Формирование традиций в детском коллективе
Оценка 4.8

Формирование традиций в детском коллективе

Оценка 4.8
Документация +3
docx
Междисциплинарный 9
1 кл—11 кл
11.09.2021
Формирование традиций в детском коллективе
Традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение. Желание педагога развивать традиции детского коллектива и последовательное их внедрение в свою работу формируют у учащихся положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.
Формирование традиций детского коллектива Перваковой Е.Н. Междуреченск.docx

Муниципальное казённое учреждение

«Управление образованием Междуреченского городского округа»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

(МБУ ДО ЦДТ)

 

 

 

 

 

 

 

Формирование традиций в детском коллективе

 

 

 

 

 

 

 

Авторы:

Первакова Евгения Николаевна,

педагог дополнительного образования,

Гавриленко Елена Владимировна,

методист

 

 

 

 

 

 

 

Междуреченский городской округ, 2018

Традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение. Желание педагога развивать традиции детского коллектива и последовательное их внедрение в свою работу формируют у учащихся положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

В детском творческом коллективе «Чедыген», посвящённом культуре шорского народа, используется большой арсенал народных традиций коренного населения Кузбасса, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа. Эти ценности и традиции сохраняется, преумножается и должны быть широко использованы для передачи будущим поколениям.

Цель: Знакомство с ценностями и традициями детского творческого коллектива «Чедыген»

Задачи:

- познакомить коллег с работой по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей коренного народа Кузбасса

- представить опыт нравственно-патриотического воспитания учащихся, любви к Родине, природе родного края, культуре, уважительного отношения к себе и окружающим людям

Данный материал может быть использован как на занятиях, так и во внеурочной деятельности педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных учреждений.

Народные традиции в объединении «Чедыген» – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к окружающим людям.

Традиции детского коллектива широко представлены в ходе национальных праздников, направленных на сохранение традиций, ритуалов, обычаев, языка шорского народа. 

В объединении проводятся такие праздники как:

·         Национальный праздник охотников «Мылтык»

(в переводе с шорского - «ружьё»)

На зимних каникулах, 18-19 января, в этнокультурном центре «Шор Черим» («Родная Земля»), созданном на базе МБУ ДО ЦДТ города Междуреченска, ежегодно проводится традиционный праздник «Мылтык», в котором участвуют учащиеся вместе со своими родителями.

«Мылтык» уходит своими корнями в далекое прошлое, когда большую роль в жизни шорского народа играла удачная охота и умение метко стрелять. Охотники долгие месяцы проводили в тайге и возвращались с добычей. К их возвращению и был приурочен «Мылтык».

Этот традиционный праздник организуют учащиеся творческого объединения «Чедыген», приглашая к участию и ребят из ближайших школ города. 

Праздник обычно начинается с выступления учащихся детского творческого объединения «Чедыген», которые в 2018 году исполнили песню «Алтын  Коок» («Золотая кукушка»). 

Фото 1. Подготовка к выступлению на национальном празднике «Мылтык»

Затем участников приглашают на мастер-классы по приготовлению различных национальных блюд, например, шорских пельменей с сюрпризами.

Дети с большим интересом наблюдают, а затем и сами с увлечением пробуют стряпать пельмени.     

Большие шорские пельмени с сюрпризами - главное национальное блюдо, которое готовили коренные жители к этому празднику. В качестве сюрпризов использовались крохотные предметы-символы.

Шорский народ верил, что миниатюрные фигурки в пельменях предсказывают судьбу. Если  попадётся ружье - человек станет хорошим охотником и добытчиком, топорик – крепким хозяином и строителем, монетки означали богатство и благополучие, лодка – быть хорошим рыбаком, орешки -  здоровье и достаток, машина - путешествие, дом -  семья, строительство, собачка – преданный друг.

После мастер –  класса, и дегустации пельменей, все дети и взрослые     участвуют в национальных играх на свежем воздухе: стрельбе из лука - «Самый меткий», катание на   охотничьих лыжах и других.

Фото 2. Катание на охотничьих лыжах

В завершение  праздника дети и взрослые развешивают «Чалыма» - разноцветные ленты, которые повязываются на ветви березы с пожеланиями всем жителям планеты  здоровья и счастья, загадывают желания для себя.

Всем участникам  вручаются сладкие призы.

·         Шорский традиционный праздник «Чыл-Пажи» (встреча Нового года по Саяно-Алтайскому календарю)

        Ежегодно в творческом объединение «Чедыген», также проходит традиционный национальный праздник «Чыл-Пажи» с использованием экспозиций   Этнокультурного центра «Шор Черим» МБУ ДО ЦДТ.

В старину у шорцев началом Нового года считалась весна. И Новый год или Чыл-Пажи шорцы встречали в день весеннего равноденствия - 21 марта.

Традиционно программа  шорского праздника «Чыл-Пажи» включает в себя ритуальные обрядовые действия,  связанные с проводами уходящего года и утренней встречи солнца 21 марта, т.к. Чыл-Пажи в переводе с шорского означает  «Голова года, на которую падают первые лучи «нового» солнца в день весеннего равноденствия».

В рамках праздника демонстрируются национальные обряды и проходит праздничное представление с участием национальных коллективов (шорских, телеутских, хакасских, алтайских).

      Накануне   праздника во всех семьях  на каждого члена семьи, включая детей, готовится «чалама» — четыре ленты из ткани разных цветов: синего цвета — символ неба,  желтого цвета — символ солнца, белого цвета — олицетворяет чистые помыслы и черного цвета — означает все плохое (болезни, ссоры, несчастья).

По словам старейшин, чалама лучше всего готовить самому  и они должны быть шириной в два пальца и длинною «в два локтя».

            По древним традициям, самый великий кам (шаман), который понимал язык природы, птиц, зверей и домашних животных, умел общаться с Богами, духами гор, рек, лесов, степей и болот, проводил кропление и совершал новогодний обряд. Он вместе с помощниками заранее готовил, потом разводил три ритуальных костра.

            Сейчас в объединении «Чедыген» эти традиционные шорские ритуалы проходят при организации и совместном участии педагогов, детей и родителей.

            Костры на празднике располагают в строгом соответствии со сторонами света: маленький (черный) для очищения, выкладывается в виде колодца на Западе, большой (светлый) благословенный служит для общения с духами, выкладывается на Востоке, и еще один костер служит для приготовления обрядовой пищи и праздничного угощения.

            Обряд очищения, как правило, проводится до захода солнца, так как считается, что заходящее солнце уходящего года забирает все плохое - невзгоды и несчастья, уносит их с собой в «нижний» мир.

            Каждый участник обряда на черной ленте завязывает узлом все свои грехи, болезни, беды, памятные обиды, которые накопились за год, и от которых он хотел бы избавиться. Эти черные чалама сжигаются в черном костре, символизируя процесс очищения человека от зла и всех низменных чувств, в самом себе.

            После сожжения всех черных чалам в костре очищения, производится «закрытие» этого костра трехкратным движением против солнца всех участников ритуала, символизирующее закрытие нижнего мира. Раньше эту миссию выполнял кам.

            Следующим ритуалом на празднике является процесс создания Нового мира. Участники обряда с мыслями о благополучном будущем повязывают свои  цветные чалама на Священную березу. Издревле у шорцев бытует поверье, которое сохранилось до сегодняшних дней и известно в  каждой шорской семье, что через Священную березу до Богов быстрее доходят просьбы людей.

Фото 3. Завязывание чалама на берёзе

            Ежегодно предки шорцев обращались через берёзу к Богу с просьбой укрепить Дух рода, принести удачу, дать богатый урожай и здоровье в новом году. И сейчас их потомки просят здоровья и счастья своим близких.

            Причем, каждый человек сначала просит благополучия для всех людей,  живущих на Земле, потом для жителей страны, родного края, затем своему роду, семье, и, только в последнюю очередь  - самому себе.

      После обряда обязательно следует щедрое угощение всех присутствующих. А затем проходят состязания.

            Мужчины соревнуются в силе, ловкости, смекалке, зоркости (в стрельбе из лука, в поднятии тяжестей и пр.). 

            Лучшие умельцы – педагоги, учащиеся и родители показывают свое мастерство на выставке, организованной в честь праздника и проводят мастер-классы, чтобы показать свои умения и научить несложным тонкостям того вида искусства, которым они владеют.

            Также проходят состязания певцов на лучшее исполнение народных и авторских песен. Учащиеся и родители представляют вниманию участников свои литературные произведения – сказки, написанные в народном стиле.

            Все состязания оценивают члены жюри, состоящее из представителей коренного населения, выдающиеся своими достижениями в различных сферах деятельности: в управлении, в образовании, в культуре, в спорте и других.

            Помимо народных традиций в объединении «Чедыген» проводятся и мероприятия на знание истории своего края, культуры и языка шорцев.

            Так, в течение года неоднократно проводится игра-викторина «Колесо истории» на знание различных сфер жизни коренного населения Кузбасса.

·          Викторина «Колесо истории»

«Традиции и обычаи шорского народа»:

Ø  Какими способами шорский народ оставил потомкам память о себе? (рисунки на камнях, устное народное творчество, язык и речь).

Ø  Как зовут человека, который играет на музыкальном инструменте и исполняет сказания и легенды? (Кайчы-сказитель)

Ø  Кто автор книги «Сказки Шапкая»? (Сафрон Тотыш)

Ø  Как называли человека в Древней Шории, который лечил людей, предсказывал, судьбу, события? (Шаман)

Ø  Как называлось жилище в древности? (Одаг)

Ø  Основные  традиционные виды деятельности шорского народа в древности? (Охота, рыбалка, собирательство, кузнечное дело)

Ø  Назовите национальные традиционные праздники? («Мылтык», «Чыл-пажы», «Пайрам»).

Ø  Какие приспособления и оружие использовали охотники? (Капканы, ружье, лук и стрелы).

            В результате полученных знаний о шорских традициях, играх, видах прикладного искусства, национальной истории, участие в организации  различных народных праздников и мероприятиях у учащихся формируется осознанное отношение к ценностям национальной культуры, любовь к родному краю, языку, Родине, приобретаются коммуникативные навыки, воспитывается национальная гордость и уважение к окружающим людям.

            Участие, организация и победа учащихся в традиционных испытаниях и состязаниях вызывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, способствуют его сплочению, повышают активность детей и их мотивацию к обучению.

 

 

 

 

 

 

 

Фото 4. Детские творческий коллектив «Чедыген»  


 

Муниципальное казённое учреждение «Управление образованием

Муниципальное казённое учреждение «Управление образованием

Традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение

Традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение

Праздник обычно начинается с выступления учащихся детского творческого объединения «Чедыген», которые в 2018 году исполнили песню «Алтын

Праздник обычно начинается с выступления учащихся детского творческого объединения «Чедыген», которые в 2018 году исполнили песню «Алтын

Ежегодно в творческом объединение «Чедыген», также проходит традиционный национальный праздник «Чыл-Пажи» с использованием экспозиций

Ежегодно в творческом объединение «Чедыген», также проходит традиционный национальный праздник «Чыл-Пажи» с использованием экспозиций

После сожжения всех черных чалам в костре очищения, производится «закрытие» этого костра трехкратным движением против солнца всех участников ритуала, символизирующее закрытие нижнего мира

После сожжения всех черных чалам в костре очищения, производится «закрытие» этого костра трехкратным движением против солнца всех участников ритуала, символизирующее закрытие нижнего мира

Викторина «Колесо истории» «Традиции и обычаи шорского народа»: Ø

Викторина «Колесо истории» «Традиции и обычаи шорского народа»: Ø
Скачать файл