Дополнительная общеобразовательная программа "Исследовательская и проектная деятельность учащихся"
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная программа "Исследовательская и проектная деятельность учащихся"

Оценка 4.9
docx
23.01.2022
Дополнительная общеобразовательная программа "Исследовательская и проектная деятельность учащихся"
исслед. 124.docx

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

Исследовательская и проектная

деятельность учащихся

социально-гуманитарной направленности

базового уровня

 

 

для учащихся 12-16 лет

срок реализации программы: 8 месяцев

(124 часа)

 

 

 

 

 

Разработчик:

 Тюнина Татьяна Никифоровна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленная 2021


                                                               



 

Содержание

     1. Комплекс основных характеристик программы …...…………………3

1.1. Пояснительная записка …………………………………….……………… ..3

1.2.  Цели программы и задачи …..………………...………….…………………6

1.3. Учебно-тематический план образовательной программы ………………..7

1.4. Содержание учебно-тематического плана ………………………………….8

1.5. Планируемые результаты   …………………………….….…………………13

  2. Комплекс организационно-педагогических условий …..….…………...14

2.1. Календарный учебный график………………………………………………14

2.2. Условия реализации программы …………………………..…..………. ….15

2.3. Формы контроля………………………………………………………… ….16

2.4. Оценочные материалы ……………………………….………………… ….16

2.5. Методические материалы ………………………………….…….…….. ….18

3. Список литературы ……………………………………………..………… …20

Приложение……………………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.  Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Исследовательская и проектная деятельность учащихся» имеет социально-гуманитарную направленность в дополнительном образовании детей, базового уровня, является учебно-познавательной и развивающей. Вид деятельности - учебно-исследовательская, проектная.

Данная программа является вариативной, допускает отдельные изменения в содержании занятий, в форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с:

Федеральным Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Письмом Министерства  образования  и  науки  РФ  от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2018- 2025 гг. (постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642);

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ» (включая разноуровневые программы);

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. № 28, вступившим в силу 01.01.2021 г. «Об утверждении СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Законом «Об образовании в Кемеровской области» (редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ);

Государственной программой Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2025 годы.   Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 4 сентября 2013г. N 367;

Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.10.2018г. N 484-р «О реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Кемеровской области»;

Уставом Учреждения дополнительно образования «Дом детского творчества»;

Календарным учебным графиком УДО «Дом детского творчества».

Актуальность программы состоит в том, что современное обучение требует продуманной организации самостоятельной работы учащихся, обеспечивающей успешное овладение программным материалом и навыками творческой деятельности. Поэтому, особо важное значение приобретает исследовательская и проектная деятельность учащихся.  Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у учащегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Анализ педагогического опыта показывает, что возрастает потребность учащихся    к продолжению исследовательской работы и проектной деятельности, к проведению качественной презентации продукта своей деятельности.

Адресат программы – учащиеся 12-16 лет, которые освоили стартовый уровень программы.

Срок реализации и объем программы – 8 месяцев, 124 часа.

Режим занятий, периодичность и продолжительность - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом на 10 минут.

Форма обучения – очная.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что для жизни в современном обществе важным является формирование исследовательских навыков учащихся, проявляющихся в определенных умственных действиях

Наполняемость группы до 15 человек. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся. В связи с индивидуальными способностями учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

С целью формирования УУД в ходе изучения данного курса применяются современные педагогические и дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, технологии опережающего обучения и кейс-технологии. 

Новизна программы в возможности использования платформы ZOOM, а также веб-сервисов Google, которые позволят осуществлять онлайн обучение. При такой организации занятий могут быть рассмотрены как теоретические вопросы, так и вопросы практического содержания, связанные с закреплением учебного материала.  При изучении данной программы предполагается использование различных форм и методов работы: мини-лекции, беседы, работа с компьютером, защита проектов, работа в парах, работа в группах, самообучение (работа с учебной литературой и интернет-источниками, выполнение задания по образцу), круглый стол, саморазвитие (подготовка сообщений на выбранную тему, работа с информационным и методическим материалом).

 

 

 

1.2. Цель программы и задачи:

Цель программы: Содействие развитию у учащихся предметных, метапредметных, коммуникативных личностных и универсальных учебных действий для ориентации на дальнейшее самоопределение в сфере профессионального предпочтения.

Задачи:

Предметные (образовательные):

· пополнить знания учащихся о принципах и правилах организации исследовательской и проектной деятельности;

·     расширить знания учащихся об алгоритме работы с различными информационными источниками;

·     совершенствовать умения учащихся презентовать результаты собственной деятельности.

Личностные:

·     стимулировать у учащихся интерес к поиску новой информации;

·     совершенствовать у учащихся самостоятельность и ответственность за результаты собственной деятельности;

·     развивать у учащихся логическое мышление, интуицию и исследовательские умения;

· совершенствовать у учащихся коммуникативные качества.

Метапредметные:

· формировать умения слушать и понимать других;

· научить учащихся тактично вступать в диалог и задавать вопросы;

· развивать у учащихся умение работать в группе;

· совершенствовать у учащихся качества, необходимые для публичного выступления;

· воспитывать у учащихся самостоятельность в планировании работы;

· формировать у учащихся уважительное отношение к результатам деятельности других людей.   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

 

     1.3. Учебно-тематический план образовательной программы (124 часа)

 

 

 

Наименование разделов и тем

Кол- во часов

 

всего

теория

практика

Формы контроля

Раздел 1 Современные понятия проектной и исследовательской деятельности 28 часов

1

Тема 1.1.  Исследования и проекты в современном мире, их роль в практической деятельности человека.  

10

4

6

тест

2

Тема 1.2.

Общие методы исследований.

Планирование действий.

Определение доступных ресурсов.

18

6

12

Беседа.

Раздел 2 Организация работы в рамках проекта и исследования 34ч.

3

Тема 2.1. Этапы работы в рамках проекта и исследования: подготовительный, проектный, оформительский.

22

8

14

График выполнения

4

Тема 2.2. Элементы структуры проекта и исследовательской работы.

12

6

6

Мини конференц.

                Раздел 3 Исследовательская и проектная работа обучающихся 62 ч.

5

Тема 3.1

Требования к оформлению проектных и исследовательских работ. 

12

6

6

Опрос.

6

Тема 3.2

Работа с информацией, приёмы изложения       и редактирования материала.

18

8

10

Семинар.

7

Тема 3.3

Технология подготовки презентации.

16

6

10

График выполнения работ

8

Тема 3.4. Оформление результатов.  Защита проекта.

10

3

7

Конференция

9

Тема 3.5. Самостоятельные практические занятия.

6

 

6

Пед.наблюдение

 

Итого

124

47

77

 

                              

1.4. Содержание учебно-тематического плана

Раздел 1 Современные понятия проектной и исследовательской деятельности

Тема 1.1. Исследования и проекты в современном мире, их роль в практической деятельности человека (10 часов)

Теория: Понятие «исследовательская деятельность», отличие от других видов деятельности. Наука и ее роль в развитии общества. Типология исследований (информационно-реферативные; проблемно - реферативные; исследовательские; проектные работы), их характеристика и особенности.

Характеристика исследования.

Специфические черты (различия) проектной и исследовательской деятельности.

Способы представления результатов исследовательской деятельности (доклад, реферат, научная статья, научный отчет, литературный обзор, рецензия, пояснительная записка, web-презентация, видеофильмы).

 Нравственные начала исследовательской деятельности. Этика исследовательской работы.

Проекты и технологии - выбираем сферы деятельности из приоритетных направлений развития (транспорт, производственное оборудование, пищевая биотехнология и продовольственная безопасность, зеленые технологии, умный город, умные дома, экологические проблемы и др.)

Знакомимся с проектными движениями: молодежные программы «Шаг в будущее», «Билет в будущее».

Практические работы:

1.                      Составление анкеты для изучения социальной проблемы; подготовка вопросов к проведению интервью.

2.                       Задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной проблемы. 

3.                      Первичное самоопределение при выборе темы исследования: актуальность, желание осуществить изменения, стремление обеспечить развитие, получение новых знаний, зачем я собираюсь делать это исследование и др.

4.                      Замысел проекта, объекты проекта, формулирование цели проекта и постановка задач. Информационный ресурс. Совпадающие и различающиеся позиции.

5.                      Главные параметры реализации проектного замысла.

Формы контроля: Тестирование, собеседование.

Тема 1.2.  Общие методы исследования (18 часов)

Теория: Методы исследования. Методы теоретического уровня: анализ и синтез, сравнение, обобщение (индуктивное, дедуктивное), классификация, определение понятий.

Методы эмпирического уровня (наблюдения, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование) сравнение, счёт, эксперимент, моделирование). Метод, техника, процедура и методика исследования, их сходство и различие.

Планирование действий. Основная функция планирования. Инструменты планирования. Контрольные точки планируемых работ. 

Анализ успешности проекта, объектом которого может быть новое техническое устройство, макет. Определение доступных ресурсов, корректировка первоначального замысла.

Практические работы:

1.                      Составление аннотации к книге, написание рецензии на кинофильм; составление планов, тезисов, конспектов статей.

2.                      Упражнения на развитие умений видеть проблему, выдвигать гипотезу, вести исследование, выбор темы, постановка проблемы.

3.                      Определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.

4.                      Планирование проекта, расчет времени, методы работы на каждом этапе.

5.                      Сравнительный анализ изученных способов представления результатов исследовательской деятельности, собственные данные, полученные путем самостоятельного применения методики (например, расчет необходимого числа снегоуборочных машин для района).

6.                      Формулировка выводов, постановка задач на развитие исследования на основе полученных данных.

Формы контроля: Беседа, педагогическое наблюдение.

Раздел 2. Организация работы в рамках проекта и исследования

Тема 2.1.  Этапы работы в рамках проекта и исследования (22 часа)

Теория: Подготовительный этап: Выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования; определение гипотезы, цели, задач исследования; разработка плана, сбор первичной информации и программы исследования; подготовка средств исследования (инструментария).

Проектный этап: Изучение статистических данных и других материалов; проведение теоретической и эмпирической части исследования; обобщение, анализ полученных данных, объяснение научных фактов, аргументирование и формулирование положений выводов, практических рекомендаций, предложений, изучение литературы по теме.

Оформительский этап: Определение композиции и структуры работы; уточнение заглавия, глав и параграфов; подготовка текста и его редактирование.

        Практические работы:

            1. Составление структуры проекта.

2.Обоснование необходимости проведения исследования; определение гипотезы.

 3.Формулирование цели, задач исследования.  

4. Индивидуальные консультации по исследовательской деятельности.

Форма контроля: График выполнения этапов работы.

Тема 2.2. Элементы структуры проекта и исследовательской работы (12 час)              

Теория: Элементы структуры проекта: постановка проблемы, создание концепции проекта, определение доступных ресурсов, план выполнения проекта, оценка результативности и эффективности, поиск литературы.

Элементы структуры исследования: обоснование темы, постановка цели и задач, методы исследования, ссылки на источники, собственные данные, анализ полеченных результатов, выводы, литература, приложения.  

            Практические работы:

1.                      Сбор первичной информации, использование эмпирических, экспериментальных методов.

2.                       Метод моделирования (предметное, физическое, аналоговое, знаковое).

3.                      Метод опроса (анкетирование, интервьюирование) наблюдение, подготовка средств исследования (инструментария).

4.                       Анализ и синтез объектов, обобщение – способ познания общих существенных признаков объектов.

Форма контроля: Мини конференция за «круглым столом».

Раздел 3. Исследовательская и проектная работа обучающихся        

Тема 3.1. Требования к оформлению проектных и исследовательских работ (12 час) 

Теория: Требования к оформлению исследовательских работ: общие правила оформления и изложения теста; оформление формул, единиц величин, иллюстраций, таблиц; оформление приложений, списка сокращений, цитат; оформление списка литературы и приложений.

Основные формы: поиска и изучения дополнительной литературы по теме: доклад на семинаре, реферат, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, мероприятие.

Овладение общими и частными методами исследования, творческими подходами в решении различных задач.   

          Практическая работа: Определение и обоснование продуктов проектной     деятельности к готовым проектам и к собственному проекту.

Семинар: Обсуждение темы, актуальности, проблемы, цели, задач и гипотез.

Форма контроля: Опрос.

Тема 3.2.  Работа    с   информацией,   приёмы   изложения       и редактирования   материала (18 час)

Теория: Основные          источники исследовательской информации. 

Виды   чтения        специальной        литературы (просмотровое, ознакомительное, поисковое изучающее).

 Формы        регистрации        исследовательской информации,    языковые   (лексические, грамматические, стилистические) особенности научного стиля. 

Правила и законы, регулирующие отношения в изобретательской и исследовательских областях    деятельности       (патентное право, защита авторского права и др.); 

Приемы        изложения исследовательского материала и его редактирования.

  Типологические признаки проектов: по доминирующей деятельности, по    предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству    участников, по продолжительности выполнения.

Практические работы:

1. Приемы изложения исследовательского материала и его редактирования.

2. Организация и проведение исследовательской части работы. Предоставление      отчета.

3. Демонстрация текста исследовательской работы.

4. Публичное выступление. Способы привлечения внимания слушателей.

Форма контроля: Семинар. Педагогическое наблюдение.

Тема 3.3. Технология подготовки презентации (16 час)

Теория: Правила оформления текстового варианта проектной работы. Формы презентации проекта. Требования к внешнему продукту: мультимедийной презентации, видеофильму, буклету, коллажу. Виды электронных презентаций, их особенности. Структурные элементы презентации (обложка, титульный слайд, оглавление, введение, основной материал, заключение, список литературы). Основные требования к составлению презентации: рекомендуемый объем презентации; количество информационных блоков на слайде; стилевое оформление (цвет и типы, и размер шрифта).

 Практические работы:

Презентация проектов в объединении. Оценка презентаций проектов по критериям. Оценка результатов проектной деятельности. Самооценка.  Взаимооценка и анализ работ. Деловая игра «На защите» (репетиция).

Самостоятельные практические занятия.

Форма контроля: Участие во внутриучрежденческой конференции.

Тема 3.4. Оформление результатов.  Защита проекта. (10 часов)

Теория: Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Практическая работа: Конференция

Форма контроля: Педагогическое наблюдение.

Тема 3.5. Самостоятельные практические занятия. (6 часов)

Практическая работа: Самостоятельные практические занятия.

Форма контроля: Педагогическое наблюдение.

1.5. Планируемые результаты

В результате освоения программы учащийся будет знать:

- принципы и правила организации исследовательской и проектной деятельности;

- алгоритм работы с различными информационными источниками;

- формы презентации результатов собственной деятельности.

Учащийся будет уметь:

- находить информацию для решения выявленной проблемы, используя     различные информационные ресурсы;

- конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;

- ставить цели и задачи исследования;

- подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам;

- презентовать результаты собственной деятельности.

В результате обучения учащиеся приобретут такие личностные качества как: настойчивость, энергичность, коммуникабельность, эрудированность.

В результате обучения у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как: коммуникативные (умение работать в группе), регулятивные (умение планировать работу), познавательные (расширение кругозора), личностные (умение выступать на публике).

 

 

 

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 31.

Количество учебных дней – 62.

Дата начала и окончания учебного периода – с 10.01 по 31.08

2.2. Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

- Учебное помещение должно соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ  от 28.09. 2020 года N 28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил  СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям  воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- наличие компьютеров с подключением к интернет, копировально-множительной техники.

 2. Информационное обеспечение:

- применение в деятельности научно-обоснованной литературы, сотрудничество с ОО; наличие методических продуктов по  реализации программы и контроля образовательной деятельности.

3. Кадровое обеспечение:

- педагог, соответствующий требованиям проф. стандарта, имеющий высшее   образование, прошедший курсы повышения квалификации по профилю  программы.

2.3. Формы контроля:

Для отслеживания динамики освоения образовательной программы   осуществляется промежуточная и итоговая диагностика.

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на коррекцию и закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

тематический контроль (тестовые задания);

собеседование (педагогическое наблюдение);

опрос;

семинар;

защита творческих работ;

участие в конференциях разного уровня;

защита проекта.

Для определения уровня сформированности у учащихся навыков исследовательской деятельности предлагается использовать метод анализа представленных работ учащихся, а также метод самодиагностики (представление учащимися рефлексивного отчета о проделанной работе).

При оценке исследовательских работ учащихся принимаются во внимание следующее:

соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;

  наличие литературного обзора, его качество;

соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;

умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;

логичность и полнота доказательств;

соответствие выводов полученным результатам;

культура оформления материалов.

2.4. Оценочные материалы

Рефлексивный отчет учащегося о проделанной работе, который целесообразно проводить на этапах начальной и промежуточной диагностики предполагает освещение им следующих вопросов:

1.                      Напишите тему вашего исследования. На каком этапе вы сейчас находитесь?

2.                      Проблема исследования, цели и задачи работы.

3.                      Предполагаемая форма и дата представления результатов?

4.                      Имеются ли у вас затруднения? Если да, то, какие?

Критерии оценки исследовательских работ

 

№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Актуальность поставленной задачи:

- имеет большой практический и теоретический интерес;

- носит вспомогательный характер;

- степень актуальности определить сложно;

- не актуальна.

 

3

2

1

0

2.

Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования:

- автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования;

- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования;

- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы.

 

 

2

 

1

 

0

3.

Оригинальность методов решения задачи исследования:

- решены новыми, оригинальными методами;

- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи;

- используются традиционные методы решения.

 

3

2

1

4.

Новизна полученных результатов:

- получены новые теоретические и практические результаты;

- разработан и выполнен оригинальный эксперимент;

- имеется новый подход к решению известной проблемы;

- имеются элементы новизны;

- ничего нового нет.

 

4

3

2

1

0

5.

Практическая значимость работы:

- результаты заслуживают опубликования и практического исполнения;

- можно использовать в научной работе школьников;

- можно использовать в учебном процессе;

- не заслуживает внимания.

 

3

2

1

0

6.

Уровень проработанности исследования, решения задач:

- задачи решены полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования;

- недостаточный уровень проработанности решения;

- решение не может рассматриваться как удовлетворительное.

 

 

2

1

0

7.

Эрудированность автора в рассматриваемой области:

- использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность рассуждений;

- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения.

 

 

 

 

1

 

0

8.

Качество оформления работы:

- работа оформлена грамотно;

- есть замечания по оформлению работы;

- не соответствует требованиям оформления.

 

2

1

0

Итого:                   20 баллов

 

Критерии оценки докладов

№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Качество доклада:

-производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;

- четко выстроен;

- рассказывается, но не объясняется суть работы;

- зачитывается.

 

3

 

2

1

0

2.

Использование демонстрационного материала:

- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;

- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;

- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.

 

2

 

1

 

0

3.

Качество ответов на вопросы:

- отвечает на вопросы;

- не может ответить на большинство вопросов;

- не может четко ответить на вопросы.

 

3

2

1

4.

Владение научным и специальным аппаратом:

- показано владение специальным аппаратом;

- использованы общенаучные и специальные термины;

- показано владение базовым аппаратом.

 

3

2

1

5.

Четкость выводов:

- полностью характеризуют работу;

- нечетки;

- имеются, но не доказаны.

 

3

2

1

Итого:                    14 баллов

 

2.5. Методические материалы

Технология приобщения учащихся к исследовательской деятельности:

·  На первом этапе исследовательской деятельности учащиеся осуществляют поиск информации и возможные варианты решения проблемы, поставленной педагогом. В ходе работы педагог организует рефлексию опыта познавательной деятельности с целью осознания учащимися способов работы над проблемой, методов работы с источниками знания. В ходе поисковой деятельности учащиеся занимаются с минимально необходимым набором приемов и методов работы с литературой, которыми нужно овладеть для приобщения к исследовательской работе (метод конспектирования, цитирования, составления тезисов, работы с библиографией, приемы обобщения, анализа, синтеза, сравнения и др.). Также предметом рефлексии становятся методы исследования, применяемые в изучаемой науке. На данном этапе ведущей является образовательная функция.

·         На втором этапе приобщения к исследовательской деятельности учащиеся самостоятельно находят и формулируют проблему, подбирают методы, адекватные для решения поставленных задач исследования, составляют план работы и осуществляют научный поиск. На данном этапе формируются умения планировать и самостоятельно организовывать свой поиск. Учащиеся получают опыт постановки проблемы и нахождения ответов на самостоятельно поставленные вопросы. Предметом усвоения становятся также умения, связанные с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т.п. Результаты исследования оформляются в виде реферата, статьи, тезисов и представляются на форумах разных уровней.

Исследовательская деятельность позволяет выработать умения и навыки, которые необходимы при осуществлении проектной деятельности.        Проектная деятельность организуется на таком этапе учебно-воспитательной деятельности, когда учащиеся демонстрируют достаточный уровень навыков самостоятельной исследовательской работы.

Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии разноуровневого, индивидуального, группового обучения, коллективной творческой деятельности. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень образовательных компетенций. При выполнении практических работ возможно использование дистанционных образовательных технологий, электронное обучение, технологии опережающего обучения и кейс-технологии.

Требования к компьютерной презентации:  

1.                  Презентация создается в программе PowerPoint. 

2.                  Презентация предназначена для иллюстрации устного выступления (проецируется на экран) или стендовой (показывается с экрана ноутбука).

3.                  Презентация записывается СD-диск или USB-носитель. 

4.                  Презентация состоит из 10-12 слайдов. 

5.                  Текст в презентации выполняется прямым шрифтом, количество текстовой, графической, табличной и фото информации сравнимо друг с другом, размер шрифта – 20-24. 

6.                  Докладчик во время презентации излагает содержание своими словами (а не зачитывает текст на слайде), периодически обращаясь к изображению. 

7.                  Примерный состав слайдов презентации: 

а) название доклада, ФИО автора, ФИО руководителя, название ОО (возможные варианты построения: текст, фото объекта исследования); 

б) цель и задачи работы (варианты построения: текст, рисунок объекта исследования или проектирования); 

в) блок-схема выполнения работы (варианты построения: гипотеза – методика – эксперимент - массив данных – обработка - анализ – выводы); 

г) демонстрация хода работы. Фото автора или коллектива, выполняющих работу. Карта или схема местности; 

д) демонстрация объектов (фото образцов, информантов и т. д.) с подписью; 

е) таблица полученных данных (или массив данных в иной форме); 

ж) выводы (текст – 3-5 пунктов).

3. Список литературы для педагога

1. Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7–8 классах сель­ских школ: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2010.–112с.

2. Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование. – 2000. – № 9. – С.188–191.

3. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 144с.

4. Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников. /Дополнительное образование. – 2000. – № 9. – С. 9–11.

5. Иванов Г. Готовим юных исследователей. //Народное образование. – 1999.–№6.–С. 69–71.

6. Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. Т. 2: Практика организации. – М.:  Исследователь, 2007. – 495 с.

7. Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., изд. МГУ 2016.- 212с.

 

Список литературы для учащихся

1. Леонтович А.В. "Рекомендации по написанию исследовательской работы и  

другие статьи". //Завуч.– 2001. – № 1. – С. 93–118.

3. Соловей Л. Первые шаги в науку. //Учитель. – 2000. – № З. – С. 12.

Список интернет источников

1.   Мастер - класс [Электронный ресурс]. // Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в Сети творческих учителей. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=133205&tmpl=com  

2.   «Открытый класс» сообщество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.openclass.ru/community/169129.    3. Программа «Шаг в будущее» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// step-in-the future/.

3.   Сообщество «НОУ-ХАУ (Проектная и исследовательская работа в школе)». Сотрудничество между участниками научных обществ и проектных команд различных регионов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=7913&tmpl=com  

  4. Центр развития исследовательской деятельности учащихся. [Электронный   ресурс]. – Режим доступа: www.issl.dnttm.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Входящая диагностика

 

Тест по теме: «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»

 

·         У вас есть желание участвовать в конкурсной деятельности объединения на разных уровнях и занятие исследовательской и проектной работой? (да, нет)

·         Ваши родители согласны с Вашими длительными занятиями исследованиями? (да, нет)

·         Ваша работа будет мешать учебе? (да, нет)

·         Есть ли на сегодня актуальная тема для исследования? (да, нет)

·         Легко ли Вы определяете проблему и гипотезу? (да, нет)

·         Легко ли Вы определяете объект и предмет исследования?  (да, нет)

·         Сумели ли бы Вы достичь цели исследования? (да, нет)

·         Можете самостоятельно определить задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели? (да, нет)

·         Сумеете ли Вы организовать анкетирование с разными категориями людей (соцопрос)? (да, нет)

Если ответили «Да»:

Низкий уровень - от  1-4 положительных ответов;

Средний уровень - от  5-7 положительных ответов;

Высокий уровень- от  8-9 положительных ответов.

Итоговый контроль за освоением теоретических знаний учащихся.

Внимательно прочитай вопрос и выбери правильный ответ

1. Гипотеза – это

Варианты ответов

·         предположение или догадка, утверждение, не предполагающее доказательство

·         утверждение, предполагающее доказательство

·         предположение или догадка, утверждение, предполагающее доказательство

 2. Проект – это

Варианты ответов

·         самостоятельная исследовательская деятельность, направленная на достижение поставленной цели или проблемы

·         общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного

·         это развернутое устное изложение какой-либо темы, сделанное публично

3. Что является показателем исследовательского этапа проекта?

Варианты ответов

·         актуальность

·         тематика

·         исследование

4. Практико – ориентированный  проект - это:

Варианты ответов

·         сбор информации о каком-нибудь объекте, явлении

·         доказательство или опровержение гипотезы

·         решение практических задач заказчика проекта

5. Продукт информационного проекта:

Варианты ответов

·         статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу

·         результат исследования, оформленный установленным образом

·         учебные пособия, инструкции, памятки, сборники задач, модели, рекомендации, сценарии мероприятия

 6. Метод исследования - это...:

Варианты ответов

·         то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения

·         точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления

·         инструмент для добывания фактического материала

 7. Какова связь между целью проекта и про­ектным продуктом?

Варианты ответов

·         цель и проектный продукт — это одно и то же

·         проектный продукт — это способ воплощения цели проекта

·         цель и проектный продукт в некоторых случаях не связаны между собой

8. Укажите преимущество индивидуальных проектов:

Варианты ответов

·         автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы

·         у автора есть возможность обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы

·         формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели

9. Тезис — это...

Варианты ответов

·         событие, результат; знание, достоверность которого доказана

·         теоретический вопрос, требующий разрешения

·         утверждение, требующее доказательства; более широко — любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории

10. В чем состоит механизм связи между про­ектным продуктом и планом работы?

Варианты ответов

·         план работы — это распределение времени, необходимого для создания проектного продукта

·         план работы — это перечень всех основных этапов и более мелких шагов, ведущих от проблемы проекта к проектному продукту

·         план работы — это распределение материальных ресурсов, необходимых для создания проектного продукта

 

Критерии оценивания

Низкий уровень - от 1-4 верных ответов;

Средний уровень - от 5-7 верных ответов;

Высокий уровень- от 8-10 верных ответов.


 

Скачано с www.znanio.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы …

Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы …

Комплекс основных характеристик программы 1

Комплекс основных характеристик программы 1

Постановлением Главного государственного санитарного врача

Постановлением Главного государственного санитарного врача

Адресат программы – учащиеся 12-16 лет, которые освоили стартовый уровень программы

Адресат программы – учащиеся 12-16 лет, которые освоили стартовый уровень программы

Цель программы и задачи: Цель программы:

Цель программы и задачи: Цель программы:

Учебно-тематический план образовательной программы ( 124 часа) №

Учебно-тематический план образовательной программы ( 124 часа) №

Тема 3.5. Самостоятельные практические занятия

Тема 3.5. Самостоятельные практические занятия

Задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной проблемы

Задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной проблемы

Сравнительный анализ изученных способов представления результатов исследовательской деятельности, собственные данные, полученные путем самостоятельного применения методики (например, расчет необходимого числа снегоуборочных машин для района)

Сравнительный анализ изученных способов представления результатов исследовательской деятельности, собственные данные, полученные путем самостоятельного применения методики (например, расчет необходимого числа снегоуборочных машин для района)

Элементы структуры исследования: обоснование темы, постановка цели и задач, методы исследования, ссылки на источники, собственные данные, анализ полеченных результатов, выводы, литература, приложения

Элементы структуры исследования: обоснование темы, постановка цели и задач, методы исследования, ссылки на источники, собственные данные, анализ полеченных результатов, выводы, литература, приложения

Теория: Основные источники исследовательской информации

Теория: Основные источники исследовательской информации

Презентация проектов в объединении

Презентация проектов в объединении

Комплекс организационно-педагогических условий 2

Комплекс организационно-педагогических условий 2

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на коррекцию и закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на коррекцию и закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений

Напишите тему вашего исследования

Напишите тему вашего исследования

Эрудированность автора в рассматриваемой области: - использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена,…

Эрудированность автора в рассматриваемой области: - использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена,…

Качество ответов на вопросы: - отвечает на вопросы; - не может ответить на большинство вопросов; - не может четко ответить на вопросы

Качество ответов на вопросы: - отвечает на вопросы; - не может ответить на большинство вопросов; - не может четко ответить на вопросы

Предметом усвоения становятся также умения, связанные с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т

Предметом усвоения становятся также умения, связанные с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т

Фото автора или коллектива, выполняющих работу

Фото автора или коллектива, выполняющих работу

Мастер - класс [Электронный ресурс]

Мастер - класс [Электронный ресурс]

Приложение Входящая диагностика

Приложение Входящая диагностика

Проект – это Варианты ответов · самостоятельная исследовательская деятельность, направленная на достижение поставленной цели или проблемы · общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного ·…

Проект – это Варианты ответов · самостоятельная исследовательская деятельность, направленная на достижение поставленной цели или проблемы · общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного ·…

Тезис — это... Варианты ответов · событие, результат; знание, достоверность которого доказана · теоретический вопрос, требующий разрешения · утверждение, требующее доказательства; более широко — любое…

Тезис — это... Варианты ответов · событие, результат; знание, достоверность которого доказана · теоретический вопрос, требующий разрешения · утверждение, требующее доказательства; более широко — любое…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2022