«Станция юных техников»
Принята на заседании Утверждаю
Методического совета директор МБОУ ДО
Протокол №____от_______ «Станция юных техников»
Приказ №____от________
_________С.В. Дедешко
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«ГОРОД МАСТЕРОВ» (ознакомительный уровень)
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся 6-8 лет
Автор - составитель
Полянская Эльвира Николаевна, учитель начальных классов
г. Мичуринск 2021 г.
Информационная карта
1. Учреждение |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» г. Мичуринска |
2. Полное название программы |
Город мастеров |
3. ФИО, должность автора |
Полянская Эльвира Николаевна |
4. Сведения о программе: |
1.Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2.Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726р) (далее – федеральная Концепция); 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН); 5.Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09- 3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). |
4.1 Нормативная база |
|
4.2 Область применения |
дополнительное образование |
4.3 Направленность деятельности |
техническая |
4.4 Тип программы |
общеразвивающая |
4.5 Вид программы |
авторская |
4.6 Способ освоения содержания образования |
практический |
4.7 Уровень освоения содержания образования |
ознакомительный |
4.8 Уровень реализации программы |
Дошкольное и начальное общее образование |
4.9 Форма реализации программы |
групповая |
4.10 Возраст обучающихся |
6-8лет |
4.11 Продолжительность реализации программы |
1 год |
4.12. Дата утверждения и последней корректировки |
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город мастеров»» (далее - программа) разработана в соответствии:
- с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ,
- порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008),
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.317-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
Ребёнок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки, особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, поделки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребёнок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом, он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.
Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребёнка.
У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребёнку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе.
Специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
В настоящее время искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала (спичечные коробки, пластмассовые трубочки и баночки и др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества.
Направленность программы «Город мастеров» - техническая; по форме организации – групповая, кружковая. Уровень освоения программы – ознакомительный.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в подаче программного материала циклами, что помогает обучающимся успешно освоить программный материал. И если один из разделов программы не удается проработать сразу полноценно, то при повторе данного цикла есть возможность доработать упущенное, не утомляя детей одними и теми же видами работ.
Актуальность программы дополнительного образования состоит в том, что в ней заложены основы для развития не только конструкторских способностей ребенка, но и его творческой самостоятельности и смекалки посредством знакомства с миром техники, миром природы. Искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом не потеряло своей актуальности. Это способствует развитию воображения у детей, желанию заниматься созидательной творческой деятельностью, изобретательством.
Отличительные особенности программы. Учитывая возраст обучающихся, программный материал построен так, что ребенок постепенно переходит от простого к сложному, а первоначальные сведения о моделирование и техническом конструировании предваряет художественное конструирование, что помогает детям дошкольного возраста успешно освоить программный материал. Так же данной программе разработан раздел «Творческий проект», где предусмотрены занятия по организации проектной деятельностью, по обучению учеников выполнять учебный проект. Проектная учебная деятельность направлена на формирование способностей у ребенка к рационализаторству и изобретательству, на обучение умению аргументировано формулировать, отстаивать свои замыслы и идеи. Предлагаемый материал в программе не повторяет имеющиеся курсы технологии, а направлен на углубление знаний учащихся, дополняет и расширяет знания, навыки и умения, помогает раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого, то есть проявить свое «я», открыть себя как личность.
Адресат программы. Программа «Город мастеров» ориентирована на учащихся 6 – 8 лет.
Условия набора учащихся: Для обучения принимаются все желающие. Программа разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного и школьного возраста. По данной программе могут заниматься дети, не зависимо от наличия у них специальных навыков и умений.
Занятия предполагают:
– отсутствие специальной предварительной подготовки детей;
– возможен разновозрастный состав групп;
– наличие у детей склонностей к техническому творчеству.
Количество учащихся. Нормы наполнения групп – 10 – 15 человек.
Объём и срок освоения программы.
Общее количество часов по программе -144часа.
Форма и режим занятий Форма обучения – очная. Периодичность проведения занятий - первый год обучения 2 раза в неделю по 2 часа, длительность 1 занятия 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Для детей 5-6 лет, длительность 1 занятия составляет 30 минут, что обусловлено медицинскими нормами для данного возраста детей
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части. Формы деятельности учащихся является – индивидуальная и групповая. Групповые занятия являются основным видом занятий. Выполнение заданий в группе учеников обычно происходит неравномерно, что продиктовано физиологическими и психологическими особенностями, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу с детьми.
Цель программы: формирование начальных научно – технических знаний, развитие творческих познавательных и изобретательских способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста через приобщение к начальному техническому моделированию.
Образовательные:
- обучить работе с различные материалы;
- обучить техническим приемам и способам работы с инструментами; - обучить последовательности технологических операций; - обучить основам конструирования и моделирования. Развивающие:
- способствовать развитию интереса к техническому творчеству, мотивации к созидательной деятельности,
- развивать познавательную активность, конструкторское мышление, воображение, художественный вкус, мелкую моторику рук, глазомер. Воспитательные:
- воспитывать интерес к технике, конструированию,
- овладению новыми знаниями и навыками работы с материалами,
- воспитывать такие личностные качества как аккуратность, доброжелательность трудолюбие, желание доводить начатое до конца, терпение, упорство.
п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
Форма аттестации (контроля) |
||
Всего |
Теория |
Практи ка |
|||
|
1. Раздел. Знакомство с городом мастеров |
12 |
6 |
6 |
|
1.1 |
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
1.2 |
Понятия о материалах и инструментах |
6 |
3 |
3 |
Наблюдение, опрос |
1.3 |
Основы цветоведения |
4 |
2 |
2 |
Наблюдение, опрос |
|
2. Раздел. Лесное царство |
24 |
3 |
21 |
|
2.1 |
Художественное конструирование. |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, опрос |
2.2 |
Природный материал и его свойства. Работа с природным материалом |
22 |
2 |
20 |
Наблюдение |
|
3. Раздел. В гостях у Винтика и Шпунтика |
24 |
7 |
17 |
|
3.1 |
Аппликация из бумаги и |
12 |
4 |
8 |
Наблюдение |
|
картона. Создание силуэтов моделей транспорта. |
|
|
|
|
3.2 |
Оригами |
12 |
3 |
6 |
Наблюдение |
|
4. Творческая мастерская |
12 |
2 |
10 |
|
4.1 |
Знакомство с проектом |
4 |
2 |
2 |
Наблюдение, опрос |
4.2 |
Коллективная работа над проектом |
8 |
- |
8 |
Выставка работ |
|
5. Раздел. Наш веселый карандаш |
12 |
6 |
6 |
|
5.1 |
Первоначальные графические знания и умения |
4 |
2 |
2 |
Наблюдение опрос |
5.2 |
Симметричные фигуры |
4 |
2 |
2 |
Наблюдение опрос |
5.3 |
Способы разметки |
4 |
2 |
2 |
Наблюдение опрос |
|
6. Раздел. Пластилиновая ворона |
24 |
7 |
17 |
|
6.1 |
Свойства пластилина. Техника работы с пластилином. |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение опрос |
6.2 |
Работа с пластилином и соленым тестом. |
22 |
6 |
16 |
Наблюдение опрос |
|
7. Раздел. В гостях у Винтика и Шпунтика |
24 |
7 |
17 |
|
7.1 |
Конструирование из плоских деталей |
12 |
6 |
6 |
Наблюдение, опрос |
7.2 |
Конструирование из объёмных деталей |
12 |
1 |
11 |
Наблюдение, опрос |
|
8. Раздел. Творческая мастерская |
12 |
2 |
10 |
|
8.1 |
Знакомство с проектом |
4 |
2 |
2 |
Наблюдение, опрос |
8.2 |
Работа над проектом |
8 |
- |
8 |
Выставка работ |
|
итого |
144 |
40 |
104 |
|
Содержание программы 1 года обучения
Тема №1 «Вводный урок»
Теория. Инструктаж по технике безопасности во время занятий. Беседа «Краткие сведения из истории развития техники. Значение техники в жизни людей»
Практика. Организация рабочего места, подготовка к занятиям и уборка рабочего места. Игрушки «Султанчик».
Тема №2 «Понятия о материалах и инструментах»
Теория. Беседа: Материалы: бумага, картон, древесина, металл (проволока) и другие материалы, их использование. Многофункциональность этих материалов. Инструменты, применяемые при обработке различных материалов: ножницы, нож, плоскогубцы, лобзик, молоток, ножовка . Назначение инструментов, правила безопасности при работе с инструментами.
Практика. Изготовление из бумаги, картона поделок на свободную тему. «Веселая гусеница», «Волшебная палочка», «Вырезалки из бумаги».
Тема №3 «Основы цветоведения»
Теория. Цветовой круг. Основные цвета, составные цвета и дополнительные цвета. Понятие о холодных и теплых цветах. Цветовое сочетание. Цветовой контраст.
Понятие о композиции.
Практика. Панно «Радуга - дуга», «Золотая осень».
Тема №1 «Художественное конструирование»
Теория. Понятие о художественном конструировании и оформлении изделий. Анализ формы и пропорции наблюдаемых предметов. Форма, цвет, пропорциональность – характерные показатели художественного конструирования. Практика. Сбор природного материала.
Тема №2 «Работа с природным материалом. Природный материал и его свойства» Теория. Разновидность природного материала. Эстетические качества природного материала.
Практика. Поделки из листьев, шишек, круп, семян, скорлупы, каштанов, желудей на выбор педагога. Например: панно «Морское дно», «Ромашки», «Ежик», «Подсолнух», «Вертолет», «Петушок», «Бабочка», «Жучок», «Грибы», «Гусеница»,
«Леший».
Тема №1 «Аппликация из бумаги и картона»
Теория. История аппликации. Виды аппликации (предметная, декоративная, сюжетная). Аппликация плоская, объемная и полуобъемная. Техника работы с бумагой (скручивание, сминание, обрывание)
Практика. Плоские композиции из геометрических фигур, например: «Веселая гусеница», «СмеШАРики», «Грузовик», «Автофургон», «Парусник», «Дом», «Корзина с овощами» (объемная аппликация из мятой бумаги)
Тема №2 «Оригами»
Теория. Понятие оригами, способы и приемы складывания бумаги, базовые формы оригами, оригами с элементами аппликации, условные знаки.
Практика. «Самолетик», «Белые кораблики», «Лягушка», «Тюльпан», «Собачка»,
«Котенок»,
Тема №1 «Знакомство с проектом»
Теория. Проект. Этапы работы над проектом. Подготовка к защите проекта. Практика. Создание коллективного проекта по замыслу педагога и детей.
Тема №1 «Первоначальные графические знания и умения»
Теория. Повторение понятий, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах: линейке, циркуле, треугольнике. Их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура ,линия сгиба, осевая линия; сплошная, тонкая, их условные обозначения.
Практика. Конструирование открыток в технике аппликация, различных моделей машин и технических объектов.
Тема №2 «Симметричные фигуры»
Теория. Расширение понятий о симметричных фигурах, симметричных деталях.
Масштаб увеличения или уменьшения.
Практика. «Хоровод», «Веселые бабочки».
Тема №3 «Способы разметки»
Теория. Беседа о работе конструкторов, проектировщиков, дизайнеров. Понятие о конструировании и моделировании. Повторение видов разметки, способы разметки деталей. Способы изготовления выкроек и трафаретов из бумаги, картона.
Практика. Конструирование моделей наземного, водного, воздушного транспорта. Отработка навыков работы по шаблонам и трафаретам.
Тема №1 «Свойства пластилина. Техника работы с пластилином»
Теория. Свойства пластилина (имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости в зависимости от температуры); техника работы с пластилином. Практика. «Шкатулка» или «Ваза» на выбор.
Тема №2 «Работа с пластилином и соленым тестом»
Теория. Основные элементы лепки, рисунки жгутиками из пластилина; узоры из пластилина; пластилинография или рисование пластилином.
Практика. пластилинография «Яркое лето», «Зимушка - зима», «Розы»; игрушки
«Хитрая лиса», «Самолет», «Машина», «Подсолнух».
Тема №1 «Конструирование из плоских деталей»
Теория. Краткая история развития транспорта. Виды транспортной техники. Расширение и приобретение новых знаний и понятий о контуре, силуэте технического объекта и машин. Повторение разметки по чертежным инструментам, повторение названий геометрических фигур. Подвижные и неподвижные соединения
Практика. Изготовление по шаблонам плоских деталей для конструирования в технике аппликация видов транспортной техники.
Тема №2 «Конструирование из объёмных деталей»
Теория. Закрепление понятий о геометрических телах ( конус, цилиндр, куб), элементах геометрических тел (грань, цилиндр, куб).
Практика. Конструирование макетов из геометрических тел. Изготовление макетов и моделей из спичечных коробок, упаковок.
Тема №1 «Знакомство с проектом»
Теория. Проект. Этапы работы над проектом. Подготовка к защите проекта. Практика. Создание коллективного проекта по замыслу педагога и детей.
Планируемые результаты Предметные:
учащиеся должны знать:
- назначение и приемы работы инструментами и приспособлениями;
- последовательность технологических операций изготовления изделий,
- приемы разметки заготовок из бумаги сгибанием, по шаблону, трафарету, на просвет, через копирку, с помощью линейки, способы соединения деталей,
- название геометрических фигур тел, объектов, моделей;
- основы конструирования и моделирования учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;
- узнавать и называть геометрические фигуры, тела, виды техники,
- экономно выполнять разметку деталей по шаблону, по линейке,
- правильно располагать детали, соединять их с помощью клея и нитками; изготавливать модель по образцу и по своему замыслу, анализировать, оценивать готовое изделие; Метапредметные:
Регулятивные:
- организовывать свое рабочее место;
- выполнять работу по заданному плану;
- приобретать первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной среды; - анализировать изделие.
Коммуникативные:
- рассказывать о профессиях и технологии производства некоторых материалов;
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятого, вести диалог; - выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре, в коллективе; - уметь не создавать конфликтов.
Познавательные:
- различать материалы, инструменты, виды работ, объемные объекты. - находить нужную информацию в книгах, альбомах; - наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения.
Личностные:
- сформировать положительное отношение к занятиям техническим творчеством, - сформировать познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;
- сформировать уважительное отношение к людям труда.
2.1. Календарный учебный график Количество учебных недель – 36 в год.
Количество учебных дней – 72 в год.
Начало занятий групп со 2 сентября, окончание занятий – 25 мая.
Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа.
Для реализации успешной работы необходимо следующее:
Инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули,
Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон (1-1,5 мм), ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акварель.
Наглядные пособия:
- стенды (Правила техники безопасности; коллекция бумаги и др.);
- демонстрационные работы и образцы;
- схемы (цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры); Дидактические материалы:
- шаблоны для изготовления моделей
- распечатки фигур для аппликации.
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования. Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Занятия проводятся в учебном кабинете. Помещение для работы объединения должно отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности, установленным для помещений, где работают дети.
Оценка качества реализации программы включает в себя вводный, промежуточный и итоговый контроль учащихся.
Входный контроль: определение исходного уровня знаний и умений. Входной контроль осуществляется в начале первого года обучения.
Промежуточный контроль: осуществляется в конце первого полугодия и направлен на определение уровня усвоения изучаемого материала.
Итоговый контроль осуществляется по завершению обучения по программе, и направлен на определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств.
Для подведения итогов реализации данной программы, результативности предусмотрены методы и формы контроля:
- анкетирование (что умею, что люблю)
- тестирование,
- устный опрос,
- наблюдение педагога,
- практическая работа по конструированию, моделированию,
- игра-соревнование,
- занятие - конкурсы,
- анализ, оценивание изделия,
- самостоятельная творческая работа,
Итоговой формой проверки результатов освоения программы обучения являются:
- создание и защита проекта;
- выставки технического творчества.
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий: имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик). Средний: имеет отдельные тнические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты. 2. Глубина и широта знании по предмету.
Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, форм...) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом. Средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности, самостоятельно занимается дома, помогает другим, активно участвует в соревнованиях.
Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этпах работы.
Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания толко по четким инструкциям, указаниям педагога.
4.Разнообразие творческих достижений
Высокий: регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе города.
Средний: участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий: редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка. 5.Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики
Высокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний: ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества, воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий: не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.
1.Культура поведения ребенка
Высокий: имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).
Средний: имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий: моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
2 Характер отношений в коллективе
Высокий: высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.
Средний: имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
Низкий: низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
Мониторинг социально-педагогических результатов 1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
Высокий уровень: без напоминания преподавателя перед началом занятий и после использования клея или красок моет руки, аккуратно с осторожностью пользуется клеем, красками и фломастерами.
Средний: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянно или после напоминания преподавателя.
Низкий: отказывается полностью или очень редко соглашается выполнять санитарно-гигиенические требования.
2. Выполнение требований техники безопасности.
Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности при работе с ножницами, шилом, другими инструментами.
Средний: выполняет правила техники безопасности после напоминания преподавателя.
Низкий: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем преподавателя.
3. Характер отношений в коллективе.
Высокий уровень: постоянно доброжелательное отношение к другим учащимся, стремление помочь или подсказать, поделиться материалом или инструментами, желание выполнять коллективные работы или руководить их выполнением.
Средний: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к активному сотрудничеству с товарищами.
Низкий: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с другими учащимися при выполнении заданий
4. Отношение к преподавателю.
Высокий уровень: внимательно слушает преподавателя, старательно выполняет все требования, может обратиться за необходимой помощью в различных вопросах.
Средний: выполняет требования преподавателя, но держится независимо. Низкий: игнорирует требования преподавателя, отвечает на вопросы и выполняет задания только по принуждению.
2.5 Методическое обеспечение программы.
Для реализации успешной работы воспитанникам необходимы следующие инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики.
Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, клей-карандаш, фломастеры, цветные карандаши, акварель, пластилин.
Наглядные пособия: стенды и плакаты
• правила техники безопасности;
• коллекция бумаги;
• базовые схемы оригами,
• цветовая карта,
• схема сочетания цветов,
• геометрические фигуры,
• геометрические тела;
• работы воспитанников;
• демонстрационные работы и образцы;
Дидактические материалы:
- загадки по теме «Техника», «Природа», «Животные», «Загадки-обманки»
- кроссворды «Самоделкин», «Инструменты и материалы», «Техника» и др.;
- шаблоны и трафареты для изготовления моделей;
- распечатки фигур для аппликации;
- настольные, игры: «Танграм», «Собери квадрат», «Геометрическое лото»,
«Геометрическая мозаика» и др.
Литература для педагога:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС), утвержден МО и Н РФ приказом №373 от 6 октября 2009 г., зарегистрирован в Министерстве России22.12.09 ,регистрация № 15785
2. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
3. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
4. Афонькин. С, Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999.
6. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. - М.: Издательский дом МС, 2001.
7. Глушенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе.— М.: Просвещение, 1985.
8. Горичева B.C., Филиппова ТВ. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
9. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
10. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
11. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
12. Кобитина И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. - М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
13. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН - Лига Пресс», 2002.
14. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
15. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. — М.: «Просвещение», 1978.
16. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. - М.: ООО фирма «Издательство ACT», 1998.
17. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.
18. Сергеева Н., Модель деятельности педагога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников и младших школьников № 4, 2003.
19. Сократов Н., Багирова О., Манакова С., Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания детей .№9, 2003 г.
20. Троицкая И., Формирование саморегуляции у младших школьников . № 6 2003
21. Хелен Блисс. Твоя мастерская. Бумага. / Перевод: Беловой Л.Ю. – СанктПетербургург: «Норинт», 2000.
22. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей – Ярославль: «Академия развития», 1997.
23. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. М.: Просвещение, 1990.
24. Яшнова О. Успешность обучения и воспитания старших дошкольников, младших школьников № 8, 2002.
Литература для обучающихся:
1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, - М.: Рольф Аким, 1999.
2. Васильева Л., Гангнус. Уроки. Уроки занимательного труда. – М.: Педагогика, 1987.
3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002.
4. Коллекция идей. Журнал для не скучной жизни. – М.: ЗАО «ИД КОН» - Лига Пресс», 2002.
5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «Эдипрессконлига», 2004.
6. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, - Ярославль: Академия развития, 2001.
2.5 Методическое обеспечение программы.
Тема раздела |
Форма занятий |
Приемы и методы |
Дидактический материал |
Техническое оснащение |
Форма подведения итогов |
Вводное занятие(правила ТБ). |
Беседа |
Словесный |
Инструкции |
|
Опрос |
Знакомство с городом мастеров. |
Беседа, практическая работа |
Словесно- наглядный |
Таблицы, презентации. |
Проектор, бумага, картон, ножницы, клей, линейка карандаш. |
Выставка и анализ поделок |
Лесное царство |
Беседа, практическая работа |
Объяснительноиллюстративный, практический |
Таблицы, презентации. |
Проектор, природный материал. крупы инструменты |
Выставка и анализ поделок |
Пластилиновая ворона |
Беседа, практическая работа |
Объяснительноиллюстративный, практический |
Таблицы, презентации. |
Проектор, пластилин, соленое тесто. |
Выставка и анализ поделок |
В гостях у Винтика и Шпунтика |
Беседа, практическая работа |
Объяснительноиллюстративный, практический |
Таблицы, презентации. |
Проектор, бумага, картон, ножницы, клей, линейка карандаш. |
Выставка и анализ поделок |
Творческая мастерская |
Практическая работа |
Проектировочный |
Таблицы, презентации. |
Проектор |
Защита проекта |
Наш веселый карандаш |
Беседа, практическая работа |
Объяснительноиллюстративный, практический |
Таблицы, презентации. |
Проектор, бумага, картон, ножницы, клей, линейка карандаш. |
Выставка и анализ поделок |
Пластилиновая ворона |
Беседа, практическая работа |
Объяснительноиллюстративный, практический |
Таблицы, презентации. |
Проектор, пластилин, соленое тесто. |
Выставка и анализ поделок |
В гостях у Винтика и Шпунтика |
Беседа, практическая работа |
Объяснительноиллюстративный, практический |
Таблицы, презентации. |
Проектор, бумага, картон, ножницы, клей, линейка карандаш. |
Выставка и анализ поделок |
Творческая мастерская |
Практическая работа |
Проектировочный |
Таблицы, презентации. |
Проектор |
Защита проекта |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город мастеров» (ознакомительный уровень) Группа 1.
п/п |
Дата |
Месяц |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Наименование раздела и тема занятий |
Место прове- дения |
Форма контроля |
1. Раздел. Знакомство с городом мастеров. 12 ч. |
|
||||||
1 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Игрушка «Поймай пуговицу» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
2 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Материалы: бумага, картон, пластилин, пластмасс, древесина. Проволока. Изделие «Конвертик» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
3 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Инструменты, применяемые при обработке различных материалов: ножницы, нож, плоскогубцы, шило, молоток, ножовка. Аппликация «Мухомор» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
4 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Аппликация «Веселая гусеница» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
5 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Основы цветоведения. Цветовой круг. Основные цвета, составные цвета и дополнительные цвета. Панно «Радуга-дуга» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
6 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Понятие о холодных и теплых цветах. Цветовое сочетание. Цветовой контраст. Понятие о композиции. Панно «Осень золотая» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
2. Раздел. Лесное царство 24ч. |
|
||||||
7 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Понятие о художественном конструировании и оформлении изделий. Анализ формы и пропорции наблюдаемых предметов. |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
8 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Природный материал и его свойства. Сбор природного материала. Сушка и хранение. Разновидность природного материала. |
Парк |
Наблюдение, опрос |
9 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Эстетические качества природного материала Поделка из каштанов и пластилина «Грибы» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение Опрос |
10 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Работа с природным материалом. «Ромашки» из крылаток. |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
11 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Работа с природным материалом. «Вертолёт» из скорлупы ореха. |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
12 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Работа с природным материалом. «Черепаха» из скорлупы ореха. |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
13 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Работа с природным материалом. Игрушки из шишек. |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
14 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Работа с природным материалом. Аппликация из листьев. «Человечки» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
15 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Работа с природным материалом. Аппликация из листьев. «Животные» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
16 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Работа с природным материалом. Аппликация из листьев. «Морское дно» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
17 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Работа с природным материалом. Аппликация из круп. «Осенний грибочек» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
18 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Работа с природным материалом. Аппликация из круп. «Белочка» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
3. Раздел. В гостях у Винтика и Шпунтика 24ч. |
|||||||
19 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Аппликация из бумаги и картона. История аппликации. Аппликация «Смешарики». |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
20 |
|
|
Беседа, |
2 |
Виды аппликации (предметная, |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, |
|
|
|
практическое занятие |
|
декоративная, сюжетная). Аппликация из геометрических фигур. «Дом» |
|
опрос |
21 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Аппликация из бумаги и картона. «Автофургон» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
22 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Аппликация из бумаги и картона. «Грузовик» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
23 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Аппликация плоская, объемная и полуобъемная. «Парусник» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
24 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Техника работы с бумагой (скручивание, сминание, обрывание) «Корзина с цветами» из мятой бумаги
|
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
25 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Оригами. Понятие оригами, способы и приемы складывания бумаги. «Тюльпан» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
26 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Базовые формы оригами, условные знаки. «Журавлик»
|
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
27 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Оригами с элементами аппликации. «Животные» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
28 |
|
|
Практическое занятие, игра |
2 |
Оригами. «Пароходик» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
29 |
|
|
Практическое занятие, игра |
2 |
Оригами. «Летающие модели» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
30 |
|
|
Практическое занятие, игра |
2 |
Оригами. «Летающие модели» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
4. Раздел. Творческая мастерская. 12 ч. |
|||||||
31 |
|
|
Беседа |
2 |
Знакомство с проектом. Этапы проекта. |
МБОУ СОШ 19 |
Опрос |
32 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Знакомство с проектом. Поиск информации. Подбор материала для выполнения проекта. |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
33-37 |
|
|
Практическое занятие |
10 |
Работа над проектом. «Замок» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, выставка.
|
5. Раздел. Наш веселый карандаш. 12 ч. |
|||||||
38 |
|
|
Беседа, практическое занятие. |
2 |
Повторение понятий, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах: линейке, циркуле, треугольнике. Их назначение и правила пользования. «Дорожные знаки» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
39 |
|
|
Беседа, практическое занятие. |
2 |
Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия сгиба, осевая линия; сплошная, тонкая, их условные обозначения. Конструирование поздравительной открытки. |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
40 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Расширение понятий о симметричных фигурах, симметричных деталях. «Хоровод» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
41 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Масштаб увеличения или уменьшения. «Бабочки» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
42 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Беседа о работе конструкторов, проектировщиков, дизайнеров. Понятие о конструировании и моделировании. «Конструирование упрощенной модели дома» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
43 |
|
|
Беседа, практическое занятие, игра |
2 |
Повторение видов разметки, способы разметки деталей. Способы изготовления выкроек и трафаретов из бумаги, картона. Отработка |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
|
|
|
|
|
навыков работы по шаблонам и трафаретам. «Самолет». |
|
|
6. Раздел. Пластилиновая ворона. 24 ч. |
|||||||
44 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Свойства пластилина (имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости в зависимости от температуры). «Ваза» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
45 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Техника работы с пластилином. Пластилинография. «Яркое лето» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
46 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Техника работы с пластилином. Пластилинография. «Зимушка-зима» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
47 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Элементы лепки, рисунки жгутиками из пластилина. Композиция «Домик в деревне» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
48 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Лепка предметов из шаровидной и овальной формы. «Медведь» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
49 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Лепка из пластилина конической формы. «Чашка» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
50 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Лепка из целого куска пластилина. «Животные» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
51 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Тестопластика. Изготовление соленого теста. Ингредиенты и порядок изготовления. Свойства соленого теста. |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
52 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Техника работы с соленым тестом. Сушка изделия, лакировка. Изделие «Ёжик» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос |
53 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Тестопластика. «Золотая рыбка» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
54 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Тестопластика. «Анютины глазки» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
55 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Тестопластика. «Мышка на сыре» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
7. Раздел. В гостях у Винтика и Шпунтика. 24 ч. |
|||||||
56 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Конструирование из плоских деталей. Краткая история развития транспорта. Виды транспортной техники. «Спецтехника» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос. |
57 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Расширение и приобретение новых знаний и понятий о контуре, силуэте технического объекта и машин. «Строительная техника» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос. |
58-59 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
4 |
Повторение разметки по чертежным инструментам, повторение названий геометрических фигур. «Железнодорожный транспорт» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос. |
60 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Повторение работы с шаблонами. «Водный транспорт» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос. |
61 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
Способы соединения деталей. Подвижные и неподвижные соединения. «Воздушный транспорт» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос. |
62 |
|
|
Беседа, практическое занятие |
2 |
«Конструирование из объёмных деталей». Закрепление понятий о геометрических телах ( конус, цилиндр, куб). «Развертка куба». |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, опрос. |
63-64 |
|
|
Практическое занятие |
4 |
Конструирование транспорта из объемных геометрических фигур. «Грузовик». |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
65-66 |
|
|
Практическое занятие |
4 |
Конструирование транспорта из объемных геометрических фигур. «Паровоз». |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
67 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Конструирование транспорта по готовым чертежам и схемам. «Легковой автомобиль» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
|
|
8. Раздел. Творческая мастерская. 12 ч. |
|
|
|||
68 |
|
|
Беседа |
2 |
Знакомство с проектом. Этапы проекта. |
МБОУ СОШ 19 |
Опрос |
69 |
|
|
Практическое занятие |
2 |
Знакомство с проектом. Поиск информации. Подбор материала для выполнения проекта. |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение |
70-74 |
|
|
Практическое занятие |
10 |
Работа над проектом. «Город» |
МБОУ СОШ 19 |
Наблюдение, выставка.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.