План по самообразованию воспитателя «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей»

  • Образовательные программы
  • doc
  • 05.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Театр – это средство эмоциональноэстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность, учит доброте, сопереживанию. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Иконка файла материала План по самообразованию воспитателя.doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Центр развития ребенка – Д/С №7 "Звездочка"

г.Олекминск МР "Олекминский район" РС(Я)

 

 

 

 


План по самообразованию воспитателя

«Театрализованная деятельность как средство

всестороннего развития детей»

 

 

 



Составитель:

Фаргатова Э.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Олёкминск

2024 г.

 

«Театрализованная деятельность

является неисчерпаемым источником развития чувств,

 переживаний и эмоциональных открытий ребёнка,

приобщает его к духовному богатству.

Постановка сказки заставляет волноваться,

сопереживать персонажу и событиям,

и в процессе этого сопереживания создаются

 определённые отношения и моральные оценки,

 просто сообщаемые и усваиваемые»

 В. А. Сухомлинский

 Пояснительная записка

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что выразительность речи обладает интегрированной природой, объединяя в себе как вербальные, так и невербальные средства. В этом контексте театрализованная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях способна оказать неоценимую помощь. Она всегда приносит радость детям и пользуется их искренней любовью. Воспитательный потенциал театрализованной деятельности поистине безграничен.

Именно через театрализованную деятельность происходит формирование опыта социальных навыков поведения, поскольку каждое литературное произведение или сказка для детей несет в себе нравственный посыл — будь то дружба, доброта или смелость. Благодаря сказке ребенок познает мир не только разумом, но и сердцем, пропуская моральные уроки через свои эмоции.

Театрализованная деятельность предоставляет ребенку возможность решать различные проблемные ситуации через призму персонажей, что помогает преодолеть такие качества, как робость, неуверенность в себе и застенчивость. Таким образом, она способствует всестороннему развитию личности ребенка.

 

Актуальность

 Большинство детей младшего возраста ещё не готовы к полноценному восприятию сказок. Необходима особая работа по вовлечению их в волшебный мир повествования, пробуждению интереса, развитию способности осмыслять сюжет и активно участвовать в сказочном действии. На начальном этапе ключевым было формирование у ребёнка уверенности в себе и стремления сотрудничать со взрослыми в новой для него деятельности. Особое внимание уделялось индивидуальному общению, которое тонко адаптировалось с учётом психологических особенностей каждого малыша и его возможностей усвоения материала.

Знакомство детей с различными видами театра следует начинать уже в младшей группе. Я заметила, что встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создаёт атмосферу радости и воспитывает доброту. Разыгрывая перед малышами небольшие спектакли, меняя голос и интонацию в зависимости от характера героя, я наблюдала, как малыши, играя с мелкими игрушками, начинают разыгрывать знакомые им русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и другие. Это подтолкнуло меня к мысли показывать короткие спектакли, приглашая желающих детей принять участие в них. С ранних лет каждый ребёнок стремится проявить творческую инициативу, поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поддерживать желание быть уникальным и развивать воображение. Театрализованные игры помогают закрепить коммуникативные навыки, развивают внимание, речь, память и творческое воображение. Важно с раннего детства демонстрировать примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости и храбрости. Привычка к выразительной публичной речи формируется только через регулярное привлечение ребёнка к выступлениям перед аудиторией с самого младшего возраста. Такие игры помогают преодолеть робость, неуверенность и застенчивость.

 

Цель:

- развитие эмоционального мира дошкольников, раскрытие их творческого потенциала, обогащение словарного запаса и совершенствование устной речи.

Задачи:

Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)

Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старших групп перед детьми младшего возраста).

Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника

Творческое сотрудничество по теме самообразования:

С детьми:

- По плану самообразования

С воспитателями ДОУ:

- Доклад для воспитателей для воспитателей «Развитие творческой личности дошкольника посредствам театрализованной деятельности. Современные подходы»;

- Показ инсценировок и драматизаций сказок.

С родителями:

- Папка-передвижка «Домашний театр», «Что такое театр»;

- Консультации «Театрализованная деятельность в ДОУ», «Построение среды для театрализованной деятельности», «Театрализованная деятельность дошкольников», «Развитие детей в театрализованной деятельности»;

- Агитация родителей на совместное с детьми посещение театров (если находятся на выезде), постановок в ДК для детей.

- Демонстрация        творческих        способностей        детей        на        праздниках, утренниках, тематических вечерах.

Практический выход:

- участие в праздниках и развлечениях,

- творческий отчет в форме театрализованной презентации на педагогическом совете.

Этапы работы по теме:

Подготовительный: изучение литературы по выбранной теме.

Основной: реализация поставленных задач.

Аналитический: оценка и анализ деятельности, перспективы.

 

Предполагаемые результаты:

Для педагога:

 

ü Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.

ü Обогащение содержания детской - взрослой деятельности;

ü Установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;

ü Возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений

ü Формирование более высокой оценки достижений своих детей и гордость за них.

ü Повышение профессионализма.

ü Самореализация.

 

Для воспитанников:

ü Пробуждение интереса детей к театральной деятельности.

ü Освоение детьми некоторых видов театральной деятельности в соответствии с их возрастом.

ü Сформировать умение передавать характер персонажа, интонационную выразительность речи, мимику, жесты.

ü Организовать выступление детей старшей группы перед младшими (драматизация сказки «Заюшкина избушка», Три медведя, Теремок, Колобок).

ü Развитие инициативы, активности, самостоятельности.

 

План работы

1.Этап – подготовительный

ü Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

ü Подбор методической литературы по теме.

ü Приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды.

ü Пополнение предметно-развивающей среды группы: маски-шапочки, настольная театральная ширма, наглядно-дидактическое пособие «Театральный мир».

ü Подбор наглядного материала, подготовка презентаций.

ü Планирование и организация деятельности по обучению детей театрализованной игре посредством русских народных сказок.

II. Этап – основной

ü Чтение детям сказок. Беседа-рассуждение.

ü Рассмотрение картинок, иллюстраций со сказочными персонажами. Беседа- описание.

ü Изготовление родителями совместно с детьми театра, поделки из бросового материала по мотивам русских народных сказок. Изготовление масок.

ü          Оборудование и оформление центров для повседневной театрализованной и художественной деятельности.

ü          Создание картотеки театрализованных игр

ü          Презентация проекта «Игра в театр»

ü          Оформление презентации проекта

ü Оформление театрального уголка, изготовление объёмных декораций для открытого показа театрализованных представлений.

ü Проведение театрализованных игр, драматизаций, инсценировок.

ü Проведение непосредственно- образовательной деятельности по данной теме.

ü          Консультации для родителей.

ü Фотоотчет

 

План по теме самообразования на 2024 – 2025 учебный год.

 

№ п/п

Месяц

Работа с детьми:

 

Работа с родителями:

 

Изучение литературы:

 

1.

Сентябрь

Чтение русских народных сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек, загадок о героях сказок.

Просмотр мультфильмов: «Колобок», «Курочка Ряба».

Прослушивание аудиозаписи сказки «Репка».

Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.

Показ кукольного театра «Колобок».

 

Опрос родителей на тему: «Любите ли вы театр?»

Беседа с родителями о необходимости водить детей на театральные представления, кино, цирк; рассказать о том, как это влияет на развитие творческих способностей ребёнка.

 

Коджаспирова        Г.        М.        Теория        и        практика        профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г.

Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников.

2.

Октябрь

Работа с детьми:

Театрализованные        игры: «Лисичка        и        зайчики», «Волк зубастый», «Солнышко и дождик», «Кошка и мышки».

Показ настольного театра «Репка».

Чтение русских народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Теремок».

Просмотр мультфильма «Теремок».

Посещение театральных общесадовских представлений.

Разучивание стихотворений к празднику осени (учить детей выступать на публике, говорить громко и чётко).

Театр кукол «Теремок»

Чтение и заучивание скороговорок.

Работа с родителями:    Консультация        для        родителей на тему:       «Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».

 

Методическая разработка «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Райло И. М.

Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г.

 

 

Ноябрь

Работа с детьми:

Театрализованная игра «Теремок».

Чтение сказки «Три поросёнка».

Просмотр мультфильма «Три поросёнка».

Спектакль «Три поросёнка».

Посещение общесадовских театральных представлений.

Разучивание стихов «Огуречик», «На улице три курицы».

Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику.

 

Работа с родителями:

Беседа с родителями о пользе введения элементов театральной игры в сюжетно-ролевые игры ребёнка.

Консультация        для        родителей «Чтение        скороговорок-        как        средство развития речи ребёнка».

Изучение литературы:

Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников М-2001.

Побединская Л. А. Праздник для детей М-2000.

 

 

декабрь

Работа с детьми:

Мимические этюды с жестами

(см.приложение 1)

Чтение сказок: Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост»; Л. Воронковой «Снег идёт», «Маша растеряша»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

Пересказ сказки «Три поросёнка».

Работа с родителями:

Беседа с родителями о необходимости проигрывания мимических этюдов дома.

Напомнить        родителям        дома повторять стихи и песни.

 

Изучение литературы:

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. Линка-Пресс, 2003г

 

Январь-февраль

Работа с детьми:

Двигательные этюды.

(см.приложение 2)

Пение детской песенки «Два весёлых гуся».

Настольный театр «Колобок», «Репка».

Конструирование домика для животных.

Слушание музыкальных произведений: «Паровозик из Ромашкино», «Антошка», «Песня Бременских музыкантов».

Заучивание стихотворения А. Барто «Кораблик».

 

Работа с родителями:

Консультация на тему: «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».

Привлечение        родителей        к        пошиву        костюмов        для театрализованной деятельности.

 

Изучение литературы:

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. - М: издательство «Гном и Д», 2001- 96.

Олифирова   Л.    А.    Солнышко    смеётся:   сценарии    праздников, театрализованных представлений для дошкольников. М.: издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.

 

Март-апрель

Работа с детьми:

Рисование деревьев.

Прослушивание        музыкальных произведений: «Песня        крокодила Гены», «Песенка мамонтёнка», «Песня бабок Ёжек»

Чтение и заучивание чистоговорок, например:

Ша-ша-ша, ша-ша-ша Наша каша хороша.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры Ох, и яркие шары.

Чтение и перессказ

Латышской сказки «Лиса, петух и тетерев»

Болгарской сказки «Храбрец-молодец.»

Русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Русской народной сказки «Лиса и заяц»

Кукольный театр «Лиса и заяц»

Подготовка к празднику 8 марта, разучивание стихов, песен, танцев, игр.

Подвижные        игры        с        элементами театральной        игры: «Лиса        и зайцы», «Самолёты», «Воробушки».

Просмотр мультфильма «Лиса и заяц».

Настольный театр «Репка»

Работа с родителями:

Консультация на тему: «Читаем детям (3-4 года);

Консультация на тему: «Игры детей с игрушками-персонажами»

Список литературы

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.

Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

 

 

Май

Работа с детьми:

Подготовка праздника для мам к 8 марта.

Чтение и пересказ сказок: К. Чуковского «Путаница»

Латышская сказка «Лесной Мишка и проказница мышка»

Русская народная сказка «У страха глаза велики…»

Русская народная сказка «Трусливому зайке и пенёк волк»

Посещение театральных представлений в детском саду.

Заучивание стихотворения С. Черного «Приставалка».

Настольный театр «Колобок», «Репка», дети самостоятельно показывают представление.

Игры с детьми: «Изобрази какое-нибудь животное».

Разгадывание загадок о сказках.

 

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Учите с детьми чистоговорки и потешки».

Консультация для родителей «Игры на мелкую моторику как средство развития речи детей».

 

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.

Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.

Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.

Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.

Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Работа с детьми:

Мимические этюды с жестами.

Эмоциональное состояние персонажа

Действия ребёнка

1

Нам грустно

Вытирает слёзы

2

Грустное лицо

3

Вздыхает, пожимает плечами

4

Нам весело

Улыбка

5

Смех

6

Хлопает в ладоши, прыгает

7

Мы сердимся

Нахмуренные брови

8

Кулачки сжаты, топаем ногами

9

Мы испугались

Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать

10

Мы устали

Сесть на стул, руки и ноги расслаблены

11

Не хотим, не надо

Ладошками как бы отодвигать от себя

12

Мы удивлены

Развести руки, посмотреть и удивлённо сказать «Ах»

13

Мы любим покушать

Покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Работа с детьми:

Двигательные этюды.

Название этюда

Действия детей

1

Важный петушок

Руки на пояс, идти медленно, высоко поднимая колени

2

Котята «Руки-лапки»

Руки перед собой пальчиками вперёд

3

Котик царапается

круговые движения кистями

4

Котик умывается

Движения кистью руки по щеке

5

Собачки «Руки-лапки»

Также как у котят.

6

Собачки роют землю

Дети, присев, роют «лапками».

7

Куклы

Руки полукругом перед собой внизу «пальчики к пальчикам»

8

Поднять руки вперёд-ввех, вперёд-вниз.

9

Качать головой вправо-влево, опустить вперёд голову, поднять.

10

Удары правым носком

11

Идти на носочках, руки за платье.