Управление народного образования
администрации города Мичуринска Тамбовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Рассмотрена на заседании МС «Утверждаю»
от 20 г. Директор МБОУ СОШ №19
протокол№ ___________Е.В.Солончёва
приказ № ___от « » 20 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
интеллектуальной направленности
«Развивайка»
возраст обучающихся 6,5-7 лет
срок реализации 1 год
Автор- составитель
Полянская Эльвира Николаевна,
учитель начальных классов
г. Мичуринск 2019 г.
Информационная карта
ФИО педагога |
Полянская Эльвира Николаевна |
Вид программы |
Модернизированная |
Тип программы |
общеразвивающая |
Образовательная область |
|
Направленность деятельности |
интеллектуальная |
Способ освоения содержания образования |
практический |
Уровень освоения содержания образования |
Ознакомительный |
Уровень реализации программы |
Начальное общее образование |
Форма реализации программы |
групповая |
Продолжительность реализации программы |
1 год |
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивайка» (далее - программа) разработана в соответствии:
- с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ,
- порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008),
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.317-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
- Уставом и другими локальными нормативными актами Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №19 г. Мичуринска.
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка. В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребенка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности...» Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.
Направленность программы - интеллектуальная, по форме организации – групповая. Уровень освоения программы – базовый.
Новизна данной программы состоит в том, что в ней дополнено и расширено содержание образовательной программы Мищенковой Л.В. «36 занятий для будущих отличников». В нее включены задания на развитие интеллекта, образной памяти, межполушарных связей. А так как занятия по данной программе носят коррекционно-развивающий характер, то считаю необходимым внести задания, направленные на получение предметных результатов в занимательной форме. Это могут быть буквенные и числовые лабиринты, ребусы, судоку, математические и грамматические раскраски по определенным темам программы. При проведении занятий используются современные технологии и активные методы обучения.
Актуальность программы дополнительного образования:
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения, реализована в рамках ДОП в соответствии с образовательным планом.
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических методик установлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Все это мешает учащимся оптимально развиваться и усваивать учебный материал. У детей наблюдается низкий уровень мотивации и познавательной активности. В связи с этим, стало необходимым создание программы по развитию познавательной активности, коррекции и дальнейшему развитию памяти, внимания, мышления и интеллекта.
Педагогическая целесообразность:
Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
В содержание курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижению хороших результатов в учёбе.
Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:
- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка.
- Безотметочная система обучения.
- Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
- Использование педагогом личного примера - творческого подхода к решению проблемы.
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Данная программа является модернизированной. Она построена на содержании программы Мищенковой Л.В. «36 занятий для будущих отличников».
Программа адресована обучающимся 1 класса. При реализации программы должны учитываться психологические особенности детей данного возраста:
· Смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную.
· Освоение новых видов деятельности при предъявлении ребенку новых социальных требований, возникновении новых ожиданий социума. («Ты уже школьник, ты должен…, можешь, имеешь право…»)
· Несформированность эмоционально-волевой сферы. Затруднена произвольная регуляция собственного поведения.
· Незрелость личностных структур.
· Тревожность, страх оценки.
· Ориентация на общение со значимым взрослым (педагогом).
· Формирование навыков учебной рефлексии.
· Развитие когнитивных функций.
· Различия в развитии мальчиков и девочек (преобладание логической сферы у мальчиков, эмоционально-чувственной у девочек)
· Ориентация в поведении на оправдание ожидания и одобрения значимым взрослым.
Условия набора учащихся
Курс «РПС» ориентирован на детей 1 классов. Продолжительность обучения 1 год. Всего 72 часа в год. (2 часа в неделю, в 1 классе – по 35 минут в соответствии с приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г.) и предназначен для работы в любой системе начального образования.
Проведение занятий в 1 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса.
36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 классов в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2018. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, –М.: Издательство РОСТ, 2018.
Особенности организации учебного процесса
Материал каждого занятия рассчитан на 35-45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большая часть отводится для практической деятельности. Каждое занятие включает в себя комплекс нейропсихологических игр, рисование двумя руками, что благотворно влияет на развитие межполушарных связей.
Учет сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций), проблемный, частично-поисковый.
Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.
Цели и задачи
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему коррекционно-развивающих занятий.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
Образовательные - формирование специальных знаний и умений, развитие навыков умений, основанном на интересе, стремлении к достижениям, желаниям лучше познать мир и себя в нем, проявить творческие способности; развитие фонематического слуха;
Развивающие - развитие познавательных интересов, логического мышления, внимания, памяти; развитие интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации; развитие у детей умений выделять главное, существенное; формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать, дифференцировать;
Воспитательные – формирование коммуникативных умений; формирование умений преодолевать трудности в учении, закалять волю; обеспечение ситуации эмоциональных переживаний; развитие способностей ориентироваться в изменяющихся условиях.
Учебный план
1 класс
п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
Форма аттестации (контроля) |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Первый раз в первый класс |
2 |
0,5 |
1,5 |
Тестирование |
2 |
Работа над ошибками |
2 |
- |
2 |
Тестирование |
3 |
Задания трёх поросят |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение |
4 |
Здравствуй, осень! |
2 |
0,5 |
1,5 |
Сам.раб |
5 |
Играем в «ромашку» |
2 |
- |
2 |
Тестирование |
6 |
По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение |
7 |
Рисуем яблоньку |
2 |
- |
2 |
Сам. работа |
8 |
Геометрический магазин |
2 |
- |
2 |
Тестирование |
9 |
По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Опрос |
10 |
Хлеб-батюшка |
2 |
0,5 |
0,5 |
Опрос |
11 |
Шкатулка с сюрпризом |
2 |
- |
2 |
Наблюдение |
12 |
На грибной поляне |
2 |
0,5 |
1,5 |
Тестирование |
13 |
В гостях у Знайки |
2 |
- |
2 |
Сам. работа |
14 |
Читаем письма |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение |
15 |
Наряжаем ёлочку |
2 |
0,5 |
1,5 |
Тестирование |
16 |
«Прикольные задания» |
2 |
- |
2 |
Сам. работа |
17 |
И снова «прикольные задания» |
2 |
- |
2 |
Опрос |
18 |
Домашние животные |
2 |
0,5 |
1,5 |
Тестирование |
19 |
Цепочка занимательных заданий |
2 |
- |
2 |
Наблюдение |
20 |
О звёздах |
2 |
0,5 |
1,5 |
Опрос |
21 |
Дорогою добра |
2 |
- |
2 |
Наблюдение |
22 |
Быть здоровым |
2 |
0,5 |
1,5 |
Опрос |
23 |
Незнайкин экзамен |
2 |
0,5 |
1,5 |
Тестирование |
24 |
Коллекция головоломок от Незнайки |
2 |
- |
2 |
Тестирование |
25 |
По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Опрос |
26 |
Знаменитые малыши. Дюймовочка |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение |
27 |
Букет для Русалочки |
2 |
- |
2 |
Тестирование |
28 |
Спичечное ассорти |
2 |
- |
2 |
Наблюдение |
29 |
Словесные забавы |
2 |
- |
2 |
Опрос |
30 |
«Говорящие» головоломки |
2 |
- |
2 |
Наблюдение |
31 |
Ловим рыбку |
2 |
0,5 |
1,5 |
Опрос |
32 |
Рыбалка продолжается |
2 |
- |
2 |
Тестирование |
33 |
Загадалки |
2 |
- |
2 |
Сам. работа |
34 |
Пернатые друзья |
2 |
- |
2 |
Сам.работа |
35 |
Сказочные задания |
2 |
- |
2 |
Наблюдение |
36 |
Сказочные задания опять и опять… |
2 |
- |
2 |
Тестирование |
|
итого |
72 |
8 |
64 |
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы
1 класс
Тема №1 Вводный урок. Первый раз в первый класс.
Теория: Беседа «Зачем нужно ходить в школу?».
Практика: составление памятки «Правила поведения в школе», игры «Укажи предмет», «Найди закономерность», «Собери в пары», «Линейка-чудодейка». Тест на развитие внимания.
Тема №2. Работа над ошибками.
Практика: «Четвертый лишний», «Исправь ошибку», «Будь внимателен», «А ну-ка, отыщи», «Рисуем двумя руками». Тест на развитие мышления.
Тема №3. Задания трёх поросят.
Теория: Беседа «Что такое память? Наука мнемотехника»
Практика: пересказ сказки «Три поросенка» с использованием мнемотаблицы, «Мы художники», «Будь внимателен», «Рисуем по клеточкам», «Найди отличия».
Тема №4. Здравствуй, осень!
Теория: Беседа «Периоды осени. Осенние явления природы»
Практика: «Найди родственников», «Дай названия», «Рисуем по клеточкам», «Сосчитай и напиши», «А ну-ка, отыщи», «Рисуем двумя руками».
Тема №5. Играем в «ромашку».
Практика: «Ромашка», «Воображалка», «Поиск закономерности», «Лишний предмет», «Поиск». Тестирование на развитие памяти.
Тема № 6. По страницам русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
Теория: Беседа по содержанию сказки, составление мнемотаблицы.
Практика: «Поиск», «Заполни пропуски», «Танграм», «Будь внимателен», «Лабиринт», «Рисуем двумя руками».
Тема № 7. Рисуем яблоньку.
Практика: «Рисуем по клеточкам», «Продолжи закономерность», «Лабиринт», «От простого к сложному», «Соединялки», «Посчитай и раскрась».
Тема № 8. Геометрический магазин.
Практика: «Рисуем геометрические фигуры», «Работаем со спичками», «С помощью линейки», «Что изменилось?», «Нарисуй по памяти», «Линейка-чудодейка». Тест на развитие внимания.
Тема № 9. По страницам русской народной сказки «Маша и медведь».
Теория: Беседа по содержанию сказки. Составление мнемотаблицы и пересказ сказки.
Практика: «Найди ошибки», «Танграм», «Нарисуй по памяти», «Лишний предмет», «Чего не хватает?».
Тема №10. Хлеб-батюшка.
Теория: Исследовательская работа «Как хлеб на стол попадает?».
Практика: «Отгадай загадки», «Нарисуй по клеточкам», «Что сначала, что потом?», «Кому что достанется?», «Рисуем двумя руками».
Тема №11. Шкатулка с сюрпризом.
Практика: «Собери предметы в группы», «Рисуем по клеточкам», «Придумываем предложения», «Мы-художники».
Тема № 12. На грибной поляне.
Теория: Беседа «Съедобные и ядовитые грибы»
Практика: «Отгадай загадки», «Что изменилось?», «Нарисуй по клеточкам», «Продолжи закономерность», «А ну-ка, прочитай», «Кто быстрее?». Тест на развитие мышления.
Тема № 13. В гостях у Знайки.
Практика: «Запомни. Повтори.», «Кто это? Что это?», «Перерисуй по клеточкам», «Я не поэт, я только учусь», «Слова на заданную тему», «Рисуем двумя руками», «Линейка-чудодейка».
Тема №14. Читаем письма.
Теория: Беседа «Сказки и сказочные герои»
Практика: «Найди перстень Аладдина». «Рабочие инструменты Балды», «Нарисуй горшочек меда», «Помоги Щелкунчику добраться до орешка», «Посчитай и раскрась».
Тема №15. Наряжаем ёлочку.
Теория: Беседа «Как встречают Новый год люди всех земных широт».
Практика: «Собери предметы в группы», «Танграм», «Лабиринт», «Зоркий глаз», «Работаем со спичками», «Что за сказка?», «Мы-художники». Тест на развитие памяти.
Тема № 16. «Прикольные» задания.
Практика: «Узнай героя», «Работаем со спичками», «Ну и ну!», «Найди ошибки», «Судоку», «Мы- художники», «Рисуем двумя руками».
Тема №17. И снова «прикольные задания».
Практика: «Найди и исправь ошибки», «Рисуем по клеточкам», «Небылицы», «Кухонные принадлежности», «Рисуем двумя руками», «Мы – художники».
Тема № 18. Домашние животные.
Теория: проект о домашних животных и их детенышах. Удивительное рядом.
Практика: «Разгадай ребус», «Рисуем по клеточкам», «Закончи фразу по образцу», «Глаз – фотограф», тест на внимание.
Тема № 19. Цепочка занимательных заданий.
Практика: «Найди закономерность», «Нарисуй предмет по клеточкам», «Найди окончания пословиц», «Что такое? Кто такой?», «Глаз –фотограф», «Танграм», «Я не поэт, я только учусь», «Выбери пословицу».
Тема № 20. О звездах.
Теория: Планеты солнечной системы.
Практика: Создание модели солнечной системы, «Ребусы», «Будь внимателен», «Рисуем по клеточкам», «Продолжи закономерность», «Фантазеры».
Тема № 21. Дорогою добра.
Практика: Коллаж «Наши добрые дела», «Ребус», «Мой портрет в лучах солнца», «Расшифруй пословицу», «Мы – художники», «Рисуем двумя руками».
Тема № 22. Быть здоровым.
Теория: Исследовательская работа о здоровом образе жизни.
Практика: «А ну-ка, отыщи», «Разгадай загадку», «Расшифруй пословицу», «Нарисуй предмет по клеточкам», «Разгадай кроссворд».
Тема № 23. Незнайкин экзамен.
Теория: Прием «Ассоциации».
Практика: «Найди закономерность», «Рассуждаем логически», «Разукрашка», «Что же он сказал?», «Глаз – фотограф», «Танграм», «Рисуем двумя руками». Тест на развитие мышления.
Тема №24. Коллекция головоломок от Незнайки.
Практика: «Найди закономерность», «Шапка – невидимка», «Придумай предложение», «Запоминаем пары слов». Тест на развитие памяти.
Тема № 25. По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пес и кот».
Теория: Просмотр мультфильма.
Практика: «Запоминаем пары слов», «А ну-ка, отыщи», «Найди закономерность», «Послушай и ответь», «Запоминалки», «Сосчитай и раскрась», «Рисуем двумя руками».
Тема № 26. Знаменитые малыши. Дюймовочка.
Теория: Беседа о сказочных героях маленького роста.
Практика: « Ребус», «Не из той компании», «Рисуем по клеточкам», «Найди закономерность», «Мы – художники», «Рисуем двумя руками».
Тема № 27. Букет для Русалочки.
Практика: «Кроссворд», «Ответь на вопросы», «Расшифруй названия животных», «Что изменилось», «Запомни пары слов», «Рисуем двумя руками». Тест на развитие внимания.
Тема № 28. Спичечное ассорти.
Практика: «Глаз – фотограф», «Продолжи закономерность», «Выложи предмет из спичек», «Что изменилось?», «Поиск», «Расшифруй фразу», «Рисуем двумя руками».
Тема № 29. Словесные забавы.
Практика: «Рисуем о клеточкам», «Танграм», «Ребус», «Расшифруй и зашифруй слово», «Собери слово», «Восстанови слова», «Алфавитный лабиринт», «Рисуем двумя руками».
Тема № 30. «Говорящие» головоломки.
Практика: «Говорящая абракадабра», «Говорящие буквы», «Говорящие часы», «Говорящие животные», «Говорящие предметы».
Тема № 31. Ловим рыбку.
Теория: Прием «Рассказ или веселая история».
Практика: «Рисуем по клеточкам», «Отгадай загадки», «Найди закономерность», «Веревочки», «Расшифруй пословицу», «Вооброжалки».
Тема № 32. Рыбалка продолжается.
Практика: «Найди рыбку для аквариума», «Собери слова», «Что в начале, что потом?», «Запоминаем пары слов», «Выбери пословицу», «Я не поэт, а только учусь». Тест на развитие мышления.
Тема № 33. Загадалки.
Практика: «Подбери подходящее слово», «Расшифруй», «Кроссворд», «Ребусы», «Отгадай загадку, нарисуй отгадку», «Рисуем двумя руками».
Тема № 34. Пернатые друзья.
Практика: «Расшифруй тему», «Отгадай загадки», «Ребусы», «Найди спрятавшиеся слова», «Кроссворд», «Найди лишнее слово», «Вот начало. Где конец?»
Тема № 35. Сказочные задания.
Практика: «По какому принципу?», «Путаница», «Расшифруй название сказки», «Угадай-ка», «Мы – художники», «Рисуем двумя руками».
Тема № 36. Итоговое занятие. Сказочные задания опять и опять.
Практика: «Криптограмма», «Танграм», «Что же он сказал?», «Кроссворд». Итоговое тестирование.
Календарно – тематическое планирование
1класс
п/п |
Дата |
Месяц |
Время проведения |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Наименование раздела и тема занятий |
Место прове- дения |
Форма контроля |
1-2 |
|
|
|
Беседа |
2 |
Первый раз в первый класс |
Класс |
Тестирование |
3-4 |
|
|
|
Практика |
2 |
Работа над ошибками |
Класс |
Тестирование |
5-6 |
|
|
|
Игра |
2 |
Задания трёх поросят |
Класс |
Наблюдение |
7-8 |
|
|
|
Беседа |
2 |
Здравствуй, осень! |
Класс |
Сам. раб |
9-10 |
|
|
|
Игра |
2 |
Играем в «ромашку» |
Класс |
Тестирование |
11-12 |
|
|
|
Диалог |
2 |
По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят» |
Класс |
Наблюдение |
13-14 |
|
|
|
Практика |
2 |
Рисуем яблоньку |
Класс |
Сам. работа |
15-16 |
|
|
|
Практика |
2 |
Геометрический магазин |
Класс |
Тестирование |
17-18 |
|
|
|
Диалог |
2 |
По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» |
Класс |
Опрос |
19-20 |
|
|
|
Исследование |
2 |
Хлеб-батюшка |
Класс |
Опрос |
21-22 |
|
|
|
Игра |
2 |
Шкатулка с сюрпризом |
Класс |
Наблюдение |
23-24 |
|
|
|
Тренинг |
2 |
На грибной поляне |
Класс |
Тестирование |
25-26 |
|
|
|
Практика |
2 |
В гостях у Знайки |
Класс |
Сам. работа |
27-28 |
|
|
|
Игра |
2 |
Читаем письма |
Класс |
Наблюдение |
29-30 |
|
|
|
Практика |
2 |
Наряжаем ёлочку |
Класс |
Тестирование |
31-32 |
|
|
|
Игра |
2 |
«Прикольные задания» |
Класс |
Сам. работа |
33-34 |
|
|
|
Игра |
2 |
И снова «прикольные задания» |
Класс |
Опрос |
35-36 |
|
|
|
Проект |
2 |
Домашние животные |
Класс |
Тестирование |
37-38 |
|
|
|
Тренинг |
2 |
Цепочка занимательных заданий |
Класс |
Наблюдение |
39-40 |
|
|
|
КТД |
2 |
О звёздах |
Класс |
Опрос |
41-42 |
|
|
|
КТД |
2 |
Дорогою добра |
Класс |
Наблюдение |
43-44 |
|
|
|
Игра |
2 |
Быть здоровым |
Класс |
Опрос |
45-46 |
|
|
|
Соревнование |
2 |
Незнайкин экзамен |
Класс |
Тестирование |
47-48 |
|
|
|
Практика |
2 |
Коллекция головоломок от Незнайки |
Класс |
Тестирование |
49-50 |
|
|
|
Игра |
2 |
По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» |
Класс |
Опрос |
51-52 |
|
|
|
Игра |
2 |
Знаменитые малыши. Дюймовочка |
Класс |
Наблюдение |
53-54 |
|
|
|
Тренинг |
2 |
Букет для Русалочки |
Класс |
Тестирование |
55-56 |
|
|
|
Практика |
2 |
Спичечное ассорти |
Класс |
Наблюдение |
57-58 |
|
|
|
Игра |
2 |
Словесные забавы |
Класс |
Опрос |
59-60 |
|
|
|
Практика |
2 |
«Говорящие» головоломки |
Класс |
Наблюдение |
61-62 |
|
|
|
Практика |
2 |
Ловим рыбку |
Класс |
Опрос |
63-64 |
|
|
|
Тренинг |
2 |
Рыбалка продолжается |
Класс |
Тестирование |
65-66 |
|
|
|
Игра |
2 |
Загадалки |
Класс |
Сам. работа |
67-68 |
|
|
|
Практика |
2 |
Пернатые друзья |
Класс |
Сам. работа |
69-70 |
|
|
|
Экскурсия |
2 |
Сказочные задания |
библ |
Наблюдение |
71-72 |
|
|
|
Тренинг |
2 |
Сказочные задания опять и опять… |
Класс |
Тестирование |
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
- У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные | и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/не успешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретрооценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез(целое из частей);
- проводить, сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственные мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи,
Обучающийся получит, возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
- Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
- Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
- Называть положительные и отрицательные качества характера.
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
- Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
К концу обучения в 1 классе учащиеся получат возможность научиться:
- Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
- Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
- Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
- Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
- Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлятьэлементарную закономерность.
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
- Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
- Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
- Называть положительные и отрицательные качества характера.
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
- Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
К концу обучения во 2 классе учащиеся получат возможность научиться:
- Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
- Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
- Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
- Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
- Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
К концу обучения в 3-4 классе учащиеся научатся:
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
- Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
- Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
- Называть положительные и отрицательные качества характера.
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
- Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно несвязанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
К концу обучения в 3-4 классе учащиеся получат возможность научиться:
- Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя. Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
- Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
- Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
- Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
- Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
- Методические рекомендации.
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся;
- принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
- принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;
- взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.
Основными принципами организации содержания курса стали следующие:
- коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
- системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
- этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
- концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.
Коммуникативно - ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.
Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:
- мотив;
- цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить и т.д.);
- замысел (зачем говорю);
- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);
- планирование (что и как скажу);
- реализация (что и зачем услышу);
- контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное
Формы и режим занятий:
Специфика ведения занятий заключается в том, что дети в игровой форме усваивают определенные знания и поведенческие навыки:
- практические занятия;
- экскурсии;
- викторины;
- тренинги;
- уроки – игры;
- чтение и обсуждение тематических рассказов;
- выходы в детскую библиотеку;
- проведение конкурсов, соревнований;
- участие в общешкольных олимпиадах.
Форма проведения - групповая.
Виды педагогических технологий:
Технология развивающегося обучения, которая направлена на развитие познавательного интереса детей.
Технология проблемного обучения, которая направлена на систематизацию способов учебно-познавательной деятельности учащихся на основе поиска выхода из проблемной ситуации.
Практическая деятельность - участие в разыгрывании сценок, умение адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности повседневной жизни, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками.
В процессе реализации программы используются следующие методы:
По источникам получения новых знаний (Е.И. Перовский, Д.О. Лорджкипанидзе):
- словесные (устное или печатное слово) (+!);
- наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) (+);
По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (М.И. Скаткин, И.Я. Лернер)
- репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков) (+);
- проблемно – поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность) (+!);
Методы эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский):
- создание ситуации успеха в обучении (+!);
- использование игр и игровых форм организации деятельности (+);
Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся (Ю.К. Бабанский):
- учебные дискуссии (+!);
- творческие задания (+!);
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации (+);
Методы контроля и диагностики (Ю.К. Бабанский):
- устный контроль (+!);
Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.
Способы определения результативности и формы отчета.
Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся с помощью тестирования детей психологом, анкетирования детей и их родителей, конкурсов творческих работ.
Методическое обеспечение:
Компьютер, проектор
Медиатека мультфильмов, презентации
Система игровых упражнений;
Вопросники;
Диагностические листы наблюдений;
Цикл занятий по программе «Развивайка».
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение
Литература для учащихся:
1. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 класса в 2-х частях - М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам.Курс «РПС» для массовой школы).
2. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях - М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам.Курс «РПС» для массовой школы).
3. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях .- М.: Издательство РОСТ, 2013. – (Юным умникам и умницам.Курс «РПС» для массовой школы).
4. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 4 класса в 2-х частях - М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам.Курс «РПС» для массовой школы).
Рекомендуемая литература для учителя:
1. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2011.
2. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 2 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2011.
3. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
4. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 4 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2013.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
6. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
Технические средства
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2.Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3.Компьютер
4.Мультимедийный проектор.
5.Интерактивная доска.
6.Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
7.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в кабинете начальных классов, оборудованном компьютером и проектором.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.