Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
экология +1
Взрослым
08.02.2019
Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"
Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей формирование полноценного сознания и поведения , воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является дополнительная образовательная программа «Юный эколог».
Юный эколог 4 класс (2).docx
Администрация МО «Городской округ Ногликский» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Вал «Рекомендована ШМО учителей начальных классов» Протокол №________ от «__»_________20__г.                                            «Утверждаю»                                Директор  МБОУ  СОШ с.Вал:                                ____________ /Шаповал Н.В./   Приказ №________ от «___» ____________20__г. Дополнительная общеобразовательная программа Юный эколог направление: социальное возраст детей: 7-11 лет срок реализации программы 2015 – 2019 г.                                                                                                                                                                                                                                                        составитель: Мохова Г.Г.,                                                                                                 учитель начальных классов                                                                                                                        с.Вал  2015 – 2019г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность.   Воспитание   экологической   культуры  –   важнейшая   задача   сложившейся        социально­культурной ситуации начала  XXI века.          В   условиях   разностороннего   глубочайшего   экологического   кризиса   усиливается   значение экологического   образования   в   начальной   школе   как   ответственного   этапа   в   становлении   и   развитии личности ребёнка. Закон  «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного  всеобъемлющего  экологического  образования и является основанием   для   поиска   и   разработки   эффективных   средств   экологического   образования   населения. Актуальность   разработанной   программы   продиктована   также   отсутствием   в   теории     и   практике экологического   образования     в   начальной   школе   единой,   рассчитанной     на   весь   период   обучения, программы  дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.        В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера   стала значительно выше, большинство из воспитанников   проявили желание   более глубоко изучать   природу родного края, их поведение   в окружающей биосреде стало более   осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения  является создание   социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей формирование полноценного сознания и поведения , воспитание гуманной личности, для которой характерна  осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.   Необходимым   средством   эффективной   реализации   эколого­ориентированной     педагогической деятельности коллектива является дополнительная образовательная программа «Юный эколог».        Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников. Программа «Юный эколог» ставит  перед собой следующие задачи: 1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. 2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности. 3. Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.  4. Воспитание ответственного отношения  к здоровью, природе,  жизни. 5. Становление   осознания   уникальности,   неповторимости   и   невосполнимости   любого   природного объекта, признанию самоценности Природы. 6. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам. 7. Развитие:   альтернативного   мышления   в   выборе   способов   решения   экологических   проблем, восприятие прекрасного   и безобразного, чувств удовлетворения   и негодования   от поступков людей по отношению к здоровью и миру природы. 8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему   школьнику,   ведение   здорового   образа   жизни,   стремления   к   активной   практической деятельности по охране окружающей среды. 9. Развитие   знаний   и   умений   по   оценке   и   прогнозированию   состояния   и   охраны   природного окружения. Основные принципы содержания программы:       принцип единства сознания и деятельности; принцип личностной ориентации; принцип системности и целостности; принцип экологического гуманизма;   принцип краеведческий; принцип практической направленности. Программа   «Юный   эколог»   авторская,   имеет   эколого­биологическую   направленность,   является учебно­образовательной с практической ориентацией. Теоритические   основы   программы   –   исследования   возрастной   психологии,   экологической педагогики   и   психологии   (С.Д.Дерябко,     В.   Я.Ясвин),   идеи   экологической   этики   (В.Е.Борейко)   и концепция личностно ориентированного образования (В.Е.Сериков). Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из трёх частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 380 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:  1­й год обучения – «Экология моего дома» 2­й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» 3­й год обучения – «Экология животных». 4­й год обучения – «По родным просторам». В   связи   с   особенностями   и   режимом   дня   младших   школьников   данная   программа   была адаптирована     для     занятий   кружка   «Юный   эколог»,   учителем     Моховой   Г.Г.   Кружковые   занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу. Место проведения занятий ­  школа, время проведения – вторая половина учебного дня. Ожидаемый результат. Показатели в личностной сфере ребёнка:     интерес к познанию мира природы; потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.  Учащиеся должны знать:  планета Земля ­  наш большой дом;  Солнце – источник жизни на Земле;       неживое и живое в природе; основные группы растительных организмов и их приспособленность к условиям существования; влияние деятельности человека  на условия жизни живых организмов; самоценность любого организма; значение тепла, света, воздуха,  почвы для живых существ, связи между ними; значение   растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; ­ многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; основные виды растений и животных различных экосистем (луга, леса); организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; человек   –   существо   природное   и   социальное;   разносторонние   связи   человека   с   окружающей природной средой; условия, влияющие на сохранение  здоровья и жизни человека и природы; различия съедобных и несъедобных грибов; позитивное и негативное влияние деятельности человека; экологически сообразные правила поведения в природе; способы сохранения окружающей природы; что такое наблюдение и опыт.          Учащиеся должны уметь:    выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; применять   теоритические   знания   при   общении   с   живыми   организмами   и   в   практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);              составлять экологические модели, трофические цепи; доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта; заботиться о здоровом образе жизни; заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы; оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости; проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям; выражать   своё   отношение   к   природе   и   людям   в   игре   и   продуктивной   деятельности   в   виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини­сочинений т т.п. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № разде ла № занят ия 1-й год обучения Тема Кол­во часов Теория Практика 1 2 Введение Что такое экология? 1­2 2 Мой дом за окном Мой дом Дом, где мы живём Практическое занятие «Уборка школьного двора» Откуда берётся и куда девается мусор? Экскурсия­прогулка «Краски и звуки осени» Деревья твоего двора Экскурсия по территории школы 3­4 5 6 7 8 9 10 11­12 Птицы нашего двора 13 Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» Дорога из дома в школу 14 15 16 17 18 19 12 Я и моё окружение Моя квартира Моя семья Соседи­жильцы Мой класс Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» Дом моей мечты Рассказы, стихи о семье 20 21 22­23 Комнатные растения в квартире, в классе 24­25 Практическое   занятие   «Уход   за   комнатными 2 2 8 2 1 1 1 2 1 12 1 1 1 1 1 2 4 1 1 1 1 8 1 1 2 26­27 Практическое   занятие   «Маленький   огород   на растениями» подоконнике» Экскурсия в лес 28 29­31 Животные в доме 32­33 Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных Практическое   занятие   «Уход   за   домашними животными в классе» 34 20 Гигиена моего дома Уход за квартирой Гигиена класса Практическое занятие «Гигиена класса» 35 36 37 38­39 Бытовые приборы в квартире Экскурсия в школьную кухню 40 41 Наша одежда и обувь Русская народная одежда 42­43 44 Практическая работа «Уход за одеждой» 10 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Вода – источник жизни Вода в моём доме и в природе Стихи, рассказы о воде в природе Экскурсия к водоёму Вода в жизни растений Вода в жизни животного мира Вода и здоровье человека Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» 7 Солнце и свет в нашей жизни Солнце, Луна, звёзды – источники света Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения Практическое   занятие   по   размещению   комнатных растений с учётом потребности тепла и света Отношение к свету и теплу различных животных Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря и лампы» Откуда приходят свет и тепло в мой дом Телевизор в моём доме Воздух и здоровье Воздух и здоровье человека Практическое занятие «Уборка в классе» 7 2 Мой край Растительный мир области Животный мир области Исчезающие растения и животные родного края Экскурсия в музей 4 Весенние работы 3 4 5 6 7 8 3 2 7 1 1 2 1 2 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 65­66 Практическое занятие по посадке растений и уходу за 2 ними Итого; 2 66 Содержание программы 1-й год обучения №п/ п 1­2 Перечень  разделов и  тем Введение Что такое  экология? Кол­ во  часов 2 2 12 2 1 1 1 1 Мой дом за  окном 3­4 Мой дом 5 6 7 Дом, где мы  живём Практическое занятие  «Уборка  школьного  двора» Откуда  берётся и  куда девается мусор Краткое содержание Теория­2 часа Знакомство детей с целями и  задачами кружка, правила  поведения при проведении  практических работ. Выясняем,  что такое экология. Экология –  наука, изучающая собственный  дом человека, дом растений и  животных в природе, жизнь  нашего общего дома – планеты  Земля. Простейшая  классификация экологических  связей: связи между неживой и  живой природой; связи внутри  живой природы на примере  дубового леса; связи между  природой и человеком. Теория ­8 часов, практика – 4  часа Внешний вид своего дома, из  чего сделан, окраска стен,  этажность. Дома в деревне и в  городе. Соблюдение чистоты и порядка  на лестничной площадке, в  подъезде, во дворе.  Перечисление всех видов работ  по наведению чистоты и  порядка в своём доме. Техника безопасности.  Распределение обязанностей.  Отчёт о выполнении задания.  Наблюдение Выясняем откуда берётся и  куда девается мусор. Формы  подведения  итогов Рисунок  «Дуб и всё  вокруг него» Формы и  методы Беседа Беседа. Рассказ. Диалог. Игра  «Живое –  неживое» Рисунок  «Мой дом».  Рассказ «Я  живу в селе» Плакат  «Какие  бывают  дома» Рассказ.  Диалог.  Игра. Беседа.  Рассказ. Беседа Беседа.  Эксперим ент «Что  будет,  если  каждый  бросит  бумажку» Мини­ сочинение  «Что нужно  сделать,  чтобы наш  класс, наш  дом, наше  село были 8 9 Экскурсия­ прогулка  «Краски и  звуки осени» Деревья  твоего двора 10 Экскурсия по  территории  школы 11­ 12 Птицы нашего двора 13 14 Практическое занятие  «Изготовлени е кормушек  для птиц» Дорога из  дома в школу 2 15 Я и моё  окружение Моя квартира 16 Моя семья 1 1 1 2 1 1 Наблюдения в природе. Осенние изменения в неживой природе.  Какое явление природы бывает  только зимой. Музыка природы  в осеннюю пору. Зелёные насаждения перед  домом, во дворе школы. Зачем  сажать деревья? Как ухаживать  за деревьями. Что мы делаем  осенью для здоровья деревьев. Наблюдения за растениями. Чем отличаются. Для чего сажают  деревья около школы. Знакомство детей с  многообразием птиц,  выделением их существенных и  отличительных признаков.  Среда обитания птиц.  Перелётные птицы. Зимующие  птицы. Замечательные птицы: о  самых маленьких, самых  крупных, самых быстрых.  Птицы нашего двора Изготовление кормушек Что вокруг нас может быть  опасным. Сигналы светофора.  Как обходить троллейбус,  автобус, трамвай. Дорожные  знаки. Правила поведения на  дороге, в транспорте. 20 1 1 Теория ­12 часов, практика – 8  часов. Светлая (солнечная,  затемненная, тёплая , холодная) квартира, цвет обоев, жилая  площадь, температура. Происхождение слова семья.  Маленькое семя с любовью  посаженное а землю, даёт  крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные Наблюден ие.  Беседа.  Диалог Беседа.  Загадки.  Кроссворд «Листья».  Игра  «Узнай  листок» Беседа.  Наблюден ие. Игра  «Подбери  слово  каждому  дереву» Беседа.  Рассказ.  Презентац ия. Игра  «Где  живёт  птичка» Беседа  «Зажги  сигналы  светофора », «Чья  это улица, чей это  дом» Беседа Диалог.  Рассказ чистыми» Заготовка  гербария Рисунок  «Деревья  осенью» Сказка о  деревьях Рисунок  «Птицы  нашего  двора»  Сообщения Вывешивание кормушек Создание  макета  безопасного  пути в  школу.  Инструктаж Рисунок  «Моя  квартира» Составить  рассказ о  своей семье,  подобрать  или сочинить 1 1 1 1 1 2 2 2 17 Соседи­ жильцы 18 Мой класс 19 20 21 Практическое занятие  «Создание  уюта в  классной и  игровой  комнатах» Дом моей  мечты Рассказы,  стихи о семье 22­ 23 Комнатные  растения в  квартире, в  классе 24­ 25 26­ 27 Практическое занятие  «Уход за  комнатными  растениями» Практическое занятие  «Маленький  огород на  подоконнике» стихотворени е о семье.  Любимые  семейные  праздники Рассказ  «Интересные  люди рядом» Правила  дежурного Диалог.  Рассказ. Игра «Что я люблю и  чего не  люблю» Беседа.  Игра цветы, затем и добрые плоды.  Роль семьи в жизни человека Доброжелательные отношения с соседями. Все мы – соседи по  планете. Дружба народов,  взаимопомощь, уважение,  традиции. Обычаи и традиции  русского народа Свет, тепло, уют. Для чего  предназначена мебель, растения. Что необходимо сделать для  создания уюта в классной  комнате. Распределение обязанностей.  Отчёт каждой группы о  проделанной работе. Рисунок Правила  вежливости.  Рисунок  «Цветок  любви» Сообщение о  комнатных  растениях.  Составление  паспорта  комнатных  растений. Из чего сделан дом ?Что в нём  будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви,  дружбе, труде. Диалог.  Игра Игра  «Вежливы е слова» Познавательное, эстетическое,  гигиеническое значение,  условия содержания, правила  расстановки комнатных  растений с учётом  приспособленности к условиям  существования. Знакомство с  комнатными растениями класса. Уход за комнатными  растениями. Пересадка комнатных растений. Распределение обязанностей.  Наблюдения Подготовка семян к посеву.  Подготовка почвы. Посадка  лука, гороха. Проращивание  почек на срезанных веточках. Беседа.  Опыт.  Наблюден ие.  Эксперим ент. Опыты с  одновреме нным  посевом  сухих  семян и  пророщен ных.  Наблюден 28. Экскурсия в  лес 29­ 31 Животные в  доме 32­ 33 34 3 35 36 37 Рассказы,  стихи,  поговорки,  пословицы о  домашних  животных Практическое занятие  «Уход за  домашними  животными в  классе» Гигиена  моего дома Уход за  квартирой Гигиена  класса Практическое занятие  «Гигиена  класса» 38­ 39 Бытовые  приборы в  квартире 1 3 2 1 1 1 1 2 ие.  Эксперим ент. Наблюден ие Беседа.  Опыт.  Наблюден ие. Диалог Наблюдение за деревьями,  кустарниками. Звуки в лесу.  Взаимосвязь света и тепла, их  взаимодействие на растения. Знакомство с домашними  животными. Цель содержания  животных. Кошка и собака –  друзья человека. Как ухаживать за кошкой и собакой. Соблюдение требований  безопасности при содержании  животных. Клопы, тараканы. Моль – меры  предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о  домашних животных.  Пословицы, поговорки. Распределение обязанностей,  отчёт о выполнении  проделанной работы. Диалог.  Рассказ. Беседа Беседа.  Диалог Беседа.  Диалог Теория – 7 часов, практика – 3  часа Влажная уборка квартиры.  Ремонт. Проветривание.  Гигиена жилища. Режим проветривания класса.  Влажная уборка. Дежурство.  Уход за комнатными  растениями. Распределение обязанностей,  выполнение работы, отчёт групп о проделанной работе.  Необходимость соблюдения  правил гигиены. Знакомство сбытовыми  приборами. Влияние их на  температуру и влажность  воздуха в квартире, на  жизнедеятельность человека.  Правила обращения с  электрической и газовой  плитой. Правила безопасности  при использовании бытовых  приборов. Рисунок Рисунок  «Моё  домашнее  животное».  Презентация Забавные  истории о  домашних  животных. Алгоритм  ухода за  домашними  животными  (попугаем,  хомячком,  рыбками) Рисунок  «Моя  квартира» Рисунок  «Школа  будущего» Инструктажи Инструктажи Беседа.  Эксперим ент. 40 41 42­ 43 44 4 45 46 47 49 50 51 5 52 Экскурсия в  школьную  кухню Наша одежда  и обувь Русская  народная  одежда Практическая работа «Уход  за одеждой» Вода –  источник  жизни Вода в моём  доме и в  природе Стихи,  рассказы о  воде в  природе Экскурсия к  водоёму Вода в жизни  животного  мира Вода и  здоровье  человека Практическое занятие «Как  правильно  чистить зубы» Солнце и  свет в нашей  жизни Солнце, Луна, звёзды –  источники  1 1 2 1 7 1 1 1 1 1 1 7 1 Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила  безопасности при использовании бытовых приборов. Знакомство с одеждой и  обувью. Их значение ,  экологические и гигиенические  требования, условия  содержания и уход. История появления одежды.  Знакомство с русской народной  одеждой. Придумывание одежды. Как  зашить дырку, пришить  пуговицу, вычистить щёткой  одежду. Теория – 5 часов, практика – 2  часа Откуда поступает вода в дом,  на какие нужды расходуется,  куда удаляется? Вода, которую  мы пьём. Вода сырая,  кипячёная, загрязненная.  Сколько стоит вода, почему её  надо экономить? Как можно  экономить воду? Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о  загрязнении Мирового океана. Наблюдение за изменениями в  природе. Признаки весны.  Краски и звуки весны. Как вода влияет на жизнь  животного мира? Как животные  заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода?  Как поступает вода в организм  человека? Куда вода  расходуется, как выделяется из  организма? Почему нужно чистить зубы и  мыть руки? Теория – 5 часов, практика – 2  часа Рассказ  «Кухня в  моей  кварире» Рекомендаци и Экскурсия Беседа Беседа.  Опыт.  Наблюден ие. Беседа Рисунок Опыт по  очистке  воды.  Беседа.  Игры с  водой. Беседа.  Диалог. Беседа.  Наблюден ие.  Рассказ. Беседа.  Наблюден ие. Беседа Придумать  экологически е знаки.  Рисунок  «Охрана  воды» Сказка о  капельке  воды Пускание  корабликов. Мини­ сочинение Рисунок Беседа Алгоритм  ухода за  зубами Солнце – естественный дневной  источник света и тепла.  Свет Луны и звёзд в ночное  Беседа.  Наблюден ие Рисунок  «Небо» света Светолюбивы е и  теплолюбивые комнатные  растения Практическое занятие по  размещению  комнатных  растений с  учётом  потребности  тепла и света Отношение к  свету и теплу  различных  животных Практическое занятие  «Наблюдение  света Солнца  и Луны,  фонаря и  лампы» Откуда  приходят свет и тепло в мой  дом Телевизор в  моём доме Воздух и  здоровье Воздух и  здоровье  человека Практическое занятие  «Уборка в  классе» Мой край 53 54 55 56 57 58 6 59 60 7 1 1 1 1 1 1 2 1 1 4 время суток. Влияние тепла и света на  комнатные растения. Провести наблюдения по  выявлению светолюбивых и  теплолюбивых комнатных  растений. Распределить  обязанности. Отчёт о  выполненной работе.  Наблюдение после  произведённой работы. Выяснить, как животные  относятся к свету и теплу. Роль  солнечного и лунного света в  жизни животных. Сравнение света Солнца, Луны,  фонаря, лампы, свечи. Роль  света в жизни человека. Знакомство с ТЭЦ, АЭС,  газопроводами, их влияние на  экологическое состояние  планеты. Телевизор, его влияние на  окружающих., режим работы,  правила просмотра. Теория – 1 час, практика – 1 час Свойства воздуха. Зачем нужен  воздух? Воздух, которым мы  дышим. Чистый и загрязнённый  воздух. Какие загрязнители  воздуха есть в помещении? Что  нужно сделать, чтобы воздух  был чистым? Болезни органов  дыхания. Болезни органов  дыхания. Вред табачного дыма.  Дыхательная гимнастика. Влажная уборка класса.  Проветривание. Теория – 3часа, практика – 1  час Эксперим ент. Опыт. Наблюден ие. Игра  «Солнечн ые  зайчики» Сообщение  «Моё  любимое  комнатное  растение. Практикум  по  размещению  комнатных  растений. Мини­ сочинение  «Моё  любимое  животное» Рисунок  «Солнечный  день. Проект «как  работа  телевизора  сказывается  на здоровье  человека» Мини­ сочинение  «Что ты  можешь  предложить  людям,  которые  курят?» Беседа.  Опыт.  Наблюден ие. Беседа.  Опыт.  Эксперим ент. Беседа. Диалогиче ская  беседа Опыт.  Наблюден ие вдоха и выдоха  воздуха.  Беседа.  Игра с  воздушны ми  шариками. 61 Растительный  мир области 62 Животный  мир области 63 Исчезающие  растения и  животные  родного края 64 8 65­ 66 Экскурсия в  музей Весенние  работы Практическое занятие по  подготовке  почвы к  посеву.  Посадка  растений и  уход за ней Тема №  разд ела №  заня тия Сообщение о  животном  занесённом в  Красную  книгу  природы. Написание  другу  письма, в  котором  выражена  тревога об  исчезающих  растениях и  животных. 1 1 1 1 2 2 Многообразие растений  области. Основные экогруппы.  Красная книга области. Рассказ Многообразие животных  области. Особенности жизни  животных области. Знакомство с исчезающими  растениями и животными  родного края, их уникальное  значение и необходимость  соблюдения правил поведения с  ними. Причины исчезновения их и необходимость защиты  каждым человеком. Растения и животные области. Практика – 2 часа Подготовка почвы к посеву на  пришкольном участке  (перекопка , внесение  удобрений). Разбивка грядок.  Посадка растений Беседа.  Наблюден ие. Беседа  Диалог. Экскурсия . Опыт  «Влияние  удобрений на рост и  развитие  высаженн ых  растений» Содержание  2­й год обучения Количество часов Теория        Практика Введение Вводное занятие Мы – жители планеты Земля Планета Земля в Солнечной системе 1 2 3 4­5 Моя малая Родина Что такое экология 6 Экология и мы 7 8 Что такое окружающая среда и окружающая природа Организм и окружающая среда Место человека в мире природы Сентябрь – ранняя осень. Сентябрь­  Хмурень. Первые уроки экологической этики Невидимые нити 9 10 11­ 12 13 14 8 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 2 Неживое в природе Неживая природа Солнце – источник тепла и света Вода, её признаки и свойства Берегите воду! Почва святыня наша. Состав и свойства  почвы Погода. Климат Прогноз погоды Предсказание погоды по народным  приметам Кислотные дожди Почему нельзя…? Времена года в неживой природе Октябрь – золотая осень. Октябрь –  Грязник. Диалоги в неживой природе Живое в природе. Экологические связи  между живой и неживой природой Практикум «Хлебные крошки» Кто улетит, а кто останется Приспособленность видов к условиям жизни Экологические связи неживой и живой  природы Экскурсия Ноябрь ­ Листогной Вода и жизнь Роль ветра в жизни растений и животных Растения рядом Декабрь ­ Студенец Будем понимать и любить растения Угадай экологический знак Экологические памятки для детей и  взрослых Разнообразие царства растений Деревья твоего двора Комнатные растения Где мы растём и почему? Приспособления  растений к разным средам обитания Теплолюбивые и холодостойкие растения Светолюбивые и теневыносливые растения Январь ­ Просинец Хвойные и лиственные растения Цветковые растения Февраль ­ Бокогрей Дикорастущие и культурные растения В стране овощей 15­ 16 17 18­ 19 20­ 21 22­ 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33­ 34 35 36 37 38 39 40 41 42­ 43 44 45 46 47 48­ 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 14 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 59­ 60 61 62 63 64 65 66 67­ 68 Лекарственные растения Возвращение перелётных птиц Март ­ Протальник Сельскохозяйственные работы Весенние изменения в природе. Апрель ­  Снегогон Сельскохозяйственные работы на  пришкольном участке Праздник «Тайник Вселенной» Заключение. Мы  ­ юные экологи Обобщение проделанной экологической  работы за год 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68 часов № разде ла № занят ия Содержание 3-й год обучения Тема Кол­во часов Теория Практика 1 Введение Вводное занятие История Земли. Окаменелости Жизнь на Земле Где растения и животные живут сегодня? Наблюдение в природе Среда обитания Среда обитания . Природные зоны Изменения окружающей среды Жизнь днём Зависимость от приливов и отливов Ночная жизнь Наблюдения в природе Времена года на Земле Год растения. Год животного. Сообщества. Изменения сообществ. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и  живой природе. Пищевые цепочки и связи Круговорот углерода в природе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 2 Жизнь животных 18 Жизнь животных 19 20 21 22 23 Группы животных по способу воспроизводства Круглый стол «В мире животных» Наблюдения в неживой природе Вымирающие организмы Динозавры – вымерший вид животных 5 12 1 1 2 1 1 4 1 1 4 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 24 25 26 27 Почему нужно защищать природу Красная Книга – способ защиты редких видов  животных и растений Красная Книга области Наблюдения в живой природе Круговорот воды Наблюдение в неживой природе Моря и океаны 28 Моря и океаны 29 30 31 Жизнь поверхностного слоя 32 33 34 35 36 37 Рыбы. Формы тела «Наши меньшие братья» ­ аквариумные рыбки Поле чудес «Знатоки мира рыб» Глубины океана. Жизнь на дне Прибрежные птицы. Морские водоросли Экологический проект «Чистый берег» Реки и озёра нашего края 38 Животный мир возле рек и озёр нашей области 39 40 41 42 43 Заказники и заповедники Экскурсия в краеведческий музей Неповторимый мир поймы Викторина «День птиц» Наблюдение за неживой природой Леса Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных 44 45 Жизнь лиственного леса 46 47 48 49 50 Жители северных лесов 51 В верхнем ярусе леса Лесная подстилка Экологический проект «Жизнь леса» Вечнозелёные леса севера. Зима в северных лесах Занятие­игра «Узнай по описанию» Человек и животные Ролевая игра «Это – всё кошки» 52 53 Жизнь среди людей 54 Домашние животные Викторина «Собаки – наши друзья» 55 Наблюдение за неживой природой 56 Люди и паразиты 57 58 Бактерии и вирусы Исчезающие виды 59 60 Весеннее пробуждение Заключение Защита животных 61 62­63 Практическое занятие 64 65 Акция «Сохраним первоцвет!» Наблюдение за живой природой 2 3 4 5 6 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 10 10 6 8 9 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 4 1 1 1 1 7 2 1 1 66 Наблюдение за неживой природой 67­ 68 Практическое занятие 1 2 8 № разде ла № занят ия Содержание 4-й год обучения Тема Кол­во часов Теория Практика 1 2 3 Мой край Поверхность Сахалинской области. 1 2­3 Животные Сахалина. Растения Сахалина. 4­5 6 Исчезающие растения и животные родного края Города нашего края. 7 Наблюдения за неживой природой. 8 9 Экскурсия в краеведческий музей. Заповедники Сахалинской области. 10 11 Полезные ископаемые Сахалина По просторам страны Карта – наш экскурсовод. Уральские горы. Гора Эльбрус. Обитатели пещер. Река Волга. Самое глубокое озеро России. Интеллектуальная игра «Своя игра». Самый холодный океан. Хозяйственная деятельность человека в тундре. Обитатели тайги. Наблюдение за живой природой. 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23­24 Проект «Значение леса в жизни людей». 25 26  27 28 29 30 31 32 33 Викторина «В пустыне». Пословицы народов России о деятельности человека. Как сберечь природу России? Игра «Что? Где?  Когда?» Человек среди людей Человек среди людей. Познай самого себя. Викторина «Тело человека». В кругу семьи. Твоя семья и природа. 34­35 Родословное дерево. 36­37 О правах и правилах. Энциклопедия антиэтикета. 38 39 Мир вокруг меня. 7 1 1 1 1 1 1          1 11 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 17 4 1 1 1 1 6 1 1 2 1 1 13 1 1 2 1 4 40 Практические задания 41­43 Проект «Создай свой волшебный мир». 44­45 Рецепты здоровья. 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Кроссворд «Ещё одна формула здоровья» Пословицы про здоровье. Красен человек статью. Играем на природе. Повторяем Экологические связи в живой природе. Вода. Охрана воды. Почвы. Охрана почв. Воздух. Охрана воздуха. Охрана животных. Способы охраны природы. Что такое экологическая катастрофа. 57­58 Природные катаклизмы. 59 60 Роль неживой природы в жизни живого. Угроза исчезновения. 61­62 Весенние изменения в природе. 63­66 Защита исследовательских работ и творческих  проектов учащихся. 67­68 Наблюдения за живой и неживой природой. 1 3 1 1 1 1 8 1 1 4 2 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 19 Требования к результатам обучения учащихся к концу 4 года обучения     Учащиеся должны знать/понимать:         понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края; ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение;  соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от  разрушений и загрязнения); нравственные и правовые принципы природопользования; взаимосвязи в природном сообществе и экосистеме.      Учащиеся должны уметь:    характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края; использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска  необходимой информации; обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения  необходимости бережного отношения к природе своего края;       определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих  отношений на природные объекты; соблюдать правила экологического' поведения в природе; называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу края; характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности); пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно  отражается на природе; использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного  отношения к окружающей природе в реальном поведении. Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Юный эколог» в 4 классе: Личностные УУД: Самоопределение:             готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;  принятие образа «хорошего ученика»;  самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ  жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам  природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;   гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;  осознание ответственности человека за общее благополучие;  осознание своей этнической принадлежности;  гуманистическое сознание;  социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в  поведении социальным нормам;  начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.  Смыслообразование:   мотивация любой деятельности (социальная, учебно­познавательная и внешняя);  самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;   целостный, социально­ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Нравственно­этическая ориентация:      уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;  навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из  спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства;  этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально­нравственная отзывчивость. Познавательные УУД:  формулировать познавательную цель;  формулировать проблему с помощью учителя;            работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц,  правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);  работать с дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта,  библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями  к текстам;  работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять  информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; использовать знаково­символические средства для решения задач; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;  синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и  связях; строить сообщения в устной и письменной форме; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные УУД:   умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление  предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;        умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение  организовывать свою работу; основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем; самостоятельное выполнение или в сотрудничестве; различение способа и результата действий; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль; умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и  сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха. Коммуникативные УУД:          освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и  разные социальные роли (ведущего и исполнителя);  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения  или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:  выразительно читать и пересказывать текст; задавать и уточнять вопросы; понимать основание  разницы  заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и  корректно присоединяться к одной из них или аргументировано  высказывать собственную точку  зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;  использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения  (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). адекватно использовать речевые средства для решения различных            коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.    умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;  способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта  интересов;  взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 4. Предполагаемые результаты реализации программы к концу курса обучения учащихся: 1 уровень (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и  повседневной жизни):  знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;     будут иметь позитивный социальный опыт  (готовность к сотрудничеству со сверстниками и  педагогами, ответственность за свое поведение и за происходящее в процессе совместной  деятельности); социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации;  духовно­нравственные приобретения. 2 уровень (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к  социальной реальности в целом):       развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям;  приобретут общечеловеческие нравственные качества;  стремление к коллективной творческой деятельности; оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:  учиться отделять поступки от самого человека; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые  поступки можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). 3 уровень (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):          опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и  продуктивной деятельности;  опыт самостоятельного  поиска необходимой информации в учебной и справочной литературе. опыт взаимоотношения с разными людьми;  опыт перехода от одного вида общения к другому;  опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;  опыт бережного отношения людей к природе, живым организмам; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;  опыт самоорганизации; опыт  социально приемлемых моделей поведения. 5. Формы и виды контроля   наблюдение за детьми в ходе работы; экологические игры;         проведение практических работ; проведение конкурсов; выставки, презентации; акции; отчет о проведении опыта, эксперимента; папка исследователя; викторины; разработка и защита творческих проектов. При разработке программы использованы нормативные документы:  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего   образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие   федерального   государственного   образовательного   стандарта   общего   образования»   от 06.10.2009г. №373  Приказ Министерства образования и науки РВ от 26 ноября 2010г. № 1241 «О внесении изменений в   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего   образования, утверждённый приказом   Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие   федерального   государственного   образовательного   стандарта   общего   образования»   от 06.10.2009г. №373  Приказ Министерства образования Сахалинской области  от 19.07.2011г. №862 ­ ОД «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Сахалинской области»  Устав МБОУ СОШ с.Вал  Образовательная программа МБОУ СОШ с.Вал  Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребыванию учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня.  Примерные требования к программам дополнительного образования детей Нормативно­правовой аспект (из письма Департамента молодёжной политик, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06­1844). Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Литература для учителя: 1. Г.Т.Дьячкова Окружающий мир 2­4 классы, Олимпиадные задания, Волгоград,2009г. 2. Ю.Н.Александрова, Л.Д.Ласкина Юный эколог 1­4 классы, программа кружка Волгоград, 2011г. 3. В мире птиц Детская энциклопедия «Астрель»,2008г. 4.А.А.Плешаков Атлас­определитель От земли до неба М. «Просвещение», 2010г. 5. Е.А.Волкова Лучшие комнатные цветы М,Эксмо 2011г. 6.   Л.Д.Ласкина,   Н.В.Николаева   Экологическое   образование   младших   школьников.   Волгоград «Учитель», 2011г. 7. Я и мир вокруг меня. Тетрадь для занятий 3­4 класс Волгоград, «Учитель», 2010г.   Интернет ресурсы. 1. Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193 2. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов: http://schoolcollection. edu.ru 3. Справочно - информационный Интернет портал: http://www.gpamota.ru 4. Я иду на урок начальной школы; http://nsc.1september.ru/urok             Техническое обеспечение: 1. Компьютер 2. Проектор 3. Интерактивная доска 4. Документ камера 5. Фотоаппарат 6. Микроскоп

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеобразовательная программа   "Юный эколог"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2019