Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Белоярский»
ПРИНЯТО |
УТВЕРЖДАЮ:
|
на заседании Педагогического совета |
Директор школы |
Протокол от «_31__» августа 2022 г. № 1 |
А.Г.Хильчук |
|
________________________ |
|
Приказ от 31.08.2022 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР С.С.Таликина______________ «31» августа 2022г. |
|
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
социально-гуманитарной направленности
«Юный инспектор движения» (ЮИД)
Уровень: базовый
возраст обучающихся: 10 лет ( 4 класс)
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Н.М.Половникова
педагог дополнительного образования
СОШ № 4 г.Белоярский
г. Белоярский, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы: важной составляющей здоровьесберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях. Проживая в городе, дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому именно на школу родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки.
• создание условий для саморазвития, самопознания, самореализации личности;
• формирование у учащихся потребности в охране жизни и здоровья;
• обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного пространства.
• привлечение школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
• вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
Для выполнения намеченной работы необходимо подготовить: кабинет для теоретических занятий по ПДД, спортивный зал для ОФП, наглядные пособия, методическую литературу и велосипеды.
Структура курса
Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Уровень освоения программы — общекультурный. Ребята не только обучаются сами, они передают свои знания другим: участвуют в общешкольных мероприятиях по безопасности, выступают с агитационной программой. Деятельность направлена на формирование у обучающихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи, получают навыки фигурного вождения велосипеда. Таким образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков. Программа имеет два этапа. Особое внимание уделяется первому этапу, т.е. пропаганде безопасного поведения на дорогах. Получение знаний об основных правилах поведения на дорогах, о дорожных знаках, проведение театрализованных игр с детьми, т к. эмоционально окрашенные сюжеты запомнятся куда лучше, чем cyxo изложенные правила. Второй этап по пропаганде основ безопасности — проводятся ролевые игры, театрализованные представления. К подготовке мероприятий привлекаются работники ГИБДД, родители. Пропаганда безопасного поведения на дорогах ведется и через творческие формы работы. Дети участвуют в конкурсах плакатов и рисунков, отгадывают кроссворды по основам безопасности. Новые понятия расширяются и углубляются, когда дети моделируют ситуацию на макете и пытаются ее разрешить. Ребята анализируют и комментируют дорожную ситуацию, пытаются ее разрешить. Все это проводится в кабинете ПДД. В рамках программы учащиеся школы приобретают знания по технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам; усваивают правила дорожного движения и оказания первой доврачебной медицинской помощи. У учащихся формируется интерес к регулярным занятиям велоспортом, улучшается физическая и психологическая подготовка. Полученные результаты позволяют оценивать состояние работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения. Программа способствует решению проблемы обеспечения безопасности детей и подростков, а также воспитанию здорового поколения. Она оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств детей, обогащение их положительного опыта.
Возраст детей, участвующих в реализации программа: 10-11 лет
Формы организации детского коллектива: работа с классом и в малых гpyппax
Учебно-тематический план:
№ п\п |
Наименование разделов |
Количество часов |
Формы и виды контроля |
||
Вceгo часов |
Теорети ческие |
Практиче ские |
|||
1 |
Улица полна неожиданностей |
2 |
1 |
1 |
Игры, выступления |
2 |
Наши верные друзья |
2 |
1 |
1 |
Викторина |
|
Это должны знать все |
5 |
2 |
|
Агитбригада |
4 |
Дорожная азбука |
6 |
|
|
Викторина |
5 |
Наш друг - светофор |
2 |
1 |
1 |
Выставка поделом |
6 |
|
1 |
0 |
1 |
Праздник |
7 |
Правила дорожного движения |
10 |
8 |
2 |
Игры |
8 |
Мой друг — велосипед! |
4 |
1 |
|
Соревнования |
9 |
Безопасность и правила безопасности |
1 |
0.5 |
0.5 |
Выставки, турниры Викторины |
10 |
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Викторина |
|
доврачебной медицинской
|
|
|
|
|
11 |
Пропаганда
|
1 |
0 |
1 |
Спектакли, выступления агитбригады, концерты. |
ИТОГО |
|
35 |
18 |
17 |
|
Содержание программы
Модуль 1. Улица полна неожиданностей.
Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? Безопасность на улице. Наш город, посёлок, где мы живём. Опасности на наших улицах. Мы идём в школу. Школа безопасности. Движение пешеходов и машин. Правила перехода через дорогу. Школа безопасности. Посвящение в пешеходы. Добрая дорога
Наши друзья — дорожные знаки. Знакомство со знаками. Дорожные знаки — пешеходам. Светофор и его сигналы. Виды пешеходных переходов. Чтение дорожных знаков. Творческая мастерская. Безопасный путь в школу. А знаешь ли ты. Почитаем знаки?
Правила движения в колонне. Где можно играть? Мы пассажиры общественного транспорта. Мы едем, едем, едем...Мы пассажиры личного транспорта. Загородная дорога. Пешеход на загородной дороге. Мой друг — велосипед. Учимся соблюдать ПДД. Итоговое занятие
Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице. «Безопасный путь : Дом-школа- дом». Школа безопасности. Движение пешеходов и машин. Улица .Тротуар .Проезжая часть. Где и как надо переходить дорогу? Дорожные знаки. Дорожная разметка и её предназначение. Перекресток и его виды. Итоговое занятие
Модуль 5. Наш друг — светофор
Светофор и его сигналы. Сигналы регулирования дорожного движения. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. «Красный, желтый, зеленый».
.
Модуль 6. Мы — ЮИД
Мы - пассажиры. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. Виды транспорта (наземный, водный, воздушный). Правила поведения в общественном транспорте.
«Учимся соблюдать правила дорожного движения» . Что такое —хорошо?. ПДД. Мой друг — велосипед. Ремень безопасности. Гимн ЮИД. ЮИД. Безопасное лето. Вместе. Подготовка праздничной программы. Мы — ЮИД.
« Улица и мы». Обязанности пешеходов. Сигналы светофора. Пешеходные переходы. Правила поведения на улице. Элементы улиц и дорог. Движение по улицам и дорогам. Переход улицы на нерегулируемом перекрестке. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки. Виды дорожных знаков. ГИБДД — помощник и друг.
Модуль 8. Мой друг — велосипед!
Правила езды на велосипеде по улицам и на проезжей части. Езда на велосипеде. Устройство велосипеда. Устройство велосипеда. Требования к велосипеду. Фигурное вождение велосипеда. Порядок движения группы велосипедистов. Освоение приемов профилактики и ремонта велосипеда. Устройство велосипеда.
ПДД и пешеход. Правила безопасности пешехода. Безопасное пользование общественным транспортом. Общественный транспорт. Правила безопасности пешехода. Я- пешеход. Я 6 в водители пошел, пусть меня научат! Я — водитель! Поведение во дворах и парковых зонах.
Мой двор. Запрещается, разрешается. Мастерская дорожных знаков. В мире дорожных знаков.
Общие принципы оказания доврачебной помощи. Знай и умей. Я сам. Состав и назначение автоаптечки. Чрезвычайные ситуации на дороге. Поведение при аварийной ситуации. Техника наложения повязок. Первая помощь при общих ранениях. Наложение жгута и повязок. Первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей. Остановка кровотечений. Первая помощь при несчастных случаях. Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца. Первая помощь при ожогах и отморожениях. Транспортировка при различных видах травм. Оказание первой доврачебной помощи.
Пропаганда ПДД
Требования к результатам обучения младших школьников:
• знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила перехода улиц и дорог;
• знать название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков;
• определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить улицу.
Уровни воспитательных результатов 1 уровень
Приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
2 уровень
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
3 уровень
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия
Литература:
- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребенка».
- Правила дорожного движения.
- Устав образовательного учреждения.
- Положение об отряде юных инспекторов движения.
- Научно — методическое обеспечение:
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД. Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
Газета «Добрая Дорога Детства».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.