Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «логика для малышей».
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «логика для малышей».

Оценка 4.6
docx
12.10.2021
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа   «логика для малышей».
Логика для малышей 2020.docx

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШИМАНОВСКА

 

Муниципальное образовательное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества города Шимановска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа 

«логика для малышей».

 

Направленность:

Возраст: 4-5 лет

Сроки реализации :1 год

Уровень программы : базовый 

 

 

 

 

Составитель

 

Демко Елена Витальевна,

педагог дополнительного образования,

 высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

г. Шимановск, 2020г

 

 

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка.

1.1.          Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: социально-педагогической направленности

1.2.          Уровень освоения Программы: базовый

1.3.          Актуальность и педагогическая целесообразность Программы.

 

2.     Цель и задачи программы.

2.1.          Цель программы: Овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности

 

2.2.          Задачи программы:

 

Учить детей осуществлять зрительно-мыслительный анализ своих действий.

 

Учить понимать учебную задачу и решать её самостоятельно.

 

Учить кодировать, выполнять действия согласно выданному алгоритму. Упражнять в анализе.

 

Развивать умение синтезировать, аргументировать свои действия.

 

Развивать воображение и творческие способности.

 

Воспитывать интерес умственному труду.

3.     Категория учащихся.

Возраст обучающихся: от 4 до 5 лет.

4.     Срок реализации Программы.

Срок реализации программы: 1 год (36 недель, 72 часа)

5.     Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.

Форма организации образовательной деятельности - очная, групповая.

     Занятия проводятся в разновозрастных группах. Численный состав: оптимально - 12 человек, допустимое количество обучающихся – 15 человек.

6.     Режим занятий

Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю. Общая продолжительность занятия составляет 20 минут.

 

 

 

 

 

Количества образовательной деятельности в неделю

Продолжительность образовательной деятельности

20 мин.

День недели

среда

Время проведения

16ч.

Место проведения

Групповая комната

 

7.     Планируемые результаты освоения программы.

В результате освоения программы дети:

1.выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

2.сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

3.ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;

4.разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

5.сопоставлять части и целое для предметов и действий;

6.называть главную функцию (назначение) предметов;

7.расставлять события в правильной последовательности;

8.выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

9.применять какое- либо действие по отношению к разным предметам; 10.описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; 11.находить ошибки в неправильной последовательности простых действий; 12.проводить аналогию между разными предметами;

13.запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

14.проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

Мониторинг усвоения знаний осуществляется в начале и конце учебного года. Используются такие формы обследования как беседа с детьми, анкетирование родителей.

 

8. Характеристика возрастных особенностей развития детей.

(4-5 лет)

За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения

 

 

 

 

между предметами и

использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при

помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста. Кроме того ребенок

начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой. Так рисунок может

изображать игрушку, а игрушка – то, что нарисовано. Формируется способность к замещению – умение использовать при решении

умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку

овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы – представления о том, каким может быть результат

того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное

мышление.

Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными

суждениями, так как к умозаключениям еще не готов.

В среднем  дошкольном возрасте начинает формировать словесно-логическое мышление.

Мышление – сложный психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение

мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно

осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью – основой абстрактно-понятийного (словеснологического) мышления.

Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Именно это и является целью занятий

с детьми.

Характеристика мышления

Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не

могут нам дать.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими

явлениями даже в их отсутствие.

Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или

 

 

операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между

объектами), абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное

объединение объектов по их признакам).

Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.

9. Учебный (тематический) план.

Количество часов в год:  72

 

п/п

Раздел. Тема.

 

 

Количество часов

Всего

Практика

1

Модуль 1. Развитие произвольного внимания

 

14

14

2

Модуль 2. Развитие логического мышления

8

8

3

Модуль 3. Математические загадки

24

24

4

Модуль 4. Графические навыки

26

26

5

ВСЕГО ЧАСОВ

72

72

 

 

 

10. Содержание учебного (тематического) плана.

 

№п/п                                                                                         Тема занятий                                                                                    Кол-во часов

 

 


 

Модуль 1. Развитие произвольного внимания

7

1.

Сентябрь.

3

1.1.

Занятие 1 «Найди одинаковые фигурки и объедини их линией»

1

 

 

 

1.2.

Занятие 2 «Дорисуй у каждой елки ствол, а у каждого солнышка – лучики»

1

 

 

 

1.3.

Занятие 3 «Какие предметы спрятались на картинке?

1

 

 

 

2

Октябрь

4

 

 

 

2.1.

Занятие 4 «Чем отличаются картинки»

1

 

 

 

2.2.

Занятие 5 «Покажи при помощи стрелок предметы от самого маленького до самого большого»

1

 

 

 

2.3.

Занятие 6 «Перенеси фигуры на новые места»

1

 

 

 

2.4.

Занятие 7 «Раскрась картинку»

1

 

 

 

 

Модуль 2. Развитие логического мышления

4

 

 

 

3

Ноябрь

4

 

 

 

3.1.

Занятие 8 «Найди лишний предмет»

1

3.2.

Занятие 9 «Назови предметы одним словом , раскрась их»

1

3.3.

Занятие 10 «Назови предметы одним словом , раскрась их»

1

3.4.

Занятие 11 «Назови предметы одним словом , раскрась их»

1

 

Модуль 3. Математические загадки

12

 

 

 


4

Декабрь

 

4

 

 

 

 

4.1.

Занятие 12

«Соедини одинаковые большие и маленькие предметы».

1

4.2.

Занятие 13

«Где высокий, где низкий? Раскрась высокий домик красным цветом, а низкий -синим»

1

4.3.

Занятие 14

«Путешествие в страну знаков»

1

4.4.

Занятие 15

«Раскрась цифру и предмет. Обведи цифры по точкам»

1

5

Январь

 

4

5.1.

Занятие 16

«Раскрась цифру и предмет. Обведи цифры по точкам»

1

5.2.

Занятие 17

«Раскрась цифру и предмет. Обведи цифры по точкам»

1

5.3.

Занятие 18

«Раскрась цифру и предмет. Обведи цифры по точкам»

1

5.4.

Занятие 19

«Сосчитай количество предметов в каждой группе».

1

6.

Февраль

 

4

6.1

Занятие 20 «Нарисуй в каждом ряду столько предметов, сколько обозначено цифрой»

1

6.2.

Занятие 21 «Нарисуй в каждом ряду столько предметов, сколько обозначено цифрой»

1

6.3.

Занятие 22 Раскрась цифры и предметы. Обведи цифры по точкам»

1

6.4.

Занятие 23 Раскрась цифры и предметы. Обведи цифры по точкам»

1

 

 

Модуль 4. Графические навыки

13

 

 

 

 

7.

Март

 

4

7.1

Занятие 24 «Проведи линию посередине дорожки»

1

7.2.

Занятие 25

«Раскрась уточек по разному»

1

 

 

 

 

7.3.

Занятие 26

«Закончи узор на коврике»

1

 

 

 

 


7.4.

Занятие 27 «Обведи рисунки по точкам и ракрась»

1

8.

Апрель

4

8.1.

Занятие 28 «Обведи этот рисунок точно по линиям»

1

8.2.

Занятие 29 «Раскрась шапочки так, чтобы все они были разные»

1

8.3.

Занятие 30 «Обведи по точкам этих животных и раскрась»

1

8.4.

Занятие 31 «Обведи фигурки по точкам»

1

9.

Май

5

9.2.

Занятие 32 «Раскрась картинку»

1

9.4.

Занятие 33, 34 «Назови все предметы одним словом, раскрась их»

1

9.6.

Занятие 35 «Чем отличаются картинки? Раскрась»

2

9.8.

Занятие 36 «Посмотрите, что мы умеем»

1

 

Итого:

36

 

 

 

 

В работе используются следующие методы:

Словесный метод

Беседы, чтение рассказов, загадок, использование образцов педагога, физкультминутки.

Информационно-рецептивные методы

Рассматривание иллюстраций, показ воспитателя, объяснения.

Репродуктивный метод

Самостоятельная деятельность на занятиях

Иследовательский метод

Направлен на развитие фантазии и творчества.

 

11. Структура образовательной деятельности.

-выделение и постановка  проблемы,

- поиск и предложение  возможных вариантов решения.

 

12. Календарный учебный график.

Количество занятий в год:  72

на период с 15.09.2020 г. по 15.05.2021г.  при нагрузке 20 минут в неделю –72 часа.


 

 

№ п/п

Тема

Дата

Место проведения

По плану

Фактическая

1

Модуль 1. Развитие произвольного внимания

Занятия: «Найди одинаковые фигурки и объедини их линией», «Дорисуй у каждой елки ствол, а у каждого солнышка – лучики», «Какие предметы спрятались на картинке?», «Чем отличаются картинки», «Покажи при помощи стрелок предметы от самого маленького до самого большого», «Перенеси фигуры на новые места», «Раскрась картинку»

15,22,29сентября,

6,13, 20, 27 октября

 

Групповая комната

 

2

Модуль 2. Развитие логического мышления

 

Занятия: «Найди лишний предмет», «Назови предметы одним словом , раскрась их», «Назови предметы одним словом , раскрась их», «Назови предметы одним словом , раскрась их»

3,10, 17, 24 ноября

 

Групповая комната

 

3

Модуль 3. Математические загадки

           

Занятия: «Соедини одинаковые большие и маленькие предметы», «Где высокий, где низкий? Раскрась высокий домик красным цветом, а низкий –синим»,          «Путешествие в страну знаков»,  «Раскрась цифру и предмет. Обведи цифры по точкам», «Раскрась цифру и предмет. Обведи цифры по точкам»,            «Раскрась цифру и предмет. Обведи цифры по точкам», «Раскрась цифру и предмет. Обведи цифры по точкам»,         «Сосчитай количество предметов в каждой группе».  «Нарисуй в каждом ряду столько предметов, сколько обозначено цифрой»,  «Нарисуй в каждом ряду столько предметов, сколько обозначено цифрой», Раскрась цифры и предметы. Обведи цифры по точкам». «Раскрась цифры и предметы. Обведи цифры по точкам»

1, 8, 15, 22декабря,

12, 19, 26, 29 января, 2, 9, 16,24  февраля

 

Групповая комната

 

4

Модуль 4. Графические навыки

Занятия: «Проведи линию посередине дорожки»,  «Раскрась уточек по разному»,       «Закончи узор на коврике», «Обведи рисунки по точкам и ракрась», «Обведи этот рисунок точно по линиям»,  «Раскрась шапочки так, чтобы все они были разные», «Обведи по точкам этих животных и раскрась»,  «Обведи фигурки по точкам»,  «Раскрась картинку»,  «Назови все предметы одним словом, раскрась их».  «Чем отличаются картинки? Раскрась»,  «Посмотрите, что мы умеем»

2, 9, 16, 23, 30 марта, 6, 13, 2, 27 апреля,

4, 11, 14 мая

 

Групповая комната

 

 

13. Материально-техническое оснащение, оборудование.

Палочки для моделирования. Обучающие настольно-печатные игры.

Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов.

Геометрические мозаики и головоломки.

Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной и коллективной работы.

Простые карандаши.

Набор цветных карандашей. Шаблон с геометрическими фигурами.

 

14. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ:

1. В. Волина. Праздник числа. Занимательная математика для детей. Издательство «Знание». Москва 1993. 2.Популярноепособиедляродителейипедагогов. И учеба, и игра: математика.

 

3.Ярославль «Академия развития» 1997г. 3.Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва «Просвещение» 1991. 4.РесурсыИнтернет.

5.ВасильеваН.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997. 6.ВенгерЛ.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). М., 1984.// www.pedlib.ru   

7.ГурьяноваЮ. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008. 8.КовалькоВ.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008. 9.КопытовН. Задачи на развитие логики. М., 1998.

10.МухинаВ.С. Возрастная психология. М., 1998.

11.НемовР.С. Психология. Книга 1. М., 2001.

12.СветловаИ. Логика. М., 2007

Ресурсы Интернета:

1.     На сайте секции ТРИЗ БГИ

2.     Ивин А.А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.http://psylib.org.ua/books/ivina01/index.htm

3.     Попов Ю.П. Учебник по логике http://works.tarefer.ru/46/100036/index.html

4.     Челпанов Г.И. «Учебник логики» — Изд. 11-е, доп., М.: URSS, 2009 — 264 с.http://www.krotov.info/lib_sec/shso/37_chelpanov.html

 

ДЛЯ ДЕТЕЙ:

 

1.  Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Учитель, 2007.

2. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. - М.: МЦНМО, МИОО, 2006.

3.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников/ Л.Ф. Тихомирова. - Ярословль: Академия развития, 2007.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Пояснительная записка. 1.1.

Пояснительная записка. 1.1.

Количества образовательной деятельности в неделю

Количества образовательной деятельности в неделю

Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т

Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т

Все операции проявляются в тесной связи друг с другом

Все операции проявляются в тесной связи друг с другом

Модуль 1. Развитие произвольного внимания 7 1

Модуль 1. Развитие произвольного внимания 7 1

Декабрь 4 4

Декабрь 4 4

Занятие 27 «Обведи рисунки по точкам и ракрась» 1 8

Занятие 27 «Обведи рисунки по точкам и ракрась» 1 8

Тема Дата Место проведения

Тема Дата Место проведения

Модуль 3. Математические загадки

Модуль 3. Математические загадки

Ярославль «Академия развития» 1997г

Ярославль «Академия развития» 1997г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021