Мой мастеркласс называется «Нетрадиционные методы и приемы
работы на уроках биологии»
Но в начале нашей работы я попрошу помахать рукой тех,
у кого есть дома кошка,
у кого больше одной кошки,
кто боится собак,
кто пытался завести хомяка,
крокодила,
кто хоть раз грозился убить питомца за испорченную обстановку
А теперь похлопайте те, кто знает, какой сегодня праздник.
Эти аплодисменты мы посвящаем всем присутствующим здесь Татьянам.
Сейчас мы с вами проиграли прием, который можно использовать для
формирования обратной связи, эмоционального настроя на работу
Если вы были внимательны, то вы легко ответите мне, что связывало все
вопросы, адресованные вам. Ответы.
Да, все они связаны с домашними животными. Они, в свою очередь, относятся
к классу млекопитающих.
Именно с этой темой и будет связан следующий прием, который называется
«АЛФАВИТ» Этот прием можно провести на этапе изучения нового
материала или на этапе закрепления. У всех вас есть знания по этой теме (у
когото в большей, у когото в меньшей степени). Я предлагаю составить как
можно больше слов, относящихся к этой теме и начинающихся с каждой
буквы слова «млекопитающие» После работы вам нужно будет обосновать
свой список, показав связь слов с темой.
М
Л
Е
К
О
П И
Т
А
Ю
Щ
И
Е
Можно такую работу провести в начале урока, а затем вернуться к ней после
изучения темы, чтоб увидеть положительную динамику в знаниях.
На уроках биологии, как и на уроках химии, не обойтись без практической
работы. Она позволяет повысить интерес учеников к предмету и поможет
прочнее усвоить знания.
Перед вами колбы, в одной находится куриный белок, в другой
спиртосодержащая жидкость. Попробуйте смешать содержимое колб и
понаблюдайте, что произойдет.
как вы думаете, что произошло с содержимым?
Мы увидели, что происходит с белком в теле человека под влиянием
алкоголя. Такая работа позволит не только проиллюстрировать материал
учебника, но имеет и воспитательный аспект, так как наглядно покажет вред
алкоголя для здоровья человека.
Еще один прием называется “ДЕЛО В ШЛЯПЕ” ( можно использовать на
любом уроке для проверки домашнего задания ). Шляпу под музыку
пускаем по кругу, музыка останавливается – учащийся, у которого
оказалась в руках шляпа, достает из нее вопрос и отвечает на него.
Например,
Какое значение имеет линька для зайцабеляка? (зимний покров гуще и
теплее и даёт маскировочную окраску)
Все ли млекопитающие живут на суше? (нет дельфины и киты
млекопитающие, живущие в воде)
Является ли человек млекопитающим? (Да)
сколько камер в сердце млекопитающих? (4)
сколько шейных позвонков у млекопитающих? (7, искл. ленивцы)
Как называются животные, которые питаются растительной пищей?
(травоядные) Сейчас я предлагаю первой группе перевернуть картинки, которые лежат
на ваших столах, второй группе рассмотреть содержание коробки, а вам,
уважаемые члены жюри, посмотреть на слайд и определить четвертого
лишнего. Ответ свой обоснуйте.
«Четвертый лишний?»
1 группа: МАЛИНА, ЖЕЛУДЬ, ПЕРСИК, СМОРОДИНА – (лишний
ЖЕЛУДЬ т.к. сухой плод, остальные плоды сочные)
2 группа: ЛАМИНАРИЯ, УЖОВНИК, ОДУВАНЧИК, РЫЖИК (лишний
РЫЖИК т.к. это гриб)
ИЛИ: ЛИСИЧКИ, ПОДОСИНОВИК, БЕЛЫЙ ГРИБ, МАСЛЕНОК. –
( лишний ЛИСИЧКИ т.к. пластинчатый гриб, остальные трубчатые)
Перед учащимися поставлена задача определить, кто лишний в каждом ряду
и объяснить свой ответ.
Как вы увидели, такую работу можно проводить как с картинками, так и с
муляжами или со слайдами презентации.
Уже много лет подряд ученики 9 и 11 классов выбирают для сдачи ГИА
биологию, поэтому подготовка учащихся начинается с 5 класса. для учеников
среднего звена использую прием «Лови ошибку».
Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Такие
задания готовят учащихся к ГИА.
НАПРИМЕР, при закреплении темы «Позвоночные животные»(7кл.):
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений,
в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Позвоночные животные имеют позвоночник, черепа, челюсти.
2. К позвоночным животным относятся рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие .
3. Рыбы дышат лёгкими. 4. К пресмыкающимся относятся лягушки.
5. Жираф, морж, кит – это животные класса Земноводные.
Ошибки допущены в предложениях:
1)3 – Рыбы дышат жабрами
2)4 – К пресмыкающимся относятся ящерицы, крокодилы, черепахи.
3)5 – Жираф, морж, кит – это животные класса Млекопитающие.
И в конце мастеркласса я предлагаю вам взять в руки карандаш и нарисовать
самое большое наземное животное. Вы правы, это слон. Изобразите его,
пожалуйста, проявите свои скрытые таланты.
А теперь мы посмотрим, насколько вы были внимательны в течение последних
20 минут.
ПРИЕМ «СЛОН» Расшифруй свое настроение
Учащимся дается задание на листочках нарисовать слона, затем устно дается
характеристика элементов.
Если выделяются:
• Уши значит человек внимательно слушает, воспринимает больше
на слух;
• Глаза внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно;
•
•
Хобот – знания, которые вы приобретаете;
Голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение
головы и туловища:
• Большая голова – автор рисунка больше действует головой;
• Ноги тонкие – неуверенность.
Таким приемом можно завершить работу с учениками так же, как завершаю ее
я. Спасибо вам за внимание и сотрудничество.
Нетрадиционные приемы и методы работы на уроках биологии (мастер-класс; презентация + описание)
Нетрадиционные приемы и методы работы на уроках биологии (мастер-класс; презентация + описание)
Нетрадиционные приемы и методы работы на уроках биологии (мастер-класс; презентация + описание)
Нетрадиционные приемы и методы работы на уроках биологии (мастер-класс; презентация + описание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.