Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» Стартовый уровень
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» Стартовый уровень

Оценка 4.6
docx
06.11.2023
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности  «Юный художник» Стартовый уровень
Кружок Юный художник .docx

Отдел образования администрации

Ржаксинского района Тамбовской области

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Ржаксинская средняя общеобразовательная школа№1 имени Героя Советского Союза Н. М. Фролова» в п. Жемчужный Ржаксинского района Тамбовской области

 

        

 

Рекомендована к утверждению

на заседании  методического совета

МБОУ «Ржаксинская СОШ№1 им.Н.М.Фролова»

Протокол от _______________№___

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ                                                                                              Директор ________________А.В.Леонов                                                                                             Приказ от ____________ №___

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

 

«Юный художник»

Стартовый уровень

Возраст детей: 5 — 7 лет

Срок реализации: 1 год

 

Автор-составитель: Солдатова Людмила Ивановна,

педагог дополнительного образования.

 

п.Жемчужный 2020г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Н.М. Фролова» в п. Жемчужный Ржаксинского района Тамбовской области.

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник»

3. Сведения об авторах:

 

3.1. Ф.И.О., должность

Солдатова Л.И. - педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:

 

4.1. Нормативная база:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

   Порядок организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам (утвержден Приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 9 ноября 2018 г. N 196;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет».Закон РФ «Об образовании»

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Н.М. Фролова»

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

художественная

4.4. Уровень освоения

стартовый

4.5. Вид программы

модифицированная

4.6. Возраст обучающихся по программе

5 – 7лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год

 

 

 

Блок №1 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник» имеет художественную направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, получают первоначальные (стартовые) практические навыки изобразительного творчества.

Новизна программы

Новизна данной программы обусловлена  пониманием приоритетности компетентностного подхода, посредством обучения учащихся разным нетрадиционным техникам рисования по принципу нарастающего уровня сложности ( от простого к сложному).

Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать  свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность  программы заключаются в том, что развиваются у учащихся изобразительные способности, помогающие видеть и получать наслаждение от рисования. Ребенку предоставляется свобода творчества, мотивируемая педагогом, который не механически учит,а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях и чувствах. Художественно-творческая деятельность детей с применением способов нетрадиционного рисования является своеобразной психологической арт-терапией: она способствует социальной реабилитации детей, отвлекает ребенка от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, повышает самооценку ребенка.

Отличительная особенность программы

  Отличительная особенность программы заключается в том, что нетрадиционные техники рисования, используемые в программе  демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку младшего школьного возраста. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. В соответствии с инновационной моделью образования данная программа учитывает интересы, склонности детей, их индивидуальные способности при создании оптимальных условий для самовыражения в изобразительной деятельности. Задачи, решаемые на занятиях, строятся по принципу усложнения, что позволяет ребенку плавно перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Юный художник» рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста 5 – 7 лет.

Условия набора учащихся: для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Юный художник» принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.

Количество учащихся.

Количество учащихся в объединении зависит от направленности программы, определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПин.

В группе – 8 человек.

Объем и срок освоения программы.

Программа «Юный художник» стартового уровня рассчитана на один год обучения с общим количеством учебных часов –72 часа.

Формы и режим занятий: обучение по программе «Юный художник» стартового уровня проводится в очной форме и предусматривает проведение аудиторных и практических занятий, экскурсий, обобщение результатов полученных универсальных учебных действий. Занятия проводятся 4 раза в неделю. Методика организации работы дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Схема возрастного и количественного распределения учащихся по группам,  количество занятий в неделю, их продолжительность

 

Год

обучения

Количество

детей

в группах

Общее

количество

занятий

в неделю

Продолжительность

занятия, час

Общее

количество

часов

в неделю

Общее

количество

часов

в год

1

8

4

0,5x4 (20 мин)

2

72

Формы организации занятий:

-ознакомительное занятие – знакомство детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами;

-занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры, дает ребенку возможность тренировать свою зрительную память;

-тематическое занятие – работа над тематическим заданием: иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям, содействует развитию творческого воображения ребенка;

-занятие-импровизация – предоставление ребенку свободы в выборе художественных материалов и использовании различных техник, пробуждает фантазию и воображение ребенка;

-игровое занятие – стимулирования творчества детей в процессе проведения игр и конкурсов;

-комбинированное занятие – решение нескольких учебных задач.

Структура занятия.

Для успешной реализации программы необходима четкая организация работы во время занятий. Занятия состоят из следующих этапов работы:

1. Введение в художественно- творческое пространство.

2. Эмоциональное введение в художественно- изобразительную задачу и формирование темы.

3. Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости).

4. Обсуждение с детьми его работы в режиме диалога.

5. Обсуждение всех работ, выполненных на занятии, и обязательная похвала и благодарность каждому за совместную творческую деятельность.

1.2.Цели и задачи программы

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования.

Задачи программы

1.Обучающие:

-обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

-знакомить детей с пальчиковой техникой рисования, рисования ладошкой;

-формировать понятие о средствах выразительности: фактурность окраски, цвет, пятно, линия;

-учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства;

-формировать первоначальные понятия о композиции и расположении изображения на листе бумаги;

-знакомить  с нетрадиционными методами рисования.

2.Развивающие:

-развивать мотивацию к занятию изобразительным творчеством;

-развивать эстетическое восприятие;

-развивать мелкую моторику рук и глазомер;

-развивать творческие способности.

3.Воспитательные:

-воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие;

-прививать навыки коммуникативного общения;

-воспитывать ответственность при выполнении работ

1.3. Содержание программы

Учебный план программы

№ п/п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Теория

Практика

Формы

аттестации/

контроля

 

Введение (вводное занятие)

1

1

 

Собеседование

 

I.Осень золотая

23

10,5

12,5

Текущий контроль

1.1

«Экскурсия в парк».

1

0,5

0,5

1.2

«Что умеет карандаш».

1

0,5

0,5

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

1.3

«Необычные рисунки из линии».

1

0,5

0,5

1.4

«Бабочки»

1

0,5

0,5

1.5

«Летний луг»

2

1

1

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

1.6

«Осенние листья»

2

1

1

1.7

«Я шагаю по ковру осенних листьев»

2

 

0,5

 

1,5

 

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

1.8.

«Я люблю пушистое, я люблю колючее».

2

 

 

1

 

 

1

 

 

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

1.9

«Узор на разделочной доске». (Городецкая роспись)

2

1

1

1.10

«Узор на тарелочке».

 

2

1

1

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

1.11

«Моя любимая игрушка».

 

2

 

1

 

1

 

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

1.12

«Гроздь винограда».

2

1

1

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

1.13

«Первый снег».

2

1

1

 

II.Зимняя фантазия

18

9

9

 

2.1

«Волшебные снежинки».

4

2

2

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

2.2

«Зимняя ночь».

2

1

1

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

2.3

«Елочка нарядная».

2

1

1

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

2.4

«Любимый узор».

2

1

1

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

2.5

«Зимний лес»

 

2

 

1

 

1

 

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

2.6

«Лесной сторож». (филин)

2

 

1

 

1

 

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

2.7

«Пингвины на льдинах».

2

1

1

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

2.8

«Я слепил снеговика».

2

1

1

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

 

III. Весна пришла.

28

14

14

 

3.1

 «Лодочка».

 

4

 

2

 

2

 

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

3.2

«Семеновские матрешки»

 

4

 

2

 

2

 

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

3.3

«Открытка для мамы».

 

2

 

1

 

1

 

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

3.4

«Моя мама».

2

1

1

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

3.5

«Рамка для фотографии».

2

1

1

 

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

3.6

«Фантастическая планета».

2

1

1

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

3.7

«Звездное небо».

2

1

1

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

3.8

«Старинная картина».

2

1

1

3.9

 

«Расцвели цветы».

 

2

 

1

 

1

 

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

3.10

«Подснежники»

2

1

1

3.11

«Как я люблю одуванчики».

 

2

 

1

 

1

 

Текущий контроль (собеседование,  самостоятельная работа, экспозиция работ)

3.12

«Пчелки».

2

1

1

4.

Итоговое занятие

2

-

2

Промежуточный контроль (собеседование,  творческое задание, выставка)

 

Итого:

72

34,5

37,5

 

Содержание учебного плана

                     Введение (Вводное занятие.)

Теория. Ознакомление с программой. Первое знакомство со свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. Инструменты и материалы. Организация рабочего места.

                                    Раздел №1  Осень золотая

Тема№1.1: Экскурсия в парк.

Теория: Сбор и заготовка природного материала.

Практика: Аппликация из листьев «Осень золотая».

Тема№ 1.2: «Что умеет карандаш»

Теория: История создания простого карандаша. Отличительные особенности простого карандаша: по твердости, мягкости и составу графита, по «рубашке». Основные штрихи: по диагонали, по вертикали, по горизонтали, хаотичные штрихи. Динамика рисунка средствами штрихования. Цвет. Передача в рисунке цвета. Создание многочисленных оттенков цвета. Техника безопасности  работы цветными карандашами.

Практика: Выполнение графических упражнений. Штриховка в разных направлениях. Рисование формы тела ёжика хаотичными штрихами. Игра «Кто лучше? Кто быстрей?». Самостоятельная работа: раскрашивание цветными карандашами в разных направлениях. Работа по замыслу.

Тема№ 1. 3: «Необычные рисунки из линии»

Теория:  Беседа - линия – начало всех начал. Знакомство с наброском. Роль наброска в рисунке. Набросок в жанрах изобразительного искусства. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Возможности фломастера.

Практика: Игра «Кто лучше? Кто быстрей?». Самостоятельная работа: раскрашивание цветными карандашами в разных направлениях. Работа по замыслу. Использование в работе технику работы мелками.

 

Тема №1.4: «Бабочки»

 

Теория: Беседа о разновидностях бабочек, чтение рассказов.

 

Практика: Изображение бабочки приемом цветовых пятен.

Тема№ 1. 5: «Летний луг».

Теория: Вспоминаемо лете, чтение стихов о лете.

Практика: Печать по трафарету.

Тема№1.6: «Осенние листья».

Теория: Знакомство детей с техникой тиснение.

Практика: Тиснение.

Тема№1.7: «Я шагаю по ковру осенних листьев».

Теория: ТБ работы с красками. Познакомить с техникой печатания листьями.

Практика: Печать по трафарету.

Тема№1.8: «Я люблю пушистое, я люблю колючее».

Теория: Беседа о животных.

Практика:  Раскрашивания изображения тычкованием полусухой жёсткой кистью.

Тема№1. 9: "Узор на разделочной доске» (Городецкая роспись).

Теория: Познакомить с городецкой росписью, беседа.

Практика: Монотипия. Рисование пальчиками.

Тема№1. 10: "Узор на тарелочке».

Теория: Беседа с детьми о том, как составить простой узор в круге.

Практика:  Тычок жёсткой полусухой кистью.

Тема№ 1. 11: «Моя любимая игрушка».

Теория: Рассказы детей о любимых игрушках.

Практика: Рисование любимых игрушек.       

Тема№ 1.12: «Гроздь винограда».

Теория: Рассматривание иллюстраций.

Практика: Тычок жёсткой полусухой кистью.

Тема№1. 13: «Первый снег».

Теория: Рассказать детям, как изображать первый снег, используя рисование пальчиками.

Практика: Монотипия. Рисование пальчиками.

Раздел №2 Зимняя фантазия.

Тема№2.1: «Волшебные снежинки».

Теория: Чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстрации о зиме.

Практика: Монотипия. Рисование пальчиками.

Тема№2.2: «Зимняя ночь».

Теория: Чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстрации о зиме.

Практика: Рисование  трубочками.

Тема№2.3: «Елочка нарядная».

Теория: Чтение стихов и исполнение песен о елочке.

Практика: Рисование пальчиками.

Тема №2.4: «Любимый узор».

Теория: Беседа и рассматривание узоров на окне.

Практика: Рисование пальчиками.

Тема №2.5: «Зимний лес».

Теория: Беседа о зиме, рассматриваем картинки с изображением деревьев зимой.

Практика: Тычок жёсткой полусухой кистью.

Тема №2.6: «Лесной сторож» (филин)

Теория: Беседа о зимующих птицах.

Практика: Тычок мятой бумагой.

Тема №2.7: «Пингвины на льдинах».

Теория: Придумывание сказки о пингвине.

Практика: Печать поролоном.

Тема №2.8: «Я слепил снеговика».

Теория: Рассматриваем иллюстрации, сочиняем рассказ.

Практика: Обрывание и скатывание бумаги

Раздел №3 Весна пришла.

Тема №3.1: «Лодочка».

Теория: Рассказ о правилах пользования акварельными мелками.

Практика: Рисование акварельными мелками по сырому фону.

Тема №3.2: «Семеновские матрешки».

Теория: Беседа и рассказ о семеновских матрешках.

Практика: Рисование пальчиками.

Тема №3.3: «Открытка для мамы».

Теория: Слушание песен о маме.

Практика: Использование техники тычкования.

Тема №3.4: «Моя мама».

Теория: Чтение рассказа «Моя мама», обсуждение.

Практика: Рисование пальчиками.

Тема №3.5: «Рамка для фотографии».

Теория: Рассматриваем семейные фотографии, беседа.

Практика: Печать по трафарету.

Тема №3.6: «Фантастическая планета».

Теория: Чтение сказок.

Практика: Рисование  приемом кляксографии.

Тема №3.7: «Звездное небо».

Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа о звёздах.

Практика: Рисование приемом кляксографии.

Тема №3.8: «Старинная картина».

Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа о значении старинных картин.

Практика: Рисование ватными палочками.

Тема №3.9: «Расцвели цветы».

Теория: Беседа о первых весенних цветах, загадки.

Практика: Рисуем контуры цветов по папирусной бумаге.

Тема №3.10: «Подснежники».

Теория: Беседа о первых весенних цветах, загадки.

Практика: Рисование ватными палочками.

Тема №3.11: «Как я люблю одуванчики».

Теория: Сбор одуванчиков, плетение венков из них, загадки о цветах.

Практика: Рисование методом тычка.

Тема №3.12: «Пчелки».

Теория: Рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок.

Практика: Черно-белый граттаж.

IV. Итоговое занятие. Выставка

Теория: Подведение итогов. Промежуточный контроль УУД учащихся: собеседование, тестирование по изученному материалу, выполнение контрольных заданий и упражнений.

Практика: Оформление выставки рисунков, сделанных в течение года.

1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

По итогам реализации программы стартового уровня «Юный художник» ожидаются следующие результаты.

1. Личностные:

-развитие навыков коммуникативного общения учащихся со сверстниками и педагогами;

-развитие мотивации познавательных интересов;

-развитие самооценки собственной творческой деятельности;

-творческое самоопределение и самоутверждение в процессе конкурсного движения;

-рост творческого мастерства;

2. Предметные: формирование начальных компетенций детей в области изобразительного искусства.

3. Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

-умение организации рабочего места;

-умение соблюдения правил техники безопасности при работе с красками, мелками и нетрадиционными материалами;

-умение анализировать и оценивать созданные работы;

-умение работать по плану, сверять свои действия с целью, самостоятельно вносить коррективы и исправлять ошибки.

Познавательные универсальные учебные действия:

-умение выявлять признаки природных явлений, растений, животных, определять характер сказочных героев;

-умение передавать настроение и характер персонажей в рисунке;

-повышение интереса к музыке как способу выражения настроения и чувств;

-повышение интереса к природе родного края.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;

-умение вырабатывать навыки адекватной самооценки.

Учащиеся в конце года

1. должны знать:

-названия и назначение инструментов;

-названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование и применение;

-палитру цвета;

-базовые основы смешивания краски для получения новых цветов и оттенков;

-правила построения композиции;

-средства выразительности: фактурность окраски, цвет, пятно, линия;

-различные виды изобразительного искусства (живопись, натюрморт).

2. должны уметь:

-рисовать пальчиками и с помощью ладошки;

-создавать рисунки с помощью нетрадиционных техник рисования: оттиск, печатание листьями, тычок полусухой жесткой кистью, кляксография, тиснение, монотипия;

-определять на глаз размер предметов, расстояния при создании композиции;

-выполнять работы самостоятельно согласно технологии.

 

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

 

Продолжительность учебных занятий по четвертям

 

Начало четверти

Окончание четверти

Количество учебных недель

1 четверть

02.09.19

25.10.19

8

2 четверть

05.11.19

27.12.19

8

3 четверть

13.01.20

20.03.20

10

4 четверть

30.04.20

22.05.20

8

Продолжительность  каникул в течение учебного года 

 

 

Начало каникул

Окончание каникул

Количество  дней

осенние

26.10.19

04.11.19

10

зимние

30.12.19

12.01.20

14

весенние

23.03.20

29.03.20

7

летние

25.05.20

31.08.20

99

 

 

 

№ п/п

даты

Раздел

Количество часов

Форма проведения

Место проведения

Форма контроля

1.

 

 

Вводное занятие

 

1

 

Беседа

 

класс

 

Собеседование

 

2.

 

Осень золотая.

23

 Беседа, рассказ, практические занятия

класс

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа

3.

 

Зимняя фантазия.

18

Просмотр иллюстраций, беседа, практические занятия.

класс

Текущий контроль, экспозиция работ

4.

 

Весна пришла.

28

Игра, беседа, практические занятия.

класс

Текущий контроль, экспозиция работ

5.

 

Итоговое занятие

2

 

класс

Промежуточный контроль, собеседование, выполнение творческих работ, выставка рисунков.

 

 

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Материально-технические условия

         1. Кабинет, соответствующий требованиям:

-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»  (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, оснащенный раковиной с подводкой воды, мебель, соответствующая возрастным особенностям детей 6 лет);

-Госпожнадзора.

2. Оборудование

-учебная мебель: столы для теоретических и практических занятий – 10 шт., шкафы – 3 шт.;

-инструменты  и приспособления (кисти, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, сангина, угольные палочки, ватные палочки, шаблоны, карандаши, оттиски, губки, фольга, поролон, клей, пластилин, свеча, цветная бумага и картон).

3. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор.

 

Методическое обеспечение

         Диагностические материалы:

         -диагностика «Склонность к творчеству»;

         -диагностика «Твои таланты»;

         -анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса».

         Методические разработки:

-методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Развитие творческих способностей учащихся с помощью нетрадиционных техник рисования»;

-методическое пособие для родителей «Рисуем играя»;

методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Формирование личности детей с помощью нетрадиционных техник рисования»;

-экскурсии в природу «Времена года»;

-экскурсия в детскую библиотеку «Старые, старые сказки…»;

-экскурсия по родному селу «Городские виды».

 

Кадровое обеспечение

Педагоги, организующие образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Юный художник» должны иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование по специальности, связанной с изобразительным творчеством. Требования к квалификации и стажу работы не предъявляются.

 

2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

         Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной общеразвивающей программе стартового уровня «Юный художник» применяется:

Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Формы проверки: собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ.

Промежуточный контроль – проводится в конце каждого учебного года (май). Формы контроля универсальных учебных действий первого года обучения: собеседование, выполнение творческих упражнений. Формы контроля универсальных учебных действий второго года обучения: тестирование, выполнение творческого задания (создание рисунка по собственному выбору темы и техник), выставка работ.

 

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:

-журнал посещаемости творческого объединения «Юный художник»;

-рисунки для экспозиций учебных работ в различных нетрадиционных техниках рисования;

-грамоты и дипломы учащихся;

-отзывы родителей о работе творческого объединения.

Формами  отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:

-протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению промежуточной аттестации учащихся;

-протоколы по итогам конкурсов изобразительного творчества учащихся на уровне учреждения;

-приказы органов управления образования об итогах  конкурсов изобразительного творчества учащихся муниципального и регионального уровней.

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:

-творческие работы (рисунки), созданные учащимися за время освоения образовательной программы;

-участие в ученических конкурсах изобразительного творчества на уровне учреждения и муниципалитета.  

 

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня  «Юный художник» используются:

 - «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников» (методика Г.А.Урунтаевой);

         - «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества» (методика Т.С.Комаровой);

При оценке качества реализации программы применяются следующие критерии:

         -технические навыки;

         -средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.);

         -наличие замысла;

         -проявление самостоятельности;

         -оригинальность.

         Оценочные материалы программы разработаны с учетом требований к стартовому уровню освоения учебного материала и  предусматривают отслеживание уровня начальных навыков овладения изобразительной деятельностью, уровня освоения начальных теоретических навыков по изобразительному творчеству (цветоведение, композиция).

 

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Юный художник» основано на следующих принципах:

         -гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку как личности);

         -от простого - к сложному(взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы);

         -единства индивидуального и коллективного (развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий);

         -творческого самовыражения (реализация  потребностей ребенка в самовыражении);

         -психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной атмосферы);

         -индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их творческих способностей); 

         -наглядности (достижение задач при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры);

         -дифференцированного подхода (использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений с учетом возраста, способностей детей);

         -доступности и посильности (подача учебного материала соответственно развитию творческих способностей и возрастным особенностям учащихся).

         При реализации программы используется следующие методы обучения:

-словесный (беседа, рассказ, обсуждение, игра);

-наглядный (демонстрация схем, рисунков,  изобразительных работ учащихся на всевозможных выставках, конкурсах);

         -репродуктивный (воспроизводящий);

         -проблемно-поисковый (индивидуальный или коллективный способ решения проблемы, поставленной перед учащимися);

         -творческий.

         При реализации программы используется следующие методы воспитания:

         -упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);

         -мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);

         -стимулирование (создание ситуации успеха).

         Основными формами образовательного процесса являются беседы, практические занятия, экскурсии и игры. На всех этапах освоения программы используется индивидуальная, парная и коллективная формы организации процесса обучения.

         Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии разноуровневого, развивающего, компетентностно - ориентированного, индивидуального, группового обучения, коллективной творческой деятельности. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень стартовых образовательных компетенций.

 

Методическое обеспечение программы.

п/п

Наименование темы

Формы проведения занятий

Приемы и методы

Дидактический материал и ТСО

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

Беседа, игра

Словесный, наглядный

Инструкция по ТБ, правила поведения на занятии.

Собеседование

2

 

Осень золотая

Рассказ, беседа, демонстрации

Словесный наглядный

Наглядно –

иллюстрационный

материал

 

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ)

3.

Зимняя фантазия

Рассказ, беседа, демонстрации.

Словесный, наглядный, репродуктивный творческий

Наглядно –

иллюстрационный

материал

 

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ)

4.

Весна пришла.

Рассказ, беседа, демонстрации.

Словесный, наглядный, репродуктивный творческий

Наглядно –

иллюстрационный

материал

 

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ)

5.

Итоговое занятие. Выставка рисунков.

Комбинированное занятие, рассказ-беседа.

 

Репродуктивный, творческий

Наглядно –

иллюстрацион-ный

материал

 

Промежуточный контроль (собеседование, творческое задание, выставка.)

2.6.ЛИТЕРАТУРА

Для педагога:

1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 2014

2. Балбышев И. Н. Из жизни леса. – Л.,2014

3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 2016

4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2015

5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2015

6. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2016

7. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2014

8. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2014

9. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2016

10. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

11. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2015

12. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2017.

13. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2014

Для учащихся:

1. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта.

2.Лучич М.В. Детям о природе. – М., 2016

3. Маршак С. Я. Зоопарк. Л., 2014г.

4. Маяковский В. Что ни страница – то слон, то львица.

5. Сладкова Г. Рассказы. М., 2015г.

6. Утенко И. С. Зимний букет. – Л., 2016г..

7.Энцеклопедицеский словарь юного художника. – М., 2017г..

 

2.7. ГЛОССАРИЙ (понятийный словарь)

 

Акварельные краски – водно-клеевые из тонко растертых пигментов. Акварелью можно писать по сухой и по сырой бумаге.

Акцент – прием подчеркивания цветом, светом, линией и т.п. какой-нибудь детали, предмета, на которые нужно обратить внимание.

Гамма цветовая – цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения.

Гармония – связь, стройность, соразмерность. В изобразительном искусстве – сочетание форм, взаимосвязей частей или цветов. В рисунке – соответствие деталей целому, в живописи – цветовое единство.

Граттаж – нетрадиционная техника рисования. Лист натирается свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

Гуашь – водная краска, обладающая большими красящими возможностями. Краски после высыхания быстро светлеют.  Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, работы имеют матовую бархатистую поверхность.

Живопись – один из главных видов изобразительного искусства, передающий многообразное многоцветие окружающего мира.

Картина – живописное произведение, самостоятельное по назначению. Картины различаются по жанрам.

Кляксография – нетрадиционный способ рисования с помощью клякс. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем дорисовываются детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Композиция – структура произведения, согласованность его частей, отвечающая наилучшему воплощению замысла художника.

Контур – изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии.

Мазок – след кисти с краской, оставляемый на основе (холсте, картоне, бумаге и т.д.).

Монотипия – нетрадиционный прием рисования: лист бумаги складывается вдвое и на одной его половине рисуют половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Набрызг – нетрадиционный прием рисования: краска набирается на зубную щётку, ею ударяют о картон, который держится над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению окружающего человека мира вещей, композиционно организованных в одну группу. Кроме неодушевленных предметов в натюрморте могут изображаться объекты природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещи (рыба на столе, цветы в вазе и т.д.).

Пейзаж – вид, изображение какой-либо местности; в живописи, графике – жанр и отдельное произведение, в котором основной предмет изображения – природа.

Перспектива – кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии.

Печать - способ получения изображения с помощью оттиска руки или печатки.

Портрет – жанр изобразительного искусства, а также произведение, посвященное изображению определенного человека или нескольких людей. 

Рисунок – какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна.

Рисование методом тычка – кисть или ватную палочку окунают в краску и точным движением сверху вниз делают тычки по альбомному листу. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

Рисование мятой бумагой – нетрадиционная техника: смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

Рисование пальцем – нетрадиционная техника рисования: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

Тиснение(оттиск) – нетрадиционная техника рисования, под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. Листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Фон – задний план изображения. В произведениях изобразительного искусства фон может быть нейтральным, лишенным изображений или включать изображение (изобразительный фон).

Цвет – одно из основных художественных средств в живописи. Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передается посредством отношений цвета и цветовых оттенков. К основным качествам цвета относятся: цветовой тон – особенность цвета отличаться от других цветов спектра (красный, синий, желтый и др.); светосила (светлые и более темные цвета); насыщенность (интенсивность цвета).

Штрих – одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый штрих представляет собой линию, проведенную одним движением руки. Приемы работы штрихом разнообразны. Используются штрихи разной длины, силы и частоты, положенные в различных направлениях. При этом в зависимости от характера.

Эскиз – подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла. Эскиз может быть выполнен в различной технике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Календарный учебный график

Первый год обучения – стартовый уровень

 

№ п/п

Ме-

сяц

Чис-

ло

Число прове-

дения занятия

Форма занятия

Коли-

чество часов

Тема занятия

Место прове-

дения

Форма контроля

1

 

 

 

Вводное занятие.

1

Вводное занятие. Зна-

комство с группой,

программой обучения.

Класс

Анкети-

рование,

собеседо

вание

1.      Осень золотая

 

Ауди-торные

занятия

1

1.1Экскурсия в парк.

 

 

2

 

 

 

Рассказ-

беседа

0,5

Знакомство с природой

парка.

парк

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ.

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

0,5

Изготовление аппликации из листьев «Осень золотая».

Класс

 

Ауди-торные

занятия

1

1.2 Что умеет карандаш

 

3

 

 

 

Рассказ-

беседа

0,5

Познакомить с историей создания простого карандаша

Класс

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

0,5

Выполнение графических упражнений

Класс

 

Ауди-торные

занятия

1

1.3Необычные рисунки из линии»

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ.

4

 

 

 

Рассказ-

беседа

0,5

Знакомство с линией.

Класс

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

0,5

Раскрашивание цветными карандашами в разных направлениях.

Класс

 

Ауди-торные

занятия

2

1.4«Бабочки»

 

5-6

 

 

 

Рассказ-

беседа

1

Беседа о разновидностях бабочек, чтение рассказов.

 

 

Класс

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Изображение бабочки приемом цветовых пятен.

 

Класс

 

Ауди-торные

занятия

2

1. 5: «Летний луг».

 

 

7-8

 

 

 

Беседа

1

Вспоминаем о лете, чтение стихов о лете.

 

Класс

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Печать по трафарету.

 

Класс

 

Ауди-торные

занятия

2

1.6«Осенние листья»

 

9-10

 

 

 

Беседа

1

Знакомство детей с техникой тиснение.

 

Класс

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ.

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Тиснение.

 

Класс

 

Ауди-торные

занятия

2

1.7«Я шагаю по ковру осенних листьев»

 

11-12

 

 

 

Рассмат-

ривание

иллюст-

раций,

беседа

 

1

Познакомить с техникой печатания листьями

Класс

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Печать по трафарету

Класс

 

Ауди-торные

занятия

2

1.8 «Я люблю пушистое, я люблю колючее».

 

13-14

 

 

 

Рассмат-

ривание

иллюст-

раций,

беседа

1

Беседа о животных.

 

Класс

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Раскрашивания изображения тычкованием полусухой жёсткой кистью.

 

Класс

 

Ауди-торные

занятия

2

1.9 "Узор на разделочной доске» (Городецкая роспись).

 

 

15-16

 

 

 

Беседа

1

 Познакомить с городецкой росписью

Класс

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Монотипия. Рисование пальчиками.

Класс

 

Ауди-торные

занятия

2

1.10 "Узор на тарелочке».

 

17-18

 

 

 

Беседа

1

Беседа с детьми о том, как составить простой узор в круге.

Класс

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Класс

 

Ауди-торные

занятия

2

1.11«Моя любимая игрушка».

 

 

19-20

 

 

 

Беседа

1

Рассказы детей о любимых игрушках.

 

Класс

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Рисование любимых игрушек.        

 

Класс

 

Ауди-торные

занятия

2

1.12 «Гроздь винограда».

 

 

21-22

 

 

 

Рассмат-

ривание

иллюст-

раций

1

Познакомить о пользе

винограда.

Класс

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Тычок жёсткой полусухой кистью

Класс

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ.

 

Ауди-торные

занятия

2

1.13«Первый снег».

 

 

23-24

 

 

 

Рассказ-

беседа

1

Рассказать детям, как изображать первый снег, используя рисование пальчиками.

 

Класс

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Монотипия. Рисование пальчиками

Класс

2.Зимняя фантазия

 

Ауди-торные

занятия

4

2.1«Волшебные снежинки».

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ

25-28

 

 

 

Рассказ-

беседа

2

Чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстрации о зиме.

 

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

2

Монотипия. Рисование пальчиками.

 

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

2

2.2«Зимняя ночь».

 

 

 

29-30

 

 

 

Рассказ-

беседа

1

Чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстрации о зиме.

 

Класс

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, выста-

вка рисунков.

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Рисование  трубочками.

 

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

2

2.3«Елочка нарядная».

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ

31-32

 

 

 

Рассказ-

беседа

1

Чтение стихов и исполнение песен о елочке.

 

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Рисование  трубочками.

 

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

2

2.4«Любимый узор».

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ

33-34

 

 

 

Рассказ-

беседа

1

Беседа и рассматривание узоров на окне.

 

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Рисование пальчиками

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

2

2.5«Зимний лес».

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ

35-36

 

 

 

Рассказ-

беседа

1

Беседа о зиме, рассматриваем картинки с изображением деревьев зимой.

 

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

2

2.6«Лесной сторож» (филин)

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, выста-

вка рисунков

37-38

 

 

 

Рассказ-

беседа

1

Беседа о зимующих птицах.

 

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Тычок мятой бумагой.

 

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

2

2.7«Пингвины на льдинах».

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, выста-

вка рисунков

39-40

 

 

 

Рассказ-

беседа

1

Придумывание сказки о пингвине.

 

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

 Печать поролоном.

 

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

2

2.8«Я слепил снеговика».

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, выста-

вка рисунков

41-42

 

 

 

Рассказ-

беседа

1

Рассматриваем иллюстрации, сочиняем рассказ.

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Обрывание и скатывание бумаги

Класс

 

2.     Весна пришла

43-46

 

 

 

Ауди-торные

занятия

4

3.1«Лодочка».

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, выста-

вка рисунков

 

 

 

 

Рассказ-

беседа

2

Рассказ о правилах пользования акварельными мелками

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

2

Рисование акварельными мелками по сырому фону.

 

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

4

3.2«Семеновские матрешки».

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, выста-

вка рисунков

47-50

 

 

 

Рассказ-

беседа

2

Беседа и рассказ о семеновских матрешках

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

2

 Рисование пальчиками.

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

2

3.3«Открытка для мамы».

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, выста-

вка рисунков

51-52

 

 

 

 

беседа

1

 Слушание песен о маме.

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Использование техники тычкования.

 

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

2

3.4«Моя мама».

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ

53-54

 

 

 

беседа

1

Чтение рассказа «Моя мама», обсуждение

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Рисование пальчиками

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

2

3.5«Рамка для фотографии».

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ

55-56

 

 

 

Рассказ-

беседа

1

Рассматриваем семейные фотографии.

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Печать по трафарету.

 

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

2

3.6«Фантастическая планета».

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ

57-58

 

 

 

Рассказ-

беседа

1

Чтение сказок.

 

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Рисование  приемом кляксографии

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

2

3.7«Звездное небо».

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ

59-60

 

 

 

Рассказ-

беседа

1

Рассматривание иллюстраций, беседа о звёздах.

 

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Рисование приемом кляксографии.

 

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

2

3.8«Старинная картина».

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ

61-62

 

 

 

Рассказ-

беседа

1

Рассматривание иллюстраций, беседа о значении старинных картин

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Рисование ватными палочками.

 

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

2

3.9«Расцвели цветы».

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ

63-64

 

 

 

Рассказ-

беседа

1

Беседа о первых весенних цветах, загадки.

 

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Рисуем контуры цветов по папирусной бумаге.

 

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

2

3.10 «Подснежники».

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ

65-66

 

 

 

Рассказ-

беседа

1

Беседа о первых весенних цветах, загадки.

 

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Рисование ватными палочками

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

2

3.11«Как я люблю одуванчики».

 

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ

67-68

 

 

 

Рассказ-

беседа

1

Сбор одуванчиков, плетение венков из них, загадки о цветах.

 

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Рисование методом тычка.

 

Класс

 

 

Ауди-торные

занятия

2

3.12«Пчелки».

 

Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо-

зиция работ

69-70

 

 

 

Рассказ-

беседа

1

Рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок.

 

Класс

 

 

 

 

 

Практи-

ческое

занятие

1

Черно-белый граттаж.

 

Класс

 

71-72

 

 

 

Рассказ-

беседа.

Комби-

рованное

занятие

2

Итоговое занятие

Класс

Промежуточный контроль, собеседование, выполнение творческих работ, выставка рисунков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

Диагностический материал

 

Дорисуй рисунок

Цель: определение уровня развития образного воображения

Материалы: несколько листов бумаги размером 10 на 15 с изображением некоторой фигуры. Если вы проводите диагностику в группе, то желательно иметь несколько вариантов фигур.

Инструкция ребенку

  • Используя нарисованные изображения, постарайтесь придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Посмотри на него внимательно, подумай и дорисуй его так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Можешь поворачивать рисунок, как тебе захочется. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок.
  • Если ребенок затрудняется в рисовании первого рисунка, можно помочь ему следующим образом: «Посмотри, вот я при думала такую картинку (дорисовать и назвать), теперь ты тоже что-нибудь придумай, но не как у меня, а что – нибудь другое.
  • После того как ребенок выполнил первый рисунок, необходимо его поправить( если он неправильно понял задание, сделал ошибку). Если ошибки нет, то ребенок рисует другие рисунки.
  • Если он начинает рисовать однотипные рисунки  необходимо остановить его и сказать: «Цветы ты уже рисовал, придумай что-нибудь другое.»
  • Выполнение задания прекращается, если ребенок не может больше ничего придумать: отказывается продолжать или рисует просто узоры, или начинает повторять то, что уже рисовал ранее.
  • Нельзя задавать ребенку наводящие вопросы: « Что бывает круглое?», Что светит на небе?» или «посмотри вокруг, что ты видишь, похожее на эту фигуру?». Иначе мы будем диагностировать нечто другое, но неуровень развития воображения.


К ошибкам можно отнести следующее:


Ребенок нарисовал букву или какую – либо геометрическую фигуру (например: «Это квадрат»);

Ребенок нарисовал узор (на вопрос «Что это?» ребенок отвечает:«Просто так» или «Это узор такой»);

Рисунок находится в стороне от заданной фигуры;

Не все детали фигуры задействованы в рисунке (на вопрос: «А что это значит на твоей картинке?» ребенок отвечает: «ничего, просто так».

Задание по рисованию (творчество и исполнительство).

Тема: «Моя семья»

Тема: «Чем я люблю заниматься»

Детям предлагаются различные изобразительные материалы: краски с

кисточками, карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры.

Анализ.

В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественнообразную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Уровни художественного развития:

Высокий уровень(3 балла) — дети
способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень(2 балла) — в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют

техническими навыками.
Низкий уровень(1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Рисование.

Игровое упражнение: «Нарисуй что запомнил!»

Цель: выявить умение изображать предметы по памяти. Определить уровень наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Задание 2. Рисование.

Беседа-демонстрация «Как еще это можно использовать?»

Цель: выявить уровень внимания детей к новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью – до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения.

Наблюдение 1. Рисование.

«Владение карандашом».

Цель:  определить уровень владения карандашом при выполнении линейного рисунка, при плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально).

Задание 3. Рисование.

Игра «Закрой глаза – послушай музыку -  представь и нарисуй!»

Цель: выявить умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка.

Наблюдение 2. Рисование

«Сюжетное рисование».

Цель: выявить умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план).

Наблюдение 3. Рисование

«Декоративное рисование». 

Цель: выявить умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, мезенская роспись и др.). Выявить умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Выявить умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

Диагностика позволяет оценить динамику развития художественных  навыков и умений на начало и конец учебного года, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных упражнений для формирования необходимых навыков и умений, либо скорректировать работу на овладение определенными навыками и художественными умениями.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Отдел образования администрации

Отдел образования администрации

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 1

Блок №1 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Блок №1 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Отличительная особенность программы заключается в том, что нетрадиционные техники рисования, используемые в программе демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов

Отличительная особенность программы заключается в том, что нетрадиционные техники рисования, используемые в программе демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов

Схема возрастного и количественного распределения учащихся по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность

Схема возрастного и количественного распределения учащихся по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность

Обсуждение с детьми его работы в режиме диалога

Обсуждение с детьми его работы в режиме диалога

Содержание программы Учебный план программы № п/п

Содержание программы Учебный план программы № п/п

Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) 1

Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ) 1

Я слепил снеговика».211Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ)

Я слепил снеговика».211Текущий контроль (собеседование, самостоятельная работа, экспозиция работ)

Звездное небо». 2 1 1

Звездное небо». 2 1 1

Практика: Выполнение графических упражнений

Практика: Выполнение графических упражнений

Тема№1. 9: "Узор на разделочной доске» (Городецкая роспись)

Тема№1. 9: "Узор на разделочной доске» (Городецкая роспись)

Практика: Рисование пальчиками

Практика: Рисование пальчиками

Теория : Слушание песен о маме

Теория : Слушание песен о маме

Теория : Сбор одуванчиков, плетение венков из них, загадки о цветах

Теория : Сбор одуванчиков, плетение венков из них, загадки о цветах

Познавательные универсальные учебные действия: -умение выявлять признаки природных явлений, растений, животных, определять характер сказочных героев; -умение передавать настроение и характер персонажей в рисунке; -повышение интереса…

Познавательные универсальные учебные действия: -умение выявлять признаки природных явлений, растений, животных, определять характер сказочных героев; -умение передавать настроение и характер персонажей в рисунке; -повышение интереса…

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

Раздел Количество часов

Раздел Количество часов

Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор

Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются: -журнал посещаемости творческого объединения «Юный художник»; -рисунки для экспозиций…

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются: -журнал посещаемости творческого объединения «Юный художник»; -рисунки для экспозиций…

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Юный художник» основано на следующих принципах : -гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку…

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Юный художник» основано на следующих принципах : -гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку…

Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии разноуровневого, развивающего, компетентностно - ориентированного, индивидуального, группового обучения, коллективной творческой деятельности

Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии разноуровневого, развивающего, компетентностно - ориентированного, индивидуального, группового обучения, коллективной творческой деятельности

Итоговое занятие. Выставка рисунков

Итоговое занятие. Выставка рисунков

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет:

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет:

Кляксография – нетрадиционный способ рисования с помощью клякс

Кляксография – нетрадиционный способ рисования с помощью клякс

Листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка

Листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Календарный учебный график

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Календарный учебный график

Выполнение графических упражнений

Выполнение графических упражнений

Беседа1Знакомство детей с техникой тиснение

Беседа1Знакомство детей с техникой тиснение

Беседа 1 Познакомить с городецкой росписьюКласс

Беседа 1 Познакомить с городецкой росписьюКласс

Практи- ческое занятие 1Монотипия

Практи- ческое занятие 1Монотипия

Зимняя ночь». 29-30

Зимняя ночь». 29-30

Рисование пальчикамиКласс

Рисование пальчикамиКласс

Класс Практи- ческое занятие1

Класс Практи- ческое занятие1

Рассказ- беседа2Беседа и рассказ о семеновских матрешкахКласс

Рассказ- беседа2Беседа и рассказ о семеновских матрешкахКласс

Рамка для фотографии». Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо- зиция работ 55-56

Рамка для фотографии». Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо- зиция работ 55-56

Старинная картина». Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо- зиция работ 61-62

Старинная картина». Текущий контроль, собеседование, самостоятельная работа, экспо- зиция работ 61-62

Класс Практи- ческое занятие1Рисование ватными палочкамиКласс

Класс Практи- ческое занятие1Рисование ватными палочкамиКласс

Рассказ- беседа. Комби- рованное занятие 2

Рассказ- беседа. Комби- рованное занятие 2

Приложение. Диагностический материал

Приложение. Диагностический материал

Ребенок нарисовал букву или какую – либо геометрическую фигуру (например: «Это квадрат»);

Ребенок нарисовал букву или какую – либо геометрическую фигуру (например: «Это квадрат»);

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Задание 1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Задание 1

Цель: выявить умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, мезенская роспись и др

Цель: выявить умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, мезенская роспись и др

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» Стартовый уровень

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности  «Юный художник» Стартовый уровень
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023