ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СЕКЦИЯ «ШАХМАТЫ»
Оценка 5

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СЕКЦИЯ «ШАХМАТЫ»

Оценка 5
Образовательные программы
docx
другое
1 кл—11 кл
22.09.2020
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СЕКЦИЯ  «ШАХМАТЫ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ШАХМАТЫ"
рп шахматы.docx

 Министерство образования, науки и молодежной политики    Краснодарского края

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края    

«Каневской аграрно-технологический колледж»

 

 

 

                                                    Утверждено:

                                                                              Директор ГАПОУ КККАТК

_______________А.Г. Скидан

   Приказ № ____ от ___________

«___» _______________ 2019 г.

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ         ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА                                                                 СЕКЦИЯ

«ШАХМАТЫ»

 

 

Направленность: физкультурно-оздоровительная

Уровень: базовый

Рассчитана на учащихся от 15 до 20 лет

Срок реализации: 1 год (180 часов)

 

Разработчик:

Куприян Александр Васильевич

Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ст. Стародеревянковская, 2019 г.


 

 

Содержание

 

 

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка…………………………………………..........…..  3

1.2  Цели и задачи программы…………………………………………………5

1.3 Содержание программы……………………………………………….…    6

1.4 Планируемые результаты………………………………………….……   ..7

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Календарный учебный график……………………………………………12

2.2   Условия реализации программы………………………………………    12

2.3 Формы аттестации………………………………………………………… 12

2.4 Оценочные материалы……………………………………….…………….13

2.6 Список литературы………………………………………………………..  14

Приложение №1, №2 …………………………………………………………  15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1    Пояснительная записка

                                                                                                                                                                          

 

Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся (М., Просвещение, 2010 г.). За основу взята программа из методического пособия «Примерные программы внеурочной деятельности» под редакцией  В.А. Горского. Согласно базисного учебного плана по внеурочной деятельности программа рассчитана кружка «Шахматы» рассчитана на 180 часов в год.

Программа реализуется на основе следующих  нормативных документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

4.Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

5.Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 09.01.2014 г. 

№ 2.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. / состав. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 207с. – (Стандарты второго поколения).

    Программа обучения  предусматривает 180 учебных занятий, по четыре занятия в неделю.

В колледже происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности студентов и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

    Стержневым моментом занятий шахматами становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

     Шахматы в колледже положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Занятия шахматами разносторонне развивают человека, его умственные способности, фантазию, формируют и совершенствуют сильные черты личности, вырабатывают усидчивость, учат упорству, терпению.

    Задачи, стоящие перед шахматной игрой довольно широки и разнообразны: а) образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность студента. Учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.; б) воспитательная – вырабатывает у ребёнка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих делах, стойкий характер; в) эстетическая – играя, ребёнок живёт в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой; физическая – среди ребят играющих в шахматы часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться. Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.

      Шахматы  - дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию студента.

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Шахматы в  колледже положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с  раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.

 

 

1.2 Цели и задачи программы

 

 

Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

o    познакомить с историей шахмат,

o    дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

o    привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,

o    научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,

o    научить уважать соперника,

o    развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,

o    ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

 

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 180 часов по 2 часа в неделю. В кружке занимаются дети среднего и старшего возраста. В кружок принимаются все желающие. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре.

 

 

           

1.3   Содержание программы

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

10

2

8

Журнал учета работы

2

Общая подготовка

20

-

20

Журнал учета работы

3

Специальная подготовка

30

-

30

Журнал учета работы

4

Позиционная  подготовка

50

-

50

Журнал учета работы

5

Тактическая подготовка

40

-

40

Журнал учета работы

6

Участие в соревнованиях и матчевых встречах

30

-

30

Журнал учета работы,

портфолио

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

 

Раздел 1. Введение.

Теория: Правила безопасности при занятии шахматами. Правила игры по шахматам.

Практика: Положение доски между партнёрами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль» и др.. Игровая практика

 

Раздел 2. Общая подготовка.

Теория: отсутствует.

Практика: Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Защита от мата. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Матовые комбинации. Тема завлечения. Комбинации,  ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Игровая практика.

 

 

Раздел 3. Специальная подготовка.

Теория: отсутствует.

Практика: Комбинации для достижения ничьей. Игровая практика. Комбинации на вечный шах. Типичные комбинации в дебюте. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход» Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). Тактические приемы. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Игровая практика.

 

Раздел 4. Позиционная подготовка.

Теория: отсутствует.

Практика: Овладение техникой перемещения и стоек. Овладение техникой передачи мяча сверху двумя руками. Выполнение передачи мяча сверху двумя руками. Овладение техникой передачи мяча сверху двумя руками в тройках. Овладение техникой передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Овладение техникой приема мяча снизу двумя руками. Выполнение приема мяча снизу двумя руками. Овладение техникой нижней прямой подачи. Выполнение нижней прямой подачи. Овладение техникой приема мяча снизу двумя руками на задней линии. Овладение техникой приема мяча снизу двумя руками после перемещения из зоны в зону. Выполнение приема мяча снизу двумя руками после перемещения из зоны в зону. Овладение техникой верхней прямой подачи. Овладение техникой разбега нападающего удара. Овладение техникой нападающего удара из зоны «4». Овладение техникой нападающего удара из зоны «2». Овладение техникой нападающего удара из зоны «3». Игровая тренировка. Выполнение приема и передачи мяча двумя руками сверху, снизу. Овладение техникой нападающего удара с задней линии. Овладение техникой приема мяча снизу одной рукой с последующим падением. Выполнение приема мяча снизу одной рукой с последующим падением. Овладение техникой одиночного блокирования. Выполнение двойного блокирования. Овладение техникой тройного блокирования. Овладение техникой приема мяча двумя руками снизу от сетки.

 

Раздел 5. Тактическая подготовка.

Теория: отсутствует.

Практика: Рокировка. Достижение мата без жертвы материала. Три стадии шахматной партии.

Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Основы дебюта. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита.

Принципы игры в дебюте. Темпы. Гамбиты. Борьба за центр. Гармоничное пешечное расположение. Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Связка в миттельшпиле. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи).  Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи).  Матование слоном и конем (простые случаи).

Ладья против коня (простые случаи). Ничейные положения.

 

 

   6. Участие в соревнованиях и матчевых встречах

Практика: Районный чемпионат к Дню ст. Каневской, ст. Стародеревянковской. Соревнования по шахматам в зачет Спартакиады ГАПОУ КККАТК. Шахматный турнир посвященный 9-мая «День Победы»

Матчевые встречи в «Студент-Преподаватель». Соревнования по шахматам в период зимних каникул 2019-2020.

 

 

1.4 Планируемые результаты

 

К концу  обучения учащиеся должны

 знать:

·        Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

·        названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

·        шахматные правила FIDE;

·        обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

·        ценность шахматных фигур.

·        принципы игры в дебюте;

·        основные тактические приемы;

·        термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

·        некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).

·        правила игры в миттельшпиле;

·        основные элементы позиции.

·        правильно разыгрывать дебют;

·        грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;

·        проводить элементарно анализ позиции;

·        составлять простейший план игры;

·        находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;

·        точно разыгрывать простейшие окончания;

·        пользоваться шахматными часами.

 уметь:

·        ориентироваться на шахматной доске;

·        играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

·        правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

·        различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

·        рокировать;

·        объявлять шах, мат;

·        решать элементарные задачи на мат в один ход.

·        правильно вести себя за доской;

·        записывать шахматную партию;

·        матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.

·        грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

·        находить несложные тактические приемы;

·        точно разыгрывать простейшие окончания.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия:

·       личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

·       метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

·       предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:

·       определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

·       в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

·       Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

·       Проговаривать последовательность действий.

·       Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

·       Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

·       Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

2. Познавательные УУД:

·       Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

·       Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

·       Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

·       Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

·       Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

·       Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

·       Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

        Содержательный контроль и оценка  результатов  обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

 

Основные формы и средства обучения:

 

1.       Практическая игра.

2.       Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.       Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.       Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5.       Участие в турнирах и соревнованиях.

 

 

По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:

1. Иметь всестороннее умственное и физическое развитие, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

2.  Достижения высокого уровня умственного и физического развития у обучающихся по данной программе.

3.  Призовые места и победы на соревнованиях районного, зонально – краевого и краевого уровней.

4. Повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта до уровня 2 спортивного разряда.

5. Устойчивое овладение умениями и навыками игры.

6. Развитие у обучающихся потребности в продолжении занятий шахматами как самостоятельно так и в спортивной секции после окончания колледжа.

7. Укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем организма.

8. Умение контролировать психическое состояние.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Календарный учебный график

Количество учебных недель: 41

Количество учебных дней: 90

Продолжительность каникул: с 29.12.2018г. по 13.01.2019 г.

 

 

2.2   Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

 

Материально-техническое обеспечение: просторный, хорошо освещенный спортивный зал или класс, вешалки  для    одежды, шахматные  доски, секундомер, часы, фишки,  магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами, словарь шахматных терминов, комплекты шахматных фигур с досками.

Информационное обеспечение: видеоматериалы, плакаты, видеокамера для съемки занятий (а также выступлений на спортивных мероприятиях) и дальнейшего анализа упражнений и коррекции ошибок.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.

Кадровое обеспечение: Куприян Александр Васильевич, преподаватель ГАПОУ КККАТК.

2.3 Формы аттестации

 

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал учета работы (учет массовых мероприятий), соревнования, портфолио.

Формы организации занятий: Занятия в рамках программы проводятся в форме: игровой практики, иллюстраций, шахматных задач, лекций, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, самостоятельных подготовок.

 

2.4 Оценочные материалы

 

В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся студентов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование два раза в год (декабрь и июнь).

Проводятся контрольные испытания по общей шахматной подготовке.

Оценка умственного развития производится на общепринятой методике в виде шахматных партий.

Уровень подготовленности обучающихся выражается в количественно-качественных показателях по технической, тактической, теоретической подготовленности.

 

 

 

2.5 Методические материалы

 

Обучение по образовательной программе объединения «шахматы» проходит в очной форме.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой.

Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая и индивидуально-групповая.

Категория обучающихся: студенты ГАПОУ КККАТК, имеющие медицинский допуск.

Формы организации учебного занятия: лекция, практическое занятие, игра, соревнование, турнир, наблюдение.

Педагогические технологии: технологии индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология игровой деятельности, технология портфолио, здоровьесберегающая технология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 6 Список литературы

 

 

1.      Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. - М.: ФиС, 1972;

 

2.      Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. - М.: ФиС, 1980, 1982;

 

3.      Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. - М.: ФиС, 1980;

 

4.      Панов В. Шахматы для начинающих. - М.: ФиС, 1955;

 

5.      Шахматы детям. - СПб.: Респекс, 1994;

 

6.      Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. - М., 1997;

 

7.      Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981;

 

8.      Спутник шахматиста: Справочник/В.П. Елесин, Б.М. Волков, А.И.Крюков. - М.: Воениздат, 1992;

 

9.      Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР», 1997;

 

10.  Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. - М.: Наука, 1983;

 

11.  Линдер И.М., Шахматы на Руси. - М.: Наука, 1975.

 

12.  Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский. – М., 1996.

13.  Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.

14.  Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.

15.  Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.

16.  Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;

17.  Интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Дидактические игры и игровые задания.

“Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).

“Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

“Диагональ”. То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

“Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

“Угадай-ка”. Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

“Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.

“Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

“Что общего?”. Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

“Большая и маленькая”. Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

“Кто сильнее?”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”.

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

“Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

“Да или нет?”. Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

“Не зевай!”. Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: “Ладья стоит в углу”, и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

“Игра на уничтожение”– важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают “работать” на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

“Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.

“Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей , но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

“Защита”. Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Примечание.Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как “Лабиринт” и т.п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и “заминированные” поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

“Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.

 

 

 

 

Приложение 2.

Дидактические задания.

“Мат в один ход”.“Поставь мат в один ход нерокированному королю”. “Поставь детский мат”. Белые или черные начинают и дают мат в один ход.

“Поймай ладью”. “Поймай ферзя”. Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

“Защита от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).

“Выведи фигуру”.Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.

“Поставь мат “повторюшке” в один ход”. Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.

“Мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

“Выигрыш материала”. “Накажи пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

“Можно ли сделать рокировку?”. Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

“Чем бить фигуру?”. Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

“Сдвой противнику пешки”. Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.

“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.

“Мат в три хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.

“Мат в два хода”.Белые начинают и дают мат в два хода.

“Мат в три хода”. Белые начинают и дают мат в три хода.

“Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.

“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

“Проведи пешку в ферзи”. Требуется провести пешку в ферзи.

“Выигрыш или ничья?”. Нужно определить, выиграно ли данное положение.

“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

“Путь к ничьей”. Точной игрой нужно добиться ничьей.

“Самый слабый пункт”. Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.

“Вижу цель!”. Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.

“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.

“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Содержание Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1

Содержание Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Задачи, стоящие перед шахматной игрой довольно широки и разнообразны: а) образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность студента

Задачи, стоящие перед шахматной игрой довольно широки и разнообразны: а) образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность студента

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга,…

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга,…

Содержание программы № п/п

Содержание программы № п/п

Раздел 3. Специальная подготовка

Раздел 3. Специальная подготовка

Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии

Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные,…

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные,…

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений: · определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения…

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений: · определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения…

Основные формы и средства обучения: 1

Основные формы и средства обучения: 1

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2

Оценочные материалы В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся студентов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование два раза в…

Оценочные материалы В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся студентов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование два раза в…

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Приложение 1. Дидактические игры и игровые задания

Приложение 1. Дидактические игры и игровые задания

Один в поле воин” . Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными,…

Один в поле воин” . Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными,…

Приложение 2. Дидактические задания

Приложение 2. Дидактические задания

Путь к ничьей” . Точной игрой нужно добиться ничьей

Путь к ничьей” . Точной игрой нужно добиться ничьей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2020