Оглавление
1. Пояснительная записка…........................................................................................................ 3
2. Учебно-тематический план и календарный учебный график.............................................. 4
2.1. Учебно-тематический план 1-го года обучения.......................................................... 4
2.2. Учебно-тематический план 2-го года обучения.......................................................... 7
3. Содержание образовательной программы............................................................................. 9
3.1. Содержание программы 1-го года обучения............................................................... 9
3.2. Содержание программы 2-го года обучения............................................................. 10
4. Ожидаемые результаты......................................................................................................... 11
5. Воспитательный модуль…………………………………………………………………….12
6. Обеспечение программы....................................................................................................... 12
7. Контрольно-измерительные материалы............................................................................... 16
8. Список информационных источников................................................................................. .20
9. Приложения…………………………………………………………………………………22
1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные инспектора движения (ЮИД)» (далее - Программа) имеет
социально-педагогическую направленность. Программа
предназначена
для всех желающих изучать правила безопасного поведения на дорогах и
оказания первой помощи в процессе систематических занятий.
Актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность и практическая значимость профилактики
детского
дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими
статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Анализ
детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной
причиной является низкая культура участников дорожного движения.
Обучающиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не
умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций,
последствий нарушения правил дорожного движения.
Данная Программа направлена на формирование у детей
культуры
поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового
самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к
ценности. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых
форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях
чрезвычайных ситуаций, а также умений и навыков пропагандисткой работы.
Программа является современным педагогическим
средством
формирования социальной компетентности обучающихся в вопросах
безопасности жизнедеятельности. Программа предусматривает работу в трех
направлениях: знакомство с историей ГИБДД и ПДД, развитие практических навыков и
применение их в реальной жизни.
Данная Программа разработана на основе программы «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. 1-4 классы» В.И. Коваленко, Москва «Вако», 2016 г., «Безопасность дорожного движения. 5-9 классы» под редакцией А.Т. Смирнова, Москва «Просвещение» 2017год., типовых правил дорожного движения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, соответствует нормативно-правовым требованиям Российской Федерации в сфере образования:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
2.Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 №629«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
4. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
5. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Утвержден Приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 N298н).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
9. Приказ Министерства просвещения РФ № 533 от 30.09.2020 «О внесении изменений в «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629».
10. Приказ департамента образования Ярославской области от 27.12.2019 г. № 47-нп «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ярославской области».
11. Устав ОО
Новизна и отличительные особенности Программы
Программа построена по принципу от «простого к
сложному» и
углубления теоретических знаний и практических умений. Содержание
занятий, объём и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического
состояния здоровья обучающихся.
Цель
Программы: формирование у обучающихся культуры безопасного
поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных
ситуаций, а также навыков пропагандисткой работы.
Задачи:
обучающие:
• организовать деятельность отрядов ЮИД;
•
способствовать поиску новых форм агитации
и пропаганды ПДД, через
сотрудничество со службами ГАИ - ГИБДД;
•
изучить сложившуюся систему пропаганды в области
безопасного
дорожного движения;
•
способствовать формированию потребностей
обучающихся в изучении
правил дорожного движения и осознанного к ним отношения;
•
способствовать формированию устойчивых
навыков соблюдения и
выполнения правил дорожного движения;
• повысить интерес обучающихся к велоспорту;
• обучить способам оказания первой помощи;
развивающие:
•
развивать у обучающихся умение
ориентироваться в дорожно-
транспортных ситуациях;
воспитательные:
•
способствовать формированию у
обучающихся дорожной этики и
культуры безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
•
убежденность и активность в пропаганде
добросовестного выполнения
Правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения
своей жизни;
• самостоятельность в принятии правильных решений;
•
внимательность и вежливость во
взаимоотношениях участников
дорожного движения.
•
здоровый образ жизни и навык
самостоятельного физического
совершенства.
Образовательный процесс может быть организован заочно с применением дистанционных технологий по расписанию очных занятий. Работа в режиме online предполагает размещение учебных материалов, презентаций, видеолекций, мастер-классов, электронных экскурсий, викторин, дистанционных конкурсов, видеозаписей. Продумана система контроля за освоением обучающимися образовательной программы, оценочные и диагностические материалы, осуществляется обратная связь через комментарии, публичные опросы, составление рейтингов, отношение педагога к работам и результатам обучающихся.
Категория обучающихся
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Юные инспектора движения (ЮИД)» предназначена для
обучающихся в
возрасте от 10 до 14 лет.
Срок реализации Программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Юные
инспектора
движения (ЮИД)» рассчитана на два года обучения. Продолжительность
каждого года обучения составляет 72 учебных часа, всего на 2 года – 144 часа.
Форма и режим занятий
Форма занятий - групповая. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа (с 1 сентября по 31 мая). Продолжительность 1 занятия 45 минут.
Календарный учебный график:
Год обучения |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество часов в год |
Место проведения |
Режим занятий |
1 |
01 сентября |
31 мая |
36 |
72 |
ЦДО МОУ «Средняя школа №29» |
1 раз в неделю по 2 академических часа |
2 |
01 сентября |
31 мая |
36 |
72 |
ЦДО МОУ «Средняя школа №29» |
1 раз в неделю по 2 академических часа |
2. Учебно-тематический план
2.1.Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п |
Наименование раздела, |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
|
Вводное занятие. Техника |
1 |
1 |
0 |
Входное тестирование |
1 |
Детское объединение |
4 |
2 |
2 |
|
1.1. |
История детского |
2 |
2 |
0 |
|
1.2. |
Оформление уголка по |
2 |
0 |
2 |
Практическая работа |
2 |
История правил дорожного |
2 |
1 |
1 |
|
2.1. |
История и развитие Правил |
1 |
0,5 |
0,5 |
Творческая работа. |
2.2. |
Правила дорожного |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
3 |
Изучение правил |
10 |
5 |
5 |
|
3.1. |
Правила
дорожного |
1 |
1 |
0 |
|
3.2. |
Дорога, её элементы и |
3 |
1 |
2 |
тестирование |
3.3. |
Правила
дорожного |
2 |
1 |
1 |
тестирование |
3.4. |
Правила
дорожного |
2 |
1 |
1 |
Интернет- тестирование |
3.5. |
Правила дорожного |
2 |
1 |
1 |
Интернет- тестирование |
4 |
Дорожные знаки |
24 |
13 |
11 |
|
4.1. |
Дорожные знаки и их |
6 |
3 |
3 |
Творческая работа. |
4.2. |
Средства регулирования ДД. |
14 |
10 |
4 |
Тестирование |
4.3. |
Экскурсии по улицам города. |
4 |
0 |
4 |
|
5 |
Основы оказания первой |
14 |
4 |
10 |
|
5.1. |
Основные требования при |
5 |
1 |
4 |
Тест |
5.2. |
Оказание
первой помощи |
9 |
1 |
8 |
Практическая работа |
6 |
Фигурное вождение |
13 |
2 |
11 |
|
6.1. |
Технические требования, |
1 |
1 |
0 |
Практическая работа |
6.2. |
Правила
движения |
3 |
1 |
2 |
|
6.3. |
Тренировочные занятия по |
9 |
0 |
9 |
Зачет, полоса препятствий. |
7 |
Традиционно-массовые мероприятия |
4 |
0 |
4 |
|
7.1. |
Подготовка выступления |
2 |
0 |
2 |
Участие в слёте ЮИД |
7.2. |
Конкурс «Безопасное колесо», слёт ЮИД |
2 |
0 |
2 |
Соревнование
|
|
Итого: |
72 |
28 |
44 |
|
2.2.Учебно-тематический план 2 -го года обучения
№ п/п |
Наименование раздела, |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
|
Вводное занятие. Техника |
1 |
1 |
0 |
Входное тестирование |
1 |
Детское объединение |
2 |
1 |
1 |
|
1.1. |
История детского |
1 |
1 |
0 |
|
1.2. |
Оформление уголка по |
1 |
0 |
1 |
|
2 |
История правил дорожного |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
2.1. |
История и развитие Правил |
1 |
0,5 |
0,5 |
Творческая работа. |
3 |
Изучение правил |
11 |
4 |
7 |
|
3.1. |
Правила
дорожного |
1 |
0 |
1 |
|
3.2. |
Дорога, её элементы и |
3 |
1 |
2 |
тестирование |
3.3. |
Правила
дорожного |
2 |
1 |
1 |
тестирование |
3.4. |
Правила
дорожного |
2 |
1 |
1 |
тестирование |
3.5. |
Правила дорожного |
3 |
1 |
2 |
тестирование |
4 |
Дорожные знаки |
25 |
9 |
16 |
|
4.1. |
Дорожные знаки и их |
14 |
4 |
10 |
Творческая работа. |
4.2. |
Средства регулирования ДД. |
10 |
5 |
5 |
Тестирование |
4.3. |
Экскурсии по улицам города. |
1 |
0 |
1 |
|
5 |
Основы оказания первой |
14 |
4 |
10 |
|
5.1. |
Основные требования при |
5 |
1 |
4 |
Тест |
5.2. |
Оказание
первой помощи |
9 |
0 |
9 |
Практическая работа |
6 |
Фигурное вождение |
14 |
2 |
12 |
|
6.1. |
Технические требования, |
1 |
1 |
0 |
Практическая работа |
6.2. |
Правила
движения |
1 |
0 |
1 |
|
6.3. |
Тренировочные занятия по |
12 |
0 |
12 |
Зачет, полоса препятствий. |
7 |
Традиционно-массовые мероприятия |
4 |
0 |
4 |
|
7.1. |
Подготовка выступления |
2 |
0 |
2 |
Участие
в слёте ЮИД. Тематическое выступление |
7.2. |
Конкурс «Безопасное колесо», слёт ЮИД |
2 |
0 |
2 |
Соревнование
|
|
Итого: |
72 |
21,5 |
50.5 |
|
|
3. Содержание программы
3.1. Содержание программы 1-го года обучения
Вводное занятие: изучение техники безопасности.
Теоретическое занятие.
Правила движения - закон улиц и дорог.
1. Детское объединение «Юные инспектора движения».
1.1.
История детского объединения юных
инспекторов движения.
Теоретические занятия.
История детского
объединения юных инспекторов движения; цели и задачи
объединения ЮИД; сотрудничество ЮИД и ГИБДД. Знакомство с
положением об отрядах ЮИД. Решение организационных вопросов (структура отряда,
выборы
командира, его заместителя, пропагандистов, редакторов стенной
газеты, оформителя дневника отряда. Выбор названия,
девиза, речёвки, песни).
1.2. Оформление уголка по безопасности дорожного движения.
Практическое занятие.
Оформление уголка по безопасности дорожного движения.
2. История правил дорожного движения.
2.1. История и развитие Правил дорожного движения.
Теоретические занятия.
История
и развитие Правил дорожного движения. Информация: о первом
светофоре; об автотранспорте - легковом, грузовом, общественном; о
велосипеде в России; о первых дорожных знаках, жезлах, разметке.
Практические занятия.
Изготовление макетов первого светофора, автомобиля, знака.
2.2. Правила дорожного движения. Общие положения.
Теоретические занятия.
Общие положения правил дорожного движения.
Практические занятия.
Оформление собранной информации в дневник отряда.
3. Изучение правил дорожного движения.
3.1. Правила дорожного движения в России.
Теоретические занятия.
Правила дорожного
движения в России. Общие положения. Обязанности
пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы
безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
3.2. Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.
Теоретические занятия.
Дороги и их элементы.
Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса
движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрёстки. Границы
перекрёстков. Пересечение проезжих частей на перекрёстках. Населённые
пункты.
Практические занятия.
Решение задач, тестов по
ПДД. С помощью схем и зарисовок провести
беседы в младших классах о недопустимости перехода проезжей части
дороги в неустановленном месте и перед приближающемся транспортом. Нарисовать
маршрут «Школа – дом».
3.3. Правила дорожного движения для пешеходов.
Теоретические занятия.
Обязанности
пешеходов. Правостороннее движение. Правила перехода
дороги. Места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта
у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и
нерегулируемые перекрёстки. Средства регулирования движения.
Практические занятия.
Решение задач, тестов по
ПДД. Нарисовать
схемы остановочного и тормозного путей автомобиля. Маршрут «Школа-дом»
3.4. Правила дорожного движения для пассажиров.
Теоретические занятия.
Обязанности
пассажиров. Виды общественного транспорта, посадочные
площадки и дорожные знаки. Правила поведения в салоне транспорта.
Перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Практические занятия.
Решение задач, карточек по ПДД.
3.5. Правила дорожного движения для велосипедистов.
Теоретические занятия.
ПДД для велосипедистов:
техническое состояние велосипеда, дорожные
знаки, движение групп велосипедистов. Тормозной и остановочные пути.
Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств.
Влияние погодных условий на движение транспортных средств.
Практические занятия.
Решение задач, тестов по ПДД.
4. Дорожные знаки.
4.1. Дорожные знаки и их группы.
Теоретические занятия.
Дорожные знаки и их
группы (предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, информационно-указательные, приоритета, сервиса,
дополнительной информации). Значение отдельных дорожных знаков.
Установка дорожных знаков.
Практические занятия.
Изготовление макетов дорожных знаков.
4.2. Средства регулирования дорожного движения.
Теоретические занятия.
Средства регулирования
дорожного движения. Транспортные светофоры.
Опознавательные знаки транспортных средств. Места установки дорожных
знаков. Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения.
Виды разметки. Горизонтальная разметка и её назначение. Вертикальная
разметка и её назначение. Светофорное регулирование движения транспорта
и пешеходов. Сигналы светофора. Виды светофоров. Порядок перехода и
проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров.
Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов
регулировщика.
Практические занятия.
Встречи
с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Решение задач,
тестов по ПДД.
4.3. Экскурсии по улицам города.
Практические занятия.
Наблюдение
работы светофора и регулировщика. Оценка дорожной ситуации
на перекрестке, предвидение скрытой опасности. Оценивание скорости и
направления движения машин. Из участников дорожного движения выделить
нарушителей.
5. Основы оказания первой помощи.
5.1.
Основные требования при оказании
первой помощи при
ДТП.
Теоретические занятия.
Основные требования при
оказании ПМП при ДТП. Аптечка автомобиля и её
содержимое. Виды кровотечений. Способы наложения повязок. Переломы,
их виды.
Практические занятия.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
5.2. Оказание первой помощи пострадавшему.
Теоретические занятия.
Оказание первой помощи
пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание
первой помощи. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой
помощи при солнечном и тепловом ударах. Обморожение. Оказание первой
помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Транспортировка
пострадавшего, иммобилизация.
Практические занятия.
Наложение различных
видов повязок. Оказание первой помощи при
кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах,
обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка
пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического
задания.
6. Фигурное вождение велосипеда.
6.1. Технические требования, предъявляемые к велосипеду.
Теоретические занятия.
Технические
требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка.
Практические занятия.
Составление памятки «Юному велосипедисту».
6.2. Правила движения велосипедистов.
Теоретические занятия.
Правила движения
велосипедистов. Подача предупредительных сигналов
велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования
к движению велосипедистов. Правила проезда велосипедистами
нерегулируемых перекрёстков. Правила проезда велосипедистами
пешеходного перехода.
Практические занятия.
Прохождение отдельных
препятствий на велосипеде. Фигурное вождение
велосипеда.
6.3.
Тренировочные занятия по фигурному
катанию на велосипеде.
Практические занятия. Фигурное вождение велосипеда. Препятствия
(прохождение полосы препятствия).
7. Традиционно-массовые мероприятия.
7.1. Подготовка выступления агитбригады.
Практические
занятия. Встречи с сотрудниками
ГИБДД в отрядах.
Подготовка выступления агитбригады. Составление сценария мероприятия.
Подбор информации и составление дидактического материала с
использованием знания ПДД.
7.2. Финальные соревнования: безопасное колесо, слёт ЮИД
Практические занятия.
Подготовка и участие в
конкурсе «Безопасное колесо» разного уровня, в слёте отрядов ЮИД. Конкурс на
знание
ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, дорожных знаков и их
серий, средств регулирования движением; разводка автотранспорта на макете перекрёстка;
разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда.
Выступление отряда ЮИД в начальной школе, в дошкольном учреждении.
3.2. Содержание программы 2-го года обучения
Более углубленное изучение содержания программы 1 года.
Вводное занятие: изучение техники безопасности.
Теоретическое занятие.
Правила движения - закон улиц и дорог.
8. Детское объединение «Юные инспектора движения».
8.1.
История детского объединения юных
инспекторов движения.
Теоретические занятия.
История детского
объединения юных инспекторов движения; цели и задачи
объединения ЮИД; сотрудничество ЮИД и ГИБДД. Знакомство с
положением об отрядах ЮИД. Решение организационных вопросов (структура отряда,
выборы
командира, его заместителя, пропагандистов, редакторов стенной
газеты, оформителя дневника отряда. Выбор названия,
девиза, речёвки, песни).
8.2. Оформление уголка по безопасности дорожного движения.
Практическое занятие.
Оформление уголка по безопасности дорожного движения.
9. История правил дорожного движения.
9.1. История и развитие Правил дорожного движения.
Теоретические занятия.
История
и развитие Правил дорожного движения. Информация: о первом
светофоре; об автотранспорте - легковом, грузовом, общественном; о
велосипеде в России; о первых дорожных знаках, жезлах, разметке.
Практические занятия.
Изготовление макетов первого светофора, автомобиля, знака.
9.2. Правила дорожного движения. Общие положения.
Теоретические занятия.
Общие положения правил дорожного движения.
Практические занятия.
Оформление собранной информации в дневник отряда.
10. Изучение правил дорожного движения.
10.1. Правила дорожного движения в России.
Теоретические занятия.
Правила дорожного
движения в России. Общие положения. Обязанности
пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы
безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
10.2. Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.
Теоретические занятия.
Дороги и их элементы.
Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса
движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрёстки. Границы
перекрёстков. Пересечение проезжих частей на перекрёстках. Населённые
пункты.
Практические занятия.
Решение задач, тестов по
ПДД. С помощью схем и зарисовок провести
беседы в младших классах о недопустимости перехода проезжей части
дороги в неустановленном месте и перед приближающемся транспортом. Нарисовать
маршрут «Школа – дом».
10.3. Правила дорожного движения для пешеходов.
Теоретические занятия.
Обязанности
пешеходов. Правостороннее движение. Правила перехода
дороги. Места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта
у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и
нерегулируемые перекрёстки. Средства регулирования движения.
Практические занятия.
Решение задач, тестов по
ПДД. Нарисовать
схемы остановочного и тормозного путей автомобиля. Маршрут «Школа-дом»
10.4. Правила дорожного движения для пассажиров.
Теоретические занятия.
Обязанности
пассажиров. Виды общественного транспорта, посадочные
площадки и дорожные знаки. Правила поведения в салоне транспорта.
Перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Практические занятия.
Решение задач, карточек по ПДД.
10.5. Правила дорожного движения для велосипедистов.
Теоретические занятия.
ПДД для велосипедистов:
техническое состояние велосипеда, дорожные
знаки, движение групп велосипедистов. Тормозной и остановочные пути.
Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств.
Влияние погодных условий на движение транспортных средств.
Практические занятия.
Решение задач, тестов по ПДД.
11. Дорожные знаки.
11.1. Дорожные знаки и их группы.
Теоретические занятия.
Дорожные знаки и их
группы (предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, информационно-указательные, приоритета, сервиса,
дополнительной информации). Значение отдельных дорожных знаков.
Установка дорожных знаков.
Практические занятия.
Изготовление макетов дорожных знаков.
11.2. Средства регулирования дорожного движения.
Теоретические занятия.
Средства регулирования
дорожного движения. Транспортные светофоры.
Опознавательные знаки транспортных средств. Места установки дорожных
знаков. Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения.
Виды разметки. Горизонтальная разметка и её назначение. Вертикальная
разметка и её назначение. Светофорное регулирование движения транспорта
и пешеходов. Сигналы светофора. Виды светофоров. Порядок перехода и
проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров.
Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов
регулировщика.
Практические занятия.
Встречи
с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Решение задач,
тестов по ПДД.
11.3. Экскурсии по улицам города.
Практические занятия.
Наблюдение
работы светофора и регулировщика. Оценка дорожной ситуации
на перекрестке, предвидение скрытой опасности. Оценивание скорости и
направления движения машин. Из участников дорожного движения выделить
нарушителей.
12. Основы оказания первой помощи.
12.1.
Основные требования при оказании
первой помощи при
ДТП.
Теоретические занятия.
Основные требования при
оказании ПМП при ДТП. Аптечка автомобиля и её
содержимое. Виды кровотечений. Способы наложения повязок. Переломы,
их виды.
Практические занятия.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
12.2. Оказание первой помощи пострадавшему.
Теоретические занятия.
Оказание первой помощи
пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание
первой помощи. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой
помощи при солнечном и тепловом ударах. Обморожение. Оказание первой
помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Транспортировка
пострадавшего, иммобилизация.
Практические занятия.
Наложение различных
видов повязок. Оказание первой помощи при
кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах,
обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка
пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического
задания.
13. Фигурное вождение велосипеда.
13.1. Технические требования, предъявляемые к велосипеду.
Теоретические занятия.
Технические
требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка.
Практические занятия.
Составление памятки «Юному велосипедисту».
13.2. Правила движения велосипедистов.
Теоретические занятия.
Правила движения
велосипедистов. Подача предупредительных сигналов
велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования
к движению велосипедистов. Правила проезда велосипедистами
нерегулируемых перекрёстков. Правила проезда велосипедистами
пешеходного перехода.
Практические занятия.
Прохождение отдельных
препятствий на велосипеде. Фигурное вождение
велосипеда.
13.3.
Тренировочные занятия по фигурному
катанию на велосипеде.
Практические занятия. Фигурное вождение велосипеда. Препятствия
(прохождение полосы препятствия).
14. Традиционно-массовые мероприятия.
14.1. Подготовка выступления агитбригады.
Практические
занятия. Встречи с сотрудниками
ГИБДД в отрядах.
Подготовка выступления агитбригады. Составление сценария мероприятия.
Подбор информации и составление дидактического материала с
использованием знания ПДД.
14.2. Финальные соревнования: безопасное колесо, слёт ЮИД
Практические занятия.
Подготовка и участие в
конкурсе «Безопасное колесо» разного уровня, в слёте отрядов ЮИД. Конкурс на
знание
ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, дорожных знаков и их
серий, средств регулирования движением; разводка автотранспорта на макете
перекрёстка; разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда.
Выступление отряда ЮИД в начальной школе, в дошкольном учреждении.
3.Ожидаемые результаты
Результаты первого и второго года обучения:
1.Предметные: Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в
общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
2.Метапредметные: Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
3.Личностные: Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства; Формирование у детей желания вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы.
-По окончании реализации программы обучающиеся должны знать:
•
правила дорожного движения, нормативные
документы об
ответственности за нарушение ПДД;
• серии дорожных знаков и их представителей;
• способы оказания первой медицинской помощи;
• техническое устройство велосипеда.
- По окончании реализации Программы обучающиеся должны уметь:
•
работать с правилами дорожного движения,
выделять нужную
информацию;
• работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
•
читать информацию по дорожным знакам;
оценивать дорожную
ситуацию;
• оказывать первую помощь пострадавшему;
• управлять велосипедом;
-
По окончании реализации Программы
обучающиеся должны иметь
навыки:
•
дисциплины, осторожности, безопасного
движения как пешехода,
пассажира, велосипедиста;
• взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности; участия в конкурсах, соревнованиях., агитация и пропаганда культуры поведения на дорогах и в транспорте, через сотрудничество со службами ГАИ – ГИБДД.
5.Воспитательный модуль
Дополнительное образование сегодня – это необходимое звено в воспитании многогранной личности, органично и естественно сочетающее в себе процессы обучения ребенка конкретной прикладной деятельности и разностороннего воспитания. Организации дополнительно го образования обладают существенным воспитательным потенциалом и благоприятными условиями для поддержки творческих устремлений детей в самопознании, самоопределении, самореализации и самоутверждении.
Общей целью воспитания в ЦДО МОУ «Средняя школа № 29» является приобщение обучающихся к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также создание условий для гармоничного вхождения обучающихся в социальную и профессиональную среды.
Достижению поставленной общей цели воспитания будут служить следующие задачи:
- формировать у обучающихся духовно-нравственные, гражданско-правовые ценности, чувство причастности и уважительного отношения к историко-культурному и природному наследию России и малой родины;
- формировать у обучающихся внутреннюю позицию личности по отношению к окружающей социальной действительности;
- формировать мотивацию к профессиональному самоопределению обучающихся, приобщению к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Воспитательная работа в объединении «Юные инспектора движения (ЮИД)» осуществляется по нескольким направлениям деятельности (духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое), позволяющим охватить и развить все аспекты личности обучающихся. Воспитательная деятельность, органично вплетенная в процесс обучения, позволяет суммировать полученные знания, умения, навыки и ориентировать личность ребенка на творческое саморазвитие и нравственное самосовершенствование.
Система общих воспитательных дел и мероприятий включает в себя:
· массовые мероприятия учебного характера (к ним относятся итоговые, отчетные, открытые занятия, участие в конкурсах и т.д.);
· массовые мероприятия воспитательно-развивающего характера (тематические праздники, календарные праздники, юбилейные мероприятия и др.);
· социальные акции и проекты;
· экскурсии и выходы в театры и музеи
· профориентационные мероприятия (дни открытых дверей, встречи с выпускниками).
Календарный план воспитательной работы
№ п/п |
Название мероприятия |
Дата проведения |
Место проведения |
1 |
Инструктажи о правилах поведения и технике безопасности |
(сентябрь, январь) |
ЦДО МОУ «Средняя школа № 29» |
2 |
Участие в массовых мероприятиях разного уровня |
согласно графику |
ЦДО МОУ «Средняя школа № 29» |
3 |
Участие в создании поздравлений к праздникам (День учителя, День матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая и т.д.) |
согласно календарю |
ЦДО МОУ «Средняя школа № 29» |
4 |
Участие в общих воспитательных мероприятиях Центра: социальная акция «Нарисуй МИР!», образовательная игра по безопасности жизнедеятельности «QR-код твоей безопасности», Новогодние театрализованные представления, городская выставка декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Пасхальная радость», субботник по благоустройству территории вокруг учреждения, социальная акция-флешмоб «Здесь прописано сердце моё» |
сентябрь октябрь
декабрь
апрель-май
июнь |
ЦДО МОУ «Средняя школа № 29», другие организации и ведомства |
5 |
Проведение в творческом объединении воспитательных мероприятий (День матери, 8 марта, 23 февраля, Новогодние мероприятия и т.д.) |
согласно календарю |
ЦДО МОУ «Средняя школа № 29» |
6 |
Организация открытых мероприятий обучающихся |
май |
ЦДО МОУ «Средняя школа № 29» |
Воспитательная компонента программы:
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитать (черты характера, качества личности, интерес к чему-либо)
- Сформировать (интерес к чему-либо, компоненты гражданственности, качества личности)
- Содействовать формированию (компонентов культуры личности, качеств личности)
Планируемые результаты
- Личностные результаты (результаты воспитания и развития личности) – например, исследовательская деятельность
6.Обеспечение программы
Методическое обеспечение реализации программы
Реализация программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами:
- принцип системности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении)
- принцип дифференциации (предполагает выявление и развитие у обучающихся склонностей и способностей по различным направлениям) принцип увлекательности (учитывает возрастные индивидуальные особенности обучающихся)
- принцип коллективизма (способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу).
Наиболее эффективными педагогическими технологиями в работе с детьми являются следующие:
1. Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение физического, психического здоровья, нравственного и духовного здоровья.
2. Игровые технологии, способствующие ускорению процесса адаптации, межличностному и территориальному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров.
3. Информационно-коммуникационные технологии.
Для достижения цели и задач данной Программы
предусматривается
проведение следующих видов занятий: теоретические и практические
занятия, творческие занятия, зачёты, выступления агитотряда ЮИД, участие
в различных конкурсах по ПДД («Безопасное колесо», слёт «ЮИД», конкурсы рисунков,
плакатов, стихов, газет).
Каждое занятие может быть условно разделено на несколько смысловых частей.
Примерная структура одного занятия:
Ÿ Организационный момент – 3 мин.
Ÿ Повторение пройденного материала – 12 мин.
Ÿ Объяснение нового материала с элементами промежуточного контроля – 35 мин.
Ÿ Закрепление материала - 15 мин.
Ÿ Физкультминутка – 3 мин.
Ÿ Обучающие игры – 20 мин.
Ÿ Подведение итогов – 2 мин.
Для проведения занятий используются индивидуальные и групповые формы работы.
Для эффективного решения задач на занятиях применяются следующие методы обучения:
Ÿ словесные – развивают у детей память, воображение и культуру общения; реализуются через дискуссию, круглый стол, беседу, лекцию;
Ÿ наглядные – помогают учащимся представить необходимый материал, который обсуждают в образовательном процессе; реализуется через просмотр видеофильмов, презентаций, социальных роликов, демонстрацию дорожных знаков, использование различных пособий, работу с макетами и стендами;
Ÿ метод наблюдения – позволяет закрепить теоретический материал в процессе просмотра и анализа ситуаций на дороге; реализуется через экскурсии, патрулирование с инспекторами ГИБДД;
Ÿ исследовательский метод – направлен на обеспечение творческого применения знаний; учащиеся овладевают методами научного познания, формируют опыт исследовательской деятельности;
Ÿ практические методы – способствуют закреплению у детей теоретического материала и применение его на практике; реализуется через участие в соревнованиях, непосредственную деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, игры.
Реализация игровых приёмов применяется практически на каждом занятии (обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие и психологические игры).
Игры способствуют самоутверждению, ориентированы на речевую деятельность. Ролевые игры всегда носят эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. Постоянное участие в играх способствует подготовке к агитационной и пропагандистской работе.
Наиболее распространённым методом ведения занятий является беседа в сочетании с практическими заданиями и упражнениями. Во время бесед необходимо доводить до сведения учащихся сводки о ДТП на улицах города, но при этом беседы не должны носить характер запугивания. Ребенок должен не бояться дороги и транспорта, а уметь пользоваться накапливаемым на занятиях опытом.
С детьми также проводятся познавательные и ролевые игры.
Чаще всего используются игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.
Индивидуальные упражнения применяют для отработки двигательных навыков у малоподвижных детей.
Игры-упражнения развивают координацию движений в реальной дорожной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в транспорте.
Ролевые игры всегда носят эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира) у детей развивается воображение, они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью.
Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому ребёнку нужна постоянная поддержка педагога и участников игры.
В такие игры можно вводить моделирование дорожных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных ситуаций, анализа и оценки ошибочных и, наоборот, правильных и безопасных действий.
Например, организуя ролевую игру «Водители-пешеходы», педагог дает детям соответствующие установки: «Машины поехали, а пешеходы не успели перейти дорогу. Что делать?».
В игре дети должны понять, что на дороге нельзя метаться. Цель — научить ребенка спокойно ориентироваться на проезжей части дороги, если он не успел ее перейти.
Для закрепления знаний широко применяются настольные игры, подвижные игры, викторины, конкурсы, праздники и т.д. Занятия строятся так, чтобы теоретические сведения по теме накапливались раньше, чем учащиеся приступят к выполнению упражнений и игр.
Проверка знаний учащихся проводится в форме индивидуальных тестирований, викторин и соревнований по группам с использованием карточек с задачами и вопросами.
В течение учебного года могут проводиться различные творческие конкурсы.
Дидактическое обеспечение программы
• методическая литература;
• Правила дорожного движения;
• разработки сценариев мероприятий, праздников, памяток, контрольно-диагностических материалов, акций по ПДД;
• тестовые работы, кроссворды, головоломки, задания на карточках.
• наборы дорожных знаков;
• дидактические и настольные игры;
• плакаты, отражающие правила дорожного движения;
• задания по ПДД на дисках;
• обучающие компьютерные игры;
• видеоматериалы.
Материально-технические условия реализации Программы
• компьютер;
• проектор.
Оборудование и материалы:
• конус дорожный 20 шт;
• установка для переноса предмета;
• желоб;
• стойки для слалома;
• набор дорожных знаков 10 шт.;
• диск «Азбука безопасности»
• магнитная доска с магнитами;
• уголок ЮИД.
7. Контрольно-измерительные материалы
Обучение по данной Программе
реализуется посредством расширения
и закрепления знаний по Правилам дорожного движения. По итогам
обучения по Программе юные инспектора движения смогут оценить
дорожную ситуацию и принять правильное решение.
Формой аттестации и контроля являются:
•
входное
тестирование: проверка теоретических знаний и практических
навыков;
•
промежуточный контроль:
проверка практических навыков, полученных в
ходе освоения Программы (интернет-тестирование, зачёт, выступления агитотряда
ЮИД, участие в различных конкурсах по ПДД («Безопасное колесо», слёт «ЮИД»,
конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет);
• итоговая аттестация: участие в агитбригадах, фестивалях - конкурсах.
Текущая диагностика результатов осуществляется систематическим наблюдением педагога за практической работой учащихся, их умением применять полученные знания для выполнения задания, методами входной диагностики, промежуточными тестовыми работами. В начале учебного года проводятся собеседование или «тест» для того, чтобы определить уровень развития учащихся, их задатков, эмоциональной активности.
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года с тем, чтобы определить степень усвоения учащимися учебного материала, готовность к усвоению нового материала, выявить уровень ответственности и заинтересованности в обучении; выявить учащихся, отстающих и опережающих обучение.
Промежуточный контроль проводится по окончании изучения темы или раздела в конце полугодия с целью определения степени усвоения учащимися материала программы, определения промежуточных результатов обучения.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года, а также по завершению курса обучения с целью определения изменения в показателях уровня развития личности обучающегося, его творческих способностей, определения результатов обучения, ориентирования обучающихся на дальнейшее (в том числе, самостоятельное) обучение, получения сведения для совершенствования программы и методов обучения
8.Список информационных источников
Список нормативно-правовых документов:
1. Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014года № 1726-р. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/ajax/4429 (официальный сайт Министерства образования и науки РФ).
2. Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Ярославской области, утв. постановлением Правительства области от 17.07.2018 года № 527-п. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gcro.ru/pfdo-doc (официальный сайт МОУ «ГЦРО»).
3. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18112015-n-09-3242/
4. Положение о персонифицированном дополнительном образования детей в городе Ярославле, утв. постановлением мэрии города Ярославля от 11.04.2019 года № 428. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://yarlad.edu.yar.ru/dokumenti/polozh_pers_dop_obr.pdf.
5. Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ярославской области, утв. приказом департамента образования Ярославской области от 07.08.2018 года № 19-нп. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gcro.ru/pfdo-doc (официальный сайт МОУ «ГЦРО»).
6. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831).
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05 мая 2018 г. №298н 2 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/ (информационно-правовой портал «Гарант»).
8.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
(утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ
от 4 июля 2014 г. № 41). - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70731954/paragraph/373:0
9. Сборник нормативно-правовых и информационно-методических материалов по организации внутреннего контроля образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования муниципальной системы образования г. Ярославля [Текст] / под редакцией Е.Г. Абрамовой, И.В. Лаврентьевой. – Ярославль: МОУ ДО Детский центр «Восхождение», 2017. – 44 с.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года.– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/ (информационно-правовой портал «Гарант»). Приказ департамента образования Ярославской области от 07.08.2018 № 19-нп «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ярославской области»
11.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
12. Устав ОО.
Список литературы,
используемой при написании Программы
1.
Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге.
Игры в школе, дома, во дворе.
Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия
Развития, 1998.
2. Логинова Л.Н. 365 уроков безопасности.- М.: Айрис-Пресс, 2000.
3. Суковицин В.И. От городового до инспектора ГИБДД.
Иллюстрированная история службы. - М.: Вариант, 2002.
4.
Форштат М.Л. Учись быть пешеходом.
Учеб.пособие по правилам
дорожного движения. - СПб.: ИД МиМ, 1998.
5. Юсин А.А. Я купил велосипед. - М.: Молодая гвардия, 1984.
6. Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М.: Международные отношения, 1992.
7.
Федеральный закон «О безопасности
дорожного движения», от
10.12.1995 года, № 196-ФЗ.
8.
Программа по изучению ПДД и профилактике
дорожно-транспортного
травматизма 1-11 классы. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002.
9.
Учителю о правилах дорожного движения.
Рекомендации по организации
внеклассной работы с детьми по ПДД. - М.: Просвещение, 1982.
10.
О символах, ритуалах, атрибутах и
традициях детской организации.
«Проблемы школьного воспитания» № 2/2001, приложение к журналу
«Педагогическое обозрение».- С. 66.
11. Газета «Добрая дорога детства» 2018, 2019.
Литература для обучающихся и родителей
1. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. - М.:Педагогика, 1997.
2. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная
книжка-тетрадь: Приложение к учебно-методическому пособию
«Дорожная безопасность:
обучение и воспитание младшего школьника»,
под ред. В.А. Федорова. - М.: Третий Рим, 2004.
3.
Три сигнала светофора. Дидактические
игры, викторины. - М.:
Просвещение, 1998.
Приложения:
Приложение 1 «Автогородок»;
Приложение 2 «Кроссворд»;
Приложение 3 «Безопасный путь домой»;
Приложение 4 «Знатоки ПДД»;
Приложение 5 «Медицина»;
Приложение 6 «Фигурное вождение велосипеда».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.