Организация питания детей в стационаре
Оценка 4.9

Организация питания детей в стационаре

Оценка 4.9
Научные работы
doc
ОБЖ
Взрослым
31.07.2023
Организация питания детей в стационаре
В работе освещены разнообразные аспекты организации питания детей в стационаре. Изучены и обобщены теоретические (исторические, физиологические, биохимические и др.) основы организации питания детей в стационаре. Описаны актуальные проблемы и основные принципы организации питания детей в стационаре.
ПитСтацДети.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация питания детей в стационаре

 

 


Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты организации питания детей в стационаре………...5

            1.1. Историческая справка…………………………………………………5

         1.2. Современные представления.………………….……………………7

2 Актуальные проблемы и основные принципы организации питания детей в стационаре ……………………………………………………………………….11

         2.1. Основные принципы…………………………………………………11

         2.2. Централизованное приготовление пищи………………………….13

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………20

Приложения……………………………………………………………………..22


Введение

 

Питание — это не столько насыщение (удовлетворение чувства голода), сколько огромное влияние на обмен веществ и течение физиологических процессов в организме человека, в том числе и ребенка[1].

Актуальность. На сегодняшний день именно питание, генетические особенности и образ жизни человека, в том числе и детей, определяют состояние здоровья населения. Во время болезни дети нуждаются в лечебном питании - диетотерапии[2].

На сегодняшний день проблемы организации питания детей в стационаре являются общенаучными и затрагивают интересы всего общества, науки и специалистов различных отраслей медицины. Разные авторы подчеркивают, что потребности ребенка, находящегося на стационарном лечении  в питании определяются комплексом его физических, физиологических и психологических потребностей, а также других эндогенных и экзогенных факторов.

В случае недостаточного и неправильного питания у больного ребенка наблюдается плохое самочувствие, низкая работоспособность, быстрое утомление, могут развиться заболевания, связанные с нарушением обмена веществ (диабет, ожирение, онкологические заболевания и др.). При этом, при правильной организации питания в стационаре, продукты питания должны не только удовлетворять потребности ребенка в основных питательных веществах и энергии, но и быть экологически чистыми, чтобы не нанести вред здоровью. То есть выполнять лечебные и профилактические функции.

В свете вышеизложенного актуальность данной работы не вызывает сомнений, а ее теоретическая значимость состоит в том, что проблемы организации питания детей в стационаре должны рассматриваться и решаться исходя из различных аспектов: с точки зрения гигиены, диетологии, нутрициологии и др. Это позволит обеспечить разноплановую научную основу здорового и правильного питания детей в стационаре.

Цель работы: изучить и проанализировать разнообразные аспекты организации питания детей в стационаре.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и обобщить теоретические (исторические, физиологические, биохимические и др.) основы организации питания детей в стационаре.

2. Описать актуальные проблемы и основные принципы организации питания детей в стационаре.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и приложений.


1.    Теоретические аспекты  организации питания детей в стационаре

 

1.1. Историческая справка

 

Человечество с древнейших времен связывало пищу и питательные вещества с состоянием здоровья. Сведения о лечебном и оздоровительном действии пищевых веществ сохранились в древневосточной медицине (древнекитайской, древнеиндийской, тибетской), дошедшей до наших дней[3].

Кроме этого история изучения проблем питания Древнего Египта была достаточно полно отображена в «папирусе Эберса» и  оказала большое влияние на развитие различных учений о питании Древней Греции и Рима.

Древнеримский ученый-энциклопедист и врач Авл Корнелий Цельс большое внимание уделял так называемой диететике (диетологии), видам пищи и питья, пищевым продуктам, их значимости в питании и усвояемости.

Огромный вклад в развитие наук о питании внес врач Гален (его рецепты смогли дойти до наших дней). Вместе с Аристотелем он утверждал, что природа ничего не делает без цели. При лечении болезней К. Гален широко использовал диеты.

В Средние века рацион питания определялся малой численностью населения и большим числом домашних животных (крупного и мелкого рогатого скота, домашней птицы), мясо которых было наиболее распространенной в те времена пищей. XVI веке, в связи с бурным развитием земледелия и культивирования зерновых мясо в рационе европейцев было частично заменено растительной пищей, кашами, овощами, хлебом.

В XVIII - XIX веках успехи химии, фармацевтики и других наук позволили разработать представления о питательных веществах, содержащихся в пищевых продуктах, об энергетической ценности пищи. Накапливались знания об основных компонентах пищи - жирах, белках, углеводах; эти вещества рассматривались, прежде всего, как источник энергии для организма[4].

В конце XIX и в XX веке было достоверно установлено, что кроме основных питательных веществ продукты питания для полного удовлетворения пищевых потребностей человека, в том числе и детей, еще должны содержать биоэлементы, витамины и другие биологически активные вещества (БАВ), которые  не представляют для организма энергетической ценности, так как не являются, как углеводы, белки или жиры источником  калорий, но  они обеспечивают регуляцию важнейших жизненных функций и нормальное протекание  всех физиологических и биохимических процессов в организме. Поэтому роль БАВ, как и основных питательных веществ для организма очень важна.

Большое значение в развитии научного этапа развития учения о рациональном питании имели работы  Ю. Либиха, М. Петтенкофера, К. Фойта в области изучения обмена веществ, энергетической ценности продуктов питания.

Основоположниками нутрициологии и гигиены питания в России были видные гигиенисты Ф.Ф. Эрисман, А.П. Доброславин и Г.В. Хлопин[5].

В развитие учения о питании неоценимый вклад внесли знаменитые работы И.П. Павлова по изучению пищеварения и т.д. В развитие науки в области гигиены питания большой вклад внесли А.А. Покровский, А.Э. Шарпенак, К.С. Петровский и многие другие ученые.

Таким образом, сегодня можно сказать с уверенностью, что основы рационального питания были заложены еще в глубокой древности, и,  развиваясь вместе с человечеством, ни взирая на новейшие технологии и прогресс, до сих пор остаются актуальными и востребованными.

 

1.2. Современные представления

 

На современном этапе установлено, что среди множества средств, способствующих здоровью, высокой умственной и физической работоспособности, долголетию, важнейшее место занимает питание. Определенные коррективы в питание людей вносят традиции, религиозные воззрения, уровень культуры, возраст и состояние здоровья[6].

Питание – одна из основных фундаментальных потребностей человека. Представляет собой процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ. Основные пищевые вещества (нутриенты) – это белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Среди них выделяют незаменимые, поступающие только с пищей.

Основные функции питания:

• энергетическая – восполнение энергетических затрат организма (60%

- на работу мышц, 30% - на работу внутренних органов. 10% - на

умственную работу);

• пластическая – построение и непрерывное обновление клеток

организма;

• биорегуляторная – обеспечение обменных процессов;

• иммунная – защита организма от заболеваний.

Рациональное питание способствует сохранению здоровья, хорошей физической и умственной работоспособности, высокой сопротивляемости организма по отношению к воздействию вредных факторов окружающей среды и активному долголетию.

С помощью рационального питания можно перестроить даже поведение ребенка и его запросы. Например, неправильное, нерациональное питание может способствовать усилению психической реактивности: возбуждающее действие оказывают кофе, крепкий чай, жареные блюда, особенно жирные сорта мяса, птицы, рыбы. Напротив, повышенное потребление овощей, фруктов, ягод, хлеба из низких сортов муки, творога, кисломолочных продуктов способствует снижению нейроэмоциональной возбудимости[7].

Рациональное питание является одним из неотъемлемых компонентов здорового образа жизни, обеспечивающего сохранение здоровья и высокую физическую и умственную работоспособность и, тем самым, служащим мощным фактором профилактики заболеваний. При этом, прежде всего, не следует забывать, что особенно в возрасте от 0 до 6 мес. грудное вскармливание рекомендуется, как обязательный компонент рациона младенцев, в том числе находящихся в стационаре, для обеспечения их адекватного роста и развития и является обязательным основным условием формирования здоровья[8].

В более поздние периоды развития у ребенка происходит интенсивный рост организма, Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием в подростковом возрасте. Поэтому питание рациональное детей школьного возраста играет особую роль в формировании здорового образа жизни и правильных пищевых предпочтений в дальнейшем[9].

На протяжении всего периода своего развития ребенок, в зависимости от возраста, должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало его правильный рост и развитие. Эти затраты пополняются за счет белков, жиров и углеводов.

Принимающие стационарное лечение дети нуждаются в лечебном питании - диетотерапии[10].

Лечебное питание (диетотерапия) – применение в лечебных или профилактических целях специально составленных рационов питания и режима приема пищи.

Диета (diaita – греч.) – рацион и режим питания больного человека.

Основные принципы диетотерапии:

1. Учет показаний, индивидуальных особенностей и пристрастий пациента.

2. Качественное ограничение или увеличение пищевых веществ (соль, белки. углеводы, жидкость).

3. Учет местного или общего воздействия пищи на организм:

- механическое – объем, степень измельчения (протертые, пюреобразные) и тепловой обработки (варка, тушение, на пару);

-  химическое – исключение кислот, эфирных масел, экстрактивных веществ);

-  термическое – исключение горячих и холодных блюд (оптимально - 35-370С).

4. Учет калорийности.

5. Режим питания – кратность приемов, распределение приемов с учетом энергоценности.

6. Использование экологически чистых продуктов для приготовления блюд.

 На сегодняшний день технологи совместно с врачами разрабатывают и апробируют множество технологий промышленного производства продуктов питания, эти технологии, в основном, нацелены только на увеличение количества продукции, и совсем не способствуют улучшению качества.

При консервации, эмульгировании, рафинировании, пастеризации и введению гормонов питание теряет все наиболее ценные вещества. Еда, приготовленная  в соответствии с этими технологиями, очень популярна среди детей и доступна сегодня, но не имеет питательной ценности для человека. При этом питательные вещества не могут в полной мере выполнять свои непосредственные функции

 

Таким образом, хотя понятие «Лечебное питание» появилось в нашем словаре не так давно, но проблемы лечебного и рационального питания волновали человечество со времен его зарождения. При этом, питание детей в стационаре  может включать различные аспекты, и, прежде всего, это адекватный выбор продуктов, употребление которых не приносит вред организму, а также разработка  оптимальной стратегии питания - диетотерапии.


2 Актуальные проблемы и основные принципы организации питания детей в стационаре

 

2.1 Основные принципы

 

В организации питания детей в стационаре используют два основных принципа - индивидуальный и групповой.

Индивидуальную диету назначает врач, в этом случае пищу готовят специально для конкретного ребенка.

При групповом принципе питания назначают ту или иную общепринятую диету из заранее разработанных и оказывающих определенное лечебное действие.

В стационаре устанавливается 7-дневное меню по основным диетам. Руководство лечебным питанием осуществляет врач-диетолог. Совместно с медицинской сестрой по диетпитанию он уточняет ежедневно меню.

Необходимую диету больному ребенку назначает лечащий врач. Если ребенок поступает в стационар в вечернее время, то это должен сделать дежурный врач. Сестра переносит из медицинской карты стационарного больного в сестринский лист номер диеты. Против номера диеты вписывают фамилии больных и номера палат, чтобы легко было суммировать данные по каждой диете. Ежедневно до 13 ч старшая медицинская сестра отделения составляет и отправляет на пищеблок заказ на питание (порционник), в котором указывает количество больных и распределение диет. На оборотной стороне порционника цифрами и прописью указывают количество дополнительных продуктов (молоко, сливки, творог, мясо и др.) и фамилии больных. Порционник подписывают заведующий и старшая медицинская сестра отделения[11].

Медицинская сестра по диетпитанию суммирует заказы отделений в виде сводного порционника для всех больных на следующий день. Из приемного отделения ежедневно к 9 ч поступают на пищеблок сведения о движении больных с 13 часов истекших суток, т.е. времени составления порционника. Указывается количество прибывших и убывших детей, номера диет. На основе этих данных вносятся необходимые коррективы в раздаточную ведомость на выдачу пищи в отделения, которую также составляет медицинская сестра по диетпитанию.

Применяют лечебные диеты (столы) 1-14 и общие 15-16, разработанные в Институте питания РАМН и утвержденные Минздравом РФ. Многие диеты имеют несколько вариантов. Варианты обозначают буквами, которые добавляют к номеру основной диеты[12].

Количество основных постоянно действующих диет зависит от профиля (специализации) и мощности (количества коек) больницы.

 Рекомендуемая номенклатура стандартных и краткая характеристика диет для организации питания детей в детских медицинских организациях приведена в Приложении 1.

 При этом, оптимальным считается распределение ежедневного пищевого рациона на 3 или 4 приема (см. таб.1 ).

Таблица 1

Распределение пищевого рациона при трех- и четырех разовом питании

 

3-х разовое

4-х разовое

Завтрак,%

30-35

25

Обед, %

40-45

35

Полдник,%

 

15

Ужин,%

20-30

25

 

Таким образом, одной из главных основ организации питания детей в стационаре является рациональное питание.

2.2. Централизованное приготовление пищи

В детских больницах пищу готовят централизованно на пищеблоке, откуда для завтрака, обеда, полдника и ужина ее получают буфетчицы в строго определенные часы. Для транспортировки и хранения пищи используют термосы, чистую посуду с крышками, обязательно маркированную («Для первых блюд», «Для вторых блюд», «Гарнир», «Молоко» и т.д.); посуду помещают на специальные передвижные столики-тележки[13].

Со стороны медицинских работников требуется контроль за соблюдением правил кулинарной обработки продуктов, проведение мероприятий по профилактике пищевых отравлений. Медицинские работники присутствуют при закладке основных продуктов в котел и проверяют их выход. Ежедневно в холодильнике оставляют суточную пробу готовых блюд для возможного эпидемиологического контроля. Периодически проводится подсчет соответствия пищевых рационов физиологическим потребностям детей.

Контроль за санитарным состоянием пищеблока заключается в ежедневной проверке качества уборки кухни и всех подсобных помещений, соблюдения правил мытья посуды, использования соответствующих моющих средств, своевременной смены специальной (для работы на кухне) одежды персоналом пищеблока. Проводится ежедневный осмотр работников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний кожи.

Работникам пищеблока запрещается застегивать санитарную одежду булавками, иголками, хранить в карманах посторонние предметы (деньги, ключи, сигареты), носить бусы, броши, кольца, клипсы и др.

 В каждом отделении имеется буфет-раздаточная, а в отделениях для детей старшего возраста - и столовая.

В буфете пищу, доставленную из пищеблока, при необходимости подогревают, делят на порции и раздают. Раздача должна быть закончена не позднее 2 часов после изготовления пищи, включая и время ее доставки.

Раздают пищу буфетчицы и дежурные медицинские сестры отделения. Раздачу пищи проводят в специальных халатах.

Технический персонал, занятый уборкой палат и других помещений, к раздаче пищи не допускается.

Буфетчицы обязаны соблюдать правила личной гигиены. Перед посещением туалета халат снимают, после посещения туалета руки обрабатывают в течение 2 мин раствором «Дезоксан-1» или 0,2 % раствором хлорамина[14].

Контролирует порядок и соблюдение правил работы буфета-раздаточной старшая медицинская сестра отделения.

Помещения буфетных должны быть обеспечены:

- холодной и горячей проточной водой;

- электрокипятильниками непрерывного действия;

- комбайнами для мойки посуды и двухсекционными моечными ваннами для грязной и чистой посуды;

- сетками для ополаскивания и сушки посуды;

- электроплитой для подогрева пищи;

- шкафами для хранения столовой посуды и приборов, продуктов (хлеб, соль, сахар);

- столом с гигиеническим покрытием для раздачи пищи;

- комплектом посуды из расчета: одна глубокая, мелкая и десертная тарелки, вилка, ложки - столовая и чайная, кружка на одного больного (в детских отделениях - с запасом);

- баком для замачивания или кипячения посуды;

- сухожаровым шкафом для сушки посуды;

- моющими и дезинфицирующими средствами;

- уборочным инвентарем (ведра, ветошь, щетки и т.д.) с маркировкой «Для буфетной»[15].

Дети старшего возраста, которым разрешается ходить, принимают пищу в столовой за столом, сервированным на 4 человека. За стол обычно сажают детей одного возраста, получающих одинаковые диеты. Стулья должны быть пластиковые или с легко моющейся обивкой. На окнах в летнее время должны быть установлены сетки от комаров и мух, так как они являются переносчиками многих инфекционных заболеваний.

 Раздача пищи проводится в определенное время: завтрак - с 9.00 до 9.30; обед - с 13.00 до 13.30; полдник - с 16.00 до 16.30; ужин - с 18.30 до 19.00. Температура горячих блюд не должна превышать 60 °С, а холодных- 10 °С. Разовая порция должна соответствовать возрасту ребенка[16].

Перед приемом пищи заканчивают все лечебные процедуры. Дети должны посетить туалет и вымыть руки с мылом. Медицинская сестра участвует в кормлении детей в столовой: следит за правильной сервировкой стола, внешним видом блюд. Необходимо, чтобы вид пищи пробуждал аппетит. Детям старше 3 лет разрешается пользоваться столовыми приборами. Во время еды медицинский персонал должен наблюдать, чтобы дети ели опрятно, не торопились, не мешали друг другу. Если ребенок не ест, то следует выяснить причину отказа от пищи, убедить его в необходимости приема пищи, проследить, чтобы ребенок в первую очередь съел более полноценную белковую часть блюда; насильственное кормление не допускается. В столовой надо соблюдать тишину и порядок.

Медицинская сестра строго контролирует, чтобы те дети, которые по каким-либо причинам опоздали к обеду, могли поесть. Для них необходимо сохранять еду, подогревать ее перед подачей на стол.

После каждой раздачи пищи буфетчица или младшая медицинская сестра проводят тщательную уборку помещений буфета и столовой с применением дезинфицирующих средств.

Уборочный материал (тряпки, ветошь) после мытья полов заливают 1 % раствором хлорамина (или 0,5 % осветленным раствором хлорной извести) на 60 мин в ведре для уборки, затем прополаскивают в проточной воде и сушат. Следят, чтобы инвентарь использовался строго по назначению.

Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к условиям хранения пищевых продуктов и готовых блюд играет решающую роль в профилактике пищевых отравлений. В буфете можно хранить хлеб в специальных мешках (не более суток), сахар, чай. Ввиду особых технологических требований к приготовлению лечебного питания (измельчение, протирание) диетические блюда являются особо благоприятной средой для развития патогенных микроорганизмов. В связи с этим следует контролировать время реализации готовых блюд[17].

Категорически запрещается сохранять в буфете остатки пищи, а также смешивать их со свежими блюдами и использовать для питания детей продукты, оставшиеся от предыдущего приема пищи.

В буфете хранят столовую посуду. После каждого кормления детей ее подвергают обеззараживанию. Мытье посуды проводят с учетом назначения и степени загрязнения. Сначала моют кружки и чайные ложки, а затем тарелки. Сушат и дезинфицируют посуду в сухожаровом шкафу при температуре 130 °С в течение 30 мин. В помещении буфета-раздаточной на видном месте вывешивают инструкцию по технике мытья и дезинфекции посуды.

Мочалки (ветошь) для мытья посуды по окончании мойки замачивают в 1 % растворе хлорамина или в 0,5 % осветленном растворе хлорной извести на 60 мин или кипятят в течение 15 мин, затем сушат и хранят в специально отведенных местах.

Чистая посуда содержится в специально выделенном шкафу. Медицинский персонал питается в отдельном помещении и не может пользоваться посудой, предназначенной для больных детей.

Отходы пищи собирают в специальные маркированные баки с крышками. Из отделения они должны быть вывезены в тот же день.

Дети, находящиеся на постельном режиме, принимают пищу в палате. Если ребенок может сидеть, то после мытья рук он самостоятельно ест за прикроватным столиком (см. Приложение 2).

Если больному трудно самостоятельно сидеть в кровати, то следует придать ему полусидячее положение, приподнять подголовник функциональной кровати или подложить под спину несколько подушек. Шею и грудь покрывают фартуком или клеенкой. Удобное положение создается следующим образом: левой рукой немного приподнимают голову ребенка, правой подносят ложку с едой или специальный поильник (см. Приложение 2), так как ребенок может аспирировать (вдохнуть) пищу. Количество съеденной ребенком пищи медицинская сестра отмечает в истории болезни[18].

Питание детей в больнице рассчитано на обеспечение потребностей в основных пищевых ингредиентах, однако дети нуждаются дополнительно в получении витаминов.

Для этого в больницах организуется прием передач от родителей и родственников. Обычно это фрукты и сладости. Передачи оказывают также важное психологическое воздействие.

Выдача передач проводится после основного приема пищи 2 раза в день: в 11 ч утра и в полдник. Предварительно вымытые овощи, фрукты и ягоды, а также другие продукты раздают на тарелках каждому ребенку индивидуально.

 

Таким образом, современные аспекты организации питания детей в стационаре достаточно многогранны и, в то же время сводятся к соблюдению двух основных принципов - индивидуального и группового, а также общеизвестных принципов диетотерапии, правил здорового и рационального питания,  соблюдению экологической чистоты продукции для их производства.

Из вышесказанного следует, что организации питания детей в стационаре  — это разумный, здоровый подход к выбору и потреблению продуктов, от которых напрямую зависит здоровье и продолжительность  жизни больного ребенка.


Заключение

 

Сегодня можно сказать с уверенностью, что проблема организации питания детей в стационаре является одной из достаточно насущных проблем. И ни взирая на новейшие технологии и прогресс, она до сих пор актуальна, особенно для пациентов детского  возраста.

Изучив материалы литературных и интернет - источников о современных проблемах организации питания детей в стационаре, можно сделать определенные выводы.

Очевидно, что проблема организации питания пациентов детского возраста  в стационаре – сложная  и комплексная проблема, требующая обширных знаний и навыков в различных областях науки и  практики, а также не только группового, но и индивидуального подхода.

Нарушение качества и организации питания детей в стационаре отрицательно сказывается не только на общем состоянии ребенка, но и  на  конкретных показателях их физического развития, работоспособности, заболеваемости, успеваемости, становится причиной обменных нарушений и хронических патологий. Кроме того, при правильной организации процесса и режима питания детей в стационаре можно добиться улучшения качества жизни, скорейшего выздоровления и снижения показателей заболеваемости .

Анализ принципов организации питания детей в стационаре показал, что в их основу положены, прежде всего, правила сбалансированного и адекватного питания, посредством которых в наибольшей степени обеспечивается удовлетворение потребности организма ребенка в пищевых и биологически активных веществах.

Таким образом, организация питания детей в стационаре играет одну из определяющих ролей в профилактике развития патологий и их возможных осложнений и собой представляет достаточно сложный и многофакторный процесс, который можно реализовать, только опираясь на глубокие знания, и стройную научную концепцию.


Список литературы

 

1.                 Бременер, С.М. Гигиена питания; Государственное издательство торговой литературы - 2014. - 328 c.

2.                 Боярская Л.А., Вильмс Е.А., Турчанинов Д.В., Богдашин И.В., Ерофеев Ю.В. Гигиеническое обоснование применения функциональных молочных продуктов в профилактике дефицита макро- и микро-элементов//Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 11. с. 1095-1099.

3.                 Внутренние болезни в 2-х томах: учебник /Под. ред. Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. М: Медицина, 2010-1264с.

4.                 Георгиева О.В., Коновалова Л.С., Конь И.Я. Система контроля качества и безопасности продуктов питания//Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 11. с. 1091-1095.

5.                 Дадали В. А., Шабров А. В., Макаров В. Г. Биохимические основы действия микрокомпонентов пищи/А.В. Шабров В.А. Дадали В.Г. Макаров. — М., 2012. — 166 с.

6.                 Закревский В.В., Копчак Д.В. Фактическое питание и пищевой статус пациентов с метаболическим синдромом и дисбактериозом кишечника//Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 4. с. 328-332.

7.                 Клепиков О.В., Хатуаев Р.О., Истомин А.В., Румянцева Л.А. Региональные особенности питания населения и риск для здоровья, связанный с химической контаминацией пищевых продуктов// Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 11. С. 1086-1091.

8.                 Княжев В. А., Суханов Б. П., Тутельян В. А. Правильное питание. Биодобавки, которые вам необходимы/ В.А. Сухарев, В.А. Тутельян — М.: Гэотар медицина, 2010г. — 208 с.

9.                 Лукоянова О. Л., Боровик Т.Э., Беляева И. А., Яцык Г. В. Оценка клинической эффективности новых технологических подходов к поддержке грудного вскармливания. Вопр. совр. педиатрии. 2012; 11 (4): 182-18.

10.            Основы здорового питания: пособие по общей нутрициологии / А.В.Скальный, И.А. Рудаков, С.В. Нотова, Т.И. Бурцева, В.В. Скальный, О.В. Баранова. - М.: ИД «Медпрактика-М», 2010– 117 с.

11.            Попова А.Ю., Ракитский В.Н. 125 лет федеральному научному центру им. Ф.Ф. Эрисмана//Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 11. С. 1013-1016.

12.            Турдыева Ш.Т. Выявление факторов риска развития хронических заболеваний гастродуоденальной зоны у детей и подростков школьного возраста / Вопросы практической педиатрии. 2014. Т. 9. № 2. С. 63-67.

13.            Питание детей в больнице-[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://vmede.org/sait/?page=9&id=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009&menu=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009 (дата обращения 05.06.2023г.).

14.            Правильное питание для детей школьного возраста - [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://dom-eda.com/Lyalya/2013/12/05/pravilnoe-pitanie-dlya-detej-shkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 05.06.2023г.).


 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 


Приложение 1

Рекомендуемая номенклатура стандартных диет для организации питания детей в детских медицинских организациях

Номенклатура

Показания к применению

Общая характеристика, кулинарная обработка

Основной вариант стандартной диеты (ОВД) <*>

Острые респираторные заболевания, заболевания ЛОР органов, органов зрения. Заболевания органов пищеварения в стадии ремиссии. Хронический пиелонефрит, хр. и острый гломерулонефрит с сохранными функциями почек, хроническая болезнь почек (ХБП) I или хроническая почечная недостаточность (ХПН) 0.

Плановые хирургические вмешательства, кроме органов желудочно-кишечного тракта. Нервно-психические заболевания. Травмы опорно-двигательного аппарата. Заболевания сердечно-сосудистой системы. Сахарный диабет 1 и 2 типа с нормальной массой тела. Инфекционные заболевания в стадии затухающего обострения Лихорадочные состояния.

Соответствие возрастным физиологическим нормам. Диета с физиологическим содержанием белков, жиров и углеводов, обогащенная витаминами, минеральными веществами, растительной клетчаткой (овощи, фрукты). При назначении диеты больным сахарным диабетом рафинированные углеводы (сахар) исключаются. Ограничиваются азотистые экстрактивные вещества, продукты, богатые эфирными маслами, исключаются острые приправы, пряности, копчености.

Поваренная соль 4 - 8 г/сутки,

Блюда готовят в отварном виде или на пару, запеченные. Температура горячих блюд - не более 60 - 65 °C, холодных блюд - не ниже 15 °C. Свободная жидкость - 1,5 - 2 л. Ритм питания дробный, 4 - 6 раз в день.

Диета с механическим и химичес

ким щажением (ЩД) <**>

Заболевания органов пищеварения в период обострения или неполной ремиссии (язвенная болезнь желудка и 12-типерстной кишки, острые гастрит и гастродуоденит, хр. гастрит, хр. гастродуоденит, хр. гепатит, энтероколит). Острый и хронический панкреатит Нарушение функции жевательного аппарата. Состояние после операций на внутренних органах. Острые инфекционные заболевания

Соответствие возрастным физиологическим нормам. Диета обогащена витаминами, минеральными веществами, с ограничением химических и механических раздражителей слизистой оболочки, и рецепторного аппарата желудочно-кишечного тракта, Ограничиваются азотистые экстрактивные вещества, продукты, богатые эфирными маслами, исключаются острые приправы, копчености, пряности, поваренная соль (3 - 5 г/сутки). По показаниям исключается (ограничивается) молоко и кисломолочные продукты, яичный желток, соки, соленья, свежие овощи и фрукты. Блюда готовят в отварном виде или на пару, протертые и не протертые. Температура пищи - от 15 до 60 - 65 °C. Свободная жидкость - 1,5 - 2 л. Ритм питания дробный, 5 - 6 раз в день.

 


Продолжение Приложения 1

 

Номенклатура

Показания к применению

Общая характеристика, обработка

Высокобелковая диета) - ВБД <***>

Хр. панкреатит в стадии ремиссии. Ревматизм с малой степенью активности процесса при затяжном течении болезни без нарушения кровообращения и в стадии затухающего обострения. Туберкулез легких. Нагноительные процессы. Анемия различной этиологии. Ожоговая болезнь. Лечение кортикостероидами (хр. гепатит, цирроз, хр. гломерулонефрит, и др.).

Диета с повышенным содержанием белка, нормальным количеством жиров и углеводов. При сахарном диабете и после резекции желудка с демпинг-синдромом рафинированные углеводы (сахар) исключаются. Ограничиваются азотистые экстрактивные вещества, продукты, богатые эфирными маслами, исключаются острые приправы, копчености, соленья, поваренная соль (3 - 5 г/сутки), Блюда готовят в отварном, тушеном, запеченном, протертом и не протертом виде, на пару. Температура пищи - от 15 до 60 - 65 °C. Свободная жидкость - 1,5 - 2 л. Ритм питания дробный, 4 - 6 раз в день.

Диета с пониженным количеством белка (низкокалорийная диета) - НБД <****>

ХБП II - IV или ХПН I - IV. Нефротический синдром. Амилоидоз почек. Нарушения обмена аминокислот (тирозинемия и др.).

Диета с ограничением белка до 0,6 - 0,8 г/кг/сутки (20 - 40 г/сутки), с ограничением соли (0,5 - 1,5 г/сутки) и жидкости (0,8 - 1 л/сутки). Исключаются азотистые экстрактивные вещества, какао, шоколад, кофе, острые блюда, соленья, копчености. Можно вводить саго, безбелковый хлеб, пюре, муссы из набухающего крахмала. Готовят без соли, на пару, в отварном виде, не измельчая. Рацион обогащен витаминами, минеральными веществами. Ритм питания дробный, 4 - 6 раз в день.

Вариант диеты с пониженной калорийностью (низкокалорийная диета) - НКД

Алиментарное ожирение разных степеней при отсутствии выраженных осложнений со стороны органов пищеварения, кровообращения и др. заболеваний, требующих специальных режимов питания.

Сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет 2 типа при наличии избыточной массы тела и ожирения.

Диета с ограничением энергетической ценности (до 1300 - 1600 ккал/день) за счет жиров и углеводов. Исключаются простые сахара, ограничиваются животные жиры и поваренная соль (3 - 5 г/сутки). Включаются растительные жиры, пищевые волокна (сырые овощи, фрукты, отруби). Ограничиваются жидкость, азотистые экстрактивные вещества, эфирные масла, исключаются острые приправы, пряности, копчености. Готовят в отварном виде или на пару, без соли. Свободная жидкость - 0,8 - 1,5 л. Ритм питания дробный, 4 - 6 раз в день.

Высоко

калорийная диета) - ВКД

Туберкулез, ВИЧ. Хроническая обструктивная болезнь легких; Врожденные пороки развития легких, муковисцидоз.

Диета с повышенным содержанием белка, жира, физиологическим количеством сложных углеводов, ограничением легкоусвояемых сахаров, повышенной энергетической ценностью. Поваренная соль 4 - 8 г/сутки. При сахарном диабете рафинированные углеводы (сахар) исключаются. Готовят в отварном, тушеном, запеченном виде, протертые и не протертые. Температура- от 15 до 60 - 65 гр. C. Свободная жидкость - 1,5 - 2 л. Ритм питания - дробный, 4 - 6 раз в день.

Продолжение Приложения 1

 

<*> ОВД может быть использована также для разработки индивидуальных диет для детей в пред- и послеоперационном периоде, диеты для детей с запорами, диеты для детей с наследственными заболеваниями обмена веществ, диет гипоаллергенных, диеты безмолочной, диеты для детей с сахарным диабетом с сопутствующим ожирением, целиакией и т.д. и при необходимости других диет, соответствующих различным заболеваниям детского возраста. Индивидуализация химического состава и калорийности стандартных диет осуществляется путем подбора имеющихся в картотеке блюд лечебного питания, увеличения или уменьшения количества буфетных продуктов (хлеб, сахар, масло) или исключения продуктов, не рекомендуемых при данных заболеваниях, а также путем использования специализированных продуктов и продуктов для энтерального питания.

<**> При наличии показаний готовить блюда ЩД в протертом виде.

<***> При использовании набора ВБД для расчета меню детям с сахарным диабетом исключить сахар, хлеб, кондитерские изделия, манную крупу, муку, картофельный крахмал и т.д.

<****> Необходимо индивидуализировать суточный набор НБД при разработке диеты для неуказанных в данной таблице заболеваний почек в зависимости от их клинической формы, периода заболевания и функциональной способности почек.


Приложение 2

 

Кормление тяжелобольного:

 

а - из ложки; б - из поильника


Скачано с www.znanio.ru



[1] Бременер, С.М. Гигиена питания; Государственное издательство торговой литературы - 2014. - 328 c.

[2] Питание детей в больнице-[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://vmede.org/sait/?page=9&id=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009&menu=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009 (дата обращения 05.06.2022г.).

[3] Основы здорового питания: пособие по общей нутрициологии / А.В.Скальный, И.А. Рудаков, С.В. Нотова, Т.И. Бурцева, В.В. Скальный, О.В. Баранова. - М.: ИД «Медпрактика-М», 2010–117 с.

[4] Основы здорового питания: пособие по общей нутрициологии / А.В.Скальный, И.А. Рудаков, С.В. Нотова, Т.И. Бурцева, В.В. Скальный, О.В. Баранова. - М.: ИД «Медпрактика-М», 2010– 17 с.

[5] Попова А.Ю., Ракитский В.Н. 125 лет федеральному научному центру им. Ф.Ф. Эрисмана//Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 11. С. 1013-1016.

[6] Основы здорового питания: пособие по общей нутрициологии / А.В.Скальный, И.А. Рудаков, С.В. Нотова, Т.И. Бурцева, В.В. Скальный, О.В. Баранова. - М.: ИД «Медпрактика-М», 2010– 117с.

[7] Клепиков О.В., Хатуаев Р.О., Истомин А.В., Румянцева Л.А. Региональные особенности питания населения и риск для здоровья, связанный с химической контаминацией пищевых продуктов// Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 11. С. 1086-1091.

[8] Лукоянова О. Л., Боровик Т.Э., Беляева И. А., Яцык Г. В. Оценка клинической эффективности новых технологических подходов к поддержке грудного вскармливания. Вопр. совр. педиатрии. 2012; 11 (4): 182-18.

[9] Боярская Л.А., Вильмс Е.А., Турчанинов Д.В., Богдашин И.В., Ерофеев Ю.В. Гигиеническое обоснование применения функциональных молочных продуктов в профилактике дефицита макро- и микро-элементов//Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 11. с. 1095-1099.

[10] Питание детей в больнице-[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://vmede.org/sait/?page=9&id=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009&menu=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009 (дата обращения 05.06.2022г.).

[11] Питание детей в больнице-[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://vmede.org/sait/?page=9&id=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009&menu=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009 (дата обращения 05.06.2022г.).

[12] Питание детей в больнице-[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://vmede.org/sait/?page=9&id=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009&menu=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009 (дата обращения 05.06.2022г.).

 

[13] Питание детей в больнице-[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://vmede.org/sait/?page=9&id=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009&menu=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009 (дата обращения 05.06.2022г.).

[14] Питание детей в больнице-[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://vmede.org/sait/?page=9&id=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009&menu=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009 (дата обращения 05.06.2022г.).

[15] Питание детей в больнице-[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://vmede.org/sait/?page=9&id=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009&menu=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009 (дата обращения 05.06.2022г.).

[16] Питание детей в больнице-[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://vmede.org/sait/?page=9&id=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009&menu=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009 (дата обращения 05.06.2022г.).

[17] Питание детей в больнице-[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://vmede.org/sait/?page=9&id=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009&menu=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009 (дата обращения 05.06.2022г.).

[18] Питание детей в больнице-[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://vmede.org/sait/?page=9&id=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009&menu=Pediatriya_ob_uxod_3aprudnov_2009 (дата обращения 05.06.2022г.).

Организация питания детей в стационаре

Организация питания детей в стационаре

Оглавление Введение…………………………………………………………………………

Оглавление Введение…………………………………………………………………………

Введение Питание — это не столько насыщение (удовлетворение чувства голода), сколько огромное влияние на обмен веществ и течение физиологических процессов в организме человека, в том…

Введение Питание — это не столько насыщение (удовлетворение чувства голода), сколько огромное влияние на обмен веществ и течение физиологических процессов в организме человека, в том…

В свете вышеизложенного актуальность данной работы не вызывает сомнений, а ее теоретическая значимость состоит в том, что проблемы организации питания детей в стационаре должны рассматриваться…

В свете вышеизложенного актуальность данной работы не вызывает сомнений, а ее теоретическая значимость состоит в том, что проблемы организации питания детей в стационаре должны рассматриваться…

Теоретические аспекты организации питания детей в стационаре 1

Теоретические аспекты организации питания детей в стационаре 1

В конце XIX и в XX веке было достоверно установлено, что кроме основных питательных веществ продукты питания для полного удовлетворения пищевых потребностей человека, в том…

В конце XIX и в XX веке было достоверно установлено, что кроме основных питательных веществ продукты питания для полного удовлетворения пищевых потребностей человека, в том…

Современные представления

Современные представления

Напротив, повышенное потребление овощей, фруктов, ягод, хлеба из низких сортов муки, творога, кисломолочных продуктов способствует снижению нейроэмоциональной возбудимости [1]

Напротив, повышенное потребление овощей, фруктов, ягод, хлеба из низких сортов муки, творога, кисломолочных продуктов способствует снижению нейроэмоциональной возбудимости [1]

Эти затраты пополняются за счет белков, жиров и углеводов

Эти затраты пополняются за счет белков, жиров и углеводов

При консервации, эмульгировании, рафинировании, пастеризации и введению гормонов питание теряет все наиболее ценные вещества

При консервации, эмульгировании, рафинировании, пастеризации и введению гормонов питание теряет все наиболее ценные вещества

Актуальные проблемы и основные принципы организации питания детей в стационаре 2

Актуальные проблемы и основные принципы организации питания детей в стационаре 2

Указывается количество прибывших и убывших детей, номера диет

Указывается количество прибывших и убывших детей, номера диет

Централизованное приготовление пищи

Централизованное приготовление пищи

В буфете пищу, доставленную из пищеблока, при необходимости подогревают, делят на порции и раздают

В буфете пищу, доставленную из пищеблока, при необходимости подогревают, делят на порции и раздают

Для буфетной» [1] . Дети старшего возраста, которым разрешается ходить, принимают пищу в столовой за столом, сервированным на 4 человека

Для буфетной» [1] . Дети старшего возраста, которым разрешается ходить, принимают пищу в столовой за столом, сервированным на 4 человека

Медицинская сестра строго контролирует, чтобы те дети, которые по каким-либо причинам опоздали к обеду, могли поесть

Медицинская сестра строго контролирует, чтобы те дети, которые по каким-либо причинам опоздали к обеду, могли поесть

Мочалки (ветошь) для мытья посуды по окончании мойки замачивают в 1 % растворе хлорамина или в 0,5 % осветленном растворе хлорной извести на 60 мин…

Мочалки (ветошь) для мытья посуды по окончании мойки замачивают в 1 % растворе хлорамина или в 0,5 % осветленном растворе хлорной извести на 60 мин…

Для этого в больницах организуется прием передач от родителей и родственников

Для этого в больницах организуется прием передач от родителей и родственников

Заключение Сегодня можно сказать с уверенностью, что проблема организации питания детей в стационаре является одной из достаточно насущных проблем

Заключение Сегодня можно сказать с уверенностью, что проблема организации питания детей в стационаре является одной из достаточно насущных проблем

Список литературы 1.

Список литературы 1.

А.В.Скальный, И.А. Рудаков, С.В

А.В.Скальный, И.А. Рудаков, С.В

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Рекомендуемая номенклатура стандартных диет для организации питания детей в детских медицинских организациях

Приложение 1 Рекомендуемая номенклатура стандартных диет для организации питания детей в детских медицинских организациях

Продолжение Приложения 1

Продолжение Приложения 1

Продолжение Приложения 1 <*>

Продолжение Приложения 1 <*>

Приложение 2 Кормление тяжелобольного : а - из ложки; б - из поильника

Приложение 2 Кормление тяжелобольного : а - из ложки; б - из поильника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2023