Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Ромашка»
Верхнеуфалейского городского округа
г. Верхний Уфалей, ул. Карла Маркса 21. ИНН 7402004047 ________________________________________________________________
Принята на заседании Утверждаю:_____________
Педагогического совета Заведующий Т.Ф. Бабикова
Протокол № Приказ №
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Юные художники»
Возраст обучающихся 3 – 4 года.
Срок реализации программы 1 год
Руководитель:
Шангареева Мария Ханнасовна.
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3 1.1.Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Рисование» 4 1.2. Новизна программы 5 1.3. Актуальность программы 5 1.4. Педагогическая целесообразность 6 1.5. Цели и задачи 6 1.6. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих программ 7 1.7.Возраст обучающихся 8 1.8. Срок реализации программы 8 1.9. Формы и режим занятий 8 1.10. Ожидаемые результаты и способы проверки 8 1.11. Формы подведения итогов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 9 2. Организационно-педагогические условия 10 2.1. Материально-технические условия 10 2.2. Требования к педагогическим работникам 10 2.3. Нетрадиционные техники 10 3. Учебный план 11 3.1. Учебно-тематический план
11 4. Содержание программы 12 4.1. Структура работы 13 4.2. Структура занятия 13 4.3. Приемы и методы, используемые на занятиях 13 5. Оценочные и методические материалы 14 Литература 15 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Способность к
изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает
наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни
увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок само выражается,
пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему
удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в
том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например,
какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок
собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные
идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность.
Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем
возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных
техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься
таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем
мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши
рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на
асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а
еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.
Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки
рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно
изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном
художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу
целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном
искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает
детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть
и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих
детей.
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
1.1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «РИСОВАНИЕ»
Программа имеет художественную направленность, позволяет детям старшего дошкольного возраста реализовать и развить возможности в рисовании, изображении предметов и явлений, через создание художественных образов выразить свое отношение к миру.
С раннего возраста у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. В процессе занятия изобразительной деятельностью совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции.
Такие занятия дарят детям радость познания окружающего мира. Ребенок в своих рисунках, аппликациях, поделках учится рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.
Занятия направлены на развитие у детей творчества. Под творчеством понимается деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Реализация программы предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественному развитию детей старших и подготовительных к школе групп на общепедагогических и специфических принципах. Соблюдение данных принципов при реализации программы обеспечивает сохранение и поддержку здоровья детей, их эмоциональное благополучие, личностное и интеллектуальное развитие. Интегрированность, разнообразие форм и методов, учет индивидуальных особенностей детей в освоении содержания программы способствует формированию у них любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества воспитательно-образовательного процесса.
1.2. НОВИЗНА ПРОГРАММЫ.
Новизна программы
заключается:
- в использовании нетрадиционных техник рисования, включая разнообразие
их сочетаний,
- в подходе к отбору содержательной составляющей программы,
- в использовании игровых методов и приемов, позволяющих побуждать детей придать изображаемому предмету или явлению эмоциональную окраску.
1.3. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Современное общество нуждается в творческих личностях, способных создавать новые интересные идеи, воплощённые в разнообразной продуктивной деятельности. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству, создать эмоционально - благополучную среду развития ребёнка.
1.4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.
Рисование - как один из видов изобразительной деятельности выявляет не только общие психологические черты ребенка периода дошкольного детства, но и некоторые особенности, общие для всех видов его деятельности в этот период. В связи с этим воспитательные возможности изобразительной деятельности в программе используются более широко, не сводя их к развитию умений и навыков. Изобразительная деятельность представлена как специфическая подсистема более общей системы - дошкольного детства, а воспитание, обучение и развитие ребенка в ее условиях - в теснейшей взаимосвязи с общей воспитательной работой, со всеми видами и сферами жизнедеятельности детей.
1.5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Цель: эстетическое развитие детей на основе формирования
художественно - творческих способностей через приобщение их к изобразительному
искусству.
Задачи:
Познавательные, обучающие:
1. Расширять знания детей о нетрадиционных техниках рисования (пальчиками, ладошкой, сыпучими материалами, печатками)
2. Способствовать освоению детьми средств художественной выразительности
3. Знакомить с различными художественными техниками
4. Расширять и углублять представления детей о себе, окружающем мире.
Развивающие:
1.Развивать навыки образного и ассоциативного мышления при работе над композицией рисунка
2.Развивать чувство стиля и эстетические чувства.
3.Развивать мыслительные способности на основе формирования образных представлений о природных явлениях и деятельности людей предметно - конкретного характера.
4.Развивать мелкую моторику руки ребенка при помощи отработки формообразующих движений.
5.Развивать фантазию, воображение, творческое мышлении, желание творить и доводить начатое до конца
6. Развивать навыки систематизации и классификации.
Мотивационные:
1. Развивать желание творить, используя различные материалы и техники.
2. Создать для каждого ребенка условия развития творческих способностей, фантазии, развития внутренней свободы.
3. Поднимать через желание творить и достижение результата его самооценку.
4. Удовлетворять интерес каждого ребенка в самовыражении и личностном росте.
Социально-педагогические:
1. Формировать навыки общения, партнерства, умения слышать друг друга, умения уступать, считаться с мнением других.
2.Создавать атмосферу доброжелательности, заинтересованности, сотрудничества.
Коммуникативные:
1 .Способствовать возникновению у ребенка желания общаться через использование художественных образов.
1.6. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОТ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ.
Данная программа нацелена не
только на формирование изобразительных навыков, но и на развитие речевого и
интеллектуального потенциала детей на основе использования нетрадиционных
техник рисования.
Главным содержанием видов деятельности в рамках данной программы выступает
процесс «открытие мира».
Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи: развивается речь, фантазия и воображение, вызывается желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Отбор и компоновка содержания программы обусловлены стремлением автора представить материал системно. В основу систематизации материала положены и задачи развития личности: ее когнитивной, эмоциональной, нравственно-волевой сфер.
В основу реализации программы положен деятельностный подход в решении проблем развития личности.
1.7. ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Возраст детей: дети младшего дошкольного возраста 3-4 лет.
1.8. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Октябрь 2022– май 2023
1.9. ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Проводятся фронтальные, групповые занятия.
Расписание занятий строится в соответствии с возрастными требованиями, 1 раз в неделю по подгруппам, численностью не более 15 человек по 10 – 15 минут.
1.10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ
Ожидаемые результаты программы:
К концу реализации программы дети:
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Способы проверки
Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно определить, воспользовавшись разработкой доктора педагогических наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества»
1. Форма:
3 балла - передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;
2 балла - есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
1 балл- искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
2. Композиция:
3 балла - расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
2 балла - на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;
1 балл - композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
3. Цвет:
3 балла - передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,
1 балл - цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна:
3 балла - самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;
2 балла - справляется при помощи взрослого;
1 балл - не видит образов в пятне и линиях.
1.11. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Организация выставок детских работ для родителей.
2. Творческий отчет воспитателя - руководителя кружка.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
2.1. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
Для реализации программы необходимы:
1. Помещение для проведения занятий – группа, кружковая комната.
В помещении должно быть сантехническое оборудование для набора воды для рисования, мытья принадлежностей для изобразительной деятельности.
2. Детская мебель в соответствии с САНПиН: столы для рисования, стулья, мольберты.
3. Материалы для изобразительной деятельности: бумага, краски (акварельные, гуашевые).
4. Мультимедийная установка, дидактические материалы в виде видеофильмов, презентаций.
2.2. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ.
К работе по программе допускаются педагоги, имеющие педагогическое образование, прошедшие инструктаж по охране жизни и здоровья детей, имеющие медицинское заключение о допуске к работе с детьми дошкольного возраста. Педагог обязан знать основы детской дошкольной психологии, возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, владеть методами и приемами, позволяющими реализовать задачи, поставленные в данной программе.
2.3. Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
№п/п |
Модули |
Количество занятий в год |
Длительность занятия в минутах |
Количество часов в год |
1 |
Осеннее приключение |
8 |
15 |
2 |
2 |
Зимнее приключение |
12 |
15 |
2,5 |
3 |
Весеннее приключение |
12 |
15 |
2,5 |
3.1.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Месяц |
№ занятия |
Тема занятия |
Октябрь |
1 |
«Мой любимый дождик» |
2 |
«Весёлые мухоморы» |
|
3 |
«Опята - дружные ребята» |
|
4 |
«Жёлтые листья летят» |
|
Ноябрь |
5 |
«Птички клюют ягоды» |
6 |
«Солнышко» |
|
7 |
«Ягоды на тарелочке» |
|
8 |
«Букет из осенних листьев» |
|
Декабрь |
9 |
«Виноград» |
10 |
«Зайчик» |
|
11 |
«Снежные комочки» |
|
12 |
«Маленькой ёлочке холодно зимой» |
|
Январь |
13 |
«Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) |
14 |
«Вишнёвый компот» |
|
15 |
«Украшение чайного сервиза» |
|
16 |
«Мои рукавички» |
|
Февраль |
17 |
«Красивая салфеточка» |
18 |
«Весёлый снеговик» |
|
19 |
«Снег кружится» |
|
20 |
«Кораблик для папы» |
|
Март |
21 |
«Цветы для мамы» |
22 |
«Волшебные картинки» |
|
23 |
«Весёлый осьминог» |
|
24 |
«Мое любимое животное» |
|
Апрель |
25 |
«Бабочка» |
26 |
«Божьи коровки на лужайке» |
|
27 |
«Нарядные матрешки» |
|
28 |
«Ночь и звезды» |
|
Май |
29 |
« Красивые цветы для пчелки» |
30 |
«Травка» |
|
31 |
«Одуванчик» |
|
32 |
«Сиреневый букет» |
3.2. РАБОЧИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД.
Месяц |
Кол-во |
Длительность |
Часов в месяц |
Октябрь |
4 |
60 |
1 |
Ноябрь |
4 |
60 |
1 |
Декабрь |
4 |
60 |
1 |
Январь |
4 |
60 |
1 |
Февраль |
4 |
60 |
1 |
Март |
4 |
60 |
1 |
Апрель |
4 |
60 |
1 |
Май |
4 |
60 |
1 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В основе программы лежит сюжетная линия календарного года: дети вместе со сказочными героями путешествует по временам года, рассматривает пейзажи, колористку (холодную, теплую цветовую гамму), знакомится с различными животными, сказочными героями, получая различные эмоции: радость, грусть и т.д.
Программа подводит ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет ребёнку возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.
4.1. СТРУКТУРА РАБОТЫ
1 этап:
Формирование у детей представлений о свойствах изобразительных материалов и способах изображения различных объектов.
2 этап:
Формирование навыков - практическая работа с детьми - совместная деятельность.
3 этап:
Творческая деятельность детей. (Самостоятельная активность с использованием разнообразных техник, приемов, материалов, приобретенного опыта совместной деятельности педагога с ребенком).
4 этап:
Организация выставок, участие в конкурсах и комплексных мероприятиях, проектах и др.
4.2. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Введение в тему: использование игровой мотивации, сказочных персонажей, мультимедиа и др.
2. Основная часть:
Процесс формирования представлений, навыков. Совместная деятельность педагога с ребенком в создании работы. Самостоятельная деятельность детей.
3. Заключительная часть: подведение итогов занятия.
4.3. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ
1. Методы, направленные на создание эмоционального настроя: использование музыкальных произведений, игровые приемы (игровые персонажи, игрушки, презентации), использование художественного слова.
2. Практические: упражнения, самостоятельная изобразительная деятельность, совместная практическая деятельность педагога с детьми (приемы «Рука в руке», «Я делаю - повторяй»), игровые методы (дидактические игры).
3. Словесные методы: рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, оценка (положительная оценка достижений ребенка является для него важным стимулом развития и дальнейшей деятельности).
4. Наглядные методы и приемы: наблюдения, обследование различных объектов, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
5. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Изобразительные навыки
3 балла - легко усваивает
новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами;
2 балла - испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами;
1 балл - рисует однотипно, материал использует неосознанно.
Регуляция деятельности
3 балла - адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу;
2 балла - эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности;
1 балл - безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
Уровень самостоятельности, творчества:
3 балла - выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения;
2 балла - требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла;
1 балл - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла
Шкала уровней:
0 - 8 - низкий уровень; 9 - 16 - средний уровень; 17-2 1 - высокий уровень.
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий" Р.Г. Казаковой.
2. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" И.А. Лыковой.
3. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество. А.А. Грибовской.
4. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству. Т.А. Копцева.
5. Игры с красками. Рисование в младшем возрасте. Т.В. Королёва.
6. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Н.В. Шайдурова.
7. Игры с красками. Рисование в младшем возрасте. Т.В. Королёва.
8. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Н.В. Шайдурова.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.