Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация –
Старокулаткинская средняя школа №1
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол №1 от «23» августа 2019 г Руководитель ШМО ____________ Ф.Р.Алимова
|
СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР ______ Г.Р. Усманова «26» августа 2019 |
ПРИНЯТО решением Педагогического совета протокол № 1 от «29» августа 2019 г
|
УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________Г. В. Баширова Приказ № 122-од от «29» августа 2019 г. М.П.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
«ВОЛЕЙБОЛ»
Срок реализации программы – 1года
Программа рассчитана на
детей и подростков 14-17 лет
Разработчик:
Учитель физической культуры Ахмеджанов Р.Р.
р.п. Старая Кулатка, 2019 г.
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы
|
|
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта «Волейбол» (далее - программа) составлена на основании нормативных документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.12 часть 5);
• Федеральный закон от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 года №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
• Устав МБОО Старокулаткинской средней школы №1
Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом периоде является физическое воспитание обучающихся. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение, в том числе и в быту, является волейбол.
Характеристика волейбола, его отличительные особенности. Волейбол (англ. volleyball от volley — «ударять мяч с лёта» (также переводят как «летающий», «парящий») и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке). Отличительные особенности волейбола, обусловлены спецификой присущих им игровых и соревновательных действий. Соревновательное противоборство волейболистов происходит в пределах установленных правил посредством присущих только волейболу соревновательных действий — приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника.
Уровень реализуемой программы – базовый.
Направленность программы физкультурно-спортивная.
Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта «Волейбол» направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на развитие творческой личности, получение начальных знаний в области физической культуры и спорта.
Программа служит основой для эффективного построения многолетней подготовки спортивных резервов и характеризуется:
- Физкультурно-спортивной направленностью;
- Направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- Направленностью на реализацию принципа комплексности, предусматривающего тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);
- Направленностью на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- Направленностью на усиление оздоровительного эффекта
образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня и самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.
Широкое применение волейбола в физическом воспитании объясняется несколькими причинами: доступностью игры для различного возраста, возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитание моральных и волевых качеств и в тоже время использование его как полезного эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодежи, простотой инвентаря, оборудования и площадки для игры.
Волейбол - командная игра, где каждый игрок выполняет задания с учетом действий своих партнеров.
Условия игровой деятельности приучают занимающихся подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; работать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать и принимать правильное решение. Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.
Программа предусматривает последовательное, органически взаимосвязанное системное обучение.
В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Программой по волейболу предусматривается приобретение теоретических сведений, овладение основными приемами техники и тактики, приобретение навыков участия в игре и в организации самостоятельных занятий.
Отличительные особенности программы состоят в том, что внесены изменения в учебный план и тематическое планирование. Больше внимания уделяется общефизической подготовке обучающихся, специальной физической подготовке, техническому и тактическому умению, психологической и психической устойчивости.
Цель программы
- воспитание разносторонней, гармонично развитой личности, гражданина-патриота, способного стать достойным и полноправным членом нашего общества;
- Физическое и духовное совершенствование воспитанников через занятия волейболом и общение с коллективом;
- Совершенствование двигательных умений и навыков в процессе занятий волейболом, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи
Образовательные:
Обучение техническим и тактическим основам спортивной игры - волейболу, дальнейшее совершенствование технических и тактических приемов игры. Освоение учащимися знаний для занятий волейболом, Овладение умениями и навыками игры в волейбол. Развитие силы, ловкости, координации движений, быстроты реакции.
Воспитание интереса к волейболу.
Развивающие: Развитие способностей обучающихся. Развитие желания участвовать в соревнованиях, проводимых в течении года.
Воспитательные: Воспитать упорство, трудолюбие, настойчивость в достижении цели. Воспитание трудолюбия, коммуникабельности, чувства товарищества и патриотизма.
- развитие познавательных интересов подростков, расширение кругозора, обогащение опыта общения, повышение уровня информированности в области физической культуры, основ здорового образа жизни.
Адресат программы
Набор в кружок осуществляется на свободной основе, по желанию подростков. Группы обучения формируются из подростков 14-17 лет
Режим занятий: Программа рассчитана на 1 год обучения , 70 часов в год.
Программа может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей материальной базы, возрастных особенностей обучающихся, их способностей усваивать материал.
Условия приема:
Набор осуществляется в форме просмотра физических данных, умений и навыков в области этого вида спорта. С обязательным, разрешающим медицинским документом на занятия. По результатам собеседования и смотра физических данных формируются группы.
Объём программы - 70 учебных часов.
Форма обучения и виды занятий: очная.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются теоретические и групповые практические занятия, тренировки по индивидуальным планам, календарные соревнования, учебно-тренировочные занятия в спортивно-оздоровительном лагере, занятия по подготовке и сдаче контрольных нормативов, воспитательно-профилактические и оздоровительные мероприятия.
Организация и проведение учебного процесса строится с учетом индивидуальных способностей обучающихся. В ходе усвоения программы учитываются темп развития специальных умений и навыков.
Типы занятий: теоретические, практические. Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения.
Теория закрепляется одновременно на практике.
Уровни организации образования:
1. начальный - пробуждение интереса, закрепление интереса к теме, радость от результата деятельности.
2. репродуктивный - умение повторить физические упражнения.
3. креативный (творческий). Неотъемлемая часть программы - проведение соревнований. Деятельность воспитанников в подготовке соревнований способствует развитию у них инициативы, коммуникативных качеств, формирует чувство ответственности, воспитывает коллектив единомышленников.
Формы занятий:
Все формы занятий проводятся на основе современной методики тренировки. Основными формами учебно-тренировочной работы являются:
-Групповые теоретические и практические занятия по расписанию;
-Тренировки по индивидуальным планам и выполнение домашних
заданий;
-Пребывание на учебно-тренировочных сборах;
-Проведение восстановительно - профилактических мероприятий;
-Просмотр видеозаписей;
-Инструкторская и судейская практика;
-Участие в соревнованиях.
В каникулярное время (июнь) организуется спортивно-оздоровительный
лагерь. В этот период нагрузка увеличивается с таким расчетом, чтобы общий объем годового учебного плана был выполнен полностью.
Методы:
1. Сбор подростков и беседа на «насущные темы»: успехи в учебе, проблемы в общении со сверстниками, общение с противоположным полом, взаимоотношения с родителями, взрослыми и т.д. Иногда содействие и решение проблем, возникших у того или иного члена коллектива.
2. Разминка. Все вместе делают упражнения из программы общефизической подготовки на все группы мышц без силовой нагрузки для разогрева мышц и их пластичности. Затем упражнения на подготовку тех мышц, над которыми будут работать в процессе тренировки.
3. Тренировка. Работа в соответствии с программой, силовые нагрузки в соответствии с физическими данными каждого подростка на определенную группу мышц. В конце каждого упражнения обязательна максимальная нагрузка на закрепление.
Методическое обеспечение программы
Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов обучающимися. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.
Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.
Спортивные методы включают: метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод избыточности, предполагающий применение тренировочных
нагрузок, превосходящих соревновательные; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основной структурой технического и тактического приема.
В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов.
Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего
учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные.
Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные - на формирование технических навыков и тактических умений.
В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и в заключение
возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.
Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования.
Педагогические образовательные технологии
Технология индивидуального обучения
- выбор способов, темпов, приема обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей;
Здоровьесберегающие технологии
- формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в жизни; забота о сохранении и укреплении здоровья обучающихся;
Педагогика сотрудничества - совместный поиск истины, сотворчества;
Технология игровых ситуаций - организация активизирующей деятельности обучающихся через вовлечение в ролевые игры.
Диагностика результативности образовательного процесса
В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся спортсменов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование юных спортсменов.
Два раза в год (декабрь и май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. Оценка физического развития производится на общепринятой методике биометрических измерений. Уровень подготовленности обучающихся выражается в количественно-качественных показателях по технической, тактической, физической, теоретической подготовленности.
Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие учеников в учебных, контрольных и календарных играх. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий. Календарные игры проводятся согласно плану района.
Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитываются результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания набивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивание из виса. Для определения уровня технической подготовленности используется упражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающих ударов.
Большое значение имеет текущий контроль, в котором основное место занимает наблюдение за тем, как проходит овладение техническими и тактическими приемами, как обучающиеся применяют их в игре.
Обучение строится на следующих гуманистических принципах:
1) принцип комплексности, который предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической, теоретической подготовок)
2) принцип преемственности, который определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения для обеспечения в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности;
3) принцип вариативности, который предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенных задач спортивной подготовки.
Развитие способности управлять своими эмоциями связано с включением в тренировочные занятие эмоциональных и достаточно сложных для того или иного возраста упражнений и с использованием игрового и соревновательного методов, добиваясь обязательного их выполнения и, таким образом, воспитывая у юных волейболистов уверенность в своих силах. Ожидаемые результаты и система их диагностирования
Критериями оценки достижения цели и задач, поставленных в данной программе, являются контрольные испытания по ОФП и СФП, результаты выступлений на соревнованиях. Кроме этого, во всех группах постоянно проводятся поединки в соревновательном варианте с целью выявления рейтинга каждого воспитанника.
Планируемый результат:
- знать историю игры в волейбол;
- знать правила безопасности и эксплуатации оборудования и инвентаря;
- укрепить свою общефизическую подготовку;
- правила игры в волейбол;
- получить начальные навыки игры в волейбол;
- освоить различные навыки и приемы игры в волейбол;
- освоить навыки и приемы игры в волейбол;
- уметь осуществлять судейство игры в волейбол по упрощенным правилам.
1.2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Годовой план-график распределения учебного материала секции по волейболу
на 2019-2020 учебный год.
№ |
Содержание занятий. |
Кол-во часов. |
1 |
Теоретические занятия. |
8 |
2 |
Практические занятия. |
62 |
Учебный план.
№ |
Содержание занятий. |
Кол-во часов |
1. |
Теоретические занятия. |
8 |
1.1. |
Техника безопасности на занятиях по волейболу. Волейбол как средство физического развития учащихся. Характеристика игры. |
2 |
1.2. |
Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. |
2 |
1.4. |
Основные приемы самоконтроля. |
2 |
1.5. |
Предупреждение травматизма. Оказание первой помощи при травмах. |
2 |
2. |
Практические занятия. |
62 |
2.1. |
Изучение и совершенствование техники и тактики игры волейбол |
58 |
2.2. |
Соревнования |
4 |
Содержание программы
1. Физическая культура и спорт в России.
Развитие физической культуры и спорта в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов.
2. История развития волейбола.
Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире.
3. Влияние физических упражнений на организм человека Краткие сведения о строении и функциях организма человека.
Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов. Закаливание организма
4. Гигиена волейболиста
Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача).
5. Техническая подготовка.
Обучение технике - важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и подводящих упражнений). Технику волейбола составляют специальные технические приемы:
- перемещения,
- подачи,
- передачи,
- нападающие удары,
- блокирование.
6. Тактическая подготовка.
Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений - это:
- умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях, умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия,
- умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.
Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения:
- перемещения,
- прием нападающего удара
- прием подачи,
- передачи,
- подача мяча,
- нападающие удары,
- блокирование.
Тактика нападения и тактика защиты:
- индивидуальные действия,
- групповые действия,
- командные действия.
7. Правила игры в волейбол
Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.
8. Общая физическая подготовка.
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
Спортивные игры: баскетбол, футбол.
Подвижные игры и эстафеты.
9. Специальная физическая подготовка.
- прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования,
- упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера, игры и эстафеты с препятствиями.
- 10. Контрольные испытания.
- Контрольные испытания по общей физической подготовке
- Контрольные испытания по технической подготовке
11. Контрольные игры и судейская практика. Соревнования между группами. Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии.
12. Соревнования. Участие в соревнованиях различного уровня. Судейство во время игры.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п\п |
Вид подготовки |
Содержание |
1 |
Теоретическая подготовка |
1. Физическая культура и спорт в России. Формы занятий физическими упражнениями детей школьного возраста. Массовый народный характер спорта в нашей стране. Почетные спортивные звания и спортивные разряды, установленные в России. Усиление роли и значения физической культуры в повышении уровня общей культуры и продлении творческого долголетия людей. Важнейшие постановления Правительства по вопросам развития физической культуры и спорта в стране и роста достижений российских спортсменов в борьбе за завоевание передовых позиций в мировом спорте.
2. Состояние и развитие волейбола. Развитие волейбола среди школьников. Соревнования по волейболу для школьников. Оздоровительная и прикладная направленность волейбола. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России. Международные юношеские соревнования по волейболу. Характеристика сильнейших команд по волейболу в нашей стране и за рубежом. Международные соревнования по волейболу. 3. Сведения о строении и функциях организма человека. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения. Общие понятия о строении организма человека, взаимодействие органов и систем. Работоспособность мышц и подвижность суставов. Понятие о спортивной работоспособности, функциональных возможностях человека при занятиях спортом. Влияние физических упражнений на работоспособность мышц, на развитие сердечно-сосудистой системы. Основные требования к дозировке тренировочной нагрузки в зависимости от возраста, пола и уровня физической подготовленности спортсмена: рациональное сочетание работы и отдыха. Понятие об утомляемости и восстановлении энергетических затрат в процессе занятий спортом.Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом. Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха и воды) в целях закаливания организма. Меры общественной и личной санитарно-гигиенической профилактики. Режим дня. 4. Режим питания. Понятие о тренировке и «спортивной форме». Значение массажа и самомассажа. Ушибы, растяжения, разрывы мышц, связок и сухожилий. Кровотечения, их виды и меры остановки. Учет объективных и субъективных показателей спортсмена (вес, динамометрия, спирометрия, пульс, сон, аппетит, работоспособность, общее состояние и самочувствие). Дневник самоконтроля спортсмена. Действие высокой температуры, ознобление, обморожение. Доврачебная помощь пострадавшим, способы остановки кровотечений, перевязки. Массаж как средство восстановления, понятие о методике его применения. Врачебный контроль и самоконтроль врача и спортсмена. Основы спортивного массажа 5. Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Подготовка мест для соревнований. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства. Документация при проведении соревнований. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства. 6. Основы техники и тактики игры в волейбол. Понятие о технике игры. Характеристика приемов игры. Понятие о тактике игры. Характеристика тактических действий. Анализ технических приемов и тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года). Единство техники и тактики игры. Классификация техники и тактики игры в волейбол.
7. Основы методики обучения волейболу. Понятие об обучении технике и тактике игры. Характеристика средств, применяемых в тренировке. Классификация упражнений, применяемых в учебнотренировочном процессе по волейболу. Обучение и тренировка как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, физических и волевых качеств. Важность соблюдения режима. Планирование и контроль учебно-тренировочного процесса. Наблюдение на соревнованиях. Контрольные испытания. Индивидуальный план тренировки. Урок как основная форма организации и проведения занятий, организация учащихся.
|
2. Практическая подготовка |
||
2.1 |
Общая физическая |
В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры. Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая -для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза. Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы,скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку). Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации. Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге прыжках и метаниях. Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-1000 м Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега. Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега). Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10,15 м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами |
2.2 |
Специальная физическая |
Ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи баскетбольного (гандбольного, футбольного) мяча о стену и ловля его. Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного мяча ударом о площадку. Упражнения с гантелями для кистей рук. Упражнения с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократные волейбольные передачи набивного, футбольного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными перемещениями). Из упора, стоя у стены одновременное и попеременное сгибание лучезапястных суставов (ладони располагаются на стене, пальцы вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивают). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа - передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами (с 15 лет). Из упора присев, разгибаясь вперед вверх, перейти в упор лежа (при касании пола руки согнуть). Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер (с 14 лет для мальчиков). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча) Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи баскетбольного (гандбольного, футбольного) мяча о стену и ловля его. Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного мяча ударом площадку. Упражнения с гантелями для кистей рук. Упражнения с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократные волейбольные передачи набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность. Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя); в кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи баскетбольного (гандбольного, футбольного) мяча о стену и ловля его. Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеры. Упражнения с гантелями для кистей рук. Упражнения с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократные волейбольные передачи набивного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с волейбольным мячом (выполняют многократно подряд). Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах в опорном положении и в прыжке с места, с разбега. Подачи мяча слабейшей рукой. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча (1 кг) в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Имитация прямого нападающего удара. Метание теннисного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5-2 м) или на полу (расстояние 5-10 м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу, укрепленному на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной стенки. Удары выполняют правой и левой рукой с максимальной силой. В парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из- за головы двумя руками и в ответ на сигнал или бросок с сильным заключительным движением кистей вниз вперед, или вверх вперед (плавно). То же, но бросок через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх - одной. В ответ на сигнал бросок набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево). Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча, укрепленного на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивание).
|
2.3. |
Технико-тактическая
|
Техника нападения Перемещения: чередование способов Перемещения на максимальной скорости; сочетание способов перемещения с изученными техническими приемами нападения. Передачи: передача мяча сверху двумя руками на точность («маяки» и т.п.) с собственного подбрасывания (варьируя высоту), посланного передачей: а) первая передача постоянная (2-3 м), вторая - постепенно увеличивая расстояние (3-10 м); б) первая - постепенно увеличивая расстояние, вторая - постоянная; в) первая и вторая - увеличивая расстояние мяча, посылаемого ударом одной руки; из глубины площадки для нападающего удара в зонах 2-4,4-2,6-4 на расстояние 6 м; в зонах 5-2,1 -4 на расстояние 7- 8 м; стоя спиной в направлении передачи: встречная передача (после передачи над собой и поворота на 180° (в зонах 2-4 6-4, расстояние 3-4 м), в тройках в зонах: 6-3-2, 6-3-4, 5-3-2, 1-3-4, из глубины площадки - с собственного подбрасывания в зонах 6-2,6-4 (расстояние 2-3 м); с набрасывания партнера и затем с передачи; с последующим падением и перекатом на спину. Техника защиты Прием мяча: сверху двумя руками, нижней и верхней прямой подач, от удара одной рукой в парах и через сетку (стоя на подставке); прием снизу двумя руками нижней подачи, первая передача на точность; верхней прямой подачи и первая передача в зону нападения; нападающего удара; ; от передачи через сетку в прыжке; снизу одной рукой правой, левой в парах, у сетки, от сетки, сверху двумя руками с падением в сторону на бедро и перекатом на спину, от передачи мяча через сетку, передача в прыжке через сетку; прием подачи; нападающего удара; прием снизу двумя руками с падением и перекатом в сторону на бедро в парах; прием снизу подачи, нападающего удара; прием одной рукой с падением в сторону на бедро и перекатом на спину (правой, левой) в парах (по заданию), у сетки, от сетки; прием подачи, нападавшего удара; чередование способов приема мяча в зависимости от направления и скорости полета мяча. Тактика нападения
1, Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у сетки и из глубины площадки для нападающего /дара, для выполнения подачи и нападающего удара (при чередовании способов); чередование способов подач; подачи верхние на игроков, слабо владеющих навыками приема мяча; вышедших после замены; выбор способа отбивания мяча через сетку нападающим ударом, передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу; вторая передача нападающему, сильнейшему на линии (стоя лицом и спиной к нему); имитация второй передачи и «обман» (передача через сетку) в прыжке; имитация прямого нападающего удара и передача в прыжке двумя руками через сетку; чередование способов нападающего удара - прямой, перевод сильнейшей, прямой слабейшей рукой. 2. Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии при второй передаче - игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зон 4 и 2 в условиях различных по характеру первых и вторых передач; игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4 в условиях длинных первых передач; взаимодействие игроков передней и задней линий при первой передаче - игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3 (при приеме
мяча в дальней части площадки от подачи и нападающего удара); игроков зон 6,1 и 5 с игроком зоны 2 при приеме верхних подач для второй передачи, в доигровках - для нападающего удара или передачи в прыжке.
3. Командные действия: система игры через игрока передней линии, и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, спиной (чередование) к нападающему; прием верхней боковой подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий стоит спиной; первая передача для нападающего удара, когда мяч соперник направляет через сетку без удара.
Тактика защиты
1. Индивидуальные действия: выбор места при приеме подач различными способами, нападающих ударов и обманных передач через сетку в прыжке (чередование); при при страховке партнера, принимающего мяч, блокирующего, нападающего; выбор способа приема различных способов подач; выбор способа перемещения и способа приема мяча от нападающих ударов различными способами и обманных действий; выбор способа приема мяча в доигровке и при обманных приемах нападения; зонное блокирование (выбор направления при ударах из зон 4,2 и 3 и «закрывание» этого направления). 2. Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии - игроков зон 1,6,5 между собой при приеме трудных мячей от 3. подач, нападавших ударов, обманных действий; взаимодействие игроков передней линии.. 4. Командные действия: расположение игроков при приеме подач различными способами в дальние и ближние зоны,торую передачу выполняет игрок зоны 3 и 2; расположение игроков при приеме подачи, когда игрок зоны 4 стоит у сетки,
а ) игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приема игрок зоны 4 идет на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 играет в нападении в зоне 4; то же, но в зонах 3 и 2 (чередование этих двух вариантов); системы игры: расположение игроков при приеме мяча от соперника «углом вперед» (чередование групповых действий в соответствии с программой для данного года обучения); переключение от защитных действий к нападающим - со второй передачи через игрока передней линии.
|
3 |
Инструкторская и Судейская Практика
|
Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится на этапе нп-1. Такая работа проводится в форме бесед, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы учащихся. Учащиеся готовятся к роли инструктора, помощника тренера для участия в организации и проведении занятий, массовых соревнований в качестве судей. Вести наблюдения за учащимися, выполняющими технические приемы в двусторонней игре, и на соревнованиях. Составление комплексов упражнений по специальной физической подготовке, обучению техническим приемам и тактическим действиям (на основе изученного программного материала данного года обучения). Судейство на учебных играх. Выполнение обязанностей второго судьи и ведение технического отчета.
|
4 |
Восстановительные мероприятия |
Восстановление спортивной работоспособности и нормального функционирования организма после тренировочных и соревновательных нагрузок - неотъемлемая составная часть системы подготовки и высококвалифицированных, и юных спортсменов. Выбор средств восстановления определяется возрастом, квалификацией, индивидуальными особенностями спортсменов, этапом подготовки, задачами тренировочного процесса, характером и особенностями построения тренировочных нагрузок. Основной путь оптимизации восстановительных процессов на этих этапах подготовки - рациональная тренировка и режим юных спортсменов, предусматривающие интервалы отдыха, достаточные для естественного протекания восстановительных процессов, полноценное питание. Из дополнительных средств восстановления применение водные процедуры гигиенического и закаливающего характера, фармакологические средства восстановления и витамины с учетом сезонных изменений.
|
|
|
|
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график
Общее количество часов - 70
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
теория |
практика |
Дата проведения |
||
План |
Факт |
||||||
1 |
Техника безопасности на занятиях по волейболу. Волейбол как средство физического развития учащихся. Характеристика игры. Двухсторонняя игра в волейбол. |
2
|
1
|
1
|
|
|
|
2 |
1 |
1
|
|
|
|||
2 |
Стойки и перемещения игрока. Двухсторонняя игра в волейбол. |
2 |
|
2 |
|
|
|
3 |
Нижняя передача мяча на месте, после перемещений в падениях. Двухсторонняя игра в волейбол. |
4 |
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
|
||||
4 |
Нижняя прямая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол. |
4 |
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
|
||||
5 |
Прямой нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол. |
6 |
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
|
||||
|
2 |
|
|
||||
6 |
Двухсторонняя игра в волейбол. |
2 |
|
2 |
|
|
|
7 |
Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Двухсторонняя игра в волейбол. |
4 |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
||||
8 |
Страховка при блокировании. Двухсторонняя игра в волейбол. |
2 |
|
2 |
|
|
|
9 |
Подача–прием–передача. Двухсторонняя игра в волейбол.
|
4 |
|
2 2 |
|
|
|
10 |
Передача мяча в падении на спину. Двухсторонняя игра в волейбол. |
2 |
|
2 |
|
|
|
11 |
Соревнование по волейболу между сборной командой школы № 2. |
2 |
|
2 |
|
|
|
12 |
Основные приемы самоконтроля. Двухсторонняя игра в волейбол. |
4 |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
||||
13 |
Нижняя боковая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол. |
4 |
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|||||
14 |
Боковой нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол. |
4 |
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|||||
15 |
Одиночное блокирование. Двухсторонняя игра в волейбол. |
4 |
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|||||
16 |
Подача – передача – нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол. |
2 |
|
2 |
|
|
|
17 |
Встреча между сборной командой колледжа |
2 |
|
2 |
|
|
|
18 |
Предупреждение травматизма. Оказание первой помощи при травмах. Двухсторонняя игра в волейбол. |
4 |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
||||
19 |
Верхняя передача мяча двумя руками над собой. Двухсторонняя игра в волейбол. |
2 |
|
2 |
|
|
|
20 |
Верхняя прямая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол. |
4 |
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|||||
21 |
Нападающие удары из зон 2,3,4. Двухсторонняя игра в волейбол. |
2 |
|
2 |
|
|
|
22 |
Двухсторонняя игра в волейбол. |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
ИТОГО |
70 |
8 |
62 |
|
|
|
2.2 Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы подготовлены:
- Учебно-материальная база: спортивный зал, оборудованный гимнастическими стенками и необходимым спортивным инвентарём;
- Библиотечная учебно-методическая литература;
- Регулярное посещение занятий обучающимися;
- Разработаны тесты по промежуточной и итоговой аттестации.
Кадровое обеспечение: занятие по программе ведёт Ахмеджанов Рушан Рашитович , учитель физической культуры. Он регулярно проходит курсовую переподготовку в очной, заочной и дистанционной формах.
Материально-техническое обеспечение
Спортивный зал, сетка волейбольная, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, мячи футбольные, мячи набивные, мячи теннисные, маты гимнастические, шведские стенки, скакалки, фишки, секундомер
2.3 Форма аттестации и оценочные материалы
Педагогический инструментарий для отслеживания результативности обучения по образовательной программе
Контрольно-переводные нормативы
№ п/п |
Контрольные нормативы |
1 год |
1 |
Подача на точность |
3 |
2 |
Передача из зоны 3 в зону |
3 |
3 |
Приём подачи из зоны 6 в зону 3 |
2 |
4 |
Прием снизу – верхняя передача |
5 |
5 |
Прием подачи из зоны 5 в зону 2 (на точность) |
2 |
6 |
Вторая передача из зоны 2 в зону 4 |
|
7 |
Блокирование одиночное нападающего удара |
|
Контрольные нормативы по волейболу для групп 14-17 лет
Физическая подготовка: Техническая подготовка:
1.Прыжок в длину с места.
2.Кроссбез учета времени.
3Поднимание туловища за 30 сек., подтягивание.
|
№ |
Контрольные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Девушки |
п |
упражнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(13-14лет) |
(14-15лет) |
(15-16лет) |
(16-17 лет) |
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
оценки |
|
|
оценки |
|
оценки |
|
|
оценки |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
|
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Прыжок в длину с места |
195 |
160 |
145 |
200 |
160 |
|
150 |
205 |
165 |
160 |
210 |
170 |
|
165 |
|
|
|
|
(см) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОФП |
2 |
Поднятие |
туловища из |
20 |
14 |
10 |
21 |
15 |
|
11 |
22 |
20 |
10 |
22 |
20 |
|
10 |
|
|
положения лежа на спине |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
руки за головой за 30 с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Кросс без учета времени |
|
|
|
1000 |
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Бег 30 м (5x6м), сек |
11,6 |
11.9 |
12,3 |
11.4 |
11.7 |
|
12.0 |
11.2 |
11.5 |
11.8 |
11.0 |
11.3 |
|
11.6 |
|
|
СФП |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Бег 92 м |
с изменением |
30.5 |
31.0 |
31.5 |
30.0 |
30.5 |
|
31.0 |
29.5 |
30.0 |
30.5 |
29.0 |
29.5 |
|
30.0 |
|
|
|
направления (сек.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВОЛЕЙБОЛ /девушки/
1. Бег 30 м /5x6/
2. Бег 92 м
|
|
|
|
|
ВОЛЕЙБОЛ /юноши/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
юноши |
/ |
Контрольные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
упражнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
(13-14лет) |
(14-15лет) |
15-16лет) |
(16-17 лет) |
|
|||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
оценки |
|
|
оценки |
|
оценки |
|
|
оценки |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
|
3 |
5 |
4 |
|
3 |
5 |
4 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
1 |
Прыжок в длину с |
205 |
170 |
155 |
210 |
180 |
|
165 |
220 |
190 |
|
180 |
230 |
195 |
185 |
|
Ф |
|
места (см) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П |
2 |
Подтягивание на пере- |
7 |
5 |
3 |
8 |
6 |
|
3 |
9 |
7 |
|
4 |
10 |
7 |
4 |
|
|
кладине (раз) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Кросс без учета |
|
|
|
|
|
|
2000 м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
времени |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
1. |
Бег 30 м (5x6м), сек |
11.1 |
11.6 |
11.8 |
10.8 |
11.3 |
|
11.6 |
10.4 |
10.8 |
|
11.1 |
10.0 |
10.6 |
10.8 |
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П |
2 |
Бег 92 м с изменением |
29.0 |
29.5 |
30.0 |
28.5 |
29.0 |
|
29.5 |
27.5 |
28.0 |
|
28.5 |
27.0 |
27.5 |
28.0 |
|
|
направления (сек.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Бег 30 м: 5хбм. На расстоянии 6 м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6 м пять раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию .
2. Бег 92 м в пределах границ волейбольной площадки. На волейбольной площадке расположить 7 набивных (I кг) мячей, мяч № 7 на расстоянии 1м от лицевой линии. Спортсмен располагается за лицевой линией. По сигналу он начинает бег, касаясь мячей поочередно (№ 1,2,3, 4, 5, 6), каждый раз возвращаясь и касаясь мяча за лицевой линией (№ 7). Время фиксируется секундомером
3. Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемою при приземлении. Из трех попыток учитывается лучший результат.
4. Подтягивание. Из виса на прямых руках, захват сверху, подтягивать туловище до положения: подбородок над перекладиной. Туловище прямое, ноги не сгибать.
5. Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек. Упражнение начинать из положения сидя, ногами упираться в мат / ноги не держать/, руки за головой. По сигналу туловище опустить на мат, голову, лопатки положить на мат. Поднимая туловище локтями коснуться коленей. Стопы от пола не отрывать
НОРМАТИВЫ
Возраст |
Уровень физической подготовленности |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
высокий |
Выше |
средний |
Ниже |
Низкий |
|
|
|
|
среднего |
|
среднего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
балов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подтягивание на перекладине, раз (мальчики) |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Возраст |
5 |
балов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
5 |
и выше |
4 |
3 |
2 |
1 и ниже |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
6 |
и выше |
5 |
4 |
2-3 |
1 и ниже |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
7 |
и выше |
6 |
4-5 |
2-3 |
1 и ниже |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
8 |
и выше |
7 |
5-6 |
2-4 |
1 и ниже |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
9 |
и выше |
7-8 |
5-6 |
2-4 |
1 и ниже |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
10 и выше |
8-9 |
6-7 |
3-5 |
2 и ниже |
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
11 и выше |
9-10 |
7-8 |
4-6 |
3 и ниже |
|
|
|
|
|
|
|
|
Наклон вперед из положения сидя на полу (см)
Класс |
|
|
|
Мальчики |
|
|
|
Девочки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5баллов |
4 балла |
3 балла |
5 баллов |
4 балла |
3балла |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
5 |
|
3 |
|
1 |
|
7 |
5 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
6 |
|
4 |
|
2 |
|
8 |
6 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
7 |
|
5 |
|
3 |
|
9 |
7 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
8 |
|
6 |
|
4 |
|
10 |
8 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
9 |
|
7 |
|
5 |
|
11 |
9 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
10 |
|
8 |
|
6 |
|
12 |
10 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
11 |
|
9 |
|
7 |
|
13 |
11 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
12 |
|
10 |
|
8 |
|
14 |
12 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Прыжки через скакалку (скоростно-силовая выносливость) |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Класс |
|
|
|
Мальчики |
|
|
|
Девочки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 баллов |
|
4 балла |
|
3 балла |
|
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
40 |
|
20 |
|
10 |
|
50 |
30 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
50 |
|
30 |
|
20 |
|
60 |
40 |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
70 |
|
40 |
|
30 |
|
80 |
50 |
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
80 |
|
50 |
|
40 |
|
90 |
60 |
50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
90 |
|
80 |
|
70 |
|
НО |
100 |
90 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
105 |
|
95 |
|
85 |
|
115 |
105 |
95 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
110 |
|
100 |
|
90 |
|
120 |
110 |
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
115 |
|
105 |
|
95 |
|
125 |
115 |
105 |
|
Параметры допустимых значений ЧСС |
|
Классификация тренировочных нагрузок |
|
|
||||||
при тренировочной нагрузке |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст |
Нагрузка |
|
Режим |
|
Характер |
Показатели |
ЧСС |
Время |
|
|
|
|
|
|
|
|
нагрузки |
(уд/мин) |
|
работы |
|
|
min |
|
max |
|
|
|
юноши |
девушки |
(мин) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
Низкая |
До |
До |
От 40 |
|
11 |
126 |
|
189 |
|
|
интенсивность |
130 |
135 |
до 90 |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
125 |
|
188 |
2 |
|
Средняя |
131- |
136- |
30-40 |
|
|
|
|
|
|
|
интенсивноеть |
155 |
160 |
|
|
13
|
125
|
|
187
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
14 |
124 |
|
185 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
Высокая |
156- |
161- |
5-30 |
|
15 |
124 |
|
185 |
|
|
интенсивность |
175 |
180 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
123 |
|
185 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
Субмаксимальная |
176- |
181 |
30 с- 5 |
|
17 |
122 |
|
184 |
|
|
интенсивность |
180 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
|
Максимальная |
181- |
выше |
20-30 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
интенсивность |
200 |
181 |
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальный тренировочный пульс: 220 - (возраст) - (пульс в покое) * 0,6 + (пульс в покое)
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Педагогический контроль и оценка подготовки подготовленности учащихся труппы являются важными элементами, определяющими эффективность процесса обучения и тренировки. Для получения объективной информации планируется использовать педагогическое наблюдение и тестирование. Контроль за уровнем нагрузки на занятия проводится по карте педагогического наблюдения за степенью утомления учащихся:
Объект |
|
Степень и признаки утомления |
|
||
наблюдения |
|
|
|
|
|
Небольшая |
|
Средняя |
Большая |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
(недопустимая) |
|
Цвет кожи лица |
Небольшое |
|
Значительное |
Редкое покраснение, |
|
|
покраснение |
|
покраснение |
побледнение или |
|
|
|
синюшность |
|
||
|
|
|
|
|
|
Речь |
Отчетливая |
|
Затрудненная |
Крайне затрудненная или |
|
|
|
|
|
невозможная. |
|
Мимика |
Обычная |
|
Выражение лица |
Выражение страдания на |
|
|
|
|
напряженное |
лице. |
|
Потливость |
Небольшая |
|
Выраженная верхней |
Резкая верхней половины |
|
|
|
|
половины тела |
тела и ниже пояса, |
|
|
|
|
|
выступание соли. |
|
|
|
|
|
|
|
Дыхание |
Учащенное, ровное |
|
Сильно учащенное |
Сильно учащенное, |
|
|
|
|
|
поверхностное, с |
|
|
|
|
|
отдельными глубокими |
|
|
|
|
|
вдохами, сменяющимися |
|
|
|
|
|
беспорядочным дыханием. |
|
Движения |
Бодрая походка |
|
Неуверенный шаг, |
Резкое покачивание, |
|
|
|
|
покачивание |
дрожание, вынужденная, |
|
|
|
|
|
поза с опорой, падение. |
|
Самочувствие |
Жалоб нет |
|
Жалобы на |
Жалобы на |
|
|
|
|
усталость, боль в |
головокружение, боль в |
|
|
|
|
мышцах, |
правом подреберье, |
|
|
|
|
сердцебиение, |
головная боль, тошнота, |
|
|
|
|
одышку, шум в |
иногда икота, рвота |
|
|
|
|
ушах. |
|
|
Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности учащихся группы, прирост их физического развития и совершенствования технического мастерства
3 Перечень информационного обеспечения программы
3.1 Список литературы для педагога:
1. Ашмарин Б.А., Виленский В.Я., Грантынь К.Х. Теория и методика физического воспитания «Просвещение», 1979 г.
2. Программа редактор С.М. Зверев, Министерство просвещения , 1986г.
3. Ануфриев А.Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей»
4. Безруких М.М. Трудности в школе: причины, диагностика, комплексная помощь.
5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ. Кружки профильных лагерей. М. Изд-во, 1988г.
6. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. М. Изд-во,1978г.
7. Волейбол. Учебник для вузов. Под общей редакцией Беляева А.В.,
8. Савина М.В. Москва.2005г.
10.Волейбол. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Москва. Советский спорт.2005г.
3.2 Список литературы для обучающихся:
1. А.Поздеев «Старт» 1971г.
2. Богин М.М. Обучение двигательным действиям.- М.: Физкультура и спорт,1985г.
3. Харви Д., Дангуорт Р. Миллер Д., Гиффорд К. Футбол. Полный самоучитель 2012г.
3.3 Интернет – ресурсы:
- Сайт Министерства спорта Российской Федерации: www.minsport.gov.ru;
- htts://ru.wikipedia.org/wiki;
- Спортивная электронная библиотека: htt://libsport. ru; Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту: htt://libspotedu. Ru
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.