Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа по экологии (2 часа в неделю/64ч всего) составлена с учётом методических рекомендаций ДОП. Программа предназначена для учащихся 5–9 классов общеобразовательной школы.
Структурные компоненты программы.
Программа состоит из двух частей, и включает в себя: «Экология моего села» и «Окружающая среда и сохранение здоровья человека» - реализуется в 5-9-х классах.
Цель:
формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.
Задачи:
· Воспитание экологически грамотного человека.
· Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.
· Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».
· Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.
· Научить учащихся пользоваться научной литературой, Интернет-ресурсами.
· Научить любить природу, правильно её использовать.
· Описать население села Ахматово, демографическое состояние села.
· Изучать растительный и животный мир родного края.
· Изготовление поделок из природного материала.
· Выполнение учебно-исследовательских работ во время экскурсий.
· Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.
Ведущие теоретические идеи и технологии, на которых базируется данная программа.
Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей, посещающих кружок. Это немаловажно, так как дети 11 – 15 лет переживают важный этап – вхождение в возраст между детством и отрочеством (младший подростковый возраст). Необходимо знать особенности младших подростков (физиологические, внутренние, биологические изменения). Для того чтобы выбрать наиболее доступные, проблемы и методы обучения, отслеживая гигиену учебного труда при организации занятий кружка. А именно: смена видов деятельности, паузы-минутки, учёт утомляемости в течение занятий и др.
Для успешного обучения необходимо знать:
1. Психологический статус ребёнка этого возраста.
2. Значение побудительных методов для саморазвития учащихся. Анализ через синтез – вот путь развития мышления школьников данного возраста.
3. Ребёнку необходимо освоить новый для него вид интеллектуальной деятельности:
- выявление отличий и сходства различных объектов;
- комбинация информации по разным признакам;
-способы постановки вопросов – однозначных и многозначных;
- альтернативные объяснения фактов и явлений.
Всё это можно осуществить через педагогические технологии коллективного обучения, совместную проектную деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требование к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе.
Учащиеся должны знать:
ñ роль экологии в жизни современного общества;
ñ правила поведения в природе;
ñ правила работы с источниками получения информации;
ñ требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
ñ основные сведения об экологическом состоянии природной среды и основы рационального управления природными ресурсами.
Учащиеся должны уметь:
ñ обрабатывать результаты наблюдений;
ñ работать с дополнительными источниками информации;
ñ самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы;
ñ оформлять исследовательские и проектные работы в соответствии с требованиями;
ñ определять загрязнения воздуха, воды, состав и свойства почвы;
ñ самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
ñ оценивать экологическую ситуацию, моделируя эти проблемы;
ñ грамотно вести диалоги и аргументированно участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
ñ активно участвовать в коллективной познавательной и творческой деятельности.
Компетенции и личностные качества
В результате занятий у обучающихся могут быть сформированы и развиты следующие компетенции:
ñ коммуникативные – это знание, умения, способность, умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
ñ информационные – это умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
ñ самоорганизация – это умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы;
ñ самообразование – это готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог» формирует и развивает личностные качества. Это самооценка, самоконтроль, инициативность, любознательность, мотивация, ценностные ориентации.
Результаты по итогам освоения программы
Пройдя данный курс, обучающиеся получат расширенные знания по предмету экология, смогут принимать участие в творческих конкурсах.
Личностные:
ñ привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе;
ñ осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды своей местности, ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
ñ владение культурой мышления, способность ее к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук;
ñ развитие морально – этического сознания;
ñ способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к работе в коллективе.
Метапредметные:
ñ овладение межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
ñ повышение интеллектуального уровня в процессе изучения экологических явлений;
ñ способность осуществлять взаимопроверку при работе в парах, участвуя в диалоге при выполнении заданий;
ñ способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
ñ развитие творческого мышления.
ñ Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в постановке и доказательстве рабочих гипотез.
Предметные:
ñ сформировать собственную позицию по отношению к информации, получаемой из разных источников;
ñ иметь собственное представление о глобальных экологических проблемах и путях их решения;
ñ развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей;
ñ работать со статистическими данными;
ñ формировать своё отношение к природным и антропогенным факторам, влияющим на окружающую среду;
развитие интереса к познанию мира
II. Содержание программы.
Введение
Понятие «Экология», «Охрана природы», «Экологическая ситуация», «Экологические проблемы». Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов. Глобальные экологические проблемы. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Предмет, методы исследования науки по изучению окружающей природной среды.
«Экология моего края»
Особенности природы своей местности. Видовое разнообразие растительного и животного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Охраняемые виды растений и животных, отдельные объекты и территории. Особенности рельефа. Разнообразие рельефа Русской равнины в пределах области. Влияние человеческой деятельности на рельеф округа. Богатства недр области, полезные ископаемые. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Общие климатические особенности, разнообразие и смена погоды во все сезоны года. Богатство водных ресурсов. Речная система области. Основные типы почв. Охраняемые территории округа. Полезные и опасные растения и животные округа. Представители флоры и фауны округа, занесенные в Красную книгу России. Коренные народы и коренное население. Традиционные виды деятельности. Жилища, традиции, обычаи коренных народов, их взаимосвязь с природными особенностями и природными ресурсами. Проблемы коренных народов. Пути их решения. Родовые угодья округа.
Экскурсии.
· Экскурсия на школьный двор. (Оформление результатов исследования, презентация).
· Экскурсия на территорию села. (Оформление результатов исследования, презентация).
«Окружающая среда и сохранение здоровья человека»
Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Гигиена питания. Режим и правила питания. Гигиена твоего жилища. Чистота в доме и квартире.
Оценка экологического состояния среды обитания, влияние природной среды на здоровье человека. Демографическая ситуация в селе Ахматово, в Алатырском районе. Пути решения проблем взаимодействия человека и природы. Социологический опрос местного населения об отношении к окружающей среде, своему здоровью. Мониторинг состояния здоровья учащихся (классных коллективов школы). Влияние вредных привычек на здоровье человека (наркомания, алкоголизм, табакокурение).
III. Тематическое планирование
|
Тема |
Кол-во часов |
Вид деятельности |
1 |
Особенности природы своей местности |
2 |
Экскурсия на школьный двор. (Оформление результатов исследования, презентация). Озеленение школьного двора. |
2 |
Видовое разнообразие растительного и животного мира. |
2 |
Сбор природного материала для изготовления поделок, аппликаций. |
3 |
Влияние хозяйственной деятельности человека на природу |
2 |
Изучения факторов влияния хозяйственной деятельности человека на плодородие почвы |
4 |
Охраняемые виды растений и животных. Охраняемые виды растений и животных Чувашской Республики |
2 |
Сбор информации в Интернете «Красная книга Чувашской Республики» |
5 |
Птицы, занесённые в Красную книгу Чувашской Республики. |
2 |
Сбор информации в Интернете «Красная книга Чувашской Республики». |
6 |
Отдельные объекты и территории охраны Алатырского района.
|
2 |
Подготовка и выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». |
7 |
Экскурсия в природу. Экологический десант.
|
2 |
Экскурсия на школьный двор. Подготовка фотоотчёта. |
8 |
«Редкие виды животных и растений Чувашской Республики».
|
2 |
Оформление экологического уголка |
9-10 |
Изготовление поделок из природного материала |
2 |
Оформление выставки.
|
11 |
Составление ребусов, кроссвордов «Животные и растения Чувашской Республики». |
2 |
Подготовка к экологическому турниру |
12 |
Проведение экологического турнира. |
2 |
турнир |
13 |
Домашние животные и их роль в жизни и влияние на здоровье людей.
|
|
Подготовить презентацию: «Мой домашний питомец». |
14 |
Территория и население Чувашской Республики. |
2 |
Работа с картой. |
15 |
Понятие родной край. История родного края. |
2 |
Экскурсия в пришкольный музей. |
16 |
Топонимика Алатырского района. Богатства нашего родного края. Обеспеченность природными ресурсами. |
2 |
Работа с картой. Изучение полезных ископаемых |
17
|
Топонимика Алатырского района. Богатства нашего родного края. Обеспеченность природными ресурсами |
2 |
Работа с картой. Изучение полезных ископаемых |
18 |
Развитие промышленности в Алатырском районе. Проблемы и пути решения. Родной край сегодня, перспективы его развития. |
2 |
Составление схем, диаграмм, графиков |
19 |
Конференция «Экология нашего села».
|
2 |
|
20 |
Оценка экологического состояния среды обитания. Влияние природной среды на здоровье человека. |
2 |
Экологическая обстановка в Алатырского района
|
21 |
Демографическая ситуация в селе Ахматово. Экология и заболевания людей в селе и районе |
2 |
Экскурсия в сельский медицинский пункт. (Оформление результатов исследования, презентация). |
22 |
Мониторинг состояния здоровья учащихся (классных коллективов школы). Влияние вредных привычек на здоровье человека (алкоголизм, наркомания, табакокурение). |
2 |
Видеолекция. Оформление материала (стенд). |
23 |
Лес в нашей жизни. Типы лесов и их значение. Влияние человека на мировые лесные ресурсы. Влияние леса на окружающую среду. |
2 |
Работа |
24 |
Основные виды загрязнений на территории села Ахматово и окрестностей... |
2 |
|
25-26 |
"Бомба замедленного действия" - вода. Её гибель - наша гибель. "Бомба замедленного действия" - мусор.
|
2 |
Проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов. Сбор материала. Подготовка презентации, фото свалок |
27 |
"Бомба замедленного действия"- воздух. Изменения в глобальном масштабе. "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться. |
2 |
Подготовка проекта «Я и природа»
|
28 |
Экомир моей семьи |
2 |
Подготовка и защита проекта |
29 |
Экология человека. Экология и генетика. |
2 |
Влияние радиации. Виды мутаций. |
30 |
Экология и экономика. |
2 |
Обсуждаем развитие экономики и ущерб экологии. |
31 |
Экология насекомых.
|
1 |
Обсуждаем экологические катастрофы |
32 |
Экологическая игра «Мир вокруг нас».
|
1 |
игра |
33-34 |
Экологический марафон. Единственный выход - вторичное использование. |
2 |
марафон |
|
итого |
64 ч |
|
IV.Система оценивания уровня обученности (знаний, умений) детей
Вид контроля |
Сроки проведения |
Характеристика, цель |
Используемые формы |
Текущий |
В течение учебного года
|
Текущий контроль проводится для обучающихся всех лет обучения с целью установления фактического уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по темам (разделам) рабочей учебной программы
|
Творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера; выставки; «срезовые» работы; вопросники, тестирование; защита творческих работ, проектов; конференция; фестиваль; олимпиада; соревнование; турнир |
Промежуточный |
1 раз в год (декабрь) для обучающихся, осваивающих программу 1 года реализации
|
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения уровня освоения рабочей учебной программы, его соответствия прогнозируемым результатам обучения |
Итоговое занятие, зачет, тестирование, защита творческих работ и проектов, выставка, олимпиада, конкурс, собеседование, соревнование, турнир, и другие
|
Итоговый |
По окончанию обучения по рабочей учебной программе творческого объединения
|
Итоговая аттестация проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам рабочих учебных программ |
Творческие работы; отчетные выставки; тестирование; защита творческих работ, проектов; конференция; фестиваль; олимпиада; соревнование; турнир; и т.д.
|
V. РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально – техническое обеспечение. Кабинет для обучения.
Оборудование - изобразительные наглядные пособия (иллюстрации, рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, плакаты),
образцы поделок, научная и познавательная литература по экологии, инструктивные карточки для выполнения практических работ, тематические тесты, компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, экран.
Информационное обеспечение. Интернет – источник. Ноутбуки. Цифровая лаборатория центра естественно-научного направления «Точка Роста»
V. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Особенности организации образовательного процесса. Образовательный процесс осуществляется очно. Для наиболее эффективной и рациональной расстановки сил по разностороннему, гармоничному развитию ребёнка работа объединения построена на сотрудничестве с родителями обучающихся. В этой связи организован единый процесс взаимодействия педагога, учащихся и их родителей: совместные экскурсии,консультации, оказание практической помощи
В каждом учебном году процесс обучения непрерывно связан с процессом воспитания. Поэтому для реализации воспитательных задач программы «Юный эколог» предусматривает следующие виды воспитательной работы: тематические экскурсии в природу, трудовые десанты, выставки детских работ, праздники, участие обучающихся в конкурсах на всех уровнях.
Методы обучения. Эффективность усвоения учащимися материала достигается за счет использования сочетания следующих методов обучения:
ñ словесный (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, дискуссия);
ñ наглядный (демонстрация, использование видеозаписей);
ñ практический (практические задания, подготовка и участие в тематических мероприятиях);
ñ частично-поисковый (проблемное изложение, проблемный вопрос или ситуация);
ñ исследовательский (составление сообщений, рефератов, проектных и исследовательских работ);
ñ метод ТСО (использование на занятиях компьютера, видеоаппаратуры позволяет существенно расширить арсенал наглядных пособий, тестовых заданий).
Программой предусмотрены следующие методы воспитания:
ñ формирование социального опыта (взаимодействие в группе сверстников в познавательной, трудовой, исследовательской, досуговой деятельности);
ñ осмысление социального опыта (анкетирование, обсуждение, дискуссия);
ñ стимулирование и коррекция действий (участие в конкурсах, массовых тематических мероприятиях, поощрения).
Формы организации образовательного процесса:
ñ индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации);
ñ групповые (занятие, беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, практическая природоохранная деятельность, выставки, экологические праздники, конкурсы на всех уровнях, игры).
Формы организации учебного занятия
Акция (наиболее часто используемая форма. Позволяет привлечь внимание общества к проблеме); беседа –проводится в начале занятий, перед началом каждой новой темы. Позволяет донести новую информацию, актуализировать имеющиеся знания; выставка – используется как форма демонстрации результатов; защита проектов – наиболее часто используемая форма, позволяет реализоваться детским идеям; игра – часто используется для закрепления теоретического материала; «Мозговой штурм» – форма работы, позволяющая научить детей принимать решения; наблюдение – классическая форма работы в кружке экологии, раскрывает экологические взаимосвязи, закладывает основы воззрения мира; практическое занятие – форма, позволяющая детям применить имеющиеся
VI.ЛИТЕРАТУРА.
Информационная.
1. Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
2. А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2006.
3. Н. Л. Галеева Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. Интегрирующий курс для общеобразовательной школы. 5 класс. Мой мир - мой дом. Методическое пособие для учителя Издательство: Тайдекс Ко, 2002г.
4. Криксунов, Е.А. Экология (Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
5. Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.
Практика, внеклассная работа.
1. Балабанова, В.В., Максимцева, Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни (Текст) - Волгоград: Учитель, 2001.
2. От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К», 2006.
3. Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.
4. Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 2005.
Литература для учащихся.
1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
3. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
4. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
5. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.