Рабочая программа по биологии 8 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 8 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
8 кл
21.01.2018
Рабочая программа по биологии 8 класс
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 8 классе общеобразовательного учреждения МБОУ «Головинская ОШ». Данная программа разработана к учебнику авторской линии Н.И.Сонина, В.Б.Захарова (линейный курс), содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование. Рассчитана на 2 часа в неделю, 68 учебных часа.
биология 8 класс.docx
Рабочая программа. Биология 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа разработана по учебнику В.Б.Захарова  «Биология. Многообразие живых организмов. Животные». 8 класс, издательства  «Дрофа», 2016 года, Москва (линейный курс). Программа составлена на основе ФГОС второго поколения. Программа рассчитана на 68 ч, 2 ч в неделю; Основана на применении системно­деятельностного подхода к обучению. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую,  экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой  природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. В основу данного курса положен системно­деятельностный подход. Курс предусматривает проведение демонстраций, наблюдений,  лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному  получению знаний. В результате освоения данной программы учащиеся должны будут овладевать универсальными учебными действиями: работать с различными  источниками информации, выделять главное, составлять конспект, таблицу, схему, сравнивать, анализировать, обобщать, применять знания к  конкретной ситуации, формулировать вопросы и др. Программа подразумевает овладение ИКТ­компетентностями.  Это поиск информации в электронных ресурсах, владение работой на  компьютере, умение работать в сети Интернет, создание презентаций, работа с интерактивной доской и другие. Большое внимание в программе уделяется исследовательской деятельности учащихся: лабораторным и практическим работам, учебному  исследованию, созданию проектов. Особое значение придается развитию у учащихся навыков смыслового чтения и работы с текстом.  Результаты изучения предмета разделены на предметные, метапредметные и личностные. Достижение личностных результатов оценивается на  качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам  текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ. Авторская программа соответствует условиям обучения в нашей школе. Содержание курса Раздел 1. Царство Животные (54 часа) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — признаки организма как целостной системы; — основные свойства животных организмов; — сходство и различия между растительными и животными организмами; — что такое зоология, какова её структура; — признаки одноклеточного организма; — основные систематические группы одноклеточных и их представителей; — значение одноклеточных животных в экологических системах; — паразитических простейших и вызываемые ими заболевания у человека, меры профилактики; — современные представления о возникновении многоклеточных животных; — общую характеристику Типа Кишечнополостные; — общую характеристику Типа Плоские черви; — общую характеристику Типа Круглые черви; — общую характеристику Типа Кольчатые черви; — общую характеристику Типа Членистоногие; — современные представления о возникновении хордовых животных; — основные направления эволюции хордовых; — общую характеристику Надкласса Рыбы; — общую характеристику Класса Земноводные; — общую характеристику Класса Пресмыкающиеся; — общую характеристику Класса Птицы; — общую характеристику Класса Млекопитающие; — гипотезу о возникновении эукариотических организмов; — основные черты организации представителей всех групп животных; — крупные изменения в строении организма, сопровождавшие возникновение каждой группы животных; — значение животных в природе и жизни человека; — воздействие человека на природу; — сферы человеческой деятельности, в которых используются животные; — методы создания новых пород сельскохозяйственных животных и повышения эффективности сельскохозяйственного производства; — особенности жизнедеятельности домашних животных. Учащиеся должны уметь: — объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории; — представлять эволюционный путь развития животного мира; — классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам; — применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций; — объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых  пород животных; — использовать знания по зоологии в повседневной жизни; — работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы; — распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека; — раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека; — применять полученные знания в практической жизни; — наблюдать за поведением животных в природе; — определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе; — работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); — объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; — использовать меры профилактики паразитарных заболеваний; — характеризовать экологическую роль хордовых животных; — характеризовать народнохозяйственное значение позвоночных; — наблюдать за поведением животных в природе; — оказывать первую медицинскую помощь при укусе опасным или ядовитым животным; — характеризовать основные направления эволюции животных; — объяснять причины возникновения и вымирания отдельных групп организмов; — описывать распространение и роль отдельных групп животных на разных этапах развития жизни; — анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир; — выстраивать своё поведение при встрече с дикими животными в природе; — обращаться с домашними животными; — разрабатывать режим кормления и условия содержания для разных домашних животных; — оказывать первую помощь при травмах и отравлениях. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — давать характеристику методам изучения биологических объектов; — наблюдать и описывать различных представителей животного мира; — находить в различных источниках необходимую информацию о животных; — избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации; — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план­конспект темы, используя разные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета; — сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой; — использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; — выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных; — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий; — выявлять причинно­следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге; — выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны; — находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов; — находить в словарях и справочниках значения терминов; — выделяют тезисы и делают конспект текста. Тема 1.1 Введение. Общая характеристика животных. Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы  органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных. Нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных,  отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и  многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания Тема 1.2 Подцарство Одноклеточные животные. Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный  организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни  человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики.  Споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль  в биоценозах Тема 1.3 Подцарство Многоклеточные животные. Общая характеристика многоклеточных животных. Типы симметрии. Клетки и ткани  животных. Простейшие многоклеточные — Губки. Распространение и экологические значение губок Тема 1.4. Тип Кишечнополостные. Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и  распространение кишечнополостных. Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах Тема 1. 5.Тип Плоские черви. Особенности организации плоских червей. Приспособления к паразитизму у плоских червей.  Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Класс Сосальщиков. Понятие о жизненном  цикле. Цикл развития печеночного сосальщика. Циклы развития бычьего цепня. Многообразие плоских червей­паразитов. Меры  профилактики паразитарных заболеваний Тема 1.6 Тип Круглые черви. Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и  паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза Тема 1.7 Тип Кольчатые черви. Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная  полость тела. Многообразие кольчатых червей. Многощетинковые и Малощетинковые кольчатые черви, Пиявки. Значение кольчатых червей в  биоценозах Тема 1.8 Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. . Класс Брюхоногие моллюски. Класс  Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной  деятельности Тема 1.9 Тип Членистоногие. Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы  Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Тема 1.10 Тип Иглокожие. Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии.  Многообразие и экологическое значение Тема 1.11 Тип Хордовые. Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип  Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения Тема 1.12. Надкласс Рыбы. Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Особенности внутреннего строения рыб. Класс Хрящевые (акулы и скаты) рыбы. Класс Костные рыбы. Многообразие  рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие  и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Тема 1.13 Класс Земноводные. Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Структурно­ функциональная организация земноводных на примере лягушки. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и  экологические особенности. Экологическая роль и многообразие земноводных Тема 1.14 Класс Пресмыкающиеся. Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных.  Структурно­функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и  Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся Тема 1.15 Класс Птицы. Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или  Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Покровы тела, скелет и мускулатура. Внутреннее строение птиц. Особенности организации и  экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и  побережий). Тема 1.16 Класс Млекопитающие. Происхождение млекопитающих. Настоящие звери (плацентарные). Экологическая роль млекопитающих  в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Структурно­функциональные особенности организации млекопитающих на примере  собаки. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие,  Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Значение  млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий  рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные) Тема 1.17 Основные этапы развития животных. Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое  расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечно­полостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых.  Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в  мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных Тема 1.18 Животные и человек. Значение животных для человека. История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля  древних людей. Значение сельскохозяйственного производства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах.  Домашние животные Раздел 2. Вирусы (2 ч.) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий; — пути проникновения вирусов в организм; — этапы взаимодействия вируса и клетки; — меры профилактики вирусных заболеваний. Учащиеся должны уметь: — выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов; — объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток; — характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.); — осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — обобщать информацию и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации и использовать возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. Тема 2.1 Общая характеристика и свойства вирусов. Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере  вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика  заболевания гриппом. Происхождение вирусов Предметные результаты обучения Раздел 3. Экосистема (12 часов) Учащиеся должны знать: — определение науки экологии; — абиотические и биотические факторы среды; — определение экологических систем; — определение биогеоценоза и его характеристики; — учение В. И. Вернадского о биосфере; — биотические круговороты; — характер преобразования планеты живыми организмами. Учащиеся должны уметь: — характеризовать взаимоотношения между организмами; — анализировать последствия деятельности человека на животных и природу в целом; — выявлять и описывать влияние факторов среды на животных и растения; — приводить примеры цепей и сетей питания; — давать определение понятию экологическая пирамида; — характеризовать биомассу биосферы, её состав, объём и динамику обновления; — описывать круговороты основных химических элементов и воды; — сопоставлять естественные и искусственные биоценозы; — устанавливать причинно­следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов; — приводить примеры продуцентов, консументов и редуцентов; — выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепей питания и пищевых цепей. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы; — находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений; — находить значения терминов в словарях и справочниках; — выделять тезисы и делать конспект текста; — делать выводы из непосредственного наблюдения. Личностные результаты обучения — проявление учащимися чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за  свою Родину; — осознание ответственности и долга перед Родиной; — проявление учащимися ответственного отношения к обучению, готовности и способности к самообразованию; — формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии; — построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений; — формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; — соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности; — осознание учащимися сущности взаимоотношений человека и природы; — умение реализовывать теоретические познания на практике; — осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; — проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; — привить учащимся любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, эстетические чувства от общения с живыми  организмами; — признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение; — проявление готовности к самостоятельным поступкам и активным  действиям на природоохранительном поприще; — умение аргументировать и обосновано отстаивать свою точку зрения; — критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты; — осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; — формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,  бережного отношения к окружающей среде; — умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения  существующего мнения. Тема 3.1 Среда обитания. Экологические факторы. Понятие среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между  собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор.  Влияние факторов среды на животных и растения Тема 3.2 Экосистема. Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети  питания. Экологическая пирамида Тема 3.3 Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления. Экологические проблемы Тема 3.4 Круговорот веществ в биосфере. Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода.  Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы Тема 3.5 Роль живых организмов в биосфере. Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы.  Возникновение осадочных пород почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд.  Охрана видов. Нейтрализация негативного воздействия человека на природу Календарно-тематическое планирование Вариант: /Биология/8 класс/Биология 8 класс. ФГОС Общее количество часов: 68 № уро ка Тема урока Кол -во час ов Содержание урока Программное и учебнометоди обеспечение (Материалы, ческое пособия) Домашне задание е Подробн ости урока Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС Предметно - информацио нная Деятельностно коммуникативн - Ценностно - ориентацио нная Педагогичес кие условия и средства реализации ГОСа Раздел 1: Царство Животные - 54 ч 1. 1 Среда обитания животных. Основные признаки животных. Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельнос ти животных. Нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельнос ти животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношени я животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания составляющ ая (знать, понимать) стр 5 Учебник, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику составляющ ая Готовятся к устному выступлению с презентацией «Мир животных» беседа, презентация, составление конспекта урока, ая составляющая (общеучебные и предметные умения) Характеризуют животный организм как целостную систему. Распознают уровни организации живого и характеризуют каждый из них. Объясняют особенности жизнедеятельнос ти животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Анализируют родословное древо животного царства, отмечая предковые группы животных и их потомков. Распознают систематические категории животных и называют представителей крупных таксонов. Характеризуют структуру биоценозов и отмечают роль различных животных в них. Анализируют роль представителей разных видов в биоценозах и объясняют причины их взаимоотношени й. Составляют краткий конспект текста урока. Дают общую характеристику одноклеточных животных, отмечая структуры, обеспечивающие выполнение функций целостного организма. Анализируют роль представителей разных видов одноклеточных организмов в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Дают развёрнутую характеристику классов Саркодовые и Жгутиковые. Распознают представителей Саркожгутиконос цев, вызывающих заболевания у умение анализироват ь материал учебника, делать выводы частично- поисковый исследователь ский умение выполнять лабораторную работу, умение работать с учебником, микроскопом 2. Подцарство Одноклеточные. Общая характеристика 1 3. 1 Тип Саркожгутикон осцы. Л.р. №1 "Строение амёбы. эвглены зелёной" Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконос цы. Учебник, презентация, таблицы, микроскопы стр 9 стр 13 Учебник, презентация, таблицы, микроскопы характеристик а одноклеточны х животных строение амёбы, эвглены зелёной Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Тип Инфузории, или Ресничные. Л.р. №1 "Строение инфузории туфельки" 1 Тип Споровики. Споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах Учебник, презентация, таблицы, микроскопы стр 18 строение инфузории туфельки; профилактика малярии Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Одноклеточные » Подцарство Многоклеточны 1 1 Учебник, презентация, таблицы, микроскопы повторить стр 9-20 Общая характеристика Учебник, презентация, стр 21 особенности многоклеточн 4. 5. 6. человека. Выполняют лабораторную работу "Строение амёбы, эвглены зелёной» (часть 1) Дают характеристику типа Споровики. Распознают и описывают представителей Споровиков, вызывающих заболевания у человека. Зарисовывают цикл развития малярийного плазмодия и объясняют причины заболевания малярией. Дают характеристику типа Инфузории. Распознают и описывают отдельных представителей. Выполняют лабораторную работу «Строение инфузории туфельки» Составляют таблицу «Сравнительная характеристика Простейших». Характеризуют многоклеточные Отмечают меры профилактик и малярии и других заболеваний, вызываемых споровиками. работа с текстом учебника, выполнение лабораторной работы; составление схемы составление сравнительной таблицы умение работать в объяснение учителя, е многоклеточных животных. Типы симметрии. Клетки и ткани животных. таблицы 7. Тип Губки 1 Простейшие многоклеточные — Губки. Распространение и экологические значение губок Учебник, презентация, таблицы стр 23 8. 1 Тип Кишечнополост ные. Класс Гидроидные. Особенности организации кишечнополостн ых. Бесполое и половое размножение. Учебник, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику стр 26 ых животных; лучевая и двусторонняя симметрия; клетки и ткани животных особенности и многообразие Губок внешнее и внутреннее строение гидры; типы размножения гидры организмы, анализируя типы симметрии животных. Объясняют значение симметрии для жизнедеятельнос ти организмов. Объясняют значение дифференцировк и клеток в многоклеточных организмах и появление первых тканей Кратко описывают представителей типа Губки, подчёркивая их значение в биоценозах и для человека. Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению Характеризуют особенности организации и жизнедеятельнос ти Кишечнополостн ых. Объясняют значение дифференцировк и клеток кишечнополостн ых и оценивают функции каждого клеточного типа. Выполняют парах дискуссия, работа в парах умение составлять конспект урока устное выступление, работа с учебником, конспектирова ние умение работать в группе исследователь ские (практическая работа); работа в группе; дискуссия 9. Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы. 10. Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. 11. Класс Сосальщики. Класс ленточные 1 1 1 Учебник, презентация, таблицы, хрестоматия стр 30 Учебник, презентация стр 36 Многообразие и распространение кишечнополостн ых. Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах Особенности организации плоских червей. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Свободноживущи е ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Класс Сосальщиков. Понятие о жизненном Учебник, презентация, таблицы стр 40 практическую работу по изучению плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры. Составляют краткий конспект урока Приводят примеры представителей классов кишечнополостн ых и сравнивают черты их организации. Отмечают роль кишечнополостн ых в биоценозах и их значение для человека. Дают общую характеристику типа Плоские черви. Анализируют систематику типа. Характеризуют представителей класса Ресничные черви, приводят примеры представителей и отмечают их роль в биоценозах. Характеризуют представителей класса Сосальщики. многообразие кишечнополос тных общая характеристик а типа Плоские черви. Характеристик а Ресничных червей особенности класса Сосальщики; жизненный умение сравнивать частично- поисковый умение анализироват ь рассказ учителя, работа с учебником Готовятся к устному выступлению и составление схемы жизненного цикла; черви. цикле. Цикл развития печеночного сосальщика. Циклы развития бычьего цепня. Многообразие плоских червей- паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний цикл печёночного сосальщика 12. Тип Круглые черви 1 Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Учебник, презентация, таблицы стр 44 строение круглых червей Зарисовывают жизненный цикл сосальщиков на примере печёночного сосальщика, выделяя инвазивные стадии. Характеризуют представителей ленточных червей. Распознают черты приспособленнос ти к паразитизму в их организации. Характеризуют паразитизм как форму взаимоотношени й организмов, жизненные циклы паразитов. Зарисовывают жизненные циклы ленточных червей — паразитов человека и животных, выделяя стадии развития, опасные для заражения человека (инвазивные стадии). Дают общую характеристику типа Круглые черви на примере человеческой аскариды. Зарисовывают презентации на тему: «Плоские черви — паразиты человека. Профилактик а паразитарных заболеваний» подготовка презентации и устного выступления осознание значения образования частично- поисковый - составление схемы "цикл развития человеческой аскариды" стр 49 стр 51 Учебник, презентация, таблицы Учебник, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику, живые дождевые черви меры профилактики аскаридоза особенности строения кольчатых червей 13. 14. 1 1 Экология и значение круглых червей Тип Кольчатые черви. Многощетинков ые, Малощетинковы е, Пиявки. Л.р. №2 "Внешнее строение дождевого червя" Свободноживущи е и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинковог о червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Многощетинковы е и Малощетинковые кольчатые черви, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах соблюдение правил поведения в природе дискуссия, рассказ учителя уважительное отношение к природе; умение слушать составление сравнительной таблицы - исследователь ский; дискуссия цикл развития аскариды и характеризуют инвазивные стадии. Объясняют меры профилактики аскаридоза. Приводят примеры свободноживущи х круглых червей, оценивая их роль в биоценозах Дают общую характеристику типа Кольчатые черви. Отмечают прогрессивные черты организации кольчатых червей, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации плоских и кольчатых червей, результаты заносят в таблицу. Оценивают значение возникновения вторичной полости тела — целомы. Характеризуют систематику кольчатых 15. Обобщение и систематизация знаний по темам «Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви» 1 Учебник, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику Стр 36-58 повторить 16. Тип Моллюски 1 Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Учебник, презентация, таблицы стр 59 червей, распознают характерные черты Многощетинковы х, Малощетинковых и Пиявок. Объясняют значение кольчатых червей в биоценозах, медицинское значение пиявок. Выполняют лабораторную работу «Внешнее строение дождевого червя» умение отстаивать свою точку зрения; умение использовать полученные знания для выполнения проверочной работы умение находить информацию; умение сравнивать тестированиее , беседа составление сравнительной таблицы - исследователь ский особенности строения моллюсков Дают общую характеристику типа Моллюски. Отмечают прогрессивные черты организации моллюсков, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ 17. Класс Брюхоногие моллюски. Л.р. №3 "Внешнее строение моллюсков" 1 18. Класс Двустворчатые моллюски 1 19. Класс Головоногие моллюски 1 Многообразие моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности Многообразие моллюсков. Класс Двустворчатые моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности Многообразие моллюсков. Класс Головоногие моллюски. Значение Учебник, презентация, таблицы стр 63 особенности строения Брюхоногих моллюсков Учебник, презентация, таблицы стр 65 Учебник, презентация, таблицы стр 68 особенности Двустворчатых моллюсков особенности головоногих моллюсков организации кольчатых червей и моллюсков, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты брюхоногих моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека. Выполняют лабораторную работу «Внешнее строение моллюсков» Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты двустворчатых моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека. Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные формировани е экологическо й культуры лабораторная работа формировани е целостного мировоззрени я рассказ учителя, самостоятельн ая работа с учебником работа в парах; работа в Интернет моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножких. Учебник, презентация, таблицы стр 72 20. Тип Членистоногие 1 21. 1 Класс Ракообразные. Л.р. №4 "Изучение внешнего строения речного рака" Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение Учебник, презентация, таблицы стр 74 черты головоногих моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека. Дают общую характеристику типа Членистоногие. Отмечают прогрессивные черты организации членистоногих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику членистоногих и их происхождение. Дают общую характеристику класса Ракообразных, анализируют особенности организации речного рака. Характеризуют систематику формировани е бережного отношения к окружающей среде рассказ учителя, составление сравнительной таблицы - частично- поисковый умение организовать работу по плану исследователь ский - лабораторная работа особенности типа Членистоногие особенности строения Ракообразных ракообразных в биоценоза Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых 22. Класс Паукообразные 1 23. Класс Насекомые 1 24. Размножение и 1 Отряды Учебник, стр 95 Учебник, презентация, таблицы стр 81 особенности Паукообразны х Учебник, презентация, таблицы, хрестоматия стр 88 особенности строения Насекомых особенности ракообразных, их разнообразие. Распознают представителей высших и низших ракообразных, приводят примеры. Оценивают роль ракообразных в природе Дают общую характеристику класса Паукообразных, анализируют особенности организации паука- крестовика. Характеризуют разнообразие, распознают представителей класса — пауков, клещей, скорпионов. Оценивают экологическую роль и медицинское значение паукообразных. Дают общую характеристику класса Насекомых, анализируют особенности организации таракана. Различают типы развития насекомых. Характеризуют проявление ответственно го отношения к учёбе дискуссия, рассказ учителя, критичное отношение к своим поступкам дискуссия формировани работа с многообразие насекомых 25. Экология и значение насекомых 1 26. Тип Иглокожие. 1 насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие насекомых в биоценозах. Отряды насекомых. Класс Многоножки Экология насекомых и их роль в биоценозах и жизни человека Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение презентация, таблицы, коллекции, хрестоматия размножения насекомых Учебник, презентация стр 97 Учебник, презентация, таблицы стр 101 особенности строения Иглокожих систематику насекомых, их разнообразие, сравнивают представителей различных отрядов. Распознают представителей основных отрядов, приводят примеры. Описывают представителей класса Многоножки и приводят примеры представителей Оценивают роль насекомых в приводе и значение для человека. Дают общую характеристику типа Иглокожие. Характеризуют основные группы иглокожих, приводят призеры представителей. Анализируют значение иглокожих в биоценозах е целостного мировоззрени я учебником, презентация оценивают значение природы в жизни человека уважительное отношение к природе, умение организовыва ть самостоятель ную работу презентация. дискуссия самостоятельн ая работа, дискуссия 27. 28. Контрольная работа по теме «Моллюски и Членистоногие» Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные, 1 1 тесты Происхождение хордовых. Подтипы Учебник, презентация, таблицы стр 108 тестирование особенности Хордовых, их происхождени Дают общую характеристику хордовых на умение анализиовать, делать составление сравнительной таблицы - Личиночно- хордовые, Позвоночные Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения е 29. Надкласс Рыбы. Л.р. №5 "Особеннсти строения рыб, связанные с их образом жизни" 1 Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Учебник, презентация, таблицы стр 113 30. Внутреннее строение рыб 1 Особенности внутреннего строения рыб Учебник, презентация, таблицы стр 115 особенности внешнего строения рыб особенности внутреннего строения рыб примере ланцетника. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих, результаты заносят в таблицу. Описывают систематику хордовых, давая оценку главным направлениям развития группы Дают общую характеристику подтипа Позвоночные на примере представителей надкласса Рыбы. Выполняют лабораторную работу «Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни» Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации ланцетников и рыб, результаты выводы исследователь ский умение организовыва ть работу по плану исследователь ский - лабораторная работа умение сравнивать, анализироват ь составление сравнительной таблицы. дискуссия 31. Класс Хрящевые рыбы 1 32. Класс Костные рыбы 1 Класс Хрящевые (акулы и скаты) рыбы. Многообразие видов и черты приспособленнос ти к среде обитания. Класс Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленнос ти к среде обитания. Учебник, презентация, таблицы стр 121 особенности хрящевых рыб Учебник, презентация, таблицы стр 123 особенности костных рыб заносят в таблицу. Характеризуют систематику и многообразие рыб и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельнос ти хрящевых рыб. Характеризуют многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышашие и лучеперые рыбы. Анализируют особенности приспособления к среде обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение рыб. умение работать с текстом учебника рассказ учителя, самостоятельн ая работа с учебником работа в парах Характеризую т среду обитания рыб и их значение в биоценозах и для человека умение работать по плану дискуссия, тестирование лабораторная работа - исследователь ский 33. 34. 1 1 Обобщение и систематизация знаний по теме «Рыбы». Экология и значение рыб" Класс Земноводные, или Амфибии. Л.р. №6 "Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её стр 119 стр 127 Экологическое и хозяйственное значение рыб Учебник, презентация, таблицы, тесты Учебник, презентация, таблицы Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Структурно- функциональная особенности внешнего строения лягушки Дают общую характеристику класса Земноводные на примере лягушки. Отмечают прогрессивные черты образом жизни" организация земноводных на примере лягушки. Учебник, презентация, таблицы Учебник, презентация, таблицы стр 127 стр 138 особенности внутреннего строения земноводных особенности строения класса Пресмыкающи еся 35. 36. Класс Земноводные, или Амфибии Класс Пресмыкающие ся, или Рептилии 2 2 внутреннее строение земноводных Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемн ых животных. Структурно- функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. организации земноводных, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рыб и амфибий, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику земноводных и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельнос ти амфибий. характеризуют особенности внутреннего строения лягушки Дают общую характеристику класса Пресмыкающиеся на примере ящерицы. Отмечают прогрессивные черты организации рептилий, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации дискуссия, работа с учебником. презентация составление сравнительной таблицы - частично- поисковый умение работать с текстом учебника, сравнивать, анализироват ь; привитие любви к природе амфибий и рептилий, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику пресмыкающихся и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельнос ти. Характеризуют многообразие пресмыкающихся , а также особенности приспособления к разнообразным средам обитания. Оценивают экологическое значение рептилий. Готовят презентацию «Древние Рептилии. Господство в воде, воздухе и на суше» Дают общую характеристику класса Птицы. Отмечают прогрессивные черты организации птиц, сопровождавшие их возникновение. Проводят умение аргументиров ать, обосновывать свою точку зрения рассказ учителя, презентация частично- поисковый - лабораторная работа, составление сравнительной таблицы умение работать по плану, самостоятель но использовать наблюдения. обобщать и делать выводы 37. Многообразие, экология и значение пресмыкающих ся 38. Класс Птицы. Л.р. №6 "Особенности строения птиц. связанные с их образом жизни" 1 1 Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие Учебник, презентация, таблицы стр 144 Учебник, презентация, таблицы стр 147 многообразие пресмыкающи хся особенности внешнего строения птиц, происхождени е птиц 39. Внутреннее строение птиц 40. Многообразие птиц.Экология и значение птиц 1 1 птицы. Покровы тела, скелет и мускулатура Внутреннее строение птиц Особенности организации и экологическая дифференцировк а летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной учебник с 152 Учебник, презентация, таблицы стр 158 особенности внутреннего строения систематика птиц сравнительный анализ организации рептилий и птиц, результаты заносят в таблицу. Отмечают приспособления птиц к полёту. Характеризуют систематику птиц, их происхождение и связь с первоптицами. Описывают строение и особенности жизнедеятельнос ти. Описывают строение, связывают с приспособленнос тью к полету Характеризуют многообразие представителей класса, называют основные отряды и экологические группы птиц. Оценивают экологическое и хозяйственное значение птиц дискуссия, работа с рисунками учебника мини- сообщение по тексту учебника любовь к природе формировани е экологическо й культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях; умение публично выступать деятельности 41. Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы Земноводные, Пресмыкающие ся и Птицы» 1 42. Класс Млекопитающи е, или Звери. Покровы тела, скелет 1 43. Внутреннее строение млекопитающих . Л.р. №7 "Изучение внутреннего строения млекопитающих " 1 44. 1 Размножение и многообразие плацентарных млекопитающих Происхождение млекопитающих. Настоящие звери (плацентарные). Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Структурно- функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытны Учебник, презентация, таблицы повторить стр 127- 166 Учебник, презентация, таблицы стр 167 Учебник, презентация, таблицы стр 172 Учебник, презентация, таблицы стр 178 дискуссия. беседа происхождени е Млекопитающ их особенности внутреннего строения млекопитающ их особенности размножения плацентарных млекопитающ их, их многообразие Дают общую характеристику класса Млекопитающие. Отмечают прогрессивные черты организации млекопитающих, сопровождавшие их возникновение Проводят сравнительный анализ организации рептилий и млекопитающих, результаты заносят в таблицу. Описывают строение и особенности жизнедеятельнос ти. Характеризуют многообразие млекопитающих, описывают основные отряды. Приводят примеры представителей разных групп, характеризуют умение слушать и слышать мнение других рассказ учителя. дискуссия. беседа умение работать по плану, анализироват ь, делать выводы частично- поисковый - лабораторная работа проявление готовности к самостоятель ным поступкам рассказ учителя, дискуссия, сравнение 45. Сумчатые и Однопроходные 1 е, Парнокопытные, Приматы. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). 46. практическая работа "Распознавание животных своей местности, определение их систематическо го положения и значения в жизни человека" 1 47. Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающи е» 1 Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйстве нные животные) Учебник, презентация, таблицы стр 184 рисунки млекопитающих подготови ться к проверочн ой работе Учебник, презентация, таблицы Повт. стр.167- 186 особенности приспособления к разным средам обитания. Характеризуют систематику млекопитающих и их происхождение. особенности сумчатых и яйцекладущих систематику млекопитающ их значение млекопитающ их Оценивают экологическое и хозяйственное значение млекопитающих. 48. Основные этапы 1 Возникновение Учебник, cnh 187 эволюция, Определяют и дискуссия работа с систематическ ими карточками - исследователь ские Объясняют необходимост ь охраны ценных млекопитающ их и регуляции численности животных, наносящих вред человеку. Готовят презентации «Древние млекопитающ ие», «Основные отряды млекопитающ их. Господство в воде, воздухе и на суше» обобщать и дискуссия, презентация. работа в парах рассказ одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечно- полостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных развития животных 1 49. Основные направления эволюции животных. Пр. р. "Анализ родословного анализируют основные понятия: «эволюция», «естественный отбор», «наследственнос ть», «изменчивость». Знакомятся с основными этапами развития Земли как космического тела. Анализируют родословное древо царства Животные. Прослеживают основные этапы развития животных, отмечая предковые формы и характеризуя потомков. Составляют сводную таблицу «Развитие животных по эрам и периодам» Характеризуют ароморфоз, идиоадаптацию и дегенерацию как три направления эволюции делать выводы по изученному материалу учителя. беседа умение работать по плану выполнение практической работы презентация, таблицы естественный отбор, наследственно сть, изменчивость Учебник, презентация лекция, стр 189 основные направления эволюции дерева царства Животных" 50. Животные и человек 1 51. Домашние животные 52. Контрольная работа по теме «Тип Хордовые» Раздел 2: Вирусы - 2 ч 1. Общая характеристика вирусов 1 1 1 Значение животных для человека. История взаимоотношени й человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. Значение сельскохозяйстве нного производства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах. Домашние животные Учебник, презентация, таблицы стр 190 Учебник, презентация, таблицы лекция, сообщения тесты Общая характеристика вирусов. История их открытия. Учебник, презентация, таблицы задания нет стр 194 Характеризуют значение разных групп животных для человека. Сравнивают, как менялись формы взаимоотношени й человека и животных на протяжении человеческой истории. Оценивают экологическую роль диких и домашних животных в биоценозах Объясняют причины одомашнивания диких животных и возникновения животноводства. Характеризуют процесс одомашнивания и селекционную работу по выведению новых пород домашних, в том числе и сельскохозяйстве нных, животных. значение животных в жизни человека презентация, работа с дополнительн ыми источниками получения знаний рассказ учителя тестирование принципы строения вирусов, пути проникновени Дают общую характеристику вирусов и бактериофагов, обобщать информацию и делать выводы рассказ учителя, дискуссия Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов Понятие среде обитания. Экология — наука о взаимоотношени ях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические Учебник, презентация, таблицы стр 194 Учебник, презентация, таблицы стр 198 знакомятся с историей их открытия. На конкретных примерах показывают особенности организации вирусов как внутриклеточных паразитов на генетическом уровне. Характеризуют механизм взаимодействия вируса и клетки. Приводят примеры вирусов, вызывающих инфекционные заболевания у человека и животных. Учатся применять необходимые меры профилактики вирусных заболеваний. Знакомятся с гипотезами возникновения вирусов Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания». Характеризуют абиотические факторы: влажность, я вирусов в организм, меры профилактики вирусных заболеваний среда обитания, экология, абиотические факторы среды работать с дополнительн ыми источниками информации дискуссия самостоятельн ая работа самостоятель но использовать наблюдения. обобщать, делать выводы 2. Свойства вирусов 1 Раздел 3: Экосистема - 12 ч 1. Абиотические факторы 1 факторы среды. 2. Биотические факторы. Формы взаимоотношен ий между организмами 1 Взаимоотношени я между организмами. Учебник, презентация, таблицы стр 201 3. Антропогенные факторы. 1 Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения Учебник, презентация, таблицы стр 203 4. Структура экосистемы 5. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида 1 1 Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Учебник, презентация, таблицы стр 206 Цепи и сети питания. Экологическая пирамида Учебник, презентация, таблицы стр 208 освещённость, температурный режим и др. Характеризуют интенсивность действия разных абиотических факторов. Описывают биотические факторы, на конкретных примерах демонстрируют их значение. Оценивают роль факторов среды обитания в жизнедеятельнос ти животных Определяют и анализируют понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз», «экологическая пирамида». Характеризуют компоненты биоценоза, дают характеристику продуцентам, консументам и редуцентам. Формулируют представления о цепях и сетях питания. Описывают и приводят примеры пирамид энергии, биотические факторы среды антропогенны е факторы среды экосистема, биоценоз, биогеоценоз цепь питания, сеть питания работа с текстом учебника. беседа круглый стол находить значение терминов в словарях и справочниках анализироват ь последствия деятельности человека на животных и природу в целом выделять тезисы и делать конспект урока самостоятельн ая работа составление цепей питания делать выводы из непосредстве нных наблюдений Экскурсия в природу. Изучение структуры экосистем 1 отчёт по экскурсии 6. 7. Понятие о биосфере. Границы биосферы. 1 8. Экологические проблемы современности 1 9. Главная функция биосферы. Биотический круговороты воды и углерода. 10. Круговорот азота, серы и фосфора 1 1 Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления. Экологические проблемы Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Учебник, резентация, таблицы стр 210 Учебник, презентация, таблицы стр 211. лекция Учебник, презентация, таблицы стр 214 Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы Учебник, презентация, таблицы стр 216 чисел и биомассы экскурсия биосфера, учение Вернадского экологические проблемы биотические круговороты Формулируют основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Объясняют невозможность существования жизни за границами биосферы. Характеризуют компоненты биосферы и влияние на них антропогенных факторов Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете. Характеризуют основные круговороты: воды, углерода Характеризуют круговороты: азота, фосфора и серы. Оценивают значение круговоротов критичное отношение к своим поступкам групповая работа формировани е экологическо й культуры лекция умение реализовыват ь теоретически е знания работа с учебником, дискуссия находить значение терминов в словаре составление схем 11. Роль живых организмов в биосфере 1 Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд Учебник, презентация, таблицы стр 219 роль организмов в природе 12. Сохранение биологического разнообразия – условие устойчивости биосферы 1 Охрана видов. Нейтрализация негативного воздействия человека на природу Учебник, презентация, таблицы задания нет веществ для существования жизни на Земле Характеризуют преобразования планеты живыми организмами: изменение состава атмосферы, возникновение осадочных пород и почвы. Описывают процессы, приводящие к образованию полезных ископаемых Охрана видов. Нейтрализация негативного воздействия человека на природу устанавливат ь причинно- следственные связи дискуссия проявление готовности к самостоятель ным поступкам и активным природоохран ным действиям дискуссия

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018