ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "ФОРТЕПИАНО"
Оценка 4.8

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "ФОРТЕПИАНО"

Оценка 4.8
doc
06.12.2023
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "ФОРТЕПИАНО"
УП Ансамбль (2).doc

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ГОРОДА САРОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

"ФОРТЕПИАНО"

 

 

Предметная область

ПО.01. Музыкальное исполнительство

 

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПО.01.УП.02.

 

АНСАМБЛЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик – Рыжова О.В., преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

Саров 2023

Структура программы учебного предмета

 

I.       Пояснительная записка                                                              

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

организации на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

II.      Содержание учебного предмета

                                                        

- Годовые требования по классам;

 

III.    Требования к уровню подготовки учащихся                   

 

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                             

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса

                           

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;

 

VI.     Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

        

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

 

Ансамблевое музицирование в классе фортепиано – это одна из лучших форм  сотрудничества между преподавателем и учеником, или между 2-4 учащимися, которая приносит радость совместного творчества. Это одна из форм деятельности, которая способствует реализации принципов развивающего обучения.

Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, является незаменимой с точки зрения выработки технических умений и навыков. Игра в ансамбле учит музыкальному мышлению, учит слушать партнера. Если это искусство в процессе обучения постигается учащимся, то можно надеяться, что он успешно освоит  специфику игры на фортепиано.

 

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета - 6 лет (со 2-го по 7-ой класс), возраст обучающихся с 8,5 лет.

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

организации на реализацию учебного предмета

Объем учебного времени по предмету составляет 132 часа из расчета 0,5 аудиторных часа в неделю во 2, 5, 6, 7 классах и из расчета 1 час в неделю в 3,4 классах. Объем времени на самостоятельную (внеаудиторную) работу по предмету составляет 1,5 часа в неделю.

 

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения – мелкогрупповая (2-4 человека), аудиторное занятие - 40 минут.

 

Цель и задачи учебного предмета

Цель - выявить и развить творческие задатки детей, привить комплекс практических навыков  игры в ансамбле: вести диалог, понимать друг друга, вовремя подавать реплики и вовремя уступать.

Задачи:

-обеспечить знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложения симфонических, циклических сонат, сюит, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее  формированию способности к сотворческому исполнительству на  разнообразной литературе;

-знание основных направлений камерно- ансамблевой музыки эпохи барокко, в том числе  сочинений И.С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки  XX века;

-привить навыки музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.  

 

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются  ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

·      сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

·      распределение учебного материала по годам обучения;

·      описание дидактических единиц учебного предмета;

·      требования к уровню подготовки  учащихся;

·      формы и методы контроля, система оценок;

·      методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (демонстрация, наблюдение);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения).

 

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль» должны иметь площадь не менее 9 кв.м и звукоизоляцию. В образовательной организации создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о затратах учебного времени

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия отражены в таблицах 1.1.

 

Таблица 1.1.

 

 

Распределение по годам обучения

Класс

2

3

4

5

6

7

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

0,5

1

1

0,5

0,5

0,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия

132

 

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

1

1

1

1

1

1

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

33

33

33

33

33

33

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

198

Максимальное количество часов занятия в неделю

1,5

2

2

1,5

1,5

1,5

Общее максимальное количество часов по годам

49,5

66

66

49,5

49,5

49,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

330

 

Годовые требования по классам

Годовые требования

За год ученики должны пройти 2-4 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.

Репертуарные списки, предлагаемые в программе, не являются исчерпывающими. Преподаватель, с учетом индивидуальных способностей учащихся, может включать в учебный репертуар другие музыкальные произведения, соответствующие уровню ФГТ.

Авторы этого раздела опирались на литературу, имеющуюся в наличии в библиотечном фонде школы и в личных библиотеках преподавателей.  

 

Примерный репертуарный список

2 класс

1.      Сб. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано вып.1  1-2 класс:

•    Глинка «Краковяк» (из оперы Иван Сусанин)

•    Чайковский «Танец лебедей» (из балета «Лебединое озеро»)

        Глинка «Хор «Славься»  

2.               Сб. Популярной музыки:

        Уотт «Три поросенка»

•    Савельев «Если добрый ты»

3.      Бетховен «Марш» (из музыки к пьесе «Афинские развалины»)

4.      Гладков «Песенка Львенка и Черепахи»

5.      Градески «По дороге домой из школы», «Учимся играть буги», «Играем буги» «Мороженое»,

6.      Чайковский «Колыбельная песнь в бурю» (1 партия)

7.      Хачатурян «Танец радости»

8.      Глинка «Полька» (Ляховицкая)

9.      Сигмейстер «Старый духовой оркестр»

10.  Александров «Школьная полька»

11.  Качурбина «Мишка с куклой»

12.  Моцарт «Тема из вариаций» До мажор

13.  Гайдн «Отрывок из Симфонии До мажор»

14.  Р.Н.П.«Как при лужку»

15.  Куперен «Кукушка» (пер. Геталовой)

16.  Вебер «Вальс» из оперы «Волшебный стрелок»

17.  Коттрау «Санта Лючия» (пер. Геталовой)

18.  Крылатов «Колыбельная медведицы» (пер. Геталовой)

 

 

 

 

3 класс

1.      Варламов «Красный сарафан»

2.      Шуберт «Вальс», «Два лендлера», «Экоссезы»

3.      Мендельсон «На крыльях песни» (переложение Кедровой)

4.      Сб. Популярной музыки:

   •   Петерсен «Старый автомобиль»

   •   Сигмейстер «Старый духовой оркестр»

5.        Чайковский «Вальс» ор.39 №8, «Мазурка» ор.39 №10, «Марш» (из балета «Щелкунчик»), «Трепак» (из балета «Щелкунчик»)

6.      Прокофьев «Гавот» (из Классической симфонии - 8 рук)

7.      Глинка «Венецианская ночь», «Я здесь,  Инезилья», «Краковяк», «Каватина Людмилы»

8.      Гладков «Дуэт принцессы и трубадура»

9.      Роджерс «Голубая луна»

10.  Шмитц «Принцесса танцует вальс»

11.  Шеринг «Колыбельная»

12.  Моцарт «Менуэт» из симфонии g moll (сб. «Музыка вокруг нас»), «Ария Папагено»

13.  Градески «Маленький поезд»

14.  «Очи черные» (обр.Шаляпина)

15.  Металлиди  «Марш Буратино» из сюиты «Золотой ключик»

16.  Агафонников «Вальс»

17.  Шмитц «Старая карусель в Париже» (в 6 рук)

 

 

 

 

4 класс

1.        Рамо «Тамбурин»

2.        Мартини «Гавот»

3.        Госсек «Гавот»

4.        Бах «Гавот» (из Английской сюиты g moll)

5.        Глинка «Краковяк» (из оперы «Иван Сусанин» переложение Вольмана)

6.        Мусоргский «Гопак» (из оперы «Сорочинская ярмарка» переложение Шефера)

7.        Чайковский «Мой Лизочек» переложение Мессоед, «Вальс» (из оперы «Евгений Онегин»), «Колыбельная песнь в бурю» (2 партия), «Полька» ор.39 №14

8.        Шварц «Далеко, далеко за морем»

9.        Новиков «Дороги»

10.    Блантер «В лесу прифронтовом»

11.    Дунаевский «Лунный вальс»

12.    Шмитц «Заводные бути»

13.    Ромберг «Тихо, как при восходе солнца»

14.    Матвеев «Через туннели и мосты»

15.    Бетховен «Финал» (трио с moll сб. «Музыка вокруг нас»)

16.    Ходорковский «Веселый галоп»

17.    Чичков «Волшебный цветок»

18.    Крылатов «Колыбельная медведицы»

19.    Фостер «Ох, Сусанна!»

20.    Петрова «Цирк»

 

5 класс

1.        Гендель «Ария» (из оперы «Ксеркс»)

2.        Чайковский «Танец пастушков» (из музыки к балету «Щелкунчик»), «Галоп» (из музыки к балету «Щелкунчик»), «Шоколад» (из музыки к балету «Щелкунчик»), «Вальс» (из музыки к балету «Щелкунчик»), «Экоссез» (из оперы «Евгений Онегин»)

3.        Френкель «Погоня»

4.        Рахманинов «Вальс» (6 рук)

5.        Джойс, Кюсс «Фантазия на темы вальсов «Осенний сон», «Амурские волны»

6.        Фрадкин «Случайный вальс»

7.        Новиков «Смуглянка»

8.        Шмитц «Оранжевые бути», «Танцуем буги»

9.        Глинка «Танец» (из оперы «Иван Сусанин»)

10.    Гершвин «Колыбельная Клары» (из оперы «Порги и Бесс»)

11.    Чайковский «Колыбельная песнь в бурю» (2-я партия)

12.    Дунаевский «Полька из к/ф «Кубанские казаки»

13.    Савельев «Карусельные лошадки»

14.    Чичков «Песенка про жирафа»

15.    Штраус «Полька»

16.    Григ «Норвежский танец Ля мажор»

17.    Глинка «Марш Черномора»

18.    Фиготин «Ступеньки к морю»

 

 6 класс

1.        Свиридов «Романс», «Вальс» (из музыкальных иллюстраций к повести «Метель»)

2.        Хачатурян «Вальс» (Маскарад), «Танец девушек» из балета «Гаянэ»

3.        Григ «Норвежский танец №3» , «Танец Анитры»

4.        Чайковский «Полишинель»; Из музыки к балету «Щелкунчик»: «Тарантелла», «Танец феи Драже», «Анданте»

5.        Богословский «Темная ночь»

6.        Таривердиев - Лей «Фантазия»

7.        Джоплин «Артист эстрады»,  «Регтайм»

8.        Шмитц «Ночная фиалка»

9.        Крамер «Фантазия на тему: «В лесу родилась елочка»

10.    Брамс «Венгерский танец №2, №5»

11.    Рахманинов «Сон», «Полька» (4 руки)

12.    Прокофьев «Монтекки и Капулетти»

13.    Дунаевский «Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта»

14.    Брамс «Русский сувенир»

15.    Варламов «На заре ты ее не буди»

16.    Алябьев «Соловей»

17.    Абрамов «Сельские ухажеры»

18.    Бахарах «Капельки дождя»

19.    Аренский «Сказка, «Вальс»

20.    Хромушин «Ехали медведи», «Первая любовь»

21.    Разоренов «Негритянский танец»

22.    Новиков «Дороги»

 

 

 

7 класс

 

1.        Аренский  Соч. 33  «Вальс»,  «Ноктюрн» (для 2-х фортепиано в 4 руки)

2.        Брамс  «Венгерские танцы», тетрадь 1,2

3.        Глинка «Камаринская» (переложение для 2-х фортепиано в 4 руки В. Чернова), «Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

4.        Гендель «Кончерто гроссо № 2»

5.        Дворжак «Славянские танцы»

6.        Дебюсси «Маленькая сюита», «Вальс»

7.        Дунаевский «Выходной марш» из к/ф «Цирк» (для 2-х фортепиано в 8 рук), «Баркарола» из к/ф «Дети капитана Гранта»

8.        Мендельсон «Свадебный марш»

9.        Рахманинов «Русская песня»

10.    Чайковский «Арабский танец», «Китайский танец», «Трепак» из балета «Щелкунчик»

11.    Сметана «Полька»

12.    Штраус «Полька»

13.    Хачатурян «Танец с саблями»

14.    Глиэр «Танец на площади» (из балета «Медный всадник»)

15. «Рио-рита» Перел. Жульевой

16.   Цфасман. «Вальс»

17.  Куклин «На карнавале»

 

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности гитары для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • наличие умений по чтению с листа ансамблевых произведений;
  • наличие слухового контроля при ансамблевом музицировании;
  • знание репертуара для ансамбля;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве участника музыкального коллектива;
  • повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.

 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Раз в год по предмету предусмотрена одна из форм  промежуточной аттестации: зачет, контрольный урок, концертное выступление. По завершении изучения учебного предмета  (14-ое полугодие) проводится промежуточная аттестация, оценка по которой заносится в свидетельство об окончании.  

Результатами освоения программы по предмету являются:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для дуэта), позволяющие демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

 

Оценка

Критерии оценивания выступления

 

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем

требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие

свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

  отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

 

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

 

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

При игре в ансамбле  исполнитель включается в музицирующий коллектив, а чтобы стать частью целого, нужно вслушиваться и вживаться в музыкальный процесс. При этом развиваются самые различные способности, например, такие, как качество звучания, ритмичность исполнения. Кроме того пианисты приобретают чисто музыкальную гибкость и свободу, навыки быстрого реагирования и импровизации. Синхронность звучания является одним из технических требований совместной игры. Динамический диапазон четырехручного исполнения должен быть никак не уже, чем при сольной игре, так как  наличие двух пианистов позволяет полней использовать клавиатуру.

Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма, в ансамбле ритм должен обладать особым качеством: быть коллективным.

Ансамблевое музицирование,  таким образом, обладает огромным развивающим потенциалом  всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха,  ритмического чувства, двигательно-моторных навыков, расширяет музыкальный кругозор, интеллект музыканта, воспитывает и формирует музыкальный вкус, понимание стиля, формы и содержания исполняемого произведения.

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" – подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).

Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки.

Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно.

Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук).

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано – «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения.

Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).

 

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемой нотной литературы

 

  1. Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля/ изд. Феникс, 2005
  2. Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М.,1973
  3. Ансамбли. Средние классы. Вып.13/ изд. Советский композитор, М.,1990
  4. Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М., 1982
  5. Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Вып.1, 2/ М., Музыка, 2009
  6. Бизе Ж. "Детские игры". Сюита для ф-но в 4 руки / М., Музыка, 2011
  7. Барсукова С. " Вместе весело шагать" / изд. Феникс, 2012
  8. Гудова Е. Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3. Классика- XXI 21 век. Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано. Учебное пособие. Сост. Мамон Г./ Композитор СПб., 2012
  9. За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост. А. Бахчиев, Е. Сорокина М., Музыка, 2008
  10. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста. Ансамбли. Старшие классы. Изд. Дека, М., 2002
  11. Играем с удовольствием. Сборник ф-ных ансамблей в 4 руки/ изд. СПб Композитор, 2005
  12. Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., Музыка, 2001
  13. Концертные обработки для ф-но в 4 руки /М., Музыка, 2010
  14. Рахманинов С. Два танца из оперы "Алеко". Концертная обработка для двух ф-но М. Готлиба / М., Музыка, 2007
  15. Репертуар московских фортепианных дуэтов. Сборник. Сост. Л. Осипова. М., Композитор, 2011
  16. Сен- Санс К. Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия. Переложение для двух ф-но / М., Музыка, 2006
  17. Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки / изд. Феникс, 2006
  18. Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост. Лепина Е. Композитор. СПб, 2012
  19. Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы ДМШ. Сост. Н.Бабасян. М., Музыка, 2011
  20. Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Средние классы ДМШ. Сост. Н. Бабасян. М., Музыка, 2011
  21. Хрестоматия фортепианного ансамбля. Музыка, М.,1994
  22. Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2006
  23. Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. Детская музыкальная школа / Вып.1. СПб, Композитор, 2006
  24. Чайковский П. Времена года. Переложение для ф-но в 4 руки./ М., Музыка, 2011
  25. Чайковский П. Детский альбом в 4 руки / Феникс, 2012
  26. Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова / СПб, Композитор, 2012
  27. «Музыка вокруг нас» .Сост. Бахмацкая О. Музыка,1986
  28. «В музыку с радостью. Ансамбли» Композитор,2022

 

Список рекомендуемой методической литературы

 

  1. Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования / Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996
  2. Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М.,1979
  3. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973
  4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971
  5. Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976
  6. Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001: № 4
  7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.,1988
  8. Ступель А. В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка,1970
  9. Тайманов И. Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра / ежеквартальный журнал "Пиано форум" № 2, 2011, ред. Задерацкий В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Структура программы учебного предмета

Структура программы учебного предмета

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета»

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета»

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия 198

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия 198

Варламов «Красный сарафан» 2

Варламов «Красный сарафан» 2

Гендель «Ария» (из оперы «Ксеркс») 2

Гендель «Ария» (из оперы «Ксеркс») 2

Аренский Соч. 33 «Вальс», «Ноктюрн» (для 2-х фортепиано в 4 руки) 2

Аренский Соч. 33 «Вальс», «Ноктюрн» (для 2-х фортепиано в 4 руки) 2

Критерии оценки качества исполнения

Критерии оценки качества исполнения

Ансамблевое музицирование, таким образом, обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков, расширяет музыкальный кругозор, интеллект музыканта, воспитывает и…

Ансамблевое музицирование, таким образом, обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков, расширяет музыкальный кругозор, интеллект музыканта, воспитывает и…

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к…

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к…

Чайковский П. Времена года

Чайковский П. Времена года
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2023