Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Проектория"

  • pdf
  • 03.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ДООП Проектория.pdf

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Проектория»

   

 

Направленность: художественная


Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 10–18 лет Срок реализации: 1 год 

 

 

        

Автор-составитель:

Биттирова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования

 

 

 

с.п. Яникой 2019 г.

Пояснительная записка

Время диктует свои требования к уровню готовности человека реагировать на вызовы современного мира. Конкурентоспособность выпускника школы – одна из ключевых категорий Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации. Способность конкурировать выступает основным условием профессиональной и социальной успешности человека. Данное условие обеспечивается не только качеством образования, но и степенью реализации личностного, в том числе творческого, потенциала. Обновленный подход к обучению и воспитанию будущих граждан, учитывающий обозначенные приоритеты, стал основой стратегии развития государственной системы образования на ближайшее десятилетие и воплотился посредством разработки национальных и федеральных проектов. 

Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, а так же воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. 

Для достижения указанных целей в ряду поставленных задач выделяется формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодѐжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Одним из инструментов решения данной задачи является федеральный проект «Успех каждого ребенка», открытый в рамках национального проекта «Образование». Цель проекта определяется как формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию. Реализация поставленной цели осуществляется через обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.

Таким образом, дополнительное образование детей  как особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка, выступает полноценным инструментом развития конкурентоспособной, гармоничной и социально ответственной личности, демонстрирующей высокий творческий потенциал и необходимые профессиональные навыки. 

Данная программа разработана на основании следующих нормативноправовых актов:

1.     Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ―Об образовании в Российской Федерации‖ с изменениями и дополнениями от 25 декабря 2018г.

2.     Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 ―Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам‖

3.     Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №09-3242 от 18 ноября 2015г. «О направлении информации и Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»

4.     Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р 

5.     Распоряжение Министерства просвещения РФ от 23 сентября 2019г. № 97 «Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»

6.     Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в редакции протокола заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07 декабря

2018г. № 3

7.     СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Каждый человек, прокладывая свой жизненный путь, реагируя на постоянно меняющиеся реалии современного мира, в любой деятельности стремится к успеху. Обязательным условием создания ситуации успеха является четкое владение не только предметными знаниями, но и высоким уровнем развития личностных качеств, коммуникативных, регулятивных, познавательных навыков. Освоить перечисленные умения и реализовывать их в практической деятельности во всех сферах частной и профессиональной жизни позволяет метод проектов. 

Актуальность обучения проектной деятельности заключается в формировании у учащихся навыков четкой постановки цели и ее поэтапного достижения с последующим представлением результатов своей деятельности, т.е. развитие конкурентоспособности и свободы творческого самовыражения.

Основная цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Проектория», реализуемой на базе МКОУ «СОШ им. А.Ю. Байсултанова» с.п. Яникой Чегемского муниципального района – самоопределение учащихся через формирование ключевых компетентностей (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Образовательные (ориентированы на предметные результаты деятельности учащихся):

-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; 

-дать представление о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов;

-научить определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;  -обозначить критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты, делать выводы; 

-дать представление о рисках, их возникновении и преодолении; -научить проводить рефлексию своей деятельности.

Развивающие (ориентированы на достижение учащимися метапредметных результатов):

-формировать универсальные учебные действия; 

-расширять кругозор; 

-обогащать словарный запас, развивать речь и дикцию школьников; 

-развивать творческие способности; 

-развивать умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;

-развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы; 

-на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Воспитательные (ориентированы на достижение личностных результатов): -способствовать повышению личной уверенности у каждого участника

проектного обучения, его самореализации и рефлексии; 

-развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; 

-вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;  -дать возможность учащимся проявить себя.

 Для достижения поставленной цели и решения обозначенных задач важно правильно определить тип проекта. По продолжительности выполнения проектные работы делятся на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. На ознакомительном этапе целесообразно рассматривать краткосрочные проекты, чтобы разработчик смог сразу увидеть результат совей деятельности, обозначить и оперативно ликвидировать затруднения. 

 Проекты также имеют классификацию в соответствии с доминирующим в работе методом. 

Исследовательские проекты  требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Исследование предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

В ролевых, игровых проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция, дизайнерский проект, арт-объект, предмет декоративно-прикладного искусства, рисунок, плакат и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее), презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентировочные (прикладные) проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

В связи с разнообразием проектной деятельности в диапазоне от научного исследования до декоративно-прикладного искусства, направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Проектория» представляет собой интеграцию художественной, естественнонаучной и технической линий. Однако, при условии преобладания творческих проектов, художественная направленность принимается как ведущая. 

 

Планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение основам проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

        -владение     основами     самоконтроля,     самооценки,     принятия     решений     и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: -сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы еѐ решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. 

-сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Адресат программы дополнительной общеразвивающей программы «Проектория» - учащиеся в возрасте от 10 до 18 лет. Учебные группы наполняемостью 10-15 человек занимаются 3 академических часа в неделю. Срок реализации программы – 1 учебный год. В связи с запуском проекта с ноября 2019 года срок реализации программы  в 2019-2010 учебном году сокращен с 36 до 29 учебных недель (87 часов). 

Каждый тематический блок состоит из теоретической и практической части, где учащиеся подробно отрабатывают все этапы проектно-исследовательской деятельности, заключительный блок предоставляет возможность самостоятельно разработать учебный проект от постановки проблемы до финальной защиты, применив на практике полученные знания. 

Содержание программы

Раздел 1. От проблемы к цели (9 ч).

Теория (6 ч).  С чего начинать проект – постановка проблемы. Проблема, объект исследования. Способы познания мира. Наблюдения, эксперимент, опыт. 

Практика (3 ч).  Умение составлять вопросы (вопрос, ответ). Гипотеза, прогнозирование (гипотеза, вопрос, ответ).

Раздел 2. Наблюдение и эксперимент (9 ч).

Теория (6 ч).  Наблюдение  и эксперимент, их отличия и разновидности.

Статистическое и динамическое наблюдение. 

Практика (3 ч).  Краткосрочный и длительный эксперимент. Выбор способа сбора данных.

Раздел 3. Работа с информацией (3 ч).

Теория (1 ч).  Источники информации, методы поиска и отбора данных. 

Практика (2 ч).  Работа с книгой, со справочной литературой, с электронным изданием.

Раздел 4. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (18 ч). Теория (6 ч).  Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. 

Практика       (12    ч).      Анкетирование.   Эксперимент.      Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных. 

Раздел 5. Сам себе эксперт (12 ч).

Теория (4 ч).  Понятия эталона, критерии оценки.

Практика (8 ч).   Оценка продукта проектной деятельности, экологическая, экономическая оценка, самооценка. Раздел 6. Как работать вместе (6 ч).

Теория (2 ч).  Понятие команды, правила командного поведения, роли участников группового взаимодействия. 

Практика (4 ч).  Основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него.

Раздел 7. Основы риторики и публичного выступления (9 ч).

Теория (4 ч).  Стратегия успешного выступления, отличие устной  речи от письменной речи. Использование ресурсных возможностей. 

Практика (5 ч).  Нормы речи при публичном выступлении.

Раздел 8. Практический блок (21 ч).

Теория (3 ч).  Планирование работы над проектами. 

Практика (18 ч). Самостоятельная разработка проекта от постановки цели до защиты. Оформление презентации. Оформление работ, рецензирование. Защита проектов.

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности 

(на уровне учебных действий)

1

От проблемы к цели.

9

Уметь распознавать ситуацию по ее

 

 

 

 

признакам, характеризовать желаемую ситуацию. Уметь обозначать проблему, формулировать цель на основании проблемы, формировать план деятельности.

2

Наблюдение и эксперимент.

9

 Получить представление о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной информации, их отличиях и разновидностях; опыт описания наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения простейших параметров объекта, обработки  обсуждения результатов; анализировать опыт

планирования наблюдений и экспериментов на основе поставленных задач; опыт выбора способа сбора эмпирических данных в соответствии с целью проекта.

3

Работа с каталогами.

3

Получить представление о структуре каталогов, об оформлении карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки. Уметь самостоятельной работать с каталогами в библиотеке. В том числе с электронными. Уметь пользоваться каталогами; устранять ошибки, допущенные при поиске информации.

4

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности.

18

Получить представление о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной информации, их отличиях и разновидностях; опыт описания наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения простейших параметров объекта, обработки  обсуждения результатов; анализировать опыт

планирования наблюдений и экспериментов на основе поставленных задач; опыт выбора способа сбора эмпирических данных в соответствии с целью проекта.

 

5

Сам себе эксперт.

12

Получить представление о процессе контроля, об оценке, отметке, оценочных шкалах; получить опыт деятельности в роли эксперта, рефлексии по поводу собственной оценочной деятельности; самооценки своей деятельности и ее результатов; научиться проводить оценку с использованием эталона; оценивать сильные и слабые стороны своей деятельности.

6

Как работать вместе.

6

Уметь включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы; обозначать затруднения в командной работе и обращаться за помощью (если не способны сами устранить затруднения); разделять ответственность в процессе коллективного труда.

7

Основы риторики и публичного выступления

9

Планировать и управлять своей

познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях, уметь ясно излагать и оформлять выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументировано ответить на вопросы.

8

Практический блок.

21

 

Обозначить проблему, сформулировать цель на основании проблемы, сформировать план деятельности, самостоятельно использовать справочную литературу, каталоги для сбора нужной информации; провести опрос, интервью, исследование, эксперимент; оценить сильные и слабые стороны своей деятельности; представить продукт своей деятельности.  

Итого:

87

 

 

Формы аттестации 

 Текущий контроль на занятиях осуществляется регулярно в виде индивидуальных заданий для каждого учащегося с последующим контролем, анализом и устранением причин затруднений. Это позволяет оперативно оценить уровень достижения учащимися планируемых результатов. 

По мере завершения изучения каждого теоретического раздела учащиеся должны выполнить самостоятельную, практическую либо творческую работу в зависимости от типа проекта и содержания изучаемого материала. 

Итоговая аттестация проводится в форме защиты проектов и представления конечных результатов исследовательской и творческой деятельности.

 

Организационно-педагогические условия реализации программы Материально-технические условия:

-         учебный кабинет с типовым набором необходимой мебели;

-         магнитно-маркерная доска, набор цветных маркеров, губка;

-         персональный компьютер с необходимым программным обеспечением (создание презентаций, видеофильмов, обработка изображений, работа с документами, таблицами, диаграммами и т.д.),

-         фотоаппарат  с функцией видеосъемки и штатив,

-         диктофон и микрофон для записи голоса,

-         художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие), - проектор с интерактивным экраном,

-         МФУ и др.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы: 

1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013.

– 175 с. – (Работаем по новым стандартам). 

2.     Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117 

3.     Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57 

4.     Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

5.     Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23 

6.     Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24 

7.     Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.психол. основы теории В. В. Давыдова).

8.     Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Управление современной школой. Завуч. – 2013. - № 4. – С. 13-18 

9.     Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод

Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.]

10. Зиняков,     В.Н. Опыт          организации        проектной деятельности      в

профильном обучении // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 - 23 

11. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41 

12. Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной

деятельности школьников // Школа и производство. – 2018. - № 4. – С. 3 – 7 

13. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2017. - № 11. – С. 20-33 

14. Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно- исследовательской деятельностью учащихся //

Эксперимент и инновации в школе. – 2018. - № 5. – С. 14-22

15. Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С.

59-65 

16. Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 2. – С. 15-18 

17. Кострикина, И. С., Порядина Е. Д. Проектная деятельность профессионализации старшеклассников // Психология обучения. – 2015. - № 5. – С. 130-140 

18. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6 

19. Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2019. - № 7. – С. 8084 

20. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

21. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2014.

22. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001.  

23. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

24. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2014. 

25. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.:

АРКТИ,2013. 

26. Полат         Е.С.   Метод        проектов    на      уроках        иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2010. - №1. 

27. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа. - 2007. - №4. 

28. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

29. Попов, О., Попова Е. Кому подойдут проектные задачи? // Управление школой (ПС). – 2013. - № 3. – С. 35-37 

30. Попова, Е. Внедрение проектно-целевого метода и проектных

технологий // Управление школой (ПС). – 2013. - № 4. – С. 35-38 

31. Пчелинцева, Т. А., Львова А. Г. Сетевой проект как средство формирования у учащихся целостной картины мира // Математика в школе. –

2015. - № 1. – С. 64-69 

32. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.Петербург, 2016. 

33. Сауренко, Н. Е. Проектный подход: интеграция теории и практики // Профессиональное образование. – 2014. - № 1. – С. 44-47 

34. Смыковская, Т. К., Головина Н. Н. Проектный метод развития интеллектуальных умений // Профессиональное образование. Столица. – 2013. - № 5. – С. 35-36 

35. Тигров, В. В., Тигров В. П. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды // Педагогика. – 2016. - № 10. – С. 43-48

36. Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы

обучения // Школьные технологии. – 2013. - № 3. – С. 95 – 100 

37. Различные ресурсы сети интернет, youtube.com и др.