Дополнительная общеразвивающая программа «Зеленый сад»
Пояснительная записка
В последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне нее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.
Восхищение красотой природы, охрана ее и рациональное природопользование - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения считаем формирование экологической культуры детей.
Кроме того, невозможно скрыть чувство тревоги за нашу природу. Мы так много взяли от природы, что не можем ждать от неё милости. Задумавшись над смыслом сказанного, была поставлена цель воспитания бережного отношения школьника к природе.
Школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, в этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в его поведении в природе.
Программа внеурочной деятельности «Зеленый сад» позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.
Нормативно-правовая база.
Программа дополнительного образования детей «Зеленый сад» разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ:
|
Нормативные акты |
Основные характеристики программ |
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273) (ст. 2, ст.12, ст. 75) |
Порядок проектирования |
Федеральный закон № 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75). |
Условия реализации |
Федеральный закон №273-Ф3 (п.1,2,3,9 ст. 13; п.1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст.33, ст.34, ст.75), СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);
|
Содержание программ |
Федеральный закон №273-Ф3 (п.9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст.12; п. 1, п. 4 ст. 75), Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей /распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р |
Организация образовательного процесса |
Федеральный закон №273-Ф3 (ст.15, ст16, ст.17; ст.75) Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41); - устав «Центра «Поиск»
|
Направленность - естественнонаучная.
Уровень освоения программы - базовый.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Занимаясь в объединении, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных объединением, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Педагогическая целесообразность
Не каждый из них станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой.
Программа основана на развитии интереса к познаниям в экологии, потребности в изучении живой и неживой природы, любознательности, смекалки, сообразительности детей, развитии логического мышления детей. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, самостоятельность, любовь к природе, сострадание, наблюдательность.
Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения. Наблюдая за растениями или животными, ухаживая за ними, учащиеся радуются своим успехам, испытывая восторг и чувство собственного достоинства за то, что они помогли сохранить погибающее растение, или не дали умереть птицам в зимний период времени. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога – в доступной форме дать начальные знания основ экологии, раскрыть интеллектуальные возможности ребенка.
Отличительной особенностью данной программы от подобных программ, является взаимосвязь научно- исследовательской и художественной направленности. Так как программа предполагает экскурсии в природу, во время прогулки ребята невольно обращают внимание на разнообразие растений и животных, а также природный материал, который они собирают. В связи с этим в программу включены занятия по работе с природным материалом, которые направлены на развитие творческого потенциала ребенка, сближение детей с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней и формирование трудовых навыков при работе с природным материалом. Создание педагогом условий для активной самореализации, креативности учащихся. Интеграция занятий. Работа с родителями, сотрудничество с социумом.
Возраст и категория программы. Общеразвивающая программа «Зеленый сад» предназначена для детей 10-12 лет. Зачисление осуществляется при желании ребенка по заявлению его родителей (законных представителей) и медицинской справкой.
При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности ребенка, активность, самостоятельность, начальный уровень знаний, умений и навыков, познавательные интересы.
Срок реализации программы и общее количество часов. Программа «Зеленый сад» рассчитана на 1 год обучения в количестве 90 часов. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2,5 часа.
Цель программы: расширение и углубление экологических знаний школьников.
Задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии природы и общества человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе.
3. Формирование экологических ценностных ориентаций в деятельности учащихся.
4. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, к природе живой и неживой.
Условия реализации программы. Набор детей в объединение «Зеленый сад» осуществляется руководителем при отсутствии у них медицинских противопоказаний, возраст учащихся от 10-12 лет, программа не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются все желающие дети разного возраста и пола, рекомендуется комплектовать одновозрастные группы.
Материально-технические условия реализации программы:
Наличие кабинета с 12-ю посадочными местами, учебные столы не менее 6, 12- стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должны быть, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, книги, журналы, презентации. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий, центр кабинета свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных творческих игр-тренингов.
Для педагога:
- наличие связей с учреждениями культуры и образования.
- привлечение к работе узких специалистов (работники библиотек, учителя школ и т.д),
- возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по
темам программы, выход в интернет.
Кадровое обеспечение
Реализовать программу "Зеленый сад" имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), знающий специфику преподавания данного направления.
Планируемые результаты:
Предметные:
- расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире;
- развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях;
- получении первоначальных сведений о природе.
Личностные: - способствовать развитию личности ребенка в целом;
- умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения.
- совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно;
-способствовать развитию культуры поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
- формирование экологической культуры, любви к природе;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
Метапредметные:
-адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социально-культурной ситуации;
-формирование способности и готовности к использованию, творческих, экологических знаний и умений в повседневной жизни, учебе в школе;
- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культурно-творческой инициативы.
- развитие мотивации к изучению экологии в целом, способствовать развитию самостоятельности, мировоззрения и нравственной позиции.
- - выражение своих мыслей полно и точно;
- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.
Учебно-тематический план на 2020-2021 учебный год.
1 модуль
№ п/п |
Название тем |
Количество часов |
Формы контроля |
||||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||
1раздел-Природа и ее обитатели. |
|||||||
1 |
Что такое природа и как люди её используют. Что такое экология? Краски осени. Экскурсия в природу. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Устный опрос. |
||
2 |
Дары осени. Что приносит осень? Поделки из природного материала. Конкурс «Чудо – юдо овощи». Поделки из природного материала. Конкурс «Осенний букет». |
2,5 |
1 |
1,5 |
Подготовка к выставке. |
||
3 |
Осенние наблюдения за птицами. День воробья. Птицы нашего края. Птицы в жизни человека. Роль человека в охране и защите птиц. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Наблюдение. |
||
4 |
Сделаем кормушки для птиц своими руками. Акция «Покормите птиц зимой». |
2,5 |
1 |
1,5 |
Самостоятельная работа. |
||
5 |
Зимующие птицы. Экскурсия в природу «Птицы рядом с нами». Зимующие птицы. Работа с раскрасками «Узнаём птиц». |
2,5 |
1 |
1,5 |
Выставка работ. |
||
6 |
Мир животных. Животные рядом с нами. Животные рядом с нами. Конкурс фотографий «Животные рядом с нами». |
2,5 |
1 |
1,5 |
Фотоконкурс. Устный опрос. |
||
7 |
Изучаем комнатные растения. Экскурсия в школе «Комнатные растения». Комнатные растения. Какие растения и почему полезно выращивать в помещениях? Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Тестирование. Устный опрос. |
||
8 |
Комнатные растения. Конкурс рисунков «Мой любимый цветок» |
2,5 |
1 |
1,5 |
Выставка работ. |
||
9 |
Берегите первоцветы. Экскурсия в природу «Первоцветы». |
2,5 |
1 |
1,5 |
Опрос. |
||
2 раздел – Экология. |
|||||||
1 |
Что такое экология? «Разнообразие растений. Жизненные формы растений». Экскурсия в природу. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Экскурсия. Викторина. |
||
2 |
«Что лучше сажать?». Знакомство с древесными породами, рекомендуемыми для посадки в нашей области Сбор семян однолетних культурных растений. Оформление коллекции семян. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Соревновательный. Кто больше? |
||
3 |
Практическое занятие на пришкольном участке «Культурные растения».
«Семена и плоды». Экскурсия в природу. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Собеседование. |
||
4 |
Выставка поделок из природного материала «Чудо – юдо овощи и фрукты». Акция «Покормите птиц зимой» |
2,5 |
1 |
1,5 |
Выставка работ. |
||
5 |
Конкурс кормушек для птиц. «Чем можно птиц кормить зимой?» |
2,5 |
1 |
1,5 |
Конкурсная программа. |
||
6 |
Конкурс рисунков «Зимующие птицы». Уход за комнатными растениями. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Выставка рисунков. |
||
7 |
Определение комнатных растений в кабинетах школы. Работа с определителями и со словарями. День птиц (голоса птиц в природе, конкурс рисунков, фотографий). День Земли. Конкурс плакатов, рисунков, фотографий, фестиваль экологической песни. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Смотр песни, фотовыставка. |
||
8 |
Бытовой мусор – глобальная проблема. Экологический трудовой десант «Сделаем деревню нашу чище и краше» (уборка территории школы и деревни от бытового мусора). |
2,5 |
1 |
1,5 |
Практические работы. |
||
9 |
Оформление пришкольного участка. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Самостоятельная работа. |
||
3 раздел- Человек и природа. |
|||||||
1 |
Что изучает экология? Конкурс поделок из природного материала Что такое окружающая природа и окружающая среда? Организм и окружающая среда. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Устный опрос. Выставка работ. |
||
2 |
Место человека в мире природы. Экскурсия в природу «Изучаем грибы. Съедобные и несъедобные грибы» Первые уроки экологической этики. – Афанасьев День. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Работа с карточками. Кроссворд по теме. |
||
3 |
Неживая природа. Экологические факторы неживой природы. Солнце – источник тепла и света. Вода, её признаки и свойства. Берегите воду. Почва и её свойства. Как сохранить почву? |
2,5 |
1 |
1,5 |
Устный опрос. |
||
4 |
Погода. Климат. Прогноз погоды. Что такое кислотные дожди? |
2,5 |
1 |
1,5 |
Домашнее задание. Самостоятельная работа. |
||
5 |
Акция «Покормите птиц зимой». Экологические группы растений. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Устный опрос. |
||
6 |
Комнатные растения и их польза. Размножение комнатных растений. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Практическая работа. Исследование. |
||
7 |
А знаете ли вы культурные растения? Что вы знаете о лекарственных растениях? |
2,5 |
1 |
1,5 |
Кроссворд по теме. |
||
8 |
Экологический трудовой десант «Сделаем деревню нашу чище и краше». Практическая работа на пришкольном участке. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Практическая работа. |
||
4 раздел – Проекты, исследования. |
|||||||
1 |
Вводное занятие. Выставка поделок из природного материала «Чудо – юдо овощи и фрукты»
Практическое занятие на пришкольном участке |
2,5 |
1 |
1,5 |
Выставка работ. |
||
2 |
Экскурсия в природу. Что такое парниковый эффект? Причины и последствия. Исследовательская работа. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Исследовательская работа. |
||
3 |
Акция «Цветочек в дар» «Вырасти себе друга» (цветок на окне) |
2,5 |
1 |
1,5 |
Мастер класс. |
||
4 |
«Альбом моих друзей» – рисунки, фотографии растений с которыми общаются участники программы. Фотовыставка. Работа с гербарными экземплярами растений. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Конкурс рисунков ,фотографий. |
||
5 |
Подготовка к проекту Экскурсия в природу Подготовка почвы для выращивания рассады цветов. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Проектная работа. |
||
6 |
Посев семян цветочных культур на рассаду. Пикирование рассады. Уход за рассадой.
|
2,5 |
1 |
1,5 |
Практические занятия. |
||
7 |
Пересадка рассады в грунт. Уход за цветочными растениями. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Практические занятия. |
||
8 |
Экологический трудовой десант «Сделаем деревню нашу чище и краше». |
2,5 |
1 |
1,5 |
Общая оценка труда. |
||
9 |
Практическое занятие на пришкольном участке «Весенняя обработка почвы». |
2,5 |
1 |
1,5 |
Общая оценка труда. |
||
10 |
«Встреча друзей» – выставка комнатных растений, выращенных участниками программы. Защита проекта. |
2,5 |
1 |
1,5 |
Итоговая выставка. |
||
|
Всего часов: |
90 |
36 |
54 |
|
||
Содержание программы.
1 раздел - Природа и ее обитатели.
1 тема. (2,5часа)
Теория: Беседа о природе, о ее ресурсах. Что такое экология? Отгадаем викторину.
Практика: Экскурсия в парк музей.
2тема. (2,5часа)
Теория: Беседа о птицах нашего края, о роли человека в их жизни, просмотр видеоролика.
Практика: Осенние наблюдения за птицами. Чистка кормушек .
3 тема. (2,5часа)
Теория. Распределим задания для акции, сбор материала.
Практика: Сделаем кормушки для птиц своими руками. Пригласим родителей для помощи ,а может кто то сделает ее дома.
4 тема. ( 2,5 часа)
Теория: Разговор о птицах которые не улетают на юг. Их называют - зимующие птицы. Показ презентации про разнообразных птиц.
Практика: Работа с раскрасками «Узнаём птиц». Игра на сообразительность.
Экскурсия в природу «Птицы рядом с нами».
5тема. ( 2,5 часа)
Теория: Интересный мир « братьев наших меньших». Стишки про кошек и собак. Животные которые проживают с нами на одной территории. Как мы ее делим?
Практика: Конкурс фотографий «Животные рядом с нами».
6 тема (2,5часа)
Теория: Изучаем комнатные растения. Изучаем цветы по энциклопедии. Какие растения и почему полезно выращивать в помещениях? Комнатные растения. Правила ухода.
Практика: Экскурсия в школе «Комнатные растения». Генеральная уборка у листочков.
7тема (2,5часа)
Теория: Комнатные растения. Разбираем один экземпляр. Ищем в интернете понравившийся цветок.
Практика: Конкурс рисунков «Мой любимый цветок» Готовим рисунки на выставки.
8 тема (2,5 часа)
Теория: Берегите первоцветы. Значения выражения, просмотр мультфильма. Викторина в игровой форме.
Практика: Экскурсия в природу «Первоцветы».
2 раздел-Экология.
9 тема (2,5часа)
Теория Что такое экологический прогноз? Разнообразие растений. Жизненные формы растений. Собеседование. Работа со справочной литературой.
Практика Проведение паспортизации растений. Размещение растений соответственно их требованиям и освещению. Поливка, рыхление почвы, опрыскивание растений, определение необходимости пересадки растений. Экскурсия в природу.
10 тема ( 2,5часа)
Теория Что лучше сажать в нашем регионе ,где не очень плодородная земля. Знакомство с древесными породами, рекомендуемыми для посадки в нашей области, занятия по интернет ресурсам.
Практика Сбор семян однолетних культурных растений. Оформление коллекции семян.
11 тема (2,5часа)
Теория Показ слайдов Культурные растения на приусадебном участке, показ гербария детей прошлых лет. Семена и плоды. Практика Практическое занятие на пришкольном участке. Семечка инжира. Посадка семени, запись, контроль.
12 тема (2,5часа)
Теория Подготовка к выставке. Выставка поделок из природного материала «Чудо – юдо овощи и фрукты». Вспомнить технику лепку из бумаги.
Практика Выставка поделок из папье маше « Фрукты». Картины из газетной лозы.
Акция «Покормите птиц зимой». Не забываем о братьях наших меньших. Наполняем кормушки.
13 тема (2,5часа)
Теория Викторины, кроссворды «Чем можно птиц кормить зимой?» Практика Конкурс кормушек для птиц по классом. Деревянные, пластиковые, коробки, украшение. Делаем украшение для кормушки.
14тема (2,5часа)
Теория Дети расскажут как они ухаживают за комнатными растениями. Проговорим все плюсы и минусы. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с его биологическими особенностями растений и временами года.
Практика Подготовка к конкурс рисунков в технике разлитая акварель. Поливка цветов в зимнем саду.
15 тема (2,5 часа)
Теория . Найти в интернете название, подписать горшочки. Работа с определителями и со словарями. Подготовка к конкурсу День Земли
Практика Практическое занятие по уходу за комнатными растениями. Определение комнатных растений в кабинетах школы. Организация фестиваля и фотовыставки.
16 тема( 2,5 часа)
Теория Просмотр видео роликов снятые детьми разных стран. Дискуссия. Снятие своего фильма по проблеме нашего поселка.
Практика Экологический трудовой десант «Сделаем школу нашу чище и краше» (уборка территории школы от бытового мусора) под хештегом # КТОЕСЛИНЕЯ.#
17 тема( 2,5часа)
Теория Рисуем план фасада, составляем смету, планируем посадки растений и оформление вазонов.
Практика Оформление пришкольного участка деревянными стойками. Мальчики сделают их на занятиях по технологии.
3 раздел –Человек и природа.
18 тема (2,5часа)
Теория Беседа об окружающей нас среде; вредной, благоприятной. Просмотр видео фильма известного путешественника Кусто. Что изучает экология. Наш организм и окружающая среда .Викторина
Практика Конкурс поделок из природного материала.
19 тема (2,5часа)
Теория Место человека в жизни природы. Ему необходима хорошая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло, чистота, порядок и красота в окружающей обстановке. В таких условиях человек хорошо себя чувствует, не болеет, красиво выглядит, доброжелательно относится к друг другу. Беседа. Изучаем грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Первые уроки экологической этики
Практика Изучаем упражнение для йоги на свежем воздухе. Экскурсия в природу
20тема (2,5часа)
Теория Неживая природа. Экологические факторы неживой природы. Показать красоту гор нашего края. Поговорим о солнце – источнике тепла и света. Вода, её признаки и свойства. Игра и убеждения. . Солнце – источник тепла и света. В зимнее время мало света для выращивание цветов.
Практика Коллекция камней, минералов. Поделка из камня. Установка свето- диодной ленты в цветочном кабинете. Перестановка цветов с северных окон на южные.
Проведем эксперимент с талой водой. Вода, её признаки и свойства
21 тема (2,5часа)
Теория Погода. Климат. Прогноз погоды. Что такое кислотные дожди? Проведем игру ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Практика Экскурсия на метеорологическую станцию. Знакомство с приборами, с коллективом.
22 тема (2,5 часа )
Теория Анкетирование по школе. Вопросы про птиц, о растениях, вопросы загадки. Экологические группы растений. Опрос.
Практика Акция «Покормите птиц зимой». Проверяем кормушки, чистим, Разлаживаем зерно.
23 тема (2,5часа)
Теория Комнатные растения и их польза. Размножение комнатных растений. Практика Продолжаем вести научный эксперимент по выращиванию растения из листочка, проверяем корневую систему, ведем записи в дневнике.
24 тема( 2,5часа)
Теория А знаете ли вы культурные растения? Что вы знаете о лекарственных растениях? Просмотр презентации детей практических работ. Экологические группы растений нашей школы. Фотографии домашних растений детей. Комнатные растения и их польза.
Практика . Демонстрация и изучение счетчика поглощение углекислого газа, влажности, температурного режима.
25 тема( 2,5 часа)
Теория Подготовка к весенним посадкам. Проверяем наличие вазонов, семян. Покупаем, чего нет, делимся информацией. Готовим место для посадки рассады.
Практика Экологический трудовой десант «Сделаем деревню нашу чище и краше». Практическая работа на пришкольном участке.
4 раздел – Проекты, исследования.
26 тема( 2,5 часа)
Теория Вводное занятие. Повторяем технику безопасности, заполняем журналы, проверяем режуще и колющие инструменты для посадки на приусадебном участке. Знакомство с порядком и содержанием работы на занятиях, о задачах коллектива.
Практика Выставка поделок из ниток и бумаги. Практическое занятие на пришкольном участке. Игры на знакомство. Ознакомительная беседа «Правила поведения на занятиях». Экскурсия по ДДТ. Инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения.
27 тема (2,5часа)
Теория Причины и последствия. Что такое парниковый эффект? Демонстрация мини парника на подоконнике для рассады петуньи. Причины и последствия гибели растении, вредители для рассады.
Практика Исследовательская работа. По выращиванию суккулентных.
28 тема( 2,5часа)
Теория Провести акцию «Цветочек в дар» или обмен. Объявление в группе Сосьва.
Практика «Вырасти себе друга». Зимние посадки цветущих и благодарность цветка за хороший уход. Демонстрация своей работы - цветок на окне.
«Альбом моих друзей» – рисунки, фотографии растений с которыми общаются и выращивают участники программы. Фотовыставка.
29 тема (2,5 часа)
Теория «Альбом моих друзей» сбор самого лучшего материала картин, рисунков, фотографий. Работа с гербарными сухоцветами. Растение, которые мы собрали осенью и засушили зимой.
Практика Фотовыставка. В гости к первоклассникам. Дети кружка должны научить малышей как правильно вырастить лук в воде. Оформление баночки для лука в форме одежды. Рисование красками, лаком.
Подготовка к проекту
30тема ( 2,5часа)
Теория Подготовка к проекту по озеленение приусадебного участка.
Практика Экскурсия в природу. Подготовка почвы для выращивания рассады цветов. Участие в районном экологическом конкурсе.
Подготовка почвы для выращивания рассады цветов. Организационные моменты по покупке земли, подготовка и мытье поддонов.
31 тема( 2,5 часа)
Теория Просмотр семян и дату их всхожести.
Практика Посев семян цветочных культур на рассаду. Пикирование рассады. Уход за рассадой. Посев семян цветочных культур на рассаду с малым сроком всхожести. Обработка луковичных, разделение георгин. Пикирование рассады, которая достигла 5сантиметров.
32 тема (2,5часа)
Теория Просмотр видеофильма по посеву и выращиванию однолетних растений.
Практика Посев семян цветочных культур на рассаду. Уход за рассадой, поливка, пикировка, опрыскивание, подкормка.
Практическое занятие на пришкольном участке. Весеннее вскапывание земли для новых клумб.
33 тема( 2,5 часа)
Теория Изучение подкорки для цветов. Наглядная демонстрация.
Практика Пересадка рассады в грунт. Уход за цветоносными растениями. Пересадка рассады в грунт, если позволяют погодные условия. Если прохладно накрываем укрывным материалом. Ежедневный полив, подкормка.
34 тема(2,5 часа)
Теория Общая оценка труда. Вручение благодарности, грамот за хорошую работу, за исследовательские работы.
Практика Экологический трудовой десант «Сделаем деревню нашу чище и краше. Оформление фасада школьного крыльца вазонами, цветами, уличными поделками.
35 тема (2,5 часа)
Теория Просмотр видеороликов снятых в течении всего года. Сдача инвентаря, общая оценочная анкета по пройдённому курсу.
Практика Практическое занятие на пришкольном участке. Весенняя обработка почвы, перекопка гряд для многолетников. Чистка луковичных растений.
36 тема( 2,5 часа)
Теория Подготовить материал для показа проекта « Я вырастил из семечка инжир» Пригласить зрителей. Организовать показ презентации.
Практика «Встреча друзей» – выставка комнатных растений, выращенных участниками программы. Защита проекта.
Всего: 36 занятий по 2,5 часа.
Оценочные материалы.
1. Наблюдение – на экскурсиях, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, экологические навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).
2. Собеседование – с учащимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке экологических проектов и так далее).
3. Мини-викторины и кроссворды по экологии для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.
4. Обсуждение типовых ситуаций – применяется в блоках: «Царство растений», «Царство животных», «Экология человека».
5. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах.
Оценочные материалы - (пакет) диагностических методик:
Изучение личностных особенностей - методика «Цветик-семицветик» (выявление направленности интересов младших школьников);
-методика « Выбор» (выявление направленности потребностей);
- методика « Мой герой» (определение тех образов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать.
Изучение самооценки младших школьников – модификация методики Дембо-Рубинштейн;
Изучение учебной мотивации – методика «Что мне нравится в школе?»;
- психодиагностическая методика «Три желания»;
-методика « С кем бы ты хотел дружить?»;
Память младших школьников-методика «Определение типа памяти».
Педагогу необходимо помнить, что использование любых диагностических методик подчиняется основному правилу «не навреди».
Критерии оценки ЗУН:
Высокий уровень – учащийся:
- может объяснять, что такое экология, что она изучает;
- знает экологию своего организма, умеет рассказать о нем;
- знает как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие работы, поделки, самостоятельно;
- владеет основами экологической подготовки;
-умеет самостоятельно дополнять, анализировать, фантазировать;
- внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания;
- умеет работать аккуратно;
- умеет коллективно работать, помогает друзьям;
- соблюдает правила этики и эстетики;
Средний уровень- учащийся:
- может объяснять медленно, что такое экология, что она изучает, но правильно;
- знает экологию своего организма, умеет рассказать о ней;
- знает, как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие работы, поделки, самостоятельно, но делает не аккуратно;
- владеет основами экологической подготовки;
-умеет самостоятельно дополнять и анализировать материал, фантазировать, но делает все неуверенно, сомневается;
- внимательно слушает, умеет сосредоточиться на выполнении задания, только тогда, когда мотивирован;
- умеет работать аккуратно, но медленно;
- умеет коллективно работать, помогает друзьям, только в соревновательной форме;
- соблюдает правила этики и эстетики, но излишне эмоционален;
Низкий уровень –
- может объяснить , очень медленно, что такое экология, что она изучает делает много ошибок;
- знает экологию своего организма, умеет рассказать о ней, но ответ не обдумывает;
- знает как заготавливать, сушить и хранить растения, создавать творческие работы, поделки, но делает не аккуратно , не умеет самостоятельно;
- владеет основами экологической подготовки, допускает много ошибок;
- не умеет самостоятельно дополнять и анализировать, фантазировать;
- невнимательно слушает, не умеет сосредоточиться на выполнении задания;
- не умеет работать аккуратно;
- умеет работать только индивидуально, не помогает друзьям;
- не соблюдает правила этики и эстетики;
Контроль освоения программы:
В течение учебного года применяются следующие виды контроля:
- вводный, организуемый перед началом работы октябрь (в виде беседы, опроса, индивидуальных консультаций).
- текущий, проводимый в ходе учебного процесса декабрь, январь(в виде тестирования, опроса, практической работыи.т.д.).
- итоговый, проводимый после завершения всей программы апрель, май.
Методическое обеспечение программы
Методы и приемы, используемые для реализации программы:
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание.
Основные формы проведения занятий –
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Наблюдение;
- Рассказы, объяснения с показом нужных объектов;
- Беседы;
- Использование научной и художественной литературы;
- Использование репродукций, фотографий, иллюстраций;
- Использование аудио и видео материалов;
- Творческие мастерские по изготовление поделок из природного материала.
В качестве дидактического материала используются:
- раздаточный материал;
- наглядные пособия;
- литература по окружающему миру для чтения;
- сведения из интернета (сайты по биологии, зоологии, экологии )
- книги, брошюры, газетные материалы;
- фотографии;
- тесты, кроссворды по темам;
- компьютерные презентации по темам;
Занятия объединений носят преимущественно практический характер. Основная часть проводится в форме лекций, бесед. Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении в зависимости от темы занятия, времени года. Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Педагог должен воспитывать в учащихся умение самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила проводимых мероприятий. План занятий необходимо строить так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия в парк и в природу для сбора природного материала , экологический десант, и т. п.
Содержание занятий следует постоянно усложнять от простого к сложному. Их необходимо использовать для расширения и углубления знаний учащихся по пройденным темам, для формирования их мировоззрения, а также физического оздоровления.
После экскурсии, прогулки на занятии обсуждаются его итоги. Конечно, это следует проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки детей.
Особое внимание руководители объединений должны уделять вопросам безопасности при проведении экскурсий в природу.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия объединения помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Специфика работы по данной программы:
1.Стратегической целью является формирование чувства любви к окружающему миру, формирование базиса культуры личности ребенка.
2.Ключевой категорией формирования базиса является «отношение». Система отношений ребенка с окружающим миром должна носить созидательно-гармоничный характер.
3.Отношение ребенка к окружающему миру проявляется в процессе поиска и выражения собственной индивидуальности – самоактуализации, что выражается в его творчестве.
4.Творческая деятельность ребенка является не самоцелью, а эффективным средством формирования эстетического отношения к миру, развития художественных способностей, любви к природе.
Общедидактические принципы программы:
- Научность;
- Систематичность и последовательность;
- Доступность;
- Наглядность;
- Прочность;
- Целесообразность;
- Сознательность и активность.
Принципы педагогической системы:
- Единство сознания и практики, развитие психических процессов в деятельности;
- Принципы гуманизма;
- Принципы комплексности;
- Принцип индивидуального подхода;
Специфические принципы:
- Принципы взаимосвязи природы с разными видами искусства: музыкальным, художественным творчеством;
- Принципы взаимосвязи разных разделов образовательной работы: развитие речи, ознакомление с окружающим миром;
- Принцип сезонности;
- Принцип единства и взаимообусловленности восприятия, исполнительства и творчества.
Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники):
1.Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" http://festival.1september.ru/
3.Социальная сеть работников образования nsportal.ru
4.Международный образовательный портал «maam.ru» http://www.maam.ru/
5. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/
6. Сайт для школьников https://takprosto.cc/sayty-dlya-shkoly
7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://school-collection.edu.ru
Алгоритм учебного занятия
В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие - осмысление - запоминание применение - обобщение - систематизация. 1этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II этan - проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового
содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).
IV этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1 Усвоение новых знаний и способов действии. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания
Задача: установление правильности осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3 Закрепление знаний и способов действий .
Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
V этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
VI этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить
перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VII этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,
содержание и полезность учебной работы.
VIII этап: информационный. Информация о домашнем задании (если
необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Форма проведения занятий: теоретические, практические, комбинированные.
Формы организации – коллективная, групповая.
Групповые формы. При такой работе отрабатываются навыки совместной деятельности.
Коллективная форма. Данная форма применяется при работе с информационным материалом, когда коллектив объединения слушает и воспринимает новую информацию, участвует в обсуждении возникающих вопросов.
После первого года обучения воспитанники должны знать: что такое профессия парикмахер. Какие услуги он оказывает. Правила и нормы поведения при работе с клиентами. Какие бывают инструменты для работы. Какое бывает оборудования, технику безопасности, правила обработки и дезинфекции.
После первого года обучения воспитанники должны уметь: организовывать рабочее место, общаться с потенциальными клиентами, владеть инструментами, выполнять мытье головы, укладку, стрижку мужскую, женскую, прическу, макияж, подбирать оттенки для своей внешности, грамотно сочетать, одежду, прическу, макияж, и аромат.
Вышеизложенные принципы, формы, методы реализации программы делают ее привлекательной для учащихся. В этой программе использованы лучшие стороны множества различных педагогических теорий.
Календарный учебный график на 2020 – 2021 учебный год.
Год обучения |
Дата начала обучения по программе |
Дата окончания обучения по программе |
Всего учебных недель |
Количество учебных часов |
Режим занятий* |
1год |
11.10.2020г. |
31.05.2021г. |
36 |
90ч. |
1 раз в неделю. Четверг. 14.00-16.30 |
Список литературы:
Для детей:
1. Ананьева Е.Г. Жизнь Земли. –М.: Эксмо,2014.- 64с.
2. Вологдина Е.В. Живая природа./Науч.-поп. Издание для детей.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.-96с.
3. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная.-М.: Агар, 2010.-424с.
4. Прохоров Б.Б. Экология человека.- 3-е изд.-М.: Издательский центр «Академия» 2011.-320с.
5. Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет.энцикл.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2012.
Для педагогов:
Обязательная:
1. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: учеб. Пособие / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е. И.Федоренко – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 250 с.
Дополнительная:
2. Ананьева Е.Г. Жизнь Земли. –М.: Эксмо,2014.- 64с.
3. Вологдина Е.В. Живая природа./Науч.-поп. Издание для детей.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.-96с.
4. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная.-М.: Агар, 2010.-424с.
5. Прохоров Б.Б. Экология человека.- 3-е изд.-М.: Издательский центр «Академия» 2011.-320с.
6. Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет.энцикл.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2012.
7. Удивительная планета Земля./ перевод с французского Copyright© 2012. ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест»
Интернет ресурсы.
Для родителей:
1. Прохоров Б.Б. Экология человека.- 3-е изд.-М.: Издательский центр «Академия» 2011.-320с.
2. Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет.энцикл.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2012.
3. Удивительная планета Земля./ перевод с французского Copyright© 2012. ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест»
Календарно-тематическое планирование.
1 раздел - Природа и ее обитатели
№ занятия |
Дата занятия |
Тема занятия Содержание работы в кружке и практические занятия |
Количество часов |
Объём часов |
|
Теория |
Практика. |
||||
1
|
17.09. |
Что такое природа и как люди её используют. Что такое экология? Краски осени. Экскурсия в природу. |
2.5. |
1 |
1.5 |
2
|
24.09. |
Дары осени. Что приносит осень? Поделки из природного материала. Конкурс «Чудо – юдо овощи». Поделки из природного материала. Конкурс «Осенний букет». |
2.5. |
1 |
1.5 |
3
|
1.10 |
Осенние наблюдения за птицами. День воробья. Птицы нашего края. Птицы в жизни человека. Роль человека в охране и защите птиц. |
2.5. |
1
|
1.5 |
4
|
8.10 |
Сделаем кормушки для птиц своими руками. Акция «Покормите птиц зимой». |
2.5. |
1 |
1,5 |
5
|
15.10. |
Зимующие птицы. Экскурсия в природу «Птицы рядом с нами». Зимующие птицы. Работа с раскрасками «Узнаём птиц». |
2.5. |
1 |
1,5 |
6
|
22.10. |
Мир животных. Животные рядом с нами. Животные рядом с нами. Конкурс фотографий «Животные рядом с нами». |
2.5. |
1 |
1,5 |
7
|
29.10. |
Изучаем комнатные растения. Экскурсия в школе «Комнатные растения». Комнатные растения. Какие растения и почему полезно выращивать в помещениях? Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями. |
2.5. |
1
|
1,5
|
8 |
5.11. |
Комнатные растения. Конкурс рисунков «Мой любимый цветок» |
2.5. |
1 |
1,5 |
9 |
12.11. |
Берегите первоцветы. Экскурсия в природу «Первоцветы». |
2.5 |
1 |
1,5 |
Всего часов: |
22,5 |
9 |
13,5 |
Календарно-тематическое планирование.
2 раздел - Экология.
№ занятия |
Дата занятия |
Тема занятия Содержание работы в кружке и практические занятия
|
Количество часов |
Объём часов |
|
Теория |
Практика. |
||||
1 |
19.11. |
Что такое экология? «Разнообразие растений. Жизненные формы растений». Экскурсия в природу. |
2,5 |
1 |
1,5 |
2 |
26.11. |
«Что лучше сажать?». Знакомство с древесными породами, рекомендуемыми для посадки в нашей области Сбор семян однолетних культурных растений. Оформление коллекции семян. |
2,5 |
1 |
1,5 |
3 |
3.12 |
Практическое занятие на пришкольном участке «Культурные растения».
«Семена и плоды». Экскурсия в природу. |
2,5 |
1 |
1,5 |
4 |
10.12. |
Выставка поделок из природного материала «Чудо – юдо овощи и фрукты». Акция «Покормите птиц зимой» |
2,5 |
1 |
1,5 |
5 |
17.12. |
Конкурс кормушек для птиц. «Чем можно птиц кормить зимой?» |
2,5 |
1 |
1,5 |
6 |
24.12. |
Конкурс рисунков «Зимующие птицы». Уход за комнатными растениями. |
2,5 |
1 |
1,5 |
7 |
31.12. |
Определение комнатных растений в кабинетах школы. Работа с определителями и со словарями. День птиц (голоса птиц в природе, конкурс рисунков, фотографий). День Земли. Конкурс плакатов, рисунков, фотографий, фестиваль экологической песни. |
2,5 |
1 |
1,5 |
8 |
14.01. |
Бытовой мусор – глобальная проблема. Экологический трудовой десант «Сделаем деревню нашу чище и краше» (уборка территории школы и деревни от бытового мусора). |
2,5 |
1 |
1,5 |
9 |
21.01. |
Оформление пришкольного участка. |
2,5 |
1 |
1,5 |
|
|
Всего часов: |
22,5 |
9 |
13,5 |
Календарно-тематическое планирование.
3 раздел – Человек и природа.
№ занятия |
Дата занятия |
Тема занятия Содержание работы в кружке и практические занятия
|
Количество часов |
Объём часов
|
|
Теория |
Практика. |
||||
1 |
28.01. |
Что изучает экология? Конкурс поделок из природного материала Что такое окружающая природа и окружающая среда? Организм и окружающая среда. |
2,5 |
1 |
1,5 |
2 |
4.02. |
Место человека в мире природы. Экскурсия в природу «Изучаем грибы. Съедобные и несъедобные грибы» Первые уроки экологической этики. – Афанасьев День. |
2,5 |
1 |
1,5 |
3 |
11.02. |
Неживая природа. Экологические факторы неживой природы. Солнце – источник тепла и света. Вода, её признаки и свойства. Берегите воду. Почва и её свойства. Как сохранить почву? |
2,5 |
1 |
1,5 |
4 |
18.02. |
Погода. Климат. Прогноз погоды. Что такое кислотные дожди? |
2,5 |
1 |
1,5 |
5 |
25.02. |
Акция «Покормите птиц зимой». Экологические группы растений. |
2,5 |
1 |
1,5 |
6 |
4.03 |
Комнатные растения и их польза. Размножение комнатных растений. |
2,5 |
1 |
1,5 |
7 |
11.03. |
А знаете ли вы культурные растения? Что вы знаете о лекарственных растениях? |
2,5 |
1 |
1,5 |
8 |
18.03. |
Экологический трудовой десант «Сделаем деревню нашу чище и краше». Практическая работа на пришкольном участке. |
2,5 |
1 |
1,5 |
|
|
Всего часов: |
20 |
8 |
12 |
Календарно-тематическое планирование.
4 раздел – Проекты, исследовательские работы
№ занятия |
Дата занятия |
Тема занятия Содержание работы в кружке и практические занятия
|
Количество часов |
Объём часов
|
|
Теория |
Практика. |
||||
1 |
25.03. |
Вводное занятие. Выставка поделок из природного материала «Чудо – юдо овощи и фрукты»
Практическое занятие на пришкольном участке |
2,5 |
1 |
1,5 |
2 |
1.04. |
Экскурсия в природу. Что такое парниковый эффект? Причины и последствия. Исследовательская работа. |
2,5 |
1 |
1,5 |
3 |
8.04. |
Акция «Цветочек в дар» «Вырасти себе друга» (цветок на окне) |
2,5 |
1 |
1,5 |
4 |
15.04. |
«Альбом моих друзей» – рисунки, фотографии растений с которыми общаются участники программы. Фотовыставка. Работа с гербарными экземплярами растений. |
2,5 |
1 |
1,5 |
5 |
22.04. |
Подготовка к проекту Экскурсия в природу Подготовка почвы для выращивания рассады цветов. |
2,5 |
1 |
1,5 |
6 |
29.04. |
Посев семян цветочных культур на рассаду. Пикирование рассады. Уход за рассадой.
|
2,5 |
1 |
1,5 |
7 |
6.05. |
Пересадка рассады в грунт. Уход за цветочными растениями. |
2,5 |
1 |
1,5 |
8 |
13.05. |
Экологический трудовой десант «Сделаем деревню нашу чище и краше». |
2,5 |
1 |
1,5 |
9 |
20.05. |
Практическое занятие на пришкольном участке «Весенняя обработка почвы». |
2,5 |
1 |
1,5 |
10 |
28.05. |
«Встреча друзей» – выставка комнатных растений, выращенных участниками программы. Защита проекта. |
2,5 |
1 |
1,5 |
|
|
Всего часов: |
25 |
10 |
15 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.