Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "СемьЯ"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "СемьЯ"

docx
15.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

ДООП СемьЯ.docx

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр Юность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Семь-Я»

Направленность программы: социальная

 

Срок реализации: 1 смена

Всего часов – 12 ч.

Возраст – 10-17 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Бычкова  Ирина Николаевна,

воспитатель, педагог дополнительного образования

 

 

 

 

г. Димитровград, 2020

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ Пояснительная записка

 

Программа творческого объединения  «Семь Я»»  по развитию личности обучающихся направлена  на формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся. В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов  по созданию необходимых условий личностного развития детей, их адаптации к жизни и в обществе, а так же приобретению положительного опыта взаимодействия со многими «Я» в различных видах деятельности.

Программа разработана в соответствии со статьями 2, 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №1008 от 29.08.2013 г., Положения «О дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах», утвержденного

Т.В. Кондиковой, директором ОГБУ ДО «ДООЦ Юность», приказ №№187-1/01-05  от 29.08.2019г.

Отличительные особенности программы

В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения воспитания направленного на ориентацию уни­версальных общечеловеческих ценностей (Человек, Семья, Отече­ство, Мир, Труд, Земля, Знания, Культура) на выработку у детей  умения решать жизненные проблемы, находить спосо­бы построения нравственной, подлинно человеческой жизни на со­знательной основе.

Для обучающихся предоставляется уникальная возможность приобре­сти положительный опыт взаимодействия со многими «Я» в различ­ных видах деятельности.

        Основное внимание при решении вопросов развития личности обучающихся  направлено на опосредованное педагогическое воздей­ствие, на взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в раз­личных направлениях деятельности.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она разработана для реализации в «ДООЦ Юность».       

Направление программы:

Ø социальное

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

В связи с реформированием образовательной системы встала про­блема комплексного решения вопросов обучения, развития и воспи­тания ребенка. По определению многих источников, развитие лич­ности происходит не только в учебно-познавательной деятельности, но и в организации разнообразной и интересной жизни любого детс­кого коллектива, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека. Сфера деятельности — самая благоприятная в реализации задач духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического развития обучающихся.

Развитие ребенка неразрывно связано с воспитанием, и одно из определений термина «воспитание» сводится к обеспечению наиболее эффективного, наиболее полноценного развития личности. Процесс развития личности целенаправлен и осуществляется в ходе различных видов деятельности с приоритетом диалогических методов обучения, совместного поиска истины, решения воспитывающих ситуаций, удовлетворения интереса к творческому делу.

Цель:

Ø формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся.

Задачи:

Ø развитие мотивации к познанию окружающего мира и творчес­кой деятельности;

Ø формирование интересов и склон­ностей обучающихся;

Ø становление личности как субъекта собственной жизни;

Ø формирование спо­собности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовер­шенствованию на основе образовательных услуг, под которыми мы понимаем удовлетворение потребности личности в приобретении новых знаний и развитии собственных способностей.

Адресат.                                                                                          

Программа предназначена для участников профильных смен в ДООЦ «Юность», в возрасте от 10 до 17 лет. В детское объединение принимаются дети с разной степенью подготовленности и склонностью к творчеству. Численный состав детей в группе от 10 до 15 человек.

Специфика предполагаемой деятельности обучающихся обусловлена особенностями образовательного процесса, приспособленного к особым условиям центра: краткосрочность пребывания обучающихся в центре, переменность контингента, разновозрастный состав обучающихся. В содержании программы учебный план составлен отдельно для смен от 3-х до 4-х дней, от 5-и до 7-и дней и 21- день в период летних каникул.

Объём программы.

Максимальное количество часов, отведённых для реализации программы:

Ø при продолжительности смены 21 день - 12ч.;

Ø при продолжительности смены 5-7 дней - 4ч.;

Ø при продолжительности смены 3-4 дня - 2ч.

Срок реализации программы - одна лагерная смена.

Режим занятий - каждая группа занимается 2 раза по 2 академических часа с перерывом 10 минут, для смен продолжительностью от 5 дней.

Реализации краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – очная

Реализация программы предусматривает проведение практических работ, бесед, дискуссий,  различные методики на внимание, память, мышление, используются игры для активного отдыха.

Формы занятий:

Ø дискуссия,

Ø анкетирование,

Ø выставки,

Ø викторины.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности.

     В результате работы по программе «Семь-Я»  обучающимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностные:

1) иметь развитые личностные качества, творческое отношение к деятельности;

2) владеть культурой общения в коллективе и общепринятыми нравственными нормами поведения;

3) выработать потребность к труду, способность к  сотрудничеству;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

метапредметные:

1)    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3)    готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон.

предметные:

1)    уметь планировать  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

2)    адекватно воспринимать предложения и оценку взрослых, сверстников;

3)    уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

4)    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы:

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:

Ø открытые занятия;

Ø итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние обучающихся.

 

Учебно - тематическое планирование

 

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Всего  часов

В том числе

Формы контроля (аттестации)

Теория

Практика

1.

Игра - практикум 

«Умеем ли мы общаться?»

1

 

1

Тестирование

2.

Друг-это значит другой Я.

1

 

1

тестирование

3.

Игра-дискуссия «Лестница здоровья»

1

 

1

Тестирование

4

Дискуссия «Конфликты в нашей жизни»

2

 

2

Тестирование

5.

Игра «Цветотерапия в жизни ребёнка»

1

 

1

Тестирование

6.

Тренинг «Путь к себе»

1

 

1

Тестирование

7.

Игра – активатор «Умеем ли мы дружить?»

1

 

1

Тестирование

8.

Интеллектуальная игра «Зная права, не забывай обязанности»

1

 

1

Тестирование

9.

Игра-практикум

« Ментальные карты»

1

 

1

Тестирование

10.

Беседа «Ты и я» (о друзьях и дружбе)

1

 

1

Тестирование

11.

 

Деловая игра «Я выбираю Россию»

 

1

 

1

Тестирование

8.

Всего часов:

12

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для смены продолжительностью 3-4 дня

 

Тема

Количество часов

Формы контроля (аттестации)

всего

теория

практика

1

Игра - практикум 

«Умеем ли мы общаться?»

1

 

1

Анкетирование, тестирование

2

Друг- это значит другой Я.

1

 

1

Тестирование

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

2

 

2

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для смены продолжительностью 5-7 дней

 

Тема

Количество часов

Формы контроля (аттестации)

всего

тео-рия

практика

1

Игра - практикум 

«Умеем ли мы общаться?»

1

 

1

Анкетирование, тестирование

2

Друг-это значит другой Я.

1

 

1

Тестирование

3

Игра-дискуссия «Лестница здоровья»

1

 

1

Тестирование

4

Дискуссия «Конфликты в нашей жизни»

1

 

1

Тестирование

Итого

4

 

4

 

 

 

Содержание программы:

1.     Игра - практикум  «Умеем ли мы общаться?»

Цель: развитие навыков совместного взаимодействия, создание условий

для формирования навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

Теория: сообщение теоретических сведений о творческом объединении «Семь-Я».

Практика: Тренинги на знакомство.

Оборудование: столы, стулья, ручки, листы бумаги.

2.     «Друг-это значит другой Я»

Цель: способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива. развивать творческую активность.

Теория: Нужна ли дружба вообще?

              Почему люди дружат?

Практика: Раскрытие понятия алгоритма о дружбе, тест.

Оборудование: столы, стулья, ручки, листы бумаги.

3.     Игра-дискуссия «Лестница здоровья»

Цель: формирование здорового образа жизни.

Теория: Назовите вредные привычки?

              Что такое правильное питание?

Практика: формирование законов о здоровом образе жизни.

Оборудование: столы, стулья, ручки, листы бумаги.

4-5. Дискуссия «Конфликты в нашей жизни»

Цель: распространить среди подростков информацию об умениях конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности.

Теория: Что такое конфликт?

Практика:

Развить навыки общения и разрешения конфликтов.

Оборудование: столы, стулья, презентация, афоризмы.

6. Игра «Цветотерапия в жизни подростка»

 Цель: познакомить с влиянием цвета на состояние человека, ознакомить с методом лечения – цветотерапией, развивать внимание, память, воображение, воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: презентация, стихи, афоризмы, ручки, листы.

7.     Тренинг «Путь к себе»

Цель: Формирование умения ставить цели в жизни, понимание предназначения человека, приходящего в мир для добра и созидания.

Теория: Что в жизни для меня самое главное?

             Что для меня является ценностью в жизни?

Оборудование: столы, стулья, презентация, афоризмы.

8.     Игра – активатор «Умеем ли мы дружить?»

Цель: формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, работать в команде.

Теория: Есть ли у меня верные друзья?

              Чего я хотел бы достичь?

Оборудование: ноут, грамзапись В.Шаинского «О дружбе»,  смайлики  для обозначения настроения.

9.     Интеллектуальная игра «Зная права, не забывай обязанности»

Цель: формирование личности, гражданина, воспитания гражданственности, знакомство с правами ребенка и их обязанностями.

Оборудование: презентация, листы А 4, ручки, столы, стулья, викторина, ноут.

10.  Игра-практикум  « Ментальные карты»  

Цель: формирования у обучающихся способности планировать свои действия.

Оборудование: ноут, презентация, карточки с заданиями, смайлики.

11. Беседа «Ты и я» (о друзьях и дружбе)

Цель: отношение к людям, самому себе, и, если шире, — нравственное отношение к окружающему. Вос­питание у обучающихся таких качеств, как доброта, милосердие, чув­ство долга и товарищества, забота о ближнем.

Теория: Что такое дружба?

              Что такое милосердие?

               Что вы понимаете под чувством долга?

Оборудование: презентация, ноут, афоризмы, карточки с заданиями, игровое поле.

12. Деловая игра «Я выбираю Россию»

Цель: Сформировать представления о демократии. Развивать чувства патриотизма, национальной гордости и самоуважения.

Воспитывать чувства коллективизма, сплоченность классного коллектива.

Теория: В какой стране мы живём?

             Президент  нашей страны?

Оборудование:  раздаточный материал для каждой команды, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

 

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

Срок обучения с 1 сентября по 23 декабря

месяц

 

сентябрь

 

октябрь

 

ноябрь

декабрь

Всего учебных недель

Всего часов по программе

Недели обучения

01.09.- 04.09.

05.09.- 11.09.

12.09.- 18.09.

19.09.- 25.09.

26.09.- 30.09.

01.10.- 02.10.

 

03.10.- 09.10.

 

10.10.- 16.10.

 

  17.10.- 23.10.

  24.10.- 31.10.

 

01.11.- 06.11.

 

07.11.- 13.11.

 

14.11.- 20.11.

 

21.11.- 27.11.

 

28.11.- 30.11.

 

01.12.- 04.12.

 

05.12.- 11.12.

 

12.12.- 18.12.

 

19.12.- 25.12.

 

26.12.- 31.12.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

20

содержание

контроль

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

практика

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,5

 

 

7,5

теория

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

 

3,5

 

 

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации программы «Семь-Я» необходимо наличие следующих факторов:

Методическое обеспечение  включающее дидактические материалы и методические разработки:

Ø видео и фотоматериалы;

Ø -раздаточный материал:

Ø - индивидуальные комплекты дидактического материала; 

Ø - таблицы-памятки, схемы, бланки тестов;

Материально-техническое обеспечение:

1.      Столы для обучающихся– 8 шт.

2.      Стулья – 16 шт.

3.      Стол для педагога – 1 шт.

4.      Основное оборудование:

·        компьютер для педагога — 1 шт.;

·        музыкальные колонки — 2 шт.:

·        доска магнитная, меловая — 1 шт.

·        телевизор – 1 шт.

 

Информационное обеспечение:

- презентации;

- записи аудио, видео

 

Формы контроля (аттестации)

Для определения результативности усвоения программы используются различные формы контроля: опрос, тестирование, наблюдение. Формой итоговой аттестации является тестирование..

 

Оценочные материалы

На занятиях творческого объединения «Семь-Я» проводится:

·  входная диагностика - в форме беседы и анкетирования детей. Во время беседы,  анкетирования,  нужно отметить, что дети знают, умеют по данной теме;

· текущая диагностика - наблюдение за ходом выполнения практический самостоятельных заданий.

·итоговая  диагностика - проводится  в конце занятий  после завершения всей учебной программы, определяет уровень освоения программы (итоговое тестирование).

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.  Горелов И. и др. Умеете ли вы общаться? - М.: Просвещение, 2001.

2.  Ионесян А., Кругова С. Праксеологические игры для детей. - Ставро­поль, 2002.

3.  Караковский В. Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспита­тельного процесса. // Воспитание школьника. - 2006. - с. 296

4.  Кузнецова Л. Воспитание и развитие. // Воспитание школьника. - 2003. - № 9. - с.6.

5.  Лунцова К., Станкевич Г. Этикет за столом. - М.: Экономика, 2002.

6.  Смолка К. Правила хорошего тона. -  М.: Просвещение, 2011.

7.  Шмаков С. Досуг школьника. - Липецк, 1993.

8.  Щуркова Н. Программа воспитания школьника. - Москва, 2009.

9.  Этическая грамматика. // Воспитание школьника. - 1991. - №3. с.4; 1992. - № 1, 2.


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)