Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» Октябрьского района города Барнаула
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета от «5» марта 2020 г. Протокол № 3
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО «Центр детского творчества» Октябрьского района города Барнаула ___________ В.В. Глод «5» марта 2020 г.
|
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Мир лепки»
Возраст обучающихся: 6-12 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Акимова Вера Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Барнаул,
2020
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
· Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».
· Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
· Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
· Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
· Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБУДО «ЦДТ» Октябрьского района (приказ муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Октябрьского района № 108-р. от 14.06.2019г.)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мир лепки» имеет художественную направленность и способствует выявлению и развитию художественных способностей учащихся и развитию эстетического вкуса. Лепка - это один из видов декоративно-прикладного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные или рельефные образы и целые композиции. Лепка входит в жизнь ребёнка вместе с рисованием, конструированием, разными играми, часто вплетаясь в них так, что одно занятие невозможно отделить от другого. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена необходимостью развития творческой потребности ребенка в самореализации, приобщения его к общечеловеческим ценностям.
Программа «Мир лепки» способствует развитию мелкой моторики руки, так как здесь пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. При работе с пластилином руки должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.
Отличительными особенностями программы «Мир лепки» является следующее:
- программа ориентирована на более глубокое изучение данного вида деятельности;
- в применении пластилина в качестве основного материала;
-во внедрении инновационных педагогических технологий: коллективного творческого дела, метода творческого проектирования.
Обучение включает в себя следующие основные предметы
Лепка, пластилинография.
Вид программы
Модифицированная программа.
Направленность программы
Данная общеобразовательная программа имеет художественную направленность.
Программа рассчитана на группы детей от 6 до 12 лет.
В этом возрасте учащиеся открыты для восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от педагога – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Младший и средний школьный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: лепить из пластилина – ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов – 144.
Образовательный процесс предусматривает стартовый этап. В программе закладываются основы лепки пластилиновой картины, формируются представления о различных видах лепки. Создаются условия для развития интереса и устойчивой мотивации к предлагаемому виду творчества.
Форма обучения
Очная форма обучения.
Особенности организации образовательной деятельности
Продолжительность занятия - 40 минут, между занятиями перерыв 10 минут. Количество учащихся в группе 10-15 человек. Форма работы - групповая.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: художественно-творческое развитие учащегося средствами декоративно-прикладного творчества.
Достижению поставленной цели поставлены задачи:
Образовательные (обучающие):
- познакомить учащихся с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности, с основами цветоведения и композиции;
- обучить приемам работы с пластилином;
- способствовать развитию умения строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
Развивающие:
- способствовать развитию мелкой моторики руки;
- способствовать развитию воображения, художественного вкуса.
Воспитательные:
- способствовать формированию эмоционально-положительного отношения и интереса к художественно-творческой деятельности;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность в работе.
Ожидаемые результаты
|
Стартовый уровень |
Знают:
|
- технику работы с пластилином; - правила безопасности при работе с различными инструментами и материалами; - основы цветоведения и композиции; - технику выполнения картины из пластилина; - особые приемы в работе с пластилином: «придавливание», «разглаживание», «примазывание»; - специальные термины. |
Умеют:
|
- организовать свое рабочее место; - пользоваться инструментами и приспособлениями; - смешивать краски и выстраивать композицию в работах; - копировать картинку на картон; - применять приемы лепки в работе с пластилином. |
Владеют:
|
- специальной терминологией; - навыком самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ. |
1.3. Содержание программы
«Мир лепки»
Стартовый уровень
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
Формы аттестации /контроля |
1 |
Введение |
16 |
5,5 |
10,5 |
|
1.1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
0 |
Педагогическое наблюдение |
1.2.
|
Особенности лепки из пластилина
|
3 |
0,5 |
2, 5 |
Собеседование по изученному материалу.
|
1.3.
|
Основные и производные цвета |
6
|
2
|
4
|
Практическое задание по смешиванию пластилина разных цветов. Педагогическое наблюдение |
1.4. |
Разновидности фактур |
6 |
2 |
4 |
Практическое задание по изготовлению работы с использованием различных фактур. Педагогическое наблюдение |
2 |
Освоение приемов работы с фоном |
24 |
4 |
20 |
|
2.1.
|
Лепка отдельных предметов на цветном фоне |
12 |
2 |
10 |
Практическое задание по выполнению пластилиновой картинки. Педагогическое наблюдение |
2.2. |
Натюрморт |
6 |
2 |
4 |
Практическое задание по выполнению пластилиновой картинки в жанре натюрморт. Педагогическое наблюдение |
2.3. |
Творческая мастерская |
6 |
0 |
6 |
Практическое задание по выполнению самостоятельной работы. Педагогическое наблюдение |
3 |
Лепка картин в технике мозаики |
24 |
3 |
21 |
|
3.1. |
Картинки из пластилиновых шариков |
6 |
0 |
6 |
Практическое задание по выполнению пластилиновых шариков и выкладыванию из них картинок. Педагогическое наблюдение |
3.2. |
Творческая мастерская «Осень, зима» |
6 |
0 |
6 |
Практическое задание по выполнению картин в технике мозаики. Педагогическое наблюдение |
3.3. |
Лепка картинок из жгутиков |
6 |
3 |
3 |
Практическое задание по изготовлению картинок из жгутиков. Педагогическое наблюдение |
3.4. |
Творческая мастерская «Весна, лето» |
6 |
0 |
6 |
Практическое задание по выполнению картин в технике мозаики. Педагогическое наблюдение |
4 |
Орнамент на предметах |
18 |
4 |
14 |
|
4.1. |
Разновидности орнамента |
6 |
2 |
4 |
Практическое задание по составлению орнаментов разных видов (геометрический, растительный, зооморфный). Педагогическое наблюдение |
4.2. |
Орнамент на предметах разных форм |
12 |
2 |
10 |
Практическое задание по лепке и нанесению орнамента на предметы (варежка, терем…). Педагогическое наблюдение |
5 |
Рельеф. Лепка рельефа |
14 |
2 |
12 |
|
5.1. |
Композиция в круге, квадрате |
8 |
2 |
6 |
Практическое задание по лепке рельефа, тиснение. Педагогическое наблюдение |
5.2. |
Творческая мастерская |
6 |
0 |
6 |
Практическое задание по лепке рельефа. Педагогическое наблюдение |
6 |
Лепка сюжетная |
24 |
6 |
18 |
|
6.1. |
Лепка картинок на тему сказок |
10 |
2 |
8 |
Практическое задание по изготовлению многоплановых картинок на тему сказок. Педагогическое наблюдение |
6.2. |
Творческая мастерская по сюжетной лепке |
6 |
0 |
6 |
Практическое задание по выполнению самостоятельных работ по изученной теме. Педагогическое наблюдение |
6.3. |
Многоплановые картинки |
8 |
4 |
4 |
Собеседование по изученному материалу. Практическое задание по изготовлению многоплановых картинок. Педагогическое наблюдение |
7 |
Предметно-практическая деятельность |
14 |
4 |
10 |
Выставки-конкурсы. Педагогическое наблюдение |
8 |
Познавательно-развивающая деятельность |
6 |
6 |
0 |
Беседы, игры, викторины, конкурсы. Педагогическое наблюдение |
9 |
Итоговое занятие |
4 |
2 |
2 |
Выставка творческих работ. Педагогическое наблюдение |
Итого: |
144 |
36,5 |
107,5 |
Раздел I. Введение
Тема 1.1. Вводное занятие
Теоретическая часть:
Виды декоративно-прикладного творчества.
Правила внутреннего распорядка в творческом объединении, правила поведения, правила безопасности труда. Цель и задачи образовательной программы, план работы на год. Демонстрация творческих работ учащихся, обсуждение работ.
Практическая часть:
Вводное тестирование (на мотивацию к обучению, творческий потенциал).
Форма контроля: тестирование.
Тема 1.2. Особенности лепки из пластилина
Теоретическая часть:
Свойства пластилина. Технология лепки из пластилина.
Практическая часть:
Выполнение упражнений по лепке из пластилина.
Форма контроля:
Собеседование по изученному материалу.
Тема 1.3. Основные и производные цвета
Теоретическая часть:
Организация рабочего места, понятие основных и производных цветов, принцип смешивания цветов в пластилине.
Практическая часть:
Лепка из пластилина цветового круга в виде ромашки, нахождение нужного цвета путем смешивания пластилина разных цветов.
Форма контроля:
Собеседование по изученному материалу. Практическое задание по смешиванию пластилина разных цветов. Педагогическое наблюдение.
Тема 1.4. Разновидности фактур
Теоретическая часть:
Организация рабочего места, понятие фактуры, различные варианты изготовления фактур в пластилине (процарапывание, тиснение, налепливание) и способы их использования.
Практическая часть:
Изготовление из пластилина различных фактур разными способами.
Форма контроля:
Собеседование по изученному материалу. Практическое задание по изготовлению фактур разными способами. Педагогическое наблюдение.
Раздел II. Освоение приемов работы с фоном
Тема 2.1. Лепка отдельных предметов на цветном фоне
Теоретическая часть:
Разбор цвета, понятие «фон», способы нанесения фона, знакомство с приемами, применяемыми в работе с пластилином: «придавливание», «разглаживание», «примазывание».
Практическая часть:
Организация рабочего места, рассматривание картинки, копирование рисунка на картон, работа с фоном, лепка основного изображения.
Форма контроля:
Собеседование по изученному материалу. Практическое задание по выполнению пластилиновой картинки. Педагогическое наблюдение.
Тема 2.2. Натюрморт
Теоретическая часть:
Понятие «натюрморт». Этапы выполнения натюрморта.
Практическая часть:
Выбор рисунка, копирование на картон, заполнение фона пластилином, выполнение основного изображения натюрморта на темы: «Фрукты», «Букет».
Форма контроля:
Собеседование по изученному материалу. Практическое задание по выполнению пластилиновой картинки в жанре натюрморт.
Педагогическое наблюдение.
Тема 2.3.Творческая мастерская
Теоретическая часть:
Разбор массовых ошибок, обобщение полученных знаний по теме: «Освоение приемов работы с фоном».
Практическая часть:
Самостоятельная работа учащихся над собственным проектом по лепке картинок из пластилина.
Форма контроля:
Практическое задание по выполнению картинок из пластилина (самостоятельная работа). Педагогическое наблюдение.
Раздел III. Лепка картин в технике мозаики
Тема 3.1. Картинки из пластилиновых шариков
Теоретическая часть:
Прием лепки шариков одинакового размера путем деления пластилиновой колбаски на одинаковые части, обсуждение поэтапности лепки картинок из шариков (мухомор, рыбка).
Практическая часть:
Копирование рисунка на картон, лепка шариков из пластилина, выкладывание пластилиновыми шариками нужного цвета контура рисунка, затем заполнение деталей основного изображения.
Форма контроля:
Собеседование по изученному материалу. Практическое задание по выполнению картинок в технике мозаики, из пластилиновых шариков. Педагогическое наблюдение.
Тема 3.2. Творческая мастерская
Теоретическая часть:
Обобщение полученных знаний, разбор ошибок.
Практическая часть:
Самостоятельная работа учащихся над собственными проектами картинок из пластилиновых шариков.
Форма контроля:
Практическое задание по выполнению самостоятельной работы: картинок из пластилиновых шариков. Педагогическое наблюдение.
Тема 3.3. Лепка картинок из жгутиков
Теоретическая часть:
Приемы лепки жгутиков, варианты заполнения фона и деталей изображения (снеговик, снежинка).
Практическая часть:
Копирование изображения на картон, лепка жгутиков из пластилина нужного цвета и размера, заполнение фона и деталей рисунка.
Форма контроля:
Собеседование по изученному материалу. Практическое задание по выкладыванию картинки из пластилиновых жгутиков. Педагогическое наблюдение.
Тема 3.4. Творческая мастерская
Теоретическая часть:
Обобщение полученных знаний, разбор ошибок.
Практическая часть:
Самостоятельная работа учащихся над собственными проектами картинок из пластилиновых жгутиков.
Форма контроля:
Практическое задание по выполнению самостоятельной работы: картинок из пластилиновых жгутиков. Педагогическое наблюдение.
Раздел 1V. Орнамент на предметах
Тема 4.1. Разновидности орнаментов
Теоретическая часть:
Понятие «орнамент», виды орнаментов, принципы построения орнаментов.
Практическая часть:
Отрисовка орнаментов разных видов (растительный, геометрический, зооморфный) из элементов орнамента.
Форма контроля:
Собеседование по изученному материалу. Практическое задание по составлению орнаментов разных видов (геометрический, растительный, зооморфный). Педагогическое наблюдение.
Тема 4.2. Орнамент на предметах разных форм
Теоретическая часть:
Показ и обсуждение образцов, иллюстраций.
Практическая часть:
Декорирование предметов на основе полученных знаний и умений с учетом формы предмета (варежка, терем…).
Форма контроля:
Собеседование по изученному материалу. Практическое задание по лепке и нанесению орнамента на предметы (варежка, терем…). Педагогическое наблюдение.
Раздел V. Рельеф. Лепка рельефа
Тема 5.1. Композиция в круге, квадрате
Теоретическая часть:
Понятие рельеф, знакомство с искусством жостовских мастеров, с правилами композиции, обсуждение поэтапности выполнения работы, принципы формирования цветка, приемы лепки отдельных элементов.
Практическая часть:
Выполнение эскиза, копирование рисунка на картон, работа с фоном, формирование стеблей и листьев, цветов, тиснение.
Форма контроля:
Собеседование по изученному материалу. Практическое задание по лепке рельефа, тиснение. Педагогическое наблюдение.
Тема 5.2. Творческая мастерская
Теоретическая часть:
Обобщение полученных знаний, разбор ошибок.
Практическая часть:
Самостоятельная работа учащихся над собственными проектами.
Форма контроля:
Практическое задание по выполнению самостоятельной работы. Педагогическое наблюдение.
Раздел VI. Лепка сюжетная
Тема 6.1. Лепка картинки на тему сказок
Теоретическая часть:
Чтение или пересказ сказки, обсуждение характера персонажей, приемов лепки, этапы выполнения работы.
Практическая часть:
Выполнение эскиза, копирование изображения на картон, работа с фоном, лепка основного изображения, лепка деталей, декорирование. (По мотивам сказок «Колобок», «Теремок», «Три медведя»).
Форма контроля:
Собеседование по изученному материалу. Практическое задание по изготовлению многоплановых картинок Педагогическое наблюдение.
Тема 6.2. Творческая мастерская
Теоретическая часть:
Обобщение знаний, полученных в ходе изучения раздела «Лепка сюжетная».
Практическая часть:
Самостоятельная работа учащихся над собственным проектом.
Форма контроля:
Практическое задание по выполнению самостоятельной работы, по сюжетной лепке. Педагогическое наблюдение.
Тема 6.3. Многоплановые картинки
Теоретическая часть:
Подбор картинок, обсуждение приемов лепки, подготовка материала(коробки с прозрачными крышками)
Практическая часть:
Выполнение эскиза, работа с разными планами, лепка основного изображения, лепка деталей, декорирование.
Форма контроля:
Собеседование по изученному материалу. Практическое задание по изготовлению многоплановых картинок Педагогическое наблюдение
Раздел VII. Предметно-практическая деятельность
Тема 7.1. Подготовка и участие в конкурсах и выставках
- «Весенние откровения»
- «Рождественская звезда»
- «Салют, Победа!»
- «Творенье детских рук - прекрасно»
- «Волшебная страна пластики»
Теоретическая часть: Знакомство с положениями о конкурсе.
Практическая часть:
Подготовка эскизов и выполнение творческих работ.
Форма контроля: выставки-конкурсы. Просмотр работ.
Раздел VIII. Познавательно-развивающие мероприятия
Теоретическая часть:
Беседы, викторины, игры, конкурсы.
Практическая часть:
Выполнение конкурсных заданий. Ответы на вопросы.
Форма контроля: беседы, игры, викторины, конкурсы. Просмотры работ, Педагогическое наблюдение.
Итоговое занятие
Теоретическая часть:
Награждение учащихся и родителей благодарственными письмами за учебные достижения.
Практическая часть:
Подготовка и оформление выставки творческих работ.
Форма контроля: выставка творческих работ. Просмотр работ.
Раздел IX. Итоговое занятие
Проводится 2 раза по графику (декабрь, май).
2.1. Календарно-учебный график
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Продолжительность каникул |
Дата начала |
Дата окончания |
Сроки промежуточной аттестации |
36 |
72 |
с 01.06.2020 г. по 31.08.2021 г. |
14.09.2020
|
31.05.2021 |
декабрь, май |
Материально-техническое обеспечение:
· Наличие стационарного кабинета, оснащённого, в соответствии с нормами СанПиНа, всем необходимым оборудованием.
· Материально-техническая база:
- пластилин;
- картон;
- стеки;
- глина;
- гуашь;
- кисти;
- альбом.
Информационное обеспечение
- фото, видео материалы;
- интернет источники.
Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется педагогом, имеющим высшее педагогическое образование, первую категорию.
Методическим условием при выборе формы аттестации для учащихся является возможность проверить тот результат, который хочет получить педагог. Форма аттестации должна учитывать возраст учащихся, уровень его подготовки и его индивидуальные особенности.
В зависимости от видов деятельности, педагогом выбираются формы аттестации:
- устный контроль;
- наблюдение;
- игра;
- тестирование;
- творческие проекты;
- практические задания;
- выставки, в том числе и авторские;
- защита творческих проектов;
- презентации;
- кроссворды;
- викторины.
С целью отслеживания уровня результативности по программе проводится:
- входная диагностика (в начале учебного года) Приложение 1;
- промежуточная диагностика (после изучения разделов, или в конце 1 полугодия) Приложения 2;
- итоговая диагностика (в конце учебного года) Приложения 3.
2.5. Методические материалы
Формы организации образовательной деятельности
Основной формой организации является групповое занятие.
По виду проводятся как традиционные занятия, так и не традиционные:
- практические занятия;
- занятие усвоения новых знаний, закрепления и обобщения знаний;
- занятия-импровизации;
- соревнования;
- театрализованные представления,
- мастер-класс;
- диалоги;
- экскурсии и др.
Методы обучения
Организация образовательного процесса предполагает использование различных методов обучения, в целях взаимосвязанной деятельности педагога и учащегося по обеспечению усвоения учебного материала в соответствии с задачами занятий:
Объяснительно-иллюстративный или репродуктивный метод
Это наиболее рациональный метод для подачи нового учебного материала учащимся. Один из наиболее экономных способов передачи подрастающему поколению, обобщенного и систематизированного опыта человечества. Этот метод является традиционным. Эффективно содействует отработке практических навыков, расширяет художественный кругозор в области декоративно-прикладного искусства. Является самым эффективным для формирования профессиональных навыков. Репродуктивный метод наиболее приемлемый для работы с детьми младшего школьного возраста, а также для тех, кто впервые столкнулся с декоративно-прикладным творчеством.
На занятиях по программе «Мир лепки» учащиеся выполняют задание по предлагаемому образцу – это образцы изделий учащихся прошлых лет, схемы изделий из дидактического пособия, демонстрация этапов изготовления изделия педагогом.
Проблемно-поисковый (эвристический) метод
Решает целую серию задач, проблемных ситуаций для самостоятельного определения вида деятельности. В процессе работы появляются новые идеи, возникают определенные сложности, а также способы их решения. Самостоятельный творческий поиск способствует интересным открытиям и находкам в решении новых более сложных задач.
Темы программы «Мир лепки» подразумевают для учащихся выполнение задания по собственному эскизу, самостоятельный поиск необходимого материала в различных информационных источниках (журналы, книги, Интернет и др.).
Словесный метод
Одна из форм данного метода - беседа, при которой педагог, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, используя вопросы, подводит к пониманию и усвоению новых знаний. Беседа ведется в виде диалога педагога и учащихся по вопросам изучаемой темы.
Наглядный метод
Развивает наблюдательность, изучаемый материал становится более доступным и понятным. Это рисунки, фотографии с изображением изделий народных промыслов, схемы, образцы готовых изделий как самого педагога, так и учащихся, ранее обучавшихся в объединении «Мир лепки».
Практический метод
Способствует развитию умений и навыков, творческих способностей учащихся. Метод практической работы является основным в обучении. На практических занятиях учащиеся закрепляют ранее полученные теоретические знания. Они овладевают умениями от простейших приёмов лепки из пластилина до лепки народной игрушки из глины, добиваясь высоких творческих результатов.
Метод контроля и самоконтроля
Позволяет оценить свои возможности и способности, а также способности своих товарищей
Методы воспитания
Поощрение, создание ситуации успеха, авансирование успеха.
Средства обучения – это источники получения знаний и формирование умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).
простые средства:
а) словесные – учебники и другие тексты, раздаточные материалы: наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.;
б) визуальные – реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;
сложные средства:
а) механические визуальные приборы – диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.;
б) аудиальные – проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись;
в) аудивизуальные – телевизор, видеомагнитофон, видеофильм;
г) средства автоматизации процесса обучения – компьютеры.
Педагогические технологии
В основе организации деятельности учащихся на занятиях по лепке современные образовательные технологии и методики:
Элементы системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности:
- технология выявления и развития художественного и прикладного творчества Волкова И. П.;
- технология воспитания общественного творчества или КТД, т.е. коллективное творческое дело Иванова И.П., в соответствии с которыми последовательно формируются творческие способности личности, на основе свободного выбора ребенка внеурочной деятельности;
- метод проектов, который соединяет в себе как инженерно-конструкторский аспект, так и художественно-эстетический.
- современные диагностические методики для изучения личностных, метапредметных и предметных достижений учащихся.
2.6. Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам"
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ от 20.08.2014, рег. № 33660).
5. Приказ Главного управления и молодежной политики Алтайского края от 22.09.2015 № 267-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года».
6. Приказ Главного управления по образованию и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ»
7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 « О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»).
8. Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБУДО «ЦДТ» Октябрьского района (приказ муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Октябрьского района № 108-р. от 14.06.2019г.)
1. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. -М.:Гранд, 2000. - 321 с.
2. Некрасова-Каратеева, О.Л. Учимся лепить. – М.:Основа, 2012.- 112 с.
3. Тихомирова, О.Ю. Пластилиновая картина. -М.: Просвещение, 2017.-315 с.
4. Халезова, Н.Б. Декоративная лепка. -М.: Гранд, 2010. -213 с.
для учащихся:
1. Колдина, Д.Н. Лепка с детьми. -М.: Мозаика-синтез, 2009. -224с.
2. Ращупкина, С.Ю. Лепка из пластилина для детей. Развиваем пальцы и голову.- М.: Просвещение, 2016.- 112 с.
Приложение 1
Тест – анкета
для обследования предрасположенности
ребёнка к художественному творчеству
Цель: Выявление интереса и предрасположенности к художественному творчеству.
Инструкция: На вводном занятии педагог предлагает детям ответить на несколько вопросов анкеты, используя технологию Хаана и Кафа.
Ответы оцениваются на «1» балл или «0» баллов, заносятся в таблицу
Вопросы:
1. К каким видам деятельности ты обращаешься, если хочешь выразить своё настроение?
а) лепке; б) рисунку; в) вязанию; г) вышивке; д) шитью; е) плетению; ж) бисеронизанию; з) другие виды: спорт, музыка, и т.д.
2. Что ты любишь изображать в своих рисунках?
а) людей; б) природу; в) животных; д) предметный мир (быт).
3. Назови ФИО известных тебе художников, виды народных ремесел.
ФИО ребёнка |
Прибегает к видам изобразительного искусства, чтобы выразить своё настроение (0-1 бал.) |
В своих работах отображает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуации и не зацикливается на изображении чего-то удавшегося (0-1 бал.) |
Знаком с произведениями искусства и их авторами. Проявляет интерес к ним (0-1 бал.)
|
1….. |
|
|
|
2…… |
|
|
|
И т.д. |
|
|
|
Высокий уровень: 3 балла - Имеют художественно-творческие способности, проявляют интерес к художественному творчеству постоянно.
Средний уровень: 2 балла-Имеют художественно-творческие способности, проявляют интерес к художественному творчеству, когда заинтересованы.
Низкий уровень: 1 балл - Проявляют интерес к художественному творчеству, но требуют помощи педагога в развитии художественных способностей.
По данным входной диагностики педагог может предварительно сделать анализ уровня подготовки детей и внести необходимые коррективы в процесс обучения
Приложение 2
Тест: На определение творческого потенциала учащихся:
Инструкция: Нанесите на лист несколько клякс. Дорисуйте кляксы до узнаваемых образцов. Будет хорошо, если удастся объединить образцы в единую картинку.
Обработка результатов:
Высокий уровень - 3б - кляксы дорисованы и объединены в единую картину;
Средний уровень - 2б – нарисованы более 2 клякс;
Низкий уровень - 1б – дорисована 1 клякса.
Тест: «Что мы знаем»:
Цель: Получить информацию для определения результативности процесса обучения учащихся.
Обработка результатов:
За каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл.
9б – высокий уровень;
6б – средний уровень;
3б – низкий уровень.
Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы.
Вопросы:
1. Назовите цвета спектра (цвета радуги).
2. Как называется жанр изобразительного искусства, где изображается лицо человека?
3. Назовите холодные цвета?
4. Как называется рисунок, выполненный из различных кусочков бумаги, ткани?
5. Что такое оригами?
6. Перечислите жанры изобразительного искусства.
7. Как называется картина на которой изображена природа?
8. Как называется простейшее изображение предмета?
9. Какой материал изготавливают из древесной массы?
Приложение 3
Промежуточная диагностика по лепке
Теоретическая часть
Устный опрос
Цель: Получить информацию для определения уровня теоретических знаний учащихся по пластилинографии.
Обработка результатов:
За каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл.
9-10 баллов – высокий уровень;
5-8 баллов – средний уровень;
1-3балл – низкий уровень.
Ответить на вопросы:
вопрос |
ответ |
1.Какие секреты пластилина существуют? |
Секреты пластилина: пластичность, вязкость, цветность, термолабильность. |
2.Какие приемы можно использовать при работе в технике пластилинография |
Декоративные налепы разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. |
3. Что необходимо сделать с пластилином для создания многообразия оттенков? |
Освоить прием «вливания одного цвета в другой» |
4. Какие этапы работы используются с фрагментом основного изображения? |
- 1этап: подготовка контура изображения. - 2 этап: работа с фрагментами основного изображения - 3 этап: выделение контурных линий |
5. Какие накладные детали оживляет работу? |
Трава, маленькие цветы в траве,сборный цветок, листок,лапки или когти и другие. |
6.Какие жанры изобразительного искусства вы используете? |
Натюрморт, портрет, пейзаж. |
7.Какие элементы росписи из народного творчества вы используете? |
Хохлома, Городец, дымка. |
8. Какие техники рисования пластилином применяете в своей работе? |
На картоне, пластике, стекле, обратная аппликация на прозрачной основе, трафарет, использование готовых форм (киндер-сюрприз), СД диски и др. |
9.Какую основу формообразования, вы применяете в создании композиции. |
Пластилинография. |
10.Основные этапы выполнения картины. |
Этапы создания картин 1. Подбор эскиза. Возможны следующие варианты: детям предлагается готовый эскиз; эскиз выполнен педагогом после обсуждения с детьми; каждый ребенок сам выполняет эскиз по собственному замыслу. 2. Перенос эскиза на основу (картон, ДВП, стекло и т.д.) детьми. 3. Подбор цвета пластилина, смешивание пластилина для получения необходимых тонов. 4. Выполнение фона: выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приемов на несения пластилиновых мазков. Техника нанесения мазков такова: от куска пластилина отрываем маленький, с горошину, кусочек и, приложив его к основе, размазываем в нужном направлении. Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли, круговое — при передаче образа кучевых облаков, волн, наклонное — для изображения солнечных лучей. На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка (деревья, кусты), пластилин на этой стадии не наносится. 5. Создание картины начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану. Художественные образы выполняются в двух техниках —технике мазка и технике барельефа. |
Практическая часть
Цель: Выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся по пластилинографии.
Инструкция: При проведении контроля за полугодие или год педагог проводит контрольный срез, используя при этом такие методы, как наблюдение и анализ. Данные заносятся в таблицу:
№/п |
ФИО ребенка |
Организация рабочего места |
Соблюдение техники безопасности |
Навыки работы с инструментом и материалами |
Качество изделия (соблюдение этапов лепки и росписи) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов:
Критерии промежуточной диагностики умений и навыков:
I. Организация рабочего места:
1 (балл) – не умеет организовывать;
2 – организация слабая;
3 – видит ошибки, может исправить;
4 – четкая организация.
II. Соблюдение техники безопасности:
1 (балл) – нельзя допускать к самостоятельной работе;
2 – знания не прочные, необходимо напоминать;
3 – знания не прочные, контролирует сам;
4 – соблюдает постоянно, самоконтроль.
III. Навыки работы с инструментами и материалами:
1 (балл) – не владеет, необходим контроль;
2 – делает ошибки, нужна помощь;
3 – допускает ошибки, справляется сам;
4 – имеет хороший навык работы.
IV. Качество изделия:
1 (балл) – не соответствует изделие образцу;
2 – серьезные недочеты, требует корректировки;
3 – мелкие недочеты, легко устранить;
4 – работа выполнена правильно.
12 – 16 баллов – высокий уровень
5 – 11 баллов – средний уровень
0 – 4 баллов – низкий уровень
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.