Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "СемьЯ"
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "СемьЯ"

Оценка 4.9
docx
15.02.2020
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "СемьЯ"
ДООП СемьЯ.docx

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр Юность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Семь-Я»

Направленность программы: социальная

 

Срок реализации: 1 смена

Всего часов – 12 ч.

Возраст – 10-17 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Бычкова  Ирина Николаевна,

воспитатель, педагог дополнительного образования

 

 

 

 

г. Димитровград, 2020

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ Пояснительная записка

 

Программа творческого объединения  «Семь Я»»  по развитию личности обучающихся направлена  на формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся. В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов  по созданию необходимых условий личностного развития детей, их адаптации к жизни и в обществе, а так же приобретению положительного опыта взаимодействия со многими «Я» в различных видах деятельности.

Программа разработана в соответствии со статьями 2, 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №1008 от 29.08.2013 г., Положения «О дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах», утвержденного

Т.В. Кондиковой, директором ОГБУ ДО «ДООЦ Юность», приказ №№187-1/01-05  от 29.08.2019г.

Отличительные особенности программы

В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения воспитания направленного на ориентацию уни­версальных общечеловеческих ценностей (Человек, Семья, Отече­ство, Мир, Труд, Земля, Знания, Культура) на выработку у детей  умения решать жизненные проблемы, находить спосо­бы построения нравственной, подлинно человеческой жизни на со­знательной основе.

Для обучающихся предоставляется уникальная возможность приобре­сти положительный опыт взаимодействия со многими «Я» в различ­ных видах деятельности.

        Основное внимание при решении вопросов развития личности обучающихся  направлено на опосредованное педагогическое воздей­ствие, на взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в раз­личных направлениях деятельности.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она разработана для реализации в «ДООЦ Юность».       

Направление программы:

Ø социальное

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

В связи с реформированием образовательной системы встала про­блема комплексного решения вопросов обучения, развития и воспи­тания ребенка. По определению многих источников, развитие лич­ности происходит не только в учебно-познавательной деятельности, но и в организации разнообразной и интересной жизни любого детс­кого коллектива, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека. Сфера деятельности — самая благоприятная в реализации задач духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического развития обучающихся.

Развитие ребенка неразрывно связано с воспитанием, и одно из определений термина «воспитание» сводится к обеспечению наиболее эффективного, наиболее полноценного развития личности. Процесс развития личности целенаправлен и осуществляется в ходе различных видов деятельности с приоритетом диалогических методов обучения, совместного поиска истины, решения воспитывающих ситуаций, удовлетворения интереса к творческому делу.

Цель:

Ø формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся.

Задачи:

Ø развитие мотивации к познанию окружающего мира и творчес­кой деятельности;

Ø формирование интересов и склон­ностей обучающихся;

Ø становление личности как субъекта собственной жизни;

Ø формирование спо­собности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовер­шенствованию на основе образовательных услуг, под которыми мы понимаем удовлетворение потребности личности в приобретении новых знаний и развитии собственных способностей.

Адресат.                                                                                          

Программа предназначена для участников профильных смен в ДООЦ «Юность», в возрасте от 10 до 17 лет. В детское объединение принимаются дети с разной степенью подготовленности и склонностью к творчеству. Численный состав детей в группе от 10 до 15 человек.

Специфика предполагаемой деятельности обучающихся обусловлена особенностями образовательного процесса, приспособленного к особым условиям центра: краткосрочность пребывания обучающихся в центре, переменность контингента, разновозрастный состав обучающихся. В содержании программы учебный план составлен отдельно для смен от 3-х до 4-х дней, от 5-и до 7-и дней и 21- день в период летних каникул.

Объём программы.

Максимальное количество часов, отведённых для реализации программы:

Ø при продолжительности смены 21 день - 12ч.;

Ø при продолжительности смены 5-7 дней - 4ч.;

Ø при продолжительности смены 3-4 дня - 2ч.

Срок реализации программы - одна лагерная смена.

Режим занятий - каждая группа занимается 2 раза по 2 академических часа с перерывом 10 минут, для смен продолжительностью от 5 дней.

Реализации краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – очная

Реализация программы предусматривает проведение практических работ, бесед, дискуссий,  различные методики на внимание, память, мышление, используются игры для активного отдыха.

Формы занятий:

Ø дискуссия,

Ø анкетирование,

Ø выставки,

Ø викторины.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности.

     В результате работы по программе «Семь-Я»  обучающимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностные:

1) иметь развитые личностные качества, творческое отношение к деятельности;

2) владеть культурой общения в коллективе и общепринятыми нравственными нормами поведения;

3) выработать потребность к труду, способность к  сотрудничеству;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

метапредметные:

1)    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3)    готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон.

предметные:

1)    уметь планировать  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

2)    адекватно воспринимать предложения и оценку взрослых, сверстников;

3)    уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

4)    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы:

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:

Ø открытые занятия;

Ø итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние обучающихся.

 

Учебно - тематическое планирование

 

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Всего  часов

В том числе

Формы контроля (аттестации)

Теория

Практика

1.

Игра - практикум 

«Умеем ли мы общаться?»

1

 

1

Тестирование

2.

Друг-это значит другой Я.

1

 

1

тестирование

3.

Игра-дискуссия «Лестница здоровья»

1

 

1

Тестирование

4

Дискуссия «Конфликты в нашей жизни»

2

 

2

Тестирование

5.

Игра «Цветотерапия в жизни ребёнка»

1

 

1

Тестирование

6.

Тренинг «Путь к себе»

1

 

1

Тестирование

7.

Игра – активатор «Умеем ли мы дружить?»

1

 

1

Тестирование

8.

Интеллектуальная игра «Зная права, не забывай обязанности»

1

 

1

Тестирование

9.

Игра-практикум

« Ментальные карты»

1

 

1

Тестирование

10.

Беседа «Ты и я» (о друзьях и дружбе)

1

 

1

Тестирование

11.

 

Деловая игра «Я выбираю Россию»

 

1

 

1

Тестирование

8.

Всего часов:

12

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для смены продолжительностью 3-4 дня

 

Тема

Количество часов

Формы контроля (аттестации)

всего

теория

практика

1

Игра - практикум 

«Умеем ли мы общаться?»

1

 

1

Анкетирование, тестирование

2

Друг- это значит другой Я.

1

 

1

Тестирование

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

2

 

2

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для смены продолжительностью 5-7 дней

 

Тема

Количество часов

Формы контроля (аттестации)

всего

тео-рия

практика

1

Игра - практикум 

«Умеем ли мы общаться?»

1

 

1

Анкетирование, тестирование

2

Друг-это значит другой Я.

1

 

1

Тестирование

3

Игра-дискуссия «Лестница здоровья»

1

 

1

Тестирование

4

Дискуссия «Конфликты в нашей жизни»

1

 

1

Тестирование

Итого

4

 

4

 

 

 

Содержание программы:

1.     Игра - практикум  «Умеем ли мы общаться?»

Цель: развитие навыков совместного взаимодействия, создание условий

для формирования навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

Теория: сообщение теоретических сведений о творческом объединении «Семь-Я».

Практика: Тренинги на знакомство.

Оборудование: столы, стулья, ручки, листы бумаги.

2.     «Друг-это значит другой Я»

Цель: способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива. развивать творческую активность.

Теория: Нужна ли дружба вообще?

              Почему люди дружат?

Практика: Раскрытие понятия алгоритма о дружбе, тест.

Оборудование: столы, стулья, ручки, листы бумаги.

3.     Игра-дискуссия «Лестница здоровья»

Цель: формирование здорового образа жизни.

Теория: Назовите вредные привычки?

              Что такое правильное питание?

Практика: формирование законов о здоровом образе жизни.

Оборудование: столы, стулья, ручки, листы бумаги.

4-5. Дискуссия «Конфликты в нашей жизни»

Цель: распространить среди подростков информацию об умениях конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности.

Теория: Что такое конфликт?

Практика:

Развить навыки общения и разрешения конфликтов.

Оборудование: столы, стулья, презентация, афоризмы.

6. Игра «Цветотерапия в жизни подростка»

 Цель: познакомить с влиянием цвета на состояние человека, ознакомить с методом лечения – цветотерапией, развивать внимание, память, воображение, воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: презентация, стихи, афоризмы, ручки, листы.

7.     Тренинг «Путь к себе»

Цель: Формирование умения ставить цели в жизни, понимание предназначения человека, приходящего в мир для добра и созидания.

Теория: Что в жизни для меня самое главное?

             Что для меня является ценностью в жизни?

Оборудование: столы, стулья, презентация, афоризмы.

8.     Игра – активатор «Умеем ли мы дружить?»

Цель: формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, работать в команде.

Теория: Есть ли у меня верные друзья?

              Чего я хотел бы достичь?

Оборудование: ноут, грамзапись В.Шаинского «О дружбе»,  смайлики  для обозначения настроения.

9.     Интеллектуальная игра «Зная права, не забывай обязанности»

Цель: формирование личности, гражданина, воспитания гражданственности, знакомство с правами ребенка и их обязанностями.

Оборудование: презентация, листы А 4, ручки, столы, стулья, викторина, ноут.

10.  Игра-практикум  « Ментальные карты»  

Цель: формирования у обучающихся способности планировать свои действия.

Оборудование: ноут, презентация, карточки с заданиями, смайлики.

11. Беседа «Ты и я» (о друзьях и дружбе)

Цель: отношение к людям, самому себе, и, если шире, — нравственное отношение к окружающему. Вос­питание у обучающихся таких качеств, как доброта, милосердие, чув­ство долга и товарищества, забота о ближнем.

Теория: Что такое дружба?

              Что такое милосердие?

               Что вы понимаете под чувством долга?

Оборудование: презентация, ноут, афоризмы, карточки с заданиями, игровое поле.

12. Деловая игра «Я выбираю Россию»

Цель: Сформировать представления о демократии. Развивать чувства патриотизма, национальной гордости и самоуважения.

Воспитывать чувства коллективизма, сплоченность классного коллектива.

Теория: В какой стране мы живём?

             Президент  нашей страны?

Оборудование:  раздаточный материал для каждой команды, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

 

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

Срок обучения с 1 сентября по 23 декабря

месяц

 

сентябрь

 

октябрь

 

ноябрь

декабрь

Всего учебных недель

Всего часов по программе

Недели обучения

01.09.- 04.09.

05.09.- 11.09.

12.09.- 18.09.

19.09.- 25.09.

26.09.- 30.09.

01.10.- 02.10.

 

03.10.- 09.10.

 

10.10.- 16.10.

 

  17.10.- 23.10.

  24.10.- 31.10.

 

01.11.- 06.11.

 

07.11.- 13.11.

 

14.11.- 20.11.

 

21.11.- 27.11.

 

28.11.- 30.11.

 

01.12.- 04.12.

 

05.12.- 11.12.

 

12.12.- 18.12.

 

19.12.- 25.12.

 

26.12.- 31.12.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

20

содержание

контроль

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

практика

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,5

 

 

7,5

теория

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

3,5

 

 

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации программы «Семь-Я» необходимо наличие следующих факторов:

Методическое обеспечение  включающее дидактические материалы и методические разработки:

Ø видео и фотоматериалы;

Ø -раздаточный материал:

Ø - индивидуальные комплекты дидактического материала; 

Ø - таблицы-памятки, схемы, бланки тестов;

Материально-техническое обеспечение:

1.      Столы для обучающихся– 8 шт.

2.      Стулья – 16 шт.

3.      Стол для педагога – 1 шт.

4.      Основное оборудование:

·        компьютер для педагога — 1 шт.;

·        музыкальные колонки — 2 шт.:

·        доска магнитная, меловая — 1 шт.

·        телевизор – 1 шт.

 

Информационное обеспечение:

- презентации;

- записи аудио, видео

 

Формы контроля (аттестации)

Для определения результативности усвоения программы используются различные формы контроля: опрос, тестирование, наблюдение. Формой итоговой аттестации является тестирование..

 

Оценочные материалы

На занятиях творческого объединения «Семь-Я» проводится:

·  входная диагностика - в форме беседы и анкетирования детей. Во время беседы,  анкетирования,  нужно отметить, что дети знают, умеют по данной теме;

· текущая диагностика - наблюдение за ходом выполнения практический самостоятельных заданий.

·итоговая  диагностика - проводится  в конце занятий  после завершения всей учебной программы, определяет уровень освоения программы (итоговое тестирование).

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.  Горелов И. и др. Умеете ли вы общаться? - М.: Просвещение, 2001.

2.  Ионесян А., Кругова С. Праксеологические игры для детей. - Ставро­поль, 2002.

3.  Караковский В. Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспита­тельного процесса. // Воспитание школьника. - 2006. - с. 296

4.  Кузнецова Л. Воспитание и развитие. // Воспитание школьника. - 2003. - № 9. - с.6.

5.  Лунцова К., Станкевич Г. Этикет за столом. - М.: Экономика, 2002.

6.  Смолка К. Правила хорошего тона. -  М.: Просвещение, 2011.

7.  Шмаков С. Досуг школьника. - Липецк, 1993.

8.  Щуркова Н. Программа воспитания школьника. - Москва, 2009.

9.  Этическая грамматика. // Воспитание школьника. - 1991. - №3. с.4; 1992. - № 1, 2.


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Основное внимание при решении вопросов развития личности обучающихся направлено на опосредованное педагогическое воздей­ствие, на взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в раз­личных направлениях деятельности

Основное внимание при решении вопросов развития личности обучающихся направлено на опосредованное педагогическое воздей­ствие, на взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в раз­личных направлениях деятельности

Адресат .

Адресат .

Реализация программы предусматривает проведение практических работ, бесед, дискуссий, различные методики на внимание, память, мышление, используются игры для активного отдыха

Реализация программы предусматривает проведение практических работ, бесед, дискуссий, различные методики на внимание, память, мышление, используются игры для активного отдыха

Формы подведения итогов реализации программы:

Формы подведения итогов реализации программы:

Дискуссия «Конфликты в нашей жизни» 2 2

Дискуссия «Конфликты в нашей жизни» 2 2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН для смены продолжительностью 3-4 дня №

УЧЕБНЫЙ ПЛАН для смены продолжительностью 3-4 дня №

Дискуссия «Конфликты в нашей жизни» 1 1

Дискуссия «Конфликты в нашей жизни» 1 1

Теория: Что такое конфликт?

Теория: Что такое конфликт?

Цель: формирования у обучающихся способности планировать свои действия

Цель: формирования у обучающихся способности планировать свои действия

Недели обучения 01.09.- 04

Недели обучения 01.09.- 04

Информационное обеспечение: - презентации; - записи аудио, видео

Информационное обеспечение: - презентации; - записи аудио, видео

Список литературы: 1. Горелов

Список литературы: 1. Горелов
Скачать файл