Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Диалог»
Информационные технологии в экономике
Возраст обучающихся 15-16 лет
срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Улизко Наталия Анатольевна
ПДО, методист
г.о. Электросталь
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.
Расширение образовательного пространства и пространства общения требует владения современными компьютерными технологиями. Обучающийся должен эффективно и творчески использовать компьютерную технику, для этого необходимо сочетание подготовки в области владения компьютерным инструментарием и использование этих навыков для решения творческих, развивающих и других социально полезных задач.
В этих условиях от школы требуется не только вооружить учащихся новейшими знаниями в области современных информационных технологий, но и способностью самостоятельно находить и осмысливать информацию, необходимую им для жизни.
Программа «Информационные технологии в экономике» представляет собой межпредметный курс, который решает задачи, связанные с применением информационно-коммуникационных технологий в применении к экономической деятельности.
Цель программы – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основ учета личных финансов в программе «1С: Деньги», привить им навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Задачи программы:
ü подготовить учащихся к жизни в информационном обществе, в результате создания «единого образовательного пространства», предназначенного для раскрытия творческих способностей и развития навыков самостоятельной работы учеников;
ü овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать результаты;
ü развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
ü воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
ü выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке.
Предполагаемый объем учебного времени по программе 36 часов в год – по 1 часу в неделю в течение одного полугодия или по 2 часа раз в неделю в течении 1 полугодия.
Актуальность и отличительная особенность данного курса заключается в том, что стандартные навыки и умения, осваиваемые в рамках подобных программ, здесь даются в тесной связи именно с практикой реальной деятельности каждого человека.
При этом новизна программы – ее прикладной характер, объединяющий знания по экономике и современным информационным технологиям как средства обучения, кроме того помогает овладеть учащимся начальных навыков в овладении такими профессиями как: бухгалтер, оператор 1С, аналитик, экономист ,что является мотивирующим компонентом данного курса.
Рекомендуемые формы контроля могут быть следующие:
—при текущем контроле: фронтальный опрос; индивидуальные задания (письменно и устно); самостоятельные и практические работы;
—при промежуточном контроле (в конце изучения каждой темы): проверочные работы, тестирование;
—при итоговом контроле: составление и анализ бюджета семьи.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения учащиеся должны:
знать:
¾ правила техники безопасности при работе на компьютере;
¾ правила безопасной работы с информацией и антивирусной защиты компьютера;
¾ особенности учета личных финансов в программе «1С: Деньги»;
уметь:
¾ уверенно работать с мышью и клавиатурой компьютера;
¾ рассчитывать и анализировать данные с помощью программы «1С: Деньги»;
¾ вести учет личных финансов;
¾ составлять и анализировать бюджет семьи;
¾ использовать сетевые технологии в локальной сети - электронная почта Outlook.
Учебно-тематический план
«Информационные технологии в экономике» (17 часов)
№ занятия |
Содержание |
Количество часов |
|||
общее по теме |
по теории |
по практике |
|||
1. |
Инструктаж по ТБ, ПБ и ЧС. Основы учета личных финансов в программе «1С: Деньги». Пользовательский интерфейс программы: справочники, документы, журналы документов, отчеты. Начало ведения учета в программе. Практическая работа «Ввод контрагентов» |
4 |
2 |
2 |
|
2. |
Ввод счетов начальных остатков на счетах, долгов, кредитов и имеющихся ценностей. Настройки. Тест Практическая работа «Заполнение и редактирование справочников» |
4 |
2 |
2 |
|
3. |
Ведение регулярного учета: использование документов и отчетов. Проверочная работа. Практическая работа: «Учет расходов и поступлений» |
6 |
2 |
4 |
|
4. |
Анализ поступлений и расходов. Практическая работа: «Формирование расчета по конкретной статье» |
6 |
2 |
4 |
|
5. |
Бюджет. Закон Энгеля. Тест Практическая работа: «Формирование отчета для постатейного сравнивания» |
6 |
2 |
4 |
|
6. |
Самостоятельная работа по созданию бюджета семьи |
3 |
1 |
2 |
|
7. |
Учет долгов, кредитов и ценностей. |
3 |
1 |
2 |
|
8. |
Зачетная работа: «Составление и анализ бюджета семьи» |
3 |
|
3 |
|
9. |
Обобщение изученного материала |
1 |
|
1 |
|
ИТОГО: |
36 |
12 |
24 |
|
|
ВСЕГО часов по курсу |
36 часов |
|
Содержание программы
Инструктаж по ТБ, ПБ и ЧС.
Пользовательский интерфейс программы: справочники, документы, журналы документов, отчеты. Начало ведения учета в программе. Ввод контрагентов. Практическая работа «Ввод контрагентов»
Ввод счетов начальных остатков на счетах, долгов, кредитов и имеющихся ценностей. Настройки. Тест. Заполнение и редактирование справочников. Практическая работа «Заполнение и редактирование справочников»
Ведение регулярного учета: использование документов и отчетов. Проверочная работа. Учет расходов и поступлений. Практическая работа: «Учет расходов и поступлений»
Анализ поступлений и расходов. Формирование расчета по конкретной статье. Практическая работа: «Формирование расчета по конкретной статье»
Бюджет. Закон Энгеля. Формирование отчета для постатейного сравнивания. Практическая работа: «Формирование отчета для постатейного сравнивания»
Учет долгов, кредитов и ценностей.
Обобщение изученного материала
Итоговые зачетные мероприятия
Самостоятельная работа по созданию бюджета семьи. Зачетная работа: «Составление и анализ бюджета семьи».
Методическое обеспечение программы
В процессе обучения в широко используются активные формы проведения занятий и современные информационные технологии. Опыт показывает, что их применение помогает существенно сократить время на знакомство со значительным количеством изучаемых понятий, многие из которых усваиваются более глубоко, если их представление подкрепляется активными формами, позволяя учащимся получить и первый опыт применения их на практике.
Следует заметить, что на всем периоде обучения предполагается, в первую очередь, неформальное ознакомление с различными аспектами информационных технологий
Методические материалы для учащихся – попытка объединить под одной обложкой основы теории ведения личных финансов и практические навыки по формированию и анализу бюджета семьи. Разумеется, эти материалы не претендуют на всеобъемлющую полноту, поскольку рассказать обо всех возможностях программ в рамках одного пособия невозможно. Однако ключевым моментам в нем, безусловно, уделено особое внимание. Более того, в этих материалах практические аспекты освещаемых вопросов подкреплены необходимой теоретической базой, дабы слушателю не приходилось обращаться за разъяснениями к другим источникам.
Объяснение построено на разборе сквозной задачи семьи Рублевых: мама, папа, дочь и сын, с заданными параметрами: имущество, заработная плата, ежемесячный расход семьи и пр.
Формы обучения:
Демонстрационная - работу на компьютере с использованием проектора выполняет учитель, а затем учащиеся воспроизводят действия на рабочих местах.
Фронтальная - синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
Самостоятельная - выполнение самостоятельной работы на компьютере в пределах одного, двух или части урока с последующим контролем со стороны учителя.
Проблемное обучение — обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций.
Программная поддержка курса:
· Операционная система Windows XP.
· Локальная электронная почта Microsoft Outlook Exchange.
· Электронные учебники.
· Web-странички Internet.
· Программа 1С: Деньги 7.7.
Разнообразие применяемого прикладного программного обеспечения не только служит развитию у учащихся умений обращаться с компьютером, но и позволяет на практике показать им широту областей применения ЭВМ.
Для освоения современных программных продуктов необходимо наличие компьютеров Pentium II, RAM 512Mб, наличие multimedia-компонент (CD-ROM в локальной сети, звуковые карты), экран и проектор. Компьютеры должны быть объединены в локальную сеть с выделенным сервером, что позволяет разделять дисковые ресурсы и легко администрировать систему. Для освоения глобальных компьютерных сетей необходимо наличие выделенной линии с выходом в Internet.
Форма подведения итогов:
P Практические работы.
P Самостоятельная работа.
P Тестирование.
Учебно-методическое обеспечение курса:
Рекомендуемая литература для учащихся
1. Методические материалы к курсу «Учет личных финансов в программе «1С: Деньги».- М.: Фирма 1С, 2008.- 90 с.
Рекомендуемая литература для учителя
1. Microsoft Outlook 2000 Шаг за шагом: Практ. Пособие/ Пер. с англ.- М.: Издательство ЭКОМ, 2003.- Материалы ОСО_2006.
2. «1С:Деньги 7.7 Руководство пользователя».- М.: Фирма 1С, 2000.- 244 с.
3. Савенок В. С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансосой независимости. – СПб.: Питер, 2006.
4. Шеффер Бодо Путь к финансовой свободе. – М.: Попурри, 2006.
Ресурсы Интернет-сети
http://www.1с.ru/ - сайт фирмы «1С».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.