Муниципальное общеобразовательное учреждение
Глинянская основная общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор
школы Приказ
№ ______________ от «____»______________2021 года Принята
на заседании педагогического совета от «____»______________2021
года протокол
№ ______________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ»
Направленность программы – естественнонаучная
Возраст обучающихся: от 11 лет до 15 лет.
Срок реализации программы: 1 год, 108 часа.
ФИО, должность разработчика программы: учитель биологии Троякова Светлана Ивановна
ФИО, должность педагога, реализующего программу: учитель биологии Троякова Светлана Ивановна
Глинянка,2021
Пояснительная записка
Направленность программы – естественнонаучная
Возраст обучающихся: от 11 лет до 15 лет.
Срок реализации программы: 1 год, 108 часа.
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по биологии «Практическая биология» предназначена для организации дополнительного образования обучающихся 5-9 классов МОУ ГООШ.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015. Министерство образования и науки РФ
3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)»
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
6.Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. 7 декабря 2018 г.)
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка.
Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5-9 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.
На дополнительных занятиях по биологии в 5-9 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5-9 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;
развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;
подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
формирование основ экологической грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост
использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);
организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, кейс-технологии, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах и пр.
Требования к уровню реализации программы:
иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования. Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности школьников на второй ступени обучения. Приобщение обучающихся к научным исследованиям становится особенно актуальным на среднем этапе школьного образования, когда у школьников начинает формироваться творческое мышление.
Но для того, чтобы исследовательская деятельность была успешна и приносила свои плоды, нужно выдержать ряд требований, пройти все этапы выполнения исследовательской работы, а именно:
1. Мотивация научно-исследовательской деятельности. Обязательно приобщение к исследовательской работе нужно начинать с формирования мотивации этой деятельности. Очень важно, чтобы обучающиеся наряду с моральными стимулами увидели и материальные стимулы. Например, повышение итоговой оценки по предмету, освобождение от переводного экзамена и т.д.
2. Выбор направления исследования. Это очень сложный этап. Здесь нужно определиться с темой исследования. Идеально, чтобы первоначальная идея темы и инициатива по выполнению исследования исходила от школьника, а учитель же выполнял бы направляющую и корректирующую функции в этом вопросе.
3. Постановка задачи.
4. Фиксирование и предварительная обработка данных.
5. Обсуждение результатов исследования.
6. Оформление результатов работы.
7. Представление исследовательской работы на конференции.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
Дата |
Оборудование |
||
План |
Факт. |
||||||||
Введение |
|||||||||
1 |
Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ. |
1 |
Беседа |
Кабинет |
|
|
|
|
|
Лаборатория Левенгука |
|||||||||
2 |
Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование |
1 |
Беседа |
Кабинет |
|
|
|
|
|
3 |
Знакомство с устройством микроскопа. |
1 |
Практическое занятие |
Кабинет |
Зачет |
|
|
|
|
4-5 |
Техника биологического рисунка и приготовление микропрепаратов |
2 |
Практическое занятие |
Кабинет |
Зачет |
|
|
|
|
Практическая биология |
|||||||||
6 |
«Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука» |
1 |
Лабораторное занятие |
Кабинет |
Оформление лабораторного занятия |
|
|
Предметные стека, покровные стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, раствор йода, фильтровальная бумага, микроскоп, сочные чешуи лука. |
|
7 |
Строение растительной клетки» |
1 |
Лабораторное занятие |
Кабинет |
Оформление лабораторного занятия |
|
|
Можно использовать готовые микропрепараты с растительными клетками, где видны органоиды: хлоропласты, вакуоли, ядро. Изучение ультраструктуры клетки можно проводить, используя фотографии с электронного микроскопа. Можно использовать фотографии учебника, демонстрируя их с помощью документ- камеру или Интернет-ресурсы. |
|
8 |
«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений» |
1 |
Лабораторное занятие |
Кабинет |
Оформление лабораторного занятия |
|
|
Предметные стека, покровные стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, раствор йода, раствор NaCl, дистиллированная вода, фильтровальная бумага, микроскоп, сочные чешуи лука. |
|
9 |
«Особенности развития споровых растений» |
1 |
Лабораторное занятие |
Кабинет |
Оформление лабораторного занятия |
|
|
Предметные стека, покровные стекла, ноутбук, микроскоп, камера, препарат спорангий папоротника, препарат поперечный срез листа папоротника, препарат заросток папоротника |
|
10 |
«Сравнительная характеристика одноклеточных организмов» |
1 |
Лабораторное занятие |
Кабинет |
Оформление лабораторного занятия |
|
|
Предметные стёкла, покровные стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, фильтровальная бумага, микроскоп, микропрепарат инфузория-туфелька, эвглена, мерный стакан с водой из природного водоема, вата. |
|
11 |
«Особенности внутреннего строения дождевого червя» |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Микроскоп, препарат поперечный срез дождевого червя, препарат поперечный плоского червя |
|
12 |
«Методы цитологического анализа полости рта» |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Предметные стека, покровные стекла, пипетка, раствор йода, фильтровальная бумага, микроскоп, ватные палочки. |
|
13 |
«Наблюдение фаз митоза в клетках растений» |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Предметные стека, препаровальные стекла, препаровальная игла, пинцет, спиртовка, спички, пипетка, метиленовый синий, фильтровальная бумага, микроскоп, пророщенные семена или луковицы с корешками. |
|
14 |
Колониальные монадные водоросли |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
предметные стека, покровные стекла, пипетка, фильтровальная бумага, микроскоп, мерный стакан с водой из природного водоема с вольвоксами, набор для экспериментов под микроскопом. |
|
15 |
«Влияние среды на клетки крови человека» |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Предметные стека, покровные стекла, ноутбук, бинокулярный микроскоп, препарат клетки крови человека.. |
|
16 |
Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений» |
1 |
Экскурсия |
Природа (пришкольная территория) |
Зачет |
|
|
|
|
17-18 |
Техника сбора, высушивания и монтировки гербария |
2 |
Практическое занятие |
Природа (пришкольная территория) |
Создание гербария |
|
|
Растения |
|
19-20 |
Определяем и классифицируем |
2 |
Практическое занятие |
Природа (пришкольная территория) |
Создание гербария |
|
|
Растения |
|
21-22 |
Определяем и классифицируем |
2 |
Практическое занятие |
Кабинет |
Создание гербария |
|
|
Растения, классификатор растений |
|
23-24 |
Морфологическое описание растений |
2 |
Практическое занятие |
Кабинет |
Создание гербария |
|
|
Растения, классификатор растений |
|
25 |
Определение растений в безлиственном состоянии |
1 |
Практическое занятие |
Кабинет |
Создание гербария |
|
|
Растения, классификатор растений |
|
26-27 |
Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» |
2 |
Практическое занятие |
Кабинет |
Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» |
|
|
Растения, классификатор растений |
|
28-29 |
Редкие растения Забайкальского края |
2 |
Практическое занятие |
Кабинет |
Создание гербария |
|
|
Растения, классификатор растений |
|
30-31 |
Презентация работ |
2 |
Защита гербария |
Кабинет |
Создание гербария,презентация |
|
|
|
|
32 |
Фенологияраздел ботаники. Натуралисты |
1 |
Экскурсия «Живая и неживая природа» |
Природа (пришкольная территория) |
Отчёт об экскурсии (сравнение объектов живой и неживой природы, формулирование вывода о различиях тел живой и неживой природы) |
|
|
|
|
33 |
Антропология. Творческая мастерская «Лента времени» |
1 |
Творческая мастерская «Лента времени» |
Кабинет |
|
|
|
|
|
34 |
Юные фенологи. |
1 |
Лабораторная работа «Развитие семени фасоли» |
Кабинет |
Макет этапов развития семени фасоли |
|
|
|
|
35 |
Цитология- наука о клетке. |
1 |
Практическое занятие |
Кабинет |
«Создание модели клетки из пластилина» Модель клетки |
|
|
|
|
36 |
Гистология- наука о тканях. |
1 |
Лабораторная работа «Строение тканей животного организма» |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
37 |
Эволюционное учение |
1 |
Практическое занятие «Живое из живого» (опыт Реди) |
Кабинет |
Фотоотчет |
|
|
|
|
38 |
Библиографы. Интересные факты из жизни ученых. |
1 |
Творческая мастерская «Великие естествоиспытатели» |
Кабинет |
Картотека великих естествоиспытателей |
|
|
|
|
39 |
Классификация организмов. Основы систематики. |
1 |
Творческая мастерская «Классификация живых организмов» |
Кабинет |
Конструктор Царств живой природы как наглядного пособия для классификации живых организмов |
|
|
|
|
40 |
Вирусология- в ногу со временем
|
1 |
Практическое занятие «Портрет вируса» |
Кабинет |
Фотоколлекция, выставка рисунков, презентация |
|
|
|
|
41 |
Бактериология. |
1 |
Практическое занятие «Изготовление бактерий» |
Кабинет |
Модель бактериальной клетки, презентация |
|
|
|
|
42 |
Наука о грибахмикология. |
1 |
Лабораторная работа «Выращивание плесени, рассматривание её под микроскопом» |
Кабинет |
Приготовление микропрепарата, фотографии, презентация |
|
|
|
|
43 |
Орнитология изучает птиц. |
1 |
Творческая мастерская Изготовление кормушек |
Кабинет |
Выставка кормушек, презентация, фотоальбом |
|
|
|
|
44 |
Становление экологии. |
1 |
Творческая мастерская «Кто, где живет?» Игра «Кто, где живет?» |
Кабинет |
|
|
|
|
|
45 |
Искусственная экосистемаАквариум. |
1 |
Практическое занятие «Создание аквариума» |
Кабинет |
Макет аквариума |
|
|
|
|
46 |
Природные сообщества. |
1 |
Практическое занятие «Лента природных сообществ» |
Кабинет |
Лента природных сообществ |
|
|
|
|
47 |
Зоогеография как наука. |
1 |
Творческая мастерская Игра - путаница |
Кабинет |
Распределение организмов на карте мира, проживающих в разных природных зонах. |
|
|
|
|
48 |
Наука о деревьяхдендрология. |
1 |
Экскурсия «Изучение состояния деревьев» |
Кабинет |
Картотека и фотоколлаж деревьев |
|
|
|
|
49 |
Поведение в биологииэтология. |
1 |
Лабораторная работа «Наблюдение за поведением домашнего питомца» |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы Дневник наблюдений |
|
|
|
|
50 |
Ископаемые останки в науке палеонтология. |
1 |
Практическое занятие Работа с изображениями останков человека и их описание |
Кабинет |
Оформление записи в тетрадь |
|
|
|
|
51 |
Следуем по стопам животных. |
1 |
Практическое занятие «Узнай по контуру животное» , Игра |
Кабинет |
Оформление записи в тетрадь |
|
|
|
|
52 |
Цветоводство |
1 |
Практическое занятие |
Кабинет |
Проект «Создание клумбы» Клумба или кашпо |
|
|
|
|
53 |
Развитие экотуризма в России |
1 |
Практическое занятие |
Кабинет |
Карта «Экотуризм в России» |
|
|
|
|
54 |
Виртуальное путешествие по Красной книге |
1 |
Практическое занятие |
Кабинет |
Маршрут виртуальной экскурсии |
|
|
|
|
55 |
Выращивание плесени и изучение условий ее существования(продолжение). |
1 |
|
Кабинет |
|
|
|
|
|
56 |
Способы борьбы с плесенью |
|
|
Кабинет |
|
|
|
|
|
Формы и методы организации исследовательской деятельности |
|||||||||
57 |
Источники получения информации. Особенности чтения научно-популярной и методической литературы |
1 |
Беседа |
Кабинет |
|
|
|
|
|
58 |
Особенности и приемы конспектирования. Тезисы. Экскурсия в библиотеку. |
1 |
Беседа |
Кабинет |
|
|
|
|
|
Оформление исследовательских работ |
|||||||||
59 |
Оформление исследовательских работ |
1 |
Беседа |
Кабинет |
|
|
|
|
|
60 |
Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме. |
1 |
Беседа |
Кабинет |
|
|
|
|
|
61 |
Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Работа в программе Microsoft Office Word. |
1 |
Беседа |
Кабинет |
|
|
|
|
|
62 |
Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература». Работа в программе Microsoft Office Word. Создание презентаций с помощью программы Microsoft Office Power Point. |
1 |
Беседа |
Кабинет |
|
|
|
|
|
63 |
Возможности программы Microsoft Office Power Point. Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point. |
1 |
Беседа |
Кабинет |
|
|
|
|
|
64 |
Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point. Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д |
1 |
Беседа |
Кабинет |
|
|
|
|
|
65 |
Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объемы исследовательской работы. Эстетичное оформление. Выводы. Оформление «Заключения». |
1 |
Беседа |
Кабинет |
|
|
|
|
|
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ ЦЕНТРА «ТОЧКА РОСТА» |
|||||||||
Фотосинтез и дыхание растений |
|||||||||
66 |
№ 1.Исследование фотосинтеза растений |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Цифровая лаборатория Releon с датчиками освещенности(окружающего света),температуры, кислорода и углекислого газа. Стеклянный колокол, небольшое домашнее растение.
|
|
67 |
«Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Компьютер с программным обеспечением Датчики температуры и влажности Комнатное растение: монстера или пеларгони |
|
68 |
«Испарение воды листьями до и после полива». |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
компьютер с программным обеспечением, измерительный Интерфейс,датчик температуры, датчик влажности. |
|
69 |
Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Два свежих яблока и два клубня картофеля, весы, нож, полиэтиленовые пищевые пакеты, датчик относительной влажности воздуха |
|
Исследование окружающей среды |
|||||||||
70 |
№2.Измерение относительной влажности воздуха |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Цифровая лаборатория Releon с датчиками относительной влажности и датчиком температуры. |
|
71 |
«Измерение влажности и температуры в разных зонах класса» |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Компьютер с программным обеспечением; Датчики температуры; Датчики влажности. |
|
72 |
№3.Измерение уровня освещенности в различных зонах |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Датчик освещенности Releon |
|
73 |
№4.Измерение температуры атмосферного воздуха |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Датчик температуры Releon |
|
74 |
№5.Измерение температуры остывающей воды |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Цифровая лаборатория Releon с датчиками температуры. Ёмкость для воды, мензурка, теплая вода. |
|
Загрязнение окружающей среды |
|||||||||
75 |
№6. Анализ почвы |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Цифровая лаборатория Releon с датчиками рН, датчиком температуры и датчиком влажности почвы. Штатив лабораторный с муфтой и кольцом, воронка, фильтровальная бумага, пробирка, стеклянная палочка, 2 химических стакана на 100-150 мл. |
|
76 |
№ 7.Анализ загрязненности проб почвы |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
77 |
№ 8. Анализ загрязненности проб снега |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
78 |
№ 9.Анализ рН воды открытых водоёмов |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
79 |
№ 10.Анализ рН проб снега, взятых на территории селитебной зоны |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
80 |
№ 11. Определение общей жесткости воды |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
Исследование состояния рабочего пространства |
|||||||||
81 |
№ 12.Освещенность помещений и его влияние на физическое здоровье людей. |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
82 |
№ 13.Исследование естественной освещенности помещения класса. |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
83 |
«Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых продуктов |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Цифровая лаборатория Rе1еon с датчиком рН, 6 мерных стаканов с пищевыми продуктами: питьевая вода, кока-кола, молоко, кофе, апельсиновый сок, минеральная и дистиллированная вода. |
|
Определение рН средств личной гигиены |
|||||||||
84 |
№ 14.Определение рН средств личной гигиены |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
85 |
№ 15.Определение рН средств личной гигиены разной концентрации в растворах |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
86 |
№ 16.Сравнение рН смесей веществ. |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы |
|||||||||
87 |
№ 17. Оценка вегетативного тонуса в состоянии покоя(вегетативный индекс Кердо(ВИК)). «Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы». «Определение кожно-сосудистой реакции (метод дермографизма)» |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
цифровая лаборатория (датчик артериального давления, манжетка, ПК. Карандаш |
|
88 |
№ 18. Оценка вегетативной реактивности. Определение реактивности симпатического отдела автономной нервной системы. |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Датчик пульса Relab.
|
|
89 |
№ 19. Оценка вегетативной реактивности. Определение реактивности парасимпатического отдела автономной нервной системы. |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Компьютерный интерфейс сбора данных Releon Lite. Датчик пульса Relеоn, ПК. |
|
90 |
№ 20. Оценка вегетативного обеспечения(проба Мартинетта) |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Компьютер. Компьютерный интерфейс сбора данных Releon Lite. Датчик измерения артериального давления |
|
91 |
№ 21. Физиология дыхания(рефлекс Геринга) |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Компьютерный интерфейс сбора данных Releon Lite, датчик пульса. |
|
92 |
№ 22.Исследование изменения дыхания у человека при выполнении двигательной нагрузки («Измерение объема грудной клетки у человека при дыхании», «Определение частоты дыхания в покое и после физической нагрузки», «Нормальные параметры респираторной функции»). |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
сантиметровая лента. |
|
93 |
Оценка вентиляционной функции легких», «Как проверить сатурацию в домашних условиях» |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
Оценка физиологических резервов сердечно- сосудистой системы |
|||||||||
94 |
№ 23. Резервы сердца. Измерение артериального давления при помощи цифровой лаборатории Releon Lite” |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Цифровая лаборатория Releon Lite, (датчик артериального давления) манжетка с грушей для нагнетания воздуха. Планшет или персональный компьютер с программным обеспечением. |
|
95 |
«Функциональные пробы на реактивность сердечно- сосудистой системы» |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Цифровая лаборатория Relab (датчик артериального давления) манжетка с грушей для нагнетания воздуха. |
|
96 |
Измерение артериального давления. Определение систолического и минутного объемов крови расчетным методом |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Цифровая лаборатория, датчик артериального давления. |
|
97 |
«Определение минутного объёма кровообращения косвенным методом в покое и после физической нагрузки» |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
98 |
«Определение основных характеристик артериального пульса на лучевой артерии». |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
секундомер, часы со стрелкой. |
|
99 |
«Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы» |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Цифровая лаборатория, датчик ЧСС. |
|
100 |
«Определение энергозатрат по состоянию сердечных сокращений» |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Цифровая лаборатория, датчик ЧСС. |
|
101 |
Глазо-сердечная проба Г. Данини — Б. Ашнера (G. Dagnini; B. Aschner |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
Цифровая лаборатория (датчик пульса), ПК. |
|
102 |
№ 24.Проба с задержкой дыхания |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
103 |
№ 25.Кардиореспираторные пробы Генчи и Штанге |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
104 |
№ 26.Проба Серкина |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
105 |
№ 27.Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
106 |
№ 28.Регистрация и анализ ЭКГ |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
Оценка показателей физического развития и работоспособности |
|||||||||
107 |
№ 29. Оценка показателей физического развития и работоспособности методом степ-теста |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
108 |
№ 30. Изучение температуры тела человека |
1 |
Лабораторная работа |
Кабинет |
Оформление лабораторной работы |
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.