Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа естественной направленности «МИР ВОКРУГ НАС»

  • docx
  • 16.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа Мир вокруг нас.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя  общеобразовательная школа «Перспектива»

 

 

ПРИНЯТО                                                                                                                                                     СОГЛАСОВАНО  

решением методического объединения                                                                                                     Зам. директора по УВР С.В.Бахирева 

учителей предметов естественнонаучного цикла                                                                                      

протокол от 10.06.2022 №5

                                                                  

                                                                                                              

 

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная  программа естественной направленности

«МИР ВОКРУГ НАС»

Возраст обучающихся: 11-17лет

Срок реализации: 5 лет.

 

 

Учитель биологии:

Смирнова Юлия Андреевна

 

2022-2027 уч.год

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Мир вокруг нас» имеет естественнонаучную направленность, способствует более успешному усвоению знаний по биологии. Происходит развитие обще учебных умений и навыков; навыков работы с лабораторным оборудованием; умений применять полученные знания на практике.  Программа осуществляет расширение кругозора обучающихся, направленного на дифференцированный и индивидуальный подходы и ориентированный на личностный рост учащихся с ОВЗ.

Программа «Мир вокруг нас» способствует более успешному усвоению знаний по биологии. Происходит развитие обще учебных умений и навыков; навыков работы с лабораторным оборудованием; умений применять полученные знания на практике.  Программа осуществляет расширение кругозора обучающихся, направленного на дифференцированный и индивидуальный подходы и ориентированный на личностный рост учащихся с ОВЗ.

Актуальность программы обусловлена тем, что детей школьного возраста очень важно научить целостному взгляду на мир, дать, представить, пусть не полную, но целостную картину мира, научить их пользоваться своим жизненным опытом. Необходимо показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошим условиям внешней среды. Обратить внимание на важную роль человека в поддержании, сохранении всего живого на земле.

Задача социального становления личности ребенка с особыми потребностями сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей с ОВЗ, детей- инвалидов сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.

Содержание программы направлено на то, чтобы сформировать у детей осознанное бережное отношение к объектам природы, а формировать пришкольный участок, дать необходимую сумму знаний, норм поведения общепринятых в обществе, научить адекватно, действовать в той или иной обстановке, познакомить с историей родного города, историей развития научно-технического прогресса (развитие транспорта, возникновение часов).

Содержание программы также охватывает вопросы о жизни животных и особенности развития растений, истории развития транспорта, родного города, планеты Земля, знакомство с природными объектами (воздух, вода, почва, солнце). Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия, норм поведения в природе, в общественных местах. Также школьники знакомятся с народными традициями родного края и других стран.

Формы работы: лабораторные и практические работы, работа на пришкольном участке, экскурсии, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций.

Виды занятий: интерактивные лекции с последующими практическими заданиями, занятие-игра, создание проектов.

Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.

Программа «Мир вокруг нас» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий на пришкольном участке. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.

На реализацию программы отводится 34 часов (1 час в неделю) 5-9 классы.

Цель программы: Формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе и формирование активной гражданской позиции школьников в области экологической культуры и средством по социализации учащихся с ОВЗ.

Задачи программы:

ПРЕДМЕТНЫЕ :

-систематизация знаний и расширение представления детей о предметах и явлениях общественной жизни, природы;
-обучение детей навыкам общения;  
-углубление знаний о современных проблемах экологии;
-выявление последствий воздействия человека на качество окружающей среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ :

-формирование навыков поведения в социуме;

-обогащение нравственного опыта детей;

-формирование бережного отношения к природным богатствам Родины, ее культуре и традициям;

-формирование понятия о взаимосвязях в природе, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;

-формирование интеллектуального и эмоционального отношения школьников к природе.
ЛИЧНОСТНЫЕ :

-развитие интеллекта, кругозора, воображения;
-развитие аккуратности, ответственности и самостоятельности ребенка.

Особенности организации образовательного процесса: набор детей в группы свободный, без предъявлений требований к уровню подготовленности обучающихся. Состав групп постоянный с участием детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Наполняемость учебных групп до 6 человек одного возраста или разного.

 

 

Структура программы.

       Программа «Мир вокруг нас» способствует более успешному усвоению знаний по биологии. Происходит развитие общеучебных умений и навыков; навыков работы с лабораторным оборудованием; умений применять полученные знания на практике.  Программа осуществляет расширение кругозора обучающихся.

       Формы работы: лабораторные и практические работы, экскурсии, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа.

 

 

Ожидаемые результаты.

У обучающихся могут быть развиты следующие личностные качества:

o        сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;

o        развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)

В результате реализации программы, обучающиеся будут уметь:

o        определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;

o        работать с различными источниками информации;

o        составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

o        работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

o        в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

·         вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

·         биологическую терминологию и символику;

·         основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная,  эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

·         строение биологических объектов: генов и хромосом,  клетки,  тканей, органов, систем органов, организма растений, животных, человека, грибов, бактерий,; вида и экосистем (структура);

·         сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере.


Форма учебных занятий

пп

Наименование

1

Школьная викторина

2

Практикум на пришкольном участке

3

Занятие исследования

4

Занятие развития творчества (нестандартные ситуации, проблемы и т.д.)

5

Интеллектуальное соревнование (конкурс, соревнование)

6

Занятие смотра знаний (по окончании изучения темы)

7

Игра (дидактическая, ролевая, деловая, КВН, заочное путешествие и т.д.)

8

Полевые и виртуальные экскурсии (технология наблюдения, отчета)

9

Треннинг (отработка определенных правил: работать в группах, парах, подготовка рецензии на текст и др.)

 

Содержание программы

5 класс


1.Введение (4ч)
Биология – наука о живой природе. Знания биологии необходимы в повседневной жизни 
Живая и неживая природа
Методы изучения живой природы
Лабораторная работа «Эксперимент, наблюдение, измерение.  Что выбрать?»
Невидимое станет видимым
Лабораторная работа «Изучение строения микроскопа»

2.Цитология  (2ч)
Лабораторная работа «Изучение строения растительной клетки»
Модель клетки. Распознавание основных органоидов клетки.
Наука цитология.
Творческая мастерская «Моделирование животной и растительной клеток»

3. Царство растений (13ч)
Творческая мастерская «Изготовление макета  этапов развития семени фасоли»
Условия прорастания семян.
Практическая работа «Определение условий прорастания семян»
Практическая работа «Прорастание семени гороха»
Химический состав растений.
Лабораторная работа «Химический состав растений»
Физиология растений.
Лабораторная работа «Испарение воды листьями»
«Зачем растению паспорт?»
Творческая мастерская «Паспортизация комнатных растений»
Изготовление инструкций по уходу за комнатными растениями.
Необычные растения.
Творческая мастерская «Создание фотоподборки необычных, декоративных, растительноядных и т.п. растений »
Зелёная аптека.
Творческая мастерская «Создание подборки лекарственных растений»
О чём говорят названия растений?
Творческая мастерская «Почему мы их так называем»Загадки о растениях и животных.
Чем занимается наука систематика.
Творческая мастерская «Создание конструктора Царств живой природы»

Почему море назвали Красным?
Лабораторная работа «Многообразие водорослей»

Почему не растут в тундре пальмы.


4.Царство Бактерии (1ч)
Творческая мастерская «Изготовление бактериальной клетки»


5. Царство Грибы (1ч)

Эта страшная плесень.
Лабораторная работа «Выращивание плесени. Рассматривание плесени под микроскопом».

 
6. Царство Животные (4ч)
Кто живёт в аквариуме.
Что у кита на обед?
Мой домашний любимец.
Следопыты.
Творческая мастерская Создание биологической игры «Угадай животное» (распознавание животного по контуру)


7. Вирусы-неклеточные формы (1ч)
Пришельцы из космоса или земные обитатели?
Творческая мастерская «Как выглядят вирусы»
Создание фотоколлекции вирусов с использованием Интернет – ресурсов.

8. Палеонтология (4ч)
Как развивалась жизнь на Земле.
Творческая мастерская «Лента времени»
Мир динозавров.
Творческая мастерская «Парк юрского периода»
Творческая мастерская «Человек будущего»

9. Деятельность человека и природа (3ч)
Творческая мастерская «Виртуальное путешествие по Красной книге»
Цветоводство.
Творческая   мастерская «Как оформить клумбу»
Экотуризм.

 
10.Итоговые занятия-Мини – конференция (1ч)
Презентация проекта.

 

6 класс

 

 

1. Вводное занятие «Осенние явления в природе» (2 ч)

 

Знакомство с планом работы элективного курса. Фенология — наука о сезонных изменениях в природе. Осенние явления в природе: изменение длины светового дня; осенние изменения температурного режима; изменение окраски листьев, листопад; созревание и распространение семян; отлет птиц; изменение активности насекомых и других животных.

 

2. Многообразие растений. Культурные и дикорастущие растения.

Карл Линней и его труды (2 ч)

 

Многообразие растений: культурные и дикорастущие растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники и кустарнички, травы. Ботаника — наука о растениях. Карл Линней — создатель классификации растений на основании строения цветка (количества тычинок и способов их прикрепления) и других особенностей растений. Система двойных  названий видов.

 

3. Дикорастущие растения, правила их сбора и подготовки  гербария (2 ч)

 

Однолетние и многолетние дикорастущие растения. Правила сбора растений для создания гербария. Правило заполнения этикеток для гербарных листов. Заготовка природных материалов для композиций. Определение собранных растений. Подготовка гербария.

 

4. Пищевые растения; съедобные грибы (2 ч)

 

Основные пищевые растения: пшеница, рожь, кукуруза, рис. Многоообразие сортов, особенности их районирования и выращивания, пищевая ценность злаков. Традиции использования этих растений в разных национальных культурах.

 Изображения пищевых растений в гербах стран и городов. Картофель — «второй хлеб». Особенности строения и выращивания картофеля, его пищевая ценность и история возделывания в Европе. Съедобные грибы.

 

5. Лекарственные растения (2 ч)

 

Лекарственные растения — источник здоровья. Что такое фитотерапия? История народной  фитотерапии. Содержание различных химических соединений в растениях, их комплексное воздействие на организм. Правила сбора, хранения и использования лекарственных растений.

 

6. Ядовитые растения и грибы (2 ч)

 

Описания ядовитых растений и грибов и их воздействий на организм человека. Причины отравлений. Алкалоиды, содержащиеся в растениях, и их значение. Лечебный эффект от использования яда в малых количествах. Распознавание ядовитых растений и грибов по их изображениям и муляжам. Начальные  признаки отравлений, меры доврачебной помощи пострадавшему.

7. Технические растения (2 ч)

 

Технические растения, используемые в текстильной промышленности: хлопчатник, лен. Хлопчатник: история возделывания, особенности выращивания, селекция, использование человеком. Лен-долгунец и лен-кудряш: история возделывания, особенности выращивания, одежда и ткани из льна, лен в русской национальной традиции и народном творчестве. Кунжут и конопля — их техническое использование: изготовление веревок, канатов, мешковины. Сахарная свекла и другие технические растения.

 

8. Масличные растения (2 ч)

 

Отличия растительных жиров от жиров животного происхождения. Особенности растительного масла (оливкового и подсолнечного). История возделывания оливы. Символика, связанная с оливковым деревом. Подсолнечник: история возделывания в мире и в России, особенности выращивания, селекция. Другие масличные культуры: рапс, горчица, соя, кукуруза.

 

9. Кормовые растения (2 ч)

 

Пища для домашних животных. Степные и луговые растения. Сенокос. Сено — корм для копытных животных. Кукуруза, сахарная и кормовая свекла, турнепс, люпин, соя и другие бобовые. Силосование. Борщевик гибридный — зарастание им полей и огородов. Здоровье домашних животных — залог здоровья человека.

 

10. Декоративные растения (2 ч)

 

Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений. Краткие сведения об их биологических особенностях, декоративных качествах, агротехнике и использовании.

11. Растения в прикладном искусстве (2 ч)

 

Роспись тканей и посуды: растительные мотивы и краски, получаемые из растений. Растения в интерьере и озеленении городов. Живопись, марки, гербы с изображением растений.

12. Растения в легендах и мифах (2 ч)

 

Нарцисс — первый цветок весны, символ самовлюбленного человека. Анютины глазки — цветок Юпитера и дня всех влюбленных. Лилия — символ невинности, чистоты. Гвоздика — цветок крови, цветок революции. «Язык цветов». Правила и традиции составления и преподнесения букетов.

 

13. Весенние явления в природе (2 ч)

 

Изменение длины светового дня, температурного режима, таяния льда (снега, сосулек), просыхание почвы. Признаки весеннего пробуждения природы: набухание почек, появление первоцветов, прилет птиц и их поведение, появление первых насекомых и т. п. Правила поведения в природе весной. Весенняя природа в народном творчестве, художественной литературе и искусстве.

 

14.                Растения на пришкольном, дачном участке (4 ч)

 

Обоснованный подбор растений для посадки на пришкольной территории. Посадка растений и весенние работы на пришкольной территории. Подбор растений в соответствии с потребностями семьи. Определение оптимального варианта для получения положительных результатов выращивания растений на дачном участке. Учет биоритмов растений, «цветочные часы», взаимоуживаемость растений.

 

15. Сады и парки городов (4 ч)

 

Знаменитые сады и парки мира (по выбору учащихся и учителя).

 

7 класс

 

1.Вводное занятие - 2 ч.

Теоретическая часть: 

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практическая  часть. 

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

2. Определители флоры и фауны - 4 ч.

Теоретическая часть: 

Понятие об определителе флоры и фауны.

Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.

Практическая  часть. 

Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсии

3. Гербарий растительности - 6 ч.

Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практическая  часть. 

 Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

4. Редкие и исчезающие виды флоры Ярославской области. - 14 ч.

Теоретическая часть: 

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Ярославской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Ярославской области.

Практическая  часть. 

 Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Ярославской  области. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ярославской области".

5. Особо охраняемые территории родного края. - 6 ч.

Теоретическая часть: 

Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Ярославской области.

Практическая  часть. 

 Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна Дарвинского заповедника). Написание реферата "Флора и фауна Дарвиновского заповедника".

6.Экологические факторы и среды жизни организмов. - 8 ч.

Теоретическая часть: 

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

Практическая  часть. 

 Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".

Иссл. работа. 

Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

 

8 класс

 

Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1ч)

Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет.

Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.

 

Тема 2. Условия существования животных (4ч)

Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.

Экскурсия.

Условия обитания животных.

Тема 3. Среды жизни (5ч)

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.

Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.

Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.

Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных.

Тема 4. Жилища в жизни животных (1ч)

Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.

Основные понятия: жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.

 

Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (Зч)

Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.

Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.

Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.

Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.

Основные понятия: внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь.

Тема 6. Свет в жизни животных (1ч)

Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.

Основные понятия: органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим.

Тема 7. Вода в жизни животных (2 ч)

Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Эко логические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.

Основные понятия: содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма.

Лабораторная работа.

Реакция дождевых червей на различную влажность почвы.

Тема 8. Температура в жизни животных (2ч)

Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.

Основные понятия: холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные.

Лабораторная работа.

Движение амебы при разных температурах.

Тема 9. Кислород в жизни животных (1ч)

Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.

Основные понятия: окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных.

Домашняя практическая работа. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни.

Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных (4 ч)

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.

Лабораторная работа. 

Влияние сезонных изменений на развитие насекомых.

Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной.

Тема 11. Численность животных (3 ч)

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных.

Основные понятия: область распространения, неоднородность

среды, плотность населения, численность популяции, динамика

численности.

Лабораторная работа. Динамика численности дрозофилы.

Тема 12. Изменения в животном мире Земли (7 ч)

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.

Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.

Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения, Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк.

Экскурсия. Памятники природы.

 

9 класс (34 часов)

 

Раздел №1. Биология - наука о живой природе (1 час)

Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие.

Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Раздел №2. Клетка как биологическая система (7 часов)

Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов - основа единства органического мира, доказательства родства живой природы.

Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.

Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез.

Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства.

Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Определение набора хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов.

Раздел №3. Организм как биологическая система (10 часов)

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы — неклеточные формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных.

Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Причины нарушения развития организмов.

Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Основные генетические понятия. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека.

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т. Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.

Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Норма реакции.

Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.

Селекция, её задачи и практическое значение. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.

Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

Раздел № 4. Многообразие организмов (6 часов)

Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.

Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

Царство растений. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений.

Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на  Земле

Царство животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих.

Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем  органов у животных.

Раздел № 5. Человек и его здоровье (4 часов)

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы, опорно-двигательной, покровной, выделительной систем. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов.

Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа

жизни

Раздел № 6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира (3 часов)

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования.

История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции.

Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы.

Макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Направления и пути эволюции: биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.

Раздел № 7. Экосистемы и присущие им закономерности  (2 часа)

Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правила экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций.

Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем. Решение экологических задач.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах, роль в нем организмов разных царств. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ - основа устойчивого развития экосистем.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Эволюция биосферы.

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Защита среды от загрязнений. Сохранение биологического разнообразия планеты. Охрана растительного и животного мира. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование 5 класс

 

№ пп

                   Тема

Число

Время проведения занятий

Форма занятий

Количество часов

Место проведения

Форма контроля

1.

Введение.

2

14.20

беседа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Сообщение

2

 

Живая и неживая природа

9

14.20

экскурсия

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Задание

3.

Методы изучения живой природы

16

14.20

Лабораторная работа «Эксперимент, наблюдение, измерение.  Что выбрать?»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

   4.

Невидимое станет видимым

 

23

14.20

Лабораторная работа «Изучение строения микроскопа»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

5.

Наука цитология

30

14.20

Лабораторная работа «Изучение строения растительной клетки»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

6.

Наука цитология.

7

14.20

Творческая мастерская «Моделирование животной и растительной клеток»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

7.

Семя – это будущее растение.

14

14.20

Творческая мастерская «Изготовление макета этапов развития семени фасоли»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

8.

Условия прорастания семян.

21

14.20

Практическая работа «Определение условий прорастания семян»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

9.

Условия прорастания семян.

28

14.20

Практическая работа «Прорастание семени гороха»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

10.

Химический состав растений.

11

14.20

Лабораторная работа «Химический состав растений»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

11.

Физиология растений.

18

14.20

Лабораторная работа «Испарение воды листьями»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

12.

«Зачем растению паспорт?»

25

14.20

Творческая мастерская «Паспортизация комнатных растений»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

13.

Необычные растения.

2

14.20

Творческая мастерская «Создание фотоподборки необычных, декоративных, растительноядных и т.п. растений»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

14.

Зелёная аптека.

9

14.20

Творческая мастерская «Создание подборки лекарственных растений»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

15.

О чём говорят названия растений?

16

14.20

Творческая мастерская «Почему мы их так называем»

 (о происхождении названий некоторых растений)

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

16.

Чем занимается наука систематика.

23

14.20

Творческая мастерская «Создание конструктора Царств живой природы»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

17.

Где живут бактерии?

30

14.20

Творческая мастерская «Изготовление бактериальной клетки»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

18.

Эта страшная плесень.

13

14.20

Лабораторная работа «Выращивание плесени. Рассматривание плесени под микроскопом».

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

19.

Кто живёт в аквариуме.

20

14.20

Практическая работа «Определение организмов живущих в аквариуме».

 

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

20.

Что у кита на обед?

27

14.20

Творческая мастерская «Изготовление клеток простейших».

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

21.

Пришельцы из космоса или земные обитатели?

03

14.20

Творческая мастерская «Как выглядят вирусы»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

22.

Почему море назвали Красным?

10

14.20

Лабораторная работа «Многообразие водорослей»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

23.

Почему не растут в тундре пальмы.

17

14.20

Творческая мастерская «Природные зоны Земли» (игра - путаница)

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

24.

Как развивалась жизнь на Земле.

24

14.20

Творческая мастерская «Лента времени»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

25.

Мир динозавров.

03

14.20

Творческая мастерская «Парк юрского периода»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

26.

Палеонтология.

10

14.20

Творческая мастерская «Человек будущего»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

27.

Загадки о растениях и животных.

17

14.20

Игра – конкурс.

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Квест

28.

Мой домашний любимец.

24

14.20

Творческая мастерская – описание наблюдений за любимым домашним животным.

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

29.

Следопыты.

7

14.20

Творческая мастерская Создание биологической игры «Угадай животное» (распознавание животного по контуру)

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

30.

Деятельность человека и природа.

14

14.20

Творческая мастерская «Вторая жизнь»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

31.

Красный – цвет тревоги.

21

14.20

Творческая мастерская «Виртуальное путешествие по Красной книге»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

32.

Цветоводство.

28

14.20

Творческая   мастерская «Как оформить клумбу»

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

33.

Экотуризм.

 

 

05

14.20

Творческая мастерская «Прекрасное - рядом»

 

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

34.

Итоговое занятие

 

12

14.20

Мини – конференция.

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Викторина

 

 

 

 

 

 

6 класс

 

№ пп

Тема

Формы проведения занятий

Количество часов

Место проведения

Форма контроля

1.

Вводное занятие

 

 

Лекция

 

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Сообщение

2

 

Экскурсия в осенний парк

 

 

Обзорная экскурсия в осенний парк

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Задание

3.

Культурные и дикорастущие растения

 

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

   4.

 Карл Линней и его труды

 

 

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

5.

Дикорастущие растения

 

 

 

Чаепитие «У бабушки травинки»

 

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

6.

Правила сбора и подготовки гербария

 

 

Круглый стол

 

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

7.

Пищевые растения.

 

 Оформление стенда «Синий лён»

 

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

8.

 Съедобные грибы.

 

 

 

Сообщения, выставка рисунков, репродукций, фотографий растений

 

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

9.

Лекарственные растения

практическая работа с гербариями

 

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

Практическая работа

10.

Чаепитие «У бабушки травянки»

 

 

 

 Оформление стенда «Декоративные растения»

 

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

11.

Ядовитые растения

Оформление фотоальбома «Растения в  декоративно-прикладном искусстве»

 

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

12.

Ядовитые

 (несъедобные) грибы

 

Сообщения

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

13.

Технические растения, используемые в текстильной промышленности

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

14.

Другие технические растения

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

15.

 

Масличные   растения:  подсолнечник и олива

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

16.

 

Масличные   растения: рапс, горчица, соя, кукуруза и др.

 

 

Практическая работа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

17.

 

Степные и луговые растения

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

18.

 

Многообразие кормовых растений

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

19.

Многообразие видов, культур, сортов, форм декоративных растений.

Видео-лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

20.

 

Биологические особенности декоративных растений

 

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

21.

Растения в интерьере и озеленении городов

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

22.

 

Живопись, марки, гербы с изображением растений.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

23.

 

«Язык цветов».

Практическая работа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

24.

 

Правила и традиции составления и преподнесения букетов.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

25.

 

Признаки весеннего пробуждения природы

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

26.

Весенняя природа в народном творчестве, художественной литературе и искусстве.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

27.

 

Подбор растений для посадки на пришкольной территории

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Квест

28.

Посадка растений и весенние работы

Практическая работа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

29.

 

Подбор растений в соответствии с потребностями семьи.

Практическая работа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

30.

«Цветочные часы», взаимоуживаемость растений.

 

Практическая работа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

31.

Знаменитые сады и парки мира

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

32.

Знаменитые сады и парки мира

Практическая работа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

33.

 

Знаменитые сады и парки мира

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческая работа

34.

 

Знаменитые сады и парки мира

Игра

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Викторина

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование 7 класс


 

Название темы

Формы занятий

Всего часов

Место проведения

Формы контроля

1.

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Собеседо

вание

2

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

Пр. работа

 

 

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

отчёт

3

Понятие об определителе флоры и фауны.

Журнал

 

 

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Собеседо

вание

4

Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.

Пр. работа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

отчёт

5

Работа с определителем.

Пр. работа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Собеседо

вание

6

Работа с определителями видового разнообразия флоры  парка, луга.

Экскурсия

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Отчёт

7

Понятие о гербарии.

Беседа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Собеседо

вание

8

Классификация гербариев.

Демонст

рация

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Собеседо

вание

9

Методика и правила сбора растений.

Демонст

рация

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Собеседо

вание

 10

Знакомство с гербариями.

Беседа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Анализ

11

Изготовление папки для гербария.

Круглый стол

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Собеседо

вание

12

Изготовление гербариев.

Акция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческий отчёт

13

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

Собеседо

вание

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Собеседо

вание

14

Красная книга. Виды растений Ярославской области, занесенных в Красную книгу.

Творческий отчёт

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Собеседо

вание

15

Реликты и эндемики флоры Ярославской области.

Анализ

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческий отчёт

16

Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам.

Собеседо

вание

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

тест

17

Изучение Красной книги Ярославской области. Составление карты ареалов редких видов растений.

Собеседо

вание

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческий отчёт

18

Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Ярославской области".

Творческий отчёт

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

19

Охрана растений родного края.

Творческий отчёт

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Собеседо

вание

20

Это должен знать каждый!

Анализ

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Собеседо

вание

21

Охраняемые территории, причины их организации и значение.

Собеседо

вание

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческий отчёт

22

Классификация заповедников. Заповедники Ярославской области.

Творческий отчёт

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Собеседо

вание

23

Работа с зоогеографическими картами заповедников.

Собеседо

вание

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческий отчёт

24

Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой.

Собеседо

вание

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Собеседо

вание

25

Работа с Красной книгой (флора и фауна дарвиновского заповедника).

Творческий отчёт

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Задание

26

Флора и фауна дарвиновского заповедника.

Творческий отчёт

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Собеседо

Вание

27

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы.

Анкетиро

вание

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Задание

28

Биологические ритмы.

Собеседо

вание

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Задание

29

Растения-индикаторы.

 

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Тест

30

Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

Собеседо

вание

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Сообщение

31

Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению".

Собеседо

вание

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Практическая работа

32

Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

Творческий отчёт

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Задание

33

Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

Собеседо

вание

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Тест

34

Правила поведения в лесу,

Отчёт

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Творческий отчёт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Календарно-тематическое планирование в 8 классе

 

Тема

Время проведения занятий

Формы проведения занятий

Количество часов

Место проведения

Формы контроля

1.

Введение в экологию животных.

ВУ

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

-

2

Многообразие условий обитания. Экскурсия «Условия обитания животных»

УИНМ

Пр. работа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

-

3

Среды жизни.

УИНМ

Журнал

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

4

Взаимосвязи организма и среды обитания.

УИНМ

Пр. работа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

5

Предельные условия существования животных.

УИНМ

Пр. работа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

6

Животный мир суши.

УИНМ

Экскурсия

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

7

Животный мир суши.

УИНМ

Беседа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

8

Животный мир морей и рек.

УИНМ

Демонстрация

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Тематический фронтальный

9

Животный мир почвы

УИНМ

Демонстрация

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий

индивидуальный

 10

Живой организм как среда обитания животных.

УИНМ

Беседа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий

индивидуальный

11

Жилище как среда обитания и одно из условий существования.

УИНМ

Круглый стол

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

 

12

Взаимоотношения между животными одного вида.

УИНМ

Акция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

13

Взаимоотношения между животными разных видов.

Животные и микроорганизмы.

УИНМ

Собеседование

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

14

Яды  для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез.

УКЗ

Творческий отчёт

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

15

Свет в жизни животных 

УИНМ

Анализ

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

16

Вода  в жизни животных 

УИНМ

Собеседование

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

17

Экологические группы животных по отношению к воде.

УИНМ

Собеседование

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

18

Значение тепла для жизнедеятельности животных.

УИНМ

Творческий отчёт

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Тематический фронтальный

19

Экологические группы животных по отношению к теплу.

 

УИНМ

Творческий отчёт

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Тематический

индивидуальный

 

20

Воздух  в жизни животных 

УИНМ

Анализ

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

21

Сезонные изменения в жизни животных как приспособления к меняющимся условиям.

УИНМ

Собеседование

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

22

Приспособления животных к сезонам года

УИНМ

Творческий отчёт

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

23

Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

УИНМ

Собеседование

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

24

Лаб. работа «Влияние сезонных изменений  на развитие насекомых»

ПУ

Собеседование

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Тематический фронтальный

25

Популяции животных.

УИНМ

Творческий отчёт

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

26

Плотность популяции.

УИНМ

Творческий отчёт

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

27

Численность популяции.

УИНМ

Анкетирование

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

28

Многочисленные и малочисленные виды.

УИНМ

Собеседование

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Тематический фронтальный

29

Естественное и искусственное изменение условий обитания.

УИНМ

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

Текущий индивидуальный

30

Животные и человек.

УИНМ

Собеседование

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

31

Редкие и охраняемые животные.

УИНМ

Собеседование

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Тематический фронтальный

32

Гиганты  моря.   Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы.    Отряд Акулы  и Скаты.

УКЗ

Творческий отчёт

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

33

Гиганты  моря.  Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.

УП

Собеседование

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

34

Гиганты  суши.  Класс Млекопитающие. Отряд  хоботные. Отряд  Хищные. Семейство медвежьи.

УП

Отчёт

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Фронтальный


Учебно-тематическое планирование 9 класс

 

Тема занятия

Время проведения занятий

Формы проведения занятий

Количество часов

Место проведения

Формы контроля

1.

№1. Биология как наука.

Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

 

 

Лекция

 

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

-

2

№2. Клеточная теория.

Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

-

3

№3. Многообразие клеток. Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов.

 

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

4

№4. Химическая организация клетки. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

5

№5. Фотосинтез, его значение.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

6

№6. Реакции матричного синтеза. Биосинтез белков. Генетический код, свойства кода.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

7

№7. Хромосомы.

Жизненный цикл клетки.

Митоз.Мейоз.

 

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

8

№ 8.Тестирование

 

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Тематический фронтальный

9

№9. Разнообразие организмов.

Вирусы — неклеточные формы жизни

 

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий

индивидуальный

 10

№10. Половое и бесполое размножение организмов.

Способы размножения организмов.

 

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий

индивидуальный

11

№11. Генетика, как наука, ее методы.  Основные генетические понятия.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

 

12

№12. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Менделя.

 

Сообщения

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

13

№13. Хромосомная теория наследственности. Законы  Т. Моргана.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

14

№14. Наследование генов, сцепленных с полом.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

15

№15. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

Развитие знаний о генотипе.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

16

№16. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость.

Виды наследственной изменчивости.

 

Практическая работа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

17

№17. Селекция, ее развитие и  основные методы. Биотехнология.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

18

№18.Тестирование

 

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Тематический фронтальный

19

№19. Систематика. Основные систематические группы живых организмов.

Бактерии, грибы, лишайники.

 

Видео-лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Тематический

индивидуальный

 

20

№20. Классификация растений.

Водоросли, мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

21

№21. Голосеменные и Покрытосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

22

№22. Царство Животные,  Одноклеточные животные. Основные типы беспозвоночных.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

23

№23. Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых  в природе и жизни человека. Эволюция  строения и функций органов и систем органов у животных.

 

Практическая работа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

24

№ 24. Тестирование

 

 

 

Тест

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Тематический фронтальный

25

№ 25.Строение организма человека. Система органов человека.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

26

№26. Внутренняя среда организма человека. Группы крови.  Иммунитет.  Системы  органов кровообращения и лимфообращения.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

27

№27. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

28

№28.Тестирование

 

 

Практическая работа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Тематический фронтальный

29

№29. Вид, его критерии. Характеристика популяции. Основные факторы эволюции..

 Микроэволюция  и макроэволюция. Результаты эволюции.

 

Практическая работа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

Текущий индивидуальный

30

№30. Происхождение человека.

Движущие силы и этапы эволюции человека.

Биосоциальная природа человека.

 

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

31

№31. Тестирование

 

 

Практическая работа

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Тематический фронтальный

32

№32. Среда обитания, экологические факторы. Экосистема, ее компоненты. Биотические связи в экосистемах.

 

Лекция

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

33

№33. Биосфера, ее компоненты.

Проблемы устойчивого развития биосферы.

 

Игра

1

МБОУ СОШ

«Перспектива»

 

Текущий индивидуальный

34

№34. Итоговое тестирование

 

-

 

 

Фронтальный

 

Требования к знаниям и умениям  учащихся:

В результате посещения элективного курса ученик  на базовом уровне должен:

  Знать  /понимать:

Ø основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная,  эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

Ø строение биологических объектов: генов и хромосом,  клетки,  тканей, органов, систем органов, организма растений, животных, человека, грибов, бактерий,; вида и экосистем (структура);

Ø сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

Ø вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

Ø биологическую терминологию и символику;

Научится:

Ø объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;

Ø решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

Ø описывать особей видов по морфологическому критерию;

Ø выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

Ø сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

Ø анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Ø изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

Ø находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Ø соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

Ø оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

Ø оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение

 

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЁ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Литература для учителя

1.                  Биология: материалы к урокам-экскурсиям. / В.Г. Бабенко, Е.Ю. Зай­цева, А.В. Пахневич, И.А. Савинов. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 288 с.

2.                  Глебова, В.Д. Организация и проведение экологического практикума со школьниками в 5-8 классах: методические рекомендации / В.Д. Глебова,Н.В. Позднякова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - 60 с.

3.                  Денисов, Г.А. Удивительный мир растений / Г.А. Денисов. - М.: Про­свещение, 1981.- 126 с.

4.                  Калинова, Г.С. Методика обучения биологии: 5-7 кл.: Растения. Бакте­рии. Грибы. Лишайники / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.-224 с.

5.                  Люнькова, И.М. О чем поведали названия растений (лекарственные растения) / И.М. Люнькова; под ред. Л.П. Анастасовой. - М.: Институт обще­го образования МО РФ, 1992. - 145 с.

6.                  Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспи­танию: пособие для воспитателей дошк. учреждений и учителей нач. шк. / Л.П. Молодова. - Мн.: ООО «Асар» - 2004. - 512 с.

7.                  Прохорова, С.Ю. Изучение растений с младшим школьниками / С.Ю. Прохорова, П.М. Фоминых, Т.В. Чистякова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005.-С. 25-34.

8.                  Шилова, С.Д. Растения (познавательные задания) / С.Д. Шилова; под редакцией Л.П. Анастасовой. - М.: Институт общего образования МО РФ, 1992,- 96 с.

9.                  Шорыгина, Т.А. Злаки. Какие они? Книга для воспитателей, гуверне­ров и родителей (Путешествие в мир природы и развитие речи) / Т.А. Шоры­гина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 48 с.

10.              Шорыгина, Т.А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувер­неров и родителей (Путешествие в мир природы и развитие речи) / Т.А. Шо­рыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 88 с.

11.              Шорыгина, Т.А. Травы. Какие они? Книга для воспитателей, гувер­неров и родителей (Серия «Путешествие в мир природы. Развитие речи») / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 72 с.

12.              Пономарева И.Н. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайникики.  с [Текст]: методическое пособие для учителя / ИН. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. — М.: Вентана-Граф, 2005.

13.              Тушина КА. Использование компьютерных технологий в обучении биологии [Текст] / И.А. Тушина II Первое сентября. Биология, 2003. -. .1Ча27-28.

 

Литература для учащихся

1.                  Бровкина, Е.Т. Атлас родной природы. Животные водоемов и побе­режий: учебное пособие для школьников младших и средних классов / Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. - М.: Эгмонт Россия, 2001. - 64 с.

2.                  Бровкина, Е.Т. Рыбы наших водоемов (Твой первый атлас- определитель) / Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2004. - 64 с.

3.                  Былова, А.М. Экология растений: пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / А.М. Былова, Н.И. Шорина; под ред.

Н.М. Черновой. - М.: Вентанна-Графф, 2002. - 224 с.

4.                  Карпатова, Н.Н. Комнатные растения в интерьере / Н.Н. Карпатова. - М: Издательство Московского Университета, 1989. - 187 с.

5.                  Кивотов, С.А. Юному садоводу / С.А. Кивотов. М.: Детская лите­ратура, 1977. - 175 с.

6.                  Козлова, Т.А. Растения водоема (Твой первый атлас-определитель) / Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2005. - 63 с.

7.                  Козлова, Т.А. Растения луга (Твой первый атлас-определитель) / Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. -М.: Дрофа, 2004. - 64 с.

8.                  Миловидова, И.В. Цветы вокруг нас / И.В. Миловидова. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1986. - 158 с.

9.                  Небесный, С.И. Юным овощеводам / С.И. Небесный. - М.: Детская литература, 1988. - 94 с.

10.              Акимушкин И.И Занимательная. биология [Текст] / И.И. Акимушкин. — М.: Молодая гвардия, 1972. —304 с.

11.              Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночныё и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004. — 234с.

12.              . Акимушкин И. И. Мир животных . (млекопитающие или звери) [Текст]/ И.И. Акимушкин. — М.:. Мысль, 2004. 318 с

13.              Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, науки, домашние животные) [Текст] / И.И. Акимушкин. — М.: Мысль, 2004. —213 с.

14.              Акимушкин И. И Невидимые нити природы [Текст] / И.И. Акимушкин. М.: Мысль, 200. 142 с

15.              . Верзилин ИМ. По следам Робинзона [Текст] / Н.М. Верзилин. М.: Просвещение, 1994.

16.              Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы [Текст] / авт.-сост.М.МБоднарук, КВ. Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.

17.              Кристиаи де Дюв. Путешествие в мир живой клетки [Текст] / Кристиан де Дюв. — М.: Мир, 1987. Энциклопедия для детей. Биология [Текст]. — М.: Аванта+, 1996.

18.              Красная книга Ярославской области [Текст] / под науч. ред. Е.А. Артемьевой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С. Ракова; Рохлов, В.С. Занимательная ботаника: книга для учащихся, учите­лей и родителей / В.С. Рохлов, В.А. Теремов, Р.А. Петросова. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2002.-432 с.

Мультимедийная Поддержка курса

1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. . Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма х1 С», Издательский центр Вентана-Граф, 2007.

2. Биология. Животные. . Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр Вентала-Граф, 2007

Условия реализации программы:

 

1.      Наличие  в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.

2.      Наличие необходимых учебников и электронных  учебных пособий по биологии.

3.      Наличие презентаций уроков  по различным разделам биологии.

4.      Наличие различных вариантов  контрольно-измерительных материалов   ГИА по биологии  в печатном и электронном формате.

5.      Наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ГИА по биологии.

 

Учебники для учащихся:

1.  Биология. Живой организм. Н.И.Сонин

2.   Многообразие живых организмов. 7 класс Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология..

3.Биология. Животные.7 класс.  Латюшин В. В., Шапкин В. А

4.   Биология. Человек. 8 кл.  Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.

5.   Био­логия. Общие закономерности.9 кл. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.

 

Учебные пособия для учащихся:

1.                  Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2005.

2.                  Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.

3.                  Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.

4.                  Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.

5.                  Лернер Г.И .ГИА 2010.Биология:сборник заданий :9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2009

6.                  Лернер Г.И.  ГИА 2011.Биология:сборник заданий:9класс-М.:Эксмо,2012.-240с..

 

Электронные  учебные пособия:

1.Учебное электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий.

2.Учебное  электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий

3.  Интерактивный курс биологии « Экзамен Медиа»

4.Наглядные пособия.

5.Большая  энциклопедия

6. Презентации к урокам.

 

 Ресурсы Интернет

www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации

www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ

www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"

www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России

http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru