Разработка плана открытого урока по биологии. 8 класс на тему: «Значение органов чувств для человека в восприятии окружающего мира»
Оценка 4.6

Разработка плана открытого урока по биологии. 8 класс на тему: «Значение органов чувств для человека в восприятии окружающего мира»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
21.01.2018
Разработка плана  открытого урока по биологии.   8 класс  на тему: «Значение органов чувств для человека в восприятии окружающего мира»
План урока по биологии. 8 класс Тема: «Значение органов чувств для человека в восприятии окружающего мира» 1. Цель урока: выяснение значения совместного действия органов чувств для проверки достоверности полученной информации. . Задачи: 1. сформировать знания о функциях анализаторов, их взаимодействии и роли в жизни человека. 2. развивать умение сотрудничества, умение выступать, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать. 3. Воспитывать бережное отношение к органам чувств. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация. Форма урока: урок – объяснение нового материала, исследовательская работа. Ход урока. Добрый день! Меня зовут Е.В. , мы будем работать на уроке биологии, а тему урока определим вместе, посмотрев видео- фрагмент ( 2 мин)- мотивация на определение темы урока. Тема: «Значение органов чувств для человека в восприятии окружающего мира» I. Орган зрения. Рассказ учителя: (презентация) Перечислите известные вам анализаторы? (зрительный анализатор,Разработка открытого урока по биологии на тему: «Значение органов чувств для человека в восприятии окружающего мира»
ОУ Биология 8 кл.docx

План   урока по биологии.

 8 класс

Тема: «Значение органов чувств для человека в восприятии окружающего мира»

1.      Цель урока:   выяснение значения совместного действия органов чувств для проверки достоверности полученной информации.

.

Задачи:

1.      сформировать  знания о  функциях анализаторов, их взаимодействии и роли в жизни человека.

2.      развивать умение сотрудничества, умение выступать, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать.

3.      Воспитывать бережное отношение к органам чувств.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Форма урока: урок – объяснение нового материала, исследовательская работа.

Ход урока.

  Добрый день! Меня зовут Е.В. , мы  будем работать на уроке биологии, а тему урока  определим вместе, посмотрев  видео- фрагмент ( 2 мин)- мотивация на определение темы урока.

Тема: «Значение органов чувств для человека в восприятии окружающего мира»

I. Орган зрения. Рассказ учителя:    (презентация)

Перечислите известные вам анализаторы? (зрительный анализатор, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой)

·         Анализаторы или сенсорные системы - это системы чувствительных нервных образований воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения

Мы живем с вами среди прекрасных красок, звуков и запахов. Но способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. На эту особенность обратили внимание еще ученые в Древнем Мире. Так Платон утверждал, что самыми первыми из всех органов боги устроили светоносные глаза. Боги богами, им место в древних мифах, но факт остается фактом: именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.

Что значат подобные цифры для человека XXI века, привыкшего оперировать двузначными степенями, парсеками и миллиардами? И все же они для нас очень важны.

·         Я просыпаюсь утром и вижу лица своих родных людей.

·         Я выхожу утром на улицу и вижу солнце или тучи, желтые одуванчики среди зеленой травы или заснеженные деревья.

·         Я иду коридорами своей школы и вижу вас, своих учеников, – и вы улыбаетесь мне.

·         Рафаэль, Рембрандт, Пикассо... – “Это надо видеть”, – говорим мы друг другу.

·         “Посмотри мне в глаза”, – просим мы любимых. Ведь еще В. Гюго сказал о том, что “глаза – зеркало души”. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.

    А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла  органы чувства зрения прекратили свою работу .   

Чтобы понять как важно зрение  в жизни человека мы проведем  1-ю исследовательскую  работу «Ничего не вижу».

 У вас на столах лежат платки разного цвета: красные, желтые, синие, зеленые – по два на стол. Двое за партой разделены – один завязывает себе глаза (он не видит), другой завязывает себе рот – он не может говорить.

Я беру ящик, в котором лежат приготовленные предметы (яблоко, каменная вазочка, металлическая пирамидка, апельсин, карандаш, часы …) Всего 15 предметов, по одному на стол.

Прохожу по классу и ученик, у которого завязаны глаза, наугад берет первый попавшийся на ощупь предмет. После того, как предметы оказались в руках «слепых», я громко читаю задания, которые появляются на экране: «Что это?», «Что ты можешь сказать об это предмете?», «Какие органы чувств работают в этом случае?», «А что вы не можете определить в этом случае?»

Отвечают «слепые». «Немые» подсказать им не могут, у них рты завязаны. Они только записывают ответы напарника. Для этого им розданы специальные бланки. (бланки подписать)

http://gigabaza.ru/images/53/105485/6d3d4fb5.png

Несколько «слепых» я выборочно поднимаю и прошу  вслух рассказать о предмете, который был у них в руке. После окончания исследования предмета бланки сдаются.

 

Вывод: Можно рассказать о предмете почти все, не видя его. Но вот цвет предмета без органа зрения определить нельзя. (10 мин)

 

II. Орган слуха.

Чувство слуха – одно из главных в жизни человека. Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми, служат основой взаимоотношений людей в обществе. С помощью органа слуха звуковые колебания преобразуются в нервные импульсы, сигнализирующие о том, то происходит в окружающей среде. Орган слуха построен очень сложно и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

Чувствительность слуха оценивается по абсолютному порогу слышимости. У детей верхняя граница слуха достигает 22000 Гц, у пожилых людей она ниже – около 15000 Гц.

У многих животных верхняя граница слуха выше, чем у человека. У собак. Например, оно доходит до 38000 Гц, у кошек- 70000 Гц. У летучих мышей – 100000 Гц.

Для человека звуки в 50-100 тыс. колебаний в секунду неслышимы – это ультразвуки.

При действии звуков очень высокой интенсивности (шума) у человека возникает болевое ощущение, порог которого лежит около 140 Дб, а звук в 150 Дб становится непереносимым.

  Проводим вторую исследовательскую работу  «Ничего не слышу».

Прошу выйти  ученика______________ для следующего эксперимента. Объясняю задачу: под музыку потанцевать. Причем музыку будет слышать только он  через наушники (при этом выражение лица не должно выдавать истинный характер услышанной музыки – хоть плачь, хоть смейся – только движения). Вопросы на экране.

http://gigabaza.ru/images/53/105485/77a946f7.png

Включаю веселую музыку (__________________). Ученик в наушниках танцует (почти со зверским выражением лица, скорее всего, чтобы не рассмеяться).

Прошу высказываться учащихся. Что можно сказать по танцующему о типе музыки, ее темпе и т. д. Практически трудно угадать. Можно ли сказать эта музыка: серьезная, трагическая, скорее классическая или наоборот. Почему? Всё зависит от того, как будет танцевать уч-ся не улыбаясь, медленно двигаясь или наоборот.

 

Делаем выводБез органа слуха невозможно правильно оценить поступающую через органы зрения информацию о звуках.

 

III.  Орган вкуса

Вкус - ощущение сложное. Вкусовые рецепторы расположены на поверхности языка – на вкусовых сосочках. Разные участки языка по-разному ощущают вкус: кончик языка более всего чувствителен к сладкому, задняя часть языка – к горькому, боковые края – к кислому, передняя и боковые части языка – к соленому. Из четырех простых вкусов: кислого, сладкого, горького и соленого – мозг создает сложный вкусовой образ, который возникает, когда мы едим мороженое, лимон, арбуз, клубнику и другое. Обоняние обязательно участвует в восприятии пищи.

 

 

IV. Обоняние. Обоняние ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе.Обонятельные сигналы от веществ, перешедших из паровой фазы в секрет на поверхности специализированных рецепторов по обонятельным нервам поступают в корковый центр обоняния мозга и там обрабатываются. Обонятельный эпителий, нервы и корковый центр обоняния объединяют в обонятельный анализатор-носовая полость. 

 

  Орган обоняния  Исследовательская работа. “Распознавание пахучих веществ”.

 

Я прошу  закрыть учащихся глаза и разбрызгиваю по классу апельсиновый сок (можно любое, знакомое детям, ароматическое вещество).

Учитель: Что вы представили, ощутив запах?

Ассоциации учащихся: Свежесть после дождя. Новый год. Стакан апельсинового сока.

Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации?

Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании запаха.

V.  Кожно-мышечная чувствительность. Исследовательская работа « Проприоцепция или где мои ноги?»

Проприоцепция – это положение тела в пространстве (мышечное). На слайдах я предлагаю учащимся познакомиться с этим удивительным чувством. Люди почти всегда считают это чувство само собой разумеющимся. А вернее, вообще не знают, что же оно контролирует.

Проприоцепция - это способность чувствовать положение тела, или, более определенно, положение мышц, даже не используя зрение.

Предлагаю вспомнить, когда в последний раз они шли, разговаривая с кем-то, по дороге. Должны были смотреть на ноги, чтобы сделать следующий шаг?

Рассказываю о маленьком Моцарте, который играл на закрытом тканью клавесине. Спрашиваю ребят, кто-нибудь может печатать на клавиатуре компьютера, не глядя на клавиши? Если да, то это и есть проприоцепция.

Прошу закрыть глаза и последовательно поднять руки вверх, опустить в сторону, опустить одну руку вниз, а вторую поднять вверх, поменять их местами и т. д.

Вопрос: сколько времени каждый из вас думал, прежде сделать то или иное движение? Все отвечали, что нисколько. Вот это и есть проприоцепция! Тело запомнило уже давно эти движения, и вы не задумывались над тем, как их выполнять.

В конце урока мы записываем общий вывод о важной роли каждого органа чувств для человека и подчеркиваем, что только во взаимодействии всех чувств человек полноценно воспринимает окружающий мир, т.к. не получая сообщений из внешнего мира наша нервная система не может хорошо работать. Наше выживание зависит от знания того, что происходит во внешнем мире и от понимания нашего места в нем.

Рефлексия. Ребята выполните пожалуйста задание на голубых каточках.

Задание: в группе терминов зачеркните лишнее понятие, выделите ключевое и дайте ему определение.

  вкус                                                      

выделение 

 осязание                                                 

ощущение

обоняние

Спасибо за работу на уроке. Но какой же урок без оценки? Я предлагаю оценить свою работу на уроке положив конфету в одну из вазочек.


 

План урока по биологии. 8 класс

План урока по биологии. 8 класс

Чтобы понять как важно зрение в жизни человека мы проведем 1-ю и сследовательскую работу «Ничего не вижу»

Чтобы понять как важно зрение в жизни человека мы проведем 1-ю и сследовательскую работу «Ничего не вижу»

Чувствительность слуха оценивается по абсолютному порогу слышимости

Чувствительность слуха оценивается по абсолютному порогу слышимости

IV . Обоняние. Обоняние ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе

IV . Обоняние. Обоняние ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе

Наше выживание зависит от знания того, что происходит во внешнем мире и от понимания нашего места в нем

Наше выживание зависит от знания того, что происходит во внешнем мире и от понимания нашего места в нем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018