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

51

 

 

Рисование :  

выполнение рисунка

«Бусы и браслеты  в подарок мамочке»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

52

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

«Первые цветы»(подснежники)

2

 

2

Практическое занятие

выставка

53

 

 

Аппликация:  

 выполнение аппликации

«Весна пришла»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

54

 

 

Рисование :  

выполнение рисунка

«Подснежники»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

55

 

 

Лепка:  

выполнение фигурки

«Кормушка для птиц»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

56

 

 

Рисование :  

выполнение рисунка

«Весенняя капель»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

57

 

 

Аппликация :  

выполнение аппликации

«Космос»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

58

 

 

Рисование:  

выполнение рисунка

«Космос»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

59

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

«Улитка»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

60

 

 

Аппликация :  

выполнение аппликации

«Гирлянды из флажков»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

61

 

 

Рисование:  

 выполнение рисунка

«Тележка для мишки»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

62

 

 

Лепка:  

выполнение фигурки

«Матрешки»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

63

 

 

Аппликация :  

выполнение аппликации

«Автобус»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

64

 

 

Рисование:  

 выполнение рисунка

«Самолеты за облаками»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

65

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

«Угадай, что я слепил»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

66

 

 

Аппликация:  

выполнение аппликации

«Красная гвоздика»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

67

 

 

Рисование:  

 выполнение рисунка

«Дедам посвящается….»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

68

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

«Витамины»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

69

 

 

Аппликация:  

выполнение аппликации

«Цыплята на лугу»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

70

 

 

Рисование:  

 выполнение рисунка

«Одуванчики – цветы, словно солнышко желты»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

71

 

 

Лепка :  

выполнение фигурки

«Сказочная птица»

2

 

2

Практическое занятие

выставка

72

 

 

Итоговое занятие

(аппликация): коллективная работа

«Здравствуй лето»

 

2

 

2

Практическое занятие

выставка

 

 

 

Всего:

144

2

142

 

 

 

 

Условия  реализации  программы.

Материально-техническое обеспечение программы: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

Перечень оборудования, инструментов, материалов, необходимых для работы: цветная бумага, пластилин, белый картон, цветной картон, цветные карандаши, ластик, простой карандаш, гуашь, кисти №4, №8 (белка), доска для пластилина.

Информационное обеспечение: видео-, интернет источники, фотокарточки, наглядное пособие.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с высшим профессиональным или средним профессиональным образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации, знающий специфику ОДО. Требования к опыту практической работы не предъявляются. Необходимые умения: владеть формами и методами обучения; использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, культурно – досуговую, учебно – исследовательскую; регулировать поведение  обучающихся для обеспечение безопасной образовательной среды; реализовать современные формы и методы воспитательной работы, как на занятиях так и во внеурочной деятельности, ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей; общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их. Необходимые знания:  преподаваемый предмет; основные закономерности возрастного развития; основные методики преподавания, виды и приемы современных педагогических технологий; пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.

Педагог, имеющий (1 или высшую)  квалификационную категорию или прошедший аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

Форма аттестации.

       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская чудес» предусматривает следующие виды контроля: начальный (входящий) и текущий, промежуточную  и итоговую аттестацию.

Первоначальный контроль  проводиться для определения  уровня развития ребенка и его творческих способностей производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, беседы с родителями. Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения.

Мониторинг роста уровня обученности учащегося проводится в конце каждого учебного года (промежуточная аттестация) и по прохождении программы (итоговая аттестация). Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг знаний, приумножать умения и совершенствовать практические навыки.

Промежуточная и итоговая аттестации по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерская чудес» проводятся в формах, определенных учебным планом и являются составной частью образовательной программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг знаний, приумножать умения и практические навыки.

Формы,  методы контроля и оценки результатов усвоения программы предполагают при текущем контроле:

- педагогическое наблюдение - при выполнении практических работ обучающихся;

- опрос, контрольное задание, самостоятельная работа, 

- педагогический мониторинг -  контрольное практическое задание, диагностика, ведение журнала посещаемости.

При промежуточной аттестации: выставка работ, самостоятельная  практическая работа, открытое занятие;

При итоговой аттестации: выставка работ, самостоятельная  практическая работа, открытое занятие.

 

 

 

Критерии анализа детского изображения.

Рисование

1.                 Навыки.

1.  Сенсорные.

А) называет основные сенсорные признаки предметов.

Б) выделяет отдельные признаки предметов

В) проявляет интерес к наиболее ярким свойствам предметов.

2. Технические.

А)  правильно работает с кистью, красками, карандашами.

Б)  не всегда верно держит кисть, карандаш.

В)часто держит кисть неправильно.                                                  3.формообразующие.

А) правильно передает в рисунке форму, строение предметов,      соотношение по величине.

Б) форма предметов особенно прямоугольная неровная.

     в) не умеет изображать предметы прямоугольной формы.

2.     Цвет.

1.     Знания.

А) реальный цвет предмета;

Б) путает в названии цветов и оттенков;

В) не знает цветов спектра.

2. Цветовое решение изображения.

 а) использует сочетание цветов и оттенков;

Б) преобладание одного или двух цветов;

В) безразличен к цвету, изображение выполнено случайным цветом.

3. Уровень самостоятельности выполнения работы

     а) проявляет самостоятельность и творчество;

     б) не значительная помощь взрослого;

В) требуется активная помощь взрослого.

1.     Оценка ребенком созданного им изображения:

А) адекватна;

Б) неадекватна (завышена, занижена);

В) отсутствует.

Критерии анализа детского творчества по аппликации.

1. Навыки

     1. Технические.

А) правильно держит ножницы и действует ими;

Б)  не всегда правильно держит ножницы;

В)   не умеет пользоваться ножницами.

2. Формообразующие.

А) разрезает квадрат по диагонали, срезает углы у квадрата, прямоугольника;

Б) срезает углы у квадрата, не закругляя, а срезая резко;

В) рвет бумагу ножницами.

2.       Последовательность выполнения работы, аккуратность.

А) последовательно раскладывает  и наклеивает предметы;

Б) неаккуратно наклеивает предметы, не всегда убирая клей;

В) неаккуратно наклеивает предметы, забывает наводить порядок.

3.       Декоративное изображение

А) составляет узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, круге;

Б) неритмично оформляет геометрическими формами основу;

В) затрудняется в составлении узора.

4.  Уровень самостоятельности выполнения работы

А) проявляет самостоятельность и творчество;

     б) не значительная помощь взрослого;

     в) требуется активная помощь взрослого.

 

2.     Оценка ребенком созданного им изображения:

А) адекватна;

Б) неадекватна (завышена, занижена);

В) отсутствует.

Оценочные материалы

1.  Начальная диагностика учащихся творческого объединения «Мастерская чудес». Приложение 1  

2.Тестовые  задания к итоговой аттестации по ИЗО. Приложение 2                                

3.Тестовые задания по определению эмоционально- волевых качеств у ребенка. Приложение 3.

4. Диагностика психического состояния учащегося. Приложение 4.

Методические рекомендации

Обучение по данной программе предполагает использование различных методов и приемов обучения. Объяснительно – иллюстративный метод (беседа, рассказ, практическая работа (групповая и индивидуальная), самостоятельная работа обучающихся). Репродуктивный метод (повторение, коллективное творчество, замедленный показ). Эвристический метод (творческие находки, копилка идей, творческие проекты). Игровой. Дискуссионный. Проектный. Выбор методов обучения зависит от темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшем взаимодействии при создании положительной мотивации, актуализации интереса.

Дополнительная образовательная программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий.

• традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.);

• современных (технология проектного обучения, игровые (имитационного моделирования)технологии, здоровьесберегающие,  педагогическая мастерская, информационных, группового обучения).

Занятия могут иметь различные формы проведения: игра, конкурс,  защита творческой работы, беседа, практическое занятие, выставка, открытое занятие, мастер – класс, традиционные занятия по алгоритму:

— организационный момент-3 мин

— объяснение темы-5 мин

— практическая часть-15 мин

— подведение итогов-2 мин

• занятие-экскурсия:

— на выставку — с познавательной целью (изучение творческих достижений сверстников),

— в парк — с практической целью (сбор природных материалов

 • занятие –конкурс

-вступительное слово педагога-1 мин

-деление группы на команды-1 мин

-выполнение теоретических и практических заданий-20 мин

-подведение итогов-3 мин

• занятие с игровой основой

— организационный момент-3 мин

— объяснение темы-5 мин

— практическая часть-15 мин

— подведение итогов-2 мин

                                    Методическое сопровождение

Темы презентаций: «Весна в природе»; «Огородная страна».

Методическая разработка: Урок мужества на тему: «День освобождения города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков» «Национальный театр, как средства духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»; «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-спортивной работе с детьми дополнительного образования»; «Калейдоскоп веселья».

Виды дидактических материалов: раздаточный, наглядный, демонстрационный

Фотоматериалы и картинки к разделам: «Рисование; «Лепка»; «Аппликация».

В помощь педагогу дополнительного «Рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста».

Тематические подборки  материалов по темам: Аппликация:  выполнение аппликации «Красная гвоздика». Рисование: выполнение рисунка «Дедам посвящается….». Лепка : выполнение фигурки «Витамины». Аппликация: выполнение аппликации «Цыплята на лугу». Рисование: выполнение рисунка «Одуванчики – цветы, словно солнышко желты». Лепка : выполнение фигурки «Сказочная птица».

Учебные мастер – классы «Новогодняя игрушка домик»; «Открытка с 23 февраля, на воздушном шаре».

 

 

 

 

 

Список литературы.

Обязательная литература:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду, Младшая группа -М.: издательство «Мозаика- синтез», 2016.

3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду, Средняя группа -М.: издательство «Мозаика- синтез», 2016.

4. Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений, Младшая группа -М.: издательство «Мозаика- синтез», 2016.

5. Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений, Средняя группа -М.: издательство «Мозаика- синтез», 2016.

Интернет-Ресурсы:

Загадки про овощи и фрукты

-http://other-year.narod.ru/holiday/competition/fruit.html

Стихи про цифры-http ://www.razvitierebenka.net/index/stikhi_pro_cifry/0-409

Загадки о диких живoтныx-http://docflsh.ru/documents/zagadki-dikie-lesnye-

zhivotnye-zveri-otvet-deti-riddle-kid-chid-wild-animal

Нормативные документы:

1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04009.2014 г. № 1726 –р.

3.Приказ Минобразования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».

4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 -14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

5.Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / автор-составитель И.А. Рыбалева/.- Краснодар, 2016 года.

      

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Приложение №1

Начальная диагностика учащихся творческого объединения «Мастерская чудес».

 

1.Выполнение штриховки.

 

 

2.«Запутанные рисунки». Назови все предметы.

 

 

 

 

 

3.Раскрась нужным цветом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Приложение 2

Тестовые задания к итоговой аттестации по ИЗО.

1.Творческое задание «Дорисовывание кругов»

Задание: детям даётся альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое  задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.

Анализ результатов выполнения задания

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность»  —  количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе:

Оценка 3- высокий уровень  —  ставится тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко  - желтое, красное, зеленое; мордочки зверюшек  - заяц, мишка и т.п.) или близкого образа.  

Оценка 2 - средний уровень  —  ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круга, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.).

Оценка 1 - низкий балл —  ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).

2.Составление композиции  из геометрических фигур.

Вырезывание геометрических фигур (круг, овал, треугольник) из квадратов и прямоугольника

Картинки по запросу аппликация из геометрических фигурПохожее изображение

 

 

 

 

 

 

 

Картинки по запросу аппликация из геометрических фигур

 

 

 

 

Приложение 3

Тестовые задания по определению эмоционально- волевых качеств у ребенка.

Методика: «Два домика»

Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г. и предназначена для диагностики сферы общения ребенка.

 Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий по отношению друг к другу.

Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).

Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета. Проведение исследования: методика предназначена для обследования детей 3,5- 6 лет. Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность). «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это. Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы между прочим.) Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом. Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется. Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?!» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?» Обработка и анализ результатов: Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=317x10000:format=jpg/path/s94598840d92d0275/image/i81ac727d0377a5b2/version/1481798043/image.jpg

ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ.

Цель:  исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе Испытуемые — дети 4—7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии.

Стимульный материал представляет собой 14 рисунков размером 8,5X11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка дошкольника (или младшего школьника) ситуацию. Рис. 1 Игра с младшими детьми (Ребенок играет малышами) Рис. 2 Ребенок и мать с младенцем (Ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем) Рис. 3 Объект агрессии (Ребенок убегает от нападающего на него сверстника) Рис. 4 Одевание (Ребенок сидит на стуле и одевает ботинки) Рис. 5 Игра со старшими детьми (Ребенок играет с двумя старшими детьми) Рис. 6 Укладывание спать в одиночестве (Ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему) Рис. 7 Умывание (Ребенок умывается в ванной комнате) Рис. 8 Выговор (Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенка за что-то) Рис. 9 Игнорирование (Отец играет с малышом, ребенок стоит в одиночестве) Рис. 10 Агрессивное нападение (Сверстник отбирает у ребенка игрушки) Рис. 11 Собирание игрушек (Мать и ребенок убирают игрушки). Рис. 12 Изоляция (Двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве) Рис. 13 Ребенок с родителями (Ребенок стоит между матерью и отцом) Рис. 14 Еда в одиночестве (Ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан) Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное. Метод предъявления. Рисунки предъявляются ребенку экспериментатором в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, экспериментатор дает инструкцию следующего содержания:

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

 2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

. 3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?».

 4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) одевается».

 5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

 6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) идет спать».

 7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) в ванной».

 8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?»

. 9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?». 10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое?».

 11. Уборка игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?».

 13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

 14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) ест».

                                                                                                                        Приложение 4

Диагностика психического состояния учащегося

Методика «Символические задания на выявление «Социального – Я»

Цель: выявление самооценки  ребенка как составляющей Я-Концепции (по Б.Лонгу, Р.Зиллеру, Р.Хендерсону)

Инструкция:Экспериментатор: «Дети! Посмотрите на кружки, составляющие треугольник - это люди, окружающие вас: родители, учителя, друзья, бабушки, дедушки, просто знакомые. Нарисуйте где угодно кружок, обозначающий вас.

hello_html_588cd82a.gif

Интерпретация: Если кружок, означающий «Я», будет нарисован внутри треугольника, испытуемый воспринимает себя как часть целого

Методика «Символические задания на выявление «Социального –Я»

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерская чудес»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Мастерская чудес»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2019