Комитет образования и науки администрации Новокузнецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
РассмотренА |
ПРИНЯТА |
УТВЕРЖДАЮ |
на заседании методического совета |
на заседании педагогического совета |
Директор ОО
/Т.А.УЛИТУШКИНА/ |
|
|
|
Протокол № ________ |
Протокол № ________ |
____________ |
|
|
Приказ № ___________ |
от __________________ |
от __________________ |
от __________________ |
|
|
|
|
|
|
«Средняя общеобразовательная школа №18»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ |
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА |
«Волшебство маленьких мастеров» |
|
Возраст учащихся: 7–11лет |
Срок реализации программы 1 год Направленность: художественная |
Разработчик:
Мягких Лариса Викторовна,
учитель начальных классов
Новокузнецкий городской округ, 2022год
Комплекс основных характеристик ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ Программы
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебство маленьких мастеров» (далее Программа) – художественная.
Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации программы:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный закон РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года).
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196».
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028).
Уровень освоения содержания. Программа имеет стартовый уровень. Программа стартового уровня включает в себя обучение как изобразительному искусству, так и декоративно-прикладную деятельность с применением на практике нестандартных техник и методик. Разнообразие материалов и инструментов, применяемых в техниках, возможность создать не только рисунок (живописную композицию), но и креативную поделку, а также экспериментальный характер самого творческого процесса вместе с реализуемой на практике арт-терапией обуславливает интерес к занятиям не только со стороны детей, но и взрослых. Зачастую и родители хотят попробовать свои силы вместе с маленькими художниками, что еще больше мотивирует ребенка на занятия по программе.
Актуальность Программы «Волшебство маленьких мастеров» состоит в том, что Занятия изобразительной и декоративно-прикладной деятельностью способствуют развитию у ребенка художественного умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях, воплощать идейный замысел посредством образного звучания цвета или же графического изображения объектов. При этом выбор формата обучения играет основополагающую роль. Разнообразие нестандартных техник, представленных в программе как модули (которые включают в себя множество приемов рисунка и живописи), позволяет вызвать у ребенка живой интерес к изотворчеству, воспринимать занятия как увлекательный процесс. Использование оригинальных материалов (ракушки, камни, листья, вода, кофе, пластилин) в качестве живописной основы для эмоциональных и выразительные композиций способствует раскрытию творческой индивидуальности ребенка, пробуждает интерес к окружающей действительности и неживой природе, мотивирует на эксперимент и самостоятельные проекты. Поэтому настоящая программа решает не только художественные, но и психологические задачи, превращая работу детей и в своего рода арт-терапию, способствующую снятию стресса, стиранию фобий и раскрепощению личности воспитанника.
Программа ориентирована на удовлетворение художественно-эстетических потребностей и заключается в том, чтобы приобщить ребенка к изотворчеству, научить самостоятельно творчески мыслить, анализировать и видеть мир в художественных образах. Зачастую дети, обучающиеся по стандартным и традиционным программам изобразительного искусства, теряют интерес к художественному творчеству, у них возникают различного рода негативные самохарактеристики и психологические барьеры «я не умею рисовать», «у меня вряд и получится», «я не смогу» и прочие. В связи с этим возникла потребность создать авторскую модульную программу «Волшебство маленьких мастеров»
Отличительной особенностью Программы является то, что в ходе реализации программы «Волшебство маленьких мастеров» дети знакомятся с различными графическими и живописными техниками, а также техниками декоративно-прикладного искусства. Перечислим данные техники: эбру (турецкая живопись на воде) и марблинг (живописное мраморирование предметов), миниатюрная роспись на природных материалах (камни, ракушки, листья), живопись с помощью кофе, рисунок жидким и сухим графическим материалом (пастель, акварель), пластилиновая живопись, пуантилизм (создание изображений посредством точек и мазков), граттаж, правополушарное рисование и мандалотерапия, роспись с помощью акриловых контуров.
Адресат Программы: на обучение по данной программе принимаются дети без отбора, на добровольной основе.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения:
1 раз по 1 часу в неделю (26 часов).
Количественный состав группы – до 15 человек.
Формы обучения: очное. Основной формой обучения является занятие
Режим занятий: занятия по программе «Волшебство маленьких мастеров» осуществляются для каждой группы 1 раз в неделю. Длительность групповых занятий составляет 1 академический час по 45 минут
Цель программы: приобщение ребенка к изотворчеству посредством применения на практике нестандартных техник и материалов.
Задачи программы.
Содержание программы «Волшебство маленьких мастеров»
Учебно-тематический план
№ |
Название разделов и тем программы |
Количество |
Форма аттестации/контроля |
||
Общее |
Теория |
Практика |
|||
Вводное занятие. Обзор техник и материалов. 1ч. |
|||||
1. |
Вводное занятие. Обзор техник и материалов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Диагностика. Устный опрос. |
Эбру и марблинг. Живопись на воде. 2ч. |
|||||
2. |
Эбру и марблинг. Живопись на воде. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Наблюдение/Рисунок на воде. Живописное марморирование |
3. |
Творческая работа. |
1 |
0 |
1 |
Детский мастер-класс. |
Миниатюрная роспись камней, ракушек, листьев. 3ч. |
|||||
4. |
Знакомство с миниатюрной росписью камней, ракушек, листьев |
1 |
0,5 |
0,5 |
Наблюдение/Рисунок на бумаге. Эскиз. |
5. |
Миниатюрная роспись камней, ракушек и листьев. |
1 |
0 |
1 |
Выполнение живописных миниатюр на природных материалах |
6. |
Творческая работа. |
1 |
0 |
1 |
Рисунок на заданную тему. |
Кофейная живопись. 4ч. |
|||||
7. |
Знакомство с кофейной живописью. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Устный опрос. Зарисовки. |
8. |
Овощи, фрукты. |
1 |
0 |
1 |
Рисунок на заданную тему. |
9. |
Домашние животные. |
1 |
0 |
1 |
Рисунок на заданную тему. |
10. |
Пейзаж. |
1 |
0 |
1 |
Рисунок на заданную тему. Обсуждение работ. |
Рисунок «жидким» и мягким графическим материалом. |
|||||
11. |
Классификация и нетрадиционные приёмы акварели. Рисунок
«жидким» и мягким графическим материалом. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Устный опрос. Рисунок на заданную тему. |
12. |
Передача фактуры предметов и пространства в картине с помощью цвета. «Эльфы и феи и ангелы» Виды мазков в живописи. |
1 |
0 |
1 |
Рисунок на заданную тему. |
13. |
Передача фактуры предметов и пространства в картине с помощью цвета. «Пьеро и клоун» |
1 |
0 |
1 |
Рисунок на заданную тему. |
Граттаж. 1ч. |
|||||
14. |
Создание рисунка посредством штриха. Линейная перспектива. |
1 |
0 |
1 |
Элементы рисунков на заданную тему. |
Пластилиновая живопись. 2ч. |
|||||
15. |
Знакомство с основными приёмами пластилиновой живописи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Устный опрос. Выполнение работ в данной технике. |
16. |
Элементы декорирования на пластилиновой поверхности. Иллюстрация к волшебной сказке. |
1 |
0 |
1 |
Рисунок на заданную тему. |
Правополушарное рисование и мандалотерапия. 6ч. |
|||||
17. |
Пять навыков настоящего художника в правополушарном рисовании. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Наблюдение. Рисунок на заданную тему. |
18. |
Живопись гуашью по методике правополушарного рисования «Попугай». |
1 |
0 |
1 |
Рисунок на заданную тему. |
19. |
Живопись гуашью по методике правополушарного рисования «Цветы и листья». |
1 |
0 |
1 |
Рисунок на заданную тему. |
20. |
Живопись гуашью по методике правополушарного рисования «Мои фантазии». |
1 |
0 |
1 |
Рисунок на заданную тему. |
21. |
Живопись акрилом по методике правополушарного рисования «Лунный пейзаж». |
1 |
0,5 |
0,5 |
Рисунок на заданную тему. |
22. |
Живопись акрилом по методике правополушарного рисования «Фантастическое существо». |
1 |
0 |
1 |
Рисунок на заданную тему. |
Контурная роспись. 2ч. |
|||||
23. |
Приёмы контурной росписи предметов для начинающих. Ритм, мотив и раппорт в орнаменте. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Устный опрос. Просмотр и обсуждение художественных работ. Зарисовки. |
24. |
Смешанная техника: витраж и живопись. |
1 |
0 |
1 |
Выполнение работ в заданной технике. |
Выполнение собственного творческого проекта (техники на выбор учащегося) 1ч. |
|||||
25. |
Выполнение собственного творческого проекта (техники на выбор учащегося) |
1 |
0 |
1 |
Просмотр, анализ работ. |
Итоговая аттестация: выставка работ творческого объединения. 1ч. |
|||||
26. |
Итоговая аттестация: выставка работ творческого объединения |
1 |
0 |
1 |
Отбор лучших работ. Зачет. |
Итого часов |
26 |
4,5 |
21,5 |
|
Содержание учебно-тематического плана.
Ø Раздел «Вводное занятие»
Знакомство с детьми. Беседа о планах и задачах творческого объединения. Презентация программы. Инструктаж по технике безопасности. Презентация готовых изделий и работ. Демонстрация необходимых материалов и инструментов. Первичная диагностика подготовленности обучающихся (практикум по рисунку).
Ø Раздел «Эбру и Марблинг»
Знакомство с цветовым кругом: ахроматические и хроматические цвета; холодная и теплая гамма; понятия контраста. Знакомство с древней турецкой техникой живописи. Краски, загустители и инструменты для рисования на воде. Разновидности эбру (баттал, хатиб, гребенчатое эбру, эбру-шаль, соловьиные гнезда). Символика в эбру. Цветы и их значение в турецкой живописи. Беседа о здоровом образе жизни.
Искусство марблинга (живописное марморирование и декорирование предметов: кость, дерево и пр.). Создание цветочных композиций: серия рисунков с символическим звучанием («Тюльпаны», «Розы», «Гвоздики» и другие). Изображение живой природы: птицы, бабочки.
Ø Раздел «Миниатюрная роспись (камней, ракушек и листьев)»
Компоновка рисунка на природных материалах. Подготовка эскиза и работа в технике миниатюрной живописи. Прорисовка деталей. Плоскостное и объемные изображение на камнях. Пейзажные фрагменты на камнях. Стилизация в живописи. Создание живописных миниатюр в стиле русского-народного творчества (мезенская, городецкая, хохлома, гжель, матрешка). Мандала на камне. Беседа о здоровом образе жизни. Мотивы русского народного творчества на осенних листьях. Изображение флоры и фауны, мандал и пейзажных фрагментов на камнях и ракушках.
Ø Раздел «Кофейная живопись».
Знакомство с техникой кофейной акварели. Гризайль как жанр кофейной живописи. Метод лессировки, передача света и тени в кофейных рисунках. Тоновая растяжка и градация цвета. Знакомство с творчеством современных художников: Амита Дутта (Индия), Мария Аристиду (Греция), Сельва Сбахи (Палестина), Порнчай Лертамасири (Тайланд) и другими. Передача объема и формы в кофейной живописи. Беседа о здоровом образе жизни.
Изображение предметов с натуры в технике гризайль. Серия рисунков на тему «Вокруг света». Живопись «по мокрому», «по сухому» с помощью кофе.
Ø Раздел «Рисунок «жидким» и мягким графическим материалом. Пуантилизм».
Акварельная грамота: классика и нетрадиционные приемы в акварели. Виды мазков в живописи. Передача фактуры предметов и пространства на картине с помощью цвета. Пуантилизм как прием создания оптических иллюзий. Техника работы с сухой пастелью. Применение геометрального метода в построении предметов в стадии подготовки к живописи цветом. Беседа о здоровом образе жизни.
Рисунок акварелью: тренировочные натурные этюды. Рисунок акварелью на темы:
«Эльфы и феи», «Ангелы», «Арлекин, Пьеро и клоун».
Создание этюдов натюрморта: фрукты, овощи, посуда в технике пуантилизм.
Выполнение рисунков по фото и с натуры с помощью сухой пастели: «Фламинго»,
«Обитатели океана и морей», «Жители леса и домашние любимцы».
Ø Раздел «Граттаж»
Подготовка абрисного (линеарного) рисунка для граттографии. Создание рисунка посредством штриха. Построение предметов с точки зрения линейной перспективы. Понятие перспективного сокращения. Силуэтный и штриховой рисунок кораблей, улиц города и зданий по выбору учащегося.
Ø Раздел «Пластилиновая живопись»
Знакомство с основными приемы пластилиновой живописи. Разработка эскиза, перевод изображения на основу. Работа с шаблонами. Применение дополнительных элементов декорирования на пластилиновой поверхности. Создание плоскостного, полуобъемного (барельефного) изображения. Беседа о здоровом образе жизни. Создание сюжетной композиции: «Иллюстрация к волшебной сказке».
Ø Раздел «Правополушарное рисование и мандалотерапия».
5 навыков настоящего художника в правополушарном рисовании: восприятие краев предмета, пространства, соотношений, света и тени, целостного образа. Живопись акрилом, гуашью по методике правополушарного рисования. Прорисовка и построение мандал. Мандала как модель мира. Беседа о здоровом образе жизни. Выполнение живописных рисунков акрилом по темам: «Экзотика», «Лунный пейзаж», «Свет», «Розы», «Букет сирени», «Фантастическое существо», «Весенняя симфония». Индивидуальный работа: придумать и нарисовать собственную модель мира в виде мандалы, используя на выбор акрил, гуашь, акварель или кофе.
Ø Раздел «Контурная роспись»
Приемы контурной росписи предметов для начинающих. Создание эскиза орнамента. Ритм, мотив и раппорт в орнаменте. Понятие симметрии и гармонии в орнаментальной композиции. Приемы работы с деревом и стеклом. Смешанная техника: витраж и живопись. Беседа о здоровом образе жизни.
Роспись деревянной шкатулки (яиц). Создание сюжетной композиции «Райская птица» в смешанной технике: витраж и живопись.
Ø Раздел «Выполнение собственного творческого проекта (техники на выбор учащегося) Итоговая аттестация».
Подготовка выставки (отбор лучших работ) и выставка-зачет работ творческого объединения.
Планируемые результаты:
· будут знать азы художественно-изобразительной грамоты, овладеют практическими умениями и навыками работы в различных техниках, научатся создавать живописные работы, используя разнообразный материал, научится использовать специальные термины в практической работе в различных жанрах и техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
· будут развиты основы рисунка и создания декоративных композиций (виды выполнения рисунка — с натуры, по воображению, по представлению; графические способы выполнения рисунка—абрисный, тонально-пятновой, силуэтный, штриховой; выполнение рисунка в технике оттиска с воды(эбру), граттажа; этапы и правила построение мандал (мандалотерапия); геометральный метод в рисунке и прорисовке орнаментов, понятия симметрии и гармонии;
· сформируются основы живописной грамоты (понятие цвета и тона, тоновая градация и растяжка цвета, правила смешения цветов, виды мазков, приемы заливки лессировки, подмалевка, стирания границ цвета, размывки и прочие; способы нанесение краски «по сухому», «сухое по мокрому» и другие, понятие фактуры и оптических иллюзий в живописи, понятие контраста и нюанса):
· будут развиты правила и порядок работы с цветом на водяной и акриловой основе;
· будут развиты способности к творческому мышлению в технике миниатюрной живописи, создавая композиции в различных стилях изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества на природных материалах (камни, листья, ракушки);
· познакомятся с мягкими и «жидкими» графическиими материалами (пастель, акварель, акрил);
· научатся самостоятельно делать пластилиновые сюжетные композиции, барельефные панно, используя приемы пластилиновой живописи, осуществлять тональную растяжку цвета в живописи с помощью кофе, создавать креативные художественные работы в комбинированных техниках (например, сочетание живописи на картоне/ бумаге и роспись по стеклу акриловыми контурами).
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
№ |
Год обучения |
Объем учебных часов |
Всегоучебных недель |
Количество учебных дней |
Режим работы |
1 |
1 |
26 |
26 |
26 |
1 занятие в неделю по 1 часу |
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы педагогу необходимо выделить кабинет, адаптированный для групповых занятий с детьми (с учетом освещения, наличия необходимой мебели). Кабинет (согласно требованиям СанПин)
Кабинет необходимо оборудовать методическими пособиями (это могут
быть стенды, плакаты, методические пособия, плакаты по технике безопасности при
работе в кабинете) и примерами работ учащихся (фонд творческого коллектива),
мультимедийными средствами (проектор, ноутбук), натурным реквизитом (муляжи фруктов,
драпировки, гипсовые формы и прочее). В ходе реализации таких модулей, как:
пластилиновая живопись, эбру, марблинг, контурная роспись, миниатюрная
живопись, желательно застилать рабочие столы клеенкой, с целью сохранения в
чистоте мебели кабинета. Желательно, чтобы в кабинете или недалеко от него
находился рукомойник.
Для успешного обучения детей необходимо, чтобы у каждого учащегося имелся
необходимый инструментарий. Со списком необходимых инструментов и материалов
педагог знакомит родителей обучающихся в начале учебного года.
Материалы и инструменты для занятий:
Кадровое обеспечение программы:
занятие проводит учитель начальных классов
Формы аттестации и контроля.
По завершении каждого модуля проводится просмотр работ учащихся. Лучшие работы отбираются для демонстрации на выставках и для участия в конкурсах. В момент просмотра учащиеся имеют возможность сравнить свои достижения и достижения других ребят. Педагог проводит мониторинг усвоения навыков, анализ работ, фиксируя результаты, осуществляет корректировку работы, отталкиваясь от индивидуальных достижений каждого ребенка в группе. Возможно использование такого формата обучения, как проведение мастер-класса педагогом с целью лучшего усвоения учащимися навыков и умений работы с тем или иным графическим и живописным материалом. В конце года осуществляется аттестация детей в форме итоговой выставки – зачета и просмотра творческих работ обучающихся в учреждении МБОУ «СОШ №18»
Оценочные материалы.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности по программе «Волшебство маленьких мастеров» используются следующие формы и способы выявления, предъявления и фиксации результатов:
формы выявления результатов
наблюдение
формы предъявления результатов:
викторина; конкурс
формы фиксации результатов:
лист оценки творческих работ; опросный лист (тест)
Методические материалы.
В образовательном процессе используется традиционная форма организации деятельности - занятие.
Методы, используемые на занятиях:
· словесный (рассказ, беседа)
· наглядный (показ иллюстраций, видеоматериалов);
· практический (создание творческой работы))
Современные педагогические технологии, используемые на занятиях:
· здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, гимнастика для глаз, соблюдение СанПиН, беседы на тему ЗОЖ, смена видов деятельности, игры); ИКТ технологии, электронные образовательные ресурсы (презентации, видеоматериалы);
· игровые технологии.
Учебно-методический комплекс программы состоит из трех компонентов:
1. Учебные и методические пособия для педагога и обучающихся;
2. Система средств обучения;
3. Система средств контроля результативности обучения.
Первый компонент включает в себя списки литературы и интернет-источники, необходимые для работы педагога и обучающихся.
Второй компонент – система средств обучения.
Организационно-педагогические средства:
· дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
· литературный материал
Дидактические средства:
1. Иллюстративный материал к темам программы.
2. Электронные образовательные ресурсы.
3. Видеотека.
Третий компонент
Система средств контроля результативности реализации программы: диагностические и контрольные материалы (диагностические и информационные карты, анкеты для детей и родителей.).
Список литературы для педагогов
1. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы в России. — М.: Народное образование, 2005.
2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. — М,
1981.
3. Буровкина Л.А. Научно-методологические условия художественного
образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография.—М.:
МГПУ, 2011. — 320с.
4. Величко Н.К. Русская роспись: Техника, Приемы, Изделия:
энциклопедия / Н.К. Величко. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 224с.
5. Воробьева Н.Г. Точечная роспись. — М.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2016—208 с.: ил. — (Золотая библиотека увлечений).
6. Голдман К. Акрил: Основы живописи акриловыми красками: Пер. с анг.
/ Кен Голдман. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2005.
- 31c.
7. Ивановская В.И. Индийские орнаменты. — М.: ООО «Изд-во
В.Шевчук»,2007.
8. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для
общеобразовательных учреждений / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных
и др. — 5-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2012. — 46с.
9. «Изобразительное искусство 5–9 класс. Рабочая программ для
общеобразовательных учреждений» / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина и
др. – М.: Дрофа, 2013 г.
10. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия
учебников под ред. Б.М. Неменского. Л.: Просвещение, 2015. — 128с.
11.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальных классах: Учебное пособие для пед. училищ / В.С. Кузин, 1984. — 318
с.
12. Кон-Винер. История стилей изобразительного искусства / Кон-Винер;
пер с нем. – М.: ООО «Из-во В. Шевчук»; 2001-222с.: ил.-136=80(ЦГБ).
13. Лукьянова В.А. Роспись по стеклу: пошаговые мастер-классы /
Виктория Лукьянова. — Москва: Эксмо, 2015. — 64 с. — (Азбука рукоделия).
14.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. — М.: «Владос», 2005.
-161с.
15. Люси Ванг. Китайская живопись. — М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство
Астрель», 2007, -35 с.
16. Макарова М.Н. Рисунок и перспектива. Теория и практика:
Учебное пособие для студентов художественных специальностей. — 2-е изд., испр.
— М.: Академический Проект, 2014. — 382 с.
17. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического
воспитания: книга для учителей. — М.: Просвещение, 1987. — 256 с.
18. Основы техники акварели/ под ред. Г.Альберта и Р.Вулф; пер. с англ.
П.А.Самсонов. — 2-е изд. — Минск: «Попурри», 2010.
19. Родионова О. Биокерамика: картины для дома своими руками / Ольга
Родионова. — Ростов н/Д: Феникс, 2016. —79 с.: ил. — (Город мастеров).
20. Шаров В.С. академическое обучение изобразительному искусству /
Шаров В.С. – М.: Издательство «Э», 2015. — 648 с. Ил.
21. Эдвардс Б. Откройте в себе художника. — Изд-во «Попурри», 2009.
22. Якушева М.С, Ивановская В.И. Искусство витража. Принципы построения
композиции: Учебное пособие. — М.: ООО «Из-во В. Шевчук», 2011. — 220с.
1.Армфельд Д.Р. Как укротить самую капризную в мире
краску. — Изд-во «Попурри», 2015.
2. Бялик В.М. Графика / В.М. Бялик. — М.: Мир энциклопедий Аванта +,
Астрель, 2010. — 112с. : илл. — («Искусство—это интересно!»).
3.Дюхтинг Хайо. Пуантилизм. — М.: Изд-во «Арт-Родник», 2005.
4. Максимова О. Как рисовать пастелью. — М.: 2Астрель», 2003 — 35с.
5.Стерхов К. Полный курс акварели. Портрет: Учебное пособие. — С.-П.:
Планета музыки, 2014.
6.Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца. — М.: Просвещение, 1981.
7. Шматова О.Б. Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс-курс: учимся
рисовать с нуля шаг за шагом / Ольга Шматова. — 2-е изд., обновл., переработ. И
доп. – М.: Эксмо, 2015. 80с.: ил. — (учимся рисовать с Ольгой Шматовой).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.