ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ»

  • docx
  • 02.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ_ ЦЕНТР _ТОЧКА РОСТА_».docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Глинянская основная общеобразовательная школа

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Приказ  № ______________ от «____»______________2021 года

 

 

Принята на заседании педагогического совета

от «____»______________2021 года

протокол № ______________

 
 

 

 

 

 

 

 


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ»

 

Направленность программы – естественнонаучная

Возраст обучающихся: от 11 лет до 15 лет.

Срок реализации программы: 1 год, 108 часа.

   ФИО, должность разработчика программы:  учитель биологии Троякова Светлана Ивановна

   ФИО, должность педагога, реализующего программу: учитель биологии Троякова Светлана Ивановна

 

Глинянка,2021

 

 

Пояснительная записка

Направленность программы – естественнонаучная

Возраст обучающихся: от 11 лет до 15 лет.

Срок реализации программы: 1 год, 108 часа.

       Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по биологии «Практическая биология» предназначена для организации дополнительного образования  обучающихся 5-9 классов МОУ ГООШ.

 Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).

2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015. Министерство образования и науки РФ

3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)»

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

5.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

6.Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. 7 декабря 2018 г.)

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка.

Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует   раскрытию   внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5-9  классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.

На дополнительных занятиях по биологии в 5-9 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5-9 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.

Задачи:

    Формирование системы         научных     знаний о     системе живой    природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;

    приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;

развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;

подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;

формирование        основ экологической    грамотности.

При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост

использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);

    организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.

Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, кейс-технологии, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.

Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах и пр.

Требования к уровню реализации программы:

    иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

    уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;

    Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);

эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

    овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

    умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

    умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

    классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;

    овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

 3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

 4. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования. Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности школьников на второй ступени обучения. Приобщение обучающихся к научным исследованиям становится особенно актуальным на среднем этапе школьного образования, когда у школьников начинает формироваться творческое мышление.

Но для того, чтобы исследовательская деятельность была успешна и приносила свои плоды, нужно выдержать ряд требований, пройти все этапы выполнения исследовательской работы, а именно:

 1. Мотивация научно-исследовательской деятельности. Обязательно приобщение к исследовательской работе нужно начинать с формирования мотивации этой деятельности. Очень важно, чтобы обучающиеся наряду с моральными стимулами увидели и материальные стимулы. Например, повышение итоговой оценки по предмету, освобождение от переводного экзамена и т.д.

2. Выбор направления исследования. Это очень сложный этап. Здесь нужно определиться с темой исследования. Идеально, чтобы первоначальная идея темы и инициатива по выполнению исследования исходила от школьника, а учитель же выполнял бы направляющую и корректирующую функции в этом вопросе.

3. Постановка задачи.

4. Фиксирование и предварительная обработка данных.

5. Обсуждение результатов исследования.

6. Оформление результатов работы.

7. Представление исследовательской работы на конференции.

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

Дата

Оборудование

План

Факт.

Введение

1

Вводный инструктаж по ТБ при проведении

лабораторных работ.

1

Беседа

Кабинет

 

 

 

 

Лаборатория Левенгука

2

Приборы для научных исследований,

лабораторное оборудование

1

Беседа

Кабинет

 

 

 

 

3

Знакомство с устройством микроскопа.

1

Практическое занятие

Кабинет

Зачет

 

 

 

4-5

Техника биологического рисунка          и

приготовление микропрепаратов

2

Практическое занятие

Кабинет

Зачет

 

 

 

Практическая биология

6

«Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука»

1

Лабораторное занятие

Кабинет

Оформление лабораторного  занятия

 

 

Предметные стека, покровные стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, раствор йода, фильтровальная бумага, микроскоп, сочные чешуи лука.

7

Строение растительной клетки»

1

Лабораторное занятие

Кабинет

Оформление лабораторного  занятия

 

 

Можно  использовать готовые микропрепараты с растительными клетками, где видны органоиды: хлоропласты, вакуоли, ядро. Изучение ультраструктуры клетки можно проводить, используя фотографии с электронного микроскопа. Можно использовать фотографии учебника, демонстрируя их с помощью документ- камеру или Интернет-ресурсы.

8

«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений»

1

Лабораторное занятие

Кабинет

Оформление лабораторного  занятия

 

 

Предметные стека, покровные стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, раствор йода, раствор NaCl, дистиллированная вода, фильтровальная бумага, микроскоп, сочные чешуи лука.

9

«Особенности развития споровых растений»

1

Лабораторное занятие

Кабинет

Оформление лабораторного  занятия

 

 

Предметные стека, покровные стекла, ноутбук, микроскоп, камера, препарат спорангий папоротника, препарат поперечный срез листа папоротника, препарат заросток папоротника

10

«Сравнительная характеристика одноклеточных организмов»

1

Лабораторное занятие

Кабинет

Оформление лабораторного  занятия

 

 

Предметные стёкла, покровные стекла, препаровальная  игла, пинцет, пипетка, фильтровальная бумага, микроскоп, микропрепарат инфузория-туфелька, эвглена, мерный стакан с водой из природного водоема, вата.

11

«Особенности внутреннего строения дождевого червя»

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Микроскоп, препарат поперечный срез дождевого червя, препарат поперечный плоского червя

12

«Методы цитологического анализа полости рта»

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Предметные  стека, покровные стекла, пипетка, раствор йода, фильтровальная бумага, микроскоп, ватные палочки.

13

«Наблюдение фаз митоза в клетках растений»

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Предметные  стека, препаровальные стекла, препаровальная игла, пинцет,  спиртовка, спички, пипетка, метиленовый синий, фильтровальная бумага, микроскоп, пророщенные семена или луковицы с корешками.

14

Колониальные монадные водоросли

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

предметные стека, покровные стекла, пипетка, фильтровальная бумага, микроскоп, мерный стакан с водой из природного водоема с вольвоксами, набор для экспериментов под микроскопом.

15

«Влияние среды на клетки крови человека»

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Предметные  стека, покровные стекла, ноутбук, бинокулярный микроскоп, препарат клетки крови человека..

16

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений»

1

Экскурсия

Природа (пришкольная территория)

Зачет

 

 

 

17-18

Техника сбора, высушивания и монтировки  гербария

2

Практическое занятие

Природа (пришкольная территория)

Создание гербария

 

 

Растения

19-20

Определяем и классифицируем

2

Практическое занятие

Природа (пришкольная территория)

Создание гербария

 

 

Растения

21-22

Определяем и классифицируем

2

Практическое занятие

Кабинет

Создание гербария

 

 

Растения, классификатор растений

23-24

Морфологическое описание растений

2

Практическое занятие

Кабинет

Создание гербария

 

 

Растения, классификатор растений

25

Определение растений        в безлиственном состоянии

1

Практическое занятие

Кабинет

Создание гербария

 

 

Растения, классификатор растений

26-27

Создание       каталога            «Видовое разнообразие  растений пришкольной территории»

2

Практическое занятие

Кабинет

Создание            каталога            «Видовое разнообразие  растений пришкольной территории»

 

 

Растения, классификатор растений

28-29

Редкие растения Забайкальского края

2

Практическое занятие

Кабинет

Создание гербария

 

 

Растения, классификатор растений

30-31

Презентация работ

2

Защита гербария

Кабинет

Создание гербария,презентация

 

 

 

32

Фенологияраздел ботаники. Натуралисты

1

Экскурсия «Живая и неживая природа»

Природа (пришкольная территория)

 Отчёт об экскурсии (сравнение объектов живой и неживой природы, формулирование вывода о различиях тел живой и неживой природы)

 

 

 

33

Антропология. Творческая мастерская «Лента времени»

1

Творческая мастерская «Лента времени»

Кабинет

 

 

 

 

34

Юные фенологи.

1

Лабораторная работа «Развитие семени фасоли»

Кабинет

Макет этапов развития семени фасоли

 

 

 

35

Цитология- наука о клетке.

1

Практическое занятие

Кабинет

«Создание модели клетки из пластилина» Модель клетки

 

 

 

36

Гистология- наука о тканях.

1

Лабораторная работа «Строение тканей животного организма»

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

37

Эволюционное учение

1

Практическое занятие «Живое из живого» (опыт Реди)

Кабинет

Фотоотчет

 

 

 

38

Библиографы. Интересные факты из жизни ученых.

1

Творческая мастерская «Великие естествоиспытатели»

Кабинет

Картотека великих естествоиспытателей

 

 

 

39

Классификация организмов. Основы систематики.

1

Творческая мастерская «Классификация живых организмов»

Кабинет

Конструктор Царств живой природы как наглядного пособия для классификации живых организмов

 

 

 

40

Вирусология- в ногу со временем

 

1

Практическое занятие «Портрет вируса»

Кабинет

Фотоколлекция, выставка рисунков, презентация

 

 

 

41

Бактериология.

1

Практическое занятие «Изготовление бактерий»

Кабинет

Модель бактериальной клетки, презентация

 

 

 

42

Наука о грибахмикология.

1

Лабораторная работа «Выращивание плесени, рассматривание её под микроскопом»

Кабинет

Приготовление микропрепарата, фотографии, презентация

 

 

 

43

Орнитология изучает птиц.

1

Творческая мастерская Изготовление кормушек

Кабинет

Выставка кормушек, презентация, фотоальбом

 

 

 

44

Становление экологии.

1

Творческая мастерская «Кто, где живет?» Игра «Кто, где живет?»

Кабинет

 

 

 

 

45

Искусственная экосистемаАквариум.

1

Практическое занятие «Создание аквариума»

Кабинет

Макет аквариума

 

 

 

46

Природные сообщества.

1

Практическое занятие

«Лента природных сообществ»

Кабинет

Лента природных сообществ

 

 

 

47

 Зоогеография как наука.

1

Творческая мастерская Игра - путаница

Кабинет

Распределение организмов на карте мира, проживающих в разных природных зонах.

 

 

 

48

Наука о деревьяхдендрология.

1

Экскурсия «Изучение состояния деревьев»

Кабинет

Картотека и фотоколлаж деревьев

 

 

 

49

Поведение в биологииэтология.

1

Лабораторная работа «Наблюдение за поведением домашнего питомца»

Кабинет

Оформление лабораторной работы Дневник наблюдений

 

 

 

50

Ископаемые останки в науке палеонтология.

1

Практическое занятие

Работа с изображениями останков человека и их описание

Кабинет

Оформление записи в тетрадь

 

 

 

51

Следуем по стопам животных.

1

Практическое занятие «Узнай по контуру животное» , Игра

Кабинет

Оформление записи в тетрадь

 

 

 

52

Цветоводство

1

Практическое занятие

Кабинет

Проект «Создание клумбы» Клумба или кашпо

 

 

 

53

Развитие экотуризма в России

1

Практическое занятие

Кабинет

Карта «Экотуризм в России»

 

 

 

54

Виртуальное путешествие по Красной книге

1

Практическое занятие

Кабинет

Маршрут виртуальной экскурсии

 

 

 

55

Выращивание плесени и изучение условий ее существования(продолжение).

1

 

Кабинет

 

 

 

 

56

 Способы борьбы с плесенью

 

 

Кабинет

 

 

 

 

Формы и методы организации исследовательской деятельности

57

 Источники получения информации. Особенности чтения научно-популярной и методической литературы

1

Беседа

Кабинет

 

 

 

 

58

Особенности и приемы конспектирования. Тезисы. Экскурсия в библиотеку.

1

Беседа

Кабинет

 

 

 

 

Оформление исследовательских работ

 

59

Оформление исследовательских работ

1

Беседа

Кабинет

 

 

 

 

60

 Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме.

1

Беседа

Кабинет

 

 

 

 

61

Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Работа в программе Microsoft Office Word.

1

Беседа

Кабинет

 

 

 

 

62

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература». Работа в программе Microsoft Office Word. Создание презентаций с помощью программы Microsoft Office Power Point.

1

Беседа

Кабинет

 

 

 

 

63

Возможности программы Microsoft Office Power Point. Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point.

1

Беседа

Кабинет

 

 

 

 

64

Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point. Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д

1

Беседа

Кабинет

 

 

 

 

65

 Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объемы исследовательской работы. Эстетичное оформление. Выводы. Оформление «Заключения».

1

Беседа

Кабинет

 

 

 

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ ЦЕНТРА «ТОЧКА РОСТА»

Фотосинтез и дыхание растений

66

№ 1.Исследование фотосинтеза растений

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Цифровая лаборатория Releon с датчиками освещенности(окружающего света),температуры, кислорода и углекислого газа. Стеклянный колокол, небольшое домашнее растение.

 

67

«Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Компьютер с программным обеспечением Датчики температуры и влажности Комнатное растение: монстера или пеларгони

68

«Испарение воды листьями до и после полива».

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

компьютер с программным обеспечением, измерительный Интерфейс,датчик температуры, датчик влажности.

69

Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Два  свежих яблока и два клубня картофеля, весы, нож, полиэтиленовые пищевые пакеты, датчик относительной влажности воздуха

Исследование окружающей среды

70

№2.Измерение относительной влажности воздуха

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Цифровая лаборатория Releon с датчиками относительной влажности и датчиком температуры.

71

«Измерение влажности и температуры в разных зонах класса»

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Компьютер с программным обеспечением;

 Датчики температуры; Датчики влажности.

72

№3.Измерение уровня освещенности в различных зонах

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Датчик  освещенности Releon

73

№4.Измерение температуры атмосферного воздуха

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Датчик  температуры Releon

74

№5.Измерение температуры остывающей воды

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Цифровая лаборатория Releon с датчиками температуры. Ёмкость для воды, мензурка, теплая вода.

Загрязнение окружающей среды

75

№6. Анализ почвы

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Цифровая лаборатория Releon с датчиками рН, датчиком температуры и датчиком влажности почвы. Штатив лабораторный с муфтой и кольцом, воронка, фильтровальная бумага, пробирка, стеклянная палочка, 2 химических стакана на 100-150 мл.

76

№ 7.Анализ загрязненности проб почвы

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

77

№ 8. Анализ загрязненности проб снега

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

78

№ 9.Анализ рН воды открытых водоёмов

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

79

№ 10.Анализ рН проб снега, взятых на территории селитебной зоны

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

80

№ 11. Определение общей жесткости воды

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

Исследование состояния рабочего пространства

81

№ 12.Освещенность помещений и его влияние на физическое здоровье людей.

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

82

№ 13.Исследование естественной освещенности помещения класса.

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

83

«Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых продуктов

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Цифровая  лаборатория Rе1еon с датчиком рН, 6 мерных стаканов с пищевыми продуктами: питьевая вода, кока-кола, молоко, кофе, апельсиновый сок, минеральная и дистиллированная вода.

Определение рН средств личной гигиены

84

№ 14.Определение рН средств личной гигиены

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

85

№ 15.Определение рН средств личной гигиены разной концентрации в растворах

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

86

№ 16.Сравнение рН смесей веществ.

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы

87

№ 17. Оценка вегетативного тонуса в состоянии покоя(вегетативный индекс  Кердо(ВИК)). «Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы». «Определение кожно-сосудистой реакции (метод дермографизма)»

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

цифровая лаборатория (датчик артериального давления, манжетка, ПК. Карандаш

88

№ 18. Оценка вегетативной реактивности. Определение реактивности симпатического отдела автономной нервной системы.

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Датчик  пульса Relab.

 

89

№ 19. Оценка вегетативной реактивности. Определение реактивности парасимпатического отдела автономной нервной системы.

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Компьютерный  интерфейс сбора данных Releon Lite. Датчик пульса Relеоn, ПК.

90

№ 20. Оценка вегетативного обеспечения(проба Мартинетта)

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Компьютер. Компьютерный интерфейс сбора данных Releon Lite. Датчик измерения артериального давления

91

№ 21. Физиология дыхания(рефлекс Геринга)

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Компьютерный  интерфейс сбора данных Releon Lite, датчик пульса.

92

№ 22.Исследование изменения дыхания у человека  при выполнении двигательной нагрузки («Измерение объема грудной клетки у человека при дыхании», «Определение частоты дыхания в покое и после физической нагрузки», «Нормальные параметры респираторной функции»).

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

сантиметровая лента.

93

Оценка вентиляционной функции легких», «Как проверить сатурацию в домашних условиях»

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

Оценка физиологических резервов сердечно- сосудистой системы

94

№ 23. Резервы сердца. Измерение артериального давления при помощи цифровой лаборатории Releon Lite”

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Цифровая  лаборатория Releon Lite, (датчик артериального давления) манжетка с грушей для нагнетания воздуха. Планшет или персональный компьютер с программным обеспечением.

95

«Функциональные пробы на реактивность сердечно- сосудистой системы»

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Цифровая  лаборатория Relab (датчик артериального давления) манжетка с грушей для нагнетания воздуха.

96

Измерение артериального давления. Определение систолического и минутного объемов крови расчетным методом

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Цифровая  лаборатория, датчик артериального давления.

97

«Определение минутного объёма кровообращения косвенным методом в покое и после физической нагрузки»

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

98

«Определение основных характеристик артериального пульса на лучевой артерии».

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

секундомер, часы со стрелкой.

99

«Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы»

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Цифровая  лаборатория, датчик ЧСС.

100

«Определение энергозатрат по состоянию сердечных сокращений»

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Цифровая   лаборатория, датчик ЧСС.

101

Глазо-сердечная проба Г. Данини — Б. Ашнера (G. Dagnini; B. Aschner

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

Цифровая  лаборатория (датчик пульса), ПК.

102

№ 24.Проба  с задержкой дыхания

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

103

№ 25.Кардиореспираторные пробы Генчи и Штанге

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

104

№ 26.Проба Серкина

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

105

№ 27.Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

106

№ 28.Регистрация и анализ ЭКГ

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

Оценка показателей физического развития и работоспособности

107

№ 29. Оценка показателей физического развития и работоспособности методом степ-теста

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы

 

 

 

108

№ 30. Изучение температуры тела человека

1

Лабораторная работа

Кабинет

Оформление лабораторной работы