Название программы |
Аэрополеты |
|
Направленность программы |
Техническая |
|
Классификация программы |
Общеразвивающая, модульная |
|
Ф.И.О. педагога, реализующего программу |
Андреева Ольга Николаевна, заместитель директора; Новоселов Андрей Михайлович, педагог дополнительного образования |
|
Год разработки |
2021 год |
|
Территория |
ХМАО-Югра, Сургутский район, г.Лянтор |
|
Юридический адрес учреждения |
Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628433, Сургутский район, г.п. Белый Яр, ул. Лесная, 8б |
|
Контакты |
Телефон: 8 (3462) 74‑56-01, 8 (3462) 74‑86-30 е-mail: rcdt61@mail.ru |
|
Аннотация |
Данная программа предполагает дополнительное образование детей в области современных и инновационных направлений в малой беспилотной авиации. Занимаясь по данной программе, обучающиеся получат знания и умения, которые позволят им понять основы устройства беспилотного летательного аппарата, принципы работы всех его систем и их взаимодействия. Актуальность программы обусловлена требованиями общества на воспитание технически грамотных специалистов в области аэротехнологий. В последние годы значительно увеличился интерес к аэротехнологиям, принципам проектирования беспилотных летательных средств, основам пилотирования, аэросъёмки, программированию полётной микроэлектроники. В связи с ростом возможностей и повышения доступности дронов, их потенциал использования в разных сферах жизнедеятельности человека стремительно растет. Это создает необходимость в популяризации такой профессии, как оператор беспилотных авиационных систем. В связи с этим перед дополнительным образованием стоит цель: привлечь обучающихся к занятиям по аэротехнологиям. Программа нацелена на совершенствование интереса обучающихся к аэротехнологиям и формирует мотивацию к изучению электродвигателей, знакомит с расчетом воздушных винтов, радиоаппаратурой и способами управления дронов. |
|
Цель |
содействовать формированию у детей компетенций, необходимых для работы с беспилотными авиационными системами, к инженерной и изобретательской деятельности и современным технологиям производства. |
|
Задачи |
- Развитие у детей воображения, пространственного мышления, воспитание интереса к технике и технологиям. - Воспитание трудолюбия, развития трудовых умений и навыков, расширение политехнического кругозора, умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. - Повышение сенсорной чувствительности, развитие мелкой моторики и синхронизации работы обеих рук за счет обучения пилотирования и аэросъемки с беспилотных летательных аппаратов. - Ознакомления детей с духом научно-технического соревнования, развитие умения планировать свои действия с учетом фактора времени в обстановке с элементами конкуренции. - Обучение детей проектированию, сборке и программированию беспилотных летательных аппаратов, - использованию современных средств автоматического контроля и управления для создания интеллектуальных БАС. - Выработка навыков пилотирования беспилотных летательных аппаратов, совершенствование знаний основных принципов механики и аэродинамики; навыков пилотирования беспилотных летательных аппаратов на практике. - Самореализация личности обучающегося. - Развитие творческих способностей обучающегося. |
|
Документы, послужившие основанием для разработки проекта |
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации». - Конвенция о правах ребенка. - Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» г. Москва, 2015 г.). - Постановление от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей). - Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования, утверждённая приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019г. №467. - Типовая модель «Социос» (Москва. 2020) в рамках нацпроекта «Образование» (Федеральный проект «Успех каждого ребёнка»). |
|
Ожидаемые результаты освоения программы |
По итогам обучения, юные специалисты должны усовершенствовать: - знание техники безопасности; - знания по истории, применению и устройству БПЛА; - знания строения БПЛА; - навыки пайки, электромонтажа, - механической сборки; - знания о работе полетного контроллера; - умение настраивать БПЛА; - умение подключать и настраивать оборудование симулятора; - умение пилотирования БПЛА. |
|
Срок реализации программы |
1 год |
|
Количество часов в неделю/год |
4 часа/148 часов |
|
Возраст обучающихся |
7-17 лет |
|
Формы занятий |
Теоретические и практические занятия, соревнования, тестирования, экскурсии, проекты, игра, мастер-класс.
|
|
Методическое обеспечение |
Методическое обеспечение программы 1. Раздаточный материал: - схемы, таблицы, чертежи, технические описания ко всем разделам. 2. Инструкции по технике безопасности: - техника безопасности при работе с квадрокоптерами; - общие правила по технике безопасности. 3. Аудио-визуальные средства обучения: - обучающие видео-уроки по сборке квадрокоптеров. 4. Учебно-методические комплексы по разделам: - «Мультикоптер»; - «Самолет». |
|
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) |
Техническое обеспечение. Для очных занятий: - Средства обучения: теоретический кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 15 ученических мест, доска для фломастеров, доступ к сети Интернет, рабочие тетради, наглядные пособия, мультимедийные презентации. Оборудование: - сборные модели квадрокоптера; - мобильный класс (ноутбуки); - проектор, экран; - магнитная доска; - беспилотная модель самолета; - 3D принтеры; - программное обеспечение. Для заочных, дистанционных занятий и самообучения: Персональный компьютер. Операционная система Windows. Установленный браузер. Доступ в интернет. |
|
Возможные риски и пути их преодоления при дистанционном обучении
|
Риски программы |
Пути преодоления |
Отсутствие персонального компьютера у обучающихся для занятий в онлайн – режиме, просмотра видеоуроков.
|
Функция скачивания пройденного материал для просмотра на флешкарте, через телевизор, функция печати подробного описания урока для обучающегося. |
|
Отсутствие или дефицит знаний пользования ПК у обучающихся, следовательно - проблема с выполнением задания. |
Создание подробных видеоинструкций, изложенных простым, доступным языком. Сетевое взаимодействие с другими курсами по обучению навыкам работы с ПК. |
|
Количество учащихся по программе |
10-15 человек в группе |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая программа) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации».
- Конвенция о правах ребенка.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» г. Москва, 2015 г.).
- Постановление от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей).
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования, утверждённая приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019г. №467.
- Типовая модель «Социос» (Москва. 2020) в рамках нацпроекта «Образование» (Федеральный проект «Успех каждого ребёнка»).
Данная программа имеет техническую направленность и предполагает дополнительное образование детей в области современных и инновационных направлений в малой беспилотной авиации.
Занимаясь по данной программе, обучающиеся получат знания и умения, которые позволят им понять основы устройства беспилотного летательного аппарата, принципы работы всех его систем и их взаимодействия.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества на воспитание технически грамотных специалистов в области аэротехнологий. В последние годы значительно увеличился интерес к аэротехнологиям, принципам проектирования беспилотных летательных средств, основам пилотирования, аэросъёмки, программированию полётной микроэлектроники. В связи с ростом возможностей и повышения доступности дронов, их потенциал использования в разных сферах жизнедеятельности человека стремительно растет. Это создает необходимость в популяризации такой профессии, как оператор беспилотных авиационных систем. В связи с этим перед дополнительным образованием стоит цель: привлечь обучающихся к занятиям по аэротехнологиям.
Содержание данной программы интегрирует в себе достижения современных и инновационных направлений в малой беспилотной авиации. По итогам обучения обучающиеся должны освоить компетенции, позволяющие им понять основы устройства беспилотного летательного аппарата, принципы работы всех его систем и их взаимодействия. Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс основана на использовании проектного подхода в работе с группой учащихся. Даже если масштаб решаемой задачи незначителен, а роли и соотношения вложенных усилий могут разниться, но многогранность совместной проектной работы подразумевает коллективное творчество. Это отличный способ научить школьников взаимодействовать конструктивно и с пользой, обеспечить освоение основ конструкторской и проектно-исследовательской деятельности, развить у обучающихся умений планирования деятельности, сотрудничества, презентации и самооценивания результатов учебной деятельности.
Благодаря росту возможностей и повышению доступности дронов, потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно растёт. Это создало необходимость в новой профессии: оператор беспилотных авиационных систем.
Цель: содействовать формированию у детей компетенций, необходимых для работы с беспилотными авиационными системами, к инженерной и изобретательской деятельности и современным технологиям производства.
Задачи:
- Развитие у детей воображения, пространственного мышления, воспитание интереса к технике и технологиям.
- Воспитание трудолюбия, развития трудовых умений и навыков, расширение политехнического кругозора, умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
- Повышение сенсорной чувствительности, развитие мелкой моторики и синхронизации работы обеих рук за счет обучения пилотирования и аэросъемки с беспилотных летательных аппаратов.
- Ознакомления детей с духом научно-технического соревнования, развитие умения планировать свои действия с учетом фактора времени в обстановке с элементами конкуренции.
- Обучение детей проектированию, сборке и программированию беспилотных летательных аппаратов,
- использованию современных средств автоматического контроля и управления для создания интеллектуальных БАС.
- Выработка навыков пилотирования беспилотных летательных аппаратов, совершенствование знаний основных принципов механики и аэродинамики; навыков пилотирования беспилотных летательных аппаратов на практике.
- Самореализация личности обучающегося.
- Развитие творческих способностей обучающегося.
Адресат программы. Программа предназначена детям от 7 до 17 лет, без ограничений возможностей здоровья, проявляющих интерес к аэротехнолгиям. Количество обучающихся в группе - 10-15 человек.
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и учащихся:
- словесный - беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ;
- наглядный - показ, просмотр видеофильмов и презентаций;
- практический - самостоятельное выполнение заданий.
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный- учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- исследовательский - овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы.
По логичности подхода:
- аналитический - анализ этапов выполнения заданий.
По критерию степени самостоятельности и творчества в
деятельности учащихся:
- частично-поисковый - учащиеся участвуют в коллективном поиске в процессе решения поставленных задач, выполнении заданий досуговой части программы.
Возможные формы проведения занятий:
- на этапе изучения нового материала - лекция, объяснение, рассказ, демонстрация, игра;
- на этапе практической деятельности - беседа, дискуссия, практическая работа;
- на этапе освоения навыков - творческое задание;
- на этапе проверки полученных знаний - публичное выступление с демонстрацией результатов работы, дискуссия, рефлексия.
Рекомендуемые методы проведения занятий:
- метод проблемного обучения;
- метод дизайн-мышления;
- метод проектной деятельности.
Программа рассчитана на 38 учебных недель, что составляет 148 часов в год.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Программа состоит из одного модуля, двух разделов:
Модуль «Аэроквантум»:
Раздел 1. «Мультикоптер»;
Раздел 2. «Самолет».
В разделе «Мультикоптер» обучающиеся познакомятся с беспилотными летательными аппаратами, способами программирования. Также, раздел включает в себя изучение аэродинамики, программирования и схемы сборки. На практике обучающиеся с помощью симулятора полета обучаться навыкам пилотирования, научатся запускать летательные аппараты (квадрокоптер). По итогам учащиеся подготовят проект.
Раздел «Самолет» изучает основы аэродинамики, возможность пилотирования самолета. Так в рамках данного модуля обучающиеся более подробнее познакомятся с чертежами авиамоделей, и сбор авиамоделей по ним.
Участники данного модуля будут решать различные задачи, а также развивать коммуникативные способности при работе в команде.
Обучение по программе «Аэрополеты» предполагает освоение навыков учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности, при выполнении проектов и участии в конкурсах, конференциях, чемпионатах и олимпиадах.
Программа ориентирована на следующие принципы:
- принцип доступности и последовательности (предполагает«построение» учебного процесса от простого к сложному);
- принцип научности (основывается на современных научных достижениях в области технологической культуры);
- принцип наглядности (использование наглядных и дидактических пособий, технических и электронных средств обучения);
- принцип связи теории с практикой (сочетание теоретических знаний, практических умений и навыков в учебном процессе);
- принцип индивидуализации программы (максимально учитывается характерологические особенности каждого учащегося);
- принцип результативности (описание результатов деятельности учеников, мотивация на результат деятельности каждого учащегося);
- принцип актуальности (максимальная приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности учащихся);
- принцип межпредметности (это связи с информатикой при изучении компьютерной графики и подготовки презентационных материалов, с историей, искусством и черчением при выполнении творческих проектов).
В основе программы лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья учащихся.
Используемые методы и формы: дискуссии, теоретические и практические занятия, соревнования, тестирования, экскурсии, игра, мастер-класс, выставка, конкурсы, деловая игра, мозговой штурм и др.
Программа предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивающих трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематическогонаправления«Аэроквантум» и соответствует базовому уровню.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- формирование профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанные с аэротехнологиями;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культур;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой цели;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- способность адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников;
- умение различать способ и результат действия;
- умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
- умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи;
- способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Предметные результаты:
- умение пилотирования беспилотным летательным аппаратом;
- умение взаимодействовать (коммуникативные и организаторские способности) с другими обучающимися и педагогами, применяя знания, предметаобществознание;
- освоение учениками аэродинамики;
- навыки работы с паяльником;
- освоение микроэлектроники;
- освоение программирования микроконтроллеров;
- уметь пользоваться инструментами иматериалами;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оцениватьвозможности иобластиприменениясредств иинструментов ИКТ;
- формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональномусамоопределению;
- овладение способами работы с информацией и технологической документацией; работа с операционными картами и техническимзаданием;
- приобретение опыта организовывать рабочее место согласно требованиям ОТ, ТБ и ППБ.
Контроль осуществляется в следующих формах: смотр работ, рефлексия, опрос, тестирование, участие в соревнованиях, защита проекта.
Система контроля включает в себя разные виды контроля: входной, текущий, промежуточный и итоговый.
Входной контроль проводится с целью выявления знаний учащихся. Данный вид контроля выполняет роль «нулевой отметки», которая позволяет определить эффективность процесса обучения.
Текущий контроль результатов предназначен для определения текущего уровня сформированности знаний и умений и осуществляется во время проведения практических занятий,тестирования.
Промежуточный контроль. Для оценки результатов используются различные виды контрольных и проверочных работ – как письменных, так и устных, – которые проводятся в учебное время и имеют целью оценить уровень и качество всего комплекса учебных задач по изученному блоку или разделу.
Итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года (защита творческого проекта. Участие в соревнованиях).
Для определения уровня мотивации, компетенций применяются тесты, опросники и другие измерительные материалы.
Уровень знаний учащихся определяется по результатам самостоятельных и контрольных работ, в ходе выполнения практических работ.
1. Оборудование:
- квадрокоптер;
- беспилотный самолет;
- мобильный класс (ноутбуки);
- проектор, экран;
- магнитная доска;
- 3D принтер.
2. Программное обеспечение: Компас 3D, PhoenixRC.
Образовательные форматы, в которые будут погружены обучающиеся: компьютерный практикум, лабораторные работы, исследования, проблемная дискуссия, проектная сессия, деловые и ролевые игры, лекция, беседа, видео занятия, индивидуальная работа, конкурсы, групповая дискуссия, защита идеи-проекта, мастер-классы. Роль педагога дополнительного образования состоит в небольшом по времени объяснении нового материала и постановке проблемной задачи, а затем тьюторского сопровождения и консультировании обучающихся в процессе выполнения ими практической работы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА
Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу: Новоселов Андрей Михайлович, педагог дополнительного образования.
Стаж работы – 30 лет, Образование – высшее педагогическое , квалификационная категория- высшая.
Должностные обязанности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:
- реализация дополнительной программы;
- разработка и внедрение в образовательный процесс новых дидактических разработок;
- побуждение обучающихся к самостоятельной работе, творческой деятельности;
- информационное сопровождение обучающихся при выполнении и защите творческих проектов.
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Мультикоптер. Теория мультироторных систем. Полеты на симуляторе. Сборка и настройка квадрокоптера. Учебные полёты. |
68 |
28 |
40 |
Практическая работа, самостоятельная работа, контрольная работа, тест, опрос. |
2. |
Самолет. Сборка и настройка самолета c двигателем ДВС. Учебные полёты. |
80 |
30 |
50 |
Практическая работа, самостоятельная работа, контрольная работа, тест, опрос. |
|
Всего |
148 |
58 |
90 |
|
Календарный учебный график (Приложение)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Темы/ Уровни |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Раздел 1 |
68 |
28 |
40 |
|
1 |
Основы теории полета. Простейшие авиамодели. |
10 |
6 |
4 |
2 |
Принципы управления и строение мультикоптера. |
18 |
8 |
10 |
3 |
Полёты на симуляторе мультикоптера. Управление полётом мультикоптера. Принцип функционирования полётного контроллера и аппаратуры управления. |
18 |
6 |
12 |
4 |
Бесколлекторные двигатели и регуляторы их хода. Платы разводки питания. Установка ESC, BEC и силовой части на квадракоптера. Основы настройки полётного контроллера с помощью компьютера. Настройка аппаратуры управления. |
10 |
4 |
6 |
5 |
Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте», перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
12 |
4 |
8 |
|
Раздел 2 |
80 |
30 |
50 |
6 |
Принципы создания инженерной проектной работы. |
16 |
4 |
12 |
7 |
Основы аэродинамики. Подъёмная сила. Крыло и его характеристики. Силы, действующие на самолёт в полёте. |
16 |
6 |
10 |
8 |
Работа в группах над инженерным проектом «Беспилотная авиационная система». |
20 |
10 |
10 |
9 |
Сборка и монтаж моделей |
10 |
4 |
6 |
10 |
Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». |
18 |
6 |
12 |
Итого: |
148 |
58 |
90 |
Содержание программы модуля
Тема 1. Основы теории полета. Простейшие авиамодели.
Теория. Основы теории полета. Простейшие авиамодели. Основы конструирования. Двигатели летающих моделей. Основы электричества. Литий-полимерные аккумуляторы.
Практика. Основы автоматического управления (программирование) и электроника. Технология пайки. Инструктаж ТБ.
Тема 2.. Принципы управления и строение мультикоптера.
Теория. Общие характеристики мультикоптера. Принципы управления и строение мультикоптера. Основы теории полета.
Практика. Полёты на симуляторе мультикоптера. Управление полётом мультикоптера. Принцип функционирования полётного контроллера и аппаратуры управления.
Тема 3. Полёты на симуляторе мультикоптера. Управление полётом мультикоптера. Принцип функционирования полётного контроллера и аппаратуры управления.
Теория. Основные правила полетов мультикоптера.
Практика. Полёты на симуляторе мультикоптера. Управление полётом мультикоптера. Принцип функционирования полётного контроллера и аппаратуры управления.
Тема 4. Бесколлекторные двигатели и регуляторы их хода. Платы разводки питания. Установка ESC, BEC и силовой части на квадракоптера. Основы настройки полётного контроллера с помощью компьютера. Настройка аппаратуры управления.
Теория. Платы разводки питания. Основы настройки полётного контроллера с помощью компьютера. Настройка аппаратуры управления.
Практика. Установка ESC, BEC и силовой части на квадракоптера.
Тема 5. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте», перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций.
Теория. Основы теории полета. Полёты на симуляторе мультикоптера.
Практика. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте», перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций.
Тема 6. Принципы создания инженерной проектной работы.
Теория. Принципы создания инженерной проектной работы.
Практика. Основы настройки полётного контроллера с помощью компьютера. Настройка Аппаратуры управления.
Тема 7. Основы аэродинамики. Подъёмная сила. Крыло и его характеристики. Силы, действующие на самолёт в полёте. Полёты на симуляторе мультикоптера.
Теория. Основы аэродинамики. Подъёмная сила. Подъёмная сила. Крыло и его характеристики. Силы, действующие на самолёт в полёте
Практика. Крыло и его характеристики. Силы, действующие на самолёт в полёте.
Тема 8. Работа в группах над инженерным проектом «Беспилотная авиационная система».
Теория. Особенности подготовки презентации собственной проектной работы.
Практика. Работа в группах над инженерным проектом «Беспилотная авиационная система». Подготовка презентации собственной проектной работы.
Тема 9. Сборка и монтаж моделей
Теория. Особенности сборки и монтажа моделей
Практика. Изготовление элеронов. Сборка крыла. Монтаж стабилизатора. Монтаж крыла. Монтаж рулевых поверхностей. Отделка модели. Монтаж силовой установки. Монтаж сервоприводов. Регулировка системы управления.
Тема 10. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу».
Теория. Особенности выполнения полетов.
Практика. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу».
Список литературы
1. Абельсон X., Сассман Д. Структура и интерпретация компьютерных программ. - М.: Добросвет КДУ, 2018. - 608 с.
2. Бейктал Д. Конструируем роботов на Arduino. Первые шаги. - М.: Лаборатория знаний, 2016. - 320 с.
3. Белиовская Л.Г. Использование LEGO-роботов в инженерных проектах школьников. Отраслевой подход / Л. Г. Белиовская, Н.А. Белиовский. - М.: ДМК Пресс, 2016.- 88 с.
4. Белиовская Л.Г. Узнайте, как программировать на Lab VIEW. Учебник. — М.: ДМК Пресс, 2017.- 140 с.
5. Блум Д. Изучаем Arduino: инструменты и методы технического волшебства. - СПб.: БХВ-Петербург, 2018. - 336 с.
6. Бонами Д. Английский язык для будущих инженеров. Учебное пособие. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 320 с.
7. Грингард С. Интернет вещей: будущее уже здесь. - М.: Альпина Паблишер,
2017. - 188 с.
8. Интернет-предпринимательство. 10-11 классы: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2019.-238 с.
9. Каку М. Физика невозможного. - М.: Альпина нон-фикшн, 2018. - 450 с. Ю.Керриган Б., Ритчи Д. Язык программирования С. -М.: ООО «И.Д.Вильямс»,
2018. -288 с.
11 .Киселёв М.М. Робототехника в примерах и задачах. Курс программирования механизмов и роботов. —М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2017.- 136 с.
12. Кнут Д. Искусство программирования. Том 1. Основные алгоритмы. - М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2018. - 720 с.
13. Конспект хакера. 20 мини-проектов; Руководство, с которым можно в кратчайшие сроки опробовать в действии большую часть функций Arduino. - М.: Издательство Амперка, 2018. - 84 с.
14. Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р., Штайн К. Алгоритмы: построение и анализ. - СПб.: ООО «И.Д. Вильямс», 2018. - 1328 с.
15. Крейг Д. Введение в робототехнику. Механика и управление. - Ижевск: «Ижевский институт компьютерных исследований», 2013. - 543 с.
16. Кукалёв С.В. Правила творческого мышления или Тайны пружины ТРИЗ: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 416 с.
17. Липпман С.Б., Лажойе Ж., Му Б.Э. Язык программирования
C++. Базовый курс. - М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2018. - 1120 с.
18. Макконелл С. Совершенный код. Мастер-класс. - СПб.: БХВ, 2018. - 896 с.
19. Маркировка электронных компонентов. Определитель / А.А. Бахметьев, В.Б. Ежов, И.С. Кирюхин, А.В. Перебаскин, В.М. Халикеев. - 14-е изд., - М.: ДМК Пресс, 2016. - 368 с.
20. Мартин Р. Чистый код: создание, анализ и рефракторинг. Библиотека программиста. - СПб.: Питер, 2017. - 464 с.
21. Мобильные роботы: робот-колесо и робот-шар. /Сборник работ/. - Ижевск: «Ижевский институт компьютерных исследований», 2013. - 532 с.
22. Монк С. Электроника. Теория и практика. - СПб.: БХВ-Петербург, 2018. - 1168 с.
23. Монк С. Практическая электроника: иллюстрированное руководство для ра диолюбителей. - М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2018. - 352 с.
24.0лифер В.Г., Олифер И.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2015. - 944 с.
25. Перельман Я. Занимательная физика. - СПб.: Азбука, 2018. - 272 с.
26. Платт Ч. Электроника для начинающих (2-е издание). - Спб.: БХВ- Петербург, 2019. - 416 с.
27. Ричардсон М., Уоллес Ш. Заводим Raspberry Pi. - М.: ООО «Амперка», 2013. -230 с.
28. Скарпио М. Двигатели для моделистов: руководство по шаговым двигателям, сервоприводам и другим типам электродвигателей. - СПб.: ООО «Альфа- книга», 2018. - 432 с.
29. Соммер У. Программирование микроконтроллерных плат Arduino/Freeduino.
- СПб.: БХВ-Петербург, 2017.-256 с.
30. Филиппов С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление.
- М.: Лаборатория знаний, 2018. - 190 с.
31. Шилдт Г. C# 4.0. Полное руководство. - М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2018, - 1056 с.
32. Яценков В.С. Твой первый квадрокоптер: теория и практика. - СПб.: БХВ- Петербург, 2017. - 256 с.
Приложение
Календарный учебный график
№ п/п |
Дата урока |
количество часов |
Содержание уроков |
Форма контроля |
|
план |
факт |
||||
1 |
02.09.21 |
|
1 |
Вводная лекция. Инструкция ТБ, ПБ. Входной контроль. |
Тест |
2 |
02.09.21 |
|
1 |
Основы теории полета. Простейшие авиамодели. |
Практическая работа |
3 |
04.09.21 |
|
1 |
Основы конструирования. |
Самостоятельная работа |
4 |
09.09.21 |
|
1 |
Двигатели летающих моделей. |
Устный опрос |
5 |
09.09.21 |
|
1 |
Основы электричества. Литий-полимерные аккумуляторы. |
Индивидуальный опрос |
6 |
11.09.21 |
|
1 |
Основы автоматического управления (программирование) и электроника. |
Индивидуальный опрос |
7 |
16.09.21 |
|
1 |
Технология пайки. Инструктаж ТБ. |
Практическая работа |
8 |
16.09.21 |
|
1 |
Обучение пайке. Инструктаж ТБ. |
Практическая работа |
9 |
18.09.21 |
|
1 |
Общие характеристики мультикоптера. |
Устный опрос |
10 |
23.09.21 |
|
1 |
Принципы управления и строение мультикоптера. |
Индивидуальный опрос |
11 |
23.09.21 |
|
1 |
Принципы управления и строение мультикоптера. |
Самостоятельная работа |
12 |
25.09.21 |
|
1 |
Принципы управления и строение мультикоптера. |
Практическая работа |
13 |
30.09.21 |
|
1 |
Основы теории полета. Полёты на симуляторе мультикоптера. |
Практическая работа |
14 |
30.10.21 |
|
1 |
Управление полётом мультикоптера. Принцип функционирования полётного контроллера и аппаратуры управления. |
Индивидуальный опрос |
15 |
02.10.21 |
|
1 |
Управление полётом мультикоптера. Принцип функционирования полётного контроллера и аппаратуры управления. |
Самостоятельная работа |
16 |
07.10.21 |
|
1 |
Управление полётом мультикоптера. Принцип функционирования полётного контроллера и аппаратуры управления. |
Самостоятельная работа |
17 |
07.10.21 |
|
1 |
Основы теории полета. Полёты на симуляторе мультикоптера. |
Практическая работа |
18 |
09.10.21 |
|
1 |
Основы теории полета. Полёты на симуляторе мультикоптера. |
Практическая работа |
19 |
14.10.21 |
|
1 |
Бесколлекторные двигатели и регуляторы их хода. Платы разводки питания. |
Индивидуальный опрос |
20 |
14.10.21 |
|
1 |
Бесколлекторные двигатели и регуляторы их хода. Платы разводки питания. |
Практическая работа |
21 |
16.10.21 |
|
1 |
Бесколлекторные двигатели и регуляторы их хода. Платы разводки питания. |
Практическая работа |
22 |
21.10.21 |
|
1 |
Бесколлекторные двигатели и регуляторы их хода. Платы разводки питания. |
Индивидуальный опрос |
23 |
21.10.21 |
|
1 |
Установка ESC, BEC и силовой части на квадракоптера. |
Устный опрос |
24 |
23.10.21 |
|
1 |
Установка ESC, BEC и силовой части на квадракоптера. |
Практическая работа |
25 |
28.10.21 |
|
1 |
Установка ESC, BEC и силовой части на квадракоптера. |
Практическая работа |
26 |
28.10.21 |
|
1 |
Основы настройки полётного контроллера с помощью компьютера. Настройка Аппаратуры управления. |
Индивидуальный опрос |
27 |
30.10.21 |
|
1 |
Основы настройки полётного контроллера с помощью компьютера. Настройка Аппаратуры управления. |
Практическая работа |
28 |
05.11.21 |
|
1 |
Основы настройки полётного контроллера с помощью компьютера. Настройка Аппаратуры управления. |
Практическая работа |
29 |
05.11.21 |
|
1 |
Настройки полётного контроллера. |
Устный опрос |
30 |
06.11.21 |
|
1 |
Настройки полётного контроллера. |
Практическая работа |
31 |
11.11.21 |
|
1 |
Настройки полётного контроллера. |
Практическая работа |
32 |
11.11.21 |
|
1 |
Основы теории полета. Полёты на симуляторе мультикоптера. |
Практическая работа |
33 |
13.11.21 |
|
1 |
Основы теории полета. Полёты на симуляторе мультикоптера. |
Практическая работа |
34 |
18.11.21 |
|
1 |
Инструктаж по технике безопасности полетов. |
Устный опрос |
35 |
18.11.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте»,перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Практическая работа |
36 |
20.11.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте», перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Практическая работа |
37 |
25.11.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». |
Практическая работа |
38 |
25.11.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте»,перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Практическая работа |
39 |
27.11.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте», перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Практическая работа |
40 |
02.12.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». |
Практическая работа |
41 |
02.12.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте», перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Практическая работа |
42 |
04.12.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте»,перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Практическая работа |
43 |
09.12.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». |
Практическая работа |
44 |
09.12.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте»,перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Практическая работа |
45 |
11.12.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте»,перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Практическая работа |
46 |
16.12.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». |
Практическая работа |
47 |
16.12.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте»,перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Практическая работа |
48 |
18.12.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте»,перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Практическая работа |
49 |
23.12.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». Промежуточная аттестация за 1 полугодие. |
Тест |
50 |
23.12.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте»,перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Практическая работа |
51 |
25.12.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте»,перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Практическая работа |
52 |
30.12.21 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». |
Практическая работа |
53 |
30.12.21 |
|
1 |
Принципы создания инженерной проектной работы. |
Устный опрос |
54 |
13.01.22 |
|
1 |
Принципы создания инженерной проектной работы. |
Устный опрос |
55 |
13.01.22 |
|
1 |
Работа в группах над инженерным проектом «Беспилотная авиационная система». |
Устный опрос |
56 |
15.01.22 |
|
1 |
Работа в группах над инженерным проектом «Беспилотная авиационная система». |
Практическая работа |
57 |
20.01.22 |
|
1 |
Работа в группах над инженерным проектом «Беспилотная авиационная система». |
Устный опрос |
58 |
20.01.22 |
|
1 |
Работа в группах над инженерным проектом «Беспилотная авиационная система». |
Устный опрос |
59 |
22.01.22 |
|
1 |
Работа в группах над инженерным проектом «Беспилотная авиационная система». |
Практическая работа |
60 |
27.01.22 |
|
1 |
Подготовка презентации собственной проектной работы. |
Самостоятельная работа |
61 |
27.01.22 |
|
1 |
Подготовка презентации собственной проектной работы. |
Самостоятельная работа |
62 |
29.01.22 |
|
1 |
Презентация и защита группой собственного проекта. |
Защита мини проект |
63 |
03.02.22 |
|
1 |
Презентация и защита группой собственного проекта. |
Защита мини проект |
64 |
03.02.22 |
|
1 |
Основы аэродинамики. Подъёмная сила. Крыло и его характеристики. Силы, действующие на самолёт в полёте. |
Устный опрос |
65 |
05.02.22 |
|
1 |
Подъёмная сила. Крыло и его характеристики. Силы, действующие на самолёт в полёте. |
Устный опрос |
66 |
10.02.22 |
|
1 |
Основы теории полета. Полёты на симуляторе мультикоптера. |
Практическая работа |
67 |
10.02.22 |
|
1 |
Основные узлы самолёта и модели. Органы управления радиоуправляемой модели самолёта |
Устный опрос |
68 |
12.02.22 |
|
1 |
Основные блоки аппаратуры управления самолетом. |
Индивидуальный опрос |
69 |
17.02.22 |
|
1 |
Основы теории полета. Полёты на симуляторе мультикоптера. |
Практическая работа |
70 |
17.02.22 |
|
1 |
Подготовка чертежей. |
Самостоятельная работа |
71 |
19.02.22 |
|
1 |
Подготовка чертежей. |
Самостоятельная работа |
72 |
25.02.22 |
|
1 |
Основы теории полета. Полёты на симуляторе мультикоптера. |
Практическая работа |
73 |
25.02.22 |
|
1 |
Подготовка материалов. |
Практическая работа |
74 |
26.02.22 |
|
1 |
Изготовление шпангоутов. |
Практическая работа |
75 |
02.03.22 |
|
1 |
Основы теории полета. Полёты на симуляторе мультикоптера. |
Практическая работа |
76 |
02.03.22 |
|
1 |
Изготовление стрингеров. |
Практическая работа |
77 |
04.03.22 |
|
1 |
Изготовление боковин. |
Практическая работа |
78 |
10.03.22 |
|
1 |
Основы теории полета. Полёты на симуляторе мультикоптера. |
Практическая работа |
79 |
10.03.22 |
|
1 |
Сборка фюзеляжа. |
Практическая работа |
80 |
11.03.22 |
|
1 |
Изготовление стабилизатора. |
Практическая работа |
81 |
16.03.22 |
|
1 |
Основы теории полета. Полёты на симуляторе мультикоптера. |
Практическая работа |
82 |
16.03.22 |
|
1 |
Изготовление киля. |
Самостоятельная работа |
83 |
18.03.22 |
|
1 |
Изготовление нервюр крыла. |
Самостоятельная работа |
84 |
23.03.22 |
|
1 |
Основы теории полета. Полёты на симуляторе мультикоптера. |
Устный опрос |
85 |
23.03.22 |
|
1 |
Изготовление лонжеронов. |
Самостоятельная работа |
86 |
25.03.22 |
|
1 |
Изготовление обшивки. |
Самостоятельная работа |
87 |
30.03.22 |
|
1 |
Основы теории полета. Полёты на симуляторе мультикоптера. |
Практическая работа |
88 |
30.03.22 |
|
1 |
Изготовление элеронов. |
Самостоятельная работа |
89 |
01.04.22 |
|
1 |
Сборка крыла. |
Самостоятельная работа |
90 |
06.04.22 |
|
1 |
Основы теории полета. Полёты на симуляторе мультикоптера. |
Практическая работа |
91 |
06.04.22 |
|
1 |
Монтаж стабилизатора. |
Самостоятельная работа |
92 |
08.04.22 |
|
1 |
Монтаж крыла. |
Самостоятельная работа |
93 |
13.04.22 |
|
1 |
Основы теории полета. Полёты на симуляторе мультикоптера. |
Устный опрос, практическая работа |
94 |
13.04.22 |
|
1 |
Монтаж рулевых поверхностей. |
Самостоятельная работа |
95 |
15.04.22 |
|
1 |
Отделка модели. |
Самостоятельная работа |
96 |
20.04.22 |
|
1 |
Монтаж силовой установки. |
Самостоятельная работа |
97 |
20.04.22 |
|
1 |
Монтаж сервоприводов. |
Самостоятельная работа |
98 |
22.04.22 |
|
1 |
Регулировка системы управления. |
Самостоятельная работа |
99 |
27.04.22 |
|
1 |
Основы теории полета. Полёты на симуляторе мультикоптера. |
Устный опрос, практическая работа |
100 |
27.04.22 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте»,перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Практическая работа |
101 |
29.04.22 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте»,перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Практическая работа |
102 |
04.05.22 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте»,перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Устный опрос |
103 |
04.05.22 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте»,перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Практическая работа |
104 |
06.05.22 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте»,перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Практическая работа |
105 |
11.05.22 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте»,перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. |
Устный опрос |
106 |
11.05.22 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». |
Практическая работа |
107 |
13.05.22 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». |
Практическая работа |
108 |
18.05.22 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». |
Устный опрос |
109 |
18.05.22 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». |
Практическая работа |
110 |
20.05.22 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». |
Практическая работа
|
111 |
22.05.22 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». Промежуточная аттестация за 2 полугодие. |
Тест |
112 |
25.05.22 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». |
Практическая работа |
113 |
25.05.22 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». Итоговый контроль. |
Защита проекта |
114 |
27.05.22 |
|
1 |
Инструктаж по ТБ полетов. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». |
Практическая работа
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.