Министерство образования и науки Ульяновской области
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр Юность»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Семь-Я»
Направленность программы: социальная
Срок реализации: 1 смена
Всего часов – 12 ч.
Возраст – 10-17 лет
Автор-составитель:
Бычкова Ирина Николаевна,
воспитатель, педагог дополнительного образования
г. Димитровград, 2020
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ Пояснительная записка
Программа творческого объединения «Семь Я»» по развитию личности обучающихся направлена на формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся. В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов по созданию необходимых условий личностного развития детей, их адаптации к жизни и в обществе, а так же приобретению положительного опыта взаимодействия со многими «Я» в различных видах деятельности.
Программа разработана в соответствии со статьями 2, 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №1008 от 29.08.2013 г., Положения «О дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах», утвержденного
Т.В. Кондиковой, директором ОГБУ ДО «ДООЦ Юность», приказ №№187-1/01-05 от 29.08.2019г.
Отличительные особенности программы
В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения воспитания направленного на ориентацию универсальных общечеловеческих ценностей (Человек, Семья, Отечество, Мир, Труд, Земля, Знания, Культура) на выработку у детей умения решать жизненные проблемы, находить способы построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе.
Для обучающихся предоставляется уникальная возможность приобрести положительный опыт взаимодействия со многими «Я» в различных видах деятельности.
Основное внимание при решении вопросов развития личности обучающихся направлено на опосредованное педагогическое воздействие, на взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в различных направлениях деятельности.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она разработана для реализации в «ДООЦ Юность».
Направление программы:
Ø социальное
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
В связи с реформированием образовательной системы встала проблема комплексного решения вопросов обучения, развития и воспитания ребенка. По определению многих источников, развитие личности происходит не только в учебно-познавательной деятельности, но и в организации разнообразной и интересной жизни любого детского коллектива, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека. Сфера деятельности — самая благоприятная в реализации задач духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического развития обучающихся.
Развитие ребенка неразрывно связано с воспитанием, и одно из определений термина «воспитание» сводится к обеспечению наиболее эффективного, наиболее полноценного развития личности. Процесс развития личности целенаправлен и осуществляется в ходе различных видов деятельности с приоритетом диалогических методов обучения, совместного поиска истины, решения воспитывающих ситуаций, удовлетворения интереса к творческому делу.
Цель:
Ø формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся.
Задачи:
Ø развитие мотивации к познанию окружающего мира и творческой деятельности;
Ø формирование интересов и склонностей обучающихся;
Ø становление личности как субъекта собственной жизни;
Ø формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию на основе образовательных услуг, под которыми мы понимаем удовлетворение потребности личности в приобретении новых знаний и развитии собственных способностей.
Адресат.
Программа предназначена для участников профильных смен в ДООЦ «Юность», в возрасте от 10 до 17 лет. В детское объединение принимаются дети с разной степенью подготовленности и склонностью к творчеству. Численный состав детей в группе от 10 до 15 человек.
Специфика предполагаемой деятельности обучающихся обусловлена особенностями образовательного процесса, приспособленного к особым условиям центра: краткосрочность пребывания обучающихся в центре, переменность контингента, разновозрастный состав обучающихся. В содержании программы учебный план составлен отдельно для смен от 3-х до 4-х дней, от 5-и до 7-и дней и 21- день в период летних каникул.
Объём программы.
Максимальное количество часов, отведённых для реализации программы:
Ø при продолжительности смены 21 день - 12ч.;
Ø при продолжительности смены 5-7 дней - 4ч.;
Ø при продолжительности смены 3-4 дня - 2ч.
Срок реализации программы - одна лагерная смена.
Режим занятий - каждая группа занимается 2 раза по 2 академических часа с перерывом 10 минут, для смен продолжительностью от 5 дней.
Реализации краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – очная
Реализация программы предусматривает проведение практических работ, бесед, дискуссий, различные методики на внимание, память, мышление, используются игры для активного отдыха.
Формы занятий:
Ø дискуссия,
Ø анкетирование,
Ø выставки,
Ø викторины.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности.
В результате работы по программе «Семь-Я» обучающимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
личностные:
1) иметь развитые личностные качества, творческое отношение к деятельности;
2) владеть культурой общения в коллективе и общепринятыми нравственными нормами поведения;
3) выработать потребность к труду, способность к сотрудничеству;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
метапредметные:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
3) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон.
предметные:
1) уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
2) адекватно воспринимать предложения и оценку взрослых, сверстников;
3) уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
4) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы:
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:
Ø открытые занятия;
Ø итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние обучающихся.
Учебно - тематическое планирование
№ п/п |
Разделы программы и темы учебных занятий |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля (аттестации) |
|
Теория |
Практика |
||||
1. |
Игра - практикум «Умеем ли мы общаться?» |
1 |
|
1 |
Тестирование |
2. |
Друг-это значит другой Я. |
1 |
|
1 |
тестирование |
3. |
Игра-дискуссия «Лестница здоровья» |
1 |
|
1 |
Тестирование |
4 |
Дискуссия «Конфликты в нашей жизни» |
2 |
|
2 |
Тестирование |
5. |
Игра «Цветотерапия в жизни ребёнка» |
1 |
|
1 |
Тестирование |
6. |
Тренинг «Путь к себе» |
1 |
|
1 |
Тестирование |
7. |
Игра – активатор «Умеем ли мы дружить?» |
1 |
|
1 |
Тестирование |
8. |
Интеллектуальная игра «Зная права, не забывай обязанности» |
1 |
|
1 |
Тестирование |
9. |
Игра-практикум « Ментальные карты» |
1 |
|
1 |
Тестирование |
10. |
Беседа «Ты и я» (о друзьях и дружбе) |
1 |
|
1 |
Тестирование |
11.
|
Деловая игра «Я выбираю Россию»
|
1 |
|
1 |
Тестирование |
8. |
Всего часов: |
12 |
|
12 |
|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для смены продолжительностью 3-4 дня
№ |
Тема |
Количество часов |
Формы контроля (аттестации) |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Игра - практикум «Умеем ли мы общаться?» |
1 |
|
1 |
Анкетирование, тестирование |
2 |
Друг- это значит другой Я. |
1 |
|
1 |
Тестирование |
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
2 |
|
2 |
|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для смены продолжительностью 5-7 дней
№ |
Тема |
Количество часов |
Формы контроля (аттестации) |
||
всего |
тео-рия |
практика |
|||
1 |
Игра - практикум «Умеем ли мы общаться?» |
1 |
|
1 |
Анкетирование, тестирование |
2 |
Друг-это значит другой Я. |
1 |
|
1 |
Тестирование |
3 |
Игра-дискуссия «Лестница здоровья» |
1 |
|
1 |
Тестирование |
4 |
Дискуссия «Конфликты в нашей жизни» |
1 |
|
1 |
Тестирование |
Итого |
4 |
|
4 |
|
Содержание программы:
1. Игра - практикум «Умеем ли мы общаться?»
Цель: развитие навыков совместного взаимодействия, создание условий
для формирования навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Теория: сообщение теоретических сведений о творческом объединении «Семь-Я».
Практика: Тренинги на знакомство.
Оборудование: столы, стулья, ручки, листы бумаги.
2. «Друг-это значит другой Я»
Цель: способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива. развивать творческую активность.
Теория: Нужна ли дружба вообще?
Почему люди дружат?
Практика: Раскрытие понятия алгоритма о дружбе, тест.
Оборудование: столы, стулья, ручки, листы бумаги.
3. Игра-дискуссия «Лестница здоровья»
Цель: формирование здорового образа жизни.
Теория: Назовите вредные привычки?
Что такое правильное питание?
Практика: формирование законов о здоровом образе жизни.
Оборудование: столы, стулья, ручки, листы бумаги.
4-5. Дискуссия «Конфликты в нашей жизни»
Цель: распространить среди подростков информацию об умениях конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности.
Теория: Что такое конфликт?
Практика:
Развить навыки общения и разрешения конфликтов.
Оборудование: столы, стулья, презентация, афоризмы.
6. Игра «Цветотерапия в жизни подростка»
Цель: познакомить с влиянием цвета на состояние человека, ознакомить с методом лечения – цветотерапией, развивать внимание, память, воображение, воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: презентация, стихи, афоризмы, ручки, листы.
7. Тренинг «Путь к себе»
Цель: Формирование умения ставить цели в жизни, понимание предназначения человека, приходящего в мир для добра и созидания.
Теория: Что в жизни для меня самое главное?
Что для меня является ценностью в жизни?
Оборудование: столы, стулья, презентация, афоризмы.
8. Игра – активатор «Умеем ли мы дружить?»
Цель: формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, работать в команде.
Теория: Есть ли у меня верные друзья?
Чего я хотел бы достичь?
Оборудование: ноут, грамзапись В.Шаинского «О дружбе», смайлики для обозначения настроения.
9. Интеллектуальная игра «Зная права, не забывай обязанности»
Цель: формирование личности, гражданина, воспитания гражданственности, знакомство с правами ребенка и их обязанностями.
Оборудование: презентация, листы А 4, ручки, столы, стулья, викторина, ноут.
10. Игра-практикум « Ментальные карты»
Цель: формирования у обучающихся способности планировать свои действия.
Оборудование: ноут, презентация, карточки с заданиями, смайлики.
11. Беседа «Ты и я» (о друзьях и дружбе)
Цель: отношение к людям, самому себе, и, если шире, — нравственное отношение к окружающему. Воспитание у обучающихся таких качеств, как доброта, милосердие, чувство долга и товарищества, забота о ближнем.
Теория: Что такое дружба?
Что такое милосердие?
Что вы понимаете под чувством долга?
Оборудование: презентация, ноут, афоризмы, карточки с заданиями, игровое поле.
12. Деловая игра «Я выбираю Россию»
Цель: Сформировать представления о демократии. Развивать чувства патриотизма, национальной гордости и самоуважения.
Воспитывать чувства коллективизма, сплоченность классного коллектива.
Теория: В какой стране мы живём?
Президент нашей страны?
Оборудование: раздаточный материал для каждой команды, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Срок обучения с 1 сентября по 23 декабря |
|||||||||||||||||||||||
месяц |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
Всего учебных недель |
Всего часов по программе |
|||||||||||||||||
Недели обучения |
01.09.- 04.09. |
05.09.- 11.09. |
12.09.- 18.09. |
19.09.- 25.09. |
26.09.- 30.09. |
01.10.- 02.10.
|
03.10.- 09.10.
|
10.10.- 16.10.
|
17.10.- 23.10. |
24.10.- 31.10.
|
01.11.- 06.11.
|
07.11.- 13.11.
|
14.11.- 20.11.
|
21.11.- 27.11.
|
28.11.- 30.11.
|
01.12.- 04.12.
|
05.12.- 11.12.
|
12.12.- 18.12.
|
19.12.- 25.12.
|
26.12.- 31.12.
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
|||
содержание |
контроль |
|
|
- |
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
1 |
|
1 |
практика |
|
|
- |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
1,5 |
|
7,5 |
|
теория |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
0,5 |
|
3,5 |
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы «Семь-Я» необходимо наличие следующих факторов:
Методическое обеспечение включающее дидактические материалы и методические разработки:
Ø видео и фотоматериалы;
Ø -раздаточный материал:
Ø - индивидуальные комплекты дидактического материала;
Ø - таблицы-памятки, схемы, бланки тестов;
Материально-техническое обеспечение:
1. Столы для обучающихся– 8 шт.
2. Стулья – 16 шт.
3. Стол для педагога – 1 шт.
4. Основное оборудование:
· компьютер для педагога — 1 шт.;
· музыкальные колонки — 2 шт.:
· доска магнитная, меловая — 1 шт.
· телевизор – 1 шт.
Информационное обеспечение:
- презентации;
- записи аудио, видео
Формы контроля (аттестации)
Для определения результативности усвоения программы используются различные формы контроля: опрос, тестирование, наблюдение. Формой итоговой аттестации является тестирование..
Оценочные материалы
На занятиях творческого объединения «Семь-Я» проводится:
· входная диагностика - в форме беседы и анкетирования детей. Во время беседы, анкетирования, нужно отметить, что дети знают, умеют по данной теме;
· текущая диагностика - наблюдение за ходом выполнения практический самостоятельных заданий.
·итоговая диагностика - проводится в конце занятий после завершения всей учебной программы, определяет уровень освоения программы (итоговое тестирование).
Список литературы:
1. Горелов И. и др. Умеете ли вы общаться? - М.: Просвещение, 2001.
2. Ионесян А., Кругова С. Праксеологические игры для детей. - Ставрополь, 2002.
3. Караковский В. Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса. // Воспитание школьника. - 2006. - с. 296
4. Кузнецова Л. Воспитание и развитие. // Воспитание школьника. - 2003. - № 9. - с.6.
5. Лунцова К., Станкевич Г. Этикет за столом. - М.: Экономика, 2002.
6. Смолка К. Правила хорошего тона. - М.: Просвещение, 2011.
7. Шмаков С. Досуг школьника. - Липецк, 1993.
8. Щуркова Н. Программа воспитания школьника. - Москва, 2009.
9. Этическая грамматика. // Воспитание школьника. - 1991. - №3. с.4; 1992. - № 1, 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.