МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ГОРОДА САРОВА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
"ФОРТЕПИАНО"
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.04.
ХОРОВОЙ КЛАСС
2023г.
Разработчик:
А.А. Ермакова, преподаватель МБУДО ДШИ
Рецензенты:
преподаватель высшей квалификационной категории , председатель ПЦК «Хоровое дирижирование», «Вокальное искусство» ГБПОУ «Арзамасский музыкальный колледж» Чкалова М.И.
Заместитель директора БДУДО ДШИ «Детская школа искусств» Чаузова С. А.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы;
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста.
В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.
Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика.
Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс»
Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хоровой класс»:
Срок обучения |
8 лет |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
477 |
Количество часов на аудиторные занятия |
345,5 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
131,5 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Возможно проведение занятий хором следующими группами:
младший хор: 1-4 классы
старший хор: 5-8 классы
На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.
Цель и задачи учебного предмета «Хоровой класс»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.
Задачи:
· развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
· развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
· формирование умений и навыков хорового исполнительства;
· обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
· приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений.
Обоснование структуры учебного предмета «Хоровой класс»
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися.
Программа содержит следующие разделы:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки обучающихся;
· формы и методы контроля, система оценок;
· методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
«Хоровой класс»
Материально-техническая база Детской школы искусств г. Сарова соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету «Хоровой класс» оснащены роялями и пианино, учебной мебелью, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием,
Для концертных выступлений и репетиционных занятий учащимся предоставлены концертные залы на 120 и 90 мест.
Все помещения имеют звукоизоляцию и своевременно ремонтируются. Созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями учебной и учебно-методической литературы, аудио и видеоматериалами.
Во время самостоятельной работы учащиеся обеспечиваются доступом к сети Интернет.
Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Хоровой класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия в рамках реализации предпрофессиональной программы «Фортепиано»:
аудиторные занятия с 1 по 3 класс – 1 час в неделю,
аудиторные занятия с 4 по 8 класс – 1,5 часа в неделю;
самостоятельные занятия: с 1 по 8 класс – 0,5 часа в неделю.
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Хоровой класс» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Требования по годам обучения
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младший хор – 10-12, старший хор – 8-10 (в том числе a cappella).
Основные репертуарные принципы:
1. Художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей).
2. Решение учебных задач.
3. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с современными композиторами и народными песнями различных жанров).
4. Содержание произведения.
5. Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление идейно-эмоционального смысла).
6. Доступность:
а) по содержанию;
б) по голосовым возможностям;
в) по техническим навыкам;
7. Разнообразие: а) по стилю;
б) по содержанию;
в) темпу, нюансировке;
г) по сложности.
Вокально-хоровые навыки
Певческая установка и дыхание
Младший хор
Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные приемы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.
Старший хор
Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Различная атака звука. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Совершенствование навыков «цепного» дыхания. Развитие навыков хорового исполнительства и артистизма.
Звуковедение и дикция
Младший хор
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f.
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Старший хор
Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Развитие свободы и подвижности артикулярного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах p и pp.
Ансамбль и строй
Младший хор
Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.
Устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосых песен без сопровождения.
Старший хор
Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.
Формирование исполнительских навыков
Младший и старший хор
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.
Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.
Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
Песни о природе, школе, к праздникам (первоклассника, день музыки, день пожилых людей, день народного единства, день матери)
1. М.Красев «Падают листья»
2. В.Герчик «Нотный хоровод»
3. Д.Кабалевский «Песня о школе»
4. В.Герчик «Нотный хоровод»
5. Р.Роджерс «Звуки музыки»
6. Л.Олифирова «Бабушки»
7. Р.Паулс «Золотая свадьба»
8. В.Иванников «Самая хорошая»
9. Ж.Буржоа «Мама-первое слово»
10. И.Хрисаниди «Посидим в тишине»
Песни народов мира.
1. Чешская народная песня «Полька»
2. Французская народная песня «Пастушья песня»
3. Немецкая народная песня в обработке Попатенко «Гусята»
4. Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек»
5. Белорусская народная песня «Бульба»
6. Норвежская народная песня «Камертон»
7. Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент»
8. Еврейская народная песня «Хава нагила»
9. Итальянская народная песня «Четыре таракана и сверчок»
10. Грузинская народная песня «Светлячок»
Новогодние, рождественские песни
1. Г.Гладков «Новогодняя песенка»
2. Ф.Грубер «Ночь тиха»
3. М.Красев «Ёлочка»
4. Л.Бекман « В лесу родилась ёлочка»
5. Т.Попатенко «Котёнок и щенок»
6. Г.Струве «Новогодний хоровод»
7. Л.Книппер «Почему медведь зимой спит»
8. Е.Крылатов «Кабы не было зимы»
9. Е.Крылатов «Песенка о снежинке»
10. Е.Крылатов «Три белых коня»
11. Н.Куликова «Зима в России»
12. Ю.Чичков «Эх, зима»
13. В.Шаинский «Снежинки»
14. Колядка «Рождество Христово»
15. Д.Пьерпойнт «Jingle bells»
16. И.Хрисаниди «Рождественская песня»
Русские народные песни.
1. «Ах,улица, улица широкая»
2. «Блины»
3. «В сыром бору тропина»
4. «Как у наших, у ворот»
5. «Со вьюном я хожу»
6. «Калинка»
7. «Солдатушки-бравы ребятушки»
Классические произведения
1. В.Моцарт «Весенняя»
2. В.Моцарт «Детские игры»
3. Й.Гайдн «Мы дружим с музыкой»
4. Й.Гайдн «Старый добрый клавесин»
5. Л.Бетховен «Сурок»
6. Л.Бетховен «Малиновка»
7. А.Гречанинов «Вербочки»
8. П.Чайковский «Детская песенка»
9. П.Чайковский «Неаполитанская песенка»
10. Е.Подгайц «Спи, мой мальчик»
11. Г.Шайдулова «Наша Родина»
Произведения современных композиторов.
1. Я.Дубравин» «Про Емелю»
2. А.Журбин «Смешной человечек»
3. Г.Гладков «Песня о картинах»
4. О.Хромушин «Сколько нас»
5. С.Соснин «Солнечная капель»
6. Ю.Чичков «Лесной марш»
7. С.Смирнов «Не грусти, улыбнись и пой»
8. Г.Струве «Хор, хор, хор»
9. Г.Струве «С нами друг»
10. Г.Струве «Моя Россия»
11. Г.Гладков «Песня друзей» из м/ф «Бременские музыканты»
12. Е.Крылатов «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»
13. Г.Гладков «Точка, точка, запятая»
14. Р.Паулс «Кашалотик»
15. И.Хрисаниди «Крошка пони у врача»
16. Г.Гладков «Муха в бане»
17. В.Алеев «Весёлое рондо»
18. Я.Дубравин «Песня о земной красоте»
19. А.Зацепин «Ты слышишь, море»
20. А.Зацепин «Волшебник-недоучка»
21. Г.Свиридов «Песня о Москве»
22. В.Семёнов «Птичий концерт»
23. А.Ермолов «Прадедушка»
24. А.Островский «Солнечный круг»
25. Т.Попатенко «Вот какая бабушка»
26. И.Космачёв «Здравствуй, детство»
27. А.Пахмутова «Герои спорта»
28. А.Пахмутова «Трус не играет в хоккей»
Старший хор
Классические произведения
1. К. Бэрроуз Христианский гимн «Благословение»
2. Д. Бортнянский «Слава Отцу и Сыну»
3. А.Бородин «Спящая княжна»
4. А.Варламов «Горные вершины»
5. А.Власов «Фонтану Бахчисарайского дворца»
6. М.Глинка «Славься!» хор из оперы «Жизнь за царя»
7. А.Гурилёв «Однозвучно гремит колокольчик»
8. А.Гречанинов «Подснежник»
9. М.Ипполитов-Иванов «О, край родной» a capella
10. В.Калинников «Осень»
11. Ц.Кюи «Вербочки»
12. А.Лядов «Колыбельная»
13. С.Рахманинов «Слава народу!»
14. Н.Римский-Корсаков «Не ветер, вея с высоты»
15. В.Ребиков «Поздняя осень»
16. П.Чайковский «Рассвет»
17. П.Чесноков «Солнце, солнце встаёт»
18. М.Ушинский «Весной»
19. И.С.Бах «Весенняя песня»
20. И.С.Бах «Laudamuste»
21. Л.Бетховен «Пастушья песенка»
22. Ж.Бизе «Апрельская песня»
23. А.Вивальди «Gloria»
24. Й.Гайдн «Мы дружим с музыкой»
25. Й.Гайдн «Gloria»
26. Дж.Каччини-В.Вавилов «Ave, Maria»
27. К.В.Глюк «Праздник хора» a capella
28. Э.Григ «С добрым утром»
29. Ш.Гуно «Gloria in excelsis Deo»
30. М.Клементи «Мы анализируем сонатину»
31. Ф.Мендельсон «На крыльях песни»
32. В.Моцарт «Ave verum»
33. В.Моцарт «Слава солнцу, слава миру» a capella
34. Ж.Оффенбах «Баркарола»
35. Д.Паизиелло «La liberta a Nice»
36. Р.Шуман «Вечерняя звезда» a capella
37. Д.Бортнянский «Слава Отцу и Сыну и Сыну…» a capella
38. Дж.Керн «Дым»
Народные песни.
1. Бразильская народная мелодия «Самба» ар.Л.Майерхоффера
2. Русская народная песня (аранжировка Ирины Раковой) «Ах, Самара-городок»
3. Русская народная песня «Веники» обр.Ю.Тугаринова
4. Русская народная песня «Во деревне было Ольховке» обр. Ю. Тугаринова
Произведения современных композиторов.
1. М.Артемов «Родимая сторона»
2. А.Бабаджанян «Ноктюрн»
3. В.Гаврилин «Шутка»
4. В.Гаврилин «Мама»
5. И.Дунаевский «Колыбельная» из к/ф «Цирк»
6. И.Дунаевский «Летите, голуби»
7. Я.Дубравин «Джаз»
8. И.Ивановский «Дунайские волны»
9. Ж.Металлиди «Колокольный звон России»
10. Л.Марченко «Рождество»
11. Р.Паулс «Вокализ»
12. Ф.Грубер «Ночь тиха» a capella
13. Г.Г. Цабадзэ «Вокализ»
14. Ю. Ощепков «Ave Maria№4»
Младший хор
Французская народная песня «Пастушья песня»
В. Герчик «Нотный хоровод»
Л.Олифирова «Бабушки»
Т.Попатенко «Котёнок и щенок»
С.Смирнов «Не грусти, улыбнись и пой»
Старший хор
Дж.Каччини-В.Вавилов «Ave, Maria»
Й.Гайдн «Gloria»
Русская народная песня «Во поле березонька стояла»
обр. А.Александрова
Бразильская народная мелодия «Самба» ар.Л.Майерхоффера
В.Гаврилин «Шутка»
Программы выступлений на Всероссийском хоровом фестивале духовной музыки
«От сердца к сердцу».
Младший хор
1.
С. Рахманинов сл. К.Бальмонта «Островок»
В. Поляков «Ave Maria»
Рнп в обр. Е. Туманян «Ах,улица, улица широкая»
2.
К.Сен-Санс (обработка для детского хора М.Махориной) – «Ave Maria»
П.Чайковский (стихи Я.Серпина) – «Неаполитанская Песенка»
3.
С.Рахманинов, сл. Е. Бекетовой, обр.для хора Н.Авериной «Сирень».
Г. Стреве, сл. А. Фета «Весна».
Замбийская народная песня в аранж. Victor C. Johnson, редакц. А.Ерофеевой «Bonse Aba»
Старший хор
1.
Дж.Гамильтон «Ave Maria»
А. Даргомыжский «Ванька – Танька»
Д. Гершвин «Грянь оркестр» обработка и русский текст Елены Анисимовой
2.
Хριστός ανέστη «Христос анести» Христос Воскресе(тропарь пасхи)
Музыка В. А. Моцарта (канон) «Dona nobis pacem» (Даруй нам мир)
Сезар Франк - Ангельский хлеб (Panis Angelicus) - Слова Фомы Аквинского -
Мексиканская народная песня «La Bamba»
3.
К. Бэрроуз Христианский гимн «Благословение»
Д. Бортнянский «Слава Отцу и Сыну»
Г.Г. Цабадзэ «Вокализ»
Ю. Ощепков «Ave Maria№4»
Русская народная песня (аранжировка И.Раковой) «Ах, Самара-городок»
Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой класс», являются следующие знания, умения, навыки:
знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
знание профессиональной терминологии;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В программе обучения младшего и старшего хоров используются две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- текущая сдача партий;
- контрольный урок в конце каждой четверти.
Виды промежуточного контроля:
- переводной зачет в старший хор и по окончании освоения предмета.
Методы текущего контроля:
- сдача партий в квартетах.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий.
При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
· оценка годовой работы ученика;
· оценка на зачете (академическом концерте);
· другие выступления ученика в течение учебного года.
Критерии оценок
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:
Оценка |
Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») |
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива |
4 («хорошо») |
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора |
3 («удовлетворительно») |
нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий |
2 («неудовлетворительно») |
пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт |
«зачет» (без отметки) |
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что дает возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального хорового искусства.
Методические рекомендации педагогическим работникам
Задача руководителя хорового класса – пробудить у детей любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.
На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся воспринимать музыкальные произведения сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания учащихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.
Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.
Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.
Хоровой класс является одним из обязательных предметов, способствующих формированию навыков коллективного музицирования. Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных действующими учебными планами, нельзя забывать о том, что хор – это коллектив. Лишь исходя из этого, можно профессионально строить работу над всеми компонентами хорового звучания. Так, при организации учебного процесса в школе целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. В результате домашней подготовки учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.
Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.
Список нотных сборников
«Хоровой класс» П. Халабузарь Пушкин в репертуаре детского хора тетрадь III М.,1998(для младшего и среднего возраста)
«Ищу в природе красоту» Я. Дубравин. Золотой репертуар хора. С.-П.,1997
«Каноны для детского хора», сост. Струве Г. М., 2001
«Песни для детского хора», Вып. 12, сост. Соколов В. М., 1975
«Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М., 1989
«Поющее детство». Произведения для детского хора (сост. Мякишев И.), М., 2002
«Добрый день! Guten Tag! How Do You Do!» О. Хромушин. Сборник песен для детей.С.-П.,1993
Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора», 2-е издание. «Современная музыка», 2009
Поёт старший хор «Сормовского центра творчества юных» Сборник хоровых произведений. Часть 2.Н.Н,2000
Список методической литературы
Абдуллин Э.Б.«Теория и практика вокального образования в общеобразовательной школе. М.1983
Витт Ф.Ф. Практические советы обучению пению. М.,1962
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987
Емельянов В.В. Развитие голоса.СПб.,2004
Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997
Морозов В.П.Искусство резонансного пения.М.,2002
Г.П. Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» М.1992
Струве Г. Школьный хор. М.,1981
Г. Струве «Теория и практика работы с детским хором»
«Хркстоматия русской народной песни 1-7 класс»
В. Попов «Школа хорового пения» I,II выпуски
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.