Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Онлайн театр"
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Онлайн театр"

Оценка 4.6
docx
27.03.2023
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Онлайн театр"
ДОП_Онлайн театр.docx

 

 

1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основании:

- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

-Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Анализа пособий для учителей общеобразовательных учреждений: 1) Булин - Соколовой Е. И., Рудченко Т.А., Семёнова А.Л., Хохловой Е.Н. Формирование ИКТ- компетентности младших школьников. – М.: Просвещение, 2012; 2) Оморокова М.И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2012.

 

Направление: социально-педагогическая.

  • Возраст обучающихся: от 7 до 15 лет (разновозрастная группа, состав постоянный).
  • Количество детей в группе: 12.
  • Форма обучения: очная с применением дистанционных технологий, реализуемых посредством АИС «Навигатор» (модуль «Вебинары»).
  • Сроки реализации данной программы: 1 год.
  • Уровень программы: стартовый.

·          Программа рассчитана на 72 часа.

Расписание занятий строится из расчета два занятия в неделю. Занятие длится 40 минут.  Образовательный процесс построен в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями обучающихся, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Программа предполагает:

1.  Практическое приобретение обучающимися коммуникативных умений в условиях устного изложения и видеомонтажа как универсального способа освоения действительности и получения знаний.

2.  Развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся, активизации личностной позиции ученика в образовательном процессе.

Данный курс тесно связан с такими предметами, как: русский язык (развитие связной речи), литературное чтение (формирование навыка выразительного чтения). Есть связь с другими предметами школьной программы: окружающий мир, технология, изобразительное искусство.

Программа осуществляет освоение умений работать с информацией (сбор, получение, преобразование, создание новых объектов) и использовать инструменты ИКТ (текстовые и графические редакторы, видеоредакторы и др.). Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном занятии различные школьные дисциплины: информатику, музыку, математику, окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.

Характеристика целевой группы

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям, формируются разновозрастные группы. Это даёт возможность для разновозрастного продуктивного взаимодействия школьников в процессе деятельности (более старшие обучающиеся выступают помощниками и наставниками младшим).

Младший школьный возраст (6-10 лет)— очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее:

1.      Учебная деятельность становится ведущей деятельно­стью.

2.      Завершается переход от наглядно-образного к словес­но-логическому мышлению.

3.      Отчетливо виден социальный смысл учения (отноше­ние маленьких школьников к отметкам).

4.      Мотивация достижения становится доминирующей.

5.      Происходит смена референтной группы.

6.      Происходит смена распорядка дня.

7.      Укрепляется новая внутренняя позиция.

8.      Изменяется система взаимоотношений ребенка с ок­ружающими людьми.

Физиологические особенности младших школьников

С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время физичес­кого роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на времен­ном ослаблении нервной системы. Проявляются повышен­ная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, поэтому младшие школьники часто бывают непоседливы.

Основные новообразования младшего школьного возраста.
— произвольность;
— внутренний план действия;
— рефлексия.

По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать педагога и следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане.

Характерная особенность среднего школьного возраста (10-15 лет)— половое созревание организма. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
            Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие занятия, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются с удовольствием и длительное время.
            Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям.

            Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
             Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие общие дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать общие дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. 

 

Цель:

развитие познавательных и творческих способностей обучающихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству, практическое приобретение обучающимися коммуникативных умений в условиях устного изложения и видеомонтажа как универсального способа освоения действительности и получения знаний.

 

Задачи:

Ø  Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; развивать интерес к сценическому искусству; воспитывать культуру поведения в театре;

Ø  Научить навыкам работы с современной цифровой техникой, используемой для съёмки и монтажа видеоматериалов, а также с программным обеспечением для их редактирования;

Ø  Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра. Развивать речевое дыхание и артикуляцию. Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

Ø  Развивать чувство ритма и координацию движения.

Ø   Помочь обучающимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».

Ø  Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми (работать в команде); воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера.

Планируемые результаты.

Личностные: у обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в создании мультимедийных проектов; учебно-познавательный интерес к созданию видеосказок и способам решения новой частной задачи; получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: обучающийся научится принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с учителем; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контролировать действия партнера; получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Коммуникативные: обучающийся научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; получит возможность научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

           Познавательные: обучающийся научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, освоит навыки неписьменного повествования языком компьютерной анимации и видеомонтажа; освоит навык смыслового чтения произведений; строить сообщения в устной форме; упорядочивать информацию по заданному основанию; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;  получит возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

Предметные: обучающийся научится осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел видеосюжета, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; определять последовательность выполнения действий; приобретёт навыки создания мультимедийных объектов в компьютерной программе; создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин, по серии иллюстраций к произведению; создавать видеоцепочки как сообщение в сочетании с собственной речью; приобретёт навыки покадровой съёмки и монтажа кадров с заданной длительностью, освоит операции редактирования видеоряда: разделение видеофрагмента, удаление видеофрагмента, наложение титров, спецэффектов, голосового и музыкального сопровождения; получит возможность научиться создавать иллюстрации, диафильмы и видеоролики по содержанию произведения.

Формы и методы работы.

При реализации программы, используются технология личностно-ориентированного обучения, дифференцированный подход, в воспитательном процессе – технология коллективной творческой деятельности.

В ходе реализации образовательной программы полученные в процессе учебной деятельности теоретические знания закрепляются на практических занятиях, отрабатываются умения и закрепляются приобретенные навыки.

Основными формами организации обучения являются:

-  практические занятия, сообщения, беседы и имеют своей целью создание условий для развития способностей слушать и слышать, видеть и замечать, концентрироваться на нужном, наблюдать и воспринимать.

-  индивидуальные занятия способствуют более качественному усвоению практических навыков и умений;

-  групповые занятия обеспечивают дифференцированный подход к обучению, повышают качество теоретических знаний;

-  зачет выявляет уровень обученности воспитанников;

-  выполнение самостоятельных работ помогает воспитаннику и педагогу видеть результаты образовательного процесса, способствует укреплению познавательного интереса, дает возможность корректировать образовательный процесс на индивидуальных занятиях;

-  коллективные творческие дела помогают сплотить коллектив.

Основными методами обучения на занятиях являются:

- практический;

- наглядный (иллюстрация, демонстрация, просмотр видеоматериалов);

- словесный (объяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия);

- работа с литературой (чтение, изучение, конспектирование).

Основные принципы обучения:

-   доступность:

-   научность;

-   наглядность;

-   последовательность и системность;

-   учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Формы организации занятий

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

·                    беседа;

·                    практикум на компьютере;

·                    иллюстрирование;

·                    мастерская образа;

·                    мастерская костюма, декораций;

·                    инсценирование прочитанного произведения;

·                    постановка спектакля;

·                    работа в малых группах;

·                    выступление.

Групповые и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены.

       Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Основные виды деятельности, которые используются при работе с обучающимися, являются:

·         Театральная миниатюра;

·         Работа с электронными образовательными ресурсами;

·         Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов;

·         Практическая работа с видеоредакторами;

·         Создание спектакля.

 

2.Учебно-тематический план (72 ч)

№ п/п

Название раздела,  темы

Количество часов

1

Вводное занятие.

1.1

Вводное занятие «Разрешите представиться». Инструктаж.

1

2

История театра. Театр как вид искусства.

2.1

Первоначальные представления о театре как виде искусства.

4

2.2

Театр как одно из древнейших искусств

4

2.3

Развитие представления о видах театрального искусства: театр кукол

3

2.4

Театр – искусство коллективное

4

3

Основы театральной культуры

3.1

Многообразие выразительных средств в театре

2

3.2

Значение поведения в актерском искусстве.

2

3.3

Бессловесные и словесные действия

2

4

Сценическая речь

4.1

Сценическая речь

1

4.2

Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

1

4.3

Логика речи.

1

4.4

Словесные воздействия.

2

5

Ритмопластика

5.1

Основы акробатики.

6

5.2

Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

7

6

Работа над пьесой

6.1

Пьеса – основа спектакля.

1

6.2

Текст-основа постановки.

2

6.3

Театральный грим. Костюм.

2

6.4

Театральный костюм.

2

6.5

Репетиционный период.

16

7

Мероприятия и психологические практикумы.

7.1

Мероприятия и психологические практикумы.

8

8

Итоговое занятие.

8.1

Итоговое занятие «Вот и стали мы на год взрослее».

1

ВСЕГО:

72

 

3.Содержание программы

1.Вводное занятие - 1 час

1.1 Вводное занятие «Разрешите представиться»

 Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства. Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.

Форма проведения занятия – презентация коллектива.

Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.

Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.

 

2. История театра. Театр как вид искусства - 15 часов

2.1.Первоначальные представления о театре как виде искусства.

 Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр. Использование имеющегося художественного опыта обучающихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр театральных постановок драматического театра им. Щепкина г. Белгород. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?»). Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Форма подведения итоговблиц-опрос, самостоятельные импровизации.

 

2.2. Театр как одно из древнейших искусств

 Народные истоки театрального искусства («обряд инициации», славянский обряд «плювиальной» (дождевой магии) песни, пляски, посвящённые Ярило, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви. Проигрывание игр, обрядов Белгородской области, Валлийской земли, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты. Кукольный скомороший театр. О Петрушке.

Формы проведения занятий: игровые групповые занятия, занятия с применением дистанционных технологий, реализуемых посредством АИС «Навигатор» (модуль «Вебинары»).

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Форма подведения итоговигры-импровизации.

 

2.3. Развитие представления о видах театрального искусства: театр кукол

 Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности. Особенности выразительного языка театра кукол. Просмотр с детьми кукольных спектаклей. Изготовление кукол-петрушек или других кукол.

Формы проведения занятий: практические занятия, творческая лаборатория.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации.

Форма подведения итоговразыгрывание сценок на темы сказочных сюжетов.

 

2.4. Театр – искусство коллективное

 Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра». Творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.

Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам с применением дистанционных технологий, реализуемых посредством АИС «Навигатор» (модуль «Вебинары»).

Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Форма подведения итоговрефераты на тему: «Путешествие по театральной программке».

 

3. Основы театральной культуры - 6 часов

3.1. Многообразие выразительных средств в театре

 Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Форма подведения итогованализ практической деятельности.

 

3.2. Значение поведения в актерском искусстве.

Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один…»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Форма подведения итоговсамостоятельная импровизация.

 

3.3. Бессловесные и словесные действия

 Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. Выполнение этюдов, упражнений - тренингов, упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Форма подведения итогованализ работы своей и товарищей.

 

4. Сценическая речь – 5 часов

4.1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

 Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение. Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью»). Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.

Формы проведения занятий: групповые

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Форма подведения итоговупражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом.

 

4.2. Логика речи.

 Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах. Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.

Формы проведения занятий: групповые, игровые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Форма подведения итоговупражнения по дыханию, исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.

 

4.3. Словесные воздействия.

 Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие»: превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».

Формы проведения занятий: групповые, занятие-зачёт.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Форма подведения итоговисполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара.

 

5. Ритмопластика – 13 часов

5.1. Основы акробатики.

 Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности. Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте»Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

Формы проведения занятий: групповые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.

Форма подведения итогов: этюды.

 

5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

 Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Об Айседоре Дункан». «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт», «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс». Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Классический танец (батман тандю, батман жете, гран батман). Основные позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка. «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт». Разучивание их основных элементов.

Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».

Позиции в паре. Основные элементы бального танца «Фигурный вальс»: «балансе с поворотом», «окошечко», «вальсовая дорожка», «правый поворот в паре».

Формы проведения занятий: групповые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.

Форма подведения итоговтанцевальная композиция на заданную тему.

 

6. Работа над пьесой – 23 часа

6.1. Пьеса – основа спектакля

 Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля. Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

Формы проведения занятий: практические.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Форма подведения итогованализ пьесы.

 

6.2. Текст-основа постановки.

Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог. Работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям.

Формы проведения занятий: практические с применением дистанционных технологий, реализуемых посредством АИС «Навигатор» (модуль «Вебинары»).

Приёмы и методы: эвристический, проблемный

Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».

 

6.3. Театральный грим. Костюм.

 Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.

Формы проведения занятий: творческие лаборатории.

Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный.

Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.

 

6.4. Театральный костюм.

Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура. Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

Формы проведения занятий: творческие лаборатории.

Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный.

Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».

 

6.5. Репетиционный период.

Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Формы проведения занятий: репетиции

Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.

Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).

 

7. Мероприятия и психологические практикумы - 8 часов.

7.1 Мероприятия и психологические практикумы

 Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок. Оформление газеты «В мире театра».

Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.

Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок

Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.

 

8. Итоговое занятие – 1 часа

8.1 Итоговое занятие «Вот и стали мы на год взрослее».

Викторина по разделам программы обучения за год. Экзамен-выступление: упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами; упражнения по курсу «Художественное слово».

Форма проведения занятия: блиц-турнир, зачет.

Приёмы и методы: дизайн-анализ, создание ситуации достижения и успеха.

Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности.

 

4.Контрольно-оценочные средства

 

Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя:

·         традиционные формы контроля:

·         текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

·         промежуточный – праздники, конкурсы;

·         итоговый – открытые спектакли, фестивали.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого обучающегося, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

Основными формами подведения итогов по программе является участие обучающихся театра – студии в конкурсах чтецов, театральных конкурсах, смотрах, постановках, фестивалях муниципального, регионального, российского уровней.

Педагогическая диагностика результатов освоения программы.

Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности театрального кружка определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает как психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков театрализованной деятельности.

Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности:

- знание театральных терминов;

- речевая культура;

эмоционально-образное развитие;

- основы изобразительно – оформительских деятельности;

- основы коллективной творческой деятельности.

Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной деятельности:

- поведенческая активность;

- коммуникативно- речевые навыки;

- отношения с взрослыми;

- любознательность;

- стремление к общению в больших группах детей;

- желание стать лидером в группе;

- конфликтность, агрессивность;

Итоговая диагностика развития ребёнка в процессе театрализованной деятельности основана на работе Т.С. Комаровой. Ключевой метод отслеживания, наблюдение позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейшие планы, наметить перспективу работы всей группы и проведение индивидуальных занятий.

Механизм оценки получаемых результатов

Акцент в организации театрализованной деятельности с обучающимися делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

1.Знание театральных терминов.

Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень (2 балла): интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

2. Речевая культура.

Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень (1 балл): понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень (2 балла): владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4.Основы изобразительно – оформительских видов деятельности.

Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основам действиям спектакля, эскизы персонажей и декорацией с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении деклараций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе).

Средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике - инструкции декорации из различных материалов;

Низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действиях спектакля; затрудняется в изготовлении деклараций из различных материалов.

5.Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

 

5.Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Декорации, реквизит, костюмы, компьютер, мультимедийный проектор, специальная литература, сценическая площадка.

Дидактический материал: сценарии, альбомы репродукций картин, памятки, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.

Учебно-методическое обеспечение

1.      Методические рекомендации по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

2.      Примерные требования к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006.

Информационно-образовательные ресурсы

1.              Презентация «Театральные профессии» https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2020/05/03/prezentatsiya-teatralnye-professii

2.              Порядок нанесения грима https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2020/05/18/o-teatralnom-grime

3.              О театральном костюме https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2020/05/18/o-teatralnom-kostyume

4.              Презентация «Артикуляционная гимнастика для губ и языка» https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2020/05/03/prezentatsiya-artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya

5.              Пословицы и поговорки https://nsportal.ru/albom/2020/04/27/poslovitsy-i-pogovorki

6.              Презентация «Необычные театры мира» https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2020/05/03/prezentatsiya-neobychnye-teatry-mira

7.              Виртуальные экскурсии по музеям мира https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2020/05/01/virtualnye-ekskursii-po-muzeyam-v-period

8.              Советские мультфильмы https://www.youtube.com/watch?v=XhhH5sWI8vM

9.              Методическая разработка «Театральный ринг» https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2020/05/20/teatralnyy-ring

10.          Презентация «Самые известные театры» https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2020/05/19/samye-izvestnye-teatry-rossii

11.          Упражнения, задания, игры для театральных занятий. Персональный сайт Богатовой А.В. https://www.sites.google.com/site/pedagog151311/konspekty-urokov/upraznenia-zadania-igry-dla-teatralnyh-zanatij

 

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования.

 

6.Список литературы

 

СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

1.      Федеральный Закон №273 «Об образовании в РФ»-2012

2.      Концепция развития дополнительного образования детей.

3.      Методические рекомендации по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

4.      Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

5.      Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.» 

6.      Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018_№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП»

7.      Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам».

8.      Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОО».

9.      Приказ Минтруда России 2018 №298н «Стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых».

10.  Примерные требования к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006

11.  Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 17.12.2019_N Р-136 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию новых мест».

12.  Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года.

13.  Указ президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024».

14.  Целевая модель развития региональных систем ДОД.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1.        Агапова, И. А. Театральные постановки в средней школе: пьесы для 5-9 классов / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - Москва: Огни, 2016. - 348 c.

2.        Бармин, А. В. На школьных подмостках: пьесы, театрализованные представления, литературные композиции / А.В. Бармин. - Москва: Высшая школа, 2016. - 914 c.

3.        Гальцова, Е. А. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации / Е.А. Гальцова. - Москва: Машиностроение, 2016. - 902 c.

4.        Григорьева, Ольга Александровна Школьная театральная педагогика. Учебное пособие / Григорьева Ольга Александровна. - М.: Лань, 2015. - 724 c.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

1.      Волконский С. М. Художественные отклики: статьи о театре, музыке, пантомиме / С. М. Волконский. – Изд. 2-е, [репр.]. – М.: URSS: [ЛИБРОКОМ, 2012]. – 221 с.

2.      Гуревич Л. Я. История русского театрального быта. От середины XVII до начала XIX века / Л. Я. Гуревич. – Изд. 2-е. – М.: URSS: [Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2012]. – 304 с.

3.      Квашнина Е. С. Приемы театральной педагогики как способ проживания текста художественного произведения / Е. С. Квашнина // Филологический класс. - 2018. - № 4(54). - С. 105-110.

4.      Марков П. А. Статьи о театре XX века: избранное: в 2 т. / П. А. Марков; [сост.: Б. Н. Любимов и др. ; ред. В. Турчин ; Рос. ун-т театр. искусства – ГИТИС]. – М.: ГИТИС, 2013.

 

СПИСОК ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ

 

1.              Виртуальные экскурсии по музеям мира https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2020/05/01/virtualnye-ekskursii-po-muzeyam-v-period

2.              Гребенкин А. Сценическое движение. http://theater111.ru/science.php

3.              Гребенкин А. Язык театра. http://theater111.ru/science14.php

4.              Пословицы и поговорки https://nsportal.ru/albom/2020/04/27/poslovitsy-i-pogovorki

5.              Презентация «Необычные театры мира» https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2020/05/03/prezentatsiya-neobychnye-teatry-mira

6.              Презентация «Самые известные театры» https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2020/05/19/samye-izvestnye-teatry-rossii

7.              Презентация «Театральные профессии» https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2020/05/03/prezentatsiya-teatralnye-professii 

8.              Страшнова И.В. Развитие одаренности учащихся средствами школьного театра (из опыта работы театральной студии «Крыло») https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/09/12/razvitie-odarennosti-uchashchikhsya-sredstvami

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Онлайн театр"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Онлайн театр"

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основании: -

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основании: -

Характеристика целевой группы

Характеристика целевой группы

Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие занятия, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле

Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие занятия, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле

Помочь обучающимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость»

Помочь обучающимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость»

Формы и методы работы. При реализации программы, используются технология личностно-ориентированного обучения, дифференцированный подход, в воспитательном процессе – технология коллективной творческой деятельности

Формы и методы работы. При реализации программы, используются технология личностно-ориентированного обучения, дифференцированный подход, в воспитательном процессе – технология коллективной творческой деятельности

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к…

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к…

Театральный грим. Костюм. 2 6

Театральный грим. Костюм. 2 6

Формы проведения занятий : игровые групповые занятия, занятия с применением дистанционных технологий, реализуемых посредством

Формы проведения занятий : игровые групповые занятия, занятия с применением дистанционных технологий, реализуемых посредством

Приёмы и методы : метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации

Приёмы и методы : метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации

Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие»: превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист»

Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие»: превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист»

Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи

Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи

Мероприятия и психологические практикумы - 8 часов

Мероприятия и психологические практикумы - 8 часов

Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности: - знание театральных терминов; - речевая культура; - эмоционально-образное развитие; - основы изобразительно – оформительских деятельности; - основы…

Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности: - знание театральных терминов; - речевая культура; - эмоционально-образное развитие; - основы изобразительно – оформительских деятельности; - основы…

Средний уровень (2 балла) : владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение

Средний уровень (2 балла) : владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение

Презентация «Необычные театры мира» https://nsportal

Презентация «Необычные театры мира» https://nsportal

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2023