Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Оценка 5
Образовательные программы
doc
ОБЗР +1
Взрослым
06.02.2019
Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»
Программа "Безопасное колесо" разработана для обучающихся 4 - 6 классов с целью профилактики детского дорожно -транспортного травматизма. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни. Продолжительность освоение программы 2 года. Цель программы: Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Безопасное колесо.doc
Управление образования и науки Тамбовской области Отдел образования администрации Инжавинского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинскя средняя общеобразовательная школа» СОГЛАСОВАНО Методическим  Советом МБОУ «ИСОШ» Протокол   № ________ от «___» _____________ 20____г. УТВЕРЖДАЮ                       Директор МБОУ  «ИСОШ» ___________ И. Ю. Хурцилава               Приказ №__________                            от «___» __________ 20____г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально­педагогической направленности «Безопасное колесо» (стартовый, базовый) Возраст учащихся:  9 – 12 лет Срок реализации: 2 года Автор­составитель: Сатаева Наталия Павловна, педагог дополнительного образования 1. Учреждение Караваино  2018   образовательное Муниципальное средняя учреждение общеобразовательная школа» Караваинский филиал, с Караваино, Инжавинского района,Тамбовской области бюджетное   «Инжавинская     название     Полное 2. программы 3. Сведения об авторах:  3.1. Ф.И.О., должность 4. Сведения о программе: 4.1. Нормативная база ? Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасное колесо» общеобразовательная   Сатаева   Наталия   Павловна,  педагог   дополнительного образования  Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273­ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Концепция   развития   дополнительного   образования детей   (утверждена   распоряжением   Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726­р);  осуществления организации   и   Порядок   образовательной деятельности по дополнительным  (утвержден общеобразовательным   программам   Приказом   Министерства   образования   и   науки Российской   Федерации   (Минобрнауки   России)   от   29 августа 2013 г. N 1008;    программы) Методические   рекомендации   по   проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые (разработанные Минобрнауки   России   совместно   с   ГАОУ   ВО «Московский   государственный   педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»,   АНО   ДПО   «Открытое   образование», 2015г.);         Главного Постановление государственного санитарного   врача   Российской   Федерации   от   4   июля 2014   г.   N   41   г.   Москва   «Об   утверждении   СанПиН 2.4.4.3172­14 «Санитарно­эпидемиологические требования   к   устройству,   содержанию   и   организации режима   работы   образовательных   организаций дополнительного образования детей» дополнительное образование социально­педагогическая стартовый, базовый  общеразвивающая 9 ­12 лет освоения   Уровень 4.2. Область применения 4.3. Направленность 4.4.   программы 4.5. Вид программы 4.6.   Возраст   учащихся   по программе 4.7.   Продолжительность  2 года обучения Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1.1. Пояснительная записка Во   всем   мире   одной   из   проблем   по   обеспечению   безопасности   человека является проблема обеспечения безопасности дорожного движения.  Практически   каждое   дорожно­транспортное   происшествие   совершено   по   вине пешеходов.   В   этой   связи   большое   социальное   значение   приобретает   процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения.  Занимаясь   по   данной программе   «Безопасное   колесо»   социально–педагогической   направленности обучающиеся приобретут практические навыки вождения велосипеда, и теоретические знания по правилам  дорожного движения,  экскурсии  к проезжей  части помогут на практике рассматривать дорожно­транспортные ситуации. Закончив данный курс дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части. Уровни освоения: базовый, продвинутый. Актуальность  Актуальность  дополнительной   образовательной   программы  обусловлена   статистикой, свидетельствующей   о   росте   детского   дорожно­транспортного   травматизма.     К   тому   же обеспечение   безопасности   –   одно   из   основных   направлений   работы   образовательных учреждений,  поэтому необходимо организовать деятельность по профилактике ДДТТ. Новизна  Данная   программа   –   это   нетрадиционный   подход   в   обучении   младших   школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной  жизни, что составляет её новизну. Педагогическая целесообразность Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация способствует:  умственному   развитию   –   учащиеся   получают   и   закрепляют   знания   по   Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;  нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в   кругу   сверстников   ив   семье,   закрепляются   навыки   соблюдения   Правил   дорожного движения, желание оказывать помощь людям по мере необходимости;  викторинах. Ребята выступают с программой перед детьми и родителями;  декорации и костюмы к выступлениям;  двигательные игровые задания по темам. физическому   воспитанию   –   на   занятиях   проводятся   подвижные   игры   и   различные эстетическому   воспитанию   –   учащиеся   участвуют   в   конкурсах   рисунков,   плакатов, трудовому   воспитанию   –   учащиеся   изготавливают   необходимые   пособия,   макеты, Отличительные особенности    особенности   данной   программы   заключаются   в   непрерывном   дополнительном образовании, которое осуществляется по возрастным ступеням. 1 год рассчитан на обучение детей 3,4 классов; 2 год обучения рассчитан на детей 5,6 классов. Образовательная   программа   модифицированная,   так   как   внесены   изменения   в существующую программу под редакцией П.И. Ижевского «Безопасность дорожного движения: программы для системы дополнительного образования детей». Адресат программы  1­й год обучения рассчитан на детей 9 ­ 10 лет   2­й год обучения рассчитан на детей 11 ­ 12 лет Для обучения принимаются все желающие.  Условия набора учащихся Для обучения принимаются все желающие безо всяких собеседований. Количество учащихся ­ в группе 1 года обучения – 9 человек; ­ в группах 2­го года –9 человек. Объем и срок освоения программы Формы и режим занятий Курс обучение предусматривает теоретическую и практическую часть.  В   теоретическую   программу   входит:   изучение   правил   дорожного   движения   с   применением проблемного   раздаточного   материала,   макета   проезжей   части,   а   также   с   использованием информационных технологий.  Практическая   часть   состоит:   вождение   велосипеда,   фигурное   вождение   велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части. Формы занятий.         Беседы; Объяснения; Рассказы; Практические работы; Конкурсы; Игры; Встречи с сотрудниками ГИБДД; Выпуск стенгазеты «Светофор», памяток, листовок. Формы и режим занятий Курс обучение предусматривает теоретическую и практическую часть.  В   теоретическую   программу   входит:   изучение   правил   дорожного   движения   с   применением проблемного   раздаточного   материала,   макета   проезжей   части,   а   также   с   использованием информационных технологий.  Практическая   часть   состоит:   вождение   велосипеда,   фигурное   вождение   велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части. Режим занятий Занятия проводятся два раза в неделю по одному учебному часу. Длительность учебного часа для учащихся школьного возраста – 40 минут.  Особенности организации образовательного процесса Программа адаптируема для различных возрастных групп. Как   правило,   на   занятия   приходят   учащиеся   с   разным   уровнем   подготовки.   Темп освоения   дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей   программы   различный, поэтому программа включает 2 ступени (уровня) освоения: I ступень обучения (стартовый уровень) 9­10 лет; II ступень обучения (базовый уровень) 11­12 лет. Каждая ступень (уровень) образовательной программы рассчитана на 1 год обучения, имеет законченный цикл, но вместе с тем каждая последующая ступень (уровень) является логическим   продолжением   предыдущей,   что   позволяет   решать   проблему   преемственности обучения по данной программе. Формы организации деятельности учащихся: Формы занятий.         Беседы; Объяснения; Рассказы; Практические работы; Конкурсы; Игры; Встречи с сотрудниками ГИБДД; Выпуск стенгазеты «Светофор», памяток, листовок. Цель программы:  Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной   безопасности   и   безопасности   окружающих   участников   дорожного   движения; расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах. Содержание программы I ступень обучения (стартовый уровень) 1 год обучения Задачи: Образовательные  Познакомить с историей правил дорожного движения.   Помочь   расширить   общий   кругозор   по   проблеме   безопасного   поведения   на   улицах   и дорогах;  Изучить правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге; Развивающие  Развивать культуру безопасного поведения на дорогах;  Способствовать   развитию   навыков   управления   велосипедом   в   условиях   дорожного движения.  Воспитательные  Выработать культуры участника дорожного движения;  Воспитывать   у   учащихся   устойчивые   навыки   соблюдения   и   выполнения   правил дорожного движения; Учебный  план. Название разделов и тем занятий Количество часов Формы аттестации (контроля) всего теория практика Введение Введение в образовательную программу Правила дорожного движения   Правила дорожного движения и их история. Некоторые понятия и термины «Правил дорожного движения»  Участники дорожного движения. Дороги и их элементы. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожные знаки. Велосипед. Правила дорожного движения для велосипедистов. Основы доврачебной медицинской помощи Средства оказания медицинской помощи. Раны. ПМП при ранениях. Кровотечения.  Травмы Ожоги.  ПМП при тепловых и солнечных ударах, обморожениях.  Основы страхования    1 1 31 2 2 3 6 5 11 2 15 1 2 3 5 2 2 5 1 1 14 2 1 2 3 2 3 1 7 1 1 1 2 1 1 3 ­ ­ 17 ­ 1 1 3 3 8 1 8 ­ 1 2 3 1 1 2 тест тест тест тест тест № 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3 3.1 4 4.1 5 6 Основы страхования Фигурное вождение велосипеда Элементы фигурного вождения велосипеда Диагностика сформированности ЗУН   Итоги Итого: 5 15 15 2 3 72 3 ­ ­ ­ ­ 25 2 15 15 2 3 47 соревнование тест Содержание учебного плана Вводное занятие Тема: «Введение в образовательную программу» Теория: Задачи курса и знакомство со структурой программы Раздел 1. Правила дорожного движения 1.1Тема: «Правила дорожного движения и их история; Теория: Правила дорожного движения и их история. 1.2Тема: «Некоторые понятия и термины «Правил дорожного движения»  Теория: понятия и термины «Правил дорожного движения» 1.3Тема: «Участники дорожного движения» Теория: Водитель, пешеход, пассажиры. Практика: Обязанности пешехода, водителя, пассажиров.  1.4Тема: «Дороги и их элементы»  Теория:  Дороги   и   их   элементы.   Тротуар.   Прилегающие   территории.   Границы   перекрестков. Населенные пункты. Перекрестки. Практика: Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.   Пересечение проезжих частей на перекрестках. 1.5 Тема: «Сигналы светофора и регулировщика» Теория: Сигналы светофора и регулировщика Практика: Сигналы светофора и регулировщика 1.5Тема: «Дорожные знаки» Теория:  Предупреждающие   знаки;   Знаки   приоритета;   Предписывающие   знаки;   Знаки   особых предписаний;   Знаки   сервиса;   Знаки   дополнительной   информации;   Запрещающие   знаки; Информационные знаки Практика: Отработка знаний о дорожных знаках.  1.7 Тема: «Велосипед. Правила дорожного движения для велосипедистов» Теория:  Велосипед. Основные узлы, части велосипеда. Проверка велосипеда перед движением. Устройства безопасности на велосипеде. Правила дорожного движения для велосипедистов. Практика:  Техническое   обслуживание.   Движение   по   шоссе,   дороге,   велосипедной   дорожке. Знаки для велосипедистов.  Раздел 2. Основы доврачебной медицинской помощи 2.1 Тема: «Средства оказания медицинской помощи.  Теория   Специальные препараты. Подручные средства для оказания ПМП.  :  Медицинская аптечка.   Перевязочные и лекарственные средства. Правила пользования. 2.2 Тема: «Раны. ПМП при ранениях» Теория: Виды ран. Стерильность при обращении с раной. Асептика. Антисептика. Практика: Правила наложения повязок (бинтовых, косыночных). 2.3Тема: «Кровотечения» Теория    : Виды кровотечений: капиллярное; венозное; артериальное; смешанное. Практика: Способы остановки кровотечения: пальцевое прижатие; наложение жгута; наложение давящей   повязки;   максимальное   сгибание   конечности;   придание   возвышенного   положения конечности. 2.4 Тема: «Травмы» Теория:  Характеристика  различных видов  травм и повреждений:  ушибы, вывихи,  рвстяжения, переломы. Практика:  Способы   оказания   первой   помощи   пострадавшему.   Виды   переломов   и   правила оказания помощи при них. Правила и способы транспортировки пострадавших. 2.5 . Тема: «Ожоги» Теория: Ожоги, степени ожогов, тяжесть и последствия ожогов. Причины ожогов. Практика: Последовательность действий при ожогах. Правила оказания помощи при ожогах. 2.6  Тема: «ПМП при тепловых и солнечных ударах, обморожениях» Теория: Признаки тепловых и солнечных ударов. Практика: Правила оказания ПМП при тепловом, солнечном ударах. Раздел 3: Основы страхования 3.1 Тема «Основы страхования» Теория:  Договоры   с   родителями,   опекунами,   другими   родственниками.   Страховая   сумма. Государственные страховые фирмы. Практика: Анализ страховых случаев. Раздел 4 «Фигурное вождение велосипеда 4.1 Тема: «Элементы фигурного вождения велосипеда» Практика: Отработка элементов фигурного вождения велосипеда:  Коридор из длинных досок»;  «Коридор из коротких досок»;  «Скачок через препятствие передним колесом»;  «Змейка»;  «STOP­линия»;  «Качели»;  «Восьмерка»;  «Желоб»;  «Ворота с подвижными стойками»;  «Перенос предмета»;  «Проезд с наклоном через препятствие»;  «Езда по квадрату»;  «S­образная дорожка»;  «Слалом»;  «Круг». Раздел 5: Диагностика сформированности ЗУН Практика: Контроль знаний, умений, навыков на конец учебного года.    Раздел 6: Итоги Практика: Участие  в конкурсах, соревнованиях, викторинах, смотрах. Ожидаемые результаты 1 года обучения По окончании 1 года обучения учащиеся должны: Предметные результаты. знать: ­ основные понятия и термины ПДД РФ; ­ правила   пользования общественным и личным транспортом; ­ правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров; ­ основы первой медицинской помощи. уметь: ­ пользоваться общественным транспортом; ­ самостоятельно выбирать безопасный путь движения; ­ оценивать свое поведение на дороге; ­ оказывать первую медицинскую помощь. ­ соблюдать ПДД в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства     (велосипеда). Метапредметные результаты: 1. Регулятивные результаты:  уметь анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;  формировать способности оценивать свое поведение со стороны;  формировать умения планировать и оценивать результаты своего поведения. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия:   формулировать собственное мнение и позицию;    задавать вопросы;   работпть в группе;   договариваться и приходить к общему решению в совместной   деятельности. 3. Познавательные универсальные учебные действия:  осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;  строить речевые высказывания в устной форме;  оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;  включаться в познавательную  деятельность под руководством учителя. Личностные результаты. К концу учебного года:  овладеет начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся  мире;   научится управлять своим поведением  в соответствии с познанными нормами и  требованиями, предъявляемыми обществом и государством  к участникам дорожного  движения  научится ответственно относиться к собственной безопасности и безопасности других  участников движения  будет выполнять основные правила дорожного движения;  убедится в необходимости изучения курса ПДД; IІ ступень обучения (базовый уровень) 2 год обучения Задачи: Образовательные  Повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения РФ;  Помочь учащимся в выработке навыков по   оказанию первой доврачебной медицинской помощи людям, пострадавшим в ДТП;   Изучить правовые основы по страхованию ответственных участников дорожного движения;  Обучить фигурному вождению велосипеда. Развивающие  Способствовать   развитию   самостоятельности   и   умения   самостоятельно организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;  Развивать   логическое   и   пространственное   мышление,   воображение,   память, быстроту реакции, самообладание, находчивость. Воспитательные  Воспитывать у учащихся  ответственность за свое поведение на дорогах;   Сформировать   у   учащихся     уважительное   отношение   к   законам   дороги,   осознание объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;  Сформировать   у   учащихся     сознательное   и   ответственное   отношение   к   собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. № 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 2.1 2.2 Введение Введение в образовательную программу 1 Правила дорожного движения    Дорожная разметка и ее характеристики. Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. Скорость движения  Обгон и встречный разъезд  ПДД. Административный и Уголовный  Кодексы РФ (извлечения)  ДТП, их причины.  Служба ГИБДД. Основные направления ее деятельности 2 Основы доврачебной медицинской помощи    Экстренная реанимационная помощь Отработка   навыков   по   оказанию   первой   медицинской помощи 3 3.1 Основы страхования    страхование граждан Учебный план Содержание работы Количество часов всего 1 1 35 10 5 2 2 5 6 5 11 3 8 5 2 теория практика 1 1 20 5 2 2 2 3 4 2 2 1 1 2 1 ­ ­ 15 5 3 ­ ­ 2 2 3 9 2 7 3 1 Формы контроля Формы организации занятий лекция, практикум лекция, практикум лекция лекция лекция, практикум лекция, практикум лекция, практикум лекция, практикум лекция, практикум лекция, тест тест конкурс 3.2 страхование имущества 4 5 6 Фигурное вождение велосипеда  (15 часов) Элементы фигурного вождения велосипеда Диагностика сформированности ЗУН    Итоги Итого: 3 15 15 2 3 72 1 ­ ­ ­ ­ 25 2 15 15 2 3 47 практикум лекция, практикум практика конкурс тест соревнование игра соревнование конкурс­игра тест Содержание учебного плана Вводное занятие. Тема: «Введение в образовательную программу» Теория:  Задачи курса и знакомство со структурой программы. Раздел 1: Правила дорожного движения 1.1 Тема: «Дорожная разметка и ее характеристики» Теория:  Горизонтальная разметка, вертикальная разметка. Практика:  1.2 Тема: «Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги» Теория: Главная и второстепенная дороги. Практика: Распределение приоритета между участниками дорожного движения.   1.3 Тема: «Скорость движения» Теория:  Общие   правила   выбора   скорости   движения.   Максимальная   разрешенная   скорость движения транспортных средств. 1.4 Тема: «Обгон и встречный разъезд» Теория:  Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон   запрещен.   Встречный   разъезд.   Встречный   разъезд   на   равнинных   участках   дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками. 1.5 Тема: «ПДД. Административный и Уголовный Кодексы РФ (извлечения)» Теория:  Ответственность за нарушение правил обеспечения безопасности дорожного движения. Виды ответственности. Документы, определяющие ответственность  граждан. 1.6 Тема: «ДТП, их причины» Теория: Дорожно­транспортные происшествия, их основные причины и последствия.  Практика: Действия при ДТП (участник, очевидец, свидетель). Профилактика ДТП. Теория: Анализ типичных ДТП. Обзор газет, телепередач, материалов ГИБДД. 1.7  Тема: «Служба ГИБДД. Основные направления ее деятельности» Теория: Служба ГИБДД, её история. Основные направления ее деятельности. Практика: Встреча с сотрудниками ГИБДД. Раздел 2: Основы доврачебной медицинской помощи Тема: «Экстренная реанимационная помощь» 1.8 Теория: Терминальные состояния. Клиническая смерть. ЭРП. Очередность действий.  Практика:  Правила   проведения   ЭРП   при   терминальных   состояниях.   Возможные   ошибки. Способы   проведения   ЭРП.   Положение   пораженного.   Движения   рук.   Фиксация   челюсти, головы. Пульс, дыхание. Ограниченность во времени. 1.9 Тема: «Отработка практических навыков по оказанию медицинской помощи» Теория:  Виды   ран.   Стерильность   при   обращении   с   раной.   Асептика.   Антисептика.  Виды кровотечений. Характеристика различных видов травм и повреждений. Практика:      Отработка навыков наложения повязок; Отработка навыков остановки кровотечения; Отработка навыков проведения иммобилизации; Отработка способов транспортировки пострадавших; Отработка навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшему при обмороке, тепловом и солнечном ударе, ожогах, отморожении. Раздел 3: Основы страхования 3.1 Тема: «Страхование граждан» Теория: Страхование граждан Практика: закрепление знаний по основам страхования. 3.2 Тема: «страхование имущества. страхование имущества» Теория: Страхование граждан Практика: закрепление знаний по основам страхования. Раздел 4: Фигурное вождение велосипеда 4.1 Тема: «Элементы фигурного вождения велосипеда» Практика:  «Коридор из длинных досок»;  «Коридор из коротких досок»;  «Скачок через препятствие передним колесом»;  «Змейка»;  «STOP­линия»;  «Качели»;  «Восьмерка»;  «Желоб»;  «Ворота с подвижными стойками»;  «Перенос предмета»;  «Проезд с наклоном через препятствие»;  «Езда по квадрату»;  «S­образная дорожка»;  «Слалом»;  «Круг». Раздел 5: Диагностика сформированности ЗУН Практика: Контроль знаний, умений, навыков на конец учебного года. Практика: Участие  в конкурсах, соревнованиях, викторинах, смотрах. Раздел 6: Итоги Ожидаемые результаты 2 года обучения По окончании  2  года обучения  учащиеся должны: знать: ­ основные положения Правил дорожного движения РФ; ­  основы страховой ответственности; уметь: ­ применять свои знания правил дорожного движения на практике; ­ правильно вести себя, оказавшись в экстремальной ситуации на проезжей  части; ­ самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог; ­ оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно ­ транспортных происшествиях. ­ владеть навыками фигурного вождения на велосипеде. Метапредметные результаты освоения программы: 1. Регулятивные результаты: К концу второго года обучения ученик способен:  оценивать, сравнивать, строить рассуждение;  оценивать свое поведение со стороны;  предвидеть возможные опасности в реальной обстановке;  оценивать результаты своего поведения. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия: К концу второго года обучения ученик способен:  формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения;  учитывать разные мненияи быть готовым к сотрудничеству;   договариваться и приходить к общему решению в совместной   деятельности. 3. Познавательные универсальные учебные действия: К концу второго года обучения ученик способен:  выделять конкретную информацию без помощи учителя;  строить логические рассуждения;  оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;  осуществлять поиск необходимой информации с помощью ресурса Интернета.. Личностные результаты:  активная жизненная позиция и устойчивая потребность  самообразованию;  умение регулировать свое поведение в соответствии с познанными нормами и  требованиями, предъявляемыми обществом и государством  к участникам дорожного  движения  умение ответственно относиться к собственной безопасности и безопасности других  участников движения  умение выполнять основные правила дорожного движения. Блок № 2. «Комплекс организационно­педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы» 2.1 Календарный учебный график Количество учебных недель – 72 Количество учебных дней – 144. Начало занятий групп первого года обучения – с 1 сентября, окончание занятий – 31 мая. Начало занятий групп второго года обучения ­ с 1 сентября, окончание занятий – 25 мая. Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа. 2.2 Условия реализации программы Наименование Перечень материально­технического обеспечения (в расчете на 9 учащихся) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 Ноутбук Стол Стул Мультимедийный проектор Экран Видеофильмы Диски, аудиокассеты Опорные конспекты Карточки, перфокарты, тесты, плакаты Велосипед I ступень II ступень 1 6 10 1 1 по тематике по тематике по тематике по тематике у ребёнка свой 1 шт. 1 комплект   каждого 1 6 10 1 1 по тематике по тематике по тематике по тематике у ребёнка свой 1 1 комплект   каждого Аптечка Инвентарь по фигурному  вождению велосипеда Спортивный зал Спортивная площадка 1 1 1 1 11. 12. 13. 14. Информационное обеспечение Подключение к сети Интернет. Кадровое обеспечение Педагог, работающий по данной программе, имеет высшее профессиональное образование в   области,   соответствующей   профилю   детского   объединения   без   предъявления   требований   к стажу работы.  Санитарно­гигиенические требования       Занятия   должны   проводиться   в   просторном   помещении,   соответствующем   требованиям техники   безопасности,   противопожарной   безопасности,   санитарным   нормам.   Кабинет   должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.  2.3 Формы аттестации Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы: ­педагогические наблюдения; ­использование методов специальной диагностики, тестирования; ­открытые занятия; ­презентации по обобщающим темам; ­участие в конкурсах. Формы контроля и подведения итогов реализации программы. Оценка   качества   реализации   программы   включает   в   себя   вводный,   промежуточный   и итоговый контроль учащихся. Вводный контроль:  определение исходного уровня знаний и умений учащихся в форме теста, иногда беседы.  Входной контроль осуществляется в начале каждого года обучения. Промежуточный контроль: осуществляется в конце первого года обучения и направлен на определение уровня усвоения изучаемого материала. Проводится  в форме создания творческой работы. Итоговый контроль: осуществляется в конце курса освоения программы и направлен на определение   результатов   работы   и   степени   усвоения   теоретических   и   практических   ЗУН, сформированности личностных качеств. Это защита проектов. Кроме того, учебно­тематический план каждого года обучения содержит в себе вводное и итоговое   занятие.   Вводное   занятие   включает   в   себя   начальную   диагностику   и   введение   в программу, итоговое занятие — промежуточную или итоговую диагностику. Для каждого учащегося важно продемонстрировать свои  достижения, получить одобрение и   справедливую   оценку   своих   стараний   от   педагога,   родителей   и   сверстников.     Критериями освоения   программы   служат   знания,   умения   и   навыки   учащихся,   позволяющие   им  создавать собственные творческие работы, исследовательские проекты и презентации. 2.4 Оценочные материалы В конце каждого учебного года проводится промежуточная аттестация учащихся, а по завершении   курса   обучения   по   программе,   проходит   итоговая   аттестация   с   использованием диагностических методик: Развитие познавательных процессов:  Составление алгоритмов. Личностное развитие учащихся: «Диагностика личностной креативности» (Е.Е.Туник); «16­факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла» (детский вариант, адаптированный Э.М. Александровской); «Методика определения самооценки детей» (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) 2.5 Методические материалы.  Методическое обеспечение I ступени обучения (стартовый уровень) № п/ п 1. Название   раздела, темы Введение Диактико­ методический материал Раздаточный материал 2. Правила дорожного Карточки, движения 3. Основы доврачебной медицинской помощи 4. Основы страхования перфокарты, видеозаписи Тесты, карточки, опорные конспекты Тесты, карточки, мультимедийны е материалы, велосипеда 5. Фигурное вождение Инвентарь по фигурному вождению велосипеда 6. Итоговое занятие Мультимедийн тесты,   ые видеозаписи Формы, методы, приемы обучения Формы подведения итогов Словесный: анализ текста.  устное   изложение,   беседа, Наглядный: иллюстраций, наблюдение.  показ   видеоматериалов, тест тест 1. Практический:  тренинг,   упражнения, практические работы.  Частично   проблемных ситуаций ­   поисковый:  решение тест Исследовательский:  семинар.  исследование, Фронтальный: опрос, беседа, диалог. Коллективный: анализ ситуаций тест Индивидуально ­ фронтальный: создание алгоритмов. соревнование Индивидуальный ­  самостоятельная работа.   Проблемно­поисковый: творческих   заданий, мастерская, упражнения, Игра     выполнение   творческая Методическое обеспечение IІ ступени обучения (базовый уровень) № п/ п 1. Название   раздела, темы Введение Диактико­ методический материал Раздаточный материал 2. Правила дорожного Карточки, движения    3. Основы доврачебной медицинской помощи    перфокарты, видеозаписи Тесты, карточки Аудиозаписи, опорные конспекты Формы, методы, приемы обучения Формы подведения итогов Словесный: анализ текста.  устное   изложение,   беседа, Наглядный: иллюстраций, наблюдение.  показ   видеоматериалов, тест тест 2. Практический:  тренинг,   упражнения, практические работы.  Частично   проблемных ситуаций ­   поисковый:  решение тест Исследовательский:  семинар.  исследование, 4. Основы страхования Тесты, Фронтальный: опрос, беседа, диалог. тест карточки,  Коллективный: анализ ситуации мультимедийны е материалы, Индивидуально ­ фронтальный: создание алгоритмов. 5. Фигурное вождение велосипеда   Инвентарь по фигурному вождению велосипеда Индивидуальный ­  самостоятельная работа.   упражнения, соревнование 6. Итоговое занятие Мультимедийн тесты,   ые видеозаписи Проблемно­поисковый: творческих   заданий, мастерская,     выполнение   творческая игра Алгоритм построения учебного занятия Каждое занятие по программе содержит вводную часть, основную и заключительные части. Вводная часть: приветствие, сообщение темы занятия. Основная часть: Основная часть включает в себя теорию и практику. Теория предполагает изучение: ­ правил дорожного движения; ­ правил оказания первой доврачебной помощи; ­ основ страхования;  ­ основных требований к вождению велосипеда. Практика  закрепляет изученный теоретический  материал. Основное место на занятиях отводится практической работе: ­ наложению повязок; ­ способам остановки кровотечений;  ­ проведению иммобилизации; ­ фигурному вождению велосипеда. Технологии, формы и методы обучения. В образовательном процессе используются технологии: информационно­коммуникативного обучения,   проблемного   обучения,   разноуровневого   обучения,     развивающего   обучения, дифференцированного   обучения,   игровые   технологии,   обучение   в   сотрудничестве,   технология портфолио, здоровьесберегающие технологии. Формы   занятий,   методы   и   приемы   обучения   и   воспитания   используются   с   учетом возрастных особенностей.  Программа предполагает использование различных форм занятий (занятие­игра, занятие­ путешествие,   и   др.)   и   методов   обучения   (объяснительно­иллюстративный,   репродуктивный, проблемный, частично­поисковый, исследовательский).  2.6 Список литературы Для педагога Крюкова М.А, Никитина Т.И, Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: 1. Джихан   О.Н,   Петров   С.В,   Старых   И.Л.Безопасность   на   дорогах   и   в   общественном транспорте. Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию. – Оренбург: Изд­во ОГПУ, 2009. 2. Коваленко   В.И.   Игровой   модульный   курс   по   ПДД,   или   школьник   вышел   на   улицу.­ М.:ВАКО, 2008. 1. практ. пособие. – М.: ЭНАС, 2009. 2. транспортного травматизма в начальной и средней школе. ­ М.: Просвещение, 2008. 3. Лобашкина   В.А,   Яковлев   Д.Е,   Хренников   Б.О,   Маслов   М.В.   Безопасность дорожного   движения:   программы   для   системы   дополнительного   образования   детей.   –   М.: Просвещение, 2009. 4. Кузьмина  Т.А,    Шумилова  В.В,  Таркова  Е.Ф.  Профилактика   детского  дорожно­ Материалы газеты «Добрая Дорога Детства». Правила   дорожного   движения   Российской   Федерации   с   комментариями   и Петров   С.В,   Бубнов   В.Г.   Первая   помощь   в   экстремальных   ситуациях:   практ. 5. пособие. – М.: ЭНАС, 2008. 6. иллюстрациями. – М.: Атберг 98, 2009. Разинина   И.Ф.   Безопасность   детей   на   дороге   ­   забота   каждого:   методические 7. рекомендации   по   организации   в   образовательных   учреждениях   работы   с   родителями   по профилактике дорожно­транспортного травматизма. – Тамбов: ТОИПКРО, 2009. 8. дорожно – транспортного травматизма в образовательном учреждении. – Тамбов, 2007. 9. дорожного движения: 5­9 кл: метод.пособие. – Москва.: Просвещение. 2008. 10. Тамбов: ТОИПКРО, 2005. Чубаров А.А, Конышев С.В, Разинин И.А. Дорожно­транспортная  безопасность. – Рыбин   А.Л,   Маслов   М.В;   под   общ.ред.   А.Т.Смирнова.   Обучение   правилам Разинина   И.Ф,   Рыбкина   Н.В.   Организация   работы   по   профилактике   детского Для учащихся Извекова Н.А. Правила дорожного движения: Учебное пособие для 3 класса. – 4­е Извекова Н.А. Правила дорожного движения: Учебное пособие для 2 класса. – 4­е Петров   С.В,   Бубнов   В.Г.   Первая   помощь   в   экстремальных   ситуациях:   практ. 11. изд.­  М.: Просвещение 1979.  12. изд.­  М.: Просвещение 1979.  13. пособие. – М.: ЭНАС, 2008. 14. Рыбин   А.Л,   Маслов   М.В;   под   общ.ред.   А.Т.Смирнова.Дорожное   движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. Учебное пособие для учащихся 5­9 классов. – Москва.: Просвещение. 2008. 15. иллюстрациями. – М.: Атберг 98, 2009. Правила   дорожного   движения   Российской   Федерации   с   комментариями   и Интернет ресурсы: http://www.dddgazeta.ru/about/  ­ сайт газеты «Добрая дорога детства» http://ped­kopilka.ru – сайт для педагогов http://pdd­deti.ru/   ­ методические пособия по пдд для детей http://eor.openclass.ru/node/13402 ­ сайт для педагогов http://pedsovet.org/m/my/. ­ сайт для педагогов Календарный учебный график 1 года обучения ПРИЛОЖЕНИЕ А Учитель: Сатаева Н.П.                                                   Количество часов в год ­ 72  Месяц Число № п\п Время проведения занятия Форма занятия Кол­во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 13 14 беседа лекция беседа Лекция практикум лекция беседа контроль лекция беседа беседа практикум практикум контроль 1 1 31 2 1 1 2 1 1 3 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 Введение Введение в образовательную программу 1. Правила дорожного движения Правила дорожного движения и их история Правила дорожного движения и их история Назначение правил дорожного движения Некоторые понятия и термины «Правил дорожного движения» Основные понятия и термины ПДД Основные понятия и термины ПДД Участники дорожного движения Участники дорожного движения. Пешеход. Водитель. Пассажир. Общие правила поведения участников дорожного движения. Дороги и их элементы Дороги и их элементы. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Проезжая часть. Разделительная полоса. Очередность проезда перекрестка Обеспечение безопасности движения на дорогах. тест тест 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 лекция беседа практикум практикум практикум лекция беседа практикум практикум практикум беседа контроль практикум практикум практикум контроль беседа практикум беседа лекция практикум лекция практикум практикум 5 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 15 1 2 1 1 3 1 1 1 Сигналы светофора и регулировщика Светофор. Типы и виды.  Сигналы светофора. Светофорное регулирование. Сигналы регулировщика   Сигналы регулировщика Сигналы регулировщика Дорожные знаки. Группы дорожных знаков Предупреждающие знаки, знаки приоритета. Предупреждающие знаки, знаки приоритета. Предписывающие знаки,  знаки особых предписаний Предписывающие знаки,  знаки особых предписаний Знаки сервиса,  знаки дополнительной информации Знаки сервиса,  знаки дополнительной информации Запрещающие знаки,  информационные знаки Запрещающие знаки,  информационные знаки Дорожные знаки Дорожные знаки Велосипед. Правила дорожного движения для велосипедистов Велосипед. Правила дорожного движения для велосипедистов 2. Основы доврачебной медицинской помощи Средства оказания медицинской помощи. Раны. ПМП при ранениях. Раны.  ПМП при ранениях. Кровотечения Характеристика различных видов кровотечения.  Способы остановки кровотечений Правила наложения жгута. тест тест 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 лекция беседа практикум практикум контроль лекция практикум беседа практикум лекция беседа беседа практикум контроль практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум 5 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 5 1 1 1 1 1 15 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Травмы Характеристика различных видов травм.   Правила и способы оказания первой медицинской помощи. Правила наложения повязок. Правила наложения шины. Правила и способы транспортировки пострадавших. Ожоги.  Ожоги.  Правила оказания ПМП при ожогах. ПМП при тепловых и солнечных ударах, обморожениях. Тепловой  и солнечный удары. Правила оказания ПМП при тепловом, солнечном ударах. 3. Основы страхования Страхователь. Страховщик. Страховые риски.  Виды страхования. Страховая сумма. Государственные страховые фирмы. 4. Фигурное вождение велосипеда Элементы фигурного вождения велосипеда «Коридор из длинных досок» «Коридор из коротких досок» «Скачок через препятствие передним колесом» «Змейка» «STOP­линия» «Качели» «Восьмерка» «Желоб» «Ворота с подвижными стойками» «Перенос предмета» «Проезд с наклоном через препятствие» тест тест 64 65 66 67 68 69 70 71 72 практикум практикум практикум контроль контроль контроль практикум практикум практикум 1 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 72 «Езда по квадрату» «S­образная дорожка» «Слалом» «Круг» 5. Диагностика сформированности ЗУН Тестирование Тестирование 6. Итоговое занятие Игра «Безопасное колесо» Игра «Безопасное колесо» Игра «Безопасное колесо» итого соревнов ание тест тест Календарный учебный график 2 года обучения ПРИЛОЖЕНИЕ Б Учитель: Сатаева Н.П.                                                   Количество часов в год ­ 72  Месяц Число № п\п Время проведения занятия Форма занятия Кол­во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 беседа лекция беседа практику м лекция практику м беседа практику м лекция практику м контроль 1 35 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Введение Введение в образовательную программу 1. Правила дорожного движения Дорожная разметка и ее характеристики. Дорожная разметка и ее характеристики Горизонтальная разметка. Горизонтальная разметка. Постоянная и временная горизонтальная разметка. Применение горизонтальной разметки Применение горизонтальной разметки «Зебра» Вертикальная разметка. Вертикальная разметка. Применение вертикальной разметки тест 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 5 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 5 1 1 1 1 1 6 1 1 1 Главная   и   второстепенная   дороги.   Распределение приоритета между участниками дорожного движения Главная и второстепенная дороги. Главная и второстепенная дороги. Распределение   приоритета   между   участниками   дорожного движения. Распределение   приоритета   между   участниками   дорожного движения. Распределение   приоритета   между   участниками   дорожного движения. Скорость движения. Общие правила выбора скорости движения. Максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств. Обгон и встречный разъезд. Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками. ПДД. Административный и Уголовный Кодексы РФ  Ответственность   за   нарушение   правил   обеспечения безопасности дорожного движения.  Виды ответственности Дисциплинарная и гражданская  ответственность. Административная и уголовная ответственность. Правонарушения несовершеннолетних.  ДТП, их причины. Дорожно­транспортные происшествия,  их основные причины последствия.  Действия при ДТП (участник, очевидец, свидетель). Анализ типичных ДТП лекция практику м беседа практику м контроль лекция беседа лекция беседа лекция беседа беседа практику м контроль лекция беседа беседа тест тест 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 тест практику м беседа контроль лекция практику м практику м беседа практику м лекция практику м практику м беседа практику м практику м практику м практику м практику 1 1 1 5 1 1 1 1 1 11 3 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 Анализ типичных ДТП Обзор газет, телепередач, материалов ГИБДД. Дорожно­транспортные происшествия и их последствия.  Служба ГИБДД. История ГАИ­ГИБДД Инспектор ГИБДД.  Инспектор ДПС на автотрассе  Задачи и функции дорожно­патрульной службы. Задачи и функции дорожно­патрульной службы. 2. Основы доврачебной медицинской помощи Экстренная реанимационная помощь Терминальные состояния. Клиническая смерть.  Правила проведения ЭРП при терминальных состояниях. Способы проведения ЭРП. Отработка навыков по оказанию первой  медицинской помощи Асептика и антисептика  Отработка навыков наложения повязок. Отработка навыков наложения повязок. Отработка навыков проведения иммобилизации Отработка навыков остановки кровотечения Отработка способов транспортировки пострадавших 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 тест тест м практику м контроль лекция практику м беседа практику м контроль практику м практику м практику м практику м практику м практику м практику м практику м практику м практику 1 1 5 1 1 1 1 1 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Отработка   навыков   оказания   первой   медицинской   помощи пострадавшему при обмороке. Отработка   навыков   оказания   первой   медицинской   помощи пострадавшему при ожогах, отморожении 3. Основы страхования Страхователь, страховщик. Страхование граждан.  Страхование имущества. Страховая сумма. Закрепление знаний по основам страхования. 4. Фигурное вождение велосипеда «Коридор из длинных досок» «Коридор из коротких досок» «Скачок через препятствие передним колесом» «Змейка» «STOP­линия» «Качели» «Восьмерка» «Желоб» «Ворота с подвижными стойками» «Перенос предмета» 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 м практику м практику м практику м практику м контроль контроль контроль практику м практику м практику м 1 1 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 «Проезд с наклоном через препятствие» «Езда по квадрату» «S­образная дорожка» «Слалом» «Круг» 5. Диагностика сформированности ЗУН Тестирование Тестирование 6. Итоговое занятие Игра «Безопасное колесо» Игра «Безопасное колесо» Игра «Безопасное колесо» 72 итого соревнование тест тест

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»

Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасное колесо»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019