Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Мичуринска Тамбовской области
Принята на заседании Научно-методического Совета и рекомендована к утверждению Протокол от «__» ____ 2021 года № __ |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №1 _____________ Т.В. Шишкина Приказ от «___» ____2021 года № __
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа по правилам дорожного движения
для 1- 4 классов
«Дорожная Азбука»
Уровень освоения – ознакомительный
Возраст учащихся 6 – 11 лет
Срок реализации – 4 года
Составитель:
методист,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Четверткова Ольга Юрьевна
Мичуринск, 2021
Информационная карта программы
1. Учреждение
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мичуринска Тамбовской области |
2. Полное название программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по правилам дорожного движения для 1 – 4 классов «Дорожная Азбука» |
3. Ф.И.О., должность автора |
Четверткова Ольга Юрьевна, методист, учитель начальных классов |
4. Сведения о программе: |
|
4.1. Нормативная база: |
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее – федеральная Концепция); Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.); Закон РФ «О безопасности дорожного движения»; Приказ Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 «Об утверждении СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; Программа правил дорожного движения для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений I – IV классов. |
4.2. Вид |
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
4.3. Направленность |
социальное |
4.4.Уровень освоения программы |
ознакомительный |
4.5. Область применения |
дополнительное образование |
4.6. Продолжительность обучения |
4 года |
4.7. Год разработки программы |
2021 |
4.8. Возрастная категория обучающихся |
6 – 11 лет |
Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по правилам дорожного движения «Дорожная Азбука» относится к социальной направленности, отражает целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере образования.
Программа основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребёнка, научных исследований и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области образования, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы образования.
Уровень освоения программы – ознакомительный.
Актуальность
Не просто актуальность, а на сегодняшний день жизненная необходимость не только обучить детей, но и довести до автоматизма их знания Правил Дорожного Движения (ПДД). Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей во всех странах мира. Одной из проблем дорожно-транспортного травматизма является попадание детей в дорожно-транспортные происшествия. При этом под детским дорожно–транспортным травматизмом (ДДТТ) понимается совокупность всех дорожно-транспортных происшествий за определенный промежуток времени, в которых получили телесные повреждения различной тяжести лица в возрасте до 16 лет.
Практика показывает, что одной из причин нестабильности ситуации с ДДТТ является низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий по неосторожности детей чаще всего становятся:
- переход проезжей части в неустановленном месте;
переход перед близко идущим транспортом;
- выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства;
- игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее;
- нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами.
Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке. Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур. Проблему травматизма детей на дороге возможно решить только при совместной работе школы, сотрудников Госавтоинспекции и активном участии родителей.
Педагогическая целесообразность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по правилам дорожного движения «Дорожная Азбука» разработана в соответствии с деятельностным и личностным подходами и предусматривает формирование у детей компетенций безопасного участия в дорожном движении, формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения, личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях, воспитывать ценностное отношение к своему здоровью и безопасности, ответственное отношение к правилам и установкам.
Отличительная особенность программы.
Программа предусматривает развитие:
- внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);
- самостоятельности, активности, творческих способностей, приёмов логического мышления.
Программа учитывает возрастные, психологические и интеллектуальные особенности детей, реализовывать социокультурную направленность обучения.
Программа направлена на охрану и укрепление здоровья обучающихся, их всестороннее (физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое) развитие.
Объем и срок освоения программы. Срок обучения по программе – 4 года:
1 – й год обучения – 10 часов;
2 – й год обучения – 10 часов;
3 – й год обучения – 10 часов;
4 – й год обучения – 10 часов;
Объем обучения по программе составляет – 40 часов.
Формы и режим занятий. Форма обучения по программе – очная.
Учебные занятия проводятся один раз в месяц. В планирование не включены экскурсии и инструктажи (в начале и в конце каждой четверти), которые педагог планирует самостоятельно в зависимости от индивидуальных особенностей своего класса.
Формы обучения младших школьников:
·тематические занятия;
·игровые уроки;
·практические занятия;
·настольные, дидактические и подвижные игры, беседы
·конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа построена по принципу нарастания объема изучаемого материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных терминов, дорожных знаков и разметок, конструкций на дорогах и т.д. Учитель постоянно акцентирует внимание учащихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения.
Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или инфраструктуры населенного пункта и микрорайона. Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, а также в работе с сюжетно-ролевыми играми с использованием изготовленных учащимися имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, занятия на автоплощадке, имеющихся на территории школы.
Взаимодействие с родителями.
· Проведение родительских собраний по тематике ПДД.
· Составление и распространение памяток ребенок и дорога.
· Совместные праздники, конкурсы.
1.2. Цель программы
формирование у детей младшего школьного возраста сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
1.3. Содержание программы
Задачи программы:
Образовательные:
- повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
- помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
- оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения ПДД является формирование следующих Универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами ПДД является формирование следующих умений:
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
• Самостоятельности в принятии правильного решения.
• Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни.
• Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения.
• Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для учащихся начальной школы (1 – 4 класс).
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
- взаимодействие учреждений образований с социально-педагогической средой;
- учет возрастных, психофизических особенностей и индивидуальных качеств личности детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАСС (9 часов)
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Сроки |
Примечание |
1. |
На наших улицах (составление маршрута «Дом – школа») |
1 час |
Сентябрь |
|
2. |
«Дорожная азбука» |
1 час |
Октябрь |
|
3. |
Мы учимся переходить дорогу |
1 час |
Ноябрь |
|
4. |
Пешеходный переход со светофором |
1 час |
Декабрь |
|
5. |
Пешеходный переход без светофора |
1 час |
Январь |
|
6. |
Если нет пешеходного перехода? |
1 час |
Февраль |
|
7 |
Ребенок на улице с родителями и один |
1 час |
Март |
|
8 |
Детские игры и дорога |
1 час |
Апрель |
|
9 |
Мы — пассажиры |
1 час |
Май |
|
10 |
Итоговое занятие |
1 час |
Май |
|
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся
1-го класса должны уметь:
• переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а
также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
• правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении
группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
Кого
называют пешеходом?
Что такое транспорт?
Для чего предназначен тротуар?
Что такое перекресток?
Для чего служат ПДД?
Для чего служит проезжая часть?
Где надо переходить улицу?
Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
Где можно играть?
Как нужно вести себя на улице?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
Зачем нужны дорожные знаки?
В каких местах устанавливается знак «Дети»?
Где можно кататься на велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобили?
Почему на санках нельзя кататься на улице?
Где нужно ожидать общественный транспорт?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как нужно себя вести в общественном транспорте?
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 КЛАСС (10 часов)
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Сроки |
Примечание |
1. |
Улица, транспорт, пешеходы |
1 час |
Сентябрь |
|
2. |
Пешеходы и их верные помощники |
1 час |
Октябрь |
|
3. |
Переход через проезжую часть (дорогу) |
1 час |
Ноябрь |
|
4. |
Регулируемый пешеходный переход. Скрытая опасность у светофора |
1 час |
Декабрь |
|
5. |
Нерегулируемый пешеходный переход. Скрытая опасность у светофора |
1 час |
Январь |
|
6. |
Переход дороги вне зоны пешеходного перехода. Скрытая опасность. |
1 час |
Февраль |
|
7 |
Взрослые и дети на дороге. |
1 час |
Март |
|
8 |
Ребенок в общественном транспорте |
1 час |
Апрель |
|
9 |
Игры детей и дорожная безопасность. |
1 час |
Май |
|
10 |
Итоговое занятие |
1 час |
Май |
|
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Знать:
- все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
- правила движения по загородной дороге;
- все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;
- все сигналы светофора и их значение;
- правила перехода проезжей части;
- правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.
Уметь:
- применять на практике основные правила перехода проезжей части;
- перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
- выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
1. Назови участников дорожного движения.
2. Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
3. Назови части городской (загородной) дороги.
4. Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
5. Как называется место, где пересекаются улицы?
6. Назовите типы перекрёстков.
7. Какие бывают пешеходные переходы?
8. Расскажи свой путь «Дом – школа»
9. Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
10. Где следует ожидать общественный транспорт?
11. Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
12. Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
13. Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
14. Что такое «зебра»?
15. Что такое «островок безопасности»?
16. Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
17. Какие бывают пешеходные переходы?
18. Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
19. Как найти и определить ближайший безопасный переход улицы (дороги)?
20. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
21. Где должны ходить пешеходы?
22. Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
23. Какие дорожные знаки тебе известны?
24. Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
25. Какие бывают светофоры?
26. Что означает каждый сигнал светофора?
27. Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
28. Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
29. Какое движение называют правосторонним и почему?
30. Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 КЛАСС (10 часов)
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Сроки |
Примечание |
1. |
Соблюдай правила дорожного движения. |
1 час |
Сентябрь |
|
2. |
Движение по тротуарам и обочине. |
1 час |
Октябрь |
|
3. |
Перекрестки и их виды. |
1 час |
Ноябрь |
|
4. |
Движение пешеходов по загородным дорогам |
1 час |
Декабрь |
|
5. |
Дорожная разметка и дорожные знаки. |
1 час |
Январь |
|
6. |
Сигналы регулирования дорожных знаков. |
1 час |
Февраль |
|
7. |
Сигналы транспортных средств. |
1 час |
Март |
|
8. |
Переход улиц и дорог. Правила перехода улицы после выхода из общественного транспорта. |
1 час |
Апрель |
|
9. |
Что должен знать пешеход. |
1 час |
Май |
|
10. |
Контрольная по ПДД. |
1 час |
Май |
|
Учащиеся 3-го класса, кроме перечисленного для 1-2-го класса, должны знать:
• что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
• правила:
- перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
- перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
- перехода железной дороги.
• Учащиеся 3-го (4-го) класса должны уметь:
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с - двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
· Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
· Какие вы знаете элементы дороги?
· Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
· Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
· Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
· Зачем нужны обочина и кювет?
· Как отличить главную дорогу от второстепенной?
· Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
· Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 КЛАСС (10 часов)
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Сроки |
Примечание |
1. |
Улицы и движение в нашем городе. Элементы улиц и дорог. |
1 час |
Сентябрь |
|
2. |
Дорожные знаки и дополнительные средства информации. |
1 час |
Октябрь |
|
3. |
Правила пользования транспортом. Обязанности пешеходов. |
1 час |
Ноябрь |
|
4. |
Основные понятия и термины Правил дорожного движения. |
1 час |
Декабрь |
|
5. |
От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге. |
1 час |
Январь |
|
6. |
На железной дороге. |
1 час |
Февраль |
|
7. |
Правила оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии (при кровотечениях и ожогах). |
1 час |
Март |
|
8. |
Езда на велосипеде. |
1 час |
Апрель |
|
9. |
Сельские дороги. |
1 час |
Май |
|
10. |
Контрольный урок по ПДД. |
1 час |
Май |
|
Формировать и развивать у учащихся 4-го классов:
• устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
• познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
• понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;
• самоконтроль и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Вопросы итогового контроля знаний учащихся
· Назови участников дорожного движения.
· Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
· Назови части городской (загородной) дороги.
· Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
· Как называется место, где пересекаются улицы?
· Назовите типы перекрёстков.
· Какие бывают пешеходные переходы?
· Расскажи свой путь «Дом – школа»
· Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
· Где следует ожидать общественный транспорт?
· Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
· Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
· Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
· Что такое «зебра»?
· Что такое «островок безопасности»?
· Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
· Какие бывают пешеходные переходы?
· Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
· Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
· Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
· Где должны ходить пешеходы?
· Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
· Какие дорожные знаки тебе известны?
· Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
· Какие бывают светофоры?
· Что означает каждый сигнал светофора?
· Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
· Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
· Какое движение называют правосторонним и почему?
· Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
· Для чего нужны дорожные знаки?
· Где и как устанавливаются дорожные знаки?
· На какие группы делятся все дорожные знаки?
· Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
· Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
· указательных знаков?
· Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
· Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
· Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
Библиографический список
1.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
2.Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
3.Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.
4.Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.
5.«Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
6.«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
7.Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
8.Дорожная азбука.- М., 1974.
9.Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
10.Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.
11.Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
12.«Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.
13.Энциклопедия «Все обо всем».
14Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
15.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
16.Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: Учеб. пособие для 4-6 кл. – М.: Просвещение, 1991.
17.Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
18.Журнал «Начальная школа» 2005г. №6, с 96 «Путешествие в страну дорожных знаков».
19.Журнал «Начальная школа» 2005г. №7, с 91 «Зеленый огонек».
20.Журнал «Начальная школа» 2003г. №1, с 102 «В гостях у светофора».
21.Газета «Начальная школа» 2005г. №23. Ребусы.
22. autokorolev.lact.ru›e…pravil-dorozhnogo-dvizhen
23. festival.1september.ru›Утренник-викторина ПДД
24. prodlenka.org›…znai-pravila…dvizheniia…nachalnoi…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.