ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»
Оценка 4.8

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

Оценка 4.8
docx
18.11.2019
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»
Непоседы навигатор 2019г..docx

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ТВОРЧЕТСВА «ПИРАМИДА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

 

 

Принято  на заседании                         Утверждаю

педагогического совета ЦТ                 Директор  МАУДО ЦТ "Пирамида"    

от «____»____________201__г.           ____________     В. А. Страшко                     

Протокол № _______________            «____»_________________201____г.            

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «Непоседы»

 

 

 

 

 

Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы: 1 год (72часа)

Возрастная категория: 4-5 лет

Вид программы: модифицированная

 

 

 

 

                                                                   Автор-составитель:

                                                                   Яцук Елена Игоревна,

                                                                   педагог дополнительного образования

 

 

 

 

Тимашевск, 2019г.

 

Раздел 1 . «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

 

                                                 Пояснительная записка

 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с различными материалами позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Непоседы» ознакомительного  уровня имеет социально – педагогическую направленность, позволяет с раннего возраста формировать у ребенка первоначальные знания и умения по активизированию речи, расширению словарного запаса, математических представлений. Данная  программа разработана на основании образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 г.         

Программа «Непоседы» носит выраженный деятельностный характер, создающий возможность активного практического погружения детей в изучение элементарных математических представлений и развитие речи на уровне первичного знакомства.

  Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы в применении игровой технологии «Сказкотерапия» в разделе математика.

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны родителей и детей  на программы, развивающие 4 - 5 летних ребят на базе Центра творчества и позволяющие в дальнейшем вести целенаправленную подготовку к школе.

  Педагогическая целесообразность общеобразовательной общеразвивающей  программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития способностей обучающихся, что может способствовать  раскрытию  человеческих качеств. В процессе обучения через игру происходит развитие коммуникативности, памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия,  моторики, волевых качеств, развитие речи и артикуляции.

Отличительной особенностью данной программы от Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  в сокращении разделов по различным видам деятельности. В разделы: «Развитие речи», «Элементарные математические представления» входят темы, которые расширены и углублены по объемам знаний и умений. Занятия построены с учётом преобладания игровой деятельности в дошкольном возрасте.

Программа направлена на социальную адаптацию ребёнка, формирование знаний об основных сферах современной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативности, осознание себя как социума, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности.

В раздел «Развитие речи» включены темы: времена года, виды профессий, транспорт, ориентировка в пространстве, классификация одежды, которые способствуют расширению кругозора ребёнка. В ходе реализации программы формируются психические процессы: развивается наглядная и слуховая память, внимание, воображение ребёнка.

Происходит формирование и развитие коммуникативных навыков: общение детей между собой и с педагогом.

Адресат программы. В объединение входят разнополые дети в количестве  10  человек, состав группы дети от 4 до 5 лет, не имеющие предварительной подготовки. Учащиеся  должны иметь средний уровень внимания, целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, активность, общительность, доброжелательность, трудоспособность, умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей. Учащиеся, поступившие в объединение, проходят собеседование с родителями направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Проводиться стартовая диагностика (входное тестирование), с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий). 

Уровень, объем и сроки реализации программы. Программа «Непоседы» ознакомительного уровня. Занятия проводятся 1 раз в неделю по два часа длительностью по 25 минут с  10 минутным перерывом. Программа рассчитана на 1 учебный год в количестве 72 часов. Форма обучения – очная. Программа носит выраженный деятельностный характер, создающий возможность активного практического погружения детей в предметную деятельность на уровне первичного знакомства с ней.

Особенности организации образовательного процесса. Программой предусмотрена индивидуально-групповая форма организации деятельности учащихся на занятиях. Занятия и виды занятия определяются содержанием программы и могут проводиться в форме игры, практических занятий, самостоятельной работы, открытого занятия.

Цель программы: формирование у детей интереса к развитию речи, элементарным математическим представлениям на уровне первичного знакомства.

 

Задачи программы:

Образовательные:

ребёнок  4-5  лет должен знать:

- диких, домашних животных и птиц, мебель, одежда, обувь, транспорт;

- цифры от 1 до 10;

- наизусть небольшие стихотворения;

- своё имя и фамилию;

- имена и фамилию своих родителей;

- название своего города;

- название столицы Родины;

- названия основных профессий людей.

ребёнок  4-5  лет должен  уметь:

-строить сложные предложения;

-находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками;

-копировать в точности узор или движение;

-определять последовательности событий;

-находить и объяснять несоответствия на рисунках;

-находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

-находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор;

-выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу;

-штриховать рисунки, не выходя за их контуры;

 - аккуратно раскрашивать сложные рисунки;

-составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок;

-называть времена года, части суток.

 

Личностные:

способствовать воспитанию отзывчивости, аккуратности, добросовестности, трудолюбия, навыков здорового образа жизни.

 

Метапредметные:

– способствовать формированию интереса к изучению элементарных математических представлений, пополнению словарного запаса и развитию связной речи, самостоятельности, развитию умения вести самонаблюдение и самоконтроль в ходе деятельности.

                                     

Учебный план

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации\контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение.

2

2

-

беседа

2.

Развитие речи

34

-

34

Наблюдение

3.

Элементарные математические представления

34

-

34

Наблюдение

4.

Итоговое занятие «Что мы узнали, чему научились»

2

-

2

Самостоятельная работа

Итого

 

72

2

70

 

 

                                             Содержание учебного плана

1. Введение.

Введение в предмет.

Правила  техники  безопасности  при  работе  с: ножницами, цветными карандашами,  клеем,  красками,  кисточками,  пластилином,  цветной бумагой. Правила ТБ   нахождения в ЦТ «Пирамида».

2. Развитие речи.

 Теория. Расширять и активизировать словарный запас названиями и назначением предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели, их качеств, действий с ними. Развивать умение понимать некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы).

 Практика. «Во  саду ли в огороде», «Осень», «Дождь», «Загадки о диких животных», «Грибы, ягоды», «Домашние животные и птицы», чтение сказки «Три поросенка», «Основные виды профессий», «Транспорт», «Мебель», чтение сказки К.Чуковского «Телефон», «Дикие птицы и животные», «Зима», «Елка», «Новогодние загадки», «Что такое Новый год?», «Рождество», «Посуда», «Одежда, обувь», «Зайкина избушка», «Зимовье зверей», «Мой папа самый лучший»,чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе», «Мамины помощники», «Весна», «Кем я хочу стать», «Головные уборы», «Хлебные продукты», «Молочные продукты», «День Победы» ,чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко», «Любимый сказочный герой», обобщение понятий «Насекомые»,  «Лето».

3.Элементарные математические представления:

Теория.Знакомство детей с числами от 1 до 10, закрепление цифр и числового ряда в пределах 10.Чтение и записи однозначных и двузначных чисел. Изучение последовательности частей суток и дней недели. Развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, умения анализировать, сравнивать, классифицировать через обучение счетным операциям и дидактическим играм. Формирование у детей сенсорных способностей, тактильных ощущений. Развитие представлений о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность.

Практика.  «Путешествие в осенний лес»; «В гостях у кролика»; «К нам приехал цирк»; «Необыкновенный зоопарк»; «Гости из леса»; «Три поросенка»; «Угостим зайчиков морковкой» ; «В гостях у Буратино»; «Мальвина  учит считать Буратино»; «Давайте поиграем»; «Куклы собираются в гости к гномикам»; «Умники и умницы»; Чудесный мешочек»;  «Мишка учится считать»; «Сон Мишки»; «Играем с матрешками»; «Строим дорожки»; «Когда это бывает»; «Разноцветные шарфы»; «Делаем зарядку»; «Письмо из Простоквашино»; «Степашка убирает игрушки»; «Правильно пойдешь – секрет найдешь»; «Накроем стол для чаепития»; «Посадим цветочки вдоль дорожки»; « Разложи предметы по форме»; «Строим игровую  площадку»; «Поездка на праздник сказок»;  «Письмо от волшебника»; «Давайте поиграем»;  «Дни недели, части суток»; « Воздушные шары»; «Полосатая пчела»; «Весна пришла».

 

7. Итоговое занятие «Что мы узнали, чему научились»(2 час.)

Практика: Открытое занятие.

 

 

                                     Планируемые результаты

ребёнок  4-5  лет будет знать:

- диких, домашних животных и птиц, мебель, одежда, обувь, транспорт;

- цифры от 1 до 10;

- наизусть небольшие стихотворения;

- своё имя и фамилию;

- имена и фамилию своих родителей;

- название столицы Родины;

- названия основных профессий людей.

ребёнок  4-5  лет будет уметь:

-строить сложные предложения;

-находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками;

-копировать в точности узор или движение;

-определять последовательности событий;

-находить и объяснять несоответствия на рисунках;

-находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

-находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор;

-составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок;

-называть времена года, части суток.

 

Личностные:

сформируются трудовые навыки, такие личностные качества, как отзывчивость, аккуратность, добросовестность, навыки здорового образа жизни.

 

Метапредметные:

– появится интерес к изучению элементарных математических представлений, пополнится словарный запас и разовьется связная речь, самостоятельность, разовьются умения вести самонаблюдение и самоконтроль в ходе деятельности.

Для определения результатов успешности овладения детьми содержанием программы используются метод педагогического наблюдения и диагностики. Первичная оценка знаний и умений детей производится при поступлении в объединение, когда проводится беседа и тестирование воспитанников, беседа с родителями. Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребёнка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения. В конце учебного года проводится диагностика познавательных процессов.

 

Раздел 2. «Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации»

Календарный учебный график

 

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Форма контроля

всего

теория

практика

план

факт

1.

 

 

Введение. ТБ. Знакомство с планом работы.

2

2

-

Беседа

Входящий

 

 

2.

 

 

1.Развитие речи: «Во  саду ли в огороде»

2.Математика:  «Путешествие в осенний лес»

1

 

 

1

-

1

 

 

1

 

Беседа

 

Игра

 

Наблюдение

 

 

3.

 

 

1.Развитие речи: «Осень»

2.Математика: «В гостях у кролика»

1

1

 

1

1

Беседа

Практическая работа

 

Обсуждение

Самостоятельная работа

 

4.

 

 

1.Развитие речи: «Дождь»

2.Математика: «К нам приехал цирк»

1

 

1

 

1

 

1

 

Практическая работа

Наблюдение

 

 

5.

 

 

1.Развитие речи: «Загадки о диких животных»

2.Математика: «Необыкновенный зоопарк»

1

 

 

1

 

1

 

 

1

Практическая работа

 

Беседа

Наблюдение

 

 

6.

 

 

1.Развитие речи: «Грибы, ягоды»

2.Математика: «Гости из леса»

1

 

1

 

1

 

1

Практическая работа

Беседа

Самостоятельная работа

Наблюдение

 

7.

 

 

1.Развитие речи: «Домашние животные и птицы»

2.Математика: «Три поросенка»

1

 

1

 

1

 

1

Игра

 

Игра

 

Наблюдение

 

 

8.

 

 

1.Развитие речи: чтение сказки «Три поросенка»

2.Математика: «Угостим зайчиков морковкой»

1

1

 

 

1

1

Игра

 

Наблюдение

Обсуждение

 

 

9.

 

 

1.Развитие речи: «Основные виды профессий»

2.Математика: «В гостях у Буратино»

1

 

1

 

1

 

1

Беседа

 

Игра

 

Обсуждение

 

Наблюдение

 

 

10.

 

 

1.Развитие речи: «Транспорт»

2.Математика: «Мальвина  учит считать Буратино»

1

 

1

 

1

 

1

 

Игра

 

Обсуждение

 

Наблюдение

 

 

11.

 

 

1.Развитие речи: «Мебель»

2.Математика: «Давайте поиграем»

1

 

 

1

 

1

 

 

1

Беседа

 

Игра, беседа

Наблюдение

 

 

12.

 

 

1.Развитие речи: чтение сказки К.Чуковского «Телефон»

2.Математика: «Куклы собираются в гости к гномикам»

1

 

1

 

1

 

1

Беседа, показ иллюстраций

Игра

Обсуждение

 

Наблюдение

 

13.

 

 

1.Развитие речи: «Дикие птицы и животные»

2.Математика: «Умники и умницы»

1

 

1

 

1

 

1

Беседа по картинкам

Игра

Обсуждение

 

 

14.

 

 

1.Развитие речи: «Зима»

2.Математика: «Чудесный мешочек»

1

 

 

1

 

1

 

 

1

беседа

 

Игра

 

 

Обсуждение

 

 

Наблюдение

 

 

15.

 

 

1.Развитие речи: «Елка»

2.Математика: «Мишка учится считать»

1

 

1

 

 

 

1

 

1

Игра

 

Рассказ педагога

Наблюдение

 

Обсуждение

 

 

16.

 

 

1.Развитие речи: «Новогодние загадки»

2.Математика: «Сон Мишки»

 

1

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

17.

 

 

1.Развитие речи: «Что такое Новый год?»

2.Математика: «Играем с матрешками»

1

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

18.

 

 

1.Развитие речи: «Рождество»,

2.Математика: «Строим дорожки»

1

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

19.

 

 

1.Развитие речи: «Посуда»

2.Математика: «Когда это бывает»

1

 

 

 

1

 

1

 

 

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

20.

 

 

1.Развитие речи: «Одежда, обувь»

2.Математика: «Разноцветные шарфы»

1

 

 

 

1

 

1

 

 

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

21.

 

 

1.Развитие речи: «Зайкина избушка»

2.Математика: «Делаем зарядку»

1

 

 

 

1

 

1

 

 

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

22.

 

 

1.Развитие речи: «Зимовье зверей»

2.Математика: «Письмо из Простоквашино»;

1

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

23.

 

 

1.Развитие речи: «Мой папа самый лучший»

2.Математика: «Степашка убирает игрушки»

1

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

24.

 

 

1.Развитие речи: чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе»

2.Математика: «Правильно пойдешь – секрет найдешь»

1

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

25.

 

 

1.Развитие речи: «Мамины помощники»

2.Математика: «Накроем стол для чаепития»

1

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

26.

 

 

1.Развитие речи: «Весна»

2.Математика: «Посадим цветочки вдоль дорожки»

1

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

27.

 

 

1.Развитие речи: «Кем я хочу стать»

2.Математика: «Разложи предметы по форме»

1

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

28.

 

 

1.Развитие речи: «Головные уборы»

2.Математика: «Строим игровую  площадку»

1

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

29.

 

 

1.Развитие речи: «Хлебные продукты»

2.Математика: «Поездка на праздник сказок»

1

 

 

 

1

 

1

 

 

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

30.

 

 

1.Развитие речи: «Молочные продукты»

2.Математика: «Письмо от волшебника»

1

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

1

 

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

31.

 

 

1.Развитие речи: «День Победы»

2.Математика: «Давайте поиграем»

1

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

32.

 

 

1.Развитие речи: чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»

2.Математика: «Дни недели, части суток»

1

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

33.

 

 

1.Развитие речи: «Любимый сказочный герой»

2.Математика:

« Воздушные шары»

1

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

34.

 

 

1.Развитие речи: обобщение понятий «Насекомые»

2.Математика: «Полосатая пчела»

1

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

35.

 

 

1.Развитие речи: «Лето»

2.Математика: «Весна пришла»

1

 

 

 

1

 

1

 

 

 

1

Игра

 

 

Беседа

 

Наблюдение

 

 

Обсуждение

 

 

36.

 

 

Итоговое занятие

1

 

1

 

1

 

1

 

Открытый урок

 

 

 

 

Итого

72

2

70

 

 

 

 

                                     Условия  реализации  программы.

 

Материально-техническое обеспечение программы: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

Для проведения занятий необходимы:

·        Магнитофон

·        Музыкальные записи

·        Фигурки животных, трафареты

·        Карточки с изображение различных предметов и геометрических фигур

·        Объёмные геометрические фигуры

·        Картинки на развитие внимания, памяти, мышления

·        Разрезные картинки

·        Предметные картинки

·        Рабочие тетради к разделам

Информационное обеспечение: видео-, интернет источники, фотокарточки, наглядное пособие.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с высшим профессиональным или средним профессиональным образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации, знающий специфику ОДО. Требования к опыту практической работы не предъявляются. Необходимые умения: владеть формами и методами обучения; использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, культурно – досуговую, учебно – исследовательскую; регулировать поведение  обучающихся для обеспечение безопасной образовательной среды; реализовать современные формы и методы воспитательной работы, как на занятиях так и во внеурочной деятельности, ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей; общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их. Необходимые знания:  преподаваемый предмет; основные закономерности возрастного развития; основные методики преподавания, виды и приемы современных педагогических технологий; пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.

                                                Форма аттестации

 

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Непоседы» предусматривает следующие виды контроля: начальный и текущий,  итоговую аттестацию.

Первоначальный контроль проводиться для определения  уровня развития ребенка и его творческих способностей. При поступлении в объединение проводится диагностика обучающихся. Промежуточная и итоговая аттестации по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Непоседы» проводятся в формах, определенных учебным планом и являются составной частью образовательной программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг знаний, приумножать умения и практические навыки.

Формы, методы контроля и оценки результатов усвоения программы предполагают при текущем контроле:

- педагогическое наблюдение - при выполнении заданий;

- опрос;

- самостоятельная работа;

- педагогический мониторинг.

Предусматривается проведение итоговой аттестации в форме открытого занятия.

                                                                                                       

 

 

Оценочные материалы

1.  Начальная диагностика учащихся творческого объединения «Непоседы» Приложение 1

2.Тестовые задания к итоговой аттестации по математике. Приложение 2.

3.Тестовые задания  к итоговой аттестации по развитию речи. Приложение 3

4.Тестовые задания по определению эмоционально- волевых качеств у ребенка.

Приложение 4.

Методические материалы

 

    На основе уже имеющихся умений и навыков данная программа создана развивать уже имеющиеся знания, умения, навыки и формировать новые. А именно, развивать произвольность познавательных процессов: ребёнок учится сосредотачиваться, внимательно слушать задание, запоминать и воспроизводить пройденный материал.    Каждое занятие содержит в себе упражнения и игры за столом, пальчиковую гимнастику, игры под музыку.

Дополнительная образовательная программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий:

• традиционная (технология личностно-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.);

• современная (технология проектного обучения),

·        игровая (имитационного моделирования) технология;

·        здоровьесберегающая;

·         педагогическая мастерская;

·        информационная.

Занятия могут иметь различные формы проведения: игра, конкурс,  беседа, практическое занятие,  открытое занятие, мастер – класс, традиционные занятия.

Структура проведения занятий зависит от его типа:

Изучение нового материала.

1. Организационный момент (подготовка учащихся к восприятию новых знаний, сообщение темы и цели занятия) – 1 минут

2. Изложение нового материала по плану – 10 минут

3. Практическая работа – 10 минут

4. Закрепление нового материала – 2 минуты

6. Подведение итогов занятия – 2 минуты

 

Демонстрация способов действий и знаний.

1. Организационный момент (подготовка учащихся к цели занятия) – 2 минуты

2. Повторение сформированных умений и навыков – 3 минут

3. Демонстрация теоретических знаний – 2 минуты

4. Выполнение упражнений – 18 минут

5. Подведение итогов занятия – 2 минуты

  Занятие с игровой основой

— организационный момент-3 мин

— объяснение темы-5 мин

— практическая часть-15 мин

— подведение итогов-2 мин

 

                                    Методическое сопровождение

Темы презентаций: «Домашние животные и их детеныши»; «Весна в природе»; «Огородная страна»; «Национальный театр, как средства духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста».

Методическая разработка: Урок мужества на тему: «День освобождения города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков» «Весна в природе»; урок «флаг России»; «Огородная страна»; «Национальный театр, как средства духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»; «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-спортивной работе с детьми дополнительного образования»; «Калейдоскоп веселья».

Виды дидактических материалов: раздаточный, наглядный, демонстрационный

Фотоматериалы и картинки к разделам: «Транспорт», «Деревья», «Космос».

Тематические подборки  материалов по темам: «Уроки математики для дошкольников» авторы О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова.

Учебные мастер – классы «Новогодняя игрушка домик»; «Открытка с 23 февраля, на воздушном шаре».

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

         

 

 

 

                                Список литературы.

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду, Младшая группа -М.: издательство «Мозаика- синтез», 2016.

3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду, Средняя группа -М.: издательство «Мозаика- синтез», 2016.

4. Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений, Младшая группа -М.: издательство «Мозаика- синтез», 2016.

5. Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений, Средняя группа -М.: издательство «Мозаика- синтез», 2016.

Интернет-Ресурсы:

Загадки про овощи и фрукты

-http://other-year.narod.ru/holiday/competition/fruit.html

Стихи про цифры-http ://www.razvitierebenka.net/index/stikhi_pro_cifry/0-409

Загадки о диких живoтныx-http://docflsh.ru/documents/zagadki-dikie-lesnye-

zhivotnye-zveri-otvet-deti-riddle-kid-chid-wild-animal

Нормативные документы:

1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04009.2014 г. № 1726 –р.

3.Приказ Минобразования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».

4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 -14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

5.Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / автор-составитель И.А. Рыбалева/.- Краснодар, 2016 года.

                                                                               

 

 

 

 

                                                                                         Приложение №1

                           Начальная диагностика учащихся

                      творческого объединения «Непоседы»

1.Найди тень каждому персонажу и соедини их линиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

еееееее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Найди нужную деталь.

4.

4

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Найди отличия.

 

5. Выбери предмет алого цвета.

https://iqsha.ru/upload/lib/tsvet/predm3st/1/predm3st_1-1.png

https://iqsha.ru/upload/lib/tsvet/predm3st/1/predm3st_1-2.png

https://iqsha.ru/upload/lib/tsvet/predm3st/1/predm3st_1-3.png

https://iqsha.ru/upload/lib/tsvet/predm3st/1/predm3st_1-4.png

 

6. Про один из этих столбов можно сказать, что он широкий. Какой это столб?

https://iqsha.ru/upload/lib/sravnenie/thin-thick/fonar2.png

https://iqsha.ru/upload/lib/sravnenie/thin-thick/fonar1.png

 

7. Как ты считаешь, какой предмет больше?

https://iqsha.ru/upload/imglib/1/5/6/i156971/id156971.png?w=170&h=170&cr=0

https://iqsha.ru/upload/imglib/1/3/4/i134201/id134201.png?w=150&h=150&cr=0

 

8. Скажи, какой предмет находится слева?

https://iqsha.ru/upload/imglib/2/0/1/i201461/id201461.png?size=imglib-size-130

https://iqsha.ru/upload/imglib/1/5/3/i153781/id153781.png?size=imglib-size-130

9. «Что сначала что потом?»

Здесь картинки расположены не по порядку. Напиши возле каждой картинки подходящий номер, чтобы узнать, что было сначала, а что – потом!

https://iqsha.ru/upload/imglib/2/0/5/i205531/id205531.png?w=140&h=140&cr=0 

https://iqsha.ru/upload/imglib/2/0/5/i205541/id205541.png?w=140&h=140&cr=0 

https://iqsha.ru/upload/imglib/2/0/5/i205521/id205521.png 

https://iqsha.ru/upload/imglib/2/0/5/i205511/id205511.png

 

 

10. Логические ряды

Сможешь ли ты определить, какой из нижних рядов повторяет логику верхнего ряда?

 

 

https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/3/i303951/id303951.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304251/id304251.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/3/i303721/id303721.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/3/i303951/id303951.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304251/id304251.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/3/i303721/id303721.png?size=imglib-size-050

https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304021/id304021.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304041/id304041.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304041/id304041.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304021/id304021.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304041/id304041.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304041/id304041.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304021/id304021.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304041/id304041.png?size=imglib-size-050

https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304111/id304111.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/3/i303461/id303461.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304111/id304111.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/3/i303461/id303461.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304111/id304111.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/3/i303461/id303461.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304111/id304111.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/3/i303461/id303461.png?size=imglib-size-050

https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304061/id304061.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/3/i303371/id303371.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/5/i305001/id305001.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/5/i305001/id305001.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304061/id304061.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/3/i303371/id303371.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/5/i305001/id305001.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/5/i305001/id305001.png?size=imglib-size-050

https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304181/id304181.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/3/i303551/id303551.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304141/id304141.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304181/id304181.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/3/i303551/id303551.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304141/id304141.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/4/i304181/id304181.png?size=imglib-size-050 https://iqsha.ru/upload/imglib/3/0/3/i303551/id303551.png?size=imglib-size-050

                                                                                                   

 

 

                                                                                                

 Приложение 2                                                                                                            

Контрольные задания итоговой аттестации по математике.

 

1.        Ребенку предлагается посчитать до 5.

2.        На столе в ряд выставлены игрушки. Ребенку
предлагается   сосчитать   количество   игрушек,
отсчитать 3 (2, 1) игрушки

Вопросы:

-        На каком по счету месте стоит пирамидка?

-        Которая по счету машинка?

-        Найди пятую игрушку и скажи, о какой игрушке я говорю?

-        Которая по счету игрушка тебе больше нравится?

Задание: возьми вторую игрушку и поставь ее на пятое место

3. Ребенку предлагается на верхнюю полоску счетной линейки выложить все круги, а на нижнюю - все квадраты. Вопросы:

-        Сколько ты выложил кругов, а сколько квадратов?

-        Что можно сказать о количестве кругов и квадратов? (Поровну, одинаково.)

-        Убери один квадрат в коробку. Что теперь можно сказать о количестве кругов и квадратов?
(Кругов больше, чем квадратов, или квадратов
меньше, чем кругов.)
 Примечание.В начале года детям можно задавать наводящий вопрос: чего больше кругов или квадратов? Как сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну? (Добавить один квадрат или убрать один круг.) Достаточно, чтобы ребенок дал один вариант ответа

4. Перед ребенком ставится коробка с фигурами. Вопросы:

-        Как определить, каких фигур в коробке боль
ше, а каких меньше? (Сосчитать.)

-        А еще как можно проверить? (Наложить друг
на друга, или поставить парами.)
Примечание. Задание считается выполнен
ным, даже если ребенок не может рассказать,
как это сделать, но сам выполняет процесс

5. Ребенку дается набор полосок одинаковой ширины, но разной длины.

Задание: разложи полоски от самой длинной до самой короткой.

Вопросы:

-        Какая полоска самая длинная (короткая)?

-        Какие из полосок длиннее зеленой?

-        Какие из полосок короче красной?

6. Перед ребенком ставится 5 разноцветных башенок разной высоты.

Какая башня самая высокая?

-Какая башенка ниже красной?

-Какая башенка выше зеленой?

7. Ребенку предлагается рассмотреть набор плоскостных геометрических фигур. Задание: назови геометрические фигуры, которые ты знаешь. Вопросы:

-        На какой предмет похож круг?

-        На какую фигуру похожа книга?
Задание: выбери все круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники.
Вопросы:

-        Чем отличается круг от треугольника? (У треугольника есть углы, а у круга их нет, круг катится, а треугольник нет.)

-        Чем отличается треугольник от квадрата?
(У квадрата 4 угла, а у треугольника3.)

-        Чем отличается квадрат от прямоугольника?
(У квадрата все стороны одинаковые по длине,а у прямоугольника две стороны длинные и две стороны короткие.)

8. Задание: покажи правую руку, левую.

Возле ребенка расставляются игрушки.

Вопросы:

- Что находится слева от тебя?

        Что перед тобой?

-        Где находится кукла?

Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Вопросы:

-        Кто находится в центре листа?

-        Что находится справа (слева, вверху, внизу)
от  медвежонка?

9. Ребенку  предлагается  рассмотреть   набор картинок с изображением частей суток.
Задание: покажи картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).

Ребенку указывают на одну из картинок. Вопросы:

-        Какая часть суток изображена на картинке?

-        Объясни, почему ты так думаешь.

Ребенку предлагается разложить все картинки по порядку.

Вопросы:

-        Что сначала: утро или день?

-        Какая часть суток сменяет утро (день, вечер, ночь)?

-        Назови по порядку все части суток, начиная с утра.

-        А какая часть суток сейчас?

-        В какую игру мы играли вчера?

 Ребенку предлагается закончить предложения:

Мы обедаем днем, а ужинаем ...

Мы делаем зарядку утром, а спим...

Мы в детский сад идем утром, а возвращаемся

домой...

Ночью мы спим, а днем...

 

                                                                                                 Приложение 3

Контрольные задания итоговой аттестации по развитию речи.

1. Назови предметы изображенные на картинке одним словом:

                                   чайник – блюдце – тарелка – кастрюля … /посуда/

                                  куртка – шапка – свитер – брюки…/одежда/

                                  тапочки – сандалии – туфли – ботинки – сапоги…/обувь/

                         огурец – помидор – капуста – картофель – морковь …/овощи/

                                 яблоко – груша  - апельсин  - банан …/ фрукты/

Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал:картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла

                  допускает 1 – 2  ошибки – 2 балла

                  допускает 3 и более ошибок – 1 балл

 

      2.Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом.

      Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными  суффиксами.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно называет  – 3 балла

                  допускает 1 ошибку – 2 балла

                  допускает 2 и более ошибок – 1 балл

3.Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - ….., у белки - ……, у медведя  - ……, у волка - ……

Цель: умение образовывать названия детенышей животных

Материал:картинки с изображением  животных и их детенышей.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает картинки с животными – 3 балла

                  допускает 1 - 2 ошибки – 2 балла

                  допускает 3 и более ошибок  – 1 балл

 

4.Назови какого цвета предметы: шар - …, ведро - …, платье - …, машина - ….

Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет    – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

5.Назови,  чьи это предметы. Сумка мамы – мамина

                                                   Кофта бабушки - …

                                                   Газета папы - …

                                                   Нора лисы - …

Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.

           /Чей? Чья? чьё?/

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

       6.Скажи правильно:

                    У меня есть карандаш. /ручка/

                    У меня нет …

                    Я рисую …

                    Папа пишет …

       Цель: выявить  умение употреблять  существительные в косвенных падежах без предлога.

   Материал:

   Критерии: ребенок правильно называет  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

Инструкция к проведению:

 Перед каждым заданием  на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.  

1.     Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам  и назвать их.

2.     Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке.

3.     Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.

4.     Предложить ребенку правильно сказать слово  во множественном числе.

5.     Предложить назвать предмет,  и сказать какого он цвета.

6.     Предложить назвать,  чьи это предметы.

Итоговая оценка:

                             18 – 23 баллов – высокий уровень

                             11 – 17 баллов  - средний уровень

                             10 и менее баллов – низкий уровень

                                                                                                                                      Приложение 4

Тестовые задания по определению эмоционально- волевых качеств у ребенка.

Методика: «Два домика»

Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г. и предназначена для диагностики сферы общения ребенка.

 Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий по отношению друг к другу.

Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).

Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета. Проведение исследования: методика предназначена для обследования детей 3,5- 6 лет. Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность). «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это. Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы между прочим.) Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом. Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется. Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?!» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?» Обработка и анализ результатов: Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=317x10000:format=jpg/path/s94598840d92d0275/image/i81ac727d0377a5b2/version/1481798043/image.jpg

ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ.

Цель: : исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуа- ции, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе Испытуемые — дети 4—7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии.

Стимульный материал представляет собой 14 рисунков размером 8,5X11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка дошкольника (или младшего школьника) ситуацию. Рис. 1 Игра с младшими детьми (Ребенок играет малышами) Рис. 2 Ребенок и мать с младенцем (Ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем) Рис. 3 Объект агрессии (Ребенок убегает от нападающего на него сверстника) Рис. 4 Одевание (Ребенок сидит на стуле и одевает ботинки) Рис. 5 Игра со старшими детьми (Ребенок играет с двумя старшими детьми) Рис. 6 Укладывание спать в одиночестве (Ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему) Рис. 7 Умывание (Ребенок умывается в ванной комнате) Рис. 8 Выговор (Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенка за что-то) Рис. 9 Игнорирование (Отец играет с малышом, ребенок стоит в оди- ночестве) Рис. 10 Агрессивное нападение (Сверстник отбирает у ребенка игрушки) Рис. 11 Собирание игрушек (Мать и ребенок убирают игрушки). Рис. 12 Изоляция (Двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве) Рис. 13 Ребенок с родителями (Ребенок стоит между матерью и отцом) Рис. 14 Еда в одиночестве (Ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан) Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное. Метод предъявления. Рисунки предъявляются ребенку экспериментатором в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, экспериментатор дает инструкцию следующего содержания:

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

 2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

. 3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?».

 4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) одевается».

 5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

 6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) идет спать».

 7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) в ванной».

 8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?»

. 9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?». 10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое?».

 11. Уборка игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?».

 13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

 14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) ест».

                                                                                                        Приложение 5

Диагностика психического состояния учащегося

Методика «Символические задания на выявление «Социального – Я»

Цель: выявление самооценки  ребенка как составляющей Я-Концепции (по Б.Лонгу, Р.Зиллеру, Р.Хендерсону)

Инструкция:Экспериментатор: «Дети! Посмотрите на кружки, составляющие треугольник - это люди, окружающие вас: родители, учителя, друзья, бабушки, дедушки, просто знакомые. Нарисуйте где угодно кружок, обозначающий вас.

hello_html_588cd82a.gif

Интерпретация: Если кружок, означающий «Я», будет нарисован внутри треугольника, испытуемый воспринимает себя как часть целого

Методика «Символические задания на выявление «Социального –Я»

Цель: выявление самооценки ребенка как составляющей Я-Концепции (по Б.Лонгу, Р.Зиллеру, Р.Хендерсону)

Инструкция: Предлагается задание, где люди изображены в виде кружков. Экспериментатор: «Дети! Посмотрите на строку, где изображено 8 кружков:

hello_html_7b0f27a1.gifhello_html_7b0f27a1.gifhello_html_7b0f27a1.gifhello_html_7b0f27a1.gifhello_html_7b0f27a1.gifhello_html_7b0f27a1.gifhello_html_7b0f27a1.gifhello_html_7b0f27a1.gifhello_html_7b0f27a1.gif1 2 3 4 5 6 7 8 9

Каждый кружок обозначает какого-либо человека. Выберите кружок, символизирующий вас лично, другие кружки будут обозначать близких вам людей: родителей, друзей, учителей». Номера кружочков на индивидуальном протоколе исследования не указываются.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Непоседы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Непоседы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2019